Алиментарность в праве социального обеспечения это

Сегодня предлагаем статью: "Алиментарность в праве социального обеспечения это", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Право социального обеспечения в России

Предмет права социального обеспечения

Предмет отрасли права представляет собой группу общественных отношений, характеризующуюся определенным внутренним единством, которая наряду со специальным методом регулирования соответствующих отношений позволяет говорить о самостоятельности отрасли права.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права в системе российского права сформировалось в середине 70-х годов XX в. До этого времени отношения по социальному обеспечению регулировались нормами трудового, административного, гражданского права, а отраслевая принадлежность некоторых правоотношений (по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению, по обеспечению граждан ежемесячными и единовременными пособиями и др.) не определялась.

Основоположник права социального обеспечения, B.C. Андреев, предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствовали следующим критериям:

  1. одним из их субъектов являлся гражданин, а другим — государство в лице его органов управления или профсоюзов, наделенных государством необходимыми полномочиями, или органы колхозов;
  2. носили алиментарный характер;
  3. обеспечение осуществлялось за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение 1 Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР. М., 1974. С. 36. 37. .

Признак алиментарности, присущий праву социального обеспечения советского периода, охарактеризовал А.Д. Зайкин, указав, что все виды социального обеспечения обладают этим признаком: «Социально-алиментарные выплаты — денежное содержание, предоставляемое без применения договорных начал в обязательном порядке государством из фонда социального обеспечения бесплатно, безэквивалентно, но, как правило, в связи с общественно полезной деятельностью, как постоянный источник жизнеобеспечения или как государственная помощь, временно заменяющая оплату труда либо ее дополняющая в старости, при постоянной, временной утрате трудоспособности, потере кормильца, деторождении и других случаях, установленных в законе, в твердых размерах или размерах, соизмеримых с оплатой труда» 2 Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 23, 24. .

Однако в современной российской действительности признак алиментарности утратил актуальность, поскольку в большинстве случаев социальное обеспечение предоставляется за счет средств социального страхования (на возмездной основе при условии уплаты страховых взносов), а не за счет бюджетных средств, как это было в советский период. M.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо отмечают, что «с определенной долей условности алиментарными можно считать лишь отношения по социальному обеспечению человека как члена общества» 3 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувср, 2004. С. 79. .

Одной из наиболее актуальных проблем, связанных с определением предмета права социального обеспечения, является установление видов правоотношений, регулируемых данной отраслью права.

Исследователи советского периода (М.И. Полупанов) относили к предмету права социального обеспечения только отношения по выплате пенсий и пособий. Другие добавляли к материальным формам социального обеспечения социальное обслуживание (В.Ш. Шайхатдинов), отношения по медицинскому обслуживанию и лечению (B.C. Андреев), санаторно-курортное обеспечение (К.С. Батыгин), бесплатное образование (Р.И. Иванова, В.А. Тарасова).

Положения Конституции РФ 1993 г. позволяют сделать вывод о том, что виды социального обеспечения, регулируемые правом социального обеспечения, базируются на социальных рисках (болезнь, старость, инвалидность, нетрудоспособность и др.), перечисленных в законодательстве. Понятие «социальное обеспечение» включает денежные выплаты, услуга либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении определенных социальных рисков. Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения перечисляет следующие виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, безработице, старости, инвалидности, потере кормильца, беременности и родам, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия. Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление различных льгот и преимуществ нуждающимся (по оплате коммунальных услуг, лекарственных средств, по бесплатному проезду и др.).

М.И. Лепихов и Е.Е. Мачульская отмечают, что характеристика обеспечения в качестве «социального» подразумевает, что оно осуществляется за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов) 4 Лепихов М.И. Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Монография. М.: РАГС, 2005. С. 170, 171; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М.. 2000. С. 35. . Однако анализ положений ст. 39 Конституции России позволяет отнести к предмету права социального обеспечения не только отношения по социальному обеспечению за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов, но и другие виды социального обеспечения, которые финансируются из иных источников (негосударственные пенсионные фонда, собственные средства предприятий и профсоюзных организаций, благотворительных ассоциаций и фондов и др.).

Таким образом, конституционные нормы содержат потенциал для развития отношений в сфере социального обеспечения с учетом современных экономических реалий. Построение экономики рыночного типа приводит к расширению общественных отношений, попадающих в сферу правового регулирования права социального обеспечения. Многие ученые обращают внимание на эти процессы. М.В. Лушникова выделяет два основных вида отношений по социальному обеспечению — социально-страховые и отношения по социальной помощи, при этом каждый из видов подразделяет на обязательные, вытекающие из закона и не зависящие от желания сторон, и добровольные, основанные на договорных началах, включая все это в предмет права социального обеспечения 5 Лушникова М.В. Право социального обеспечения (Общая часть): Учебное пособие. Ярославль. 1997. С. 10, 11. . М. Захаров и Э. Тучкова констатируют, что «на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из государственной и негосударственной системы социального обеспечения» 6 Захаров М.Л.. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 36. .

Таким образом, предмет права социального обеспечения — общественные отношения по обеспечению нуждающихся граждан при наступлении социальных рисков за счет средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов, благотворительности и других источников. Кроме основных отношений, в предмет права социального обеспечения включаются две группы производных отношений — процедурные и процессуальные.

Читайте так же:  Кредит потеря трудоспособности

Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Cоциальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.
Право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Содержание работы

Введение
1. Понятие права социального обеспечения…………………………….4
2. Система права социального обеспечения……………………………. 6
3. Предмет права социального обеспечения……………………………8
4. Метод права социального обеспечения………………………………11
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

К.р. по ПСО.docx

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения.

4. Метод права социального обеспечения.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

• сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

• отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

• определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

• применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

Читайте так же:  Размер пенсии по инвалидности по слуху

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Предмет и метод социального обеспечения.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

Читайте так же:  Льготы на оплату жку пенсионерам

• по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

• предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

• процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются

пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи

с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное

социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения. Кроме того, в предмет

права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений — важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

• сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

• отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

• определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

• применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

Читайте так же:  Стаж необходимый для назначения социальной пенсии

Вопрос. Предмет ПСО – социально-алиментарные отношения, по распределению государственных средств в порядке, предусмотренном законом

Предмет ПСО – социально-алиментарные отношения, по распределению государственных средств в порядке, предусмотренном законом, а также средств юридических и физических лиц на договорной основе. Социально-алиментарный характер отношений означает, что СО происходит в обязательном порядке и на безэквивалентной основе. Предмет неоднороден и состоит из нескольких групп общественных отношений – основных и производных. Основные:

– материальные отношения – ядро предмета ПСО, они делятся на отношения по СО граждан в денежной форме, отношения по натуральному предоставлению

— процедурные и процессуальные, которые связаны с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид СО. Предшествуют материальным, сопутствуют им или вытекают.

1 – сочетание централизованного и децентрализованного регулирования отношений в сфере СО. Ст. 72 Конституции устанавливает, что вопросы СО находятся в совместном ведении РФ и субъектов.

2 – в праве СО большинство норм носит обязывающий предписывающий характер, при этом все обязывающие нормы обращены к лицу, предоставляющему какое-либо благо по социальному обеспечению или обязанному осуществить какие-либо действия для его предоставления в ответ на волеизъявление обеспечиваемого субъекта.

3 – специфика юридических фактов – если для возникновения процедурного может быть достаточно единичного факта – волеизъявления – то для возникновения материального правоотношения необходим сложный юридический состав, который включает в себя следующие факты:

-определенный факт, дающий право на получение СО

— назначение вида СО

4 – специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязательств – в ПСО не закрепляются карательные санкции – лишение имеющихся у правонарушителя объектов или отягощение личного организационного имущественного характера. Действуют только правоограничивающие и правовосстановительные санкции. В свою очередь в литературе критикуется, что по отношению к субъектам, предоставляющим СО отсутствуют какие-либо формы компенсации противоправного, несвоевременного либо неполного предоставления социального обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9151 —

| 7768 — или читать все.

Право социального обеспечения.

Кондратьева Зоя Александрова, 89037920589

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Список используемой литературы

  1. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Право социального обеспечения: вопросы и ответы. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2002
  2. Горшков А.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Омега-Л, 2009, 179 с.
  3. Государственное право Российской Федерации./ Под. ред. Кутафина О.Е.- М.-1993
  4. Гусева Т.С. «Право социального обеспечения в России» ЮРКОМПАНИ, 2009, 276 с.
  5. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения : конспект лекций. — М. : Юрайт-Издат, 2007. — 187 с.
  6. Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М.,1994.
  7. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный Мир, 2001.
  8. Сулейманова.В Право социального обеспечения. Дашков и К, 2009, 448 с.

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Лекция №1 4.09. 12 Понятие социального обеспечения

М. Л. Захаров, Тучкова «Право социального обеспечения»

Государственная система социального обеспечения появляется при определенных условиях и при капиталистическом строе.

Первое проявление централизованного социального обеспечения появляется в Германии во времена Бисмарка, но экономические лозунги были уже со времен французской революции.

Натуральное обеспечение обрывается с появлением капиталистических отношений, также происходит разрушение многопоколенной семьи в результате ухода новых поколений в город на заработки. Также в городе нет возможности вести натуральное хозяйство и главный источник дохода – заработная плата. Бисмарк в 1872 – 1873 г. принял государственное решение, по которому забота о нетрудоспособных возлагалась на работодателей.

Право социального обеспечения. Как самостоятельная отрасль права выделилась в 70 – е годы XX века. До этого отношения по социальному обеспечению регулировались в колхозном и трудовом праве.

Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения¸ связанные с предоставлением нетрудоспособным гражданам пенсий, пособий, а также социальных услуг. Пенсии и пособия – денежные виды обеспечения. Социальные услуги – удовлетворение специфических потребностей нетрудоспособных граждан путем предоставления предметов в натуре и оказания социальных услуг (протезирование, содержание в домах-интернатах, медицинское лечение, лекарственное обеспечение и т.д.)

Услуги – то, что удовлетворяет потребности лица в момент её осуществления. В результате осуществления социальной услуги нельзя что-то поставить на баланс.

При социальном страховании денежные средства аккумулируются посредством страховых взносов.

По старости (по возрасту — досрочно) (для мужчин — 60, для женщин – 55, для шахтеров минимум — 45)

Читайте так же:  Налоговые льготы родителям малолетних детей

По инвалидности (для лиц, имеющих стойкую утрату трудоспособности) (I, II, III группа, I группа – самая тяжелая)

По случаю потери кормильца

Социальные пенсии (возникла недавно, она трансформировалась из пособия) – назначается лицам, не имеющим права на другие пенсии

Военные пенсии (за выслугу лет – начисляются только по достижении определенного стажа (20 лет, но в горячих точках месяц за два или за три), по потери кормильца, по инвалидности). Пенсия за выслугу лет для государственных гражданских служащих.

Там, где есть льготное производство, должен платить работодатель.

Пособие имеет другую функцию. Носит временный характер и имеет целевое назначение.

Отношения процедурного, процессуального характера. Это установление юридически значимых фактов и защиты нарушенного права (подтверждение стажа, доказательство родства).

Субъекты отношений социального обеспечения:

Нетрудоспособное лицо (3 группы: в силу возраста – дети до 18 лет и престарелые (пенсионеры); нетрудоспособные по состоянию здоровья – временно нетрудоспособные и инвалиды; лица, у которых трудоспособность присутствует, но они не могут её реализовать по причинам, признаваемым государством социально значимыми – безработные, беженцы, переселенцы, лица ухаживающие за нетрудоспособными – малолетними детьми). Инвалидов делят по возрасту и по характеру заболевания.

О детях сказано в Конвенции о правах ребенка

Для появления государственной системы социального обеспечения необходимы определенные условия:

Концентрация власти и обеспечение единой законодательной власти в стране

Сбор и аккумуляция денежных средств – создание единой налоговой системы для дальнейшего перераспределения и содержания нетрудоспособных (что обеспечивается концентрацией власти). А для этого также необходим высокий уровень экономического развития

Общество должно достичь определенного культурно-нравственного уровня развития, чтобы в добровольном порядке принять обязательство содержать нетрудоспособных

Виды пособий (выплачивается работодатель из фонда социального страхования):

По временной нетрудоспособности

По беременности и родам

Женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (с целью сократить детскую инвалидность)

Пособие при рождении ребенка (единовременное)

Пособие на погребение

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет (обязан выплачивать работодатель)

Пособие по безработице

Метод права социального обеспечения.

Метод ПСО – совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует отношения по социальному обеспечению (перераспределение денежных средств и социальное обслуживание)

Императивный метод – метод жесткого предписания, в котором нет возможности выбора.

Диспозитивный метод – все может быть урегулировано соглашением сторон (используется в пенсионном праве)

Метод перераспределения – аккумулирования денежных средств. Для этого обществу необходима определенная концентрация и мощная власть, которая обеспечит эту аккумуляцию посредством налогов и сборов (система социального страхования)

Сочетание централизованного и децентрализованного правового регулирования (в централизованном порядке устанавливаются общеобязательные минимальные условия содержания, на локальном уровне (локальные – на уровне субъекта федерации и на уровне конкретной организации, юридического лица) устанавливаются дополнительные денежные выплаты и социальные услуги) (все обеспечение на локальном уровне предоставляется за счет этих лиц)

Сочетание единства и дифференциации – установление на федеральном уровне общеобязательной нормы, а также дополнительных, как правило, льготных, изменяющих общую норму в зависимости от условий трудовой деятельности, состояния здоровья и других, социально значимых обстоятельств (общее положение имеет изъятия и исключения для отдельных категорий) (пример с пенсионным возрастом).

Особенность юридических фактов, порождающих и изменяющих правоотношения по социальному обеспечению. В качестве юридического факта выступает событие (рождение ребенка, достижение пенсионного возраста, смерть) (но при этом также необходимо волеизъявление лица)

Алиментарный характер отношений по социальному обеспечению – содержание предоставляется не в ответ на действия другой стороны (без ответных действий) (алиментарный метод) (пособие при рождении ребенка)

Методы правового регулирования меняются в зависимости от экономических возможностей государства и социальных задач, которые стоят перед обществом.

Методы правового регулирования могут изменяться и дополняться другими методами в отдельных институтах.

Для каждого вида социального обеспечения могут быть собственные методы.

Только в 80 – е годы женщинам было предоставлен оплачиваемый декретный отпуск.

Отличие здесь состоит в том, что обеспечение носит алиментарный характер, то есть не требует ответных действий и осуществляется за счет средств федерального бюджета. Социальное страхование при этом предусматривает уплату взносов социального страхования.

Источники права социального обеспечения (источники права – нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению):

Конституция (ст. 7, 39, 43, 39, 38, 41) (пенсионное обеспечение закрепляется только в ФЗ)

ФЗ (несколько пенсионных законов). ФЗ «О трудовых пенсиях», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (по нему пенсия назначается государственным служащим и военнослужащим), ФЗ «О пенсионном обеспечении военнослужащих», ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (19 мая 1995 г.), ФЗ «О занятости населения в РФ» (19 апреля 1991 г.), ФЗ «О социальной защите инвалидов» (20 июля 1995 г.), ФЗ «О пособиях по временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (29 декабря 2006 г.), ФЗ «О предоставлении психологической помощи», ФЗ «О домах-интернатах»

Постановления Правительства – раскрытие положений и реализация предписаний ФЗ (положение «о порядке регистрации и признания безработным», «о порядке признания лица инвалидом»)

Постановления и приказы министерств и ведомств.

Локальные нормативные акты (на уровне юридического лица — работодателя)

МАСО – международная ассоциация социального обеспечения

МОТ – международная организация труда

ООН: 1948 г. «Всеобщая Декларация прав человека», конвенция «О правах ребенка», конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения», «О ликвидации дискриминации»

Видео (кликните для воспроизведения).

Ч.4 ст. 19 конституции РФ устанавливает приоритет международного права.

Источники

Алиментарность в праве социального обеспечения это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here