Дефиниции права социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Дефиниции права социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009)

Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения, составленные в соответствии с программой курса «Социальное обеспечение». В книге даны основы организации деятельности органов социального обеспечения, основные понятия этой деятельности и порядок обращения граждан и организаций в эти органы, а также особенности прав и обязанностей органов социального обеспечения. Предлагаемое издание рассчитано на студентов средних специальных, а также высших учебных заведений, в которых предусмотрено изучение курса «Социальное обеспечение».

Оглавление

  • Вопрос 1. Понятие права социального обеспечения, его функции, современное состояние, формы
  • Вопрос 2. Понятие права социального обеспечения, его предмет, метод и система
  • Вопрос 3. Источники права социального обеспечения. Международное правовое регулирование вопросов социального обеспечения
  • Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация
  • Вопрос 5. Понятие и субъекты социального страхования
  • Вопрос 6. Понятие и субъекты медицинского страхования
  • Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования
  • Вопрос 8. Понятие и виды трудового стажа
  • Вопрос 9. Понятие страхового стажа, порядок его исчисления
  • Вопрос 10. Подтверждение страхового стажа
  • Вопрос 11. Понятие и виды пенсий
  • Вопрос 12. Общий порядок назначения и исчисления пенсий
  • Вопрос 13. Понятие и организация индивидуального (персонифицированного) учета
  • Вопрос 14. Пенсия по старости: понятие, условия назначения и размер

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация

Норма права социального обеспечения – это общеобязательное, санкционируемое государством в соответствующих нормативно-правовых актах в сфере социального обеспечения и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее отношения, возникающие по поводу материального обеспечения и социального обслуживания социально незащищенных слоев населения.

Таким образом, норма права социального обеспечения представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей в сфере социального обеспечения и социальной защиты нуждающихся в этом категорий граждан.

Структура нормы права социального обеспечения, как и нормы других отраслей права, состоит из следующих взаимосвязанных необходимых элементов:

– гипотеза, которая представляет собой элемент нормы права, описывающий условия, при которых данная норма действует;

– диспозиция, т. е. элемент нормы права, устанавливающий правила поведения субъектов в форме прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе условий;

санкция – это элемент нормы права, закрепляющий определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию, как негативные – в виде мер наказания, так и позитивные – в виде мер поощрения.

Особенность структуры норм права социального обеспечения заключается в том, что зачастую в одной норме встречаются только гипотеза и диспозиция, санкция же содержится в другой норме либо в другом нормативно-правовом акте.

Классификация норм права социального обеспечения проводится по различным основаниям:

1) по содержанию выделяют следующие виды правовых норм:

– материальные, которые закрепляют фактическое содержание юридических прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению;

– процессуальные, выражающиеся в непосредственной юридической регламентации реализации прав и обязанностей в сфере социального обеспечения и процессуальных форм судебной защиты этих прав;

2) по характеру воздействия на субъектов правоотношений правовые нормы бывают:

– обязывающие, которые в категоричной форме устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия;

– запрещающие, т. е. устанавливающие обязанность лица воздерживаться от совершения определенных действий;

– управомочивающие, которые закрепляют возможность участников правоотношений по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы права социального обеспечения;

3) в зависимости от методов правового регулирования нормы делятся на:

– императивные (содержащие обязательные правила поведения, поддерживаемые мерами государственного принуждения);

– диспозитивные (предусматривающие возможность выбора);

– поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

– рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

4) в зависимости от объема действия нормы права социального обеспечения нормы права подразделяются на:

– общие (распространяющиеся на несколько категорий отношений по социальному обеспечению);

– специальные (распространяющиеся на конкретную категорию правоотношений по социальному обеспечению);

5) в зависимости от времени действия различают нормы права:

Классификация норм права таким образом позволяет четче обозначить их роль и место в системе правового регулирования отношений по социальному обеспечению и социальной защите отдельных категорий граждан, а также глубже познать их природу и назначение.

Оглавление

  • Вопрос 1. Понятие права социального обеспечения, его функции, современное состояние, формы
  • Вопрос 2. Понятие права социального обеспечения, его предмет, метод и система
  • Вопрос 3. Источники права социального обеспечения. Международное правовое регулирование вопросов социального обеспечения
  • Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация
  • Вопрос 5. Понятие и субъекты социального страхования
  • Вопрос 6. Понятие и субъекты медицинского страхования
  • Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования
  • Вопрос 8. Понятие и виды трудового стажа
  • Вопрос 9. Понятие страхового стажа, порядок его исчисления
  • Вопрос 10. Подтверждение страхового стажа
  • Вопрос 11. Понятие и виды пенсий
  • Вопрос 12. Общий порядок назначения и исчисления пенсий
  • Вопрос 13. Понятие и организация индивидуального (персонифицированного) учета
  • Вопрос 14. Пенсия по старости: понятие, условия назначения и размер

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие, предмет и метод. Система права социального обеспечения

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Дайте понятие права социального обеспечения.

2.Какие общественные отношения составляют предмет права социального обеспечения?

3.С помощью каких критериев определяется предмет права социального обеспечения?

Читайте так же:  Социальная выплата по потере кормильца размер

4.Что понимается под методом права социального обеспечения?

5.Какие основные черты характерны для метода права социального обеспечения?

6.Какие приемы правового регулирования свойственны для права социального обеспечения?

7.Что понимается под системой права социального обеспечения?

8.Что включает в себя Общая часть права социального обеспечения?

9.Что входит в Особенную часть права социального обеспечения?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Укажите, идентичны ли дефиниции права социального обеспечения и социального обеспечения:

А) они идентичны;

Б) это разные понятия.

Задание 2

Предмет права социального обеспечения составляют следующие общественные отношения:

А) материальные отношения;

Б) процедурные отношения;

В) процессуальные отношения;

Г) финансовые отношения;

Д) административные отношения.

Задание 3

Методу права социального обеспечения характерно следующее:

А) установление прав и обязанностей субъектов права социального обеспечения;

Б) регулирование взаимоотношений субъектов правоотношений по социальному обеспечению;

В) установление способов обеспечения исполнения прав и обязанностей субъектов права социального обеспечения;

Г) порядок установления прав и обязанностей всех участников социального обеспечения.

Задание 4

Что включает в себя Общая часть права социального обеспечения:

А) нормы, устанавливающие и закрепляющие права человека и гражданина в сфере социального обеспечения;

Б) нормы, устанавливающие пределы правомочий органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по вопросам социального обеспечения;

Г) нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению граждан;

Д) нормы, регулирующие финансовые отношения в области социального обеспечения.

Задание 5

Из каких правовых норм состоит Особенная часть права социального обеспечения:

А) норм, регулирующих трудовой стаж;

Б) норм, регулирующих предоставление пособий и компенсационных выплат (социального характера);

В) норм, регулирующих предоставление пенсий;

Г) норм, регулирующих предоставление социальных услуг (социального обслуживания);

Д) норм, регулирующих предоставление медицинской помощи (социального характера);

Е) норм, регулирующих предоставление государственной социальной помощи;

Ж) норм, регулирующих предоставление всевозможных денежных выплат.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Ивушкин после работы почувствовал себя плохо и обратился к врачу поликлиники по месту жительства. В ходе обследования выяснилось, что у него воспаление легких. Поэтому его направили на лечение в стационар городской больницы. Входят ли отношения по оказанию медицинской помощи и лечения в предмет права социального обеспечения?

Задача 2

Багров, достигший возраста 60 лет и имеющий 35 лет страхового стажа, последние 5 лет не работал. Имеется ли у него право на трудовую пенсию по старости? Если имеется, то куда ему следует обратиться? Какими правовыми нормами (диспозитивными или императивными) будут регулироваться пенсионные отношения?

Задача 3

У Комлевых, работников моторного завода, родился сын. У родителей возник вопрос: какие полагаются выплаты в связи с рождение ребенка? Куда им необходимо обратиться? Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения, связанные с предоставление им выплат на ребенка?

Задача 4

Пепеляева была уволена с работы по сокращению штатов. Она обратилась в органы службы занятости по месту жительства. Так как подходящей работы не оказалось, ей предложили оформиться как безработной. Ответьте на вопрос, который у нее возник: будет ли она получать какие-либо выплаты на период пребывания в качестве безработной?

Задача 5

Ковалева является инвалидом с детства и получает социальную пенсию. Месяц назад у нее умерла мать, с которой она проживала в однокомнатной квартире. Других родственников у Ковалевой нет и помогать ей некому. За истекший месяц ей принесли квитанцию об оплате коммунальных платежей. Так как у нее сумма социальной пенсии маленькая, она не знает, как ей быть. Соседи посоветовали ей воспользоваться жилищной субсидией. Куда ей следует обратиться за субсидией?

Задача 6

Солдатенков самостоятельно заключил договор о добровольном пенсионном обеспечении с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и ежемесячно вносил платежи через сбербанк. В текущем году он достиг пенсионного возраста и уволился с работы. Через месяц после увольнения с работы он обратился в НПФ по поводу выплаты ему пенсии. Входят ли данные пенсионные отношения в предмет права социального обеспечения?

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Читайте так же:  Пособие при рождении ребенка бухгалтерские проводки

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

Видео (кликните для воспроизведения).

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Читайте так же:  Льготная морская пенсия через судебные суды

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо

1. Понятие и виды соц. защиты

Соц. защита– это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды соц. защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное мед. обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. соц. помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.

2. Понятие, предмет, метод и система ПСО

ПСО– это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.

Читайте так же:  Повысили детское пособие

Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:

— отношения по пенсионному обеспечению;

— по соц. обслуживанию;

— по выплате пособий;

— по бесплатному мед. обслуживанию;

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.

— сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;

— права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;

— все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

— характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.

Система ПСО– это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:

1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;

2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.

Принципы– это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.

В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:

1. всеобщностьозначает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;

2. всесторонностьозначает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;

3. доступность. Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:

— заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;

— гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;

4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения;

5. многообразие видов обеспечения:

мат. помощь– оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.

Пенсия– это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.

Пособия– это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.

соц. обслуживание– заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:

— предоставление ср-в передвижения инвалидов;

— содержание в домах-интернатах и престарелых инвалидов;

— бесплатное проф. обучение инвалидов;

— обслуживание на дому и т.д.

4. Источники ПСО

— ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;

— ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;

— ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;

— ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;

— ФЗ «О гос. соц. помощи»;

— ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;

— ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;

— ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

— ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;

— ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;

— ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;

— ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;

— ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

— Закон Самарской области от 16.07.2004 г. № 122-ГД «О гос. поддержке гр-н, имеющих детей».

Дефиниции права социального обеспечения

Название работы: Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Социальным обеспечением в узком смысле называется только обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, осуществляемое управомоченными государственными органами за счет прямых ассигнований из государственного бюджета

Дата добавления: 2014-11-12

Размер файла: 49 KB

Работу скачали: 5 чел.

Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научной дефиниции. Однако, несмотря на то, что разработка данного понятия ведется в различных отраслях знания с начала XX в., в науке и сегодня нет единства взглядов по вопросу о его основных признаках и содержании. Причина этого кроется в неоднозначности и многогранности термина «социальное обеспечение». С социологической точки зрения, это социальный институт, посредством которого удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в поддержке со стороны общества. С экономической точки зрения, это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения доходов для поддержки нетрудоспособных членов общества.

Выработанные в юридической науке концепции социального обеспечения можно разделить на две большие группы: социальное обеспечение в узком и широком смысле.

Социальным обеспечением в узком смысле называется только обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, осуществляемое управомоченными государственными органами за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Иначе говоря, при рассмотрении социального обеспечения в узком смысле сфера его действия определяется по кругу лиц и источнику финансирования. Такой подход к определению названного понятия прослеживается уже в научных трудах 1930-х гг. Названный подход представляется неполным, поскольку не дает возможности отграничить социальное обеспечение от других видов распределения из общественных фондов потребления хотя бы потому, что нередко из фондов, предназначенных для социального обеспечения, обеспечиваются и трудоспособные граждане.

Читайте так же:  Статья 381 налоговые льготы

Под социальным обеспечением в широком смысле понимаются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между гражданами, с одной стороны, и органами государства, органами местного самоуправления, организациями — с другой, по поводу предоставления гражданам из специализированных, особым образом созданных денежных фондов всех видов материального обеспечения при наступлении не зависящих от пони субъектов обеспечения обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение их доходов, повышенные расходы, малообеспеченность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков, а также поддержания определенного минимального жизненного уровня.

Анализ данного определения позволяет выделить следующие основные признаки социального обеспечения:

1) социальное обеспечение представляет собой целый ряд общественных отношений, урегулированных нормами права;

2) субъектами данных отношений выступают граждане и органы государства, органы местного самоуправления, а также организации (в первую очередь речь идет о работодателях);

3) социальное обеспечение финансируется за счет бюджетных средств и средств специализированных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования). С 1 января 2010 г. формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет уплаты обязательных страховых взносов (см. таблицу).

Таблица. Тарифы страховых взносов, %

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

В 2011 г. взносы платятся с суммы заработка, не превышающей 463 тыс. руб. в год;

  1. в качестве объектов социального обеспечения выступают блага, предоставляемые гражданам: пенсии, пособия, компенсационные и страховые выплаты, медицинская помощь, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание, дополнительное социальное обеспечение и др.;
  2. граждане обеспечиваются указанными благами при наступлении особых случаев (иначе они называются социальны ми рисками), в их числе: достижение определенного возраста, инвалидность, признание гражданина безработным, рождение ребенка и др.;
  3. наступление рисков влечет наступление неблагоприятных последствий, таких как снижение или утрата доходов, повышенные расходы и др.;
  4. цель социального обеспечения — предупреждение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий, а также поддержание определенного минимального жизненного уровня граждан и членов их семей.

Категория «социальное обеспечение» тесно связана с такими понятиями, как «социальная политика» и «социальная защита населения».

Социальная политика — целенаправленное воздействие государства, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений, задача которого — улучшить условия быта и труда широких слоев населения. Основными целями социальной политики Российской Федерации в настоящее время являются:

определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан;

снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;

создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта;

повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом (и условиях перехода экономики России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным);

создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность;

— обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения;

— значительное улучшение качества природной среды и экологичес-ких условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств и др.

Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшими).

Социальная защита населения — система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной защите лиц. Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

Право социального обеспечения можно определить как отрасль права, как науку и как учебную дисциплину.

Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

Право социального обеспечения как отрасль права — совокупность норм, регламентирующих общественные отношения, складывающиеся при реализации прав граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения как наука — совокупность идей, теорий, представлений, взглядов ученых о социальном обеспечении.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина — совокупность знаний, навыков, умений и квалификаций, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины.

По объему наиболее широким является определение понятия права социального обеспечения как науки, поскольку предметом науки выступают не только действующие на сегодняшний момент нормы, но и история развития социального законодательства, особенности социального обеспечения в зарубежных странах, предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения. Наиболее узким по объему является понятие права социального обеспечения как учебной дисциплины. Содержание учебной дисциплины определяется потребностями подготовки специалистов и различается в разных вузах и на факультетах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

Источники

Дефиниции права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here