Демографическая функция права социального обеспечения это

Сегодня предлагаем статью: "Демографическая функция права социального обеспечения это", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Понятие социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (Приложение. Рис.1.):

  • экономического характера (безработица);
  • физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  • производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  • демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. В свою очередь, дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Студенты должны усвоить сущность социального риска, понимать, в чем заключаются его отличительные особенности, поскольку понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Рыночная экономика не порождает автоматически механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества. Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Студентам необходимо хорошо изучить концепцию «социального государства», знать основные социально-экономические права человека, закрепленные в Конституции РФ и международных актах, усвоить их содержание.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Экономическая функция заключается: 1) в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; 2) в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); 3) в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; 4) в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Так, по данным официальной статистики, доходы самых богатых превышают доходы бедных более чем в 20 раз.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Знание функций социального обеспечения поможет студентам осознать сущность социального обеспечения, понять, что создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие государства.

Классификация функций социального обеспечения

Экономическая функция социального обеспечения заключается в положительном его воздействии на потребности и интересы людей как участников процесса производства, на экономику в целом. Она имеет внутреннюю сложную структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: обеспечительной, распределительной и производственной.

При помощи распределительной подфункции осуществляется доведение до потребителя специфических материальных услуг и благ особым экономическим способом. Такая подфункция включает в себя способы сосредоточения средств в фондах и их распределения на различные цели — это действия органов государства, организаций, органов местного самоуправления, по отчислению денежных средств в фонды, которые предназначены для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пособий, пенсий и обслуживания пенсионеров.

Читайте так же:  Налоговые льготы родителям малолетних детей

Суть обеспечительной функции заключается в поддержании достойного материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пособия, пенсии) являются источником существования, чтобы предупредить обнищания народа.

Производственная подфункция заключает в себе повышение производительности труда и стимулирование граждан, освобождения трудовых ресурсов от нетрудоспособных и пожилых работников и воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних. Таким образом, социальное обеспечение способствует проведению экономических реформ и созданию рыночных отношений.

Социальная функция показывает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Деятельность социального обеспечения направлена на смягчение, предупреждение и устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В социальной функции, в зависимости от конкретной жизненной ситуации, можно выделить компенсационную, защитную и реабилитационную подфункции.

Компенсационная подфункция представляет собой возмещение утраченного дохода или заработка, а также повышенных расходов в случае утраты дохода или заработка, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по инвалидности, старости, в случае рождения ребенка, безработице, при потере кормильца, при повышении розничных цен на предметы потребления.

Защитная подфункция осуществляется путем защиты человека от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций, а именно: болезни, старости, инвалидности. Также от последствий перехода к рыночной экономике (к примеру, безработица). Все это происходит путем выплаты пособий, пенсий, материальной помощи и предоставления услуг.

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, а именно, приспособлении их к труду. Такая подфункция будет осуществляться при помощи таких видов обеспечения, которые помогут восстановить трудоспособность гражданина и вовлечь его в трудовую деятельность (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, по родам и беременности, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, снабжение их средствами передвижения и протезно-ортопедическими изделиями).

В политическую функцию включается связь между политикой и социальным обеспечением, но прежде всего социальной политикой. Цели социальной политики реализуются с помощью такого средства, как социальное обеспечение. Его учреждения и институты способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, которые были намечены государством. Важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период играет социальное обеспечение: улучшает материальное положение его различных слоев и групп, предотвращает дальнейшее снижение жизненного уровня населения, снижается рост социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция характеризуется наличием связи между духовно-идеологической сферой общества и социальным обеспечением. Так как социальное обеспечение взаимодействует не только с социальной сферой, но и с ее элементами, а именно, различными уровнями и формами общественного сознания, но прежде всего с моралью, идеологией и социальной психологией. Таким образом, в составе этой функции можно выделить социально-психологическую, идеологическую и моральную подфункцию.

Социально-психологическая подфункция основывается на связи социальной психологии и социального обеспечения. Социальное обеспечение может поспособствовать реализации уверенности людей и их социальной защищенности в будущем, и, таким образом, оказывать положительное воздействие па развитие социальной психологии.

Идеологическая подфункция представляет собой взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает воззрения слоев общества и классов на разные стороны общественной жизни, также и на социальное обеспечение, оказывает активное влияние на его сущность и характер. В целом, эффективное социальное обеспечение благоприятно воздействует на сознание людей, укрепляя при этом их доверие к государству.

Моральная подфункция связывает социальное обеспечение с этическими воззрениями, которые существуют в обществе. Значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение инвалидам, к малообеспеченным, старикам и детям. Социальное обеспечение оказывает материальную помощь экономически неактивным гражданам, обеспечивает семьи, которые потеряли кормильца, оказывает помощь в воспитании детей. Также социальное обеспечение благодаря моральной подфункции способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Демографическая функция означает, что социальное обеспечение оказывает воздействие на демографические процессы, которые происходят в обществе. Так как от характера демографических процессов и от демографической структуры населения, зависит состояние социального обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение оказывает активное благоприятное воздействие на демографические процессы. В содержание демографической функции входит укрепление и развитие семьи, материальное стимулирование ее создания, а также повышения рождаемости.

§ 2. Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В

правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения:

экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки

гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного

производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому

подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных

слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому

человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения

страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена

профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей

престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий,

благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма

важную функцию — защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой

общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в

трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем ( материальных,

физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Читайте так же:  Гарантия на материалы

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Государственная система социального обеспечения

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организацонно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом.

Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.

Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты ЕСН и страховых взносов. Ставки ЕСН установлены ст.241 Налогового кодекса РФ, а страховых взносов ст.22 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Назначение и выплата трудовых пенсий находится в ведении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет части ЕСН, перечисляемой в виде страховых взносов в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС – индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы.

Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

Студентам следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Государственная социальная помощь в последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Читайте так же:  Трудовая пенсия пенсионерам мвд

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

Студенты должны знать, в каких формах в нашей стране реализуется конституционное право на социальное обеспечение, четко усвоить основные признаки организационно-правовых форм социального обеспечения, различать их по указанным признакам.

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Функции социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

Читайте так же:  Как предпенсионеру получить пособие по безработице

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Понятие функций социального обеспечения

Функциями социального обеспечения признаются обусловленные целевым назначением направления воздействия на общество и его природой.

Между обществом как системой вместе с его элементами и социальным обеспечением имеется цепочка связей. На социальное обеспечение воздействует общество и его элементы. Такое воздействие является определяющим и первичным.

Но имеются и обратные связи: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет и на обусловливающие его факторы. Социальное обеспечение, выполняя данные функции, выступает в качестве активного фактора развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. Но при этом каждая из главных сфер может быть подвержена воздействию конкретной функции. Так как общество делится на пять основных сфер: социальную, экономическую, духовно-идеологическую, политическую и семейно-бытовую, — необходимо различать социальную, экономическую, духовно-идеологическую, демографическую, политическую функции социального обеспечения.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

§ 3. Социальное обеспечение и социальная защита

С появлением в нашей стране экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, апатридов, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить ее в рамках одной отрасли -ПСО-невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Читайте так же:  Случаи приостановления выплаты пособия по безработице

Трудовое право — это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление МРОТ, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, отклоненной от тарифа, и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной

собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением

Семейное право — это вопросы гос. поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право — это проблемы, связанные с созданием благоприятной

экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов. Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие « социальная защита» значительно шире понятия « социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Демографическая функция социального обеспечения.

Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы – на продолжительность жизни, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости, поддержание социального статуса семьи, в которой воспитываются несовершеннолетние дети.

Следовательно, через систему социального обеспечения реализуется демографическая функция.

Политическая функция социального обеспечения

Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений о создании условий, обеспечивающих человеку достойную жизнь, осуществляется главным образом через систему социального обеспечения.

Это и означает, что социальное обеспечение выполняет политическую функцию.

Юридические факты в праве социального обеспечения

Юридические факты в праве социального обеспечения — это такие жизненные обстоятельства, наступление которых, как правило, не зависит от воли человека. Они называются социальными рисками:

• временная нетрудоспособность, инвалидность,

производственная травма, профессиональное заболевание

• старость, безработица и другие риски

• особые основания возникновения отношений — материнство,

отцовство и детство.

Значение международных актов для системы источников ПСО.

О социальном обеспечении говорится в важнейших международных правовых актах, которые закрепляют право человека на социальное обеспечение и обязывают государства развивать систему социального обеспечения:

• Всеобщая декларация прав человека (1948)

• Международный пакт об экономических, социальных

и культурных правах (1966)

• Европейская социальная хартия (пересмотренная,1996) и др.

Важную роль в праве социального обеспечения играют рекомендации МОТ, а также соглашения, заключаемые государствами — членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Эти соглашения устанавливают условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое.

Основные формы социального обеспечения

Выделение того или иного круга обеспечиваемых осуществляется в зависимости от социального статуса обеспечиваемого лица. С учетом указанных критериев сложились две основные формы социального обеспечения:

1) каждого как члена общества (социальное обеспечение за счет бюджетных средств)

2) застрахованных лиц (социальное обеспечение в порядке обязательногосоциального страхования)

13. Централизованные формы социального обеспечения:

1) Социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета

2) Социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования

Социальное обеспечение за счет бюджетных средств

К кругу обеспечиваемых субъектов относится все население страны.

Финансовым источником, гарантирующим каждому реализацию конституционного права на социальное обеспечение, являются бюджетные средства.

Виды обеспечения:

-государственные пенсии, в том числе социальные;

-субсидии и компенсационные выплаты;

-различные виды обеспечения в порядке государственной социальной помощи, социальная доплата к пенсии, ежемесячные денежные выплаты;

-медицинская и лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение, различного рода социальные услуги, льготы и др.

В систему органов, предоставляющих социальное обеспечение в рамках рассматриваемой формы, входят органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства и другие.

Понятие обязательного социального страхования

Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан (и иных категорий граждан) вследствие:

• трудового увечья или профессионального заболевания

• наступления старости, инвалидности, потери кормильца

• болезни, травмы, беременности и родов

• необходимости получения медицинской помощи, санаторно-

Виды обязательного социального страхования

а) обязательное пенсионное страхование

б) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

в) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

г) обязательное медицинское страхование

Способы защиты нарушенного права на социальное обеспечение

Граждане могут воспользоваться для защиты своих прав в сфере социального обеспечения как административным, так и судебным порядком, либо одновременно тем и другим.

Цель ФЗ «О страховых пенсиях»

Видео (кликните для воспроизведения).

Цель — защита прав граждан РФ на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Источники

Демографическая функция права социального обеспечения это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here