Финансовое право социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Финансовое право социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Источники финансирования социального обеспечения

Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения.

Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.

Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.

Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные.

Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования;

— Государственный фонд занятости;

— Фонд обязательного медицинского страхования.

Так, Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

Согласно ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

— дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— штрафные санкции и пени;

— денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

— доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

— иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст.17 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду.

Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан — вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам.

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).

На 2017 год установлены следующие размеры страховых тарифов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

— на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%,

— свыше предельной величины базы – 10%;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%;

— в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования – 1,8%;

— на обязательное медицинское страхование – 5,1% (ст. 425, 426 НК РФ).

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ.

Так, ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию (ст. 24 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность.

Читайте так же:  Оформить пенсию по потере кормильца жене

Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

http://studopedia.ru/19_27252_klassifikatsiya-i-obshchaya-harakteristika-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики.

К числу сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести: во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения; во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения; в-третьих, закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению; в-четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения. В рыночной социально — ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Социальные гарантии — система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социально — экономические гарантии — это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов.

Нормативы потребления — размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

Нормативы обеспечения — определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др.

Нормативы дохода — размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

Нормативы рационального потребления — уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

Нормативы минимального потребления — социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей.

Статистические нормативы — нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

Государственные нормативы в сфере желищно — коммунального хозяйства включают: а) предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, желищно — коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода; б) показатели качества предоставления коммунальных услуг.

К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат: а) нормы обеспечения транспортом общего пользования; б) показатели качества транспортного обслуживания; в) нормы обеспечения населения услугами связи.

Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают: а) список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам; б) показатели качества оказания медицинской помощи; в) нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами; г) нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.

К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат: а) перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования; б) нормативы максимальной наполняемости классов, групп; в) нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников; г) нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивилизованности страны.

Основные направления осуществления социальных гарантий:

1) Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства: а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень заработной платы и ее индексацию; б) умеренные налоги; в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.

2) Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое оно не может, доверить каждому гражданину самостоятельно: а) приобретение общего образования; б) воспитание детей и подростков; в) подготовка кадров; г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.

3) Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи, на уровне минимальных социальных стандартов, независимо от их участия в процессе производства в таких формах: а) пенсии; б) различные виды помощи; в) стипендии; г) денежные выплаты и их индексация; д) льготы в налогообложении.

Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах.

Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.

Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.

Таким образом, необходимость социальных гарантий вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальных гарантий состоит в разработке комплекса государственных обязательств по обеспечению экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан, базирующихся на максимальном приближении к приемлемому уровню жизни.

Читайте так же:  Срок прописки при смене места жительства

Одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы существенно расширить полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в определении приоритетов в оказании социальной помощи. С целью повышения эффективности распределения финансовых средств территории должны самостоятельно решать, какие выплаты действительно нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения.

Сохранение тех или иных льгот в конкретных регионах должно сопровождаться введением процедур обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а также установлением ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье. Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи должны учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных семей и глубины бедности.

Финансовый механизм является инструментом осуществления не только финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой, социально, экономической политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Необходимость социальных гарантий вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальных гарантий состоит в разработке комплекса государственных обязательств по обеспечению экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан, базирующихся на максимальном приближении к приемлемому уровню жизни.

Социальные гарантии — система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Источниками финансирования социальных гарантий выступают: а) Государственный бюджет; б) средства местных бюджетов; в) страховые фонды; г) Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности; д) Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы; е) Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ж) Фонд медицинского страхования (за счет страховых взносов предприятий и граждан, а также благотворительных взносов граждан и предприятий, кредитов банков и других источников, не запрещенных законодательством); з)Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.


http://studopedia.ru/5_73714_ponyatie-sotsialnogo-obespecheniya-ego-finansovie-mehanizmi.html

Тема 6: Организационно-правовые нормы социального обеспечения. Финансирование социального обеспечения.

1.Понятие финансовой основы социального обеспечения. Формы социального обеспечения.

2.Правовые и организационные основы обязательного социального страхования. Страховые фонды социального назначения.

3.Государственное социальное обеспечение за счет средств бюджета.

4.Государственная социальная помощь.

1. Финансовой основой социального обеспечения следует считать те механизмы, которые создаются государством, в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение. Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для предоставления социального обеспечения. В результате этой деятельности государства в настоящее время созданы 3 организационно-правовые формы социального обеспечения:

I Обязательное государственное соц.страхование

IIГосударственное социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из бюджета

III Государственная социальная помощь

Каждая из этих форм отличается по следующим признакам:

— по кругу обеспечиваемых

— по источнику финансирования

— по видам представляемого обеспечения

— по органам управления

Основными критериями при выборе формы социального обеспечения являются положение человека, обеспечивается ли он как работник или как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью.

Основным видом социального обеспечения в настоящее время является обязательное государственное соц. страхование. Оно распространяется на лиц, работающих по трудовому договору, некоторым гражданско-правовым договорам, а также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особый круг субъектов, к которым относятся лица, выполняющие важнейшие государственные функции, лица, имеющие заслуги перед государством, лица, пострадавшие по вине государства.

К ним относятся: государственные гражданские служащие, военнослужащие и приравненные к военнослужащим лица. За счет федерального бюджета предоставляется социальное обеспечение участникам ВОВ, лицам, имеющим заслуги перед РФ, лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и т.д.

Кроме того, за счет бюджетов различных уровней предоставляются отдельные виды социального обеспечения любому гражданину вне всякой связи с его трудовой деятельностью. Это социальные пенсии, пособие на ребенка, социальные услуги и т.д.

В последнее время существенное развитие приобрело законодательство о государственной социальной помощи.

Она предоставляется, в первую очередь, малоимущим категориям населения, а также лицам, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, независимо от их дохода.

2. Отношения в системе обязательного социального страхования (ОСС) регламентируется Федеральным законом №165-ФЗ от 16.06.1999г. «Об основах обязательного социального страхования».

В законе дается определение обязательного социального страхования – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и/или соц.положения работающих граждан в случае:

— достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев лицу представляется страховое обеспечение.

Читайте так же:  Досрочная пенсия главному врачу

Необходимо имеет в виду, что любое страхование базируется на идее разделения убытков у одного застрахованного между всеми участниками страхования.

Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики — коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Права и обязанности субъектов ОСС закреплены в ст.10-12 закона №165-ФЗ.

На сегодняшний день в РФ осуществляется 4 вида ОСС:

I Обязательное пенсионное страхование (ОПС) в соответствии с законом №167-ФЗ от 15 декабря 2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ОПС)

II Обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством закон №255-ФЗ от 29 декабря 2006г. «Об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

III Обязательное социальное страхование (ОСС) от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний. Закон №125-ФЗ от 24 июля 1998г. «Об ОСС от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний».

IV Обязательное медицинское страхование (ОМС) В соответствии с законом №362-ФЗ от 29 ноября 2010г. «Об ОМС граждан в РФ»

Для осуществления ОСС страхователи должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами.

Тариф– это ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид ОСС с начисленной оплатой труда по всем доходам застрахованных лиц.

Тарифы страховых взносов на ОСС устанавливаются Налоговым кодексом.

Видео (кликните для воспроизведения).

(Схема Размер тарифов страховых взносов на ОПС. Закон №167-ФЗ (п.3. ст.33.1) Для организации каждого вида ОСС и обеспечения прав застрахованных лиц государством созданы спец.государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ (положение о нем утверждено Постановлением Верховного Совета РФ №212-1 от 27 декабря 1991г.

Фонд Социального страхования РФ (положение о нем утверждено Постановлением Правительства РФ №101 от 12 февраля 1994г)

Фонды Обязательного Медицинского Страхования РФ (территориальные) Устав Федерального Фонда ОМС утвержден Постановлением Правительства №857 от 29 июля 1998г.

Самостоятельный конспект из учебника под. ред. Мачульской Е.Е.:

http://studopedia.ru/19_23329_voyna-za-nezavisimost-i-obrazovanie-ssha.html

Специфика санкций в праве социального обеспечения

В этой отрасли не предусмотрены репрессивные санкции. За правонарушения, допущенные гражданами как субъектами правоотношения, применяются санкции двух видов:

· правовосстановительные и правоограничивающие.

Нормы права социального обеспечения обязывают гражданина, причинившего материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение, возместить такой ущерб в полном размере, что относится к правовосстановительным санкциям.

Правоограничивающие санкции имеют довольно узкое применение и допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения на определенный срок.

Что касается санкций, применяемых к другому субъекту –органу, предоставляющему обеспечение, то в данном случае речь идет скорее не о санкциях, а об обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по вине данного органа гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом.

Признаки метода права социального обеспечения

· императивное регулирование отношений, одним из субъектов которых выступает государственный (либо уполномоченный им иной) орган, сочетающееся с коллективно-договорным регулированием отношений, возникающих на локальном уровне и иных уровнях социального партнерства;

· сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным;

· обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей);

· относительная автономность субъектов по отношению друг к другу;

· абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений;

· административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан;

· применение правовосстановительных и правоограничивающих санкций.

Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права

Конституционное право и право социального обеспечения

Взаимосвязь и соотношение права социального обеспечения наблюдается со многими отраслями российского права.

Конституционное право регулирует комплекс общественных отношений, посредством которых обеспечивается единство и стабильность общества как целостной системы; нормы конституционного права определяют общие принципы статуса личности. Эти положения, касающиеся социальных прав, находят дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах права социального обеспечения.

Финансовое право и право социального обеспечения

Читайте так же:  Льготная пенсия мастер в строительстве

Финансовое право регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Государство, предоставляя различные виды социального обеспечения, определяет источник их финансирования и, применяя нормы финансового права, финансирует расходы по предоставлению гражданам пенсий, пособий, социальных услуг, как за счет средств государственных внебюджетных фондов, так и за счет бюджетов всех уровней.

Административное право и право социального обеспечения

Административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входит деятельность по организации системы социальной защиты населения и управлению данной системой.

Трудовое право и право социального обеспечения

Трудовое право – это отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные отношения.

В рамках отношений по занятости и трудоустройству регулируются отношения граждан, нуждающихся в помощи со стороны органов

государственной службы занятости в подыскании подходящей работы и трудоустройстве.

Нормами права социального обеспечения регулируются отношения по поводу предоставления указанным гражданам социальных гарантий со стороны государства в виде материального обеспечения (в т.ч. пособия по безработице).

Работодатель обязан застраховать работника (зарегистрировать его в системе обязательного социального страхования) и уплачивать за него

страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС)

При наступлении страховых случаев застрахованные лица (члены их семей) имеют право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др.), предоставляемое по нормам права социального обеспечения.

В процессе трудовой деятельности у работника формируется трудовой стаж, который имеет юридическое значение для приобретения права на пенсию или на определенный размер пособия по нормам права социального обеспечения. Во всех указанных случаях различается сфера действия норм трудового права и права социального обеспечения.

Гражданское право и право социального обеспечения

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Необходимо разграничивать сферу действия норм гражданского права и права социального обеспечения в сфере оказания услуг.

Например, социальные услуги, предоставляемые в порядке социального обслуживания, могут оказываться за полную стоимость (отношения гражданско-правового характера).

Социальные услуги бесплатно или с частичной оплатой предоставляются не всем гражданам, а только тем, которые прямо указаны в законе (это сфера действия норм права социального обеспечения).

Одним из видов страхования является дополнительное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами. Данные отношения нормами права социального обеспечения не регулируются.

Семейное право и право социального обеспечения

Предметом Семейного права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи.

Предметом права социального обеспечения является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с предоставлением материальных благ для удовлетворения потребностей специфических субъектов (пожилых граждан, семей с детьми, малоимущих семей, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.)

Право социального обеспечения регулирует отношения по поводу предоставления различных видов социального обеспечения семье:

· пенсий по случаю потери кормильца;

· страховых выплат в случае смерти пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

· пособий в связи с рождением и воспитанием детей, на содержание ребенка, переданного в семью на воспитание;

· субсидий и компенсаций в целях возмещения социально значимых расходов семьи

http://zdamsam.ru/a66765.html

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебник по курсу права социального обеспечения отражает основные вопросы учебной программы и новейшие положения законодательства в данной области. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности » юриспруденция». Его главная цель — помочь студентам овладеть основными теоретическими знаниями по проблемам права социального обеспечения, уметь ориентироваться в действующем законодательстве о социальном обеспечении.

http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/594/37594/14667?p_page=3

Владимир Петрович Галаганов. Право социального обеспечения. Москва; — 448 с.. 2014

Рассматриваются вопросы социального обеспечения в виде государственных пенсий, социальных пособий и компенсационных выплат, социальной медицинской помощи и лекарственного обеспечения, государственной социальной помощи, льгот и преимуществ. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения. Для студентов среднего специального образования, обучающихся по специальностям 030912 «Право и организация социального обеспечения» и 040401 «Социальная работа», а также граждан, интересующихся вопросами социального обеспечения.

http://all-sci.net/obespecheniya-sotsialnogo-pravo/pravo-sotsialnogo-obespecheniya-moskva.html

Тема 6: Организационно-правовые нормы социального обеспечения. Финансирование социального обеспечения.

1.Понятие финансовой основы социального обеспечения. Формы социального обеспечения.

2.Правовые и организационные основы обязательного социального страхования. Страховые фонды социального назначения.

3.Государственное социальное обеспечение за счет средств бюджета.

4.Государственная социальная помощь.

1. Финансовой основой социального обеспечения следует считать те механизмы, которые создаются государством, в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение. Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для предоставления социального обеспечения. В результате этой деятельности государства в настоящее время созданы 3 организационно-правовые формы социального обеспечения:

I Обязательное государственное соц.страхование

IIГосударственное социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из бюджета

III Государственная социальная помощь

Каждая из этих форм отличается по следующим признакам:

— по кругу обеспечиваемых

— по источнику финансирования

— по видам представляемого обеспечения

— по органам управления

Основными критериями при выборе формы социального обеспечения являются положение человека, обеспечивается ли он как работник или как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью.

Основным видом социального обеспечения в настоящее время является обязательное государственное соц. страхование. Оно распространяется на лиц, работающих по трудовому договору, некоторым гражданско-правовым договорам, а также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Читайте так же:  Сохраняется ли пенсия работающим пенсионерам

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особый круг субъектов, к которым относятся лица, выполняющие важнейшие государственные функции, лица, имеющие заслуги перед государством, лица, пострадавшие по вине государства.

К ним относятся: государственные гражданские служащие, военнослужащие и приравненные к военнослужащим лица. За счет федерального бюджета предоставляется социальное обеспечение участникам ВОВ, лицам, имеющим заслуги перед РФ, лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и т.д.

Кроме того, за счет бюджетов различных уровней предоставляются отдельные виды социального обеспечения любому гражданину вне всякой связи с его трудовой деятельностью. Это социальные пенсии, пособие на ребенка, социальные услуги и т.д.

В последнее время существенное развитие приобрело законодательство о государственной социальной помощи.

Она предоставляется, в первую очередь, малоимущим категориям населения, а также лицам, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, независимо от их дохода.

2. Отношения в системе обязательного социального страхования (ОСС) регламентируется Федеральным законом №165-ФЗ от 16.06.1999г. «Об основах обязательного социального страхования».

В законе дается определение обязательного социального страхования – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и/или соц.положения работающих граждан в случае:

— достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев лицу представляется страховое обеспечение.

Необходимо имеет в виду, что любое страхование базируется на идее разделения убытков у одного застрахованного между всеми участниками страхования.

Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики — коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Права и обязанности субъектов ОСС закреплены в ст.10-12 закона №165-ФЗ.

На сегодняшний день в РФ осуществляется 4 вида ОСС:

I Обязательное пенсионное страхование (ОПС) в соответствии с законом №167-ФЗ от 15 декабря 2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ОПС)

II Обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством закон №255-ФЗ от 29 декабря 2006г. «Об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

III Обязательное социальное страхование (ОСС) от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний. Закон №125-ФЗ от 24 июля 1998г. «Об ОСС от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний».

IV Обязательное медицинское страхование (ОМС) В соответствии с законом №362-ФЗ от 29 ноября 2010г. «Об ОМС граждан в РФ»

Для осуществления ОСС страхователи должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами.

Тариф– это ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид ОСС с начисленной оплатой труда по всем доходам застрахованных лиц.

Тарифы страховых взносов на ОСС устанавливаются Налоговым кодексом.

(Схема Размер тарифов страховых взносов на ОПС. Закон №167-ФЗ (п.3. ст.33.1) Для организации каждого вида ОСС и обеспечения прав застрахованных лиц государством созданы спец.государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ (положение о нем утверждено Постановлением Верховного Совета РФ №212-1 от 27 декабря 1991г.

Фонд Социального страхования РФ (положение о нем утверждено Постановлением Правительства РФ №101 от 12 февраля 1994г)

Фонды Обязательного Медицинского Страхования РФ (территориальные) Устав Федерального Фонда ОМС утвержден Постановлением Правительства №857 от 29 июля 1998г.

Самостоятельный конспект из учебника под. ред. Мачульской Е.Е.:

Вопрос №3 уч. стр. 35

Вопрос №4уч. стр.36-37.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9762 —

| 7462 — или читать все.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/19_23329_voyna-za-nezavisimost-i-obrazovanie-ssha.html

Финансовое право социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here