Формирование налоговых льгот

Сегодня предлагаем статью: "Формирование налоговых льгот", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Налоговые льготы: как измерить их эффективность

Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно «обходится» бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014 2015 2016 2017
Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6 в том числе: налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0 налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической «мобильностью», не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

Читайте так же:  Одноразовая пособие рождение ребенка

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются «кандидатами» на отмену.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Понятие налоговой системы

Взимание налогов с населения существует столь долго, сколько существует государственность. За счет налоговых поступлений государственная власть решает вопросы собственного финансирования, а так же решает социальные и общеэкономические задачи.

Читайте так же:  Муниципальная пенсия новый закон

Налогообложение возникает тогда, когда субъект в обязательном порядке производит выплату части своего имущества в пользу властвующего субъекта, чьими услугами пользуется.

Инструментами передачи денежных средств от населения и предпринимателей в государственную казну являются налоги и сборы. Оба вида платежей являются обязательными, но налог безвозмезден, а сбор дает плательщику определенные права.

Налоговая система представляет собой совокупность всех видов налогов, сборов, а так же процедур по их установлению и взиманию в пользу государства.

Она выполняет ряд функций, способных оказывать влияние на течение экономических процессов в стране. Среди этих функций выделяют:

  • формирование государственной казны;
  • стимулирование или дистимулирование процессов в экономике;
  • влияние на макроэкономические показатели;
  • регулирование платежного баланса;
  • перераспределение финансовых потоков от различных видов деятельности;
  • обеспечение социальных нужд общества;
  • контроль за исполнением плательщиками их обязанностей и количеством поступаемых в бюджет средств.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государство через налоговую политику имеет возможность воздействовать на экономику. Но для гибкого реагирования необходима эффективная налоговая система. При проведении реформ, разработке новых постановлений и законов руководству страны надо следовать основным принципам построения налоговой системы:

  • размер налогов должен быть соизмерим возможностям плательщиков;
  • величина платежа, а так же срок его выплаты должны быть определены заранее;
  • время выплаты должно быть удобным для плательщика;
  • соблюдение интересов обеих сторон;
  • обязательность проведения выплат;
  • равномерное распределение налогового бремени;
  • удобство процедур для плательщика;
  • ликвидация случае двойного налогообложения;
  • соизмеримость затрат на сбор установленным ставкам.

Методы применения налоговых льгот

Государство может воздействовать на экономические процессы в обществе через использование налоговых льгот. Этот инструмент предоставляет определенные права и преимущества плательщику перед другими субъектами.

Применение льгот является одним из способов налоговой оптимизации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан, либо хозяйствующих субъектов, которые имеют обоснованные права на пользование преимуществами. Обычно, физическим лицам необходимо предоставить документы, подтверждающие их особый статус, позволяющий пользоваться льготами. Предприниматели могут применять налоговые преимущества предусмотренные законом без предварительного обращения в налоговые органы. Однако, они должны быть готовы подтвердить свои права при налоговых проверках.

Все виды налоговых льгот можно сгруппировать по следующим признакам:

  1. Относительно субъектов – освобождение определенных категорий граждан от уплаты, предоставление временной отсрочки или освобождения от платежей, проведение вычетов из налогооблагаемой базы расходов плательщика и другие.
  2. Относительно объекта – изъятия и скидки.
  3. Относительно ставок – понижение налоговой ставки.
  4. Относительно срока уплаты – налоговый кредит, рассрочка, отсрочка платежа.

Первая группа предоставляется только отдельным категориям плательщиков. Остальные три применяются повсеместно.

Налоговые льготы влияют на падение доходности бюджета. Их роль заключается в стимулировании определенных процессов в экономике. Например, использование налоговых льгот может воздействовать на отрасли народного хозяйства, на предпринимательскую активность в сфере малого бизнеса, а так же в сфере общественно значимой деятельности. Кроме того, они могут стимулировать внешнеэкономическую торговую деятельность, повышая уровень экспорта, и сдерживая импорт.

Налогоплательщику необходимо проанализировать весь перечень льгот и рассмотреть целесообразность их применения. Иногда на практике применение льгот может привести к определенным затруднениям и даже потере денежных средств. Налоговым законодательством предусмотрен добровольный отказ плательщика от пользования преимуществами налогообложения.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Формы и способы применения налоговых льгот

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

Читайте так же:  Закон детские пособия до 3 лет

Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
  2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
  3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.

Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Формирование доходной части бюджетов различных уровней – это основа существования, как территории в целом, так и бюджета в частности. Налоговые доходы – главный источник доходов бюджета, в том числе и на региональном уровне.

Причем потенциал налога не исчерпывается фискальной функцией. Рациональная налоговая система может быть сформирована только при условии эффективного использования регулирующей и стимулирующей функций налогообложения. Более того, практическое наличие подобных функций определяет не только конкретные элементы той или иной системы налогообложения, но и может служить критерием оценки полноты и эффективности использования потенциала налоговой системы как социально-экономического института.

Фискальная функция налогов и налоговой системы в целом может быть выражена и проанализирована через такую категорию как налоговые доходы бюджета, с точки зрения структуры и величины последних, причем их фискальная значимость непосредственно определяет реальность потенциала стимулирующей функции. С другой стороны конкретная практика организации стимулирующей функции налогов на региональном уровне позволит оценить меры региональных органов власти, направленные на использование инструментов налогового стимулирования различных субъектов налоговых и бюджетных отношений с точки зрения их осознанности и значимости.

Анализируя структуру налоговых доходов Псковской области, следует отметить, что в целом формирование последних соответствует принципам разграничения налоговых доходов по уровням бюджетной системы заложенным в Налоговом кодексе РФ. Не затрагивая вопроса о порядке зачисления налоговых платежей в бюджеты различных уровней, структура налоговых доходов бюджета Псковской области представлена в таблице 1.

размещения отходов

6000 8786 2786 46,43 7390 9147 1757 23,78 13 Плата за право пользования объектами животного мира 544 926 382 70,22 1455 1470 15 1,03 1255 14 Прочие налоговые доходы 1558 1558 19013 25986 6973 36,67 23210 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 45634 48281 2647 5,80 45395 46837 1442 3,18 56249 ИТОГО 848072 813617 -34455 -4,06 957331 968164 10833 1,13 1014721

Данные таблицы показывают, что основную фискальную нагрузку в областном бюджете несут налоги на доходы физических лиц и предприятий, которые составляют в среднем около 40% доходов бюджета за последние три года. В данной группе наблюдается следующая тенденция: налог на доходы физических лиц по исполнению растет на 34% и 25% соответственно, а поступления от налога на прибыль по исполнению меньше в среднем на 11%. При этом наблюдается сокращение доли поступлений по налогу на прибыль и одновременный рост значения подоходного налога.

Не менее важным источником формирования областного бюджета являются налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, которые составляют в среднем около 40% доходов бюджета за последние три года. При этом наиболее важная часть этой группы – акцизы сократилась по сравнению с запланированными суммами на 30% и 48% соответственно за 2001 и 2002 годы.

Далее следует налог с продаж (около 11%), налог на имущество предприятий (в среднем 6%), налог на вмененный доход и платежи за пользование природными ресурсами (по 3% в среднем соответственно). При этом налоговые доходы составляют более 90% доходов бюджета. (Подробнее см. приложения 1 и 2).

Читайте так же:  Пособие на погребение код дохода

Таким образом, фискальная функция налогов при формировании областного бюджета выражена достаточно ярко, а потенциал формирования стимулирующей функции достаточно широк.

Анализируя налоговые льготы как основной инструмент активизации стимулирующей функции налогообложения (по материалам закона Псковской области о налоговых льготах на 2003 год) следует отметить следующее. Наиболее значимыми шагами в 2003 году следует отнести льготы по налогу на прибыль и имущество предприятий, поскольку в этих случаях налицо конфликт между фискальной и стимулирующей функциями налоговой системы. Данные льготы предполагают полное или частичное освобождение от уплаты налогов по средствам дифференциации ставок или уменьшение суммы налога.

Систему льготирования можно условно разделить на социально стимулирующую и собственно стимулирующую (предполагающую экономическую основу льготирования). При этом социальная составляющая стимулирования не менее важна, однако основывается скорее на альтруистических мотивах и интересах, нежели на экономической основе.

Социальная составляющая достаточно сильно выражена при формировании регионального бюджета, в том числе и доходной его части на 2003 год. В структуре налога на имущество предприятий она выражена через предоставление льгот следующим группам налогоплательщиков: организациям общественного питания, обслуживающих школьников и/или студентов, и/или инвалидов, и/или пенсионеров, и/или другие социально незащищенные слои населения области, выручка от реализации собственной кухонной продукции у которых составляет не менее 50% общей выручки, некоммерческим организациям, занимающимся предоставлением жилья гражданам с использованием системы ипотечного жилищного кредитования.

С точки зрения экономически обусловленного стимулирования следует выделить такие направления экономической деятельности как: производство товаров детского ассортимента, добыча и переработка известнякового камня, авиа и речные перевозки, производство и переработка алкогольной продукции, потребительская кооперация, ипотечное жилищное кредитование.

В структуре налога на прибыль предоставляется пониженная ставка –12%, причем стимулирование носит исключительно социальную направленность, поскольку субъектами льготирования выступают общественные организации инвалидов и некоммерческие организации, занимающиеся предоставлением жилья гражданам с использованием системы ипотечного жилищного кредитования.

Особенно ярко социальный принцип стимулирования выражен также в системе региональных льгот по земельному налогу: освобождаются организации инвалидов и религиозные организации, осуществляющие строительство культовых сооружений, при условии целевого использования высвободившихся средств. Наибольшее количество льгот предусмотрено по транспортному налогу, однако их значение незначительно из-за небольших поступлений по данному налогу в региональный бюджет. В целом система льгот, запланированная на 2003 год, носит социальный характер. Наибольшее число льгот получают организации инвалидов, некоммерческие и религиозные организации.

Если рассматривать экономически обоснованный аспект регулирования, то он не достаточно развит. Характер системы приобретают льготы для таких направлений экономической деятельности, как производство и переработка алкогольной продукции. Приоритетность данной отрасли выражена в законе «О государственной поддержке предприятий производящих алкогольную продукцию», действующем с 1999 года и направленным на «повышение качества и конкурентоспособности алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Псковской области, на прекращение нелегального оборота алкогольной продукции, а также на увеличение налоговых поступлений в бюджет Псковской области за счет увеличения объемов производства и реализации продукции».

Основным методом стимулирования служит предоставление организациям, производящим спирт пищевой этиловый из зерна, субвенции в размере 50% от величины акциза, зачисляемого в бюджет Псковской области за реализованную продукцию. С точки зрения конфликта фискальной и стимулирующей функций налогообложения, это решение принципиально (акцизы – основа региональных налоговых доходов). Даже если признать тезис об увеличении доходов бюджета за счет увеличения объемов производства и реализации алкогольной продукции экономически обоснованным, то социальные последствия подобного стимулирования вызывают большие сомнения.

Помимо этого выделяются как приоритетные потребительская кооперация, ипотечное жилищное кредитование.

В заключении следует заметить, что эффективность региональной системы стимулирования в ее экономическом аспекте недостаточна, из-за отсутствия единого осознанного представления о приоритетности развития той или иной сферы экономической деятельности. Кроме того, достаточно ярко выражен конфликт между экономической и социальной направленностью стимулирования, как с точки зрения целей, так и последствий последнего. Регулирование различных мотивов и интересов, выраженных в стимулирующей функции регионального бюджета и налогов в частности должно быть основой для диалога общества (общественных организаций) и государства. Причем, как показывает практика, интересы необходимо не только соотносить и регулировать, но и актуализировать. Только в этом случае система стимулирования может быть охарактеризована как рациональная и эффективная.

В связи с этим необходимо отметить, что подобный анализ налоговых льгот предоставляемых местными органами власти, может быть полезен органам местной власти (их представителям) для осознания обоснованности налоговых льгот с точки зрения основных направлений развития региона, их соответствия региональной экономической политике и общественным интересам. Кроме того, и общественные организации могут использовать полученную информацию для защиты интересов в ситуациях когда налоговые льготы не обоснованы с точки зрения общественных интересов, в том числе и экономически (например при предоставлении льгот предприятиям тех или иных отраслей).

Немаловажным является также использование этой информации для обоснования собственных «претензий» на те или иные налоговые льготы, поскольку как показывает практика властные структуры часто обосновывают те или свои шаги общественными интересами. На наш взгляд правильной была бы ситуация, когда общественные организации «конкурировали» бы с государством за принятие тех или иных решений, в том числе и с точки зрения налоговых льгот. А для того чтобы успешно конкурировать необходимо не только обладать информацией, но и уметь анализировать и интерпретировать ее. Тем более что в рамках налоговой системы, как показал анализ, подобное взаимодействие обоснованно самой природой взаимоотношений налогоплательщика и государства, и оно просто необходимо для создания эффективной системы налогообложения как экономически так и социально.

Структура доходов бюджета Псковской области в 2001-2003 годах

Структура налоговых доходов бюджета Псковской области в 2001-2003 годах

Оптимизация налоговых льгот

Сущность и признаки налоговых льгот

Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

Читайте так же:  Назначение платежа пособие на погребение образец

Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

Основными признаками льгот являются:

  • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
  • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
  • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.

Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Оптимизация налоговых льгот

В России налоговые льготы не выполняют своей основной функции по стимулированию плательщиков к определенной деятельности. Они лишь снижают налоговое бремя. Кроме того, множество льгот являются неэффективными, либо дают плательщикам возможность сократить свои выплаты без особых на то оснований, но в рамках закона.

Льготы прописаны в Налоговом Кодексе РФ. Но стоит помнить, что региональные и местные органы власти имеют право на установление собственных видов льгот и подходов к их применению. В связи с этим возникает множество разночтений относительно перечня льгот, которые может использовать налогоплательщик.

Часто случается, что льготы используются не по целевому назначению. До сих пор предприниматели пользуются услугами налоговых консультантов, способных разработать легальную схему снижения налоговых платежей.

Льготы по доходу для физических лиц не эффективны, их размер не соизмерим со всей величиной выплаты работающего гражданина в налоговый период. Льготы мало влияют на выравнивание социального положения граждан, обеспечивая лишь пятую часть необходимого финансирования малообеспеченных слоев населения.

Сосредоточенность на одних отраслях экономики ведет к повышению налогового бремени на другие отрасли, поэтому со стороны государства должен применяться объективный и индивидуальный подход в назначении льгот.

Необходимо убрать малоэффективные виды льгот. Региональные и местные бюджеты часто завышают ставки по одним налогам и сильно занижают по другим, что в итоге ведет к диспропорциям в движении финансовых средств. Поэтому важно постепенно убирать разночтения между федеральным законом и исполнительными актами местной власти. Оптимизация использования инструмента налоговых льгот возможна лишь при соблюдении баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Проблемы налоговых льгот

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Проблемы налоговых льгот

Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Формирование налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here