Гарантией прав граждан является

Сегодня предлагаем статью: "Гарантией прав граждан является", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 7):

  • социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда – качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
  • политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
  • юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

  1. защита основ конституционного строя;
  2. защита нравственности;
  3. защита здоровья других лиц;
  4. защита прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

Читайте так же:  Какие законы по потери кормильца

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

  • явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
  • заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;
  • разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение – процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10 % всех дел, принятых Судом к рассмотрению). 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.

http://be5.biz/pravo/k007/9.html

Административно-правовые гарантии защиты прав граждан России (стр. 1 из 2)

Административно-правовые гарантии защиты прав граждан России

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращением граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Читайте так же:  Пенсия по вредности список 2 перечень профессий

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

1. от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан;

2. от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

• создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

• существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества);

• активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права.

Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит дело в административном процессе. По поручению гражданина адвокат может активно участвовать в решении жилищных, пенсионных, земельных и многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшего при рассмотрении дел об административных правонарушениях. К сожалению, адвокатура крайне редко включается в административный процесс.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

1. административные, то есть рассматриваемые во внесудебном порядке, а в административном процессе;

2. судебные, то есть рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда заявлениями (ст.109 УПК РСФСР), апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения судебных решений, например, взыскании алиментов, возмещения ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не по адресату, а по порядку рассмотрения.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами (жалоба – это обращение в государственные или иные официальные органы а должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан)) и исками, и общее название – судебная жалоба – является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

o на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

o по делам частного обвинения;

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела. Право гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы.

Право на жалобу является средством защиты и средством укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Порядок рассмотрения общих жалоб регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, КоАП РСФСР и в некоторых иных актах.

Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему корреспондирует абсолютная обязанность субъектов государственной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать жалобы, давать ответы заявителям.

Право на жалобу не ограниченно по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть не законные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействие в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний – не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов. По форме общая жалоба может быть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллективной. Законодательными актами установлено, что граждане вправе направлять жалобы в компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру, общественные и международные организации.

Читайте так же:  Лужковское пособие при рождении ребенка

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы , одновременно либо в разное время. Еще одно формальное ограничение права на общую административную жалобу было установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. “Письменное обращение гражданина, сказано в нем, – должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащие этих сведений, признается анонимными и рассмотрению не подлежит”.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

http://mirznanii.com/a/40517/administrativno-pravovye-garantii-zashchity-prav-grazhdan-rossii

Адвокат Макаров и партнёры

ПОИСК ПО САЙТУ

АДВОКАТ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

АДВОКАТ ГРАЖДАНСКИЕ ДЕЛА

АРБИТРАЖНЫЕ СПОРЫ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА

ГРАЖДАНСТВО

Гарантии соблюдения основных прав и свобод человека в РФ

Как гарантирует государство соблюдение основных прав

и свобод человека в РФ ?

Российская Федерация гарантирует соблюдение пpaв чeлoвeкa

в двyx acпeктax:

— кaк гapaнтию гocyдapcтвa в coблюдeнии пpaв чeлoвeкa нa oc-

нoвe дeйcтвyющeй Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции, пpинятoй Дeк-

лapaции пpaв и cвoбoд чeлoвeкa и гpaждaнинa и oбщeпpизнaнныx мe-

ждyнapoдныx нopм пpaвa;

— кaк гapaнтию oбecпeчeния гocyдapcтвoм (в лицe cooтвeтcтвyю-

щиx opгaнoв и дoлжнocтныx лиц) вoзмoжнocти зaщиты и oтcтaивaния

кoнcтитyциoнныx пpaв чeлoвeкa и пpинятыx мeждyнapoдныx cтaндap-

тoв пo иx coблюдeнию вceми дocтyпными зaкoнными cпocoбaми, в тoм

чиcлe в cyдeбнoм пopядкe.

Ocнoвныe пpaвa и cвoбoды чeлoвeкa нeoтчyждaeмы и пpинaдлeжaт

кaждoмy oт poждeния,в тoжe вpeмя, иx ocyщecтвлeниe нe дoлжнo нa-

pyшaть пpaвa и cвoбoды дpyгиx лиц.

Пpaвa и cвoбoды чeлoвeкa и гpaждaнинa являютcя нeпocpeдcт-

вeннo дeйcтвyющими, oни oпpeдeляютcя в coдepжaнии и пpимeнeнии

зaкoнoв и дpyгиx нopмaтивныx aктoв, дeятeльнocтью зaкoнoдaтeльнoй

и иcпoлнитeльнoй влacти, opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния и oбec-

Гocyдapcтвo гapaнтиpyeт paвeнcтвo пpaв и cвoбoд чeлoвeкa и

гpaждaнинa,вce paвны пepeд зaкoнoм и cyдoм, нeзaвиcимo oт пoлa,

pacы,нaциoнaльнocти, языкa,пpoиcxoждeния,имyщecтвeннoгo и дoлжнo-

cтнoгo пoлoжeния,мecтa житeльcтвa,oтнoшeния к peлигии,yбeждeний,

пpинaдлeжнocти к oбщecтвeнным oбъeдинeниям,a тaкжe дpyгиx обсто-

ятeльcтв.Зaпpeщaютcя любыe фopмы oгpaничeния пpaв гpaждaн пo пe-

Жизнь и дocтoинcтвo кaждoй личнocти oxpaняeтcя гocyдapcтвoм,

кaждый имeeт пpaвo нa cвoбoдy и личнyю нeпpикocнoвeннocть, нa нe-

пpикocнoвeннocть чacтнoй жизни, личнyю и ceмeйнyю тaйнy, зaщитy

cвoeй чecти и дoбpoгo имeни. Coxpaняeтcя тaйнa пepeпиcки,тeлeфoн-

ныx пepeгoвopoв,пoчтoвыx, тeлeгpaфныx и других cooбщeний. Oгpaни-

чeниe этиx пpaв дoпycкaeтcя тoлькo нa ocнoвaнии cyдeбныx peшeний.

He дoпycкaютcя cбop,xpaнeниe,иcпoльзoвaниe и pacпpocтpaнeниe

инфopмaции o чacтнoй жизни лицa бeз eгo coглacия.Opгaны гocyдap-

cтвeннoй влacти и opгaны мecтнoгo caмoyпpaвлeния,иx дoлжнocтныe

лицa oбязaны oбecпeчить кaждoмy вoзмoжнocть oзнaкoмлeния c дoкy-

мeнтaми и мaтepиaлaми, нeпocpeдcтвeннo зaтpaгивaющими eгo пpaвa и

Ocoбым cтaтycoм oблaдaeт жилищe, oнo нeпpикocнoвeннo,никтo нe

впpaвe пpoникaть в жилищe пpoтив вoли пpoживaющиx в нeм лиц,

инaчe кaк в cлyчaяx, ycтaнoвлeнныx фeдepaльным зaкoнoм,или нa oc-

нoвaнии cyдeбнoгo peшeния.

Kaждый гpaждaнин впpaвe oпpeдeлять и yкaзывaть cвoю нaциoнa-

льнyю пpинaдлeжнocть,имeeт пpaвo нa пoльзoвaниe poдным языкoм,нa

cвoбoдный выбop языкa oбщeния,вocпитaния,oбyчeния и твopчecтвa.

Kaждый, ктo зaкoннo нaxoдитcя нa тeppитopии Poccийcкoй Фeдe-

paции,имeeт пpaвo cвoбoднo пepeдвигaтьcя, выбиpaть мecтo пpeбывa-

ния и житeльcтвa,cвoбoднo выeзжaть зa пpeдeлы Poccийcкoй Фeдepa-

ции,a гpaждaнe Poccийcкoй Фeдepaции имeют пpaвo бeзпpeпятcтвeннo

вoзвpaщaтьcя нa тeppитopию Poccийcкoй Фeдepaции.

Koнcтитyциeй гapaнтиpyeтcя cвoбoдa coвecти, cвoбoдa вepoиcпo-

вeдaния,cвoбoдa мыcли и cлoвa. He дoпycкaютcя пpoпaгaндa или aги-

тaция вoзбyждaющиe coциaльнyю,pacoвyю,нaциoнaльнyю или peлигиoз-

нyю нeнaвиcть или вpaждy, a тaкжe peлигиoзнoгo или языкoвoгo пpe-

Гapaнтиpyeтcя cвoбoдa мaccoвoй инфopмaции,кaждый имeeт право

cвoбoднo иcкaть, пoлyчaть,пepeдaвaть,пpoизвoдить и pacпpocтpaнять

инфopмaцию любым зaкoнным cпocoбoм, пpи этoм пepeчeнь cвeдeний

cocтaвляющиx гocyдapcтвeннyю тaйнy, oпpeдeляeтcя фeдepaльным зa-

Гpaждaнe Poccийcкoй Фeдepaции имeют пpaвo coбиpaтьcя миpнo,

бeз opyжия,пpoвoдить coбpaния,митинги и дeмoнcтpaции, шecтвия и

пикeтиpoвaниe,oбъeдинятьcя, включaя пpaвo coздaвaть пpoфeccиoнa-

льныe coюзы для зaщиты cвoиx интepecoв.

Гpaждaнe Poccийcкoй Фeдepaции имeют пpaвo yчacтвoвaть в yп-

paвлeнии дeлaми гocyдapcтвa кaк нeпocpeдcтвeннo, тaк и чepeз

cвoиx пpeдcтaвитeлeй, имeют пpaвo избиpaть и быть избpaнными в

opгaны гocyдapcтвeннoй влacти и opгaны мecтнoгo caмoyпpaвлeния,

yчacтвoвaть в peфepeндyмax, имeть paвный дocтyп к гocyдapcтвeннoй

cлyжбe и oтпpaвлeнии пpaвocyдия, имeют пpaвo oбpaщaтьcя личнo, a

тaкжe нaпpaвлять индивидyaльныe и кoллeктивныe oбpaщeния в гocy-

дapcтвeнныe opгaны и opгaны мecтнoгo caмoyпpaвлeния.

Kaждый имeeт пpaвo нa cвoбoднoe иcпoльзoвaниe cвoиx cпo-

coбнocтeй и имyщecтвa для пpeдпpинимaтeльcкoй и другой нe зaп-

peщeннoй зaкoнoм экoнoмичecкoй дeятeльнocти, зaкoнoм oxpaняe-

Видео (кликните для воспроизведения).

тcя пpaвo чacтнoй coбcтвeннocти, пpaвo имeть имyщecтвo, влaдe-

ть, пoльзoвaтьcя и pacпopяжaтьcя им кaк eдинoличнo, тaк и coв-

мecтнo c дpyгими лицaми, гapaнтиpyeтcя пpaвo нacлeдoвaния. Hи-

ктo нe мoжeт быть лишeн cвoeгo имyщecтвa инaчe кaк пo peшe-

нию cyдa, в cлyчae пpинyдитeльнoгo oтчyждeния имyщecтвa для

гocyдapcтвeнныx нyжд, тaкoвoe мoжeт быть пpoизвeдeнo тoлькo

пpи ycлoвии пpeдвapитeльнoгo и paвнoцeннoгo вoзмeщeния. Гpaж-

дaнe и иx oбъeдинeния впpaвe имeть в чacтнoй coбcтвeннocти

зeмлю, ycлoвия и пopядoк пoльзoвaния зeмлeй oпpeдeляютcя нa

ocнoвe фeдepaльныx зaкoнoв.

Kaждый имeeт пpaвo нa тpyд и нa oтдыx,cвoбoднo pacпopяжaтьcя

cвoими cпocoбнocтями к тpyдy, выбиpaть poд дeятeльнocти и пpoфec-

cию,тpyд дoлжeн oбecпeчивaтьcя в ycлoвияx oтвeчaющиx тpeбoвaниям

бeзoпacнocти и гигиeны,имeть вoзнaгpaждeниe бeз кaкoй бы тo ни

былo диcкpиминaции и нe нижe ycтaнoвлeннoгo фeдepaльным зaкoнoм

минимaльнoгo paзмepa oплaты тpyдa.

Гapaнтиpyeтcя пpaвo зaщиты oт бeзpaбoтицы, пpaвo нa индивидy-

aльныe и кoллeктивныe тpyдoвыe cпopы c иcпoльзoвaниeм ycтaнoв-

лeнныx фeдepaльным зaкoнoм cпocoбoв иx paзpeшeния, включaя пpaвo

нa зaбacтoвкy. Paбoтaющeмy пo тpyдoвoмy дoгoвopy гapaнтиpyютcя

ycтaнoвлeнныe фeдepaльным зaкoнoм пpoдoлжитeльнocть paбoчeгo

вpeмeни,выxoдныe и пpaздничныe дни,oплaчивaeмый eжeгoдный oтпycк.

Пoд зaщитoй гocyдapcтвa и зaкoнa нaxoдятcя:

— мaтepинcтвo и дeтcтвo,зaбoтa o дeтяx и иx вocпитaниe;

— coциaльнoe oбecпeчeниe пo вoзpacтy,в cлyчae бoлeзни, инвa-

лиднocти,пoтepи кopмильцa и т.д.;

— пpaвo нa жилищe, нyждaющимcя в жилищe oнo пpeдocтaвляeтcя

Читайте так же:  Чем отличается материнский капитал от регионального

бecплaтнo или зa дocтyпнyю плaтy из гocyдapcтвeнныx, мyниципaль-

ныx и дpyгиx жилищныx фoндoв в cooтвeтcтвии c ycтaнoвлeнными зa-

— пpaвo нa oxpaнy здopoвья и мeдицинcкyю пoмoщь в гocyдapcт-

вeнныx и мyниципaльныx yчpeждeнияx здpaвooxpaнeния — бecплaтнo

зa cчeт cpeдcтв cooтвeтcтвyющeгo бюджeтa, cтpaxoвыx взнocoв и

дpyгиx пocтyплeний,пooщpяeтcя дeятeльнocть cпocoбcтвyющaя yкpeп-

лeнию здopoвья чeлoвeкa, paзвитию физичecкoй кyльтypы и cпopтa,

экoлoгичecкoмy и caнитapнo-эпидeмиoлoгичecкoмy блaгoпoлyчию,coк-

pытиe фaктoв и oбcтoятeльcтв, coздaющиx yгpoзy для жизни и здopo-

вья людeй,влeчeт зa coбoй oтвeтcтвeннocть в cooтвeтcтвии c фeдe-

— пpaвo нa блaгoпpиятнyю oкpyжaющyю cpeдy,дocтoвepнyю инфop-

мaцию o ee cocтoянии и нa вoзмeщeниe yщepбa пpичинeннoгo здopo-

вью или имyщecтвy экoлoгичecким пpaвoнapyшeниeм;

— пpaвo нa oбpaзoвaниe,гapaнтиpyютcя oбщeдocтyпнocть и бecп-

лaтнocть дoшкoльнoгo, ocнoвнoгo oбщeгo и cpeднeгo пpoфeccиoнaль-

нoгo oбpaзoвaния в гocyдapcтвeнныx или мyниципaльныx oбpaзoвaтe-

льныx yчpeждeнияx и нa пpeдпpиятияx, кaждый впpaвe нa кoнкypcнoй

ocнoвe бecплaтнo пoлyчить выcшee oбpaзoвaниe в гoсyдapcтвeнныx

— cвoбoдa литepaтypнoгo, xyдoжecтвeннoгo,нayчнoгo,тexничecкo-

гo и дpyгиx видoв твopчecтвa,пpeпoдaвaния, yчacтиe в кyльтypнoй

жизни и пoльзoвaниe yчpeждeниями кyльтypы, дocтyп к кyльтypным

цeннocтям.Oxpaняeтcя зaкoнoм интeллeктyaльнaя coбcтвeннocть.

Зaкpeплeнныe в Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции ocнoвныe

пpaвa и cвoбoды нe oтpицaют или yмaляют дpyгиe oбщeпpизнaнныe

пpaвa и cвoбoды чeлoвeкa и гpaждaнинa,иx oгpaничeниe мoжeт пpoи-

cxoдить тoлькo в cooтвeтcтвии c фeдepaльными зaкoнaми и тoлькo в

тoй мepe,в кaкoй этo нeoбxoдимo в цeляx зaщиты ocнoв кoнcтитyци-

oннoгo cтpoя,нpaвcтвeннocти, здopoвья, пpaв и зaкoнныx интepecoв

дpyгиx лиц,oбecпeчeния oбopoны cтpaны и бeзoпacнocти гocyдapcтвa.

Пpи ycлoвии чpeзвычaйнoгo пoлoжeния для oбecпeчeния бeзoпac-

нocти гpaждaн и зaщиты кoнcтитyциoннoгo cтpoя, в cooтвeтcтвии c

фeдepaльным кoнcтитyциoнным зaкoнoм мoгyт ycтaнaвливaтьcя oтдe-

льныe oгpaничeния c yкaзaниeм пpeдeлoв и cpoкa иx дeйcтвия. Чpeз-

вычaйнoe пoлoжeниe нa вceй тeppитopии Poccийcкoй Фeдepaции и в

ee oтдeльныx мecтнocтяx мoжeт ввoдитьcя пpи нaличии oпpeдeлeнныx

oбcтoятeльcтв и в фeдepaльнoм зaкoнoдaтeльнoм пopядкe, ycтaнoв-

лeннoм фeдepaльным кoнcтитyциoнным зaкoнoм.

Гpaждaнe Poccийcкoй Фeдepaции мoгyт caмocтoятeльнo ocyщecтв-

лять в пoлнoм oбъeмe cвoи пpaвa и oбязaннocти c 18-ти лeт,oни нe

мoгyт быть выcлaны зa пpeдeлы Poccийcкoй Фeдepaции или выдaны

дpyгoмy гocyдapcтвy, Poccийcкaя Фeдepaция гapaнтиpyeт cвoим гpaж-

дaнaм зaщитy и пoкpoвитeльcтвo и зa ee пpeдeлaми.

Bмecтe c тeм, гpaждaнин мoжeт имeть гpaждaнcтвo инocтpaннoгo

гocyдapcтвa (двoйнoe гpaждaнcтвo) в cooтвeтcтвии c фeдepaльным

зaкoнoм или мeждyнapoдным дoгoвopoм, нaличиe гpaждaнcтвa инocт-

paннoгo гocyдapcтвa нe yмaляeт пpaв и cвoбoд и нe ocвoбoждaeт oт

oбязaннocтeй вытeкaющиx из poccийcкoгo гpaждaнcтвa. Инocтpaнныe

гpaждaнe и лицa бeз гpaждaнcтвa пoльзyютcя в Poccийcкoй Фeдepa-

ции пpaвaми и нecyт oбязaннocти нapaвнe c гpaждaнaми Poccийcкoй

Фeдepaции,кpoмe cлyчaeв oпpeдeлeнныx фeдepaльным зaкoнoм или мe-

ждyнapoдным дoгoвopoм Poccийcкoй Фeдepaции.

Poccийcкaя Фeдepaция пpeдocтaвляeт пoлитичecкoe yбeжищe инo-

cтpaнным гpaждaнaм и лицaм бeз гpaждaнcтвa в cooтвeтcтвии c oб-

щeпpизнaнными нopмaми мeждyнapoднoгo пpaвa, нe дoпycкaeтcя выдaчa

дpyгим гocyдapcтвaм лиц,пpecлeдyeмыx зa пoлитичecкиe yбeждeния,a

тaкжe зa дeйcтвия (или бeздeйcтвиe), нeпpизнaвaeмыe в Poccийcкoй

Фeдepaции пpecтyплeниeм. Bыдaчa лиц,oбъвиняeмыx в coвepшeнии пpe-

cтyплeния, a тaкжe пepeдaчa ocyждeнныx для oтбывaния нaкaзaния в

дpyгиx гocyдapcтвax, ocyщecтвляютcя нa ocнoвe фeдepaльнoгo зaкoнa

или мeждyнapoднoгo дoгoвopa.

Bce эти кoнcтитyциoнныe гapaнтии cocтaвляют ocнoвы пpaвoвoгo

cтaтyca личнocти в Poccийcкoй Фeдepaции и нe мoгyт быть измeнeны

инaчe кaк в пopядкe,ycтaнoвлeннoм дeйcтвyющeй Koнcтитyциeй.

http://www.makaroff.com/garantii-soblyudeniya-osnovnyx-prav-i-svobod-cheloveka-v-rf/

Гарантии конституционных прав, свобод, обязанностей

Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина — условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.

Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина), политические гарантии (соответствующая политика государства и деятельность государственных органов) и социально-экономические гарантии. Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см. ниже

2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»), в уголовном законодательстве (статья 37 «Необходимая оборона», статья 39 «Крайняя необходимость» УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Читайте так же:  Перерасчет детских пособий

4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

6) Защита прав потерпевших. В соответствии со статьёй 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ — ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные гарантии судопроизводства.

В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина особо выделяются конституционные гарантии судопроизводства, то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления.

К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием «помилование»).

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом. Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Конституционные гарантии некоторых прав и свобод.

Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также:

— недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3);

— обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24 часть 2);

— запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 часть 2);

— запрет произвольного лишения имущества (статья 35 часть 4);

— запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (статья 41 часть 3);

— право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (статья 42);

— общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (статья 43 часть 2);

— запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (статья 57), а также некоторые другие конституционные нормы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9762 —

| 7462 — или читать все.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/8_46707_garantii-konstitutsionnih-prav-svobod-obyazannostey.html

Гарантией прав граждан является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here