Гарантии в области образования

Сегодня предлагаем статью: "Гарантии в области образования", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 5 . Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

ГАРАНТ:

О стипендиях Президента РФ и Правительства РФ см. справку

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

http://base.garant.ru/70291362/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) в статью 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в пункт 3 статьи 5 внесены изменения

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ статья 5 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 июля 2012 г.


3.1. Государство оказывает гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

4. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ в пункт 6 статьи 5 внесены изменения

6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее — с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

ГАРАНТ:

О гарантиях инвалидам необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки см. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 7 статьи 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

Читайте так же:  Пенсионный фонд право на досрочную пенсию

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Положение о специальных государственных стипендиях Правительства РФ для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1995 г. N 309

О материальной поддержке российских студентов, аспирантов и стажеров, обучающихся за рубежом, см. Указ Президента РФ от 15 декабря 1995 г. N 1262

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Закона

>
Язык (языки) обучения
Содержание
Закон «Об образовании»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/10164235/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Государственные гарантии реализации права на образование в РФ: стандарты образования для всех категорий граждан

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности. Можно сказать, что стандартизировано все: от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую мы носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания, от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. Государственные стандарты — ГОСТЫ — входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.

В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность. оценки качества образования, его прогресса. Мониторинг, в том числе с применением компьютера, становится инструментом управления функционированием и развитием всех объектов и субъектов образования и воспитания. Подчеркнем, что стандарты образования не остаются застывшими. По мере прогресса общества они изменяются, что фиксируется в законодательных документах.

Образовательные стандарты в нашей стране получили конституционное закрепление. В статье 43 Конституции России указывается: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». При этом образовательный госстандарт толкуется как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.

Разработчики концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта общего образования указывают на многоаспектность их функций. Иначе говоря, введение ГОСТов в образовательную политику РФ позволяет: а) оценивать состояние системы образования; б) обеспечивать права граждан на полноценное образование; в) сохранять единое образовательное пространство России; г) гуманизировать образование; д) управлять системой образования; е) повышать качество образования. Можно усомниться в том, какими возможностями наделяют авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решают люди, которые ими руко

вод ствуются и неукоснительно следуют их предписаниям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10208 —

| 7912 — или читать все.

http://studopedia.ru/8_110368_gosudarstvennie-garantii-realizatsii-prava-na-obrazovanie-v-rf-standarti-obrazovaniya-dlya-vseh-kategoriy-grazhdan.html

Право на образование, его содержание. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования

Право на образование закреплено в 43 статье Конституции РФ.

Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования:

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо ни от каких особенностей граждан. (раса, пол, возраст и т.д.)

Ограничения прав граждан на профессиональное образование могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

7) Образовательный договор —понятие

1) образовательное учреждение

8) Задачи законодательства об образовании:

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

9) Система образования России:

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

10) Система государственных образовательных стандартов:

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Читайте так же:  Назначение пенсии работающему и неработающему пенсионеру

2. Реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ

2) условиям реализации основных образовательных программ

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

11) Образовательные программы и формы получения образования:

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные, профессиональные и программы профессиональной подготовки.

2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К основным общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования

3) высшего профессионального образования

4) послевузовского профессионального образования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11139 —

| 7505 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_215878_pravo-na-obrazovanie-ego-soderzhanie-gosudarstvennie-garantii-prav-grazhdan-rf-v-oblasti-obrazovaniya.html

Обеспечение социальных гарантий в сфере образования

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи.

Принципы охраны здоровья граждан.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В рамках Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь;

скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, диспансерному наблюдению женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях, в том числе во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков и центрах медицинской профилактики, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.

Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Медицинская помощь предоставляется гражданам:

учреждениями и структурными подразделениями скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);

амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями, а также дневными стационарами всех типов (амбулаторная медицинская помощь);

больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь).

Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах), а также включает проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению) заболеваний.

В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, в структуре медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения может создаваться служба неотложной медицинской помощи.

Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в случае заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, абортов, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.

Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Офицер запаса при смене места жительства

Территориальная программа включает в себя:

перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

условия оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;

перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, медицинской помощи в дневных стационарах всех типов, а также скорой и неотложной медицинской помощи (в случае создания службы неотложной медицинской помощи);

перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен;

перечень медицинских учреждений и других медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования;

государственное (муниципальное) задание медицинским учреждениям и другим медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы;

способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию;

структуру тарифа на оплату медицинской помощи;

целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

Порядок и условия оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы, в которой определяются в том числе нормативы обеспеченности населения врачебными кадрами по видам медицинской помощи, устанавливаются нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Программой.

Право на образование – одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создаёт предпосылку для развития, как личности, так и общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребёнка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений.

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование – бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.( обучение детей-сирот)

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10208 —

| 7912 — или читать все.

http://studopedia.ru/1_67851_obespechenie-sotsialnih-garantiy-v-sfere-obrazovaniya.html

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

магистрант юридического факультета УИУ РАНХиГС при Президенте РФ,

РФ, г. Екатеринбург

канд. юрид. наук, доцент кафедры, декан юр. факультета, УИУ РАНХиГС при Президенте РФ,

РФ, г. Екатеринбург

Образование в современном мире является актуальной и проблематичной областью. Вызвано это тем, что в мировом сообществе утверждены и приняты положения, закрепляющие права всех людей в сфере образования, однако часто встречаются случае ущемление таких прав.

К основным международным документам, затрагивающим вопросы права на образование, являются:

  1. Всеобщая декларация прав человека (статья 26).
  2. Конвенция о правах ребенка (статья 28 и 29).
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 13 и 14).
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 2).
  5. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.

Проанализировав положения вышеуказанных документов, обозначим государственные гарантии в сфере образования в соответствии с нормами международного сообщества:

  • предоставление права на образование каждому;
  • доступность и бесплатность начального, общего и среднего образования;
  • доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
  • поощрение выдающихся обучающихся;
  • признание права родителей на свободное воспитание и решение вопросов в сфере образования их детей (выбор образовательного учреждения, формы образования и др.).

В Российской Федерации согласно п.2. статьи 43 Конституции Российской Федерации «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» [4].

Вопрос о государственных гарантиях раскрыт подробно в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно в статье 5 [7]:

  • гарантируется право каждого человека на образование;
  • право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
  • создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказывается содействие лицам, проявившим выдающиеся способности и обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в учебной, научной, творческой и спортивной деятельности;
  • осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в период получения ими образования.
Читайте так же:  Какие нужны документы для получения единовременного пособия

Таким образом, мы видим, что на нормативном уровне государственные гарантии в сфере образования в Российской Федерации не противоречат нормам, принятым в мировом сообществе, а дополняют их.

Однако современная российская судебная практика имеет большой массив судебных разбирательств касаемо невыполнения со стороны государства тех гарантий, которые отражены в нормативно-правовых документах.

Например, согласно положению статьи 5 Федерального заокна № 273 «право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [7].

На практике данное положение не всегда является действующим. Часто обучающиеся зачисляются в образовательную организацию по месту жительства, которое толкуется администрацией образовательной организации как место официальной регистрации ребенка либо его законных представителей. Отсюда следует, что ребенок ограничивается в праве выбора образовательной организации, в которой он планирует проходить обучение. В случае если у законных представителей ребенка отсутствует штамп в паспорте о регистрации по месту жительства, то обычно это служит основанием для отказа в приеме в соответствующую образовательную организацию [6].

Обратим внимание на то, что согласно статье 3 ФЗ № 273 в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, однако ежегодно родители детей дошкольного возраста сталкиваются с проблемой устройства своих детей в дошкольные образовательные организации. Такой проблемой является нехватка мест в дошкольных образовательных организациях и соответственно очереди на эти места. Однако в судебной практике наблюдаются две противоположных точки зрения к даннойпроблеме. По решению одних судов наличие очереди не является нарушением государственных гарантий права на образование, в то время как другие суды решают, что реализация конституционного права на образование не может быть поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных организациях.

В соответствии с п1. статьи 5 Федерального закона №273 «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи…»[7]. В качестве специальных условий в законе понимается использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь и др.

Однакомногие образовательные организации не могут обеспечить такие специальные условия для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в силу отсутствия специально подготовленных специалистов, устаревшей материально-технической базы, финансовой поддержки со стороны органов государственной власти и т.д.

Таким образом, мы видим, что на нормативно-правовом уровне государственные гарантии права на образование в Российской Федерации закрепленыв соответствие с положениями международных документов, но на практике происходит нарушение или частичная реализации таких государственных гарантий.

http://sibac.info/studconf/science/lix/125154

Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации
статья

Проблемы имеются практически на каждом уровне системы образования, и их решение — это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Скачать:

Вложение Размер
problemy_realizatsii_prava_na_obrazovanie_v_rossiyskoy_federatsii.docx 25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Закон «Об образовании» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, доступность высшего образования для всех на основе их способностей.

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни [1] .

Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере.

Для начала хочется сказать об одной из важнейших проблем в области образования в Российской Федерации, создающей препятствия для полноценной реализации гражданами конституционного права на образование − недофинансирование. Сейчас остро проявляется проблема дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности. Преподаватели имеют низкий уровень гарантированной оплаты труда, из-за чего наблюдается отток преподавательских кадров. Педагогические вузы по всей стране ежегодно выпускают талантливых молодых педагогов, но они не всегда идут работать в образовательные учреждения в связи с низким уровнем заработной платы.

Вместе с тем нельзя не отметить, что один из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующий общедоступность и бесплатность образования в законодательном смысле определяется, в первую очередь, политикой государства в этой сфере и уровнем материального благосостояния его граждан.

И тут, к сожалению, указанный принцип нарушается, уже на уровне дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений, наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг.

Читайте так же:  Есть ли льготы для ветеранов боевых

Ст. 43 Конституции РФ указывает, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Получается, что законные представители ребенка, до достижения им пятнадцатилетнего возраста, несут полную ответственность за его воспитание и получение им образования. Однако данная обязанность не реализуется если родитель или законный представитель уклоняется от воспитания несовершеннолетнего и соответственно не осуществляет контроль за его обучением в образовательном учреждении. При этом даже привлечение указанного лица к уголовной ответственности за неосуществление своих обязанностей в соответствии со ст. 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» не решает проблемы реализации конституционного права ребенка на образование, так как воспитание и получение образования отличаются друг от друга. Следовательно, невыполнении родителем или иным законным представителем несовершеннолетнего своей обязанности по обеспечению получения ребенком основного общего образования остается ненаказуемым.

Конституционное право на получение бесплатного высшего образования носит комплексный характер и кроме права на бесплатное получение высшего образования (то есть получение его за счет средств соответствующего бюджета) включает в себя: право на получение стипендии и иные формы материальной поддержки, право на бесплатное пользование библиотеками и информационными фондами; право на бесплатное пользование инфраструктурой высших учебных заведений; право на обеспечение жилой площадью в общежитии бесплатно или за минимальную плату и т. д.

Но не всегда обучающиеся получающие высшее образование реализовывают эти права, в связи с недостаточным количеством бюджетных мест в учебных заведениях. Это связанно во-первых с тем, что бюджетные места распределяются на особые категории поступающих. При этом стоит оговориться, что к таковым относятся не только те, кому законодательно предусмотрена возможность поступления в учебное заведение вне конкурса (дети-инвалиды, для которых не имеется противопоказаний к обучению в соответствии с заключением медицинской комиссии, победители предметных олимпиад по соответствующим направлениям, дети-сироты и т. п.). Во-вторых с высоким конкурсом на обучение в вузах по некоторым специальностям, вследствие чего лица, не прошедшие на конкурсной основе, вынуждены обучаться на коммерческой основе.

Стоит ещё обратиться к Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), в которой говориться, что недопустимо нарушение равенства отношения в области образования охватывающее всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения. «Закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа или ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования» является дискриминацией и признается недопустимым [2] .

Хотелось бы отметить, что дети с ОВЗ также обладают правом на получение образования, но с учетом их возможностей и состояния здоровья. Государство закрепляет за ними дополнительные специальные гарантии получения образования, реализованные в виде особых условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В то же время дети, имеющие отклонения в психическом развитии не всегда могут обучаться в силу своего заболевания. Отдельные психические отклонения не позволяют таким лицам осуществлять право на получение образования. Речь идет о врожденных или приобретенных в раннем возрасте (в результате сильного воспалительного процесса) психических заболеваниях, препятствующих обучению ребенка, в силу того, что он является необучаемым, а его социализация и адаптация в обществе невозможна.

И ещё одна проблема реализации конституционного права на образование − это слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны обучающихся. Дошкольное образование в России − это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. В связи с этим открывают большое количество центров по подготовке детей к школе, однако случается и так, что обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с выпускниками школ, которые не получают того объема знаний, который требуется для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) и поступления в высшее учебное заведение. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. С каждым годом все больше молодых людей пытаются получить высшее образование, тем самым увеличивается количество учебных заведений, не всегда отвечающих требованиям.

Так же хочется сказать про реализацию права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке. Законодательством предусмотрена возможность создания национальных школ, т. е. школ в которых будет осуществляться обучение на национальном (родном) для обучающегося языке. Но при этом возникает другая проблема − ребенок, который получает образование на национальном (родном) языке, затем по окончании данного учебного заведения не сможет в полной мере воспользоваться своим право на высшее образование, так как в ВУЗах обучение ведется только на русском языке. Соответственно, реализация одного права – получение начального образования на родном языке, ведет к проблемам реализации права на получение высшего образования, в силу недостаточного знания языка, на котором ведется преподавание.

Таким образом, в системе образования можно выделить следующие проблемы, во-первых, недофинансирование системы образования, во-вторых, недостаточный уровень контроля за общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, в-третьих это то, что несмотря на ведущуюся государственную политику в области развития образования детей с ОВЗ остается ряд проблем, связанных с несоответствием требований закона и реальной действительности. Ну и последнее − слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования.

Подводя итог, необходимо отметить, что, право человека на образование, обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Несмотря на значительное число достоинств, присущих отечественной системе образования, на сегодняшний день реализация конституционного права на образование встречается с множеством серьёзных проблем, требующих незамедлительного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/22/problemy-realizatsii-prava-na-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii

Гарантии в области образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here