Граждане имеющие право на социальное обеспечение

Сегодня предлагаем статью: "Граждане имеющие право на социальное обеспечение", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Читайте так же:  На медико социальную экспертизу больного направляет

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социальная защита

Цель предоставления социального обеспечения

Условия предоставления социального обеспечения

Круг лиц, подлежащих социальному обеспечению

Право на социальное обеспечение имеют лишь определенные категории граждан, установленные действующим законодательством, к таковым относятся нетрудоспособные лица ( в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; ветераны; беременные женщины; лица, имеющие статус беженцев, вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации, лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герой Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные; доноры и почетные доноры и т. д.

Право на тот или иной вид социального обеспечения устанавливается для определенных групп из выше перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе, к которым относятся преимущественно события (достижение определенного законом возраста, инвалидность, смерть, рождение, болезнь, беременность и т.д.). Эти обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам, когда помощь государства и общества ему крайне необходима.

Предоставляя какой-либо вид социального обеспечения государство преследует определенную цель. Можно сказать, что цель социального обеспечения триединая, так как она включает в себя три связанных между собой цели: ближайшую, промежуточную, конечную. Например, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам, ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы, то есть компенсация временно утраченного заработка за время отпуска по беременности и родам; промежуточной является забота о здоровье матери и ребенка; конечной — воспитание здорового поколения и рост народонаселения.

Основной целью каждого вида социального обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Следует различать понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита». В период перехода к рыночным отношениям в стране с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему, конечно, призвано право социального обеспечения, и вместе с тем ее решение в рамках одной отрасли — права социального обеспечения – невозможно. Здесь необходим выход на несколько отраслей права: трудовое право — проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда), жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право — вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., гражданское право- государственная поддержка, охрана и защита частной собственности и т. д., экологическое право — проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

Выделяя место «социального» в системе общественных процессов и отношений, следует сделать акцент на то, что социальная защита и социальные отношения определяют зрелость общества, показателем уровня его нравственных и юридических норм. Создание социальной эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития общества особенно в условиях рыночных отношений. Основное назначение социальной политики государства – защита всего населения и каждого человека, а агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Все категории населения в большей или меньшей мере нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для приобретения жилья, предпринимательства и во многом другом. Только социальное государство может обеспечить такую социальную защиту.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно заботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. В эту систему могут входить всевозможные общественные отношения, например, трудовые и жилищные, экологические, по охране здоровья, образовательные, гражданские и семейные, земельные и, собственно, по социальному обеспечению. В этом значении социальная защита почти совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. В узком смысле социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Также в узком смысле социальную защиту можно определить как конкретную социальную политику государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворение или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны самостоятельно улучшить его.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам в крыму

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации целью социальной защиты населения является гарантированность охраны труда, здоровья людей, минимальный размер оплаты труда, обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития социальных служб, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Исходя из содержания статьи Конституции РФ, социальная защита может быть определена как совокупность различных гарантированных государством мер, адресованных нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, и направленная на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки на уровне, который отвечает требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке. Социальную защиту также можно охарактеризовать как совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством. К таким мероприятиям относятся: социальное обеспечение, система обязательного социального страхования, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум по региону, охрана труда и здоровья.

К видам социальной защиты относятся: обеспечение пенсиями; обеспечение пособиями; бесплатное медицинское обслуживание; предоставление санаторно-курортного лечения; социальная помощь семьям, имеющим детей; обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Вопрос 2. Функции социального обеспечения

Назначение социального обеспечения проявляется в его функциях. Функция социального обеспечения – основное направление воздействия на поведение субъектов права социального обеспечения через нормы права. Выделяю следующие функции социального обеспечения – экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитационную, защитную, производственную.

Экономическая функция заключается в следующем:

— в замещении заработка или дохода, связанного с трудом ( или содержания ), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и по ряду других причин;

— в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами, так же другими;

— в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ( бедность, сиротство, вынужденное переселение и т.д. ).

Производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения, кроме того, она позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики государства.

Демографическая функцияспособствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан.

Социально-реабилитационнаясвязана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан ( например, оказание протезно-ортопедической помощи). Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функциявыражается в оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь в решение различных проблем ( материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фическим ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное статьей 37 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Пред­мет права социального обеспечения — пре­ж­де все­го от­но­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра — соб­ст­вен­но обес­пе­чи­тель­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми и упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми по по­во­ду реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан на тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­сию, по­со­бие, ус­лу­гу и так далее). Про­из­вод­ны­ми от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся но­ся­щие вспо­мо­гательный ха­рак­тер от­но­ше­ния про­це­дур­ные (по ус­та­нов­ле­нию юри­дических фак­тов) и про­цес­су­аль­ные (по рас­смот­ре­нию спо­ров).

Ме­тод права социального обеспечения ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Право социального обеспечения со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

Читайте так же:  Система права социального обеспечения статья

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях. Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния). При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц. Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

Кто имеет право на социальное обеспечение? Понятие права социального обеспечения

Среди социальных работников есть такое понятие как «молчаливая бедность». Так называют людей, которые не могут обеспечить себе достойное существование, но ни у кого не просят помощи. И зачастую этими людьми являются те, кто имеет право на социальное обеспечение, но не пользуется им. Чтобы выжить в этом мире, человек обязан знать свои права, поэтому в статье и поднимается вопрос о социальном обеспечении.

Безработные и малоимущие

Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласят строки закона «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия.

Рассчитывать на государственную помощь могут семьи, чей суммарный ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В законодательном акте «О государственной социальной помощи» указано, что эти семьи должны получать денежные пособия, гуманитарную помощь и льготы для поддержания нормальной жизнедеятельности всех членов семьи в обществе.

Ветераны Великой Отечественной войны

Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.

Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:

  • Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
  • Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
  • Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
  • Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.

Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.

Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны — имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.

Защита детей-сирот

С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить:

  1. Бесплатное образование.
  2. Повышенные стипендии.
  3. Бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание.
  4. Путевки на базы отдыха.
  5. Жилую площадь вне очереди.
  6. Выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы.

Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.

Сдавать кровь выгодно

Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.

Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почетного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путевки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почетных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.

Согласно закону

Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что получить защиту и помощь государства может:

  • Каждый гражданин РФ, достигший пенсионного возраста.
  • Граждане, воспитывающие детей, многодетные семьи.
  • Студенты и малолетние дети, сироты.
  • Малоимущие и безработные.
  • Инвалиды.
  • Ветераны ВОВ, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, военные.
  • Доноры.

Кому полагается дополнительная премия

Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату:

  • Ликвидаторы, инвалиды аварии на ЧАЭС.
  • Люди, победившие лучевую болезнь.
  • Дети людей, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС.
  • Граждане, которые работают в подразделениях особого риска.
  • А также люди, что подверглись радиоактивному облучению на ПО «Маяк» или Семипалатинском полигоне.
Читайте так же:  Единовременное пособие при увольнении из мвд

Военнослужащие

Особым сегментом военного права считается социальное обеспечение военнослужащих. Согласно действующему законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются все военнослужащие. Все лица, которые задействованы или были задействованы в военной деятельности, должны получать социальное обеспечение, независимо от того, пребывают они в отставке, увольнении или на службе.

Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством. Таких людей можно считать гражданами с особым социальным статусом, ведь военнослужащие со своими семьями принадлежат к отдельной группе социального обеспечения.

Нетрудоспособные граждане

Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.

Защита прав пенсионеров

Кто имеет право на социальное обеспечение? Конечно же, пенсионеры. Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то что они не уплачивают налоги.

Помощь семьям

В статье 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий:

  • Разовая выплата при рождении ребенка.
  • Ежемесячная выплата на каждого ребенка в семье до 18 лет. В случае если ребенок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте.
  • Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребенком 1,5 лет.

Что такое право на социальное обеспечение?

Социальное обеспечение – это государственная помощь, которая проявляется в виде выплат пенсий и пособий. Право на социальное обеспечение имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, безработные, временно нетрудоспособные, потерявшие кормильца (сироты или полусироты до 18 лет, а также инвалиды 1-й и 2-й группы без обеих или одного из родителей), а также люди, чей ежемесячный доход ниже минимальной суммы, необходимой для проживания.

Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение, можно найти в нормативных документах, таких как Европейская социальна хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) или в Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что законы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства.

Имеют право

Право на социальное обеспечение имеет каждый. И право это означает, что государство будет принимать непосредственное участие в жизни тех людей, которые не могут сами справиться с условиями жестокой реальности. Социальное обеспечение – самая важная конституционная форма защиты населения.

Но сегодня в законодательстве РФ все еще нет конкретных требований и нормативов по минимальному размеру обеспечения, это и снижает ценность права на социальное обеспечение. Проще говоря, граждане уверены: начисленная материальная помощь будет настолько мизерной, что не стоит тратить время и силы на ее оформление. Однако в стране поощряется добровольное социальное страхование, благотворительные фонды и другие негосударственные формы материального обеспечения людей. К тому же при начислении социальной помощи ее пытаются «подогнать» под минимальный прожиточный минимум.

Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Жизнь у человека всего одна и не стоит тратить все силы на то, чтобы поддерживать кое-как свое существование. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.

Право На Социальное Обеспечение

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Право На Социальное Обеспечение» в других словарях:

Право на социальное обеспечение — Право на социальное обеспечение одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице,… … Википедия

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства «постсоциалистических» стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий … Юридическая энциклопедия

Читайте так же:  Пенсия по вредности список 2 перечень профессий

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических (и большинства бывших социалистических) стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты… … Юридический словарь

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае… … Энциклопедия трудового права

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 39 Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.… … Энциклопедический словарь конституционного права

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства постсоциалистических стран формулируется как право на помощь со стороны государства в виде пенсий и пособий по… … Энциклопедия юриста

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства постсоциалистических стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и … Энциклопедический словарь экономики и права

право на социальное обеспечение — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических (и большинства бывших социалистических) стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты… … Большой юридический словарь

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина); формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по… … Профессиональное образование. Словарь

Социальное обеспечение в Российской Федерации

Всеобщей декларацией прав человека установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Конкретизируя данный принцип, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение представляет собой такие общественные отношения, урегулированные нормами права, в результате которых происходит перераспределение части государственного бюджета и распределение средств внебюджетных фондов социального страхования в объеме и на условиях, установленных законом, в целях предоставления физическим лицам материальных благ, медицинской помощи, социального обслуживания при наступлении объективных социально значимых обстоятельств.

В качестве таких обстоятельств могут выступать: утрата заработка или трудового дохода; отсутствие средств в объеме прожиточного минимума; полная или частичная потеря трудоспособности; потеря кормильца; наступление старости и др.

Социальное обеспечение выполняет следующие основные функции: 1)

экономическую: социальное обеспечение необходимо для решения проблемы неравенства доходов людей, которое возникает по независящим от них обстоятельствам. Оно позволяет, например, возместить заработок, утраченный в связи с наступлением старости. Экономическая функция реализуется посредством распределения средств внебюджетных фондов (пенсионного, обязательного медицинского страхования, социального страхования и др.) и средств бюджетов всех уровней; 2)

политическую: данная функция позволяет восстановить и поддерживать на должном уровне социальный статус граждан, которые в результате наступления тех или иных жизненных обстоятельств не могли ощущать себя полноценными членами общества;

3) демографическую: высокий уровень социального обеспечения в стране позволяет влиять на такие демографические процессы, как, например: продолжительность жизни, воспроизводство населения и др.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи».

Понятие социальной помощи

Согласно данному закону под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в этом законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Можно выделить следующие признаки социальной помощи: 1)

социальная помощь распространяется на особые субъекты — малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан; 2)

источниками финансирования служат бюджеты различных уровней; 3)

Видео (кликните для воспроизведения).

в рамках социальной помощи указанным выше категориям малоимущих граждан предоставляются особые виды выплат и услуг, которые назначаются решением органа социальной защиты населения по месту жительства или регистрации малоимущих лиц, как правило, после проверки их нуждаемости.

Источники

Граждане имеющие право на социальное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here