Институты общей части права социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Институты общей части права социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.).

Рисунок 6. Система права социального обеспечения

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения.

В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;

2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Контрольные вопросы

1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?

3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.

4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?

5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?

7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?

8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?

9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?

10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10464 —

| 7722 — или читать все.

Характеристика элементов системы права социального обеспечения. Разделение институтов и норм права социального обеспечения на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения в целом носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Говоря о системе права социального обеспечения , необходимо четко различать три различных понятия: система отрасли права , система науки и система учебного курса.

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование. Право социального обеспечения , как и любая другая отрасль права , – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений. Эти правовые нормы определенным образом между собой взаимосвязаны и объединяются в различные институты и подинституты. Поэтому можно сказать, что система права социального обеспечения – это совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной, научно обоснованной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Элементами системы права социального обеспечения являются: норма права , институт, подинституты, комплексные институты, отрасль, призванные максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм.

Читайте так же:  Лишение свободы входит в трудовой стаж

Нормы права , объединяясь по предметному признаку, образуют институты, подинституты и комплексные институты. Основными институтами права социального обеспечения являются: трудовой стаж, пенсии, пособия и компенсационные выплаты, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, которые в свою очередь делятся на подинституты. Так, институт пособий включает в себя следующие подинституты: пособия гражданам, имеющим детей; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по безработице и др.

Институт пенсий включает в себя такие подинституты, как: пенсии по государственному пенсионному обеспечению ; пенсии по государственному пенсионному страхованию, негосударственные пенсии.

Некоторые институты права социального обеспечения носят комплексный характер, так как объединяют нормы различных отраслей права . Так, к числу комплексных институтов права социального обеспечения относится институт пенсий, так как он включает в себя: нормы, относящиеся к финансовому праву (регулирующие отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии); нормы, относящиеся к праву социального обеспечения (регулирующие отношения по материальному обеспечению населения в старости, при потере кормильца, инвалидности и в других, предусмотренных законодательством случаях); нормы, относящиеся к административному праву (регулирующие отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения ); нормы, относящиеся к гражданскому праву (регулирующие отношения по заключению и выполнению договоров негосударственными пенсионными фондами).

Наличие таких комплексных институтов позволяет говорить о том, что в структуру отрасли права входят не только институты и подинституты, но и такие крупные объединения правовых норм, как отрасли. В частности, в праве выделяют такие подотрасли, как пенсионное право , право социального обслуживания и др.

Система науки права социального обеспечения – это система научных знаний, взглядов, идей о том комплексе общественных явлений, которые входят в сферу социального обеспечения . Прежде всего, наука изучает саму отрасль как систему права . Во-вторых, наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли. В-третьих, научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения , закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях, как ратифицированных, так и не ратифицированных СССР либо Российской Федерации. В-четвертых, наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах и особенности правового регулирования отношений по социальному обеспечению в них. В-пятых, результаты научных исследований, их объективные, беспристрастные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере социального обеспечения , как и в других странах. Таким образом, предмет науки права социального обеспечения значительно шире предмета этой отрасли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2). Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

•понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

•принципы права социального обеспечения;

•источники права социального обеспечения;

•правоотношения по социальному обеспечению;

•история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях: по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты: стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа. В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Читайте так же:  Стаж для пенсии государственного гражданского служащего

Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2).

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам

различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид

пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются

по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты

в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения. Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов. 5.

Система права социального обеспечения, страница 2

Институты отрасли права, регулирующие социально-обеспечительные отношения одного рода объединяются в подотрасли права социального обеспечения. Таких подотраслей пять: 1) социальное страхование; 2) государственное пенсионное обеспечение; 3) социальная поддержка; 4) социальная помощь; 5) социальное обслуживание. Все названные подотрасли регулируют отдельные массивы социально-обеспечительных отношений, характеризующихся своей спецификой (источник финансирования, органы, осуществляющие обеспечение) и известной родовой обособленностью (особенная совокупность субъектов получения социального обеспечения).

Основу всех структурных элементов системы права социального обеспечения составляют нормы права. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли права социального обеспечения. С учетом этого нормы указанной отрасли образуют общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся такие институты, как: принципы и задачи правового регулирования; институт оснований и задач обеспечения; субъекты права социального обеспечения; институт основных прав и обязанностей субъектов в области социального обеспечения; институт разграничения компетенции Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию и финансированию социального обеспечения.

Читайте так же:  Можно ли оформить налоговые льготы через мфц

В структуре особенной части права социального обеспечения как отрасли права можно выделить комплекс устоявшихся подотраслей и институтов, нормы которых имеют собственную часть предмета и особенностей метода регулирования. В зависимости от того, охватывает ли эта часть предмета все виды однородных отношений или лишь отдельные из них, регулируемые данной совокупностью правовых норм, они группируются в подотрасли, институты либо в субинституты.

Первой в особенную часть входит подотрасль социального страхования. Её предмет, особенности субъектов и метода регулирования определяют Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» и законы о конкретных видах социального страхования. «Полнокровными» институтами социального страхования являются институты: страхового (трудового) стажа, обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Право социального обеспечения как наука представляет собой систему научных знаний, правовых взглядов, идей о комплексе явлений, имеющих место в социальной сфере общества.

В.С. Андреев, обращаясь к проблеме систематизации научных знаний о праве социального обеспечения, заметил, что система этой науки строится с учетом системы отрасли.1 Применяя методы научного познания, наука права социального обеспечения познает истоки своего зарождения, этапы становления, прогнозирует, опираясь на накопленные знания и информацию, направления дальнейшего своего развития.

Право социального обеспечения как наука в качестве основного элемента систематизации научного познания социально-обеспечительных отношений выделяет предмет науки. При исследовании предмета науки происходит формирование собственного понятийного аппарата (понятий, категорий, гипотез, концепций, принципов, теорий, доктрин), который позволяет, применяя системный метод научного познания, расположить знания об объектах правовой действительности в определенной логической последовательности. Эти знания формируются на основе анализа правоприменительной практики, зарубежного опыта, истории развития социально-обеспечительного законодательства. Таким образом, предмет науки определяет, какие знания о данной отрасли права образуют объект его изучения, тогда как научная дисциплина приводит эти знания в систему для удобства пользования ими.

Система научной дисциплины по числу подразделений шире и богаче, чем система отрасли права1; превращая разрозненный материал в логически единый и целый, она воздействует на систему норм права; определяет содержание учебной дисциплины «Право социального обеспечения».

Право социального обеспечения как научная дисциплина состоит из общей, особенной и специальной частей. В общей части рассматриваются понятие социального обеспечения, как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; исследуется понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования, рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках; используя исторический подход, научная дисциплина исследует этапы становления права социального обеспечения, обосновывает перспективы его дальнейшего развития. В особенной части научной дисциплины знания распределены по определенным главам, поскольку они являются результатом научного анализа норм соответствующих институтов Особенной части отрасли. В специальной части рассматривается международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения, исследуется законодательство о социальном обеспечении в зарубежных странах.

В данной отраслевой науке до сегодняшнего сохраняются «белые» пятна и спорные положения, негативно влияющие на развитие знаний о ней. Так, остается на стадии формирования общая часть отрасли, не кодифицировано социально-обеспечительное законодательство, идет спонтанно-стихийное «размножение» теорий о «новых» отраслях права (социальное право, медицинское право) и подотраслях (пенсионное право, обязательное социально-страховое право), неоправданное появление которых наносит ощутимый вред не только науке права социального обеспечения, но и всему российскому правоведению и юридической практике. Нужно понимать, что в настоящее время, достаточно активно развиваются научные подотрасли1 права социального обеспечения, такие как «Пенсионное право»[38], «Обязательное социальное страхование», «Государственное социальное обеспечение»[39], а «Социальное право» и «Медицинское право» являются межотраслевыми (надотраслевыми) научными дисциплинами, то есть системами более высокого порядка и входят в структурными элементами в строение системы науки «Теория прав человека»[40].

Право социального обеспечения как учебная дисциплина — это система обобщенных сведений о праве социального обеспечения как отрасли права, социально-обеспечительном законодательстве и практике его применения, а также о самой науке.

Соответственно, предметом изучения учебной дисциплины являются знания о социальном обеспечении, а также основы правового регулирования материальных и тесно связанных с ними процедурных и процессуальных отношений.

Наука и учебная дисциплина по своему содержанию, целям и задачам не являются тождественными, но в тоже время взаимно не исключают друг друга. Первичной по отношению к учебной дисциплине «Право социального обеспечения» всегда является наука права социального обеспечения, поскольку соотношение учебной дисциплины с содержанием науки объективно можно определить как часть и целое. Основной задачей учебной дисциплины является передача студентам (слушателям) знаний с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение, навыки практического применения и дальнейшего творческого развития.

Правовое регулирование социального обеспечения неразрывно связано с иными сферами общественной жизни и прежде всего с экономикой, демографией, социологией и др. Поэтому при раскрытии содержания правовых институтов особенной части учебной дисциплины и практики применения социально-обеспечительного законодательства, необходимо обращаться к истокам появления соответствующего законодательства, к оценке эффективности его применения, и перспективам дальнейшего его развития.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права.

2. Дайте классификацию общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

3. Покажите специфику метода права социального обеспечения как отрасли права.

4. Как взаимодействует право социального обеспечения с конституционным, финансовым, административным и муниципальным правом?

5. На основании каких критериев происходит отграничение права социального обеспечения от трудового, гражданского, семейного и жилищного права?

6. Как соотносится система отрасли права с системой социально-обеспечительного законодательства?

7. Из каких структурных элементов состоит система отрасли права?

8. Какие элементы образуют систему социально-обеспечительного законодательства?

9. Покажите соотношение права социального обеспечения как научной и учебной дисциплин.

Читайте так же:  Когда пройдет индексация пенсий работающим пенсионерам

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного из фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Применительно к праву системный анализ требует: исторического подхода к юридической форме; выявления связей права с иными социальными системами; рассмотрения взаимодействия системы «право — общественные отношения»; изучения компонентов права.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, позволяющий ответить на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Читайте так же:  Единовременное пособие при производственной травме

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением ее структуры. Каждой конкретной системе присуща своя специфическая

структура, определяемая природой составляющих ее компонентов. «Нет системы без структуры, которая суть необходимый скелет, внутреннее устройство, закономерная организация субстанциональных, содержательных компонентов системного целого.»*

Составляющие структуру компоненты динамичны. Они видоизменяются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому структура — это одновременно и способ функционирования конкретной системы, и форма, в рамках которой происходят преобразования.

Структурный анализ права означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов, поскольку право занимает ведущее место в системе социального регулирования.

Генезис права показывает, что его становление в качестве целостной системы, охватывающей своим воздействием все основные сферы жизни общества, является результатом длительного исторического развития. Только на определенной ступени общественного развития право превратилось в общеобязательный регулятор общественных отношений.

В качестве компонентов системы права выступают: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, пединституты). -Компоненты права (отрасли, институты, нормы) проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма *права

является первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. С учетом этого нормы отрасли образуют общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы и задачи правового регулирования, ос-

Керимов Д.А. Философские проблемы права. — М., 1972. С. 253.

новные права человека в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.

Особенную часть

составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, выделяемых по различным основаниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих условия предоставления трудовых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеютуправомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновениезапрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.)

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства.Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифицированным законом, но они содержат нормы, относящиеся к различным отраслям права и касающиеся широкого круга вопросов, а не только условий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.

Вместе с тем, разработка и принятие Основ законодательства или кодекса позволила бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.

Контрольные вопросы

1. Как можно сформулировать понятие предмета права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права?

2. Какие группы общественных отношений образуют предмет права социального обеспечения?

3. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

4. В чем заключается отличие предмета отраслиправа социального обеспечения от предмета науки?

5. Что такое система отрасли права?

Видео (кликните для воспроизведения).

ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Источники

Институты общей части права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here