К источникам права социального обеспечения относятся

Сегодня предлагаем статью: "К источникам права социального обеспечения относятся", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:

2.по сфере их действия:

  • федеральные;
  • субъектов РФ (областные, краевые);
  • отраслевые;
  • муниципальные;
  • локальные.

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта:

  • законы;
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

5. по правовым институтам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10208 —

| 7912 — или читать все.

§ 1. Понятие источников псо и их классификация

Источник права – внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источники права социального обеспечения — это различные нпа акты, регулирующие комплекс общественных отношений, который составляет предмет ПСО.

Классификация источников ПСО:

1) по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе; (законы и подзаконные

акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей

юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными

правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим

законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции

РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к

совместной компетенции РФ и ее субъектов ( п. « ж» ч. 1 ст. 72). Законы делятся на

конститутивные, кодифицированные и текущие. Основной закон РФ — это КРФ.

К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и

гражданина, принятая 22 ноября1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР.

Следует отметить, что основные положения Декларации получили законодательное

закрепление в Конституции РФ 1993 г. Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» 1993г. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения).

2) по сфере их действия; (общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ ( областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные). Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

3) по органам, принявшим нормативный акт;

4) по форме акта; (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.)

5) по правовым институтам ( по пенсионному обеспечению граждан; по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения).

§ 2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Первую группу источников ПСО составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 К РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Конвенция МОТ № 117 « Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.), Рекомендация МОТ № 167 « О сохранении прав в

области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений,

заключаемые странами Содружества Независимых Государств ( СНГ), устанавливающие

условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства

СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ

в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с

этим Соглашением государства — члены СНГ договорились о проведении политики

гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства

закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на

территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории

государств — участников Соглашения. Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных

гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и(или)

работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства от

5 сентября 1998 г.

Вторую группу источников ПСО составляют законы РФ

В действующей Конституции РФ закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.

Читайте так же:  Порядок выплаты пенсий за выслугу лет

Основы законодательства РФ « Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых— право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 (ред. 22.07.2008); «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. (ред. 22.07.2008)« О гос. пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. (ред. 25.12.2008) « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июня 1998 г. (ред. 23.07.2008), « О трудовых пенсиях в РФ» 5.12.2001 (ред. 22.07.2008), «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» 5.12.2001 (ред. 23.07.2008)

Третью группу составляют подзаконные на- Указы Президента РФ

Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов ( например, Указ Президента РФ « О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г.; Указ Президента РФ « О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 1 апреля 1996 г.) или Указ Президента РФ «О повышении размера компенсационной выплаты отдельным категориям пенсионеров» от 1 августа 2000 г «О Дополнительных мерах гос. поддержки инвалидов» (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 N 1186, от 24.09.2007 N 1216), «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим гос. должности федеральной гос. службы» (в ред. Указов Президента РФ от 15.06.1999 N 755, от 13.12.2000 N 2005, от 25.07.2006 N 763), О некоторых мерах по обеспечению соц. Защиты отдельных категорий пенсионеров (18.10.2007), Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров (18.02.2005).

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам со ( пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 12 августа 1992 г. «Об утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных

пособий гражданам, имеющим детей» в ред. от 28 августа 1997 г.; постановление

Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье»; постановление Правительства

РФ от 7 июля 1999 г. «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в

Фонд социального страхования РФ» и др.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей

компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает

Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как

оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение « Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например,

приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. утверждено Положение «О порядке

назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и

попечительством», приказом Федеральной миграционной службы от 1 ноября 1993 г.

утвержден Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным

переселенцам и беженцам и др.

Пятую группу составляют локальные акты

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации.

Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на

соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной

организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные акты: Указ Президента Республики Адыгея «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей» от 21 августа 1996 г. № 145; постановление администрации Брянской области « Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемое сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты» от 22 февраля 1999 г. № 89.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов

местного самоуправления. Например, постановление главы администрации г. Казани от 1

июня 1998 г. «О предоставлении льготных бытовых услуг» и др. Также к данной группе

источников следует отнести коллективные договоры.

1. Что такое правовые принципы?

2. По каким признакам можно классифицировать правовые принципы?

3. Какие принципы права социального обеспечения вы можете назвать?

4. Раскройте содеражание отраслевых принципов права социального обеспечения.

5. Назовите внутриотраслевые принципы отдельных институтов права социального

1. Дайте понятие источников права социального обеспечения.

2. По каким основаниям можно классифицировать источники права социального

3. В каких международных актах содержатся нормы о социальном обеспечении?

4. В каких статьях Конституции РФ защищен правовой статус граждан в сфере

5. Назовите виды источников права социального обеспечения.

6. Дайте общую характеристику Основ законодательства РФ «Об охране здоровья

граждан» от 22 июля 1993 г.

7. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в РФ? Каковы их

8. Какие акты регулируют обеспечение граждан пособиями и компенсационными

9. Какое значение имеет законодательство субъектов РФ и местных органов власти

в области социального обеспечения?

10. В чем проявляются единство и дифференциация источников права социального

11. Какова роль локальных источников в сфере права социального обеспечения?

Читайте так же:  Суды отказ в досрочной пенсии

5.Источники права социального обеспечения: понятие, виды.

Источники права – внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт.

Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения:

Статье 7 – закреплены исходные юридические начала развития РФ как социального государства.

Статья 38 Конституции РФ декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 41 – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

С точки зрения юридической силы выделяют также законы. В силу принадлежности ПСО к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,

«О трудовых пенсиях в РФ»,

«Об основах социального обслуживания населения в РФ»,

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают

Видео (кликните для воспроизведения).

указы и распоряжения Президента РФ.

постановления и распоряжения Правительства РФ.

органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы.

акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов РФ

исполнительными органами местного самоуправления.

С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на

нормативные акты субъектов РФ и

муниципальные нормативные акты.

ФЗ и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией РФ к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти РФ, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты.

Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции:

Международной организации труда (МОТ),

межгосударственные договоры и соглашения РФ: Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ» 1997 года и др.

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

Читайте так же:  Можно ли работать получая социальную стипендию

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

Читайте так же:  Минимальный размер пособия по безработице составляет

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Тема 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

3.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. В теории права подисточниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в оп­ределенных нормативных документах. Такие нормативные до­кументы могут содержать только нормы права социального обес­печения (например, Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90) либо состоять из норм различных отраслей права (Положение о федеральной государственной службе от 22.12.93 № 2267).

Источники права нельзя путать с актами компетентных госу­дарственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.

Источники права социального обеспечения, как и других от­раслей права, принято классифицировать по следующим при­знакам: по юридической силе; по сфере их действия; по орга­нам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по правовым институтам.

По юридической силе

источники права делятся на законы и подзаконные акты. Законы могут быть конституционными, коди­фицированными и текущими. К конституционным законам отно­сятся Декларация прав и свобод человека и гражданина, приня­тая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.91 Ос­новные положения Декларации получили закрепление в Консти­туции РФ 1993 г.

Конституция РФ является юридической базой для всего зако­нодательства страны, в том числе и в области социального обес­печения. Особое значение имеет ст. 7, которая характеризует основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Консти­туции РФ (ст. 38, ст. 39, ст. 41, ст. 46) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

Кодифицированным законом являются Основы законодатель­ства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93, содержащие нормы различных отраслей права, в том числе и права социаль­ного обеспечения.

Текущие законы касаются отдельных институтов права соци­ального обеспечения (пенсий за выслугу лет, пособий гражда­нам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.)

По сфере действия

законы могут быть федеральными, от­раслевыми и местными. Федеральные законы принимаются высшими органами законодательной власти РФ, а законы субъек­тов РФ — органами законодательной власти субъектов. Соглас­но Конституции РФ регулирование социального обеспечения относится к совместному ведению России и ее субъектов. По­этому значение законодательства субъектов РФ и местных ор­ганов власти в области социального обеспечения и особенно социальной помощи в настоящее время возрастает.

Разновидностью классификации по сфере действия являет­ся объединение источников по кругу лиц, на которых распрост­раняются отдельные нормы законодательствам социальном обеспечении. Речь идет о дифференциации права социального обеспечения в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) и природно-климатических районов, либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Спе­циальными нормами устанавливается льготное исчисление пе­риодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.

Иные нормативные правовые акты обязательно должны со­ответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действуетзакон. Иные нормативные правовые акты по социальному обеспече­нию имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Пра­вительства РФ, правил, инструкций, приказов и других норма­тивных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЖНЕЙШИХ ИСТОЧНИКОВ. Отражая развитие отрасли, круг источников права социального обеспечения постоянно расширя­ется. В настоящее время в него входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные РФ меж­дународно-правовые акты по вопросам социального обеспече­ния.

Новыми источниками права социального обеспечения, ранее несвойственными для этой отрасли, являютсяСоглашения Не­зависимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного госу­дарства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Го­сударств в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. Подписав Соглашение, Государства договори­лись о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, закрепили основные принципы обес­печения лиц, которые приобрели право на пенсию на террито­рии бывших республик СССР и реализуют это право на террито­рии государств-участников Соглашения.

Читайте так же:  Сколько составляет социальная пенсия по потере кормильца

В настоящее время государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения.

Законам

принадлежит главная роль в регулировании отно­шений по социальному обеспечению. В соответствии с Консти­туцией РФ координация вопросов здравоохранения, защита се­мьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ве­дении Российской Федерации и ее субъектов. Вне преде­лов совместного ведения субъекты РФ правомочны принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не могут противоречить федеральным законам.

В настоящее время уже принято большое количество зако­нов по различным институтам социального обеспечения, кото­рые раньше находились вне пределов законодательного офор­мления. Одним из таких примеров может служить закон от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Феде­рации» (в ред. Федерального закона от 20.04.96 № 36-ФЗ и По­становления КС РФ от 16.12.97 № 20-П).

Особое место в системе законодательных актов по социально­му обеспечению занимаютУказы Президента РФ, имеющие нор­мативный характер и восполняющие пробелы федерального зако­нодательства: «О доплате к государственной пенсии лицам, заме­щавшим должности в органах государственной власти и управле­ния Союза ССР и РСФСР» от 01.04.96 № 467 (ред. от 29.08.96); «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граж­дан Российской Федерации» от 15.04.96 № 550 и пр.

Постановления Правительства РФ

не только координи­руют деятельность органов государственной власти по реализа­ции принятых Федеральных законов и Указов Президента, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан. В частности, постановлением Правительства РФ от 14.10.94 № 1173 утверждена федеральная целевая программа «Безопасное материнство» на 1995-97 гг.; постановлением от 16.01.95 № 59 – Федеральная комплексная программа «Соци­альная поддержка инвалидов»; постановлением от 08.01.96 № 6 — Концепция улучшения положения женщин в РФ.

Порядок применения законодательных норм обычно конкре­тизируется постановлениями Правительства РФ, правительств субъектов федерации и актами министерств и ведомств. Поста­новления высшего органа исполнительной власти касаются са­мого широкого круга вопросов. Для иллюстрации этого доста­точно привести лишь несколько примеров: «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (постановление от 12.02.94 № 101, в ред. от 22.11.97); «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постановление от 20.06.92 № 409, в ред. от 17.07.96); «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреж­дений здравоохранения лекарственными средствами и издели­ями медицинского назначения» (постановление от 30.07.94 № 890, в ред. от 27.12.97); «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Фе­дерации» (постановление от 07.08.95 № 790); «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (постановление от 04.09.95 № 883, в ред. от 28.08.97) и др.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социаль­ному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство труда и социаль­ного развития Российской Федерации является центральным ор­ганом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, женщин и детей, а также дру­гих групп населения нуждающихся в государственной поддерж­ке. В ведении этого министерства передана разработка совмес­тно с федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов РФ предложений по со­вершенствованию законодательства о социальной защите на­селения, подготовка по поручениям Правительства РФ заключе­ний по проектам законов, а также нормативных актов мини­стерств и ведомств РФ, обобщение практики применения зако­нодательства о социальной защите и обеспечение единообраз­ного его применения на всей территории РФ.

Решение значительного круга вопросов в области социаль­ного обеспечения входит в компетенцию разныхорганов ис­полнительной власти. В качестве иллюстрации можно при­вести следующие нормативные акты: «Об оказании материаль­ной помощи безработным и членам семей безработных, нахо­дящимся на их иждивении» (приказ Федеральной службы заня­тости России от 18.06.93 № 78); Порядок выплаты единовремен­ного денежного пособия вынужденным переселенцам и бежен­цам (приказ Федеральной миграционной службы России от 01.11.93 № 2585, в ред. от 04.07.97); «О применении Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компен­сациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайне­го Севера и приравненных к ним местностях» при назначении и перерасчете пенсий» (указание Минсоцзащиты РФ, Пенсионно­го фонда РФ, Министерства по делам национальностей и регио­нальной политики РФ от 06-14.07.94 № 1-4-У; ЮЛ-6-23/3562; 1459); «Об утверждении Положения о порядке выплаты денеж­ных средств на детей, находящихся под опекой (попечитель­ством)», приказ Министерства образования РФ от 16.02.93 № 50) и др.

Довольно активно в современных условиях действуют в об­ласти социального обеспечения иорганы местного самоуп­равления. Их акты значительно повышают степень социальной защиты граждан на муниципальном уровне, предусматривают дополнительные по отношению к федеральным меры социаль­ной поддержки граждан путем установления различного рода доп­лат, а также касаются социального обслуживания населения, проживающего на их территории.

Вопросы для самоконтроля

1. Как разграничиваются источники права социального обеспечения по юридической силе и сфере действия?

2. Что такое единство и дифференциация источников права социального обеспечения?

3. Можно ли считать источниками права социального обеспечения Соглашения стран-участников СНГ?

4. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

5. Можно ли международный договор признать источником права социального обеспечения?

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

1. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп. от 22 октября 1999 г.)

2. Указ Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (в ред. от 1 декабря 1995 г.)

3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 13 августа 1998 г.).

Дата добавления: 2014-12-08 ; Просмотров: 1110 ; Нарушение авторских прав?

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

К источникам права социального обеспечения относятся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here