Какие налоговые льготы есть для автономных учреждений

Сегодня предлагаем статью: "Какие налоговые льготы есть для автономных учреждений", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Бюджетным учреждениям нужны налоговые льготы

Чемерицкий Л.К. ,
к.э.н., доцент

Опубликовано в номере: Бухгалтерский учет и налоги №4 / 2004

Российское законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям наряду с основной уставной работой заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения доходов при условии, что эта деятельность не должна наносить ущерб основной работе, а полученная прибыль, за вычетом уплаченных в бюджет налогов должна направляться на нужды учреждения.

За последние годы предпринимательская деятельность бюджетных учреждений получила довольно широкое развитие. Это приносит дополнительные налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды, позволяет этим учреждениям закупать самое современное оборудование, медикаменты и необходимые пособия для целей образования, решать многие социальные вопросы, улучшить качество работы и обслуживания населения.

Во многом расширению предпринимательской деятельности бюджетных организаций , увеличению поступлений доходов от нее способствовало налоговое законодательство.

Уже первыми законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам был предусмотрен широкий перечень льгот по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, а также коммерческих учреждений образования, здравоохранения и культуры.

В частности не облагается налогом на добавленную стоимость реализация большого перечня медицинских товаров отечественного и зарубежного производства в том числе:

  • важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника;
  • протезно-ортопедические изделия, сырье для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
  • технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных).

Освобождены от налога на добавленную стоимость медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Это ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

Не облагаются налогом на добавленную стоимость:

Освобождается от налога на добавленную стоимость выручка от реализации работ по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также сдачи в аренду помещений.

Не облагается налогом на добавленную стоимость значительный перечень услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства.

С принятием 21 главы Налогового кодекса Российской Федерации перечень льгот по платежам налога на добавленную стоимость для учреждений социальной сферы был несколько сокращен. Отменено освобождение от уплаты этого налога на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом образовательном учреждении.

Отменено освобождение от налога на добавленную стоимость услуг вневедомственной охраны МВД России по охране объектов, в том числе для населения, что привело к заметному удорожанию этих социально значимых услуг.

Стали более дорогими в связи с отменой льгот по этому налогу услуги аварийно-спасательных служб, пожарно-техническая продукция и др.

Отмену указанных льгот по налогу на добавленную стоимость вряд ли можно считать правомерной, в то же время сохранившиеся льготы имеют очень большое значение, как для населения, так и для предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Указанные льготы удешевляют стоимость товаров, работ и услуг, делают их более доступными для широких слоев населения и позволяют учреждениям, занимающимся предпринимательской деятельностью, реализовать больший объем товаров, работ и услуг и получить более значительную прибыль.

Прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль организаций – это главная цель предпринимательской деятельности, так как чем больше сумма этой прибыли, тем шире возможности бюджетного учреждения приобретать необходимое оборудование, медикаменты, расширять и совершенствовать свою работу, решать многие социальные задачи.

Поэтому российское законодательство о налогах и сборах, которое регламентировало налогообложение прибыли с 1992 по 2000 годы, предоставило довольно значительный перечень льгот по налогу на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.

Особенно важно, что не облагалась налогом прибыль от предпринимательской деятельности, реинвестированная в основную деятельность образовательных учреждений культуры. С 1 января 2002 года облагается вся прибыль от предпринимательской деятельности, в том числе суммы прибыли, перечисленные за услуги, выполненные в рамках основной уставной деятельности, например, прибыль, полученная по обязательному медицинскому страхованию.

Не облагалась также прибыль:

Такую меру нельзя назвать гуманной, но она подтверждает необходимость дифференцированного подхода при установлении размеров налога, установлении или отмене налоговых льгот.

Одна из задач налоговой системы – способствовать выравниванию социальных условий жизни для отдельных слоев населения. Тем не менее, с принятием 25 главы НК РФ на общих основаниях облагается прибыль, направляемая на благотворительную помощь, которая в ряде случаев замещает государственные расходы на социальные нужды. С помощью налогов размеры прибыли, поступающие на благотворительные нужды, сокращаются.

Итак, никаких льгот по налогу на прибыль организаций действующим законодательством по налогам и сборам не установлено. Прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений облагается на общих основаниях, и это вызывает серьезные сомнения в правомерности такого положении я.

Как и у коммерческих организаций, на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений установлена ставка в размере 24 %. Такая ставка применяется одинаково для очень высокорентабельных организаций промышленности, торговли, банков, страховых и других компаний и для низкорентабельных организаций.

Предпринимательская деятельность бюджетных организаций, как правило, не имеет высокой рентабельности, так как непосредственно связана с социальными нуждами населения и имеет относительно небольшие, по сравнению с коммерческими предприятиями, объемы реализации товаров, работ и услуг.

Любая коммерческая организация успешно развивается, если она основную часть своей прибыли направляет на расширение производства, внедрение новой прогрессивной техники и технологий, высоко эффективных научных достижений, обновление ассортимента товаров работ и услуг в связи с требованиями рынка.

Такой возможности у предпринимательской деятельности бюджетных учреждений нет.

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Расходование прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с утвержденной распорядителем бюджетных средств сметой. Как правило, – это руководитель бюджетного учреждения, который отвечает за его работу, за его основную уставную деятельность. В связи с этим основная часть указанной прибыли реинвестируется в основную уставную деятельность, замещая недостающие бюджетные средства.

Таким образом, бюджетные учреждения, как правило, имеют достаточных средств на расширение и совершенствование работы в рамках предпринимательской деятельности и находятся в менее выгодных условиях по сравнению с коммерческими организациями.

Изменить неблагоприятные для бюджетных учреждений условия можно было бы путем уменьшения ставки налогообложения прибыли или установления специальной льготы.

Другим основанием для установления более низкой ставки налога на прибыль организаций или предоставления льготы по платежам этого налога для бюджетных организаций является законодательно установленный статус прибыли от предпринимательской деятельности как внебюджетного источника средств учреждениям соответствующего бюджета.

Поступающие в бюджетные учреждения бюджетные ассигнования, средства внебюджетных фондов, гранты, пожертвования, другие благотворительные источники не подлежат налогообложению. почему же должна облагаться прибыль, направляемая на нужды бюджетного учреждения?

налог на прибыль от предпринимательской деятельности, направляемой на нужды учреждения, сокращает размер этого источника и во многих случаях требует дополнительных бюджетных средств.

Менее благоприятные условия для коммерческой деятельности бюджетных учреждений создаются и жесткой регламентацией расходования прибыли на основе сметы и возможностью ее изъятия вышестоящими организациями. По данным журнала «Финансы» за ноябрь 2003 года в силовых ведомствах осуществляется изъятие прибыли от предпринимательской деятельности вышестоящими организациями.

Читайте так же:  Индексация и корректировка трудовых пенсий

Все это вызывает стремление подразделений учреждений, занимающихся предпринимательской деятельностью, выходить из состава учреждений и превращаться в самостоятельные коммерческие организации. В этом случае бюджетные учреждения лишаются значительных, иногда до 70 % используемых средств, что может поставить их на грань катастрофы.

Чтобы таких явлений не было, необходимы льготы в налогообложении предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.

Следует, по нашему мнению, освободить от налогообложения прибыль, которая используется для нужд основной деятельности, например на закупку нового высокоэффективного оборудования, медицинских препаратов, на оснащение образовательного процесса, оплату труда работников и др.

Остальная прибыль должна облагаться по специальному щадящему режиму, применительно к условиям деятельности этих учреждений. Например, по режиму аналогичному упрощенной системе налогообложения, используемого для малых предприятий.

Первоначальные потери бюджета обернутся экономией бюджетных средств, а в дальнейшем увеличением налоговых поступлений за счет расширения предпринимательской деятельности.

Налоговые льготы для государственных и муниципальных учреждений *

Яговкина Вита Александровна, доцент кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина России, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена анализу налоговых льгот для различных типов государственных и муниципальных учреждений. Основное внимание уделяется льготам по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Ключевые слова: государственные и муниципальные учреждения, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налоговые льготы.

The article is devoted to analysis of tax benefits for various types of state and municipal institutions. The main attention is drawn to benefits related to profit tax and value added tax.

Key words: state and municipal institutions, profit tax, value added tax, tax benefits.

Государство стремится поддержать функционирование государственных и муниципальных учреждений, в том числе путем использования механизма налоговых льгот, поскольку указанные юридические лица оказывают государственные и муниципальные услуги, в том числе те, предоставление которых гарантировано Конституцией РФ.

В целом Налоговый кодекс РФ содержит не так много норм, закрепляющих льготы для отдельных типов учреждений как налогоплательщиков, обычно такие нормы распространяются на все государственные и муниципальные учреждения в целом, независимо от их типа, однако есть нормы налогового права, касающиеся исключительно определенного типа учреждений.

Одной из основных проблем, затрудняющих выполнение государственными и муниципальными учреждениями своих функций по предоставлению государственных и муниципальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, являлось обложение налогом на добавленную стоимость таких услуг в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ . На практике учреждения не уплачивали налог на добавленную стоимость в основном по той причине, что оказываемые ими услуги подпадают под операции, освобождаемые от уплаты соответствующего налога по ст. 149 НК РФ.

При написании статьи использована СПС «КонсультантПлюс».

Восьмого июля 2011 г. были внесены изменения в законодательство, регулирующее правовой статус учреждений, путем принятия Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», в соответствии с которым изменилась редакция ст. 146 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2012 г. объектом обложения налогом на добавленную стоимость не будет признаваться выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с той же статьей Налогового кодекса РФ в целях обложения налогом на добавленную стоимость не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, следовательно, в этом случае основные средства будут освобождаться от НДС у учреждений всех типов.

Все государственные и муниципальные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций, однако они обладают правом на льготы при уплате налога на прибыль. В соответствии со ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы данных юридических лиц не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, и в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Первая из указанных льгот предоставлена потому, что имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества — учредителем на праве оперативного управления, не является безвозмездно полученным и не должно подвергаться обложению налогом на прибыль как доход, поскольку права собственности у учреждения не возникает и право свободного распоряжения таким имуществом также отсутствует. Таким образом, налог на прибыль в данном случае уплачиваться не должен.

К средствам целевого финансирования законодатель относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям; в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства будут квалифицированы налоговыми органами как внереализационный доход и будут рассматривать как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При определении налоговой базы государственных и муниципальных учреждений при уплате налога на прибыль также не учитываются целевые поступления, к которым в данном случае относятся использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям, что распространяется на все типы учреждений.

При этом следует иметь в виду, что при исчислении налога на прибыль не учитываются в целях налогообложения расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.11 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Не облагаются налогом на прибыль (не учитываются при определении налоговой базы) доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, причем данное правило имеет обратную силу и распространяется на налогово-правовые отношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Также можно признать льготой особый порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей, который распространяется на бюджетные и автономные учреждения. Статья 286 Налогового кодекса РФ закрепляет, что бюджетные учреждения и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях данных учреждений, поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ данной категории плательщиков предоставлены соответствующие льготы. Следует обратить внимание, что данная льгота предоставлена только казенным учреждениям, а бюджетные и автономные учреждения в число лиц, пользующихся данной льготой, не включены, что на практике может повлечь некоторые сложности (например, учебному заведению, носящему имя Героя Российской Федерации, при смене типа учреждения было предложено заплатить указанную государственную пошлину).

Читайте так же:  Статус труженик тыла льготы

По общему правилу государственные и муниципальные учреждения не вправе применять специальные налоговые режимы. Например, ни одно учреждение, независимо от типа, не может применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Однако автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения, вывод о чем можно сделать из ограничения, содержащегося в пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым не вправе применять упрощенную систему налогообложения только казенные и бюджетные учреждения. Указанное умозаключение подтверждается также письмом Минфина России от 28 июля 2008 г. N 03-11-03/15, содержащим разъяснения о применении такого режима для автономных учреждений.

Учреждения уголовно-исполнительной системы по закону являются казенными учреждениями, им предоставлены льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Так, в соответствии со ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организаций учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; а в соответствии со ст. 395 Налогового кодекса РФ те же категории налогоплательщиков освобождаются от налогообложения земельным налогом.

Кроме того, следует иметь в виду, что многие налоговые льготы предоставляются не в зависимости от вида или типа юридического лица, а в зависимости от вида деятельности, которую оно осуществляет. Таким образом, если государственное или муниципальное учреждение предоставляет услуги в соответствующей сфере, которую государство стремится поддержать и стимулировать за счет налоговых льгот, оно также имеет право использовать указанные льготы (например, услуги в сфере культуры, здравоохранения, образования, музейного дела и т.п.).

Ответы на вопросы

Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога — налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду — внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Читайте так же:  Новогодняя социальная стипендия

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

· уточненной налоговой декларации;

· заявления — в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

Видео (кликните для воспроизведения).

· заявления — при уплате налога на основании налогового уведомления.

Ответ дан по состоянию законодательства на 31.05.2017

Предусмотрены ли действующим российским законодательством какие-либо льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций?

Ответ дан по состоянию законодательства на 31.10.2014

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Льготные ставки по налогу на прибыль для учреждений: новшества-2020

Кому повезло?

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.

Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395 ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210 ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

В чем выгода УСНО?

При упрощенной системе уплачивается налог по ставке 15% с налоговой базы «доходы минус расходы» или 6% с базы «доходы». «Упрощенка» освобождает от уплаты:

  • налога на прибыль организаций (ставка 20%);
  • налога на имущество организаций;
  • НДС (ставка 18%).

Для начала в общих чертах прикинем экономическую выгоду применения УСНО. Допустим, что налогоплательщик создал добавленную стоимость в размере 1 000 руб., в том числе НДС по расчетной ставке 18/118 – 152,54 руб., налог на прибыль по ставке 20% – 169,49 руб. с базы 847,46 руб. (1 000 — 152,54). Тогда в распоряжении налогоплательщика остается 677,97 руб. (1 000 — 152,54 — 169,49). При УСНО же будет заплачено 150 руб. (1 000 х 15%), то есть останется 850 руб.

Право на УСНО получают те АУ, которые не имеют филиалов и у которых остаточная стоимость имущества, приобретенного за счет доходов от внебюджетной деятельности, не превышает 150 млн руб., среднесписочная численность – 100 человек, а доходы от внебюджетной деятельности – 150 млн руб. в год.

Для большинства коммерческих организаций УСНО однозначно выгоднее общей системы налогообложения. Но что касается автономных учреждений, для них общий подход неприемлем. Дело в том, что АУ традиционно работают в социально значимых отраслях, которые льготируются и по другим налогам, что снижает значимость УСНО в законной налоговой оптимизации.

Альтернативные льготы по налогу на прибыль. Согласно п. 1.1, 1.9, 1.11 ст. 284 НК РФ по налогу на прибыль применяется ставка 0% к базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, социальное обслуживание граждан, туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа.

Альтернативные льготы по НДС. В силу пп. 2 – 4, 14 – 15 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены от НДС:

  • медицинские услуги;
  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования;
  • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  • услуги в сфере образования;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних;
  • услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей;
  • работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия.

Экономия по налогу на имущество. Как следует из п. 2 ст. 346.11 НК РФ, «упрощенка» освобождает от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость). То есть если автономное учреждение обладает имуществом, налог с которого уплачивается по кадастровой стоимости, УСНО не поможет выводу из-под налогообложения этой части имущества. Однако согласно пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объекты недвижимого имущества облагаются исходя из кадастровой стоимости, только когда организация владеет ими на праве собственности или хозяйственного ведения. На государственные (муниципальные) учреждения, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, положения ст. 378.2 НК РФ не распространяются, поскольку собственниками этого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования. Такая позиция изложена в письмах Минфина РФ от 28.07.2014 № 03-11-06/2/36924, от 21.05.2014 № 03-05-05-01/24062.

«Упрощенка» по ставке 6% с базы «доходы» выгодна при высокорентабельной деятельности (такой как сдача имущества в аренду). Ставка 15% с разницы между доходами и расходами подходит для менее рентабельных видов деятельности (например, для оказания услуг).

Напомним, что в силу п. 33 Положения № 640 в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения. Если федеральное АУ осуществляет платную деятельность, затраты на уплату налога на имущество распределяются между основной и внебюджетной деятельностью посредством использования коэффициента платной деятельности. Возникает вопрос: в какой части налога на имущество (в полной или лишь в той, что приходится на платную деятельность) полагается льгота по УСНО? Отвечая на него, контролеры в Письме № 03-11-06/2/36924 сообщили следующее. Нормы п. 2 ст. 346.11 НК РФ (о том, что УСНО предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций) применяется в отношении всего имущества АУ – вне зависимости от источника его приобретения. Значит, в размер субсидий автономных учреждений, использующих «упрощенку», не должны быть включены затраты по налогу на имущество. В противном случае произойдет изъятие средств из бюджета, а чем это чревато – наглядно демонстрируют судебные процессы по уплате страховых взносов АУ-«упрощенцами», к рассмотрению чего мы и переходим.

Нюансы исчисления страховых взносов. Применяя «упрощенку», налогоплательщики в силу пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. В свою очередь, организации должны заниматься социально значимыми видами экономической деятельности, такими как:

  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
Читайте так же:  Развитие медико социальной экспертизы

Пониженная ставка составляет 20% вместо базовых 30%. Для применения пониженной ставки требуется, чтобы доля доходов от льготируемой деятельности составляла не менее 70% в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ). При этом пониженные взносы распространяются только на ту часть фонда оплаты труда (ФОТ), которая относится к платной деятельности. Как неоднократно указывали суды, применение учреждением пониженных страховых тарифов ко всему ФОТ дает организации, финансируемой за счет бюджета, преимущество по сравнению с иными субъектами предпринимательской деятельности, применяющими УСНО и претендующими на «страховую» льготу. У автономных учреждений отсутствует право на применение указанной льготы, поскольку в случае применения учреждением льготного тарифа происходит необоснованное удержание учреждением бюджетного финансирования, выделенного в том числе на уплату страховых взносов. Аналогично высказался Конституционный суд. В его Определении от 23.10.2014 № 2335-О разъяснено: порядок финансирования деятельности АУ предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.

«Нулевая» ставка для медицинских и образовательных учреждений

Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.

Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.

В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.

Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.

В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).

То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

Какие автономные учреждения имеют право использовать УСНО?

УСНО является добровольным налоговым режимом, порядок его применения регулируется нормами гл. 26.2 НК РФ. Поскольку «упрощенка» отличается от основной системы налогообложения пониженной совокупной налоговой нагрузкой и нацелена на стимулирование малого и среднего бизнеса, НК РФ предъявляет требования к желающим ее использовать налогоплательщикам.

1. Организационно-правовая форма. Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО казенные и бюджетные учреждения. Как видим, в этом перечне отсутствуют АУ, что позволяет им использовать УСНО. Минфин в Письме от 07.10.2011 № 03-11-06/2/140 подтвердил правомерность этого вывода.

2. Наличие филиалов. Если автономное учреждение имеет в своем составе филиалы, претендовать на право пользования УСНО оно не сможет (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В случае, когда у АУ есть иные обособленные подразделения, не являющиеся филиалами, за ним сохраняется право на УСНО (письма Минфина РФ от 22.07.2011 № 03-11-06/2/108, от 16.05.2011 № 03-11-06/2/76).

3. Предел годовой выручки. Право на УСНО утрачивается, если годовая выручка (для АУ это доходы от платной деятельности) превысит 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). При расчете не учитываются субсидии.

4. Лимит численности. Если средняя численность работников АУ за налоговый (отчетный) период превысит 100 человек, учреждение также лишится права на применение УСНО (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом учитывается вся численность персонала, занятого как в основной, так и во внебюджетной деятельности.

5. Лимит по основным средствам. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ упрощенную систему вправе применять налогоплательщики, у которых остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн руб. Учитываются только те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Стоимость амортизируемого имущества, полученного АУ в оперативное управление, не учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Это подтверждают письма Минфина РФ от 06.07.2016 № 03-11-10/39450, от 09.08.2011 № 03-11-06/2/116.

Итак, право на «упрощенку» получают те АУ, которые не имеют филиалов и у которых остаточная стоимость имущества, приобретенного за счет собственных средств (доходов от внебюджетной деятельности), не превышает 150 млн руб., среднесписочная численность – 100 человек, а доходы от внебюджетной деятельности – 150 млн руб. в год.

Главные изменения для АУ

Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

Правила перехода к УСНО и возврата к общей системе налогообложения.

Переход к упрощенной системе и возврат к иным режимам налогообложения является добровольным, но нужно учитывать ограничения, установленные НК РФ.

Чтобы действующему АУ перейти на УСНО со следующего календарного года, ему требуется уведомить об этом решении налоговый орган по месту нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, с которого учреждение переходит на УСНО.

В уведомлении отмечается выбранный объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Кроме того, указываются остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого АУ переходит на «упрощенку». Автономное учреждение может перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подает уведомление, доходы от платной деятельности не превысили 112,5 млн руб.

В рамках финансового планирования своей деятельности автономные учреждения могут ежегодно (по результатам работы за девять месяцев) рассчитывать налоговую нагрузку на предстоящий год по всем альтернативным налоговым системам.

Вновь созданное АУ вправе уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае АУ признается налогоплательщиком, применяющим УСНО, с даты постановки его на учет в налоговом органе.

Читайте так же:  Система медицинской помощи детям инвалидам

Автономное учреждение, применяющее УСНО, может перейти на общую систему налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором оно предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Льготы для музеев, театров и библиотек

Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.

На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

Упрощенная система налогообложения: выгодно ли ее использовать автономным учреждениям?

Налоговый кодекс предоставляет предприятиям малого бизнеса преференции в виде специальных режимов и наиболее популярным среди них является упрощенная система налогообложения (УСНО). Правом на ее применение обладают и автономные учреждения, если укладываются в установленные налоговым законодательством лимиты. Настоящая статья адресована тем АУ, которые ведут внебюджетную деятельность и рассматривают варианты снижения законными способами своей налоговой нагрузки.

Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ

Все доходы, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Льготные ставки по налогу на прибыль с 2020 года

Автор: Амина Русак, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2019 г.

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Какой объект налогообложения выбрать?

На выбор налогоплательщика «упрощенка» предлагает два объекта налогообложения:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Организация может менять объект налогообложения ежегодно, уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором она предполагает изменить объект налогообложения.

Если таким объектом являются доходы, налоговая ставка составляет 6%. При объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» ставка равна 15%.

В каком случае выбрать ту или иную базу по УСНО? «Упрощенка» по ставке 6% с базы «доходы» выгодна при высокорентабельной деятельности (например, сдача имущества в аренду). Ставка 15% с разницы между доходами и расходами подходит для менее рентабельных видов деятельности, таких как оказание услуг и торговля.

Для определения точки безразличия кроме разницы баз и ставок следует учитывать, что из суммы налога при использовании базы «доходы» вычитаются страховые взносы. При этом страховые взносы не могут уменьшить сумму налога по УСНО более чем на 50% (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Точка безразличия определяется по формуле:

Д х 6% — С = (Д — Р) х 15%, где:

Д – доходы, признаваемые при УСНО;

Р – расходы, принимаемые при УСНО;

С – сумма страховых взносов.

При этом необходимо соблюсти следующее условие: Д х 6% — С ≥ 0,5 х Д х 6%.

Пример 1

Видео (кликните для воспроизведения).

Автономное учреждение, предоставляющее медицинские услуги, выбирает наилучший налоговый режим на 2018 год. Плановые платные доходы составляют 10 млн руб., ФОТ – 2 млн руб., налог на имущество – 20 тыс. руб., прочие расходы – 1,5 млн руб. Какая система налогообложения наиболее выгодна, если АУ имеет право на льготы по налогу на прибыль и НДС?

Источники

Какие налоговые льготы есть для автономных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here