Льготные пенсии ссср

Сегодня предлагаем статью: "Льготные пенсии ссср", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Адвокат Киселев Павел Васильевич

ЗАКОН СССР ОТ 15.05.1990г.
«О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН В СССР»

По состоянию на 12 октября 2006 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.
Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.
Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.

Статья 1. Право граждан в СССР на государственное пенсионное обеспечение

Граждане СССР имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Проживающие в СССР иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами СССР, если иное не предусмотрено законодательством СССР.

Статья 2. Виды государственных пенсий

По настоящему Закону назначаются:
а) трудовые пенсии:
по возрасту (по старости) ;
по инвалидности;
по случаю потери кормильца;
за выслугу лет;
б) социальные пенсии.
———————————
В дальнейшем именуются пенсии по возрасту.

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом:
а) работающие на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, либо на основании членства в колхозах и других кооперативах — при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в Пенсионный фонд СССР;
———————————
В дальнейшем именуются предприятия и организации, если не оговорено иное.

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком.
При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 13. Условия назначения пенсий

Право на пенсию по возрасту имеют:
мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 14. Пенсии на льготных условиях

Статья 15. Особенности пенсионного обеспечения работников, занятых на подземных и открытых горных работах

Работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, — по списку работ и профессий, утверждаемому Советом Министров СССР, имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин — при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.
При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев у женщин за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный статьей 13 настоящего Закона, снижается на 1 год.

Статья 16. Пенсии лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера

Лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеют право на пенсию: мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При определении права на пенсию в соответствии с настоящей статьей применяется действующий ко дню обращения за назначением пенсии перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Советом Министров СССР.

Статья 17. Пенсии по возрасту инвалидам войны

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 18. Пенсии многодетным матерям и матерям инвалидов с детства

Женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, и матери инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет с зачетом в стаж времени ухода за детьми (пункты «ж» и «з» статьи 67) или при стаже работы не менее 15 лет без зачета в стаж указанного времени ухода за детьми. При этом к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет, имеющие право на получение социальной пенсии (статья 119).

Статья 19. Пенсии лилипутам и карликам

Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту: мужчины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет, женщины — по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

Статья 20. Размеры пенсий

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов заработка (статьи 76 и 96). За каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам пенсия увеличивается на 1 процент заработка.
Работникам, занятым на работах, предусмотренных пунктом «а» статьи 14 и статьей 15 настоящего Закона, за каждый год работы, дающей право на пенсию на льготных условиях, сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия увеличивается на 1 процент заработка.
Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 100 процентов минимальной заработной платы, установленной законодательством Союза ССР .
———————————
В дальнейшем именуется минимальная заработная плата.

Размер пенсии по возрасту, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не может превышать 75 процентов заработка.

Статья 21. Пенсии при неполном стаже работы

Читайте так же:  Документы для детского пособия матери одиночки

Лицам, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы (статья 13), назначаются пенсии по возрасту при неполном стаже в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 84), но не менее социальной пенсии (пункт «б» статьи 120).
При назначении пенсий при неполном стаже не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий, установленные настоящим Законом.

Статья 22. Надбавки к пенсии

К пенсии по возрасту, в том числе исчисленной в минимальном размере, устанавливаются следующие надбавки:
а) неработающим пенсионерам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи (статьи 40, 41, 43 и 44), — на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере социальной пенсии, предусмотренной для соответствующей категории нетрудоспособных;
б) одиноким пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, — на уход за ними в размере социальной пенсии (пункт «б» статьи 120). При этом принадлежность к одиноким пенсионерам устанавливается комиссией по назначению пенсий.
Надбавки, предусмотренные пунктами «а» и «б» настоящей статьи, могут начисляться одновременно.
Пенсии по возрасту инвалидам войны увеличиваются на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, установленного Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» для инвалидов войны из числа солдат и матросов срочной службы по соответствующей группе инвалидности.
Пенсии по возрасту другим участникам войны из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, партизанских отрядах и соединениях, военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга , повышаются на 25 процентов минимальной пенсии по возрасту.
———————————
В дальнейшем именуются участники войны.

Статья 23. Период, на который назначаются пенсии

Пенсии по возрасту назначаются пожизненно, независимо от состояния трудоспособности.

Статья 24. Порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам

Пенсии по возрасту выплачиваются в полном размере без учета получаемого заработка (дохода) пенсионерам: работающим в качестве рабочих и мастеров, а также занятым аналогичным трудом членам колхозов и других кооперативов; работающим в сельской местности — в качестве учителей школ, педагогических работников в дошкольных, внешкольных и других детских учреждениях, медицинских работников в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения, сестер милосердия в обществах Красного Креста и Красного Полумесяца СССР; всем работающим пенсионерам — участникам войны.
Другим работающим пенсионерам пенсия по возрасту при условии заключения срочного трудового договора выплачивается в полном размере без учета получаемого заработка (дохода).

Пенсия за выслугу лет

Статья 59. Основания пенсионного обеспечения за выслугу лет

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.

Статья 60. Работники, имеющие право на пенсию

Статья 61. Размеры пенсий

Пенсии за выслугу лет назначаются в размерах, установленных статьями 20 и 22 настоящего Закона для пенсий по возрасту.
Пенсии исчисляются из среднемесячного заработка (статьи 76 — 81, 83 и 96), получаемого перед прекращением работы, дающей право на пенсию за выслугу лет (статьи 63 — 65).

Статья 62. Порядок выплаты пенсий в период работы

Пенсии за выслугу лет в период работы выплачиваются в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего Закона.

Как советский стаж помогает раньше выйти на пенсию

Можно ли успеть обойти надвигающееся увеличение пенсионного возраста?

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все — в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) — а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, — это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

— службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам № 1, № 2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

— работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях — при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР № 1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

— работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

— работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

— службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

— методическую работу в учебных заведениях,

— педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

— периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

— педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

— работу в качестве пионервожатых,

— время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

— в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

— на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Система пенсионного обеспечения граждан Советского Союза в период 1950–1970 годов

Система пенсионного обеспечения России, как и любая форма социально-экономических отношений, переживала определенные этапы своего развития, начиная от введения социального страхования в российскую систему социального обеспечения населения и до его развития до современных форм.

Читайте так же:  Минимальное пособие по уходу за вторым ребенком

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Данный закон повлиял на рост уровня социального обеспечения, в частности пенсионного обеспечения в СССР.

Одним из основных результатов действия закона стало увеличение размеров пенсий. Средний размер пенсий по старости увеличился в 2 раза, а по инвалидности – в 1,7 раза.

Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей для по­лучения пенсий на льготных условиях утверждались Советом Министров СССР. Списки составлялись по видам производств, независимо от того, к ка­кой отрасли промышленности относится данное предприятие. Для того чтобы определить право на льготное пенсионное обеспечение, мало было найти в списке № 1 или № 2 свою профессию, нужно было, чтобы эта профес­сия была предусмотрена определенным разделом этих списков. Но в случае, если профессия и должность в документах, которые необходимы для назначения пенсий, не соответствовали профессии и должности, находящимся в списке, то пенсия на льготных условиях не назначалась.

Вопрос, связанный с рассмотрением права на получение льготного пенсионного обеспечения на профессии, не соответствующие наименованиям профессий, разрешался только Госкомитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и зарплаты. И только по запросам определенных ведомств и министерств этот вопрос мог быть рассмотрен.

В соответствии с законом право на получение льготной пенсии имели многодетные матери. Так, женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до 8‑летнего возраста, пенсия назначалась по достижении 50 лет при стаже работы не менее 15 лет.

Также стоит отметить, что право на льготную пенсию предоставлялось сле­пым рабочим и служащим, т. е. инвалидам I группы по зрению. Мужчинам пенсия назначалась в возрасте 50 лет при трудовом стаже не менее 15 лет, а женщинам – в возрасте 40 лет при трудовом стаже не менее 10 лет [1].

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения» и «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», был введены определенные льготные пенсии, которые назначались с 1 января 1968 г.

После принятия закона пенсионный возраст в 55 лет был снижен до 50 лет, предоставлялось право получать пен­сию по старости трудящимся предприятий текстильной промышлен­ности, занятым на работах с повышенной интенсивностью труда. При этом ра­ботницам требовалось не менее 20 лет стажа работы по этим профессиям.

Что касается служащих, которые проработали районах Крайнего Севера не ме­нее 15 календарных лет, а на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера, – не менее 20 календарных лет, то мужчи­ны имели право получить пенсию по достижении 55 лет, а женщины – по достижении 50 лет.

Страховые пенсии по старости рассчитывались как отношение к заработку в процентном соотношении: чем больше была заработная плата, тем выше процент.

Для лиц, работавших на вредных условиях труда или на подземных работах, размер пенсии устанавливался выше, чем на работе с таким же уровнем заработка, но с другими условиями труда.

Средняя оплата труда работника

Рабочие и служащие

Рабочие и служащие, работавшие на вредных условиях труда, в горячих цехах и на подземных работах

В % к заработку

Наименьший размер пенсии, руб.

В % к заработку

Наименьший размер пенсии, руб.

Пенсии в СССР: от начала до краха, возраст, размер, категории

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, что пенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата в рублях Процент от заработной платы Размер пенсии
до 50 85 40
50 – 60 75 42,5
60 – 80 65 45
80 – 100 55 52
выше 100 50 55

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Читайте так же:  Было ли финансирование детских пособий

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Особые категории

Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Система начислений пенсий в СССР была сложной и громоздкой. Индексация не проводилась многие годы. Увеличилась численность граждан пожилого возраста. Пенсия в 1980 году зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. Падение цен на нефть в середине восьмидесятых сыграло роковую роль с производством и социальными пособиями. Наступил другой мир, в котором обеспечение возрастных людей происходит по другому принципу.

Льготные пенсии ссср

В середине июля 1956 года, как принято считать, в СССР ввели всеобщее пенсионное обеспечение. Но советскую пенсионную реформу с нынешней не сравнить. Пенсия в тот период рассчитывалась так. Если средняя заработная плата в рублях была до 50 рублей в месяц, то пенсия составляла 85% от зарплаты — 40 рублей. Если зарплата была 50 — 60 рублей в месяц, то пенсия составляла 75% от оклада — 42,5 рубля. Если зарплата была 60 — 80 рублей, то пенсия составляла 65% от утраченного дохода, то есть 45 рублей. В том случае, когда человек зарабатывал больше 100 рублей, то ему было положено содержание в размере 50% от заработка или 55 рублей.

Причем размеры пенсий советской элиты не были запредельными. В 1980-х члены Политбюро получали 500 рублей, кандидаты — 400, секретари ЦК -300 рублей. Для сравнения, военные пенсионеры в СССР получали немногим меньше. Например, полковнику выплачивалась пенсия в размере 250 рублей, высшему звену — 300 и выше. Наконец, вполне «партийные» пенсии были у работников науки. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий: травма на производстве или профессиональное заболевание — 110% от зарплаты для I группы, 100% для II группы, 65% для III группы. Общее заболевание — I группа 100%, II — 90%, III — 45%.

А вот какими были пенсии простых советских граждан без всяких дополнительных пенсионных реформ. Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимальная пенсия, при условии высокой заработной платы и необходимого стажа, накануне развала СССР составляла 132 рубля.

Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы: за непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет — 10%, за общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам — 10%, за непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35−20%.

Что важно, пенсию по желанию граждан можно было рассчитать по последнему году работы, либо за любые пять лет предыдущего стажа.

В результате, рядовой советский гражданин вполне мог рассчитывать на пенсию до 150 рублей в месяц. Именно поэтому на советскую пенсию можно было безбедно жить и не ждать блага от новой пенсионной реформы.

Заметим, в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установил коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.

А что происходит сейчас? По данным Росстата, по итогам 2018 года коэффициент замещения составил 32,8%. Рекордным в новейшее время соотношение было в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент заметно подскочил. Но потом все вернулась на круги своя: в январе 2019-го отношение стало 34%. Пенсионная реформа тоже ничего не даст.

Для власти такие цифры тем более неприятны, что в 2018-м Россия — после многолетних проволочек — ратифицировала 102-я конвенцию Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения. Это означает, что мы должны поднять размер пенсии до 40% утраченного заработка. И чрезвычайно сомнительно, что к 2024 году обещанная Владимиром Путиным пенсия в 20 тысяч будет соответствовать этому критерию. Пенсионная реформа приведет к еще большему обнищанию.

— В СССР в 1980-е коэффициент замещения значительно превышал 40% (норматив, установленный МОТ, — «СП»), — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Приведу некоторые данные по пенсиям РСФСР. Замечу, что я лично рассчитывал коэффициент замещения, пользуясь сборником «Народное хозяйство РСФСР», изданным Госкомстатом СССР в 1990 году. Итак, в 1980 году коэффициент замещения средней пенсией среднего заработка был 37%, в 1985 — 41%, в 1987 — 40,7%. Потом в СССР началась инфляция. В 1988-м коэффициент снизился до 38%, в 1989-м — до 37,5%.

Читайте так же:  Опекун имеет право на досрочную пенсию

Однако глубокий непрофессионализм — считать, что благосостояние пенсионера в СССР исключительно пенсией определялось. Например, нынешние либералы не понимают советскую пенсионную систему. В которой, помимо собственно пенсии, были еще льготы и выплаты из общественных фондов потребления.

Так вот советские пенсионеры, сохранившие связь со своим предприятием, эти выплаты и льготы получали. И на предприятии, и в районе, а некоторые — на союзном уровне, если у них была персональная пенсия.

«СП»: — Как это выглядело в цифрах?

— Вот цифры — округленно — по выплатам из фондов общественного потребления в год. 1980 год — 500 рублей на человека, 1985 — 600 рублей, 1986 — 620 рублей, 1987 — 640 рублей, 1988 — 700 рублей, 1989 — 760 рублей.

При этом пенсионеры часто получали льготы из общественных фондов потребления даже в большем объеме, чем работающие. Пенсионеру чаще давали санаторно-курортную путевку, его внукам чаще давали путевку в пионерлагеря. Пенсионер чаще мог пользоваться заводским столом заказов, для них были специальные магазины типа «Ветеран». Наконец, у пенсионера могла быть льготная запись на получение дачного участка.

Словом, общественные фонды потребления в СССР давали существенную прибавку — и к пенсиям, и к зарплатам. Чтобы вы представляли, о чем речь, назову и цифры по зарплатам.

1980 год — 178 рублей, 1985 — 201 рубль, 1986 — 207 рублей, 1988 — 216 рублей, 1988 — 235 рублей, 1989 — 260 рублей. Это средняя зарплата по народному хозяйству РСФСР.

А вот пенсии по возрасту: 1980 — 65 рублей, 1985 — 83 рубля, 1986 — 85 рублей, 1987 — 88 рубле, 1988 — 90 рублей, 1989 — 100 рублей.

«СП»: — Что получается в сравнении зарплат, пенсий и дополнительных выплат?

— Возьмем 1989 год. Зарплата — 260 рублей. Пенсия — 100 рублей, плюс почти 70 рублей из общественных фондов потребления. Ну и как вам такое сравнение, разве это плохо?

Добавьте, что советская экономика была экономикой очереди. То есть, было все — но не всегда, не для всех, и не сразу. Вот это «не сразу» и говорило: прежде чем что-то получить, сперва отстой очередь.

Так вот, пенсионер, имея свободное время, имел большое развлечение — он шел в очередь. Но для него очередь была льготная — по ветеранскому удостоверению. Поэтому пенсионер в советское время очень часто был кормильцем семьи. Он, может быть, немножко меньше получал денег, но имел больше возможностей превратить эти деньги в товар.

Этот факт — что пенсионеры в СССР имели прибавку из фондов общественного потребления — нынешними либералами часто замалчивается. Как и факт, что пенсионеры и ветераны имели преимущественный доступ к этим фондам — им как бы компенсировали отсутствие зарплаты.

Плюс, у них было право на работу. Но с одним условием: денежная пенсия, плюс зарплата, не должны были превышать 200−220 рублей.

«СП»: — Пенсионная система в СССР была преемником дореволюционной системы?

— Нет, так сказать нельзя. Дореволюционная пенсионная система — это эмитарные кассы, которые очень выборочно обслуживали население, и касались, в основном, служащих госорганов.

Советская пенсионная система с 1933 года была отраслевая — вводилась в промышленности, но только в ведущих отраслях. Плюс среди чиновничества. А с 1956 года она была распространена на всю промышленность. Но на сельское хозяйство пенсионная система была распространена только в начале 1960-х Никитой Хрущевым.

Так что нельзя говорить, что в 1956-м пенсионная система в СССР стала всеобщей — сельское население тогда составляло 50% от всего населения страны. Но эта система, бесспорно, была более справедливой, чем нынешняя.

— Пенсий, которые получали пенсионеры в СССР, вполне хватало на нормальную жизнь, — говорит декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Даже минимальной пенсии в 50−60 рублей хватало, чтобы человек не просто не голодал, но и мог время от времени позволить себе некоторые бонусы. «Полная» же советская пенсия вполне была сопоставима со средней зарплатой в стране. А некоторые — например, военные — получали очень большие пенсии, и считались людьми вполне обеспеченными — по советским меркам.

Так что нынешняя пенсия — даже если брать ее лучший, московский вариант, — до советской никак не дотягивает. Ни с точки зрения социального обеспечения, ни с точки зрения благополучия.

Новое в блогах

Персональные пенсии в СССР.

(персональные пенсии в системе пенсионного обеспечения в СССР (вторая половина 1950-х – 1980-е годы))

В середине 1950-х годов в СССР начала создаваться система всеобщего пенсионного обеспечения. В соответствии с законом «О государственных пенсиях» [1] основная масса советских граждан получила право на пенсионное обеспечение по старости на так называемых общих основаниях: мужчины по достижении 60, женщины – 55 лет. Существенной частью данной пенсионной системы стало персональное пенсионное обеспечение. Его основные принципы были зафиксированы в «Положении о персональных пенсиях», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР № 1475 от 14 ноября 1956 года [2].

По замыслу советского правительства каждый гражданин, внесший исключительный вклад в строительство советского государства, имел право на персональное рассмотрение его заслуг при назначении пенсии и в случае вынесения положительного решения именовался персональным пенсионером. Еще в конце 1920-х – начале 30-х годов в СССР был принят целый ряд законодательных актов, определяющих пенсионные права и льготы для наиболее выдающихся деятелей советского государства. Прежде всего, право на персональные пенсии было установлено за исключительные заслуги перед республикой в области революционной, профессиональной и общественной деятельности, советского строительства, а также в области науки, искусства и техники. Безусловное право на такие пенсии имели:

– члены революционных партий, активно боровшихся за власть пролетариата;

– члены общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев;

– лица, удостоенные за свои героические подвиги или исключительные труды одного или нескольких орденов, установленных правительством СССР или РСФСР;

– лица, получившие от Совнаркома РСФСР звание народного артиста республики или заслуженного деятеля науки, искусства и техники.

Сравнивая официально утвержденные максимальные размеры пенсий, предусмотренные для персональных пенсионеров, можно сказать, что они не слишком превышали размеры пенсий, предусмотренные для рабочих и служащих. Однако назначение персональной пенсии означало приобретение высокого статуса в обществе и получение целого пакета льгот, в который входили:

– право на дополнительную жилую площадь;

– пятидесятипроцентная оплата коммунальных услуг;

– преимущественное право на специализированную медицинскую помощь и протезирование для самого пенсионера и членов семьи, находящихся на его иждивении (первоначально и на супругов, не являющихся иждивенцами, – по положенню 1977 года);

– двадцатипроцентная оплата лекарств;

– право на дополнительные пособия в связи с рождением детей или в случае «особой нужды» (пожар, наводнение, тяжелое заболевание и т. п.).

Для характеристики привилегированного положения, на котором находились в государстве такие пенсионеры, можно привести сведения из докладной записки министра социального обеспечения РСФСР Н. Муравьевой от 7 апреля 1957 года в адрес секретаря МГК КПСС тов. Е. А. Фурцевой: «В настоящее время в Москве проживает 15 800 персональных пенсионеров, в том числе членов КПСС с партийным стажем не менее 30 лет – 8 190 и бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев – 185 человек. К концу текущего года по Москве ожидается прирост персональних пенсионеров союзного и республиканского значения примерно на 2 500 – 3 000 человек… Медицинское обслуживание персональных пенсионеров в Москве осуществляется крайне неудовлетворительно. Из 15 800 персональных пенсионеров союзного и республиканского значения и 12 тысяч членов их семей, находящихся у них на иждивении, специализированную медицинскую помощь получают лишь около 10 тысяч прикрепленных к поликлинике Министерства строительства СССР» [3].

Читайте так же:  Одиноким мамам детское пособие

Министр считала целесообразным перевести хорошо оборудованную поликлинику Министерства строительства СССР полностью на обслуживание персональных пенсионеров и их иждивенцев, а для стационарного лечения таковых она предлагала использовать больницу Министерства нефтяной промышленности СССР.

Говоря о персональных пенсионерах, прежде всего, нужно вспомнить о руководителях КПСС. Самым главным персональным пенсионером союзного значения, без сомнения, был Никита Сергеевич Хрущев, с именем которого и связано начало построения системы всеобщего пенсионного обеспечения. Впрочем, его роль в распространении пенсионного обеспечения практически на все слои советских граждан почти забыта, в настоящее время в заслугу ему ставится только десталинизация общества.

Следующей знаковой фигурой, получившей право на такую пенсию, был Л. М. Каганович, который предисловие к своим воспоминаниям так и подписал: «Л. М. Каганович, Герой Социалистического труда, персональный пенсионер Союзного значения» [4]. Здесь нужно заметить, что размеры персональных пенсий руководителей страны, скорее всего, были больше максимума, определенного нормативными актами. Косвенные сведения о существовании индивидуального подхода к каждому претенденту при учете его заслуг имеются в воспоминаниях Владимира Семичастного и Егора Лигачева. Рассказывая о своем друге и предшественнике на посту председателя КГБ А. Н. Шелепине, В. Е. Семичастный с горечью писал, что тот «получал крохотную пенсию, и только много лет спустя ему дали ,,персональную”. Да и то она была ниже, чем, например, у Мазурова или других членов Политбюро» [5]. По свидетельству Е. К. Лигачева, «при Брежневе пенсионное обеспечение партийных руководителей зависело чаще всего от связей с тем или иным членом Политбюро и самим Леонидом Ильичом. По сути дела все решала степень личного благорасположения, иными словами, вопрос о пенсионном обеспечении держался на субъективной основе» [6].

Интересным источником сведений о конкретных жизненных путях персональных пенсионеров, не известных широкой общественности, не являвшихся жителями столицы и получавших пенсии строго по законодательству, без субъективного вмешательства высшей власти, являются некрологи. В данном случае в качестве примеров будет приведена информация, опубликованная в газете «Ленинское знамя» – одной из районных газет Владимирской области (орган Гусь-Хрустального городского и районного комитетов КПСС, городского и районного Совета депутатов трудящихся).

Персональными пенсионерами союзного значения были: проживший 82 года участник Гражданской войны, член КПСС с 1918 года полковник в отставке П. В. Андреев и скончавшаяся на 78 году жизни М. И. Рудницкая, член КПСС с 1905 года, которая после революции в качестве сотрудника ЧК принимала участие в разгроме Гусевской эсеровской организации, а потом заведовала районным отделом социального обеспечения [7]. После смерти М. И. Рудницкой ее именем была названа одна из улиц города. Персональным пенсионером республиканского значения являлся Д. А. Монякин (1900 г. р.), председатель обкома профсоюзов работников торфяной промышленности. После назначения ему пенсии он возглавлял внештатную партийную комиссию при горкоме КПСС [8]. Г. И. Козлов был просто персональным пенсионером. До назначения пенсии в 1968 году он работал начальником объектовой охраны в городе Гусь-Хрустальном, являлся кавалером ордена Красной Звезды и семи медалей [9].

Проанализировав жизненные пути этих персональных пенсионеров, можно сказатьследующее: все они были членами КПСС, занимали начальственные должности, имели правительственные награды, а у персональных пенсионеров союзного значения были заслуги, связанные с установлением советской власти.

Размеры пенсий, назначаемых по случаю потери кормильца за умерших рабочих и служащих на общих основаниях, были гораздо ниже. Так, на одного иждивенца простого рабочего выплачивалось 65 % от его заработка до 400 (40) рублей и 10 % от остального заработка; на двух – 90 % от заработка 450 (45) рублей и 10 % от остального заработка; на троих детей – 100 % от 500 (50) рублей и те же 10 %. А дети умерших колхозников чаще всего получали минимальные пенсии, так как заработки их родителей были невелики.

Кроме этого, зачастую документы о доходах колхозников из-за неправильного хранения утрачивались. С 1965 года такие пенсии выплачивались в следующих размерах: на трех иждивенцев – 15 рублей, на двух – 12 рублей, на одного нетрудоспособного члена семьи колхозника – 9 рублей в месяц. В дальнейшем отмечалось повышение: с 1971 года – 30, 20 и 16 рублей в месяц и с 1974 года – 45, 28 и 20 рублей соответственно.

Подводя общие итоги, можно сказать, что персональные пенсионеры были самой привилегированной частью советских пенсионеров, имеющей право на дополнительные льготы, призванные компенсировать утрату прежнего общественного положения. При этом наиболее высокопоставленные персональные пенсионеры союзного значения получали денежные выплаты в больших размерах, чем было предусмотрено официальным законодательством. С другой стороны, отправка на заслуженный отдых у многих руководящих работников послесталинского периода стала ассоциироваться с опалой и лишением расположения вышестоящего начальства.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. О государственных пенсиях: Закон СССР от 14 июля 1956 // Социальное обеспечение в СССР: сб. официальн. материалов. М.: Профиздат, 1960. С. 7–22.

2. Положение о персональных пенсиях, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР 14.11.1956 // Социальное обеспечение в СССР. М.: Профиздат, 1960. 102 с.

3. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2922. Л. 3.

4. Каганович Л. М. Памятные записки. М.: Вагриус, 1997. 18 с.

5. Семичастный В. Е. Беспокойное сердце. М.: Вагриус, 2002. 399 с.

6. Лигачев Е. К. Предостережение. М.: Правда, 1999. 56 с.

7. Ленинское знамя. – 1980. – 15 янв.; Там же. 1966. 25 апр.

8. Там же. 1980. 17 июня.

9. Там же. 1975. 12 марта.

10. Лигачев Е. К. Указ. соч. С. 46–47.

11. Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему: размышления, воспоминания, впечатления. М.: АСТ, 2006. С. 183–184.

12. АПРФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 272. Л. 89-об. Типограф. экз. // Источник. –1995. –№ 1. –С.145.

13. Там же. Пакет № 505. Автограф // Источник. – 1995. –№ 1. – С. 146.

14. Там же. Пакет № 498. Автограф // Источник. – 1995. – № 1. – С. 147.

15. Семичастный В. Е. Указ. соч.

16. Вишневская Г. Галина. М.: Горизонт, 1992. С. 379–380.

Видео (кликните для воспроизведения).

О. В. Капустина

Источники

Льготные пенсии ссср
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here