Личный состав мвд

Сегодня предлагаем статью: "Личный состав мвд", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Внутренняя служба МВД

Внутренняя служба МВД России — это подразделения, чьей задачей является обеспечение бесперебойного функционирования основных частей полиции (ГИБДД, участковые, дознание и другие). Данная структура включает службы, состоящие из специалистов финансовой части, тыловые и кадровые подразделения, материального обеспечения.

Несмотря на схожесть названий, не нужно путать внутреннюю службу МВД со службой во внутренних войсках МВД. Последняя относится к воинским формированиям.

Структура

Структура МВД РФ

На Министерство Внутренних Дел (МВД) России возложена задача охраны общественного порядка на территории страны. Порядка во всех смыслах этого слова и во всех сферах жизни. Поэтому в структуру МВД входят подразделения, конкретной задачей которых является соблюдение законности и противодействие её нарушению в четко ограниченной сфере жизни.

Как такового отдельного департамента внутренней службы МВД нет. Это общее название, объединяющее по смысловой нагрузке службы, осуществляющим вспомогательные функции по отношению к полицейским, стоящим на страже правопорядка.

В целом, МВД России включает в себя следующие департаменты и управления, осуществляющие функции внутренней службы:

    Департамент государственной службы и кадров; Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций; Департамент информационных технологий, связи и защиты информации; Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению; Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий; Договорно-правовой департамент; Организационно-аналитический департамент; Организационно-штатное управление; Главный информационно-аналитический центр; Главный центр связи и защиты информации; Главный центр перевозок; Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения.

Все из перечисленных подразделений выполняют строго регламентированные функции по обеспечению работы полиции.

Территориальные подразделения органов внутренних дел

Организационно-структурные особенности органов МВД

Система МВД построена на принципах четкого вертикального подчинения. Это подразумевает наличие подразделений федерального, окружного в соответствии с количеством федеральных округов, областного или республиканского (уровня субъекта Федерации) и местных территориальных отделений.

Наименования учреждений зависят от принятой терминологии в данной области, это могут быть управления (главные по округам, по транспорту, районам городам и другим населённым пунктам), бюро, центры.

Иерархия выглядит следующим образом:

  1. Главные Управления, Департаменты и Управления. Осуществляют общее руководство и контроль в отдельно взятой сфере: безопасности дорожного движения, противодействия экстремизму, на транспорте, собственной безопасности, по обороту наркотиков, миграции, уголовного розыска.
  2. Территориальные органы представлены на межрегиональном, окружном и региональном уровнях. Последние могут быть как республиканскими (22 Министерства), так и областными Управлениями.
  3. Региональные органы состоят из подчинённых им районных отделов. Это именно те служащие, которые непосредственно занимаются работой с населением, предотвращают совершение преступлений, следят за соблюдением правил поведения на автомобильных дорогах и железнодорожном транспорте. К ним относятся участковые, инспектора ПДД, по делам несовершеннолетних и другие служащие полиции.

Определенный срок выслуги лет

Возможность присваивать кандидатам следующее по регламенту звание имеет право закрепленный руководитель, получивший право на это по закону. Ни один начальник не имеет право самостоятельно менять порядок присвоения нового звания.

Офицерам последующие должности назначает Министр обороны по выслуге лет. Все существующие процедуры прописаны законодательно и строго соблюдаются.

Сроки выслуги для младшего начсостава:

  1. Рядовой для получения следующего звания должен отработать минимум 12 месяцев.
  2. Младшие сержанты обязаны отслужить 1 год.
  3. Сержанты получают повышение через 2 года.
  4. Старший сержант переходит на следующую квалификационную ступень после 3 лет непрерывной службы.
  5. Прапорщикам необходимо проработать 5 лет.
  6. Старшие прапорщики и старшины — сроки перехода на последующие должности не прописаны.

Сроки выслуги для среднего и старшего начсостава:

  1. Младший лейтенант — 1 год без выговоров и дисциплинарных наказаний.
  2. Лейтенант должен отслужить минимум 24 месяца года без нареканий.
  3. Старший лейтенант ­до повышения должен отработать 3 года без взысканий.
  4. Капитан полиции переходит в следующий ранг через 3 года.
  5. Майор может получить назначение спустя 4 года примерной службы.
  6. Подполковнику, чтобы получить звание полковника, понадобится 5 лет.

Прописанных сроков выслуги не существует для званий полковника и для высшего начальственного состава.

Любые должностные наказания по службе препятствуют дальнейшему карьерному росту. Переход на другую должность возможен после полного восстановления сотрудника полиции с документальным подтверждением.

Существуют условия, при которых срок выслуги сокращается в несколько раз. Такое происходит при получении высшего образования по специальности. На выслугу также влияют спецкурсы МВД РФ по программе ведомства, завершенное обучение в средне-специальных учебных заведениях от министерств.

Получение спец-звания для выходящих из запаса:

  • аналогичное воинскому званию на прежнем месте;
  • офицерскому звену часто присваивается следующая должность по сроку выслуги.

Перечень должностей всех звеньев полиции и порядок их присвоения утвержден приказом МВД России № 333 от 30 апреля 2011 г. Законодательная база была дополнена 30 ноября 2012 г. новым актом под № 1065.

Звания и погоны полиции

Все подразделения в полиции оснащены особым видом обмундирования. Ранговые отличия между сотрудниками напрямую отражают погоны.

Знаки различия силовых структур:

  1. Рядовые. Никаких обозначений. У курсантов на погонах стоит литера «К».
  2. Младший начсостав полицейского отделения. Отличительной особенностью являются прямоугольные лычки. Количество значков в виде звезд колеблется от 1 до 3 в зависимости от должностных обязанностей. Прапорщики носят небольшие звездочки, расположенные продольно на погоне.
  3. Средний начсостав. Характерным признаком сотрудников является красная полоса, именуемая просветом. У лейтенантов имеются 3 маленьких звездочки, у капитана — 4. Диаметр значков составляет 13 мм.
  4. Старший начсостав. Нашивки имеют уже два просвета, которые дополнены большими звездами (20 мм). Количество значков меняется от ранга к рангу от 1 до 3.
  5. Высший офицерский состав. Нашивки на плечах без продольных полос красного цвета. На поверхности располагаются только звездочки 22 мм. Должность «генерал полиции» принадлежит единственному человеку в стране — руководителю Министерства внутренних дел. От всех остальных высших чинов его погоны отличаются наличием одной звезды 40 мм.

Расстояния от самого края плечевой нашивки до центра первой звезды и величины промежутков между значками для разных должностей МВД:

  • генерал-майоры — 50 мм;
  • генерал-полковники и генерал-лейтенанты — 25 мм;
  • майоры, младшие лейтенанты — 45 мм;
  • капитаны, лейтенанты и прапорщики, подполковники и полковники — 30 мм.
Читайте так же:  Новое в софинансировании пенсий

Промежутки между значками определены еще с советских времен и составляют 25 мм.

Должности высшего начальствующего состава

Высшим звеном полицейских органов является генералитет:

  • генерал-майоры;
  • генерал-лейтенанты;
  • генерал-полковники;
  • полковники полиции.

При замещении спец-званий полицейским из офицерского состава присваиваются следующие должности:

  • генерал полиции Российской Федерации;
  • генерал-полковник внутренней службы;
  • генерал-полковник юстиции.

Типовой перечень распределения должностей высшего командного состава утвержден законодательно с 01.03.2011 г. Указом Президента за № 253.

Должности старшего начальствующего состава

Квалификационные требования ко всем подразделениям МВД утверждены приказом за № 521 от 18.05.2012 г.

Люди, занимающие старшие командные посты в полиции, обязаны иметь высшее профильное образование.
Кроме того, учитываются стаж работы на одном месте, служебные навыки и отношение к должностным обязанностям служащих. Акцент на повышение профессионализма полицейских участков делают аттестационные комиссии и центральные СМИ.

К составу относятся:

Должности среднего начальствующего состава

Квалификация работающих в этой группе МВД граждан предусматривает обязательное наличие диплома о среднем профессиональном образовании.

Состав офицеров состоит из:

  • младших лейтенантов;
  • лейтенантов;
  • старших лейтенантов;
  • капитанов полиции (внутренней службы, юстиции).

Должности младшего начальствующего состава

От служащих сержантского звена требуются определенные профессиональные знания и умения. Важной составляющей должностной инструкции является знание Конституции, дисциплинированность и физическая подготовка.

В рядах полиции большая часть служащих — это мужчины. Но на рубеже двухтысячных появляется тенденция по увеличению сотрудников женского пола.

К этой многочисленной группе служащих отдела МВД непосредственно относятся:

  • сержанты;
  • старшины;
  • прапорщики;
  • старшие прапорщики (внутренней службы, юстиции).

Должности рядового состава

К рядовым сотрудникам полиции аттестационные органы предъявляют не такие высокие требования, как к высшему составу власти. Достаточно иметь хорошее физические данные и готовность служить Родине. В ряды работников полицейских отделений берут юнош, прошедших службу в армии.

Специальные звания для начала службы в органах:

  • рядовой полиции;
  • рядовой внутренней службы;
  • рядовой юстиции.

Различия в статусе структурных элементов

В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.

К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.

Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.

Практические направления деятельности

  1. Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
  2. Розыск украденных вещей и пропавших людей;
  3. Проведение криминалистических экспертиз;
  4. Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  5. Охрана объектов общегосударственного значения и пр.

Вспомогательные функции

Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:

  1. Обеспечение ОВД спецтехникой;
  2. Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
  3. Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
  4. Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.

Какие должности есть в полиции

На любом рабочем месте есть своя иерархическая структура. Подобным же образом распределяются и должности в полиции. От полученного звания зависит размер заработной платы и дальнейшее продвижение по карьерной лестнице.

По каким направлениям организована деятельность ОВД

Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:

    защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей; осуществление криминалистических экспертиз; обеспечение безопасного движения на дорогах; борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование; охрана порядка в публичных местах; поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих; расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них; защита подлежащих охране лиц; участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).

Звания, сроки, погоны и эмблема внутренней службы

Рядовой и командный состав внутренней службы МВД, призванный на службу в тыловые, кадровые, финансовые и медицинские подразделения, отличается наличием специальных воинских званий.

На практике к званию делается приставка «внутренней службы». То есть все звания, начиная с рядового и заканчивая подполковником, пишутся и обозначаются с данной приставкой. Например, «сержант внутренней службы» или «старший лейтенант внутренней службы».

Выслуга

Как и для всего личного состава полиции, для присвоения очередного звания должен быть выслужен определённый срок, так называемый срок выслуги. Конкретные временные рамки его установлены в ФЗ «О службе в ОВД РФ» № 342.

Они составляют для:

    рядового, младшего сержанта и младшего лейтенанта — один год; сержанта — два года; старшего сержанта, старшего лейтенанта и капитана — три года; майора — четыре года; подполковника — пять лет.

Для старшины, старшего прапорщика и полковника внутренней службы сроки выслуги законодательно не предусмотрено.

Форма одежды

Зимняя повседневная форма одежды

Летняя повседневная форма одежды

Форма одежды и погоны для служащих внутренней службы МВД, идентичны аналогичным для органов милиции до 2013 года, и полиции. Разница заключается только в цветовой гамме погон: у полиции это серый стальной цвет, у внутренней службы это защитный цвет.

Вышедшие в отставку бывшие служащие внутренней службы имеют право ношения установленной формы, что отличает их бывших полицейских и милиционеров.

Эмблема

Петличная эмблема внутренней службы МВД

В качестве эмблемы внутренней службы до 2013 года использовалась общевойсковая эмблема Внутренних Войск МВД. Она использовалась на погонах сотрудников внутренней службы.

На данный момент для ношения на повседневной и парадной одежде предусмотрена эмблема золотистого цвета, а для полевой формы — защитного цвета. Сама по себе эмблема выглядит как щит круглой формы, поверх двух скрещённых мечей. Центральная круглая часть представляет собой стилизованный триколор в цветах флага РФ.

Шеврон внутренней службы МВД

Особенности перевода сотрудника на равнозначную должность

Перевод любого физического лица, принадлежащего органам внутренних дел, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность допускается исключительно с согласия служащего. Работник выражает отношение к перемещению в письменной форме. Прием обращений проводится в порядке, установленным законом Российской Федерации.

Равнозначный перевод сохраняет уровень заработной платы и место на иерархической лестнице.

Основания для перемещения с равноценными условиями:

  • необходимость замены;
  • в порядке ротации;
  • по состоянию здоровья;
  • семейные и личные обстоятельства;
  • сокращение либо восстановление сотрудников;
  • прекращение контракта;
  • при выявлении близкородственных связей на работе, мешающих выполнению своих обязанностей.
Читайте так же:  Как предпенсионеру получить пособие по безработице

Условия присвоения званий

Все полицейские звания присваиваются в определенной последовательности. Для получения следующей должности нужно отслужить в одном статусе положенное по регламенту время.

В Российской Федерации все звания разделяются на первые и очередные. Первые присваиваются при трудоустройстве. Очередные сотрудники полицейского участка получают по ходу службы.

Чтобы подняться на следующую должностную ступень, полицейскому необходимо получить профессиональное образование. Все успехи в работе приближают к карьерному росту, все передвижения следуют по утвержденному графику.

Отслуживший меньше положенного для перехода срок не получает повышения. Внеочередное и досрочное назначение доступны при оказании существенных услуг Отечеству.

При получении очередного специального звания учитывается следующее:

  • квалификация работника;
  • возрастание профессионализма;
  • отношение к должностным обязанностям;
  • срок службы на одной должности;
  • согласие сотрудника с назначением в виде рапорта на имя начальника;
  • последнее звание.

Необходимо отметить одну особенность работы в органах. Последнее полученное во время службы спец-звание сохраняется за сотрудником на всю жизнь, даже после выхода на пенсию. Ушедшие в запас служащие именуются также с добавлением словосочетания «в отставке».

В полицейские подразделения при желании могут вернуться бывшие служащие.

Назначение сотрудников генералитета по протоколу осуществляет исключительно Президент РФ.

Оперативные подразделения в структуре МВД России

Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:

    уголовного розыска; оперативного поиска преступников; по предотвращению преступлений, посягающих на грузы; по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями; собственной безопасности; по контролю за оборотом наркотиков; по противодействию экстремизму; по охране лиц, подлежащих государственной защите; межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне; оперативно-розыскной информации; по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.

Руководство ГУ МВД

Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.

Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.

Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.

Что представляют собой органы внутренних дел?

Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.

Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.

Городские и районные подразделения системы МВД

Городские и районные подразделения ОВД осуществляют непосредственную деятельность по уголовному розыску, контролю за оборотом наркотиков, обеспечению безопасного движения на дорогах и пр. Каждая из функций возложена на свое подразделение (например, безопасность движения на дорогах — ГИБДД).

Общие положения об МВД России

Предназначение ОВД состоит в выработке и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области миграции, в сфере внутренних дел. Еще одной целью является правоприменительная деятельность по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Основные принципы деятельности

Деятельность системы ОВД построена на принципах:

  1. Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
  2. Осуществления деятельности в строгом соответствии с законом;
  3. Беспристрастности, т. е. органам внутренних дел запрещено проявлять дискриминацию к гражданам по каким-либо основаниям;
  4. Открытости и публичности деятельности для общества в той мере, в какой это не противоречит закону и не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций;
  5. Стремления обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан;
  6. Взаимодействия и сотрудничества с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами;
  7. Использования в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Задачи, поставленные перед МВД России

Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие задачи перед государством:

  1. Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  2. Управление ОВД РФ;
  3. Выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
  4. Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
  5. Обеспечение социальной и правовой защиты всех лиц, имеющих отношение к системе МВД;
  6. Осуществление федерального государственного контроля либо надзора в сфере внутренних дел.

Полномочия, которыми наделено МВД России

Видео (кликните для воспроизведения).

Все подразделения в системе министерства структурированы для осуществления следующих полномочий:

    проектирования и проведения в жизнь государственной политики в области внутренних дел; совершенствования нормативно-правовой базы внутренних дел и обобщение практики ее применения; проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; охрана собственности, розыск исчезнувшего имущества, установление имущества, подлежащего конфискации; разработка и осуществление мер по борьбе с преступностью, в том числе по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений; участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом; контрольные мероприятия в отношении оборота оружия; осуществления контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; миграционного учета и контроля; формирования государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения и проведение соответствующих мероприятий и т. д.

Заключение

Внутренняя служба МВД включает в себя специалистов, обладающих гражданскими профессиями, применяемыми в целях обеспечения работоспособности непосредственно полицейских, тех кто реально следит за соблюдением законности в нашем обществе.

Проводимая в данное время реформа МВД, имеющая целью оптимизировать структуру и количество служащих, не в последнюю очередь, затрагивает и внутреннюю службу МВД. Планируется проведение разаттестации, то есть вывода некоторых специалистов из разряда служащих внутренней службы МВД в гражданских служащих.

В первую очередь это касается медицинских работников, экономистов, юристов и кадровиков. Этот шаг позволит высвободить финансовые средства для увеличения денежного довольствия действующим полицейским и одновременно сократить в рядах МВД бюрократические и контролирующие процессы, мешающие нормальной работе подразделений.

Читайте так же:  Льготы и выплаты пенсионерам ветеранам труда

На региональном уровне за счет перевода части служащих внутренней службы в государственные служащие, появится возможность увеличения личного состава полицейских, которые работают с населением.

Что такое МВД?

Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Отличительной чертой этой структуры является наличие правоохранительной функции. Это отражается на полномочиях, структуре и прочих элементах правового статуса.

Структура управления ОВД

Руководство

Руководство системой ОВД осуществляет Министр внутренних дел. Ему непосредственно подчиняются: пять заместителей министра (один из них — первый заместитель, а другой — начальник Следственного департамента), статс-секретарь.

Структура Центрального аппарата

В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.

В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.

Главные управления как территориальные подразделения МВД

Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.

Подразделения, входящие в ГУ МВД

  1. Начальник и его заместители;
  2. Штаб;
  3. Управления по различным вопросам;
  4. Кинологическая служба;
  5. Экспертно-криминалистический центр;
  6. Информационный и правовой отделы;
  7. Дежурная часть;
  8. Медико-санитарная часть.

Особенности перевода сотрудника на нижестоящую должность

По правилам, установленным законом, полицейская должность является нижестоящей, если для нее предусмотрено ниже стоящее спец-звание и более низкий оклад.

Такое перемещение работника МВД обусловлено:

  • ухудшением состояния здоровья на основании заключения врачебной комиссии;
  • личными проблемами;
  • сокращением занимаемой должности;
  • дисциплинарным взысканием;
  • отсутствием допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • отказом от перехода в порядке ротации;
  • результатами аттестации.

Все действия вышестоящих органов регламентируются Федеральным законом от 02.07.2013 г.

Личный состав МВД сократился до рекордного значения с 2012 года

Личный состав МВД по итогам 2018 года сократился до рекордного значения — 92,6% (план 95%), следует из отчета МВД России о реализации госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (действует с 2012 года). Исходя из предельной численности штата, в МВД работают не более 828,65 тыс. человек.

В ведомстве никак не комментируют недобор количества сотрудников. Счетная палата в заключении на госпрограмму отметила, что численность личного состава МВД в 2018 году сократилась из-за значительного числа увольнений сотрудников по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин заявил РБК, что сотрудники правоохранительных органов не хотят продолжать работать в этой системе и спешат устроиться на работу на гражданке по истечении положенного срока выслуги лет. Объясняется это ненормированным рабочим днем, частыми вызовами по ночам и в выходные. Им часто отказывают в отгулах и отпусках, а также запрещен выезд за границу, пояснил господин Пашкин. Он также заявил, что часть сотрудников на фоне пенсионной реформы испугалась возможного увеличения стажа выслуги лет и приняла решение уйти со службы.

Напомним, пенсионная реформа, которая была инициирована российскими властями, предполагает повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет, для мужчин — до 65 лет.

Личный состав МВД сократился из-за опасений реформы пенсий

Уровень укомплектованности личным составом органов внутренних дел по итогам 2018 года сократился до 92,6%, следует из отчета МВД России о реализации госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за прошлый год. Это минимальное значение с 2012 года, то есть за весь период действия госпрограммы, видно из отчетов.

В прошлом году укомплектованность органов внутренних дел не только не достигла планового значения в 95%, но и сократилась на 1,6 п.п. по сравнению с 2017 годом.

Опасения пенсионных изменений

Численность личного состава МВД в 2018 году сократилась из-за значительного числа увольнений сотрудников по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, обратила внимание Счетная палата в заключении на госпрограмму. Увольнения были вызваны опасениями сотрудников, что пенсионный возраст для сотрудников МВД будет повышен, то есть увеличится стаж выслуги лет для получения права выхода на пенсию.

«Не достигнуто плановое значение показателя «Уровень укомплектованности личным составом органов внутренних дел Российской Федерации» (план — 95%, факт — 92,6%) в связи со значительным количеством сотрудников органов внутренних дел, уволенных в 2018 году по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, ввиду их опасений относительно пересмотра условий пенсионного обеспечения в системе МВД России», — говорится в заключении Счетной палаты.

Само МВД никак не объяснило снижение уровня укомплектованности в 2018 году. С 2017 года министерство не предоставляет обоснований отклонения фактического значения от планового. А, например, еще в 2015 году МВД объясняло неисполнение кадровой цели сокращением финансирования ведомства и снижением предельной штатной численности органов внутренних дел согласно указу президента. РБК направил запрос в МВД.

МВД провел плохую информационную работу, часть сотрудников действительно испугались возможного увеличения стажа выслуги лет и приняли решение уйти со службы, но главная причина в другом — люди просто не хотят продолжать работать в этой системе, они ждут истечения положенного срока выслуги, чтобы уволиться и устроиться на работу на гражданке, полагает председатель московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин. Сотрудников утром, днем и ночью могут вызвать, не дать отгул или отпуск; им также запрещен выезд за границу, сказал он. «Кому это понравится? Поэтому люди увольняются», — заключил Пашкин.

Основания для прекращения службы в органах внутренних дел — увольнение сотрудника или же его гибель. Сотрудник МВД увольняется со службы в связи с завершением или расторжением контракта. Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен либо по собственной инициативе, либо в связи с грубым нарушением служебной дисциплины или же по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Пенсионная реформа не затронула силовиков

Правительство объявило о повышении пенсионного возраста в России в июне прошлого года. На тот момент первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил, что власти обсуждают и изменение стажа для выхода на пенсию для военнослужащих и сотрудников силовых структур. «Мы говорили о том, что сегодня есть стаж выслуги для получения права выхода на пенсию военнослужащих. Мы считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений», — сказал Силуанов.

Читайте так же:  Закон о государственной социальной помощи инвалидам

В октябре президент подписал закон о поэтапном увеличении возраста выхода на пенсию до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин с 2019 года. В документе ничего не говорится об увеличении стажа выслуги лет, дающей право на выход на пенсию, для военнослужащих и сотрудников силовых ведомств (МВД, Росгвардия, ФСИН). Пенсионная реформа никак их не затронула, стаж выслуги лет остался неизменным.

Закон о «военных» пенсиях был подписан президентом Борисом Ельциным в феврале 1993 года. Военнослужащие и сотрудники силовых органов, в том числе органов внутренних дел, могут выйти на пенсию по выслуге лет после 20 лет службы. Право на пенсию по выслуге лет имеют также уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья и сокращенные, но достигшие возраста 45 лет. Они должны иметь общий трудовой стаж 25 лет, из которых как минимум 12,5 года были отданы службе.

Ежегодное сокращение штата

Президент Владимир Путин практически ежегодно сокращает предельную штатную численность органов внутренних дел. Последнее изменение произошло в декабре 2017 года, когда президент подписал указ о снижении предельной численности штата МВД с 1 января 2018 года до 894,9 тыс. человек. Таким образом, по итогам прошлого года численность сотрудников МВД не превышала 828,65 тыс. человек (исходя из уровня укомплектованности 92,6%).

Годом ранее, в сентябре 2016 года, глава государства сократил предельную численность штата МВД практически на 100 тыс. человек — 10%, штатная численность была установлена в количестве 904,9 единиц. В 2015 году предельная численность сотрудников внутренних органов была снижена до 1 млн человек, а в 2014 году численность была определена на уровне 1,113 млн человек.

В августе 2019 года Владимир Путин подписал закон об увеличении предельного возраста пребывания сотрудников органов внутренних дел на службе: для майоров и подполковников полиции он был поднят с 50 до 55 лет, для полковников — с 55 до 60 лет, а для генералов — с 60 до 65 лет (то есть им было дано право служить дольше). Однако новый закон никак не изменил нормы по выслуге лет, и все сотрудники, желающие выйти на пенсию, смогут сделать это в предусмотренные действующим законодательством сроки, подчеркивали в Госдуме. Увеличение предельного возраста, по замыслу властей, должно было решить вопрос недокомплекта штатной численности МВД России и его территориальных органов.

Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел (МВД) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также выработку и реализацию государственной политики.

На территории России насчитывается 85 Главных управлений МВД России – по числу субъектов федерации. В структуре МВД задействовано более миллиона сотрудников, большая часть из которых (около 70%) – работники органов внутренних дел (полиции).

Структура Министерства внутренних дел.

Структура МВД России представляет из себя единую централизованную систему, в которую входят:

Министр МВД назначается непосредственно указам Президента. Основной документ Министерства – Федеральный закон Российской Федерации «О полиции».

Вместе с пенсионной – реформа МВД. Кто будет обеспечивать порядок в стране?

Личный состав МВД сократился до рекордного уровня 2012-го, когда произошла самая крупная реформа правоохранительного ведомства

Нехватку кадров в самом крупном правоохранительном ведомстве страны, Министерстве внутренних дел, признали, наконец, уже и на государственном уровне.

Мало того, что уровень укомплектованности полиции на сегодняшний день не достиг плановых показателей, которые осторожно предусматривались при разработке госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», так он оказался ещё и рекордно низким начиная с 2012 года, когда, собственно, проходил основной этап реформы МВД. То есть в тот самый момент, иначе говоря, когда милиция превращалась в полицию.

Как указывается в докладе Счётной палаты РФ, с которым ознакомился Царьград, это связано с увольнением в прошлом году «значительного количества сотрудников органов внутренних дел ввиду их опасений относительно пересмотра условий пенсионного обеспечения в системе МВД России».

Но на самом деле здесь использована та формулировка, которая более-менее приемлема «наверху»: объяснить отток кадров непродуманностью Пенсионной реформы – задача несложная. А вот реалии указывают не только на эту причину. Есть еще целый массив других, куда более весомых.

Система сама стала отсекать «лишних»: всё началось ещё семь лет назад

Да, наверное, изменения в пенсионном законодательстве, в соответствии с которым выход на заслуженный отдых повышается в течение пяти лет до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, сыграл какую-то негативную роль.

Всё-таки одно дело, если уже в 45 лет, прослужив в органах двадцать из них, ты отправляешься на пенсию или продолжаешь служить, но знаешь, что в любой момент можешь уйти на гражданку и не остаться у разбитого корыта без средств к существованию. Сейчас с каждым годом эта перспектива у действующих сотрудников будет отодвигаться.

Вот только сами полицейские – и бывшие, и нынешние, с которыми пообщался Царьград, практически в один голос утверждают: в системе МВД в последние годы наблюдается большая текучка кадров, а некомплект заметен невооружённым глазом в самых «приземлённых» подразделениях – патрульно-постовой службе, среди участковых, в уголовном розыске.

Всё началось ещё в 2011-м, когда затеяли эту реформу. Скольким толковым ребятам тогда указали на дверь – даже подсчитать сложно (официально сокращение составило 20 процентов от штата – прим. авт.). Даже начальники, которые ближе к «земле», сами крокодильи слёзы лили, что им приходилось просить своих лучших сотрудников «класть корочку на стол». А причины были формальные: у одного образования не было юридического, другой физподготовку сдать не смог. По сути, произошла чистка рядов,

– вспоминает бывший опер угрозыска Сергей К.

Читайте так же:  Досрочная пенсия строителям

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Выгоняли тогда, по его словам, «неугодных и ершистых», замеченных в каких-то нарушениях по службе, на которые раньше внимания особо не обращали.

«То с «выхлопом» дежурный поймал на входе (а как иначе – была встреча с источником, это тоже часть работы), то отчёт вовремя не сдал, то ещё что-то, – продолжает Сергей. – Доходило до откровенно смешных вещей: требовали, например, приходить на службу не с сумками через плечо – надо, мол, с дипломатами, да ещё в костюмах. «Джеймсы Бонды», блин! Только черных очков не хватало, чтобы идти по улице и все жулики знали – вот он, порядочный сотрудник полиции, на спецоперацию направляется, не иначе!».

А на место выбывших сотрудников приходили новенькие – без опыта и контактов, необходимых по работе, зато с профильным образованием.

Больше всего не хватает сыщиков, участковых и пэпээсников

И вот целых семь лет (2011-й в расчёт не берем, это был только старт преобразований, когда ещё никто толком ничего не понимал) в обновлённом полицейском ведомстве пытались структурировать все, что нареформировали.

Вполне возможно, и даже скорее всего, что так и было, это все делалось из благих побуждений: за той системой, которая прежде именовалась милицией, тянулся длинный шлейф всевозможного негатива, накопившегося за без малого четверть века после распада Союза. Вместо неё хотели создать современную полицию – европейско-американского уровня.

И что?

«Получилось совершенно обратное, – пожимает плечами действующий офицер одного из региональных главков МВД. – Вот, например, в одном УВД (города с населением более 200 тысяч человек) сначала перетряхнули отдел угрозыска самого управления: оставили только розыскную группу, а людей рассовали по районным отделениям, но в меньшем количестве (треть примерно ушла либо в другие подразделения, либо на гражданку). А что это значит? Убрали группы, которые работали конкретно по тяжким преступлениям, угонам, квартирным кражам – и ведь каждый опер знал и свой «контингент», и обстановку. А на «земле», в районках, пришлось заниматься всем подряд. Потом, когда показатели упали, одумались вроде, возродили отдел в УВД, центральный. Но как?! Начальник, два зама и два опера. И все!»

Хуже всего между тем пришлось ППС и участковым. Некомплект копился годами – об этом буквально открыто говорили на всевозможных совещаниях в регионах.

Ну вот, скажем, по нормативу положено, чтобы на одного участкового уполномоченного приходилось (в городе) 2,8–3 тысячи человек постоянно проживающего населения. То есть в миллионном мегаполисе должно быть 330–350 таких сотрудников. Реально – меньше в разы.

Или показатели по патрульно-постовой службе: один сотрудник – на тысячу-полторы жителей. Если так, то они должны ходить, образно говоря, наряд за нарядом, присматривая за порядком на улицах. Но где они?

Есть населённые пункты, где вместо нарядов ППС разъезжают один-два патрульных уазика с группой быстрого реагирования – не только по вызовам, а для контроля обстановки в целом.

Некомплект огромный – и даже не в строевых подразделениях. Много толковых сотрудников находятся в стадии увольнения, так как на гражданке и зарплата выше (лейтенант 32 тысячи получает: это в 2014-м была тысяча долларов, а сейчас вдвое меньше), и свободы больше. А набирать новых уже особо и не из кого: требования ужесточаются, а качество кадров падает. Все проверки проходит только один из десяти,

– рассказывает ещё один сотрудник полиции.

В одном из крупных сибирских регионов подтверждают картину, но уточняют, что отсев кандидатов составляет 6-7 человек из десяти.

Без выходных и проходных, зато с разносами от начальства

«Надо понимать ещё вот какой момент, – рассказывает экс-оперативник Сергей К. – Сотрудник полиции, особенно оперативный, он практически не принадлежит себе. Прежде всего, потому что преступников ведь не заставишь совершать противозаконные деяния с девяти утра и до шести вечера, верно? Засады – это, ни для кого не секрет, обычно рано утром или поздно вечером. Дежурства – через выходные, по идее, но по факту получается чаще из-за некомплекта. Усиления на праздники. Сколько семей из-за этого распалось – не счесть».

Реальная жизнь полиции, по его словам, совершенно и даже абсолютно отличается от того, что показывают в сериалах: всё гораздо прозаичнее и скучнее.

Фото: Kekyalyaynen / Shutterstock.com

«День обычно начинается и заканчивается оформлением отчётов, служебных записок и отписок. Плюс планёрки. И да – планы, конечно. Поэтому под конец месяца всегда в закромах есть пара раскрытых «тренировочных» преступлений – тех, что нужно только оформить, – продолжает он. – Не успел – получи выговор от начальства, и хорошо, если только устный (что тоже неприятно). И ты понимаешь: если на тебя накатают жалобу, как минимум придется отписываться и бегать по коридорам управления собственной безопасности. Бывает и хуже – неполное служебное, волчий билет. И тут уж точно не до ранней пенсии».

Большинство уволившихся идёт работать по традиции в службы безопасности (фирм, компаний, супермаркетов) или в охранные структуры, или в бизнес. Некоторым, особенно «узким» специалистам, вроде оперов из экономической безопасности, удаётся устроиться в адвокатскую среду, но там больше приживаются бывшие следователи и прокуроры.

Кстати

По данным Следственного комитета России, в 2018-м чаще других под подозрение в коррупции попадали сотрудники МВД.

Всего в суды было направлено 6123 дела коррупционной направленности, по которым к уголовной ответственности были привлечены 6885 лиц, 790 из которых – это как раз полицейские.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ещё – 502 чиновника, 495 военнослужащих, 483 должностных лица госучреждений и предприятий, 334 работника Минюста (из них 206 сотрудников ФСИН и 115 приставов), 261 работник образования и науки, 178 работников здравоохранения и 69 должностных лиц органов государственного и муниципального контроля.

Источники

Личный состав мвд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here