Международные акты как источники права социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Международные акты как источники права социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Глава 4. Источники права социального обеспечения

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное. Второе понятие источника права в формальном смысле, как внешней формы выражения правовых предписаний, как «резервуара, в котором пребывают правовые нормы», как «оболочки бытия правовой нормы». В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.

В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации (они рассматриваются отдельно в гл. 30). Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами.

Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация государственной власти в стране.

Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.

Россия — федеративное государство, в состав которого входят субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится, согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим законодательство о социальном обеспечении состоит из правовых актов разного уровня — федерального и регионального. При этом надо учитывать, что основы федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, как и в иных важнейших сферах общественной жизни, находятся в ведении Российской Федерации (см. ст. 71 Конституции РФ). Последнее предопределяет то, что важнейшие нормативные правовые акты по вопросам регулирования отношений по социальному обеспечению издаются Российской Федерацией.

К числу нормативных правовых актов, выделяемых по такому критерию, как разграничение компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Итак, наибольшее значение в системе источников права социального обеспечения имеют федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения, закрепленный федеральными нормативными актами, однако экономические возможности для такого повышения пока еще невелики.

2. В зависимости от органов, принимающих нормативные правовые акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.

Особый вид таких актов — коллективные договоры. Это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.

3. Традиционной является классификация источников права по их юридической силе,которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.

По данному критерию выделяются следующие нормативные правовые акты федерального уровня.

а) Международные договоры,ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции
РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед
законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

б) Конституция РФ.Она имеет высшую юридическую силу, и все
иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны
противоречить основному закону страны. Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее
соблюдением надзирает особый орган — Конституционный Суд РФ.

Постановлениями Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции России положения Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ограничивающие право граждан, отбывающих уголовные наказания, на получение государственной пенсии; закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ограничивающие право безработных граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, продолжающейся свыше одного месяца.

в) Законы Российской Федерации.Согласно п. 2 ст. 55 Конституции
РФ, в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная
норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав граждан. С этих позиций законотворческая деятельность Федерального собрания России в сфере социального обеспечения еще не подвергалась объективной правовой оценке специалистов-правоведов. Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшим), первоочередной задачей которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.

г) Иные нормативные правовые акты.Это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти — Минтруда РФ (в прошлом) и Минсоцзащиты, Пенсионного фонда, Фонда государственного социального страхования РФ и др.

Читайте так же:  Увеличение выслуги лет военнослужащих для пенсии

Наибольшее значение имеют такие источники права социального обеспечения, как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, поскольку в них часто содержатся первичные правовые нормы.

В соответствии с Конституцией РФ Президент вносит в Государственную Думу законопроекты, издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения обязательны для исполнения всеми, вместе с тем они не должны противоречить Конституции РФ и законам.

На практике первый Президент России не использовал предоставленное ему право законодательной инициативы в области социального обеспечения и издавал нормативные указы, которыми устанавливал соответствующие права граждан в этой области либо изменял права, закрепленные законами.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения лишь во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента (ст. 115 Конституции РФ). Практически компетенция Правительства по изданию соответствующих нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения определяется отраслевыми законами. Однако в ряде случаев Правительство выходит за рамки правотворческой компетенции, которая очерчена в законах и указах.

Согласно Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти России издают соответствующие нормативные правовые акты (инструкции, правила, разъяснения и др.) на основании Положений о них, утвержденных Правительством РФ, либо по отдельным поручениям, содержащимся в законах, указах, постановлениях. Нередко такие акты издаются и без официальных поручений, по инициативе самих этих органов.

4.Классификация источников права социального обеспечения может
быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений.
Право социального обеспечения регулирует однородные по своему
характеру отношения, но в то же время эти отношения существенно
различаются по их предмету, поскольку в одном случае им являются
денежные выплаты в виде пенсий, пособий, компенсаций, а в других — материальное благо в виде той или иной социальной услуги либо
льготы. В связи с этим в системе источников данной отрасли отчетливо выделяются три относительно обособленные группы нормативных
правовых актов: акты, регулирующие пенсионное обеспечение, акты
о социальных пособиях и компенсационных выплатах и акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми,
безработных. Внутри этих групп возможна более детальная классификация актов, например по соответствующим правовым институтам. В
издаваемых сборниках нормативных правовых актов о социальном
обеспечении акты обычно располагаются именно в таком порядке.

5.Самостоятельным критерием классификации источников права социального обеспечения может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов.По
данному критерию выделяются акты, регулирующие: социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми; военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников; граждан,
занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях; депутатов
Государственной Думы и членов Совета Федерации; народных депутатов РСФСР созыва 1990—1995 гг.; космонавтов и др.

6.В зависимости от финансовых источников,за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, различают нормативные
правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований. Этот
критерий на данном этапе имеет чрезвычайно актуальное значение,
поскольку потребности рынка труда как одного из основных элементов рыночной экономики объективно обусловливают необходимость
усиления страховых начал в социальном обеспечении тех, кто трудится
или трудился в прошлом. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об
основах обязательного социального страхования» предусмотрено принятие законов по каждому отдельному виду страхового обеспечения.

7.По содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные.К числу отраслевых относятся такие, нормы которых регулируют общественные отношения
исключительно в сфере социального обеспечения. Это, например,
законы о пенсионном обеспечении, о социальных пособиях, компенсационных выплатах, о социальном обслуживании. В комплексных актах
содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Напри
мер, нормы Законов РФ «О занятости населения в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и некоторых
других входят в систему не только права социального обеспечения, но и
трудового, административного, финансового права.

8.Правомерна классификация источников на акты, относящиеся еще
к союзному законодательству и продолжающие действовать на территории России, и акты российского законодательства.
Это в основном по
становления Совета Министров СССР, в том числе совместные с
ВЦСПС (например, об обеспечении работников пособием по времен
ной нетрудоспособности). Указанные акты сохраняют свое действие
по решению Правительства РФ (например, Постановление Совета
Министров СССР об утверждении Списков, в соответствии с которыми назначаются пенсии по старости в связи с особыми условиями
труда), а иногда и без такого решения, на основании сложившейся
практики, поскольку отсутствует российский нормативный правовой
акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.

Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 969 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/7-66452.html

Основные источники международного права, закрепляющие нормы социального обеспечения

Пакт «об экономических, социальных и культурных правах» является наиболее значимым источником, в котором содержатся общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся социального обеспечения. Пакт базируется на принципах, провозглашённых уставом ООН и содержащиеся в всеобщей декларации прав человека.

1) Пакт предусматривает, что участвующие в нём государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

2) Государство, участвующее в пакте обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры тому, чтобы обеспечить постепенное, полное осуществление всех признаваемых прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер.

3) Государство, участвующее в пакте признают право каждого человека на жизнь, достойную для него и его семьи, включающее достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуется принимать меры к осуществлению этого права.

Выше упомянутый пакт связан со всеобщей декларацией человека, которая закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства. В декларации говорится, что каждый имеет право, на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояние его самого и его семьи.

Также декларация говорит, что каждый имеет право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

1) Указанные международные акты определяют уровень жизни, который гарантируется человеку. По существу это минимальный уровень жизни.

2) В них содержится перечень всех социальных рисков, защиту от которых призвано гарантировать государство.

3) В актах говорится о повышенной охране здоровья для матерей в течении разумного времени до и после родов.

Читайте так же:  Метод права социального обеспечения отличается спецификой

4) Особые меры (охрана и помощь) предусмотрены в отношении детей и подростков.

Многие нормы, содержащиеся в пакте и декларации, воспроизводятся и развиваются в декларации прав и свобод человека и гражданина, которая признана Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года.

Декларация не является нормативно-правовым актом в буквальном смысле этого слова, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствии с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. В декларации говорится о том, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Вторым значимым актом в сфере социального обеспечения является конвенция о правах ребёнка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 года и вступила в силу в СССР с 15 сентября 1990 года.

Данная конвенция охватывает весь комплекс прав ребёнка (гражданские, социально-экономические права). Также в конвенции определён механизм контроля взятия на себя государством обязанностей.

Контроль осуществляется комитетом по правам ребёнка, состоящим из 10 независимых экспертов, каждый из которых выступает в личном качестве. Эксперты избираются на совещании государств-участников конвенции. Государства-участники конвенции предоставляют доклады комитету каждые 5 лет. Россия вступила в Совет Европы и стала 39 членом в этой организации. Закон о присоединение Российской Федерации к Совету Европы принят 23 февраля 1996 года. Сам Совет Европы основан в мае 1949 года 10 европейскими государствами (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Германия).

Состав Совета Европы постоянно расширяется. Штаб-квартира расположена в Стразбурге, Франция. Наблюдателями являются США, Япония, Канада, Австралия. Основные органы Совета Европы: комитет министров, парламентская ассамблея, конгресс местных и региональных властей Европы, секретариат.

Комитет министров собирается на уровне министров иностранных дел как минимум два раза в год. В остальное время он работает в составе их представителей. Парламентская ассамблея имеет консультативные функции и заседает 4 раза в год. Комитет министром является тем органом, который вправе утверждать нормативные правовые акты в форму конвенции, которые подлежат ратификации и имеют обязательную юридическую силу, либо в форме рекомендации, которую должны учитывать государством члены Совета Европы в своей законодательной деятельности.

Цели создания Совета Европы закреплены в его уставе:

1) Работа для достижения большего единства в Европе;

2) Защищать принципы парламентской демократии;

3) Содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей.

Совет Европы за свою историю принял более 100 конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются:

1) европейская конвенция о правах человека;

2) европейская социальная хартия.

Позже был разработан европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с международной организацией труда и на основе её конвенции №102 (1952 год) «О минимальных нормах социального обеспечения».

Этот кодекс определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем, профессиональным заболеванием, материнством, инвалидностью, потерей кормильца. Также в кодексе раскрывается содержания всех традиционных звеньев социального обеспечения: медицинское обслуживание, пособия по болезни, в случае трудового увечья, семейные пособия, пособия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Кроме того, в кодексе содержатся стандарты по начислению периодических выплат.

Основные положение конвенции №102 «о минимальных нормах социального обеспечения»:

1) В отношении пособий по болезни предусматривается установление определённого стажа, необходимого для предотвращения злоупотреблений. Предусмотрено также ограничение продолжительности выплаты пособия 26 неделями в каждом случае заболевания. Не предоставление пособия за первые три дня болезни.

2) В отношении пособий по безработице предусмотрено не предоставление пособия за первые 7 дней каждого случая временной утраты заработка.

3) В отношении пособий по старости – установление для граждан обоего пола пенсионного возраста не выше 65 лет и даже более высокого возрастного предела с учётом работоспособности пожилых граждан. Сокращение пенсии, когда заработок пенсионера превышает определённую сумму.

4) В отношении пособий по беременности и родам – установление стажа, необходимого для предотвращения злоупотреблений. Ограничение срока выплаты пособия 12 неделями.

5) В отношении пособий по инвалидности – установление 15 летнего стажа уплаты страховых взносов или работы по найму или 10 летнего стажа пребывания в стране. Выплата пособий лишь при полной утрате способности к какому-либо труду.

6) В отношении пособий по случаю потери кормильца – обеспечение только вдов и детей умершего, сокращение пособий работающим вдовам

Двусторонние соглашения «О социальном обеспечении» были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентацией, а именно: Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической республикой. В соответствии с данными соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны во всех вопросах социального обеспечения приравнивается к гражданам этой страны, если соглашение не предусматривает иное.

В законодательстве, принятом в тот момент, когда ещё существовал СССР, предусмотрено, что граждане других союзных республик, проживающих в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, как и иностранные граждане и лица без гражданства.

В настоящее время граждане бывших союзных республик являются иностранными гражданами. В пенсионном обеспечении иностранных граждан имеются существенные особенности. Они определяются соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение заключили 13 марта 1992 года. Участники СНГ: Россия, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.

Д/з: Найти определения декларации, пакты, соглашения, конвенции, рекомендации. Разобрать европейская конвенция о правах человека; европейская социальная хартия, всеобщая декларация прав человека, кодекс, соглашения между участниками СНГ.

Декларация – это официальное провозглашение государством, партией, международными и межгосударственными организациями основных принципов таких, как свобода, права человека и так далее.

Пакт – это наименования различного рода международных договоров, имеющих большое критическое значения.

Соглашение –договор двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Конвенция – это разновидность договора, нормы которого являются юридически образующими для него.

(часть лекции отсутствует)

2. Международные акты:

1) всеобщая декларация по правам человека;

2) международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3) европейская конвенция о социальном обеспечении;

4) конвенция о правах ребёнка;

5) соглашение стран СНГ о гарантиях прав граждан участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

3. Федеральные законы:

1) федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования;

2) федеральный закон об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации, устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания;

3) федеральный закон о социальной защите инвалидов Российской Федерации, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов для обеспечения их прав;

4) федеральный закон о медицинском страховании граждан Российской Федерации, нацеленный на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь.

Читайте так же:  Пособие при выходе на пенсию мвд

4. Подзаконные акты:

1) Указы Президента Российской Федерации – О размере пособий по временной нетрудоспособности, о фонде социального страхования, о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, уволенных в связи с ликвидацией организации и прочие указы Президента;

2) Постановления Правительства Российской Федерации – об утверждении Положения в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, о социальной поддержки граждан,

3) иные нормативные акты – Постановления Министерства труда, Приказы Министерства социального развития и тому подобное

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9153 —

| 7769 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_28210_osnovnie-istochniki-mezhdunarodnogo-prava-zakreplyayushchie-normi-sotsialnogo-obespecheniya.html

Источники социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

• Всеобщая декларация прав человека;
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
• Европейская конвенция о социальном обеспечении;
• Конвенция «О правах ребенка»;
• Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

• «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
• «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
• «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
• «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1. Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
2. постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
3. иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9762 —

| 7462 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_236669_istochniki-sotsialnogo-obespecheniya.html

«Международные акты как источники права социального обеспечения»

Видео (кликните для воспроизведения).

необходимо изложить данную тему с проверкой на плагиат

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%
  1. Главная
  2. Заявки
  3. Международные акты как источники права социального обеспечения

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 400 РУБ

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 400 РУБ

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 400 РУБ

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 400 РУБ

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 400 РУБ

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 400 РУБ

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 500 РУБ

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 500 РУБ

Как написать реферат? Как правильно и грамотно его оформить? Как правильно написать все эти , и ? На эти и другие вопросы мы ответим в нашей статье. А чтобы расширить кругозор или просто быть в курсе студенческой жизни, подписывайтесь на наш .Все приведенные аргументы о том, как составляется и .

Что нужно для поступления в аспирантуру? Оформление реферата. А если быть точнее – оформление двух рефератов. Обо всех трудностях аспирантской жизни вы можете почитать на нашем . А сейчас мы готовы познакомить вас с правилами оформления реферата в аспирантуру.При поступлении в аспирантуру придетс.

http://zaochnik.com/zayavki/mezhdunarodnye-akty-kak-istochniki-prava-sotsialnogo-obespecheniya-1205902/

Вопрос №18 Международные правовые акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а следовательно, имеют наивысшую юридическую силу.

Рассматривая международные акты в области социального обеспечения, следует остановиться на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948.

каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.

право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., являющийся продолжением Всеобщей декларации прав человека

право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование

предусматривается широкая охрана и помощь семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании

признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства обязаны принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

Наиболее полно право на социальное обеспечение закреплено актами, принимаемыми Международной организацией труда

Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики»

Читайте так же:  Федеральное агентство медико социальной экспертизы

всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня населения в качестве основной цели при планировании экономического развития.

На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода».

В данном документе отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода с тем, чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу либо по причине смерти кормильца.

Рекомендуется также организация обязательного социального страхования.

Обеспечение определенных категорий лиц, в особенности детей, находящихся на иждивении, и нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов — должны иметь право на пособия в приемлемых размерах.

В 1994 г. Межпарламентская ассамблея утвердила документ, имеющий большое значение в области социальных прав граждан стран — участниц СНГ, — Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (СНГ). В ст. 40 Хартии закрепляется, что государства гарантируют лицам, проживающим на их территории, право на социальное обеспечение и, что важно, полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных национальным законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей. Минимальный уровень пенсионного обеспечения устанавливается в пределах, обе­спечивающих прожиточный минимум, и с учетом инфляционных процессов в государстве постоянного проживания граждан. Изложенные в данной статье положения гарантируют гражданам некогда единого государства соблюдение принципа социальной справедливости.

http://studfile.net/preview/6703979/page:10/

Международные акты как источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1.Классификация источников ПСО………………………………. …….5
Глава 2.Международные акты как источники ПСО
2.1.Международные договоры………………………………………. 10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

Глава 1.Классификация источников ПСО………………………………. …….5

Глава 2.Международные акты как источники ПСО

2.1.Международные договоры………………………………………. 10

Список использованной литературы…………………………………………. 17

В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами.

Нормативные документы, являющиеся источниками права социального обеспечения, можно разделить на два вида:

документы, содержащие только нормы права социального обеспечения (например, Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90);

документы, состоящие из норм различных отраслей права (Положение о федеральной государственной службе от 22.12.93 № 2267).

Система источников права социального обеспечения достаточно сложна и противоречива. Она охватывает международные договоры и нормативные правовые акты практически всех уровней и нормотворческих органов.

Международные акты ООН, МОТ, Совета Европы, а также договоры, заключенные государствами в рамках СНГ, ратифицированные Российской Федерацией (или СССР), в силу ст. 15 Конституции РФ имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству. К их числу относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973г.

Участвующие в данном международном договоре государства приняли на себя юридические обязательства гарантировать каждому право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование.

Круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. В настоящее время в него входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные РФ международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения (конвенции МОТ и акты других международных организаций).

Классификация источников ПСО

Источники ПСО, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам:

1. по юридической силе;

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

По сфере действия законы могут быть:

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении.

Источники могут быть классифицированы и по субъектам отношений по социальному обеспечению — например, акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, детей, безработных, малоимущих граждан, военнослужащих и их семей и т.д.

К актам, имеющим высшую юридическую силу, относятся, прежде всего, международные акты, ратифицированные Россией, и Конституция РФ. Нормы Конституции гарантируют:

1. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (статья 7);

2.социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (статья 39);

3.закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (статья 41);

4.предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (статья 38);

5.каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (статья 46).

В силу статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы м/н права и м/н договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 года, Конвенция «О правах ребенка» 1989 года и т.д.).

Среди национальных источников данной отрасли есть и такой кодифицированный акт как Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993, в которых закреплено право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, беременных женщин и женщин-матерей, пожилых, инвалидов, несовершеннолетних. Основы устанавливают также и гарантии этого права. Особое место среди них занимают права граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи, а инвалидов на бесплатную профессиональную переподготовку и трудоустройство.

Следующий уровень источников — это законы. Отличительной чертой источников ПСО на современном этапе является то, что многие отношения в данной сфере регулируются сейчас нормами именно законов:

Читайте так же:  Комиссия по назначению инвалидности

ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования»;

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001;

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001;

Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995;

Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995;

Закон РФ «О прожиточном минимуме» от 24.10.1994;

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998;

ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 и другие.

К числу источников ПСО относятся также и законы субъектов федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения:

Многие вопросы социальной защиты населения регулируются указами Президента РФ, в связи с чем они также выполняют роль источников ПСО:

УП РФ «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» от 05.11.1992;

УП РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992;

УП РФ «Об обеспечении деятельности КС РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям КС РФ и членам их семей» от 07.02.2000 и другие.

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспечении граждан пособиями либо устанавливают дополнительные меры социальной защиты для определенных слоев населения, в связи с чем и выступают в качестве источников ПСО. Компетенция Правительства РФ в сфере социального обеспечения широка. Постановлениями Правительства РФ, в частности, утверждены:

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, от 04.09.1995;

Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ от 08.07.2002;

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24.07.2002;

Акты министерств и ведомств — следующий уровень источников ПСО. К их числу, прежде всего, относятся акты такого органа, как Министерство здравоохранения и социального развития РФ (с функциями бывших Минздрава и Минтруда), РФ и т.д.:

Постановление Правления ПФР и Минтруда РФ от 16.02.2004 № 15п/18 «Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

Постановление Минтруда РФ и Минфина РФ от 12.01.2004 № 1/1н «Об утверждении Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы»;

Постановление Минтруда РФ от 09.07.2003 №49 «Об установлении тождества наименования учреждения «Центр по профилактике и борьбе со СПИД» наименованию учреждения «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» ;

Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №17/19пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Муниципальные нормативные правовые акты также являются источниками ПСО. Муниципальные НПА также являются источниками ПСО. Обязанность участвовать в регулировании социального обеспечения для муниципальных образований установлена рядом федеральных законов, в частности Бюджетным кодексом РФ. В основном такие муниципальные акты посвящены отдельным доплатам к пенсиям, пособиям (например, детским), социальному обслуживанию граждан (в местных учреждениях социального обслуживания, например в муниципальных столовых, лечебных учреждениях), льготному транспортному обслуживанию, реабилитации инвалидов и т.д.

Локальные акты как источники ПСО приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Для наиболее полного изучения этого вопроса следует изучить примеры коллективно-договорного регулирования предоставления благ по социальному обеспечению. Следует учесть, что зачастую работодатель принимает в соответствии со статьей 8 ТК РФ локальные акты недоговорного характера, то есть единолично. Однако и в них могут содержаться нормы социального обеспечения.

Конечно, основным локальным актом является в данной сфере коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 ТК РФ). В России действует более 200 тыс. коллективных договоров. В качестве примера можно привести Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2004—2006 годы, утвержденный конференцией работников ОАО «Газпром» и его дочерних обществ 21.11.2003.

В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации указано, что нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к внутреннему законодательству.

К таким источникам права нужно отнести Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., который был ратифицирован СССР в 1973 году и ст. 9 которого устанавливает, что участвующие в нем государства «признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

Особое место среди источников права отрасли занимают соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств, устанавливающие порядок и условия социального обеспечения граждан при переезде их из одной страны, входящей в состав СНГ, в другую. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г.

Значение конвенций и рекомендаций МОТ в правовом регулировании социального обеспечения в международном и внутригосударственном масштабе можно оценивать с различных сторон. Во-первых, в них содержатся социальные стандарты, уровню которых должны в идеале соответствовать законодательства всех стран. Во-вторых, конвенции и рекомендации МОТ способствуют унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении,

Решения конференции МОТ по различным трудовым и социальным вопросам выступают в форме конвенций и рекомендаций. Конвенции по своей правовой природе являются, по мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров, и после ратификации государством становятся обязательными для исполнения. Рекомендации конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер, но содержащиеся в них нормы могут использоваться в национальном законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.myunivercity.ru/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/151312_2167139_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Международные акты как источники права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here