Международные стандарты права социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Международные стандарты права социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Международно-правовые стандарты социального обеспечения

Международно-правовое регулирование СО выражается в разработке международных стандартов в области СО, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

МПР СО основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, МПР СО достигается путем заключения Россией дву- и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

Основополагающими международными актами (стандартами) в сфере СО являются:

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 года, Конвенция «О правах ребенка» 1989 года, Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицирована РФ в 1998 г.), Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.), Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952), Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967), Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» (1952), Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 года; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 года; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27.03.1996, Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении (Мадрид, 11.04.1994) и пр.

Разграничение полномочий по правовому регулированию отношений в сфере социального обеспечения между федеральными и региональными органами государственной власти. Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению.

Правовая основа оказания социально-обеспечительной помощи на федеральном и региональном уровнях заложена в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой координация вопросов социального обеспечения относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящий момент на федеральном уровне действует большое количество нормативных правовых актов по основным направлениям оказания социально-обеспечительной помощи – предоставление пособий, предметов первой необходимости, компенсаций, услуг и льгот. Соответствующая нормативная база деятельности по оказанию гражданам комплексной социально-обеспечительной поддержки постепенно создается и на региональном уровне. При этом региональная система нормативных правовых актов в этой области основывается как на Конституции РФ, так и нормах Уставов (Конституций) самих субъектов Федерации.

Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению ограничено пределами муниципального образования. Большинство актов органов местного самоуправления в области социально-обеспечительной помощи так или иначе направлены на реализацию положений, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней. В то же время муниципальные органы власти нередко проявляют нормотворческую самостоятельность и автономно принимают акты, предусматривающие предоставление «новых» видов социально-обеспечительной помощи с автоматическим их финансированием за счет собственных средств.

http://mydocx.ru/10-66165.html

Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в рамках межгосударственных объединений и международных организаций

Международные нормы о социальном обеспечении обусловливаются юридической силой их источников, разделенных на акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения странами-участницами международной организации; акты, обязательные для исполнения, без ратификации; акты, обязательные для исполнения после ратификации.

Читайте так же:  Зачет заочного обучения в пенсионный стаж фсин

К первым относятся документы, содержащие нормы рекомендательного характера и не влекущие юридических последствий за неисполнение. Наиболее важными среди них являются Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Рекомендация МОТ № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Вторую группу составляют регламенты Совета Европейского Союза, применяемые без ратификации национальными парламентами, и международные договоры, порождающие юридические обязательства для стран-участниц и приводящие в действие определенные средства международного контроля. За их неисполнение предусмотрена ответственность, однако возможность исполнения зависит от содержания самого договора и насколько точно в нем указаны внутригосударственные правоотношения, от особенностей национального законодательства и практики.

К третьей группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций.

Базовым международно-правовым документом МОТ является Конвенция № 102, устанавливающая основные виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, по безработице, по старости, пособия в случае профессионального заболевания или трудового увечья, семейные пособия, пособия по беременности и родам, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Устаревшие конвенции пересматриваются по мере необходимости. Ратификация страной новой конвенции означает денонсацию старой, если текстом конвенции не предусмотрено иное.

Ратифицировавшие конвенцию государства обязаны предоставлять ежегодные доклады Генеральному директору МОТ об их исполнении.

Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций и Комитет Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, составляющие Административный совет, осуществляют контроль за соблюдением международных стандартов социального обеспечения и рассматривают жалобы на страны, не соблюдающие данные конвенции. В случае несоблюдения заинтересованного правительства предложенных Административным советом рекомендаций, жалоба передается в Международный Суд, решение которого является окончательным.

Среди региональных источников международного регулирования социального обеспечения самым значительным документом, содержащим правовые предписания, связанные с установлением международных стандартов в данной сфере, является Совет Европы. В соответствии с его Уставом (1949 г.) цель Совета заключается в достижении большего единства между его членами во имя защиты и реализации идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействии их экономическому и социальному прогрессу. Среди конвенций Совета Европы особое место принадлежит Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся (1989 г.).

В 1996 г. Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы. Это обстоятельство открывает новые перспективы для имплементации установленных международных стандартов и развития правозащитных механизмов в сфере социального обеспечения. На основе и во исполнении обязательств, принятых по европейским соглашениям, российское законодательство подлежит приведению в соответствие с международными стандартами.

Ратифицировав конвенцию от 4.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерации положений этих актов.

Суд наделен правом толковать и применять положения Конвенции, следовательно, его решения и постановления являются результатом правоприменительной деятельности и не могут содержать каких-либо правовых норм.

Чаще граждане России обращаются в данный Суд с заявлениями о нарушении сроков выплаты присужденных пенсий, пособий, предоставления социальных льгот. Поэтому защита права на социальное обеспечение осуществляется через защиту права на справедливое судебное разбирательство, что свидетельствует о тесной взаимосвязи права на социальное обеспечение с другими правами человека.

Наибольшее количество международных стандартов социального обеспечения содержится в Европейской социальной хартии, разработанной по инициативе государств-членов Совета Европы и ставшей одним из первых международных соглашений, включившим в единый текст широкий круг социально-экономических прав.

Российская Федерация приняла 6 из 9 обязательных статей части II Хартии (право на труд, право на организацию, право на заключение коллективных договоров, право детей и молодежи на защиту, право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, право на равные возможности в занятости и выбор занятий без дискриминации по признаку пола), а также 22 статьи или 67 пронумерованных пунктов части II Хартии.

Читайте так же:  Трудовой стаж задачи

Принятие новых редакций Европейской социальной хартии позволило сформировать региональные стандарты социального обеспечения, затрагивающие наиболее важные элементы социальной сферы современного общества.

Ратифицировать данный международный акт Российской Федерации позволила закрепленная в пересмотренной Европейской социальной хартии возможность государства определить объем принимаемых на себя обязательств, а, следовательно, и гарантируемый уровень защиты граждан от социальных рисков.

Статья 15 Хартии заслуживает особого внимания. В ней сделан акцент на обеспечение социальной интеграции инвалидов и их участие в общественной жизни. Меры, предпринимаемые в этой сфере, должны включать обеспечение доступа к занятости, жилью, культурным учреждениям, предоставление услуг по профессиональной ориентации и образованию. Стороны должны принять меры по организации учреждений со специальными условиями труда для тех, кто не в состоянии работать в обычной производственной среде, и поощрению работодателей нанимать инвалидов на работу.

Применительно к Российской Федерации Европейская социальная хартия содержит два вида международных стандартов в сфере социального обеспечения: обязательные для исполнения и рекомендательные, которые воспринимаются как ориентиры развития внутреннего законодательства, ввиду отсутствия экономических возможностей для их реализации.

Особую группу источников образуют международные акты Содружества Независимых Государств, разделенные на две категории. Первую составляют акты, устанавливающие единые стандарты в отдельных сферах социального обеспечения. Вторую соглашения, содержащие коллизионные предписания, направленные на сохранение приобретенных социально-обеспечительных прав.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека является единым актом, предусматривающим обеспечение основными видами социальных пособий посредством системы социального страхования, а в случае нуждаемости гражданина – предоставление государственной социальной помощи.

Важность реализации социальных прав человека отражена в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, согласно которой государства обязуются обеспечивать выплату пособий или компенсаций частично незанятым гражданам и пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не ниже минимальной заработной платы.

Основной правовой формой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях сотрудничества. Значительное количество международных стандартов социального обеспечения закреплено в многосторонних соглашениях государств-участников Содружества. К ним следует отнести:

Соглашение СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств СНГ осуществляется по законодательству страны проживания, а назначение пенсий – по месту жительства. Для установления права на пенсию учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государства-участника СНГ и территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик за время до вступления в силу данного Соглашения.

Соглашение СНГ от 9.09.1994 года «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», распространяющееся на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, установленных законодательством страны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей.

Соглашение СНГ от 12.04.1996 года «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов», в котором государства-участники договорились проводить скоординированную политику в области создания инвалидам возможностей равных с другими гражданами для полноценного участия в жизни общества.

Соглашение от 27.03.1997 года «Об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств», классифицирующее медицинскую помощь на скорую и неотложную, осуществляемую за счет соответствующего бюджета государства, и плановую, предоставляемую на платной основе с проведением расчетов между лечебным учреждением и пациентом.

Нормативная база, регулирующая международные отношения между государствами-участниками СНГ, довольно обширна, что подтверждает активное использование многостороннего международно-правового инструментария на пространстве СНГ в сфере социального обеспечения.

Заключение

Право на социальное обеспечение в международно-правовых актах относится к числу важнейших прав человека и гражданина и осуществляется согласно принципам, закрепленным в данных документах. Однако вопросы структуры и системы социального обеспечения не могут быть предметом подобных актов, поскольку это является суверенным прав самой страны. Система социального обеспечения каждого государства является национальной и устанавливается с учетом его исторического, политического и экономического характера.

Читайте так же:  Порядок использования регионального материнского капитала

Поскольку государство является ведущим субъектом социального обеспечения, то оно должно устанавливать минимальные гарантии прав граждан в области социального обеспечения, чтобы в какой-то мере себя «дисциплинировать».

Посредством заключения международных договоров и соглашений в сфере социального обеспечения их участники реализуют международные стандарты социального обеспечения, установленные в Конвенциях МОТ и пересмотренной Европейской социальной хартии, и формируют свои взаимоприемлемые стандарты, качающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих социальному обеспечению.

http://megaobuchalka.ru/1/29967.html

Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения

Международные стандарты социального обеспечения являются одним из видов международных стандартов, выработанных международным сообществом и отражающих условия реализации прав человека в различных сферах жизнедеятельности общества.

Формирование и применение этих стандартов осуществляется с учетом деления прав человека на определенные виды, носящие название поколений прав человека. Первое поколение – это гражданские и политические права. К ним относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет на пытки и жестокое обращение, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мнения и самовыражения, право на мирные собрания и ассоциации. Применительно к данной категории международные стандарты в области прав человека имеют «жесткий» характер и четко предписывают государству роль лишь в виде обеспечения соблюдения таких стандартов, недопущения их нарушения, что свидетельствует о пассивном характере участия государства в их осуществлении.

Второе поколение – это социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения. В них входят право на труд, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на социальное обеспечение. Обеспечение данных прав требует от государства активных действий, перераспределения финансовых и материальных ресурсов в целях обеспечения населения соответствующими видами социальных пособий и услуг.

Международные стандарты социального обеспечения выступают в качестве правового образа, который впоследствии может быть реализован в правовую норму. Будучи закрепленными в международно-правовых актах, стандарты социального обеспечения формируются субъектами международного права путем консультаций, обмена мнениями, поиска компромисса, что приводит в выработке наиболее общего варианта поведения, в дальнейшем формирующего конкретную правовую норму в национальной системе социального обеспечения.

Стандарты социального обеспечения — это рекомендуемые международным сообществом ориентиры в формировании национальных систем социального обеспечения, которые могут включать в себя как общие принципы построения национальной системы социального обеспечения, так и ее конкретные характеристики с точки зрения условий, видов, размеров социальных представлений.

По форме международные стандарты социального обеспечения можно понимать как модельные нормы международного права, направленные на регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения. По функциональной направленности – как минимальные гарантии прав граждан на социальное обеспечение, выраженные в международно-правовых нормах.

По правовой природе международные стандарты социального обеспечения – это закрепленные в договорных нормах международного права, добровольно принимаемые взаимные обязательства государств по установлению и функционированию национальной системы социального обеспечения в целях наиболее эффективной реализации права граждан на социальное обеспечение в порядке и на условиях, отвечающих современным общецивилизационным требованиям.

Общие международные стандарты закреплены в международных актах о правах человека и отражают право человека на социальное обеспечение, не раскрывая условий его реализации и уровня гарантируемой социальной поддержки. В качестве подобных стандартов можно рассматривать положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии (1961 г.) и ее пересмотренной редакции и т.п. Специальные стандарты социального обеспечения отражают международные обязательства стран по вопросам видов социальных рисков, видов, условий, уровня и порядка предоставления социального обеспечения. Их источником выступают акты МОТ. Прежде всего, это Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».

Читайте так же:  Разовое пособие на рождение ребенка

Международные стандарты социального обеспечения можно разделить по сферам социальной политики, на регулирование которых они направлены:

1. международные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным, устанавливающие основания и условия выплаты пособия по безработице и порядок переобучения и профессиональной подготовки (например, Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.));

2. международные стандарты в области пенсионного обеспечения, формирующие основания и условия назначения выплаты пенсии (например, статьи 25-30, 59-64 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»);

3. международные стандарты в сфере предоставления медицинской помощи, устанавливающие условия и порядок получения медицинской помощи, ее виды, оказываемые безвозмездно, обязательное и добровольное медицинское страхование (например, Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 г.));

Видео (кликните для воспроизведения).

4. международные стандарты в сфере социальной помощи и социального обслуживания, предусматривающие категории граждан, которым может быть предоставлена социальная помощь, перечень и нормативы потребления социальных услуг, порядок предоставления населению социальных услуг (например, статья 41 пересмотренной Европейской социальной хартии);

5. международные стандарты в сфере семейных пособий, регламентирующие порядок и размер выплаты пособия по беременности и родам, пособия на ребенка, единовременного пособия при рождении, усыновлении ребенка (например, Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» (1952 г.));

6. международные стандарты в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения и иных особых форм социального обеспечения (например, заключенное в рамках СНГ Соглашение от 15.04.1994 года «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих»).

http://megaobuchalka.ru/1/29966.html

Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Негосударственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Челябинский юридический колледж»

Предметно-цикловая комиссия права

ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

по дисциплине «Право социального обеспечения»

специальность «Право и организация социального обеспечения»

Международно-правовое регулирование социального обеспечения

Студент гр. ПСО-1-7-13

(отделение права) ______________________ И.А. Волк

Руководитель ______________________ М.А. Жабко

Оглавление

Глава 1 Сущность международно-правового регулирования социального

1.1 Понятие международно-правового регулирования социального

1.2 Принципы международно-правового регулирования социального

Глава 2 Роль международных стандартов в правовом регулировании

социального обеспечения …. 11

2.1 Понятие и виды международных стандартов социального

2.2 Международные стандарты социального обеспечения в

договорах, заключенных в рамках межгосударственных

объединении и международных организаций …. 15

Список использованных источников и литературы …. 23

Введение

Возрастающее влияние международного права на систему и отрасли внутреннего права, усиление межгосударственной миграции населения предрекают глубокое многостороннее взаимодействие стран в международно-правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, выразившееся в сообразовании законодательства ряда государств, касающегося наиболее важных социальных вопросов: получения и сохранения права на социальное обеспечение при переезде граждан в другую страну в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при смене постоянного места жительства. Право граждан на социальное обеспечение нашло всестороннее закрепление в актах международного права, так как занимает одно из значимых мест среди иных социально-экономических прав человека.

Невзирая на то, что международно-правовое регулирование рассматривают в качестве дополнительного к национальному законодательству, базисная основа права на социальное обеспечение должна согласовываться с международными стандартами социального обеспечения.

Устранение коллизии правовых актов, т.е. столкновения норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения, является важнейшим направлением международного регулирования. Прямой указ международных конвенций применимого законодательства предотвращает случаи, когда могут быть применены правовые акты нескольких государств либо не может быть использовано законодательство ни одного из них.

Обусловлена актуальность данной темы тем, что вопросы социального обеспечения в международном праве отражены во многих учебниках по праву социального обеспечения, изданных за последние годы. Одновременно с этим исследований, специально посвященных этим вопросам, не проводилось. Также не определено общепринятое понятие международно-правового регулирования и международных стандартов социального обеспечения.

Читайте так же:  Досрочное назначение пенсии матери ребенка инвалида

Именно стандарты международно-правового регулирования социального обеспечения являются объектом курсовой работы.

Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в указанной сфере, послужили предметом.

Целью исследования настоящей работы является анализ международно-правового регулирования социального обеспечения.

1. определить понятие, принципы и пределы международно-правового регулирования социального обеспечения;

2. обосновать, что правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном;

3. соотнести международные акты, закрепляющие международные стандарты социального обеспечения, и российское законодательство на предмет соответствия последнего предъявляемым к современным системам социального обеспечения требованиям.

Нормативную основу образовали Конституция и нормативные правовые акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению, Российской Федерации и положения международных правовых актов.

Предмет, объект, цель и задачи исследования обусловливают структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1 Сущность международно-правового регулирования социального обеспечения

Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в сфере социального обеспечения, согласовании национальных законодательств по вопросам приобретения и сохранения прав на социальное обеспечение при переезде гражданина в другое государство в процессе трудовой деятельности или при изменении страны постоянного проживания.

Это регулирование основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций, участником которых является Российская Федерация. Также это достигается путем заключения двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст национальных законов.

Ратификация конвенции – это юридический акт, совершая который страна заявляет о своем признании конвенции и берет на себя обязательство привести внутренне законодательство и практику в соответствие с нею.

Организация Объединенных Наций (ООН), Международная организация труда (МОТ) и Содружества Независимых Государств (СНГ) являются субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения. Так как МОТ служит специализированным учреждением ООН, то в соответствии со своим Уставом наделяется полномочиями по принятию конвенций и рекомендаций.

Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов. При их закреплении в нормах международного договора они становятся обязательными для выполнения. Обычно подобные нормы устанавливают только минимальные стандарты. Так Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.

Статьями 15 и 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью ее правовой системы.

В деле достижения социального прогресса и повышения уровня жизни система социального обеспечения носит национальный характер, но должна сочетаться с общими принципами, зафиксированными в международных документах.

Право на социальное обеспечение как одно из основных прав человека находит юридическое закрепление в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.).

Одним из наиболее значимых документов области социально-трудовых отношений служит Европейская социальная хартия, возлагающая на ратифицировавшие ее страны обязанность установить национальную систему социального обеспечения на уровне не ниже предусмотренного Европейским кодексом социального обеспечения. Также она определяет перечень вопросов в сфере социального обеспечения, решение которых невозможно вне рамок соответствующего международного сотрудничества.

Таким образом, с практической точки зрения все наиболее важные вопросы в области социального обеспечения решаются на внутригосударственном уровне, поскольку лишь государство правомочно самостоятельно установить национальную систему социального обеспечения и одновременно признать обязательную силу тех или иных международных актов либо заключить международные договоры, содержащие стандарты социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://megaobuchalka.ru/1/29965.html

Международные стандарты права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here