Модель системной психологической помощи семье инвалида

Сегодня предлагаем статью: "Модель системной психологической помощи семье инвалида", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Технологический комплекс социально-психологического сопровождения семьи

Модель работы междисциплинарной команды специалистов ДДИ

Анализ результатов исследования семьи ребенка-инвалида, воспитывающегося в ДДИ № 7, с помощью ДКС

9. Информация о расширенной семье: проживают совместно со старшим поколением — 7 (21%) воспитанников, имеют братьев и сестер 23 (68%) ребенка, в 2 семьях проживают также другие родственники.


10. Блок вопросов об отношениях с ребенком.


Практические шаги сотрудников ДДИ по вовлечению родителей в единое реабилитационное пространство

Системная модель в подготовке детей-инвалидов к семейной жизни

В подготовке ребенка-инвалида к семейной жизни следует применять системную модель. Чтобы понять принципы системного подхода, рассмотрим четыре уровня, на которых необходимо решать проблемы инвалидности: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.

Системный подход к инвалидности

Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Микросистема состоит из следующих подсистем: мать/отец, мать/ребенок-инвалид, мать/здоровый ребенок, отец/здоровый ребенок, ребенок-инвалид/здоровый ребенок.

• Микросистема — типы ролей и межличностных взаимоотношений в ближайшем окружении — как правило, это семья.
• Микросистема функционирует в контексте мезосистемы — это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения, расширенная семья, друзья, соседи, знакомые по работе и отдыху, специальные реабилитационные или образовательные программы, другие родители, группы поддержки.
• В экзосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: СМИ; система здравоохранения; система социальной защиты; образования; занятости.
• Макросистема включает ценности культуры, традиции, этнонациональные и религиозные представления, отношение к инвалидам в обществе; общие социально-экономические и политические факторы, а также международное влияние.

1.2. Психотерапевтическая модель консультативной психологической помощи семье

В основании психотерапевтической модели консульта­тивной психологической помощи лежит несколько предпосылок научно-методического и социально-практичес­кого характера.

Индивидуальный подход. Акцент в работе психолога-консультанта делается на устранении или профилактике тех индивидуально- или социально-психологических причин, которые, по-разному проявляясь в разных семьях, приводят к распаду семьи, глубоким семейным дис­гармониям, алкоголизму, невротическим заболеваниям, снижению качества семейного воспитания, нарушениям в поведении и развитии детей. Хотя за всеми этими явле­ниями могут стоять общие проблемы социально-демо­графической, экономической или социологической при­роды, психолог-консультант исходит из допущения, что они по-разному трансформируются у разных людей, в разных семьях и опосредуются личностными особенностя­ми членов семьи, их психологическими ресурсами. Бла­годаря этому опосредующему влиянию психологических структур и процессов одни и те же факторы в одних семьях приводят к дисгармониям и неблагополучию, а в других — нет. Поэтому объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья (или личность) с присущими только ей особенностями развития, реагиро­вания на жизненные ситуации, способами решения кон­фликтов, планами и т. д.

Консультативная работа с отдельной семьей не долж­на подменять деятельность организаций и институтов, и в частности органов массовой пропаганды, которая направлена на идейное воспитание трудящихся, в том числе воспитание коммунистических отношений в быту. Цель консультативной работы не столько в том, чтобы прививать высокие моральные стандарты, сколько в том, чтобы укрепить возможность у членов семьи им следовать. Данное положение также подчеркивает, что сотрудники службы, как правило, не должны ограни­чиваться подачей пусть даже полезного совета, а обя­заны стремиться к выявлению индивидуальных. причинах семейных дисгармоний и содействовать устранению этих .причин в конкретных случаях.

Опыт показывает, что, например, за одними и теми же

по своему содержанию жалобами родителей могут лежать самые разные причины: особенности темперамента ребен­ка, не учитываемые родителями, соматические или пси­хические заболевания, неудачно сложившийся опыт общения в коллективе, психическая травма, особенности воспитательного стиля или личности самих родителей, специфика семейной ситуации в целом, характер общения и различные трудности в контактах родителей-супругов, в том числе и сексуальные проблемы. Это означает, что специалисты Службы семьи должны уметь определить природу тех или иных нарушений и оказать адекватную помощь.

Использование методов психологического воздействия. В ситуации оказания психологической помощи; в рамках психотерапевтической модели консультант опирается, прежде всего, на 1) личностные ресурсы своего клиента и на свои личностные ресурсы; 2) на закономерности и психотерапевтический потенциал общения как диаде консультант — клиент, так и в группе, в том числе в семье. Использование медикаментозного воздействия вы­ходит за рамки компетентности психолога-консультанта; прямое вмешательство консультанта в социальную ситуа­цию клиента снижает эффективность психологической помощи, так как не способствует укреплению у него чувства самостоятельности, ответственности, способности справляться с жизненными трудностями. Психолог-кон­сультант, таким образом, апеллирует к разуму, эмоциям, чувствам, потребностям и мотивам клиента, так же как к его способности общаться с людьми, при этом используя различные техники, приводящие в движение эти ресурсы клиента.

Использование потребности в помощи. Психотера­певтическая модель помощи предполагает работу с семь­ями и членами семей, которые rife только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании, т. е. мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию. Это положение основано на том получен­ном в опыте факте, что психологические методы воздейст­вия эффективны только для семей, добровольно обращаю­щихся к психологу. В том случае, когда члены семьи пытаются решить свои проблемы своими силами и не желают вмешивать посторонних, или в том случае, когда неблагополучие семьи кроется не столько в межличност­ных отношениях или психологических особенности

Читайте так же:  Вызов на операцию по квоте

членов семьи, сколько в конфликтных отношениях семьи с обществом, одно только психологическое воздействие малоэффективно. Когда семья характеризуется антиоб­щественной направленностью (пьянством, аморальным образом жизни, жестоким обращением с детьми), она должна быть объектом всей системы воспитательных воздействий социалистического общества, включая обще­ственные организации, производственные коллективы, общественность по месту жительства, правоохранитель­ные и медицинские учреждения.

Профессиональный характер помощи. Помощь, ока­зываемая психологом, строится на базе профессиональ­ной подготовки в области индивидуального и семейного консультирования, индивидуальной или групповой пси­хотерапии, а также в области психологии развития, психологии личности, социальной и медицинской психо­логии и других специальных дисциплин. Это положение подчеркивает то обстоятельство, что, находясь в сложной жизненной, и в частности семейной, ситуации, человек может получить полезный совет от родных, друзей, знакомых. Никакая служба не может отменить ценности участия близких, друзей, заинтересованной помощи общественных организаций. Однако было бы нецелесооб­разным и расточительным организовывать Службу, ко­торая ограничивалась бы советами, основанными на здравом смысле и благожелательном отношении. Здра­вый смысл и доброжелательность, конечно же, важные и необходимые качества практического психолога, однако свои действия в тех или иных ситуациях он основывает на профессиональных знаниях и опыте.

Недостаточный профессионализм в практике консуль­тирования приводит к тому, что консультант оказывается не столько союзником, сколько соучастником своего клиента, он вступает с ним в коалицию, направленную против другого члена семьи, который на самом деле не меньше нуждается, в помощи и поддержке, либо стано­вится «эмоциональным донором», который профессио­нальную деятельность подменяет растратой чувств и эмоций, нередко в ущерб собственной личной жизни и семейным отношениям.

Таким образом,/психотерапевтическая модель кон­сультативной психологической помощи предполагает:. 1) установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи

и просит о ней; 2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; 3) собствен» консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи целом.

В рамках этой модели в данной монографии термины «психологическое консультирование», «психотерапия» «психологическая коррекция» употребляются синонимично, что ни в коей мере не отрицает преимущественной компетенции медицины в области психотерапии, направленной на лечение заболеваний. Употребление перечис­ленных терминов отражает тот факт, что по содержанию (исследование групповой динамики, особенностей контак­та консультанта и клиента, специальных техник) психологическая помощь в описываемом варианте и психотерапия тождественны, так же как тождественны они по конечной цели — созданию психологических условий для полноценного личностного развития, общения, жизни в целом тех, кто обращается за помощью.

Модель системной психологической помощи семье инвалида

Детство человека с ограниченными возможностями, его реабилитация и адаптация в социуме являются ключевыми для становления его личности. Одним из важнейших факторов социализации такого ребенка является семья и ее влияние на социальную адаптацию, так как на нее возлагается ответственность ухода и воспитания ребенка.

Изучением семей, воспитывающих ребенка-инвалида в отечественной литературе занимались такие ученые как Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, К.Л. Белопольская, Л.М. Шипицина, М.С. Певзнер, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, А.И. Раку, И.А. Скворцов, А.С. Спиваковская, В.В. Юртайкин. В зарубежной литературе разработкой этой проблемы занимались S. Harris, M. Power, M. Bristol, M. Gill, M. De Myers, Z. Wolf, Скиннер Р., Миллер А., Шнейдер Л.Б., Д. Хейли. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок — не достаточно. Поэтому целью нашей статьи является описание работы психологического клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья как вида психологической помощи таким семьям.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей.

Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка-инвалида, возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.

В этой связи возникает необходимость обобщения и систематизации информации о детской инвалидности в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями.

Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, но и разработать систему психологической помощи и поддержки таким семьям. Однако, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, поскольку отсутствует целостный методологический подход к определению содержания, механизмов, форм и методов психологической помощи таким семьям. Мы предлагаем создание психологического клуба родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Актуальность создания такого клуба обусловлена:

  1. На психологическом уровне — необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей.
  2. На социальном уровне — необходимостью установления доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть формируется ограниченный микросоциум, в котором преимущественно и воспитывается ребенок.
  3. На соматическом уровне — необходимостью прерывания патологической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психогенному стрессу у матери (родителей), который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания.
Читайте так же:  Льготы родственникам ветеранов боевых действий

Основной целью психологического клуба родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является социально-психологическая поддержка семей. Основными задачами являются:

  • а) оптимизация детско-родительских отношений;
  • б) улучшение психо-эмоционального состояния родителей;
  • в) гармонизация супружеских отношений;
  • г) создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях расширения круга взаимодействия.

Работа психологического клуба родителей предполагает как индивидуальную (семейную), так и групповую формы работы. Эффективность работы зависит от участия родителей в прослушивании лекций по особенностям психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в тренингах, направленных на коррекцию эмоциональных состояний, межличностных и детско-родительских отношений.

Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, для оптимального сотрудничества с ними важными являются позитивность консультирования, преодоление пассивной позиции семьи.

Таким образом, создание такого клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является актуальным как в Забайкальском крае, так и в России, поскольку, позволит получать данные о психологических особенностях родителей, о конкретных причинах и условиях деформации их личности, то есть выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни таких семей, а также позволит оказывать психологическую помощь на всех этапах жизни ребенка, так как по мере роста и развития ребенка-инвалида в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены.

Список литературы

  1. Ипполитова,М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: кн. для родителей / М.В.Ипполитова. — М.: Просвещение, 1993.
  2. Левченко,И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студентов / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. — М.: Академия, 2001.
  3. Мамайчук, И.И., Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Семаго, М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. — М., 1992.
  5. Семья в России. 2008: Стат.сб. / Росстат — M., 2008. — C. 172-175.
  6. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Дисс. . канд. психол. наук. — М., 1999.
  7. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / В.В.Ткачева // Дефектология. — 2005. — №1. — С.25-34.

Психологическая работа с семьями, воспитывающими детей инвалидов
статья по теме

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskaya_rabota_s_semyami.docx 24.25 КБ

Скачать:

Вложение Размер
modeli_sotsialno-psikhologicheskoy_pomoshchi_rebyonku_v_seme.docx 25.91 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без оказания психологической помощи семьям.

Для решения воспитания ребенка с ограниченными возможностями и его адаптации в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-педагогическая подд.

Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечив.

Семья играет огромную роль в развитии ребёнка с нарушением интеллекта. Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием д.

Программа предназначена для коррекции родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с .

Советы родителям воспитывающим детей-инвалидов.

Модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье, находящихся в социально опасном положении

Существую различные модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье. Одним из подходов является педагогическая модель, базирующаяся на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Воспитание — длительный, сложный, подчас противоречивый процесс, на который влияют различные объективные и субъективные факторы. Основными факторами семейного воспитания являются педагогическая культура родителей и воспитательный потенциал семьи

Предварительный просмотр:

Психологическая работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Теоретико-методологическим обоснованием организации системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалмидрв, являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности C. Л. Рубинштейна; теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева; учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и A. E. Личко.

Концепция психологической помощи семьям включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.

Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский) [1] . Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности, зарождаются и формируются личностные качества.

Большое значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, имеют базовые положения ряда теорий и исследований;

  1. психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский);
  2. развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).
Читайте так же:  Пенсия сотрудника овд по выслуге лет

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.

Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком с ограниченными возможностями.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка-инвалида, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Г. А. Мишина, E. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачева и др.).

При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.

Видео (кликните для воспроизведения).

Реализация комплексного подхода к осуществлению психологической помощи семьям с детьми-инвалидами, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», на концепции С. Л. Рубинштейна (1957) о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. [2] Подтверждается, что регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма в целом (П. К. Анохин, 1975) [3] . В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. С другой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют в случае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы.

В. Н. Мясищев (1960) рассматривает структуру личности через систему отношений [4] . Личность, по определению В. Н. Мясищева, есть целостная, организованная система связей с реальной действительностью. Целостность системы отношений личности зависит от многих факторов, и в первую очередь от отношения человека к самому себе (Б. Г. Ананьев, 1968) [5] . Отношение к самому себе преломляется через самосознание личности.

Интерпретация особенностей личности родителей детей-инвалидов осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).

Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления и обретения социальной ниши, как для себя, так и для своих детей.

Нарушения личностного развития детей с психофизическими недостатками возникают как следствие взаимодействия двух факторов: особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект (биологическая составляющая); неблагоприятных условий воспитания, создаваемых травмированными родителями (социальная составляющая). Это подтверждает положение о закономерностях нарушения личностного развития у всех детей с психофизическими недостатками, установленное Л. С. Выготским и Ж. И. Шиф. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

К факторам, определяющим характер внутрисемейной атмосферы, в первую очередь относят особенности межличностных контактов и взаимоотношений с детьми, которые, в свою очередь, обусловлены определенными чертами личности родителей, характером и условиями их собственного воспитания, выбором поведенческих стратегий и тактик.

К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.

В этом контексте разработка концептуального подхода по оказанию психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии обретает приоритетное значение. Под концепцией психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы понимаем системный подход, позволяющий оказать этим семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.

В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы рассматриваем:

  1. обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
  2. оптимизацию самосознания родителей;
  3. формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.

Ниже сформулированы основные концептуальные положения, задачи и принципы психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, определены ее направления и содержание.

Основные концептуальные положения:

Создание системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, является одним из важнейших условий, обеспечивающих необходимый уровень социально-психологической адаптации детей с психофизическими нарушениями и реабилитации их семей.

Читайте так же:  Гарантия недвижимость

Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Психологическое сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни лица с психофизическими нарушениями в развитии.

При проведении психокоррекционных мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими).

Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.

Направления психологической помощи семьям:

  1. психологическое изучение проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
  2. психологическое консультирование семей;
  3. психолого-педагогическая и психокоррекционная работа с детьми и их родителями.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий.

В первую очередь следует назвать принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.

Важнейшим принципом решения проблем семьи на разных этапах является принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.

Огромное значение для установления адекватного контакта с семьей приобретает принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.

Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.

Специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с момента установления диагноза ребенку с отклонениями в развитии. Ее осуществление должно не ограничиваться рамками детского или подросткового возраста, а продолжаться в юношеский и взрослый периоды. В связи с этим важное значение приобретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).

Одним из приоритетных является принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.

В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях.

[1] Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. — М., 1986.

[2] Рубинштейн С. Я. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1957.

[3] Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. — М., 1975.

[4] Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

[5] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л., 1968.

Предварительный просмотр:

Существую различные модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье. Одним из подходов является педагогическая модель, базирующаяся на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Воспитание — длительный, сложный, подчас противоречивый процесс, на который влияют различные объективные и субъективные факторы. Основными факторами семейного воспитания являются педагогическая культура родителей и воспитательный потенциал семьи.
Антипова Е.В. выделяет следующие основные компоненты педагогической культуры родителей:

  • педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;
  • практические навыки по воспитанию детей;
  • умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, использовать опыт воспитания детей предыдущими поколениями.
  • Определение биологических нарушений, особенностей психофизического развития членов семьи, тяжёлых заболеваний и инвалидности.
  • Диагностика проблем функционирования семьи, связанных с отклонениями в развитии членов семьи и их личностных расстройств.
  • Диагностика эмоциональные расстройства и конфликтов в семье.
  • Когнитивные и поведенческие проблемы членов семьи, трудности ролевого поведения.
  • Проблемы функционирования семейной системы из-за особенностей её структурной организации (семья неполная, расширенная, с приёмными детьми и др.).
  • Проблемы с внешним социальным окружением (школой, соседями, родственниками и т.д.).

Социокультурное развитие несовершеннолетнего проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды. В процессе реализации программы социально-психологического сопровождения неослабевающее внимание необходимо уделять влиянию различных факторов среды на развитие и социализацию несовершеннолетнего. При том, что эти факторы могут оказывать негативное влияние, нельзя изолировать ребенка от внешнего мира. Воспитательный процесс не должен становиться инкубационным, когда ребенок подвержен влиянию только положительных факторов. Специалисты должны уметь тактично помочь несовершеннолетнему разобраться в том, что хорошо и что плохо.
Исходя из вышеизложенного, можно определить две основные цели социально-психологического сопровождения:

  • Сохранение естественных механизмов развития несовершеннолетнего предотвращение условий, способных деформировать характер.
  • Формирование у несовершеннолетнего потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию.
Читайте так же:  Ресо гарантия каско

Консультация «Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов»

Елена Данилова
Консультация «Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов»

Изучением семей, воспитывающих ребенка-инвалида в отечественной литературе занимались такие ученые как Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Р. Ф. Майрамян, М. М. Семаго, К. Л. Белопольская, Л. М. Шипицина, М. С. Певзнер, И. Ю. Левченко, Г. А. Мишина, А. И. Раку, И. А. Скворцов, А. С. Спиваковская, В. В. Юртайкин. В зарубежной литературе разработкой этой проблемы занимались S. Harris, M. Power, M. Bristol, M. Gill, M. De Myers, Z. Wolf, Скиннер Р., Миллер А., Шнейдер Л. Б., Д. Хейли. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок – не достаточно.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей.

Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка-инвалида, возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.

В этой связи возникает необходимость обобщения и систематизации информации о детской инвалидности в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями.

Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, но и разработать систему психологической помощи и поддержки таким семьям. Однако, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, поскольку отсутствует целостный методологический подход к определению содержания, механизмов, форм и методов психологической помощи таким семьям.

Ряд авторов в качестве помощи подобным семьям предлагают создание психологического клуба родителей, воспитывающих детей-инвалидов.Актуальность создания такого клуба обусловлена:

1. На психологическом уровне — необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей.

2. На социальном уровне — необходимостью установления доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть формируется ограниченный микросоциум, в котором преимущественно и воспитывается ребенок.

3. На соматическом уровне – необходимостью прерывания патологической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психогенному стрессу у матери (родителей, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания.

Основной целью психологического клуба родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является социально-психологическая поддержка семей.Основными задачами являются:

а) оптимизация детско-родительских отношений;

б) улучшение психоэмоционального состояния родителей;

в) гармонизация супружеских отношений;

г) создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях расширения круга взаимодействия.

Работа психологического клуба родителей предполагает как индивидуальную (семейную, так и групповую формы работы. Эффективность работы зависит от участия родителей в прослушивании лекций по особенностям психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в тренингах, направленных на коррекцию эмоциональных состояний, межличностных и детско-родительских отношений.

Консультация «Ступеньки к победе» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

Консультация «Психологическая помощь горюющему ребенку» Помощь горюющему ребенку – задача весьма деликатная и требующая большого такта, поддержки, понимания. Если в семье горе, то нужно, чтобы.

Консультация «Зимние травмы у детей — первая помощь» ЗИМНИЕ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ – ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ, КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ТРАВМ ЗИМОЙ? Зима, традиционно – время веселых игр, гуляний, катаний на горках.

Помоги себе сам! Психологическая помощь детям В жизни много вопросов и трудностей. Любой ребенок может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе» Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития,.

Психологическая помощь ребёнку с эмоциональными проблемами Психологическая помощь ребёнку с эмоциональными проблемами. В последнее время педагоги детских садов всё чаще констатируют увеличение количества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних.

Источники

Модель системной психологической помощи семье инвалида
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here