Налоговые льготы образования

Сегодня предлагаем статью: "Налоговые льготы образования", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Анализ предоставления налоговых льгот образовательным организациям, участникам образовательных отношений

юридические науки

  • Пестова Оксана Георгиевна , магистр, студент
  • Фахретдинов Тимур Радикович , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  • НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
  • НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые вычеты при покупке жилья

Документом также расширяются основания предоставления налоговых вычетов при приобретении жилья. Их получателями смогут стать граждане, воспользовавшиеся государственной помощью заемщикам, которые оказались в сложной финансовой ситуации. Будет упрощено и подтверждение прав многодетных семей на получение льгот при уплате ряда налогов.

Володин уточнил, что бумаги в налоговых органы будут отправлять не родители, а уполномоченные госорганы. То есть случаи, когда многодетной семье неправильно начисляются налоги, а человек не знает, как подается заявление на вычет, получая пени за недоплату, будут исключены.

Что касается изменений, принятых для программы «Земский учитель», то, по мнению Володина, такая мера привлечет в село новых специалистов, позволив повысить качество образования в стране.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
  3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
  4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
  5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.
Читайте так же:  Какие документы нужны для оформления детского пособия

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

ЛЬГОТЫ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистр, кафедра «Налоги и налогообложение», КубГАУ,

магистр, кафедра «Налоги и налогообложение», КубГАУ,

Образовательные учреждения по большей части находятся на общем ре­жиме налогообложения. В настоящее время такое нало­гообложение является единственным приемлемым для государственных и муниципальных учреждения. Помимо основного общего режима имеются специальные режимы налогообложения. Для организаций образовательной сферы наиболее приемлемой является упрощенная система налогообложения, которая позволяет облегчить налоговую отчетность и снизить налоговую нагрузку.

Впрочем, для бюджетных учреждений переход на упрощенную систему не допускается – в соответствии пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Данный режим налогообложения может быть использован только частными образовательными организациями, которые оказывают лишь дополнительные услуги в сфере образования, рассмотрим более подробно основные налоги и предусмотренные по ним льготы.

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) — косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара/работы/услуги и переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — школой.

Образовательные учреждения наряду с другими хозяйствующими субъектами являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), если:

— осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг), например, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;

— в ряде других случаев, например, при сдаче в аренду помещений [3].

При этом не имеет значения, как расходуется доход от реализации: в данное учебное заведение или на прямые нужды образовательного процесса.

Однако в отличие от большинства других налогоплательщиков образовательной сферы, как правило, получают освобождение от НДС. Не признаются объектом обложения налогом (освобождаются от налогообложения) не только часть образовательных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ), но и на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги:

— по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ);

— проведению занятий с детьми в кружках, секциях (в том числе спортивных) [1].

Также не облагаются НДС продукты питания, непосредственно произведенные столовыми образовательных организаций и реализуемых ими в этих организациях (пп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Государственные и муниципальные образовательные учреждения яв­ляются плательщиками налога на прибыль организаций.

Налоговой базой выступает разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, напрямую связанных с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, которые включены в налоговую базу, не учитываются средства, полученные от учредителя на ведение уставной деятельности [5].

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

1) выплату заработной платы учителям за проведение платных занятий;

2) расходы на приобретение учебников, книг для осуществления оплачиваемых занятий, канцелярских товаров, иные расходные материалы.

Опять же, в плане расходов и доходов может быть предусмотрено покрытие расходов за счет нескольких источников:

— средства, полученные от коммерческой деятельности.

В данной ситуации включение таких расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческой деятельности производится пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов.

Необходимо учесть, что совокупность доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включаются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду.

Организации, деятельность которых направлена на образование либо медицину в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – РФ), имеют право применять налоговую ставку 0 % при соблюдении определенных условий, которые в свою очередь обусловлены законодательством.

Образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ [2].

Вышеуказанные учреждения вправе применять данную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

— организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— доход организации за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляют не менее 90 % ее доходов.

При отступлении учреждениями, перешедшими на применение льготной ставки 0 % в соответствии с настоящей статьей, лишь одного из условий, установленных НК РФ, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

Как и все организации — бюджетные учреждения признаются плательщиками земельного налога. Но учреждениям могут быть предоставлены преференции по земельному налогу в субъектах РФ.

В случае если у бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, изъятые из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0 % (пп. п. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ).

Еще одной льготой, можно считать возможность безвозмездного получения имущества. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования. При определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

Читайте так же:  Налоговые льготы в узбекистане

Что касается льгот по транспортному налогу, то в отношении бюджетных организаций в НК РФ не определены конкретно поименно.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых учреждений, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. К примеру, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество [4].

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на учреждение, обладающее определенными характеристиками, а на конкретные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Понятие, виды и порядок установления налоговых льгот

Льготы по налогам и сборам — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие общие принципы предоставления налоговых льгот:

1) не допускается установление налоговых льгот

в зависимости от формысобственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала;

2) нормы законодательства

о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Реализация данного принципа призвана способствовать формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;

3) налогоплательщик вправе отказаться

от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении региональных налогов;

5) представительные органы муниципальных образований вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении местных налогов;

6) налоговые льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства

о налогах и сборах. На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

повышение уровня социальной защиты населения;

обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налогоплательщикам и плательщикам сборов могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

— освобождение от уплаты налога (сбора);

— понижение налоговых ставок;

— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе:

1) использовать льготы

по налогам и сборам на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

2) отказаться от использования льгот

по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При использовании права на налоговые льготы налогоплательщик представляет в налоговый или финансовый орган сведения о сумме, на которую уменьшена величина платежа в результате использования льгот.

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение, но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен.

Следует отметить, что кроме налоговых льгот в литературе встречается и парный (противоположный) термин — «налоговое ужесточение«, под которым, очевидно, понимается повышенное (иногда близкое к штрафному) налогообложение некоторых видов деятельности (имущества). Однако рассчитывать на то, что такой термин будет введен в законодательство, не приходится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Новые налоговые льготы в сфере образования, медицины, покупки жилья

Госдума в третьем чтении приняла закон, освобождающий от налогообложения выплаты для педагогов по программе «Земский учитель». Что касается музеев и учреждений здравоохранения, то для них в качестве налоговых льгот обнуляется налог на прибыль.

Как сказал спикер ГД Вячеслав Володин, такое поправки в Налоговый кодекс депутаты принимают в рамках реализации послания президента Федеральному Собранию. Законом устанавливается, что налоговые декларации на доходы физических лиц, а также соответствующие документы по транспортному, земельному и имущественному налогу теперь можно подать через многофункциональный центр оказаний услуг. Володин уверен, что МФЦ выполняют услуги качественно, помогая уйти «от бумажной волокиты».

Еще одно полезное новшество – о наличии недоимки или задолженности налогоплательщиков налоговые органы будут информировать смс-сообщениями.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Похожие материалы

На сегодняшний день налогообложение выступает в роли одного из основных инструментов воздействия государства на состояние экономики. Данная система является регулятором, направленным на стимулирование и сдерживание уровня развития той или иной экономической деятельности. В последнее время налогообложение в большей степени ориентировано на равное отношение к субъектам, вне зависимости от сферы их деятельности [3].

Предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков актуально на сегодняшний день, так как происходит совершенствование правого регулирования общественных отношений. Особенности правового регулирования налоговых льгот определены нормами налогового законодательства.

Читайте так же:  Удержание алиментов с пенсии по инвалидности

Налоговые льготы (льготы по налогам и сборам) — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [1].

Характеристики налоговой льготы:

  • факультативный элемент налогообложения;
  • цель применения налоговой льготы — сократить размер налогового обязательства налогоплательщика;
  • направленность на поддержку отдельных категорий налогоплательщиков в целях реализации принципа справедливости.
  • виды налоговых льгот: изъятия, скидки и освобождения [4, с.140].

В сфере образования налоговые льготы предоставляются образовательным организациям, участникам образовательных отношений. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность являются участниками образовательных отношений.

Образовательные организации используют все три вида налоговых льгот [4, с.140]. По налогу на добавленную стоимость не могут быть признаны объектом налогообложения работы и услуги в рамках задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; операции, к которым отнесены определенные услуги; операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и некоторых других фондов, а также выполнение названных видов работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Налоговые льготы по налогу на прибыль касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы: в виде имущества в рамках целевого финансирования и целевые поступления. По налогу на прибыль для образовательных организаций предусмотрена нулевая налоговая ставка, особенности применения которой определены в ст. 284.1 НК РФ. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, а также основания для их использования налогоплательщиками, в том числе образовательными организациями — плательщиками региональных налогов [4, с.140].

Законодательство Российской Федерации предусматривает налоговые льготы на обучение в виде социального налогового вычета по расходам на обучение.

Налогоплательщик может получить налоговый вычет:


  • на собственное обучение, обучение своего ребенка (детей) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения;
  • обучение своего опекаемого подопечного (подопечных) в возрасте до 18 лет по очной форме обучения;
  • обучение бывших своих опекаемых подопечных в возрасте до 24 лет (после прекращения над ними опеки или попечительства) по очной форме обучения;
  • обучение своего брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения, приходящимся ему полнородными (то есть имеющими с ним общих отца и мать) либо неполнородными (то есть имеющими с ним только одного общего родителя) [1].

Условием предоставления вышеуказанной льготы является наличие у образовательной организации соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает его статус как учебного заведения любой формы обучения.

Что касается других субъектов образовательных правоотношений — преподавателей, то для них каких-либо специальных льгот не установлено: их доходы, полученные от занятия преподавательской деятельностью, проведения консультаций, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 % для граждан, проживающих в Российской Федерации более 183 дней в году [4, с.140].

Таким образом, российским законодательством предусмотрены налоговые льготы для образовательных организаций, участников образовательных правоотношений. Данные меры, направленные на поддержку вышеуказанных категорий налогоплательщиков, позволяют обеспечить им более выгодное положение.

Похожие материалы

Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

  • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
  • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Прибыль;
  • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

  • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

  • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
  • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

Читайте так же:  Права матери воспитывающего ребенка инвалида

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

  • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
  • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
  • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998.- N 31.- ст. 3824.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012.- N 53.- ст. 7598.
  3. Анкудинова Я.С. Проблемы практики применения налоговых льгот организациями образования [Электронный ресурс] // Инновационный центр развития образования и науки. — Режим доступа: URL: https://goo.gl/r2TtJu.
  4. Сюбарева И.Ф. Правовое регулирование правовых налоговых льгот, предоставленных образовательным организациям и участникам образовательных отношений // Вестник Балтийского федерального университета им.И. Канта. — 2015. — Вып.3. — С.139-144.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Особенности налогообложения в российской сфере образования

Кто может использовать налоговые льготы

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • Итоги

    Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

    Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Ответы на вопросы

    Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

    Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

    Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога — налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду — внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

    Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

    Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

    Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

    Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

    Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

    Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

    Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

    · уточненной налоговой декларации;

    · заявления — в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

    · заявления — при уплате налога на основании налогового уведомления.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 31.05.2017

    Предусмотрены ли действующим российским законодательством какие-либо льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций?

    Ответ дан по состоянию законодательства на 31.10.2014

    Источники

Читайте так же:  Льготы ветеранам боевых действийг
Налоговые льготы образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here