Нарушения прав детей инвалидов прокуратура

Сегодня предлагаем статью: "Нарушения прав детей инвалидов прокуратура", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Нарушения прав детей инвалидов прокуратура

Соблюдение законодательства о социальной защите детей-инвалидов находится на постоянном контроле органов прокуратуры

При осуществлении надзорной деятельности по защите прав детей-инвалидов в текущем году органами прокуратуры выявлен ряд нарушений закона в сфере обеспечения детей-инвалидов беспрепятственным доступом к объектам социальной инфраструктуры, правом на обучение в специальных условиях, лечебно-восстановительную работу; правом на обеспечение техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами; в сфере жилищных прав.

Распространены нарушения прав детей-инвалидов на доступность к объектам социальной инфраструктуры: в нескольких школах и учреждениях дополнительного образования отсутствуют пандусы (иные подъемные устройства), либо их надлежащее устройство.

В ряде образовательных учреждений отсутствовали информационные табло с использованием шрифта Брайля.

Нарушалось законодательство в сфере образования детей-инвалидов.

Так, в двух образовательных организациях г. Челябинска имели место нарушения прав детей-инвалидов, страдающих расстройствами аутического спектра: отсутствовали условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий, в штатных расписаниях не предусматривалась ставка тьютора (ассистента).

В локальных нормативных актах 22 образовательных организаций Металлургического района г. Челябинска отсутствовала информация об обеспечении возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Правила приема в ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум» не предусматривали обязательных сведений о нуждаемости в предоставлении общежития и необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний для поступающего, имеющего инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

Выявлялись факты несвоевременного обеспечения детей-инвалидов лекарственными препаратами.

Выявлены факты нарушения сроков выдачи жизненно необходимых препаратов детям-инвалидам по причине несвоевременного оформления учреждением здравоохранения заявок на их закупку.

В деятельности ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выявлено нарушение сроков размещения извещений о проведении закупки технических средств реабилитации и сроков направления сведений законным представителям детей-инвалидов о получении таких средств.

Всего прокурорами в 2019 году выявлено 160 нарушения закона, внесено 31 представление об устранении нарушений закона, принесено 25 протестов, направлено 89 исков в суд, к дисциплинарной ответственности привлечено 14 должностных лиц, возбуждено 1 дело об административном правонарушении.

Соблюдение законодательства о социальной защите детей-инвалидов находится на постоянном контроле органов прокуратуры области.

Использование материалов, размещаемых на официальном веб-сайте Прокуратуры Челябинской области, в других средствах массовой информации, электронных и печатных изданиях возможно при условии обязательной ссылки на «официальный веб-сайт Прокуратуры Челябинской области.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура приняла меры к защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование.

Прокуратура края (Красноярский край). 22 марта 2017, 17:45

Прокуратура края проверила соблюдение КГБОУ «Дивногорская школа» положений Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

При проверке выявлены нарушения законодательства, гарантирующего получение детьми с ограниченными возможностями здоровья инклюзивного образования.

Психолого-медико-педагогический консилиум указанной школы инициативно без достаточных оснований принимал решения о выводе обучающихся названной школы из составов групп детей, которым заключениями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальными программами реабилитации инвалидов рекомендованы занятия с узкими специалистами общеобразовательной организации в сфере коррекционной педагогики.

Вопреки требованиям закона и рекомендациям заключений территориальной и краевой ПМПК, имеющим обязательный характер для исполнения образовательным учреждением до достижения учащимися совершеннолетнего возраста, решениями психолого-медико-педагогического консилиума школы на момент проверки 22 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выведены из групп логопеда, 8 — из групп специалиста психолога, 20 – из групп дефектолога.

Администрацией указанной образовательной организации не был соблюден порядок изменения условий получения образования обучающимися.

Так, с ребенком – инвалидом, 04.09.2001 г. рождения, занятия по коррекции речи были прекращены в 2013 году без согласия и вопреки желанию его законного представителя.

Наряду с этим, дефектологом и логопедом, входящими в штат МБОУ «СОШ № 133» (Октябрьский район г. Красноярска), с малолетним ребенком с ограниченными возможностями здоровья не проводились занятия, рекомендованные заключениями психолого-медико-педагогической комиссии. Отказ специалистов учебного заведения проводить занятия с данным ребенком связан с отсутствием в постановлении Правительства Красноярского края от 29.05.2014 № 217-п порядка определения объема субвенций, выделяемых из краевого бюджета на оплату труда педагогических работников за выполнение работы с детьми с ОВЗ, имеющими определенные виды заболевания.

По результатам проведенной проверки прокурором Октябрьского района г.Красноярска директору МБОУ «СОШ № 133» 20.02.2017 внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании.

В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой края 14.03.2017 министру образования края, выполняющего функции учредителя КГБОУ «Дивногорская школа», внесено представление об устранении нарушений законодательства об инклюзивном образовании.

Рассмотрение актов реагирования находится на контроле прокуратуры края.

В Якутии прокуратура выявила нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья

ИА SakhaNews. В Якутии прокуратура выявила нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, сообщает пресс-служба прокуратуры.

В Верхневилюйском районе в результате ненадлежащего взаимодействия органов профилактики оставлен без внимания вопрос медицинского обслуживания ребенка–инвалида 2017 г.р., в Нижнеколымском районе из десяти детей-инвалидов, нуждающихся в медицинской реабилитации, соответствующие мероприятия проводятся только в отношении двух. В Хангаласской ЦРБ не поставлены на учет и не получали медицинскую реабилитацию 23 ребенка-инвалида, подобные факты выявлены и в ряде других районов.

Читайте так же:  Начисление льготной пенсии медработникам

Установлены факты нарушения прав детей законными представителями по их своевременному прохождению очередного освидетельствования в целях установления инвалидности. При этом имеют место факты бездействия органов профилактики. В частности, в Сунтарском районе при проверке причин не прохождения переосвидетельствования ребенком установлено, что она воспитывается у отца-одиночки вместе с двумя другими малолетними детьми. При этом ребенок поступал в текущем году в реабилитационный центр, однако семья на учет не поставлена, факт нарушения прав ребенка-инвалида для его защиты не установлен.

Установлено, что на территории Якутска не организовано обучение детей с расстройством аутистического спектра. Несмотря на неоднократные обращения родителей в органы местного самоуправления, подготовительные мероприятия для внедрения государственных образовательных стандартов не проведены. Дети устроены в общеобразовательные организации только после инициирования прокуратурой проверки.

В Олекминском районе двое детей, один из которых является инвалидом, зачислены в школу и детский сад также только после вмешательства прокуратуры. После внесения прокуратурой Сунтарского района представления организовано обучение на дому двух лежачих больных детей.

Выявлены нарушения прав детей-инвалидов при организации обучения в части отсутствия индивидуальных программ реабилитации и их соблюдения, обучения по адаптированным программам без согласия родителей и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, не проведения обследований данными комиссиями и др. В одной из школ Нерюнгри при наличии 13 обучающихся детей-инвалидов с нарушениями слуха не организована работа «бегущей строки», туалетные комнаты не оборудованы с учетом их потребностей. Раздевалки находятся на цокольном этаже, труднодоступном для инвалидов, не обеспечен доступ в кабинет логопеда. При этом один ребенок-колясочник в школе обучается в отдельном блоке с самостоятельным входом, он изолирован от общего учебного процесса и лишен возможности социализации.

В 19 дошкольных организациях Якутска установлено отсутствие специальных условий для получения образования детьми-инвалидами, что влечет ограничение их права на получение соответствующего образования в закрепленном к месту жительства учреждении. В трех районах республики выявлены факты простоя в течение длительного периода времени дорогостоящего оборудования закупленного для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и мониторинга их здоровья вследствие его не перевозки до места назначения, отсутствия обученных специалистов и учета имущества.

По выявленным нарушениям прокурорами принято порядка 200 мер реагирования, в том числе внесены представления в Министерства здравоохранения, образования и науки республики.

На страже прав детей-инвалидов

К такому выводу в рамках масштабной проверки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления пришла областная прокуратура.

В целом в регионе созданы правовые и социально-экономические условия для обеспечения прав детей-инвалидов. Однако в некоторых районах (Муромский, Кольчугинский, Гусь-Хрустальный, Александровский, Ковровский, Гороховецкий, Суздальский, Камешковский, Собинский районы) были выявлены нарушения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для несовершеннолетних инвалидов-колясочников и незрячих детей, использующих собак-проводников. В Селивановском районе нет общественного транспорта, доступного для инвалидов, во Владимире и Гороховецком районе выявлены случаи нарушения прав семей, имеющих детей-инвалидов, на обеспечение жильем.

В аптеках нарушен порядок предоставления детям-инвалидам лекарственных средств, в Ковровском районе установлены факты ненадлежащего вещевого обеспечения воспитанников учреждений. Кроме того, проверкой выявлены нарушения прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ в образовательные организации, нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в учреждениях, в которых они находятся, а также имелись нарекания к организации питания обучающихся-инвалидов в общеобразовательных организациях.

Как сообщили в пресс-службе областной прокуратуры, всего в этом году по результатам проверок выявлено 248 нарушений закона, для устранения которых внесено 97 представлений, опротестовано 13 незаконных правовых актов, в суды направлено 42 исковых заявления, 12 лиц привлечены к административной ответственности.

Прокуратура защитила права ребенка-инвалида

Прокуратурой Петушинского района приняты меры к защите прав ребенка-инвалида. Сообщает пресс-служба ведомства.

Установлено, что семья, имеющая двух несовершеннолетних детей, один из которых является инвалидом, состоящая в очереди на улучшение жилищных условий, обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. Однако, им было отказано, в связи с отсутствием земельных участков на территории Петушков. Прокурор района обратился в суд в защиту нарушенных социальных прав ребенка-инвалида. Решением суда удовлетворены требования прокурора. Суд обязал администрацию Петушков предоставить законному представителю несовершеннолетнего ребенка-инвалида в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории города на праве аренды.

21 июня 2018 г. На расширенной коллегии прокуратуры области рассмотрены результаты проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов

На расширенной коллегии прокуратуры Иркутской рассмотрены результаты проверки исполнения законодательства, направленного защиту прав инвалидов, в том числе при реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, других социальных программ.

В работе коллегии приняли участие заместитель председателя Правительства Иркутской области Валентина Вобликова, представители министерств здравоохранения, социального развития, опеки и попечительства, жилищной политики, энергетики и транспорта, образования, управляющий Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и др.

Как отметил в своем докладе заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов, надзор за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов является одним из приоритетных.

Прокуратурой проверялось исполнение органами власти законодательства в рамках данных поручений. Оценивалась реализация утвержденной Правительством России госпрограммы «Доступная среда» и других государственных, ведомственных и муниципальных социальных программ.

Читайте так же:  Расчет пенсии ребенку по потере кормильца

Прокурорские проверки, сказал А. Некрасов, свидетельствуют о многочисленных нарушениях трудовых, жилищных прав инвалидов, прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание. Прокурорами только за год выявлено свыше 2 тысяч нарушений законодательства об охране прав инвалидов и престарелых. В 2017 году направлено в суд свыше 800 заявлений, внесено около 200 представлений, 22 протеста. По инициативе прокуроров привлечено к административной и дисциплинарной ответственности 60 должностных лиц.

По материалам прокурорских проверок в 2016-2017 годах возбуждено 12 уголовных дел. Из них 4 – по фактам мошенничества поставщиков при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации. Угроза привлечения к уголовной ответственности способствовала тому, что недопоставленные средства реабилитации были переданы инвалидам.

Несколько лет в регионе реализуются мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг. Однако прокуроры практически в каждом городе и районе были вынуждены вмешиваться для понуждения к созданию для инвалидов безбарьерной среды. Государственными, муниципальными учреждениями, коммерческими организациями не всегда соблюдаются требования о выделении бесплатных мест для парковки транспорта инвалидов. Зачастую официальные сайты местных администраций, учреждений здравоохранения, образования и других не содержат альтернативную версию для слабовидящих. В библиотеках отсутствует периодическая, научная, учебно-методическая и художественная литература для инвалидов.

В Братском районе депутаты 9 сельских поселений утвердили правила содержания домашних и сельскохозяйственных животных на территории муниципальных образований. В них устанавливался запрет на появление инвалидов, использующих собак-проводников, на объектах социального назначения. По протестам прокурора района муниципальные акты приведены в соответствие с законом.

Не всеми органами местного самоуправления созданы комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, для обеспечения условий их доступности. По инициативе ряда прокуроров муниципалитетами такие комиссии созданы..

В Иркутской области проживает более 220 тысяч граждан с ограниченными возможностями, из них почти 13 тысяч детей. Ежегодно лишь 20 процентов детей данной категории направляется на санаторно-курортное лечение. В прошлом году 3 тысячи инвалидов не были обеспечены техническими средствами реабилитации. Это, в первую очередь, вызвано недостатком финансирования из бюджета Фонда социального страхования России расходов на данные цели. Но и требуется и принятие дополнительных мер со стороны регионального отделения Фонда социального страхования по надлежащему обеспечению инвалидов путёвками и средствами реабилитации, контролю за исполнением контрактов поставщиками.

Зачастую нарушаются права инвалидов на льготное лекарственное обеспечение. При отсутствии препаратов в аптеках, врачами бесплатные рецепты не выписываются. Это вызвано, зачастую, несвоевременным формированием потребности и закупа лекарств, как со стороны медицинских организаций, так и министерства здравоохранения области.

По данным фактам меры реагирования в отношении медицинских организаций принимались прокурорами городов Ангарска, Усолье-Сибирское, Черемхово, Братского района. Прокуратурой области по итогам настоящей проверки подготовлено представление министру здравоохранения.

Особое внимание прокурорами уделено вопросам исполнения законодательства при проведении закупок товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд, исполнении государственных контрактов. Выявлены случаи незаконного изменения условий контрактов, дробления закупок в целях ухода от проведения конкурентных процедур и др.

В филиалах Главного бюро медико-социальной экспертизы имеет место кадровый дефицит врачей-специалистов. Не все помещения и здания приспособлены для нужд инвалидов. По результатам рассмотрения представлений прокуроров в филиалах Главного бюро МСЭ устранены нарушения при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, по разработке индивидуальных программ реабилитации и абилитации.

Допускаются нарушения работодателями трудовых прав инвалидов. После вмешательства прокуратуры г. Ангарска в трех организациях были созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов. Руководители привлечены судом к административной ответственности.

По результатам рассмотрения представления прокурора г. Саянска центром занятости, в котором предлагалась безработным инвалидам работа, не соответствующая их состоянию здоровья, приняты меры к устранению нарушений.

Прокурорами пресекались нарушения законодательства об образовании, охране здоровья, социальном обслуживании, санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства в деятельности как государственных, так и негосударственных организаций социального обслуживания.

Прокуратурой Братского района с привлечением правоохранительных и контролирующих органов проведена проверка в приюте «Миротворец». Он был незаконно организован гражданами в жилом доме в п. Сахарово. Наряду с этим, здание не соответствовало требованиям пожарной безопасности. Деятельность приюта прекращена, приняты меры к расселению находящихся в нём граждан.

Прокуратурой г. Шелехова выявлены многочисленные нарушения прав инвалидов и престарелых, находящихся в частном доме «Благо». Он также не соответствовал противопожарным и санитарным нормам. Услуги медицинского характера по сестринскому делу оказывались в отсутствие лицензии. По результатам проверки приняты меры к привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Поскольку дальнейшая деятельность пансионата создаёт угрозу для жизни и здоровья инвалидов, прокурором города предъявлено в суд исковое заявление о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя в частном доме «Благо» до устранения выявленных нарушений.

Также прокуратурой г. Шелехова направлено в суд исковое заявление о возложении на другого предпринимателя обязанности устранить нарушения противопожарных и санитарных норм, выявленные при проверке дома для престарелых граждан «Усадьба».

Нарушения закона в негосударственных организациях социального обслуживания были пресечены и прокурорами Иркутского района, Куйбышевского района г. Иркутска.

Принимались меры к защите имущественных и жилищных прав инвалидов. В г. Саянске по требованию прокурора инвалид принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. По результатам рассмотрения судом иска прокурора администрация города Черемхова предоставила инвалиду жилое помещение по договору соцнайма с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Не везде соблюдаются требования законодательства в части образования детей-инвалидов. В ряде школ Иркутска, Ангарска, Братского, Иркутского районов отсутствовали индивидуальные программы реабилитации либо не исполнялись изложенные в них рекомендации. Это препятствовало обучению детей в соответствии с их потребностями и возможностями. В том числе имелись факты превышения учебной нагрузки. Индивидуальные учебные планы не всегда согласовывались с родителями.

Читайте так же:  Трудовая книжка при оформлении инвалидности

Вопреки требованиям закона некоторые органы управления в сфере образования не вели учёт детей-инвалидов, подлежащих обучению. В результате в Зиме, Братском, Иркутском районах эти несовершеннолетние не посещали школу и не получали образование на дому. По всем фактам нарушений закона прокурорами приняты меры реагирования.

По результатам работы коллегии приняты решения, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных прав граждан, повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов.

Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 17.09.2019 2019-09-17

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Корнева Т. С. Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2019. — №37. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/archive/275/62429/ (дата обращения: 06.03.2020).

К одной из наиболее социально уязвимых категорий детского населения относятся несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья. Защита прав и свобод подростков, имеющих физические и психические недостатки, требует повышенного вынимания как со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, так и со стороны контрольно-надзорных органов, во многом обеспечивающих механизм правовой защиты указанной категории несовершеннолетних.

Законодателем принят комплекс нормативных правовых актов, позволяющих поддерживать уровень жизни детей-инвалидов на достойном уровне, а также способствовать их полноценной реализации в образовании, науке, спорте, творчестве и иных направлениях общественной жизни.

Признавая огромный потенциал сферы образования в личностном становлении каждого из подростков (и в особенности — детей с ограниченными возможностями здоровья) рассмотрим отдельные вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав детей-инвалидов на образование.

Так, подготовительный этап проведения прокурором проверок в анализируемой сфере должен включать в себя: изучение нормативных правовых актов, регулирующих затрагиваемые проверкой общественные отношения; анализ информации (в том числе размещенной в средствах массовой информации) о нарушении законности, включая обращения граждан в органы прокуратуры; определение органа (организации), деятельность которой нуждается в проверке прокурором; истребование необходимой информации (документов) из поднадзорных органов; изучение прокурорской и судебной практики, связанной с защитой прав детей-инвалидов при получении ими образования; решение вопроса о привлечении к проверке специалиста. Завершающим элементом подготовительного этапа является составление развернутого плана проверки деятельности образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих управление в сфере образования.

На следующем этапе проведения проверки прокурору необходимо вынести решение о проведении проверки, о чем уведомляется поднадзорный орган.

Условно исследуемую сферу правоотношений можно разделить на два направления, от которых во многом будет зависеть тактика и методика прокурорской проверки.

Так, одна группа прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья связана с созданием надлежащих условий доступности образовательных организаций, другая группа непосредственно связана с получением образования детьми-инвалидами.

И если первое направление включает в себя обеспечение надлежащей конфигурации строений и сооружений объектов, в которых обеспечивается образовательный процесс, полное сопровождение детей-инвалидов необходимыми техническими средствами (пандус, автоматический подъемник, кресло-коляска, кнопка вызова сотрудника образовательной организации и т. п.), то второе связано с созданием специальных условий обучения таких детей — разработка и осуществление адаптированной образовательной программы, обеспечение обучающихся специальной учебной литературой и др.

В ходе проверки обеспечения условий доступности образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья еще на этапе подготовки целесообразно решить вопрос о привлечении к проверке специалистов (Роспотребнадзора, Росстандарта, Госпожнадзора и др.) для установления соответствия нормативным требованиям условий размещения образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Приступая к проведению проверки соблюдения прав несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимо установить:

1) соответствие образовательной организации требованиям санитарно-эпидемиологического, пожарного, строительного, технического законодательства, в частности, обеспечение:

– возможности беспрепятственного входа в образовательную организацию и выхода из нее;

– возможности самостоятельного передвижения по территории образовательной организации;

– возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в образовательную организацию;

– сопровождения детей-инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения;

– информирования ребенка-инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

– надлежащего размещения носителей информации, необходимой для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательным организациям;

– наличия при входе в образовательную организацию вывески с названием организации, графиком ее работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

– предоставления детям-инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка;

– наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

– адаптации официального сайта образовательной организации для лиц с нарушением зрения;

– оборудования входов (выходов) образовательной организации пандусами / подъемными платформами, при этом, ширина дверных проемов должна соответствовать установленным параметрам [1], [2], [4], [5], [6];

2) соблюдение прав несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе осуществления образовательной деятельности, в частности, обеспечение:

– права ребенка-инвалида на обучение, воспитание и получение образования;

– несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья социальной стипендией в установленных законом размерах;

– бесплатного присмотра и ухода за детьми-инвалидами в дошкольных образовательных учреждениях государственной и муниципальной формы собственности;

– права на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты;

Читайте так же:  Назначить досрочную трудовую пенсию по старости

– права на обучение по индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида;

– права на обучение со специальными условиями его осуществления;

– реализации права ребенка-инвалида на обучение на дому;

– оказания детям-инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления образовательной услуги;

– предоставления услуг тьютора образовательной организацией на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида;

– предоставления бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования [3].

В ходе проверки могут быть исследованы и иные вопросы, тесно связанные с получением образования несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья.

На практике определенные затруднения вызывает применение положений Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, что во многом обусловлено отсутствием сложившейся судебной практики применения указанного правового акта, невосполнение существующих пробелов его толкования со стороны Минобрнауки России.

Исходя из имеющейся судебной практики и принимая во внимание факт нестабильности числа обучающихся в конкретно взятой образовательной организации, следует признать, что применение указанного нормативного акта распространяется на все без исключения образовательные организации, независимо от их организационно-правовых форм, даже при отсутствии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Указанная позиция суда согласуется с иными решениями судов первой инстанции, вступившими в законную силу [9].

Несмотря на указанное ранее обстоятельство о незатронутых проблемных вопросах Минобрнауки в своем письме, порядок применения отдельных его положений был разъяснен.

Например, надлежащим размещением носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне признается размещение указанной информации в местах, где она доступна инвалиду (например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида).

Коме того, указанными правилами установлена обязанность образовательной организации предоставлять инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика. Согласно разъяснениям, содержащихся в письме Миноборнауки, в образовательной организации такой специалист должен быть в штате (если данная услуга является востребованной), кроме того, образовательной организацией может быть заключен договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости.

По результатам проведенной прокуратурой проверки, в ходе который выявлены нарушения федерального законодательства, необходимо определить меры реагирования, подлежащие применению прокурором.

Так, в зависимости от характера установленных нарушений, прокурором может быть вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (например, по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ — при нарушении требований пожарной безопасности в образовательной организации, осуществляющей обучение детей-инвалидов; по статье 5.57 КоАП РФ — при нарушении прав детей указанной категории на образование, которое может выражаться, например, в необеспечении несовершеннолетних обучающихся специальной учебной литературой для инвалидов).

Наиболее распространенным актом реагирования является внесение представления об устранении нарушений закона, которое (при наличии оснований) должно предшествовать направлению прокурором в суд искового заявления (например, о признании бездействия руководителя образовательной организации незаконным и понуждении к совершению действий — оборудованию входов и выходов образовательной организации пандусами).

В случае, если в действиях (бездействии) должностных лиц образовательной организации усматриваются признаки преступления, прокурору необходимо направить материалы проверки с мотивированным постановлением в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Завершающим этапом проверки является установление факта полного устранения выявленных нарушений федерального законодательства и снятия актов прокурорского реагирования с контроля. При частичном удовлетворении акта прокурорского реагирования целесообразно ставить вопрос о персональной ответственности руководителя образовательной организации, органа, осуществляющего управление в сфере образования, а также понуждать указанные органы и организации к исполнению законных требований прокурора в судебном порядке, при наличии оснований — решать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Прокуратура защитила права ребенка — инвалида

Прокуратура города Владимира провела проверку сведений о нарушении прав ребенка-инвалида на санаторно-курортное лечение.

Установлено, что у 14-летнего жителя города Владимира диагностирован сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, мальчику необходимо санаторно-курортное лечение в летний период.

В октябре 2011 года мама мальчика обратилась в Государственное учреждение – Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении ребенку путевки.

Однако ни в 2011, ни в 2012 году путевка ребенку предоставлена не была.

По результатам проверки прокурор обратился в суд с требованием о предоставлении ребенку-инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение, а также путевки для сопровождающего лица.

Уже в ходе рассмотрения гражданского дела региональным отделением Фонда социального страхования ребенку и его маме (сопровождающему лицу) предоставлены путевки в санаторий в городе Анапе.

Прокуратура защитила права ребенка — инвалида

Прокуратура города Владимира провела проверку сведений о нарушении прав ребенка-инвалида на санаторно-курортное лечение.

Читайте так же:  Чем отличается льготная пенсия от досрочной

Установлено, что у 14-летнего жителя города Владимира диагностирован сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, мальчику необходимо санаторно-курортное лечение в летний период.

В октябре 2011 года мама мальчика обратилась в Государственное учреждение – Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении ребенку путевки.

Однако ни в 2011, ни в 2012 году путевка ребенку предоставлена не была.

По результатам проверки прокурор обратился в суд с требованием о предоставлении ребенку-инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение, а также путевки для сопровождающего лица.

Уже в ходе рассмотрения гражданского дела региональным отделением Фонда социального страхования ребенку и его маме (сопровождающему лицу) предоставлены путевки в санаторий в городе Анапе.

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Спасибо!

Вы успешно стали нашим подписчиком.

  • Главная
  • Защита прав
  • Опыт защиты прав
  • Прокурор Воркуты защитил права детей с инвалидностью

Прокурор Воркуты защитил права детей с инвалидностью

Прокурор г. Воркута обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил возложить обязанность на администрации МО ГО «Воркута» по обеспечению за счет средств бюджета МО ГО «Воркута» бесплатное двухразовое питание в муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации, а на образовательные учреждения муниципального образования городского округа «Воркута» по организации бесплатного двухразового питания для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).

Ответчиками по делу стали администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») и 18 образовательных учреждений преимущественно среднего и средне-специального образования Воркуты.

Основанием для иска послужила проведенная проверка прокуратурой г. Воркуты соблюдения федерального законодательства об образовании в части соблюдения прав детей с ОВЗ на получение бесплатного общего образования, по результатам которой в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных общеобразовательных учреждений выявлены существенные нарушения требований федерального законодательства. Проверкой установлено, что по состоянию на 01.02.2018 в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 127 детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом питание организовано только для обучающихся 1-4 классов. Питание детей с ОВЗ 5-11 классов, в том числе переведенных на обучение на дому не осуществляется, денежная компенсация не выплачивается, сухой паек не выдается в связи с отсутствием денежных средств.

Ответчики, образовательные организации, представили отзывы на исковое заявление, в котором указали, что не возражают против иска, однако бесплатное питание детей с ОВЗ не осуществляется по причине отсутствия финансирования и муниципального правового акта, регулирующего данные отношения.

Представитель МО ГО «Воркута» в судебном заседании указал, что организация питания осуществляется в рамках образовательной деятельности. В настоящее время разработано Положение об организации питания для детей с ОВЗ, которое будет направлено в прокуратуру г. Воркуты.

В ходе рассмотрения дела было установлено:

В соответствии с пунктом 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4-х часов.

На основании ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

А в силу пункта 4 ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования о возложении обязанности профинансировать образовательные учреждения, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Поскольку федеральный законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления устанавливать случаи и порядок обеспечения лиц, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, бесплатным питанием. При этом обеспечение обучающихся питанием производится за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.

В результате судебного разбирательства по гражданскому делу 2-837/2018 от 29 мая 2018 года Воркутинским городским судом Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В., с участием старшего помощника прокурора г. Воркуты Ануфриева В.А. принял РЕШЕНИЕ:

Видео (кликните для воспроизведения).

Линь Нгуен, специалист юридического отдела РООИ «Перспектива»: «На данном примере можно увидеть, что действиями прокуратуры г. Воркута были выявлены примеры массового нарушения законодательства об образовании, а именно нарушено положения п. 7 ст. 79 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Во всем городе попросту не выделялись деньги на питание обучающихся с ОВЗ долгое время, не смотря на прямое указание в федеральном законе. В данном случае в связи с распространённостью и массовым характером нарушения, иск прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц стал эффективным методом устранения нарушенных прав детей с ОВЗ. А заявление администрации города о том, что «в настоящее время разработано Положение об организации питания для детей с ОВЗ», вероятно, также явилось результатом прокурорской проверки, когда ей самой стало очевидно, что отсутствие такого документа является грубым нарушением законодательства об образовании РФ, не говоря уже об отсутствии соответствующего финансирования».

Источники

Нарушения прав детей инвалидов прокуратура
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here