Содержание
- 1 Нормативно правовые акты медико социальной экспертизы
- 2 Медико-социальная экспертиза
- 3 Минтрудом утверждены новые акты, направленные на улучшение качества оказания медико-социальной экспертизы граждан
- 4 Процедура установления инвалидности в России по приказу Минздрава РФ
- 5 Ведомственные нормативные акты и их роль в регулировании организации и производства медико-социальной экспертизы
- 6 Понятие и классификация нормативно-правовых актов, регулирующих медико-социальную экспертизу
Нормативно правовые акты медико социальной экспертизы
Нормативные правовые акты
понедельник-четверг: 9:00 – 18:00
пятница: 9:00 – 16:45
обеденный перерыв 13:00-13:45
выходные дни: суббота, воскресенье
Личный прием граждан
руководителем:
понедельник: 16:00 – 18:00
среда: 10:00 – 12:00
Противодействие коррупции
Антикоррупционная
горячая линия
8-936-444-69-01
8-936-444-69-09
пн-птн 9:00-18:00 (время московское)
© 2019 ФКУ ГБ МСЭ ФМБА России
Адрес: 123098, г. Москва, ул. Гамалеи, д. 13
Медико-социальная экспертиза
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.
МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Учреждения государственной службы МСЭ: структура,организация деятельности
Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:
— установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;
— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;
— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;
— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;
— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;
— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:
—направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;
— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;
— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;
— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.
Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.
Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.
Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.
Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.
Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.

Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.
Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.
Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.
МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.
Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.
В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.
По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.
Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.
Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Минтрудом утверждены новые акты, направленные на улучшение качества оказания медико-социальной экспертизы граждан
- Перечень целей визита граждан для получения государственной услуги по МСЭ в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в учреждения МСЭ (утв. Приказом Минтруда России от 01.09.2017 № 652н) (далее – Перечень № 652н, Приказ № 652н);
- Порядок организации автоматического распределения заявлений по обжалованию решений бюро (главного бюро) МСЭ в вышестоящие учреждения МСЭ (утв. Приказом Минтруда России от 01.09.2017 № 653н) (далее – Порядок № 653н, Приказ № 653н).
Указанные нормативные правовые акты вступили в силу 26 ноября 2017 года.
Кратко о медико-социальной экспертизе
Напомним, что МСЭ представляет собой процедуру по признанию лица инвалидом и определению в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты , включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 181-ФЗ)).
МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, которые в настоящее время утверждены Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н.
Субъектами, осуществляющими МСЭ и устанавливающими гражданину инвалидность, могут являться исключительно федеральные учреждения МСЭ, к которым относятся : Бюро МСЭ в городах и районах (далее – Бюро), Главные бюро МСЭ (далее — Главные бюро), а также Федеральное бюро МСЭ (далее — Федеральное бюро) (ст. 8 ФЗ № 181-ФЗ);
А субъектами, которые могут выдавать направление на МСЭ являются : (п. 15 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее – Постановление № 95)):
- медицинская организация (независимо от ее организационно-правовой формы);
- орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (пенсионный фонд);
- орган социальной защиты населения.
Непосредственно же обратиться в Бюро для проведения МСЭ гражданин вправе в том случае, если ему было отказано в направлении на МСЭ (отказавшая организация обязана предоставить гражданину соответствующую справку об отказе, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в Бюро самостоятельно).
С более развернутой информацией о порядке проведения МСЭ, а также о классификациях и критериях, используемых при ее осуществлении, Вы можете ознакомиться в статье Факультета Медицинского Права, опубликованной по следующей ссылке: https://goo.gl/PpeqVv.
Необходимые документы
Помните: пройти медико-социальную экспертизу вправе только лицо, предоставившее следующие документы. Это:
- назначение на прохождение экспертизы. Его выдает лечебно-профилактическое учреждение. В нем рассказывается о состоянии здоровья пациента, указывается степень нарушения работы его органов и систем, указывается состояние компенсаторных возможностей организма, результаты проведенной реабилитации;
- заявление гражданина, направленного на экспертизу. Также эти действия может осуществлять и законный представитель пациента. Заявление оформляется на имя руководителя медицинского учреждения;
- документы с подтверждением плохого состояния здоровья пациента.
Возможно ли получить освидетельствование инвалидности на дому
Иногда МСЭ проводится дома. К примеру, если пациент не может по состоянию своего здоровья явиться в Бюро. На проведение домашней экспертизы он обязан иметь соответствующее заключение из ЛПУ.
Также в особо тяжелых случаях пациенту составляют дополнительную программу обследования. Заключение комиссия выносит после получения всех результатов.
Кто присваивает человеку инвалидность
Признание инвалидности осуществляется только для тех граждан, кто прошел медико-социальную экспертизу. Это комиссия, которая оценивает общее состояние здоровья человека, и которую называют при ответе на вопрос о том, кто устанавливает инвалидность.
Заключение комиссия выносит на основе клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-бытовых условий, психологических данных. Критерии признания человека инвалидом фиксируются в классификации критериев, используемых при проведении МСЭ. А регламентирует их приказ 1024 минздрава рф инвалидность.
Причем на экспертизу может направить:
- лечебно-профилактическое учреждение;
- орган, занимающийся пенсионным обеспечением. Обычно это территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации;
- служба социальной защиты населения.
Что делать в случае отказа

Иногда эксперты медико-социальной экспертизы отказывают пациенту в выдаче статуса инвалида.
Тогда ему выдается на руки:
- справка о результатах проведенной медико-социальной экспертизы. Оформляется она в произвольной форме, по желанию пациента. В противном случае свой вердикт комиссия ему выносит в устной форме;
- листок временной нетрудоспособности с отметкой о вынесенном решении.
Может ли пациент пройти досрочное переосвидетельствование инвалидности
Человек, получивший статус инвалида, вправе пройти досрочное переосвидетельствование. Но сделать он это может за 2 месяца до наступления даты повторного прохождения комиссии.
Для досрочного переосвидетельствования пациенту требуется оформить только заявление.
Также организацией повторного переосвидетельствования вправе заниматься и законный представитель инвалида.
Кто такой инвалид
Инвалидом называется лицо, которое имеет нарушения здоровья, приведшие к стойкому расстройству функций организма. Данное определение зафиксировано в Приказе по инвалидности.
Расстройства эти могут быть связаны с протекающими в организме болезнями. Также они могут появиться после серьезной травмы, врожденного дефекта, который привел к ограничению жизнедеятельности, и требует социальной защиты. Поэтому инвалидом может быть признан и взрослый человек, и ребенок.

Какие же проблемы делают человека инвалидом? Приказ по инвалидности гласит о том, что это проблемы с:
- психическими функциями;
- языковыми и речевыми функциями;
- сенсорными функциями;
- статодинамическими функциями;
- кровообращением, дыханием, пищеварением, выделением, кроветворением, обменом веществ, обменом энергией, внутренней секрецией, иммунитетом;
- наличием у человека физического уродства.
Причем от типа повреждений зависит и присваемая группа.
Для получения первой группы пациент должен иметь разрушения здоровья 4-ой степени выраженности. Эти разрушения формируются при наличии у пациента тяжелых болезней, последствий после перенесенных травм, врожденных дефектов. В быту данные люди не могут что-то сделать без посторонней помощи, не двигаются сами.
Для получения второй группы инвалидности пациент должен иметь разрушения здоровья 3-ей степени выраженности. Дефекты и нарушения таких пациентов неярко выраженные. Помогать им не требуется. Причем инвалиды 2-ой степени считаются рабочими. Но работать они могут только при наличии определенных условий на работе. Поэтому при трудоустройстве таких людей заранее знакомят с условиями труда.
Для получения третьей степени инвалидности пациент должен иметь разрушения здоровья 2-ой степени выраженности. Травмы и дефекты, имеющиеся у пациента, создают ему трудности в обычной жизни и при трудоустройстве. По постановлению 1024 на инвалидность третью степень инвалидности выдают лицам с расстройствами в ЦНС, ОДС, проблемами в сердечнососудистой системе, во внутренних органах и при наличии у него серьезных нарушений.
А еще в документах осуществляется установление причин, сроков, времени наступления инвалидности. У пациента могут быть:
- тяжелые болезни;
- трудовые увечья;
- профессиональные болезни;
- инвалидность с детства;
- инвалидность с детства, связанная с ранением, контузией, увечьями, полученными вследствие боевых действий, совершаемых во время ВОВ;
- военные травмы, серьезные болезни, появившиеся во время военной службы.
По факту инвалидом является гражданин:
- имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, вызванные тяжелым недугом;
- с ограниченной жизнедеятельностью;
- испытывающий необходимость в социальной защите, реабилитации.
А теперь стоит разобраться с тем, что такое ограничение жизнедеятельности. К ней относят полную или частичную утрату лицом способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентированию в пространстве, общению, контролированию поведения, обучению, трудовой деятельности. Более полный перечень критериев по ограничению жизнедеятельности находится в Приказе по инвалидности 1024н.
Помните: в зависимости от степени расстройства гражданину и присваивается определенная степень инвалидности. Это правило описано в Приказе по инвалидности.
Куда нужно пойти пациенту
С подготовленными документами больной направляется экспертизу. Ее проходят в Бюро, расположенном по месту его жительства. Но в особо тяжелых случаях комиссия проводится в Главном бюро или Федеральном бюро министерства здравоохранения.
Чаще всего экспертиза проводится:
- в специализированном лечебном заведении;
- заочно.
Как осуществляется повторное переосвидетельствование инвалидов
Переосвидетельствование инвалидности проводится в сроки, установленные Федеральным законом. И зависят они от степени инвалидности:
Степень инвалидности | Сроки переосвидетельствования статуса |
Инвалидность I-ой степени | 1 раз в 2 года. |
Инвалидность II, III степени | 1 раз в год. |
Если пациенту установлена бессрочная инвалидность, ее переосвидетельствование проводится по личному желанию пациента или по направлению, полученному от лечебно-профилактического учреждения.
Когда пациенту присваивается бессрочная степень инвалидности
Бессрочная инвалидность устанавливается только в определенных случаях. Ее ставят, если пациент имеет:
- I, II степень инвалидности и неизменные патологии в здоровье;
- инвалидность, которая не меняется у него в течение 15 лет;
- общие заболевания, выраженные в тяжелой форме. У него может отсутствовать конечность, слух, развиваться острые формы нервных болезней, сложные формы неврологии;
- инвалидность I, II. Причем это могут быть женщины старше 50 лет и мужчины старше 60 лет;
- инвалидность в связи с участием в ВОВ;
- воинское звание и инвалидность I, II группы;
- серьезные недуги, полученные им во время военных действий.
По новому приказу минтруда по инвалидности бессрочная инвалидность присуждается людям:
- с онкологией и метастазами;
- с неоперабельными доброкачественными опухолевыми образованиями, локализованными в головном, спинном мозге;
- которым была удалена гортань, и они направлены на повторную операцию;
- с врожденным или приобретенным слабоумием;
- имеющим проблемы в ЦНС. т.е. тем, у кого отсутствует речь, зрение, снижена двигательная активность;
- имеющим проблемы с глотанием;
- потерявшим зрение;
- страдающим от слепоглухоты или полной глухоты;
- страдающим от осложненного цирроза печени;
- страдающим от хронической почечной недостаточности 3 степени;
- страдающим от свищей в анальном отверстии, мочевыделительном канале;
- страдающим от врожденных аномалий в костной ткани, нарушающих опорные функции;
- перенесшим травму спинного, головного мозга и страдающим от последствий;
- не имеющим конечностей.
Можно ли обжаловать решение бюро, проводившего медико-социальную экспертизу
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если пациент не согласен с вынесенным комиссией решением, он вправе обжаловать его. Ему еще раз рекомендуется ознакомиться с Законом 1024н об инвалидности. В нем содержатся все необходимые ему данные.
Далее пациент оформляет жалобу и передает ее в Бюро МСЭ, проводившее освидетельствование именно на инвалидность, или в Главное Бюро МСЭ.
Эксперты в течение 3 дней отправляют бумаги и документы в Главное бюро МСЭК.
Именно там назначается дата повторного переосвидетельствования. Дата утверждается в течение 1 месяца с момента получения от пациента бумаг.
Если больной вновь не доволен полученным результатом, он может разрешить главному эксперту созвать комиссию с новым составом врачей.
Но ему придется повторно отправить жалобу в Федеральное бюро. Причем свое несогласие он может выразить в течение 1 месяца с момента проведения последней экспертизы.
А если он вновь не доволен результатом, свои претензии он может направлять в суд.
Подробнее о вновь утвержденных Перечне № 652н и Порядке № 653н
Возвращаясь к названным выше Перечню № 652н и Порядку № 653н сообщаем следующее:
Приказом № 652н в перечень целей визита граждан для получения государственной услуги по МСЭ в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в учреждения МСЭ были включены следующие цели :
- получение государственной услуги по МСЭ при визите в Бюро по месту жительства гражданина (по месту пребывания/ по месту нахождения пенсионного дела гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ);
- обжалование решения Бюро при визите в Главное бюро, а также получение государственной услуги по МСЭ в Главном бюро для проведения специальных видов обследования или получения консультативного заключения с использованием специального диагностического оборудования по направлению Бюро;
- обжалование решения Главного бюро при визите в Федеральное бюро, а также получение государственной услуги по МСЭ в Федеральном бюро для проведения особо сложных специальных видов обследования или получения консультативного заключения Федерального бюро по направлению Главных бюро.
Что же касается Порядка № 653н, то обращаем внимание на то, что им были установлены правила организации автоматического распределения заявлений по обжалованию решений Бюро (Главного бюро) в вышестоящие учреждения МСЭ * (далее соответственно — заявление), которые является обязательным для учреждений МСЭ, оснащенных соответствующим оборудованием, обеспечивающим управление электронной очередью (организация автоматического распределения заявлений осуществляется при наличии условий оснащения учреждений МСЭ оборудованием, обеспечивающим управление электронной очередью и использования данного оборудования).
*Примечание: Порядок обжалования решений Бюро, Главного бюро и Федерального бюро определен п. 42-46 Постановления № 95.
К числу методов, посредством которых осуществляется автоматическое распределение заявлений граждан отнесены, в частности , соблюдение очередности и случайности, учитывающих штатное расписание, график работы и отпусков работников Главного бюро, Федерального бюро и распределение заявлений граждан между экспертными составами Главных бюро, экспертными составами Федерального бюро с учетом их специализации по профилям (п. 8 Порядка № 653н).
Сроки и порядки рассмотрения заявлений с жалобами определены в п. 7 Порядка № 653н и являются следующими:
Заявление подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в Бюро/ Главное бюро/ Федеральное бюро и должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования гражданином отказа Бюро, Главного бюро, Федерального бюро (их должностных лиц) в приеме документов либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае если на решение Бюро, Главного бюро получателем государственной услуги подана жалоба в сроки, установленные законодательством РФ для обжалования Решений бюро, Главного бюро, жалоба рассматривается в месячный срок.
Процедура установления инвалидности в России по приказу Минздрава РФ

Часто бывает так, что два человека больны практически идентичными недугами, но одному из них дают статус инвалида, а второму — нет. Складывается установление группы инвалидности по нормативно правовым актам. А более подробно о том, кто такой инвалид, как происходит установление инвалидности, и, что при этом требуется сделать — расскажем далее.
Как проходит экспертиза

Вначале пациент должен подать заявление и документы в Бюро. Эксперты здравоохранения изучают их 1 месяц, принимают решение.
Далее пациенту придется пройти врачей. Обычно на это уходит 20 минут.
Экспертизу проводят через 30 суток после подачи бумаг.
Во время осмотра эксперты знакомят пациента с условиями и порядком установления инвалидности.
Дополнительно они отвечают на вопросы о процедуре признания человека инвалидом. Экспертиза должна осуществляться 3 специалистами.
Она проходит в несколько этапов. Порядок осуществления экспертизы гласит о том, что вначале врачи:
- знакомятся с медицинскими документами;
- обследуют пациента;
- анализируют условия, в которых проживает пациент;
- изучаются его социальные, трудовые, бытовые условия.
- изучают полученные результаты;
- обсуждают необходимость использования реабилитации, степень ограничения жизнедеятельности;
- выявляют патологии, нарушающие нормальную работу внутренних органов, систем;
- принимают общее решение.
Решение выносится на голосовании.
Все данные и решение заносятся в протокол заседания, в акт освидетельствования пациента.
Все бумаги обязательно подписываются руководителем медицинского учреждения и экспертами, проводившими экспертизу. На все бланки обязательно ставится подпись руководителя, печать медицинского учреждения.
Помните: заключение от экспертов, все предоставленные бумаги, сведения, по которым выносилось решение — обязательно вносятся в акт освидетельствования или прикладываются к нему.
Далее решение, в присутствии всех специалистов, выносится пациенту. Эксперты также дают ему разъяснения и отвечают на вопрос о том, с какого числа будет установлена инвалидность.
Через 3 дня после проведения экспертизы пациент получает на руки:
- справку, которая свидетельствует о том, что он получил статус инвалида. В ней указывается группа инвалидности, степень ограничения трудовой деятельности. Дополнительно группа может присваиваться без ограничения трудовой деятельности;
- программу реабилитации.
С бумагами и программой пациент обращается в ПФР и органы социальной защиты.
Заключение
Подытожим: получить статус инвалида российскому гражданину не так просто. Главное собрать пакет бумаг, которые подтверждают плохое состояние здоровья пациента. Тогда комиссия пройдет очень быстро, и пациент получит льготы, которые положены ему в России.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию:
Ведомственные нормативные акты и их роль в регулировании организации и производства медико-социальной экспертизы
Ведомственные нормативно правовые акты, регулирующие организацию производства медико-социальной экспертизы:
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудоустройству граждан. Медико-социальная экспертиза производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения.
Гражданин или его законный представитель имеют право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Таким образом, в качестве субъектов медико-социальной экспертизы могут выступать врачи-эксперты Система массового обслуживания, Территориального фонда обязательного медицинского страхования и иных независимых экспертных организаций.
Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем.
Деятельность в сфере организации и проведении МСЭ регулируется нормативными актами, издаваемыми различными органами власти и управления. Эти нормативные акты касаются разных сторон жизни человека, поэтому они не могут содержаться, в рамках одной отросли права. Правовое регулирование в сфере МСЭ осуществляется нормами, которые относятся как к право социального обеспечения, так и к некоторым другим отраслям права. Например: трудового, гражданского, семейного, жилищного, налогового.
Правовой базой для всего законодательства в том числе и для законодательства в сфере МСЭ является Конституция РФ. В ряде статей Конституции РФ изложены права граждан на охрану здоровья и на социальную защиту в случае утраты здоровья (Повторить статьи 7, 38-41, 43, 45, 46К РФ).
Отношения в сфере МСЭ в определенной части регулируются международными правовыми актами. К ним относятся: «Декларация о правах инвалида» от 09.12.77 года, Конвенция «О правах ребенка» от 20.11.89 года, Всемирная Декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Декларация «О правах умственно отсталых лиц» от 20.12.71 года (причины, обстоятельства принятия, основные моменты содержания).
В российском законодательстве общим нормативным актом, регулирующим вопросы медицинской экспертизы являются основы законодательства «Об охране здоровья граждан». Этот нормативный акт закрепляет компетенция федеральных и региональных органов в области охраны здоровья. Кроме того в этом законе закрепляются общие права граждан в области охраны здоровья, а также права отдельных групп населения и т.д.
Главную роль в регулировании отношений по социальной защите инвалидов включая МСЭ и медико-социальную реабилитацию играет закон «О социальной защите инвалидов» №181-ФЗ от 24.11.95 года. Этот закон охватывает все основные аспекты инвалидности.
С принятием данного ФЗ государство определило приоритет социальной политики в отношении инвалидов. Этим приоритетом является реабилитация. Целями реабилитации определены восстановление социального статуса инвалида, достижение его материальной независимости, социальная адаптация. К другим законам, содержащим отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере реабилитации инвалидов следует отнести, например: закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 02.08.95г.
Во исполнение законов принимаются подзаконные нормативные акты. Часто в тексте самого закона дается указание Правительству по регулированию отдельных вопросов. Например: в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов», в целях реализации данного закона приняты Постановления Правительства «О порядке признания лица инвалидом» №95 от 20.02.06г.; «О порядке организации деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ» №805 от 16.12.04г.
Большую роль в регулировании вопросов организации проведения МСЭ играют нормативные акты Министерств и ведомств, прежде всего Министерство здравоохранения и социального развития. Следует отметить, что Федеральное бюро медико-социальной экспертизы находятся в ведении указанного Министерства, поэтому разработка и издание нормативных актов по методике проведения экспертизы, по установлению группы, причины инвалидности относятся к компетенции Министерство здравоохранения и социального развития. Например: Постановление Минтруда от 15.04.03 г. №17 утверждено разъяснение об определении причин инвалидности. Приказом МЗСР №379н от 04.08.08г. утверждена форма индивидуальной программы реабилитации инвалидов.
Порядок организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
Понятие и классификация нормативно-правовых актов, регулирующих медико-социальную экспертизу
Нормативно-правовые акты
— это официальные документы установленной формы, принятые (изданные) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативно-правовые акты, регулирующие медико-социальную экспертизы подразделяются на:
2)Указы президента РФ
3)Постановления правительства РФ
4)Приказы и постановления Минздравсоцразвития Российской Федерации
1. “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 года № 5487-1.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указы Президента Российской Федерации:
1. Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 “О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами”.
Постановления Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
2. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
3. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
4. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2006 года № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
5. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р.
Приказы и постановления Минздравсоцразвития Российской Федерации:
1. Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».
2. Постановление Минтруда РФ от 18 июля 2001 года № 56 «Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания».
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2010 года № 1031н «О формах справки, подтверждающий факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления». Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2004 г. № 41 утратило силу.
4. Постановление Минтруда РФ от 30 января 2002 года № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года N 56».
5. Приказ от 19 января 2009 года № 11н «О внесении изменений в Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 мая 2007 года № 321».
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 августа 2008 года № 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями».
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 года № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 мая 2007 года № 321 «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены».
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 октября 2005 года № 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению».
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 декабря 2006 года № 874 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 июля 2008 года № 370н «Об утверждении формы заключения врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями и порядка ее заполнения».
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2007 года № 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь».
14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 апреля 2011 года № 295н «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»
Источники
- http://www.gbmsefmba.ru/normative-base/
- http://studopedia.ru/9_131850_mediko-sotsialnaya-ekspertiza.html
- http://kormed.ru/novosti/mintrudom-utverzhdeny-novye-akty-napravlennye-na-uluchshenie-kachestva-okazaniya-mediko-sotsialnoy-expertizy-grazhdan/
- http://medpravo.su/ustanovlenie-invalidnosti/
- http://lektsii.org/4-9058.html
- http://lektsii.org/4-11784.html

20 лет стажа в юридической области.