Общие положения права социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Общие положения права социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Общие положения. Право социального обеспечения является самостоятель­ной отраслью в системе права Республики Беларусь

Право социального обеспечения является самостоятель­ной отраслью в системе права Республики Беларусь. Эта от­расль права сформировалась во второй половине XX в.

Система правовых норм о социальном обеспечении имеет свой предмет регулирования — определенный комплекс общественных отношений. Предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений, а именно:

— отношения по социальному обеспечению граждан в де­
нежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

— отношения по предоставлению социальных услуг (соци­
альное обслуживание инвалидов, стариков, детей);

— процедурные и процессуальные отношения, связанные с
установлением юридических фактов.

Отношения по социальному обеспечению возникают, как правило, не из единичных юридических фактов, а из их сово­купности, которая именуется юридическим (или фактическим) составом. Этот состав и является основанием возникновения правоотношения и имеет свою структуру.

Государство, предоставляя гражданам различные виды социального обеспечения, не только’создало специальные органы, способствующие реализации прав граждан в этой сфе­ре общественных отношений, но и согласовало действия этих органов. Деятельность компетентных государственных орга­нов носит процедурный характер.

В этой связи в сфере социального обеспечения могут скла­дываться два вида правоотношений: процедурные и процессу­альные.

Суть процедурных отношений состоит в том, что они ре­гулируют поведение участников правоотношений.

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданами своего права на тот либо иной вид социального обеспечения.

Предмет науки права социального обеспечения шире пред­мета отрасли, так как включает знания о предмете, методе, принципах правового регулирования, истории развития отрас­ли и т.д.

Важнейшим дифференцирующим критерием разграниче­ния отраслей права является метод правового регулирования.

Субъектами правоотношений в сфере социального обеспе­чения являются гражданин и государственные (либо иные) органы. Общее юридическое положение субъектов этих отно­шений характеризуется тем, что между ними нет отношений власти и подчинения, поскольку государство (в лице его органов) выступает обязанным субъектом по отношению к гражданам, имеющим право на определенный вид социального обеспече­ния, а граждане не несут встречных обязанностей материаль­ного характера.

Права и обязанности субъектов устанавливаются не только нормативным, но и договорным путем. Например, в коллектив­ном договоре конкретной организации могут быть предус­мотрены надбавки к пенсиям, а в контракте — ежегодное предоставление бесплатной санаторной путевки и т.д.

Однако большинство отношений по социальному обеспе­чению имеют недоговорную основу.

Защита субъективных прав осуществляется как в админи­стративном, так и в судебном порядке.

Право социального обеспечения — это совокупность право­вых норм, регулирующих специфическим методом комп­лекс общественных отношений, возникающих:

а) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенси­
ями, пособиями, компенсационными выплатами);

б) в связи с предоставлением гражданам различного рода
социальных услуг (отношения по поводу социального
обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с
детьми, безработных);

в) по поводу установления юридических фактов, реализа-

ции права на тот или иной вид социального обеспечения (отношения процедурного и процессуального характера).

Как и любая отрасль права, право социального обеспече­ния делится на Общую и Особенную части. К Общей части относятся нормы, закрепляющие принципы и задачи правово­го регулирования, устанавливающие субъектов этой отрасли права, основания обеспечения, его виды.

Особенную часть составляют нормы, определяющие усло­вия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти груп­пы норм образуют институты отрасли права. К ним относятся следующие институты: пенсии по возрасту, по инва­лидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; посо­бия по временной нетрудоспособности, пособия семьям, имеющим детей, социального обслуживания, льгот по системе социального обеспечения и др.

Принципы права социального обеспечения

это руководя-

щие начала, характеризующие внутреннее единство и направления развития данной системы правовых норм.

Право социального обеспечения относится к числу тех от­раслей права, принципы которых текстуально не закреплены в нормативных правовых актах.

Принципами права социального обеспечения являются:

— всеобщность социального обеспечения;

— финансирование социального обеспечения за счет обяза­
тельных страховых взносов и государственного бюджета;

— дифференциация видов, условий и уровня социального
обеспечения;

— многообразие видов социального обеспечения;

— гарантированность социальной помощи в случаях, ког­
да человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признавае­
мых социально значимыми.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 590 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные принципы права социального обеспечения

Положения права занимают первостепенное место в законодательном регламентировании:

  • во-первых, они предстают в роли центральных идей для государственных лиц, указывая направления модернизации юридических положений;
  • во-вторых, органы управления и руководящие личности пользуются положениями права при утверждении частных постановлений;
  • в-третьих, при упущении в законах положения возможно применять в виде правового принципа при разрешении спорной ситуации о праве;
  • в-четвертых, положения права оказывают помощь в истинном объяснении правовых норм.

Определение 1

Принципы права – это центральные понятия, описывающие назначение права, его смысл и функции в группе людей.

Общие принципы права

Положения права разделяются на:

  • общеправовые – характерные праву в общем;
  • отраслевые – свойственные конкретному разделу;
  • межотраслевые – присущие нескольким близким отраслям.

В основные положения права можно включить следующие понятия:

  • объективность;
  • легальность;
  • первостепенность прав и свободы гражданина;
  • господство Конституции РФ.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Читайте так же:  Какими льготами пользуются пенсионеры мвд

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Отраслевые принципы права

К отраслевым принципам права социального обеспечения следует относить:

  • связующую нить с рабочей деятельностью;
  • универсальность общественного снабжения;
  • первостепенность снабжения определенных групп лиц;
  • снабжения всей семьи, а не отдельных членов;
  • рассчитывание объемов социального обеспечения;
  • эпизодичность индексации основных форм общественного обеспечения.

Рассмотрим каждый из представленных принципов более детально.

Первый из них гласит, что от количества отработанных лет зависит право на множество из видов социального обеспечения.

Например, для выплаты страховой пенсии при наступлении пожилого возраста обязательное условие более 15 лет трудовой деятельности.

Сумма выплаты прямо пропорциональна количеству трудовых лет, т.е. размер обеспечения тем больше, чем больше трудовой стаж. Но бывают случаи, когда данные выплаты предоставляются независимо от существования стажа и его количество лет. Допустим, помощь в сфере медицины оказывается каждой личности.

Следующий принцип всеобщности заключается в финансовом обеспечении разных граждан несмотря на половую принадлежность, языковой барьер, происхождение, финансовое положение, статуса в обществе, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

  • Во-первых, принцип первоочередного обеспечения определенных групп лиц означает, что жители РФ для получения выплат собирают гораздо меньше документов в отличие от зарубежных граждан или вовсе без гражданства, которым необходимо в дополнении еще подтвердить факт постоянной прописки в России.
  • Это объясняется тем, что материальные средства государства не бесконечны, и в дополнении, государство должно сохранять рациональный баланс национальных и зарубежных трудовых ресурсов.
  • Во-вторых, определенные группы людей должны подлежать более детальной охране со стороны государства в связи:
    • с существованием у них особых успехов и отличий перед Отечеством (ветераны войн, нобелиаты государственных премий, призеры Олимпийских и Паралимпийских игр и др.);
    • претерпеванием лиц утрат (обитатель Ленинграда в период блокады, бывшие заключенные нацизма, подвергшиеся репрессиям, жертвы от радиационных влияний и др.);
    • положением самочувствия гражданина (инвалиды, нетрудоспособные и др.);
    • произведением работы в условиях, не относящихся к нормальным;
    • возрастом (ребенок, старики и др.);
    • особенной социальной значимостью (женщины в положении, семьи с детьми и др.).
    • финансовым состоянием граждан (малоимущие).

Четвертый принцип означает, что в случае утраты одного члена, его семья имеет право на требования многих видов выплат (пенсия в связи с потерей кормильца, деньги на проведение похорон и др.).

Порядок рассчитывания сумм социальных выплат позволяет обеспечивать нормальный уровень жизни. Целевое применение данного положения в России пока не находится на должном уровне, но в последнее время правительство принимает некоторые меры, направленные на то, чтобы сумма финансовых выплат тем гражданам, которые в них нуждаются, была выше размера прожиточного минимума, прописанного для данной группы людей.

Последний принцип гласит, что правительственные выплаты семьям с одним ребенком, повышаются в объеме и временные рамки, предусмотренные законом об общегосударственном расчете на данный финансовый год исходя из планируемой ступени прироста.

Что касается трудовых страховых обеспечений, то размер закрепленной суммы к страховой пенсии проходит ежегодную переиндексацию с 1 февраля на коэффициент увеличения покупательских цен за прошедший период в один год. Более того, Государство РФ имеет право каждый год с 1 апреля на заключение о дополнительном подъеме прописанной доплаты к страховой пенсии лицам, имеющим ребенка.

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

Читайте так же:  Пенсионный стаж для начисления пенсии

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Глава 1. Общие понятия и положения в праве социального обеспечения.

Введение

Право социального обеспечения — самостоятельная и важная отрасль права. Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующая специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения, денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах:обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Актуальность рассмотрения данной темы обуславливается тем, что укрепление современной российской правовой системы предполагает необходимость теоретического осмысления основополагающих идей, начал, то есть принципов, на основе которых она организована и функционирует. Нельзя отрицать значение принципов права для правовой системы, поскольку право является ее составной частью, и соответственно правовая система основывается и на принципах права.

Читайте так же:  Государственная мвд россии

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты в области обязательного медицинского страхования.

Цель данной дипломной работы состоит в исследовании основных аспектов организации социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть нормативно-правовую и нормативно-методическую базу.

2. Проанализировать принципы и источники права социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Изучить порядок формирования принципов и источников права социального обеспечения.

4. Рассмотреть соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права

5. Охарактеризовать функции и формы в праве социального обеспечения.

6. Исследовать применение на практике принципов права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения — это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Система принципов права социального обеспечения должна соотносится с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

Для написания дипломной работы автор использовал нормативно- правовую базу, регулирующую среду права социального обеспечения, учебно-правовую литературу, исследования юристов- правоведов и юристов- практиков и другие виды юридической литературы.

Глава 1. Общие понятия и положения в праве социального обеспечения.

Глава 2. Система права социального обеспечения.

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования все поставленные автором задачи были решены, цели достигнуты.

В работе была рассмотрена нормативно-правовая и нормативно методическая база. По итогам автор выяснил что, источники права социального обеспечения являются важнейшей частью права социального обеспечения. Все социальное обеспечение строится на законодательных актах, международных договорах и т.д. Классификация источников в основном проводится по юридической силе. В работе был проведен анализ каждой из категорий источников, в ходе, которого автор выяснил что, на первом месте среди источников стоят международные договора, а на последнем акты судебных органов. Также автор выяснил что, все источники права социального обеспечения имеют еще несколько менее важных классификаций:

а) По сфере действия;

б) По сроку действия;

в) По порядку и процедуре принятия.

Также в работе было проведено исследование соотношения права социального обеспечения с другими отраслями права, с такими как административное, гражданское и трудовое. По итогам этого исследования было выяснено что, взаимосвязь трудового права с правом социального обеспечения имеет начало еще с советского времени. С гражданским правом связь вытекает из содержания правоотношений, возможности возникновения правоотношения, состава правоотношения и т.д. С административным правом больше различий, чем схожих принципов, самое главное различие проводится по характеру взаимоотношений сторон. Тем самым автор выяснил что, все-таки у права социального обеспечения есть характерные признаки которые отличают его от других отраслей права, такие как: отсутствие равенства между участниками, преобладание императивных правил поведения, основание возникновения и специфика субъектного состава.

Далее в работе была произведена характеристика функций и форм в праве социального обеспечения. В ходе рассмотрения, которой автор выяснил что, функции социального обеспечения — это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. А формы социального обеспечения являются организационно-правовыми способами его осуществления.

Функции социального обеспечения подразделяются на четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую, демографическую. Каждую их этих функций автор рассмотрел в работе. Также автор рассмотрел все формы социального обеспечения, и выяснил что, главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование.

В последней главе автор рассмотрел применение на практике принципов и источников права социального обеспечения. Исследование показало что, в правоприменительной практике в применении источников права наибольшее значение придается нормативным правовым актам по такому критерию их классификации, как юридическая сила. А в практике принципов права было выяснено что, основными принципами, применяемыми в Российском законодательстве, являются: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и т.д.

Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод о том что, принципы права социального обеспечения — это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм, а источники права социального обеспечения — это различные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Бюджетный кодекс РФ.

3. Федеральный Конституционный Закон от 11 апреля 1997 «О Правительстве Российской Федерации»

4. Федеральный Закон « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.

5. Федеральный Закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

6. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

8. Постановление Правительства от 16.01.2001 № 31-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите жителей г.Москва в 2001 г.»

9. Указ Президента РФ от 23 сентября 1993 г. «О социальных гарантиях народных депутатов РФ»

10. Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990г. №289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»

11. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья» от 22 июля 1993г.

Научно-учебная литература

12. Андреев В.С. — Право социального обеспечения в СССР М., 2010

13. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М., 2009

14. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 2011.

15. Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы. Екатеринбург, 2010.

Читайте так же:  Кто оплачивает единовременное пособие при рождении ребенка

16. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. – М., 2001

17. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 2-е изд. – М., 2001.

[1]Андреев В.С. — Право социального обеспечения в СССР

[2] Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[3] Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990г. №289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» и т.д.

[4] Основы законодательства РФ «Об охране здоровья» от 22 июля 1993г.

[5] Указ Президента РФ от 23 сентября 1993 г. «О социальных гарантиях народных депутатов РФ созыва 1990-1995 гг.»

[6] ФКЗ от 11 апреля 1997 «О Правительстве Российской Федерации»

[7] Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы. Екатеринбург, 2010.

[8] Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. 1983.

[9] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. 2004

[10] Бюджетный кодекс РФ.

[11] Постановление Правительства от 16.01.2001 № 31-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите жителей г.Москва в 2001 г»

[12] ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

[13] ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,

[14] ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 г. « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Введение

Право социального обеспечения — самостоятельная и важная отрасль права. Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующая специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения, денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах:обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Актуальность рассмотрения данной темы обуславливается тем, что укрепление современной российской правовой системы предполагает необходимость теоретического осмысления основополагающих идей, начал, то есть принципов, на основе которых она организована и функционирует. Нельзя отрицать значение принципов права для правовой системы, поскольку право является ее составной частью, и соответственно правовая система основывается и на принципах права.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты в области обязательного медицинского страхования.

Цель данной дипломной работы состоит в исследовании основных аспектов организации социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть нормативно-правовую и нормативно-методическую базу.

2. Проанализировать принципы и источники права социального обеспечения.

3. Изучить порядок формирования принципов и источников права социального обеспечения.

4. Рассмотреть соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права

5. Охарактеризовать функции и формы в праве социального обеспечения.

6. Исследовать применение на практике принципов права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения — это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Система принципов права социального обеспечения должна соотносится с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

Для написания дипломной работы автор использовал нормативно- правовую базу, регулирующую среду права социального обеспечения, учебно-правовую литературу, исследования юристов- правоведов и юристов- практиков и другие виды юридической литературы.

Глава 1. Общие понятия и положения в праве социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Институциональные принципы права социального обеспечения

Положения обязательного общественного страхования:

  • устойчивость материальной системы обязательного социального страхования, гарантируемая на основе равнозначности страховых выплачиваемых средств;
  • общий основной вид общественного страхования, открытость для застрахованных субъектов воплощения своих социальных обеспечений;
  • правительственная гарантия не нарушения прав застрахованных лиц на охрану от общественных страховых вероятностей и выполнение обязанностей по социальному страхованию вне зависимости от материального состояния человека;
  • правительственное регламентирование структуры обязательного общественного страхования;
  • важность деятельности представителей субъектов общественного страхования в регулирующей системе страхования;
  • необходимость проведением страхователями финансовых пожертвований;
  • наказуемость за нецелевое распределение финансов;
  • проведения мониторинга;
  • независимость денежной системы.

Принципы пенсионного обеспечения:

  • принцип определения пенсии не связанной с наличием посторонней финансовой прибыли;
  • принцип определения различного количества людей, обладающих правом на пенсию в связи со смертью кормильца;
  • определение формы правительственной пенсионной выплаты в фиксированном значении;
  • принцип перехода финансовых средств накопительной доли трудовой пенсии.

Принципы предоставления правительственной социальной услуги:

  • целенаправленное применение бюджетных финансов;
  • понижение степени общественного неравенства;
  • увеличение прибыли граждан.

Положения общественного патронажа:

  • целенаправленность;
  • открытость;
  • непринудительность;
  • человечность;
  • первостепенность оказания общественных услуг детям не достигшим 18 лет или лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
  • секретность;
  • направленность в области профилактической деятельности.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фическим ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное статьей 37 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях.

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Пред­мет права социального обеспечения — пре­ж­де все­го от­но­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра — соб­ст­вен­но обес­пе­чи­тель­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми и упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми по по­во­ду реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан на тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­сию, по­со­бие, ус­лу­гу и так далее). Про­из­вод­ны­ми от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся но­ся­щие вспо­мо­гательный ха­рак­тер от­но­ше­ния про­це­дур­ные (по ус­та­нов­ле­нию юри­дических фак­тов) и про­цес­су­аль­ные (по рас­смот­ре­нию спо­ров).

Читайте так же:  Какие выплаты по потери кормильца

Ме­тод права социального обеспечения ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Право социального обеспечения со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях. Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния). При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц. Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Источники

Общие положения права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here