Охрана права граждан на социальное обеспечение

Сегодня предлагаем статью: "Охрана права граждан на социальное обеспечение", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Защита социальных прав граждан

Социальные права граждан представляют собой совокупность конституционных прав человека, которые позволяют ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. К основным социальным правам человека относятся:

  • право на социальное обеспечение;
  • право на образование;
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • право на жилище;
  • особые права детей, и права инвалидов.

Как же может быть осуществлена защита социальных прав граждан? Конституция Российской Федерации предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту прав и свобод — как в судебном, так и в административном порядке. К способам защиты социальных прав граждан Гражданский кодекс относит:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение недействительности ее последствий, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиту прав;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсацию морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иные способы, предусмотренные законом.

Для защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов граждане могут обращаться:

Также для защиты своих прав и интересов граждане могут участвовать в собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Конституция России предоставляет право гражданину обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека в тех случаях, когда уже были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. К таким органам, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, относятся Комитет ООН по правам человека (город Женева) и Европейский суд по правам человека (город Страсбург).

Статья 13. Право гражданина на социальную защиту

Статья 13. Право гражданина на социальную защиту

1. Каждый имеет право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом и законом Ивановской области.

2. Социальные пособия устанавливаются законом.

3. Ивановская область развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительность.

ГАРАНТ:

О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области см. Закон Ивановской области от 25 февраля 2005 г. N 59-ОЗ

4. Для обеспечения прав человека и гражданина в Ивановской области устанавливается система государственных социальных стандартов Ивановской области. Государственные социальные стандарты Ивановской области не могут снижать уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина, установленный минимальными государственными стандартами Российской Федерации.

5. Государственным социальным стандартом Ивановской области признается установленный законом Ивановской области норматив (группа нормативов) организационного, финансового, материального и правового обеспечения, примененный к обязательству органов государственной власти Ивановской области по защите и гарантиям прав граждан.

Органы государственной власти обязаны обеспечить выполнение каждого государственного социального стандарта Ивановской области на всей территории Ивановской области.

Приоритеты реализации и порядок введения государственных социальных стандартов Ивановской области определяются законом Ивановской области.

6. В соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законами Ивановской области органы местного самоуправления в Ивановской области на своей территории могут повышать уровень государственных социальных стандартов Ивановской области и вводить муниципальные социальные стандарты.

7. В Ивановской области обеспечиваются охрана труда, содействие занятости населения, развитие и повышение качества трудовых ресурсов, повышение доходов населения, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, профилактика безнадзорности несовершеннолетних.

Охрана права граждан на социальное обеспечение

В данном разделе рассматриваются права граждан РФ на социальное обеспечение, предоставляемое в соответствии с федеральным и региональным социальным законодательством федеральными и региональными органами власти — органами социальной защиты населения.

И за защитой этих своих социальных прав обращаться следует в органы социальной защиты по месту жительства.

Право на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и соответствующими Федеральными законами.

Конституция РФ как источник права на социальное обеспечение

Конституция РФ является основным источником права на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации. Устанавливая основы конституционного строя в Российской Федерации, Конституция РФ определяет права и свободы гражданина РФ, в том числе и в области социального обеспечения.

Конституция РФ предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране:

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека — ч. 1 ст. 7 Конституции РФ;

в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты — ч. 2 ст. 7 Конституции РФ;

материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях — ст. 38 Конституции РФ;

каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом — ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ;

поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность — ч. 3 ст. 39 Конституции РФ;

каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений — ч. 1 ст. 41 Конституции РФ;

Читайте так же:  Оплата проезда в военный санаторий военному пенсионеру

Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией РФ, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан в Российской Федерации имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ:

согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

при этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Конституция РФ, выступая в качестве источника права на социальное обеспечение граждан Российской Федерации, выполняет ряд функций:

закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 2, 7, 37-39, 41 и иные Конституции РФ);

устанавливает гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ);

определяет основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ).

Статья 39 Конституции РФ

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ:

  • «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании Закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например:

определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость),

состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность),

выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения граждан РФ:

Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ и

фонды обязательного медицинского страхования.

Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Дата публикации: 26.02.2016

Статья просмотрена: 2815 раз

Библиографическое описание:

Крыскина И. В. Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9860/ (дата обращения: 06.03.2020).

Статья посвящена изучению правоотношений, которые образуются в ходе реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения,вчастности государственного социального страхования. В данной статье рассматриваются основной комплекс вопросов, касающихся теоретического осмысления сущности права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения, его роль в современном российском обществе и проблемы правового регулирования данных правоотношений.

Ключевые слова: социальное обеспечение, достойный уровень жизни, право социального обеспечения, социальное страхование.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплены фундаментальные юридические основы развития Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их использования и степень удовлетворения разумных потребностей [9, с. 35].Уровень жизни в существенной степени обуславливается уровнем развития промышленного производства, объёмом и структурой национального богатства страны, производством и применением валового национального продукта, характером распределения доходов.Право граждан на достойный уровень жизни предполагает собой общепризнанное социально-экономическое право [12, с.7]. Оно необходимо для поддержания достойного благосостояния человека и его семьи. Социальное обеспечение является одним из механизмов реализации права граждан за достойную жизнь.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

Таким образом, важным направлением реформирования государственного социального страхования является создание финансово-устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств. В целях повышения эффективности социального страхования необходимо обеспечить исключение из системы социального страхования все нестраховые платежи, или осуществлять финансирование расходов за счет федерального или иных бюджетов в полном объеме согласно потребности граждан [10, с. 40]. Так же необходимо повысить эффективность администрирования доходов и расходов. В настоящее время нормы, что содержатся в законодательстве о социальном обеспечении, не полноценным способом обеспечивают в полной мере защиту прав граждан на социальное обеспечение, а именно права граждан на достойный уровень жизни. Это обусловлено противоречивостью и неоднозначностью принимаемых нормативно-правовых актов, постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, и это допускает возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами.

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Читайте так же:  Получение группы инвалидности по зрению

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Глава II. Административная защита прав граждан в сфере социального обеспечения

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены гарантии прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, рождении и воспитании детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь на защиту от безработицы.

Глава I. Классификация споров, связанных с защитой права граждан на социальное обеспечение их виды

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Видео (кликните для воспроизведения).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.


Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Читайте так же:  Право на пенсию за выслугу лет военнослужащим

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

курсовая работа Защита прав граждан в сфере социального обеспечения Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.03.14. Год: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru:

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.

Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно из фундаментальных начал российского права, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и представляет собой одну из основных гарантий защиты прав человека в сфере социального обеспечения. 6
В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обраще ния, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

2.1. Организация работы органов социального обеспечения и социальной защиты с обращениями граждан

Читайте так же:  Обеспеченная гарантия

2.3. Сроки рассмотрения писем граждан и контроль за своевременным их рассмотрением

2.4. Анализ обращений граждан

Для изучения характера обращений и причин, порождающих обращения граждан, ежеквартально проводится их анализ по видам работы (пенсионное обеспечение, медико-социальная экспертиза, социально-бытовое обслуживание пенсионеров, кадры).
При анализе обращений особое внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан или выявлены недостатки в деятельности учреждений социального обеспечения или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения обращений. 13
На основании результатов анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, порождающих письма граждан, улучшению социального обслуживания населения.
Предложения, направленные на совершенствование законодатель ства о социальном обеспечении и улучшение работы учреждений социального обеспечения, систематически обобщаются, и информация о них высылается в вышестоящие учреждения социального обеспечения.

Глава III. Судебная защита прав граждан на социальное обеспечение

Применительно к защите прав граждан в сфере социального обеспечения, такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.
При этом споры, разрешаемые в судебном порядке можно разделить на рассматриваемые в порядке искового производства и в порядке производства из публичных правоотношений. В тех случаях, когда гражданин обращается в суд с требованием о восстановлении нарушенного права на определенный вид социального обеспечения, возникает спор, связанный с защитой права на социальное обеспечение, который рассматривается в порядке производства из публичных правоотношений.
В иных случаях, в частности, если спор инициируется органом социального обеспечения либо не связан с нарушением права гражданина на определенный вид социального обеспечения, споры рассматриваются в порядке искового производства.
Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений, и в дальнейшем подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов 16 .

Список
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению

Дата публикации: 17.02.2016 2016-02-17

Статья просмотрена: 4811 раз

Библиографическое описание:

Костюков А. А. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 566-568. — URL https://moluch.ru/archive/108/26161/ (дата обращения: 06.03.2020).

Lex est tutissima cassis; sub clypeo legis nemo decipitur

(лат.: Право есть безопаснейший шлем; под защитой права никто не бывает обманут)

Государство, как гарант социальных прав граждан, играет решающую роль в жизни страны посредством последовательно проводимой им социальной политики. Формирование гражданского общества и эффективного социального пространства предполагает для граждан наличие гарантий в области социального обеспечения. Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека, и гражданина. Как правило, потребность в защите права на социальное обеспечение возникает:

  1. в случае его нарушения;
  2. в случае создания препятствий на пути его реализации;
  3. в случае отказа в признании за лицом этого права;
  4. в случае неисполнения обязанности по предоставлению права.

Право соцобеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям, на данный момент имеет довольно сложную систему юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения:

  1. по поводу денежных выплат;
  2. по поводу натуральных видов социального обеспечения;
  3. процедурного и процессуального характера.

Такое разнообразие источников права соцобеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только в основополагающие акты, в которых закреплены права граждан на те или иные виды социального обеспечения, где отражаются требования и условия предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Конституция Российской Федерации, как база для развития всего федерального законодательства, формулирует конституционные положения по социальным вопросам были с учетом всех ратифицированных международно-правовых актов в этой сфере. Вместе с тем, вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня. Определенно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением финансовых средств на эти цели очень часто зависит от позиции федерального законодателя.

Если социальное государство предполагает гарантии социальных прав гражданина, следовательно, у него имеются соответствующие обязанности, например, как:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. МРОТ;
  3. обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление пенсий, пособий и иных гарантии социальной защиты.

Однако, законодательство, как правило, редко учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого, перед реализацией социальных прав в России встаёт ряд проблем, о коих свидетельствует обширная судебная практика [4] [5].

Одним из наиболее непростых вопросов соцзащиты, пожалуй, следует назвать защиту материнства и детства. Ст. 38 Конституции Российской Федерации [1] закрепляет институт защиты материнства и детства. Воспитание детей — право и обязанность родителей. Однако законодательству в этой сфере, в силу большого количества нормативно-правовых актов, не хватает системности, акты разобщены и носят разрозненный характер. Так, например, СК РФ в ст. 139 [2] обязует некоторых лиц сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а УК РФ в ст. 155 [3] установлена ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Подобные противоречия строят препятствия применению охраны прав лиц, так как, привносят некоторые характеристики, условия в отношении тайны — ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Читайте так же:  Налоговые льготы налогов физических лиц

Также, немалое значение имело введение права получения материнского капитала. Но, при этом, возник ряд проблем, как по срокам его получения, так и по целям расходования. Таким образом, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, многие аспекты получения материнского капитала, нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

Законодательство о государственных пособиях на детей до сих пор остается противоречивым. Выстроенная система социальных пособий не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Немалое значение здесь играет отсутствие в социальном законодательстве таких понятий, как «семья с детьми», узким толкованием понятий «кровная семья», «семья усыновителей», что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, в действительности занимающихся воспитанием и содержанием ребенка: опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение социальных пособий.

В связи с выше изложенным напрашивается вывод том, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, раскрывающего содержание и разграничивающего вышеуказанные понятия и регулирующего все правоотношения в данной сфере.

Также, значительное количество проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования соцзащиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Конституция Российской Федерации в ст. 39 [1] гарантирует каждому социальное обеспечение как по возрасту, так и в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией Российской Федерации также гарантируются государственные пенсии и пособия, поощряются добровольное соцстрахование, создание дополнительных форм соцобеспечения и благотворительность.

В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации является ряд законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей [6], в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты.

Социальная защита населения России в её новейшей истории ориентировалась на оперативное решение кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку, не направлен ни на профилактику повторений кризисных ситуаций в частности, ни на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Что же касается законодательства в пенсионной сфере, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях:

 если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости;

 если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства;

 если оно не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий и обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Однако, анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Нельзя не обратить внимание на гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации [1] право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которую оказывают бесплатно.

Под государственной охраной здоровья должно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, направленных на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно также выделить ряд проблем. Основной будет являться отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Вариант её решения состоит в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовых актов, в области медицинской помощи и охраны здоровья, например, принятие нового федерального закона «О здравоохранении Российской Федерации» в котором будут содержатся положения, регулирующие такие аспекты, как:

  1. нехватка квалифицированных кадров;
  2. дефицит финансирования;
  3. нерациональное использование средств;
  4. износ помещений, медицинской техники и оборудования.

Также, необходимо рассмотреть вариант федерального закона о защите прав пациентов.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует значительное количество проблем в сфере реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что её нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако, в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Резюмируя проведенную работу, позволю себе сформулировать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в области соцзащиты:

  1. положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и национальных нормативно-правовых актов. Требуется разработка основополагающего акта (например, «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»), который бы содержал все основные принципы осуществления конституционных гарантий прав граждан на социальную защиту и положения, регулирующие непосредственно деятельность органов в этой сфере;
  2. для поддержки защиты материнства необходимо создать семейный капитал. Он может содержаться (в качестве гарантии финансового характера) в банке;
  3. необходимо закрепление вопросов ответственности пенсионных и страховых фондов, за не соответствующие действующему законодательству действия, а также действия, ведущие к необоснованному уменьшению размера пенсии, например, в основополагающем акте: «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»;
  4. необходимо разработать реальные критерии оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия должны быть не ниже прожиточного минимума.
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ,2015;
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  4. Вялков А.И. Современные проблемы страховой деятельности населения Российской Федерации / Пенсия, 2012, № 16;
  5. Кокорев Р.А, Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа», 2014, № 62;
  6. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М: ИНФРА-М, 2012.

Источники

Охрана права граждан на социальное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here