Основным методом права социального обеспечения является

Сегодня предлагаем статью: "Основным методом права социального обеспечения является", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Право социального обеспечения в России

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования наряду с предметом является юридическим признаком самостоятельности отрасли права. В общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

В настоящее время в науке права социального обеспечения не выработано единого подхода к определению метода данной отрасли права. Е.Е. Мачульская определяет метод права социального обеспечения как «метод позитивного обязывания государственных органов и учреждений предоставить физическому лицу конкретный вид социального обеспечения в случаях, установленных законом» 1 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: Дисс. докт. юрид. наук. М., 2000. С. 111. . С таким подходом к категории «метод права социального обеспечения» нельзя согласиться: во-первых, обязанными субъектами в отношениях по социальному обеспечению могут выступать на только государственные органы и учреждения, но и специальные государственные внебюджетные фонды, негосударственные пенсионные фонды и другие участники; во-вторых, социальное обеспечение предоставляется в случаях, предусмотренных не только законом, но и договором.

Другие исследователи определяют метод права социального обеспечения через совокупность отличительных признаков. Д.И. Рогачев выделяет следующие отличительные свойства права социального обеспечения: сочетание императивного и диспозитивного приемов и способов правового регулирования, при доминировании первого; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (фактическими составами); применение правовосстановительных, правоограничивающих, правопресекательных санкций.

Охарактеризуем метод права социального обеспечения по четырем критериям:

  1. уровень регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права;
  2. порядок установления прав и обязанностей субъектов отношений по социальному обеспечению;
  3. правовое положение субъектов социально-обеспечительных отношений;
  4. способ правового воздействия на поведение субъектов.

Уровень регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Статья 72 Конституции РФ относит социальное обеспечение как часть социальной защиты к совместному велению Российской Федерации и ее субъектов. Правовое регулирование по предметам совместного ведения осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Органы местного самоуправления вправе за счет средств бюджетов муниципальных образований устанавливать дополнительные меры социальной защиты.

Регулирование правоотношений по социальному обеспечению возможно и в рамках конкретного предприятия, учреждения, организации. При этом локальные нормативные правовые акты не должны снижать уровень социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений по социальному обеспечению характеризуется сочетанием федерального, регионального, местного и локальною уровней регулирования.

Порядок установления прав и обязанностей субъектов отношений по социальному обеспечению. Для большинства отношений по социальному обеспечению характерно внедоговорное установление прав и обязанностей субъектов. Это связано с преобладанием законодательного регулирования. Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Следовательно, наличие федеральных законов в этой сфере общественных отношений призвано гарантировать право каждого гражданина на социальное обеспечение. Стороны социально-обеспечительных правоотношений не могут по своему усмотрению изменять виды и размеры пенсий, пособий, компенсаций, порядок их назначения и выплаты, установленные федеральным законом.

Однако правоотношения в сфере социального обеспечения устанавливаются не только законом, но и на договорной основе. Поэтому нельзя согласиться с исследователями, которые отрицают возможность договорного регулирования отношения по социальному обеспечению. Р.И. Иванова полагает, что «социально-обеспечительные правоотношения отличает четкая правовая формализованность поведения сторон, поскольку все права и обязанности субъектов правоотношений установлены законом и не могут быть определены соглашением сторон» 2 Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2006. С. 25. .

Активное применение договоров в сфере социального обеспечения обусловлено развитием рыночных отношений, внедрением механизмов добровольного социального страхования, тесной взаимосвязью добровольного и обязательного социального страхования. Например, назначение и выплата негосударственных пенсий, осуществляемая на добровольных началах, предполагает заключение договоров негосударственного пенсионного обеспечения, субъектами которых выступают, с одной стороны, негосударственный пенсионный фонд, а с другой — гражданин или организация. Кроме того, коллективные договоры предприятий могут регламентировать основания, размеры, порядок назначения и выплаты пособий, компенсаций и других видов социального обеспечения, которые финансируются из прибыли организаций.

Таким образом, порядок установления прав и обязанностей субъектов отношений по социальному обеспечению представляет собой сочетание договорных и внедоговорных способов.

Правовое положение субъектов социально-обеспечительных отношений. Правоотношение по социальному обеспечению не является отношением «власти-подчинения». Говорить о равенстве сторон в отношениях по социальному обеспечению было бы неверно, так как права и обязанности субъектов этих правоотношений различны не только по содержанию, но и по характеру. Одна сторона (органы, фонды, организации и другие субъекты, предоставляющие социальное обеспечение) является обязанной, а другая — (гражданин) наделена законом правом обращения за социальным обеспечением. Таким образом, в правоотношениях по социальному обеспечению, основанных на законе, стороны автономны по отношению друг к другу.

В социально-обеспечительных отношениях, возникающих на основе договора, стороны равны: они наделены равной правовой инициативой вступления или отказа от вступления в договорные отношения, равными возможностями в определении объема прав и обязанностей. В этом отношения по социальному обеспечению имеют сходство с гражданско-правовыми отношениями. Но различие состоит в том, что предметом договора выступает предоставление определенного вида социального обеспечения при наступлении социальных рисков, предусмотренных договором.

Способ правового воздействия на поведение субъектов. В теории права различают два основных способа воздействия на поведение субъектов — императивный и диспозитивный.

Императивный метод (метод властных предписаний) используется в праве социального обеспечения при регулировании отношений по предоставлению государственного социального обеспечения, финансируемого из бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов. Организация представления и нормированности социального обеспечения устанавливается путем обязывания и запретов, адресованных органам государственной власти и специальным фондам, предоставляющим социальное обеспечение или ответственным за его назначение и выплату. Этот способ правового воздействия выражает государственную гарантию предоставления социального обеспечения при наступлении рисков, установленных в законе.

Читайте так же:  Объекты права социального обеспечения

Однако наряду с императивным методом в праве социального обеспечения используется и диспозитивный метод. Дозволение в отношениях по социальному обеспечению применяется к гражданину, которому предоставлена свобода обращения за социальным обеспечением, выбор вида социального обеспечения, возможность добровольного вступления в отношения по социальному страхованию.

Таким образом, способ правового воздействия па поведение субъектов отношений по социальному обеспечению сочетает предписание с дозволением и может быть охарактеризован как императивно-диспозитивный.

Основным методом права социального обеспечения является

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение [1] .

Функции права социального обеспечения

  1. Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  2. Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  3. Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  4. Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  5. Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  6. Духовно-идеологическая.
  7. Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации [4] .

Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

Источники права социального обеспечения в России, просроченные.

Соотношение с другими отраслями права [18]

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.

Соотношение с трудовым правом

Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

Соотношение с гражданским правом

Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

  • содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.
  • для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.
  • субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).
  • социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Характерные признаки права социального обеспечения

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

  1. в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;
  2. в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;
  3. в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);
  4. в специфике субъектного состава.

Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  3. процедурные и процессуальные отношения , связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Читайте так же:  Размер пособия по безработице во франции

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • по случаю рождения ребенка;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • на детей до 16 лет;
  • по безработице;
  • на погребение;
  • женам военнослужащих, а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает:

  • компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80- летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе;
  • компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;
  • компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят:

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо

1. Понятие и виды соц. защиты

Соц. защита– это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды соц. защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное мед. обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. соц. помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.

2. Понятие, предмет, метод и система ПСО

ПСО– это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.

Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:

— отношения по пенсионному обеспечению;

— по соц. обслуживанию;

— по выплате пособий;

— по бесплатному мед. обслуживанию;

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.

— сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;

— права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;

— все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

— характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.

Система ПСО– это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:

1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;

2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.

Принципы– это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.

В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:

1. всеобщностьозначает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;

2. всесторонностьозначает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;

3. доступность. Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:

— заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;

— гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;

4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения;

5. многообразие видов обеспечения:

Видео (кликните для воспроизведения).

мат. помощь– оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.

Пенсия– это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.

Читайте так же:  Какие льготы имеет ветеран вооруженных сил

Пособия– это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.

соц. обслуживание– заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:

— предоставление ср-в передвижения инвалидов;

— содержание в домах-интернатах и престарелых инвалидов;

— бесплатное проф. обучение инвалидов;

— обслуживание на дому и т.д.

4. Источники ПСО

— ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;

— ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;

— ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;

— ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;

— ФЗ «О гос. соц. помощи»;

— ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;

— ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;

— ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

— ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;

— ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;

— ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;

— ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;

— ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

— Закон Самарской области от 16.07.2004 г. № 122-ГД «О гос. поддержке гр-н, имеющих детей».

Метод права социального обеспечения

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений — важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

•сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

•отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

•определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

•применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно неэквивалентно, как правило, на договорной основе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9116 —

| 7351 — или читать все.

Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Читайте так же:  Пенсия мвд и пенсия по старости одновременно

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

  • в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
  • в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством , в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  1. правовые основания обеспечения;
  2. волеизъявление лица, ими обладающего;
  3. решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:

  1. имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
  2. санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Предмет и метод права социального обеспечения

Отношения в сфере права социального обеспечения

Процессуальные и процедурные отношения могут представлять как отношения, которые примыкают к ядру, так и те, которые являются производными. Подобные отношения способствуют проявлению и развитию материальных отношений, обеспечивая их нормальную охрану и функционирование.

В состав процедурных правоотношений можно включить:

  • отношения в области установления специальными органами (ПФ РФ, региональные отделения и управления ПФ РФ в районах и городах, российский Фонд обязательного социального страхования и др.) фактов, обладающих юридическим значением (например, решение вопросов, касающихся прав граждан на социальное обеспечение);
  • отношения в области принятия решений, касающихся социального обеспечения;
  • отношения, касающиеся предоставления субъектам социального обеспечения.

Что касается процессуальных отношений, то они возникают в процессе решения;

  • спора, касающегося социального обеспечения в судах и в вышестоящих учреждениях и органах в порядке подчиненности;
  • вопроса, связанного с правовой ответственностью сторон правоотношений.

Выделяют и некоторые отношения, схожие с социально-правовыми правоотношениями, но не являющиеся таковыми:

  1. формирование и распределение денежных фондов, которые требуются для социального обеспечения (предмет финансового права);
  2. управление социальным обеспечением (отношения наделены всеми признаками административных отношений, поэтому представляют собой предмет административного права);
  3. трудовые (служебные) отношения между сотрудниками предприятий (служащими учреждений, органов государства). Они предоставляют обеспечение и включены в состав предмета трудового и административного права.

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения [2] .

  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг.
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения [2] .
Читайте так же:  Как можно получить единовременное пособие пенсионерам

Предмет права социального обеспечения

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения, как и его объект, характеризуют самостоятельную отрасль права.

С помощью права регламентируется далеко не вся система фактически существующих общественных отношений, а только их определенная доля. Она разная для каждой стадии общественного и государственного развития. По этой причине предмет права социального обеспечения представлен относительно обособленной группой отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации гражданином прав на социальное обеспечение.

Для рассматриваемых отношений характерно несколько черт:

  1. жизненная важность для гражданин, включая членов их семьи;
  2. целенаправленность (разумность) отношений;
  3. устойчивость, повторяемость и типичность;
  4. наличие поведенческого аспекта (эти отношения можно контролировать).

Структура предмета права социального обеспечения включает ядро и отношения, которые к нему примыкают.

Ядро формируется с помощью материальных отношений:

  • отношения, касающиеся предоставления гражданам социального обеспечения в денежной форме:
    • пенсия, которую выдают при наступлении инвалидности, старости, смерти кормильца, выслуги лет; социальная пенсия;
    • пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей; пособие по временной нетрудоспособности и безработице;
    • компенсационные выплаты;
  • отношения в области оказания различных услуг:
    • медицинская помощь;
    • социальное обслуживание;
    • социальная помощь;
    • социальная поддержка.

Принципы права социального обеспечения

  1. Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  5. Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы [5] .

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: [6]

  1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Метод права социального обеспечения

Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.

В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.

В соответствии с характером установления прав и обязанностей:

  • сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).

По правовому положению сторон правоотношений:

  • стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).

В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:

  • для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
  • усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.

В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

  • для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
  • санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
  • использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).
Видео (кликните для воспроизведения).

Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).

Источники

Основным методом права социального обеспечения является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here