Отказ налоговой льготы

Сегодня предлагаем статью: "Отказ налоговой льготы", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Тема: Отказ в предоставлении льготы по налогу на имущество физ лиц

Опции темы
Поиск по теме

Отказ в предоставлении льготы по налогу на имущество физ лиц

Добрый день, коллеги! Подскажите, кто знает, насколько законен отказ в предоставлении льготы по налогу на имуществу физ лиц, по причине неверного формата заявления ? Льготник ,в произвольной форме, заявил о своем желании и праве воспользоваться положенными ему льготами и приложил подтверждающие документы, на льготу. Налоговая отказала в приеме данного заявления, с ссылкой на то, что мол существует установленная форма для подобного рода заявлений. Соответственно отказала и в льготе. Начислила налоги без учета льгот. Насколько законны действия налоговой ?

Хотелось бы, аргументированных ответов с ссылками на закон-во.

вам налоговая достаточно аргументировала

если бы достаточно, здесь бы не задавались глупые вопросы. Сдается мне, что Приказ ИМНС — это ни разу не закондат акт, которому обязан подчиняться гражданин РФ. Разве нет ? Подскажите, если знаете, конечно, каким законом регламентируются такие требования ?

Последний раз редактировалось sdef48; 28.02.2019 в 18:39 .

Надеюсь, что вы не будете оспаривать обязанность граждан РФ исполнять Налоговый Кодекс.

заява на льготы принимается по форме КНД 1150063+ КНД 1150059 согласие на обработку персональных данных
налорг правомерно отказал
время на подачу правильной заявы еще есть ,если льгота начинается в 2018 году

хорошо что вы понимаете свой уровень

А в НК разве есть запрет на подачу заявлений о льготе за предыдущие годы?

нет. за три года можно подать.

конечно за три года,заклинило просто

А может человеку тяжело пользоваться пк ? ( или у него его просто нет? или инвалид по зрению, допустим) и нет возможности, лишний раз кататься в налоговую инспекцию для получения бланка установленного образца и вновь заявлять о своем законном праве ? Объясните вы мне, почему вы считаете, законным навязывание нашим гос-вом, норм, явно ущемляющих права и свободы гражданина и человека? Вопросы относятся ко всем, а не только к Тавите.

Последний раз редактировалось sdef48; 01.03.2019 в 12:21 .

sdef48, выделенный Вами тест относится к налоговому органу, т.е. налогоплательщик может выбрать налорг

Давайте, мой уровень оставим в покое, и разберемся с вашим. Вы вообще кроме односложных предложений писать что-либо другое умеете ? а думать ? кроме троллинга, чем в жизни занимаетесь ? есть у вас профессия ? только не говорите, что юрист? Вопросы риторические. Вам можно не отвечать.

да ну ? чем докажите ? а лично я, вижу, тут совсем другое.Налогоплательщик может сам выбрать посылать ему заявление с подтверждающими документами, или просто заявление. В том то и дело, что трактовать это можно, по разному. А, простите, Приказы ИМНС могут распространяться только на его работников и нижестоящие органы, но никак не на граждан РФ. Вообще , гражданам РФ никто не вправе что-либо навязывать, и к чему-либо принуждать,и уж тем более, приказывать, прикрываясь законными интересами страны. Так как мы и есть эта страна. Если уж на то пошло. А не президент, и не дума, и уж конечно же не налог органы. Обоснование : Конституция Рф, в которой это всё так красиво написано. А на деле ?

Последний раз редактировалось sdef48; 01.03.2019 в 12:34 .

Отказ от льготы по НДС и возмещение налога

В феврале 2017 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела кассационную жалобу УК на постановление окружного суда, вынесенное по налоговому спору относительно права на возмещение НДС в ситуации отказа от применения освобождения от налогообложения задним числом (Определение ВС РФ от 21.02.2017 № 305‑КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015). Пожалуй, это первый судебный акт по поводу применения льготы по НДС, принятый на столь высоком уровне. Всем компаниям, которые осуществляют операции, подпадающие под действие пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, нужно взять на заметку сделанные судом выводы. Несмотря на то, что при рассмотрении дел суды не обязаны руководствоваться ими, применять другую логику они вряд ли будут.

Компания вправе выбирать способ реализации права на налоговую льготу

В рассматриваемом споре судьи отметили, что законодательство о налогах и сборах не содержит особого порядка предоставления налоговой льготы по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса. На этом основании компании не может быть отказано в предоставлении права на налоговую льготу только лишь потому, что она выбрала форму заявления о таком праве, отличную от рекомендованной налоговыми инспекторами.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (пост. КС РФ от 16.07.2004 № 14-П) основное содержание выездной налоговой проверки — проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Таким образом, в ходе проверки инспекция обязана не только доначислять неуплаченные налоги, но и принимать во внимание все выявленные показатели, влияющие на их исчисление. По мнению судей, при вынесении оспариваемого решения не было препятствий для определения действительного размера налоговой обязанности по итогам проверки с учетом всех фактов, влияющих как на увеличение, так и на уменьшение налогов.

Помимо этого суд отметил, что своими действиями налоговые инспекторы ставят право компании на возврат (зачет) (ст. 78 НК РФ) излишне уплаченного налога в зависимость от своевременности проведения налоговым органом выездной проверки. В данном случае это фактически лишает организацию права на возврат излишне уплаченной суммы налога, поскольку:

  • в случае подачи уточненной налоговой декларации за 2010-2011 годы заявленные корректировки будут учтены в тех периодах, за которые поданы уточненные налоговые декларации;
  • заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Безопаснее подать «уточненку»

На практике налоговые органы настаивают именно на уточненной декларации. В рассматриваемом недавно судебном деле налоговики отказали в предоставлении налоговой льготы как раз из-за того, что организация заявила о ней в процессе налоговой проверки, точнее в возражениях на акт, а не воспользовалась правом подать «уточненку». При этом налоговым органом не оспаривалось, что общество заявило о реализации права на налоговую льготу, налоговый орган располагал всеми необходимыми документами для проведения проверки и претензии к ним отсутствовали, однако по результатам рассмотрения материалов проверки инспекция отказала обществу в предоставлении льготы, ссылаясь на право налогоплательщика заявить льготы в уточненной налоговой декларации.

Компания, опираясь на норму пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57, обратилась в суд, и судьи поддержали налогоплательщика (пост. АС МО от 19.04.2016 № Ф05-4385/16 по делу № А40-56797/2015), указав, что законодательство о налогах и сборах не содержит особого порядка для предоставления налогоплательщику льготы, в связи с чем обществу не может быть отказано в предоставлении права на налоговую льготу только лишь в связи с избранием формы заявления о таком праве не в соответствии с рекомендованной ему налоговым органом. Причем указанное постановление принято по рассмотрению кассационной жалобы. Ранее данную организацию уже поддержал Арбитражный суд г. Москвы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2015 по делу № А40-56797/2015), апелляция, поданная налоговым органом, также была оставлена без удовлетворения (пост. Девятого ААС от 21.12.2015 № 09АП-53891/15).

Читайте так же:  Пенсии работающим пенсионерам проиндексируют когда

Татьяна Ильинова, руководитель департамента аудита АКГ «Градиент Альфа»

Анастасия Кудла, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению компании «Кузьминых, Евсеев и партнеры»

Налоговые льготы для региональных инвесторов

Общество реализовало региональный инвестиционный проект.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона об инвестициях области при реализации инвестиционных проектов на территории области инвесторам может быть предоставлена государственная поддержка при условии утверждения инвестиционных проектов Администрацией области (разрешительный порядок). Государственная поддержка предоставляется в форме установления льготных пониженных ставок в целом по организации по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет области, и (или) налогу на имущество организаций.

Общество обратилось в пределах срока, установленного областным законом, за получением налоговых льгот. К заявке Инвестора и пакету документов претензий нет. Прилагаемый к пакету документов расчет использования налоговых льгот показывает, что налоговая льгота может быть использована Инвесторов за 3 отчетных периода в пределах налогового периода, начиная с отчетного периода, в котором начала действовать налоговая льгота.

Согласно областному закону началом срока действия налоговых льгот следует считать 1-е число отчетного периода, в котором произошло связанное с реализацией инвестиционного проекта первоначальное увеличение стоимости имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств. При этом, налоговая льгота предоставляется на 5 лет с начала срока действия налоговых льгот.

«. Право пользования налоговыми льготами может быть реализовано инвестором в налоговых периодах, в которых налоговые льготы, за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот, утвержденного Администрацией области, не превысят 50% суммы осуществленных инвестиций по проекту за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот. Если по итогам налогового периода налоговые льготы превысят вышеуказанные ограничения, Инвестор утрачивает право пользования налоговыми льготами в налоговом периоде за отчетный год. » (цитата положений областного закона).

Комитет полагает, что Инвестор не сможет воспользоваться налоговой льготой, поскольку в налоговом периоде налоговая льгота превысит 50% суммы осуществленных инвестиций по проекту (ограничения по сумме). Превышение ограничений является основанием для утраты налоговой льготы. Зачем тогда давать заключения, созывать комиссии, предоставлять льготу Инвестору?

Вышеописанное основание утраты права пользования налоговыми льготами установлено лишь областным законом, в НК РФ такие основание не указаны. У Инвестора возникает спор с налоговым органом и Администрацией области относительно законности и применимости на практике положений областного закона о налоговых льготах для инвесторов:

1. Если начало срока действия налоговых льгот связано с отчетным периодом, почему утрата налоговых льгот связана с налоговым периодом?

Как нам поясняет налоговый орган положения областного закона, он считает правомерным подачу по 2 отчетным периодам в пределах налогового периода налоговых деклараций по авансовым платежам по налогу на имущество по ставке 2,2% до начала срока действия налоговых льгот, а затем после предоставления налоговых льгот Инвестору подачу налоговой декларации за 9 месяцев по налогу на имущество по ставке 0,01%, при этом при подаче годовой декларации корректировка налоговой ставки производиться не будет, будет действовать 0,01%. Однако, в случае утраты права пользования налоговой льготой в налоговом периоде ситуация прямо противоположная: если Инвестор исчерпает налоговую льготу за два отчетных периода, то по итогам налогового периода налоговый орган доначислит налог по ставке 2,2%, начиная с первого отчетного периода.

Инвестор считает, что если начало срока действия налоговых льгот связано с отчетным периодом, то и окончание (утрата) правом пользования налоговых льгот тоже должна быть связана с налоговым периодом, а не отчетным (по аналогии с 284.3 НК РФ)

2. Право пользования налоговыми льготами — право, а не обязанность налогоплательщика. В случае предоставления налоговых льгот, предусмотренных областным законом, имеет ли право Инвестор воспользоваться положениями ст. 21, 56 НК РФ и приоставить использование налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов? Законом области не описаны права Инвестора на использование налоговых льгот, отказ от них или приостановку. Налоговый орган считает, что Инвестор не имеет права на приостановку, поскольку это предусмотрено НК РФ, а не областным законом.

Судебной практики по толкованию и применению областного закона нет. НК РФ устанавливает иной порядок расчета и уплаты налога на имущество. Понимаем, что юридически у комитета нет замечаний к пакету документов, а у комиссии — для отказа в предоставлении налоговой льготы в соответствии с областным законом; что вопрос сбора налогов не в ведении комиссии. Но все делается для того, чтобы основанием для отказа комиссией являлись не основания для отказа в предоставлении налоговых льгот, указанные в областном законе, а основания утраты права пользования налоговой льготой, указанные для налогоплательщика -Инвестора и налогового органа.

Просим совета и мнения коллег.

  • 1164
  • рейтинг 0

Принцип свободы договора и его реализация в практике арбитражных судов

Практические навыки работы юриста. Москва

Introduction to English Legal System

Решение о возмещении налога: камеральная или выездная проверка?

Судебная коллегия ВС РФ не согласилась с этим утверждением, поскольку:

  • выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа, представляет собой более высокий (углубленный) уровень налогового контроля;
  • не исключена возможность пересмотра ранее сделанных налоговым органом по результатам камеральной проверки выводов относительно обоснованности возмещения налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11).

Произвольный отказ налоговых органов от исполнения принятого ими решения приводит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, что не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов.

Пересмотр по результатам выездной проверки выводов о необоснованности возмещения НДС, ранее сделанных в решении, вынесенном по результатам камеральной проверки, влечет и пересмотр последующих решений инспекции, принимаемых согласно ст. 176 НК РФ и опосредующих процедуру возмещения налога.

Итак, получается, что УК фактически имеет возможность пересчитать свои налоговые обязательства за истекшие налоговые периоды (если она изначально сдавала декларации исходя из применения освобождения от налогообложения), заявив налоговые вычеты, и даже претендовать на возмещение налога из бюджета. Обратим внимание, Верховный суд не рассматривал по существу порядок принятия сумм НДС к вычету, поскольку стороны не оспаривали его, а ограничился процедурными моментами.

Отказ налоговой льготы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Читайте так же:  Размер федеральной пенсии по потере кормильца

Обзор документа

Отказ от освобождения от налогообложения

Верховный суд взглянул на ситуацию с неожиданной стороны, назвав льготой право начислять НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, а не само освобождение от уплаты налога, что более привычно. Действительно, отказ от освобождения от налогообложения дает возможность не только начислять НДС, но и получать право на возмещение из бюджета части «входного» налога.

Так, исходя из положений п. 1 ст. 80 НК РФ в качестве письменного заявления о налоговых льготах может рассматриваться налоговая декларация. Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать, в том числе путем подачи уточненной налоговой декларации (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Приказ Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/[email protected] “Об утверждении форм уведомления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

В соответствии с пунктом 3 статьи 361.1, пунктом 10 статьи 396, пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2017, N 40, ст. 5753; 2018, N 1 (ч. 1), ст. 20; 2019, N 16, ст. 1826; 2019, N 39, ст. 5375), а также подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286; 2019, N 35, ст. 4965), в целях организации деятельности налоговых органов по рассмотрению заявлений о предоставлении налоговых льгот по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц в связи с принятием Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 39, ст. 5375) приказываю:

форму «Уведомление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц» (далее — уведомление) согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму «Сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц» (далее — сообщение) согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Установить, что уведомление и сообщение формируются налоговыми органами в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы с использованием технических средств.

3. Пункт 1 Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 15.04.2015 N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.08.2015, регистрационный номер 38482), с изменениями, внесенными приказом Федеральной налоговой службы от 05.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected] «Об утверждении форм сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.07.2019, регистрационный номер 55453), дополнить подпунктами 51, 52 следующего содержания:

«51) уведомления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц;

52) сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.».

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2020 г.
Регистрационный № 57226

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 12 ноября 2019 г.
№ ММВ-7-21/[email protected]

Форма по КНД1125102

Фамилия, имя, отчество 1 налогоплательщика или наименование налогоплательщика-организации (его обособленного подразделения):
(полное наименование налогового органа)
(штамп налогового органа) Адрес для направления или отметка о том, что настоящий документ передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика:

Уведомление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу,

земельному налогу, налогу на имущество физических лиц

от «__» ______________ г. N ____________

Налоговый орган ___________________________________________________.

(указывается наименование налогового органа)

рассмотрев заявление от «__» ________________ г. N ______________________

(указывается фамилия, имя, отчество 1 , ИНН 2 налогоплательщика-физического

лица/полное наименование, ИНН 2 налогоплательщика-организации)

о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному

налогу, налогу на имущество физических лиц, уведомляет о предоставлении

налоговой льготы в отношении следующих объектов налогообложения:

Объекты налогообложения 3 : Основания предоставления налоговой льготы 4 : Период, применительно к которому предоставляется налоговая льгота:
Дата начала Дата окончания 5

налогового органа ___________________________________

подпись, фамилия, инициалы 1

1 Отчество указывается при наличии.

2 Идентификационный номер налогоплательщика.

3 В графе указываются, соответственно, вид транспортного средства, его государственный регистрационный знак (номер) или иной номер, земельный участок, его кадастровый номер, вид иного объекта недвижимости, его кадастровый номер, а при отсутствии кадастрового номера — условный или инвентарный номер.

Видео (кликните для воспроизведения).

4 В графе указываются наименование и реквизиты нормативного правового акта, в соответствии с которым предоставлена налоговая льгота, а также соответствующая статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иная структурная единица этого акта.

5 В случае отсутствия основания для определения такой даты в графе проставляется знак «-» (прочерк). При этом дальнейшее применение налоговой льготы для определенного налогового периода осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 12 ноября 2019 г.
№ ММВ-7-21/[email protected]

Форма по КНД1125162

Фамилия, имя, отчество 1 налогоплательщика или наименование налогоплательщика-организации (его обособленного подразделения):
(полное наименование налогового органа)
(штамп налогового органа) Адрес для направления или отметка о том, что настоящий документ передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика:

Сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному

налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц

от «__» ______________ г. N ____________

Налоговый орган ___________________________________________________.

(указывается наименование налогового органа)

рассмотрев заявление от «__» _______________ г. N _______________________

(указывается фамилия, имя, отчество 1 , ИНН 2 налогоплателыцика-физического

лица/полное наименование, ИНН 2 налогоплательщика-организации)

о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному

налогу, налогу на имущество физических лиц, сообщает об отказе от

предоставления налоговой льготы в отношении следующих объектов

Объекты налогообложения 3 : Основания отказа в предоставлении налоговой льготы 4 : Период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется:
Дата начала Дата окончания 5

налогового органа ___________________________________

подпись, фамилия, инициалы 1

1 Отчество указывается при наличии.

2 Идентификационный номер налогоплательщика.

3 В графе указываются, соответственно, вид транспортного средства, его государственный регистрационный знак (номер) или иной номер, земельный участок, его кадастровый номер, вид иного объекта недвижимости, его кадастровый номер, а при отсутствии кадастрового номера — условный или инвентарный номер.

Читайте так же:  Сокращение размера пособия по безработице

4 В графе указываются мотивированные основания, в соответствии с которыми отказано в предоставлении налоговой льготы.

5 В случае отсутствия основания для определения такой даты проставляется знак «-«(прочерк).

«Потерянную» налоговую льготу могут учесть и инспекторы

Компания не согласилась с позицией налоговой инспекции и обратилась в суд. Судьи трех инстанций встали на сторону компании, руководствуясь следующими нормами. Так, из анализа пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса следует, что налоговая льгота предоставляется в отношении объектов при условии, что они поименованы и их коды ОКОФ включены в Перечень. Информация о наименовании объекта, а также о присвоенном коде ОКОФ содержится в актах приема-передачи объектов основных средств по форме ОС-1, инвентарных карточках ОС-6. Эти документы, а также технические паспорта основных средств компания представила инспекторам в ходе проверки. На основании этих документов инспекторы сделали вывод, что по спорным объектам неверно определены коды ОКОФ. Таким образом, контролеры располагали всеми необходимыми документами для проведения проверки, документы были исследованы, претензии к ним отсутствуют.

При необходимости получения дополнительных доказательств руководитель инспекции или его заместитель вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Эта возможность не была использована, значит, не возникло необходимости получать дополнительные документы (информацию).

Налоговые инспекторы, получив от компании документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязаны проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы (ст. 32 НК РФ). Данное положение Налогового кодекса соответствует позиции Конституционного Суда РФ (определение КС РФ от 18.12.2003 № 472-О).

В рассматриваемом случае факт наличия ошибки (неверного присвоения кодов ОКОФ) обнаружил и установил не налогоплательщик (о чем идет речь в п. 1 ст. 81 НК РФ), а непосредственно инспекторы в ходе выездной проверки. При этом факт неотражения налоговой льготы в декларации не означает отказа налогоплательщика от нее (пост. Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 9).

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, можно реализовать путем (п. 5 пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57):

  • подачи уточненной налоговой декларации;
  • заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части налоговых льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду);
  • заявления в налоговую инспекцию при уплате налога на основании налогового уведомления.

В результате, по мнению судей, компания реализовала свое право на налоговую льготу в рамках возражений на акт проверки. В этом документе было указано на наличие у организации льготы по налогу на имущество в отношении ряда объектов, по которым инспекторы установили неправильное определение кода ОКОФ. Возможность заявления льготы по налогу после составления справки об окончании выездной проверки, в возражениях на акт проверки, подтверждается арбитражной практикой (пост. ФАС ЗСО от 13.09.2013 № Ф04-3820/13) и решением ФНС России от 13 марта 2014 года № 56.

Обзор документа

ФНС установила форму уведомления о предоставлении льготы по имущественным налогам граждан и сообщения об отказе в льготе.

Налоговые органы будут направлять документы в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговые льготы за прошлые периоды можно заявить без «уточненки»

Может оказаться, что компания имела право на налоговую льготу, но не использовала его. Этот факт обнаружен налоговыми инспекторами в рамках выездной налоговой проверки. Как заявить право на налоговую льготу в таком случае: через «уточненку» или инспекторы могут это сделать в рамках решения по итогам проверки? Разбираемся на основе судебной практики (пост. АС МО от 19.04.2016 № Ф05-4385/16).

Общие положения Налогового кодекса предполагают, что при обнаружении компанией в представленной в инспекцию налоговой декларации неотражения (неполного отражения) каких-либо сведений либо ошибок, приводящих к занижению налога к уплате, нужно внести изменения в декларацию и подать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ). Но далеко не всегда применение данной нормы может помочь налогоплательщику реализовать свои законные права.

Реализовать право на налоговую льготу можно только через «уточненку»?

Инспекция в ходе выездной проверки выявила, что компания неверно определила код ОКОФ по объектам основных средств (подстанциям трансформаторным комплектным, содержащимся в Перечне (утв. пост. Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 (далее — Перечень)) имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов). В отношении этих объектов применяется льгота по налогу на имущество (п. 11 ст. 381 НК РФ), но компания из-за ошибки ее не использовала. Об этом инспекторы уведомили проверяемую организацию. Как следствие, налог на имущество был уплачен в большей сумме, а налог на прибыль неправомерно уменьшен. Инспекторы на этом основании доначислили налог на прибыль.

В письменных возражениях, представленных по данному эпизоду на акт проверки, компания заявила о необходимости реализовать ее право на применение льготы по налогу на имущество по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса при вынесении налоговой инспекцией решения по проверке. Контролеры ответили отказом на применение льготы, мотивируя свою позицию отсутствием уточненной декларации по налогу на имущество.

По мнению налоговых инспекторов, право на применение льготы по налогу на имущество должно быть реализовано через подачу уточненной декларации. Если же налоговая льгота не будет заявлена подобным образом, считает инспекция, значит, компания пытается переложить обязанность по корректному отражению налоговых обязательств на инспекцию.

При этом контролеры не учитывали следующие обстоятельства. Срок обращения с заявлением о зачете или возврате налога на имущество, уплаченного за 2010 год, истек 30 марта 2014 года. В то время как акт проверки, послуживший основанием для применения налоговой льготы, получен 7 июля 2014 года. Поэтому решение инспекции об отказе в применении налоговой льготы в рамках итогов налоговой проверки нарушало права компании, так как фактически привело к утрате права налогоплательщика на фактическое получение излишне исчисленной суммы налога на имущество за 2010-2011 годы.

Комментарии (3)

каша какая-то, пишите яснее.

1) первая ссылка верная? там нет ни ч. 1, ни нормы, которую вы приводите.
2) субъект РФ может устанавливать СВОИ условия и порядок применения льгот, если они не противоречат НК РФ. Ограничение срока использования льготы через достижение «50%» не представляется противоречащим НК РФ.
3) у вас описание льготы условное? не могу себе представить как льгота по налогу на имущество за 1-5 лет может достичь 50% от суммы вложений.
4) приостановить льготу можно, но если срок ее действия 3 (5?) года, исчисляемых подряд, а именно это усматривается в вашем случае, то по истечению этого срока вы теряете право на льготу.
5) и еще, вам уже комитет согласовал льготу или вы только подали туда пакет документов?

Сергей, спасибо за комментарий!
Сразу приношу свои извинения за возможно непрофессиональные вопросы в области налогового права. Это мой первый опыт в получении налоговых льгот.
1) исправляюсь: ссылку я делала на статьи 5,6 Закона Псковской области от 12.10.2005 № 473-ОЗ «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области».

Читайте так же:  Льготы пенсионерам на жилой дом

5. по приостановку вообще ничего не понимаю((((, не было практики и у бухгалтеров.
Налоговая льгота предоставляется на 5 лет. Я себя почти убедила в том, что если будет предоставлена налоговая льгота, организация может подать заявление на приостановку использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, чтобы не нарушить условия закона области о превышении 50% и не утратить право пользования налоговой льготой. За срок приостановки реализовать иное имущество организации, уменьшить налоговую базу таким образом, чтобы с учетом положений закона налоговая льгота не превышала 50% произведенных инвестиций, и по истечении срока приостановки начать использовать налоговую льготу более одного налогового периода, но в пределах срока предоставления налоговой льготы.

6. Льготу еще не предоставили. Документы находятся на рассмотрении. По закону области превышение 50% порога не входит в перечень оснований для отказа в предоставлении налоговой льготы. Превышение 50% — основание утраты налоговой льготы в налоговом периоде, а это отношения налогоплательщика и налогового органа. Но Комитет пытается упорно привязать основание утраты налоговой льготы как основание для отказа в предоставлении налоговой льготы.

в дополнение привожу положения письма Минфина России от 28.04.2008 № 03-02-07/1-163:
«. При этом не следует подменять налоговые ставки по налогу на прибыль организаций . налоговыми льготами (льготами по налогам).
Кроме того, представляется необходимым отметить, что налоговые ставки и налоговые льготы могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налогах (пункт 4 статьи 1, пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 53, пункты 1, 2 статьи 56 Кодекса).

Получается, такая форма налоговой льготы в виде льготной налоговой ставки не может существовать.

Чем чреват для компании отказ от применения льгот по НДС

Популярное по теме

Налоговые льготы — инструмент налоговой политики государства, позволяющий стимулировать социальные или экономические процессы в обществе путем облегчения налоговой нагрузки на ту или иную категорию налогоплательщиков.

Однако налогоплательщику далеко не всегда выгодно пользоваться льготами, предоставленными законодательством. Зачастую выгоднее отказаться от их применения. Причиной отказа может стать как незначительность получаемой выгоды (при значительно возрастающем документообороте), так и прямые убытки, вызванные применением льготы (например, необходимость восстановить ранее принятый к вычету налог).

Льготы по налогам и сборам — предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Причем такие преимущества не могут носить индивидуальный характер. Плательщик может воспользоваться налоговой льготой при наличии определенных оснований, установленных законодательством (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Также налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

В определенных случаях плательщик не вправе отказаться от использования льготы ранее определенного срока. Так, льготой, полученной по статье 145 НК РФ (освобождение от НДС налогоплательщиков, выручка которых не превышает 2 млн. руб. в год) компания должна пользоваться не менее 12 последовательных календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ). Однако это ограничение снимается, если плательщик превысил лимит по выручке (п. 5 ст. 145 НК РФ).

А вот от освобождения от уплаты НДС по пунктам 1 и 2 статьи 149 НК РФ отказаться в принципе нельзя, так как в этой статье прописана специальная норма, позволяющая налогоплательщику отказаться лишь от льгот, установленных пунктом 3 этой статьи.

Кроме того, отказавшись официально от своих преимуществ, вернуть переплаченную сумму налога будет невозможно. Но если документально оформленный отказ отсутствует, а компания не применяла льготу, то есть шанс все переиграть: можно заявить, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее и произвести перерасчет налога в уточненных декларациях (постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ п. 16 от 11.06.99 № 41/9).

«ОТКАЗНИКАМ» — ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

Чиновники ФНС России неоднократно обращали внимание региональных инспекторов на то, что за отказом компании от льготы по НДС может стоять схема уклонения от уплаты налога. Так, отказ поставщика компании-экспортера от льгот по статьям 145, 149 НК РФ считается одним из признаков недобросовестности самого экспортера (внутренняя методичка ФНС по проверкам экспортеров * ). А отказ от льготы организацией, продающей металлолом, прямо назван ФНС «признаком, повышающим вероятность риска недобросовестности налогоплательщика как участника схем незаконного возмещения НДС».

Причем опасения инспекторов зачастую небезосновательны. Так, один из сотрудников налоговых органов Приволжского федерального округа поделился с «ПНП» следующей экзотической схемой минимизации НДС, выявленной при проверке (см. схему «Проценты с НДС»).

* Подробнее о проверках экспортеров по НДС читайте в статье «Экспортный НДС: параметры обязательной налоговой проверки» в «ПНП» № 9, 2007, стр. 25.

Проверяемая «белая» компания постоянно привлекала заемные средства у различных организаций на возмездной основе. Процентная ставка находилась в разумных пределах, однако, помимо процентов, компания платила своим кредиторам еще и НДС. Оказалось, что все заимодавцы проверяемой компании (обладающие признаками «однодневок») написали заявление в налоговый орган об отказе от льготы, предоставленной подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ (операции по предоставлению займов в денежной форме). После чего на законном основании выставляли счета-фактуры на сумму процентов по займу с выделением НДС. Заемщик уплачивал НДС, после чего ставил его к вычету, а заимодавцы налогов не платили и исчезали.

По словам налоговика, компанию обвинили в недобросовестности и организации схемы незаконного возмещения НДС. Ей был доначислен НДС и налог на прибыль. Так как налоги, штраф и пени были уплачены компанией в добровольном порядке, никаких иных последствий дело не имело.

— трудность доказывания правомерности применения льготы и реальный риск уплаты налога за счет собственных средств. Такие трудности могут возникать при введении товара в легальный оборот из сферы «теневой» экономики, где возмещение НДС на практике не представляется возможным (статья 149 НК РФ);
— отказник фактически является не самостоятельным налогоплательщиком, а лицом, который заведомо не исполнит свои налоговые обязательства и используется с целью уклонения от налогообложения и (или) мошенничества с целью незаконного получения денежных средств из бюджета (статьи 145 и 149 НК РФ).

Именно поэтому отказ от налоговых льгот представляет интерес для налоговых органов как сигнал о возможном нарушении законодательства.

Однако и те компании, которые пользуются некоторыми из льгот (например, «инвалидными»), также находятся под пристальным вниманием налоговиков. Получается, что ни использование льгот, ни отказ от них фактически не снижают налоговый риск, который возникает уже по факту ведения льготируемой деятельности. Поэтому, раз уж от налогового риска уйти не удается, рассмотрим ситуации, когда отказ от льгот может принести компании налоговую выгоду. И как в таком случае можно снизить риск предъявления налоговых претензий.

ЛЬГОТЫ, ОТ КОТОРЫХ ХОТЕЛОСЬ БЫ ОТКАЗАТЬСЯ

Наиболее спорными в плане целесообразности их применения являются льготы по НДС, предоставляемые по пункту 3 статьи 149 НК РФ. Например, освобождение от НДС реализации изделий художественных промыслов, сельскохозяйственной продукции, лома и отходов цветных и черных металлов или продукции, изготовленной инвалидами, а также раздача товаров в рекламных целях.

Читайте так же:  Сколько лет пенсионный стаж для женщин

Применение таких льгот либо дает весьма незначительный эффект (например, при освобождении от НДС передачи товаров в рекламных целях), либо невыгодно из-за перспективы потери контрагента-плательщика НДС (как в случае с металлоломом или сельхозпродукцией) или перспективы восстановления НДС. Кроме того, применение льгот влечет обязанность вести раздельный учет по льготируемым и нельготируемым операциям, что зачастую увеличивает управленческие расходы компании и повышает риск совершения ошибки в налоговом учете.

Однако уровень цен у различных категорий поставщиков не может рассматриваться с бытовой точки зрения — цена при поставке товара неплательщиком НДС обычно равна цене товара без НДС у поставщика – плательщика НДС. Таким образом, достигается равная налоговая нагрузка — база по налогу на прибыль у неплательщика такая же, как и у плательщика. Следовательно, плательщик НДС будет согласен приобрести товар у неплательщика только если цена товара будет ниже на сумму НДС по сравнению с ценой у плательщика НДС.

Рассмотрим конкретные случаи, когда отказ от льготы по НДС выгоден компании. p

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НДС

Одна из наиболее весомых причин отказаться от применения льготы — необходимость восстановить НДС по товарам (работам, услугам), используемым в не облагаемых НДС операциях (подп. 3 п. 2 статьи 170 НК РФ). То есть если компания воспользовалась какой-либо из льгот по НДС, установленных статьей 149 НК РФ, принятый ранее к вычету НДС по товарам, материалам, основным средствам и нематериальным активам, которые используются в этой деятельности, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Но только если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет более 5 процентов общей величины расходов на производство реализуемой продукции (п. 4 ст. 170 НК РФ). Впрочем, это не такой уж и редкий случай. Ведь, к примеру, к операциям, освобожденным от обложения НДС, относятся услуги по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ — проценты по займам НДС не облагаются) и реализация прав требования (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ). А подобные расходы (особенно у компаний, входящих в холдинг) могут существенно превышать 5 процентов.

А вот металлургическим компаниям оказалось невыгодно работать с поставщиками, применяющими эту льготу. Ведь для металлургов металлолом — это сырье, используемое в производстве. Таким образом, входной НДС с этого сырья будет потерян. Недовольны оказались и экспортеры — они не могут возместить НДС, полученный от поставщиков лома из бюджета. Поэтому многие компании отказывались от применения льготы. И вот Федеральным законом от 17.05.07 № 85-ФЗ была внесена поправка в Налоговый кодекс, переносящая льготу по лому цветных и черных металлов из пункта 3 в пункт 2 статьи 149. Так как налогоплательщик может отказаться лишь от льгот, перечисленных в пункте 3, отказ от льготы по металлолому с 2008 года стал невозможен.

КОНТРАГЕНТ САМ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЛЬГОТОЙ

Очевидно, что не имеет смысла применять любые виды освобождений от НДС (ст. 145, 149 НК РФ), когда основные покупатели компании имеют возможность применять льготную ставку НДС (10 или 0%). Ведь в таком случае для компании-покупателя значительно снижается эффект от применения этой льготной ставки — он не сможет возместить уплаченный поставщикам НДС из бюджета.

Так, производителю товаров детского ассортимента (реализация которых облагается по ставке 10%) невыгодно работать с поставщиками сырья, освобожденными от НДС. А экспортер не сможет в полной мере получить выгоду от ставки 0 процентов, если его поставщики не платят НДС. Наиболее остро стоит эта проблема при экспорте изделий художественных промыслов (подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ), приобретении (и последующем использовании в производстве или экспорте) товаров, произведенных организациями инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) или сельхозпредприятиями (подп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ). От таких льгот выгоднее отказаться.

Однако существует опасность, что если компания откажется от невыгодных для нее льгот, налоговики всерьез заинтересуются ее деятельностью. Такие указания прямо даны во внутренней методичке ФНС по проверкам экспортеров. Там даже приведена схема лжеэкспорта, основанная на отказе от льготы (см. схему «Лжеэкспорт»): Фирма, чтобы получить НДС из бюджета, организует схему фиктивного экспорта товара, реализация которого льготируется, например, лома цветных металлов.

При этом участники схемы заявляют налоговым органам об отказе от применения льготы по НДС. В результате экспортер требует из бюджета НДС за фиктивно полученный им товар, у фирмы-«прокладки» НДС к уплате не образуется, так как наценки на товар нет (или она минимальна), а фирма-«однодневка» налог в бюджет не уплачивает и исчезает.

Ранее налоговики и чиновники Минфина придерживались позиции, что в таком случае права на вычет у экспортера нет (письма Минфина России от 08.02.05 № 03-04-08/18, от 02.08.04 № 03-04-08/46, УМНС России по г. Москве от 19.09.03 № 24-11/51717). Их поддерживал и Президиум ВАС РФ (постановление от 14.12.04 № 8870/04). Однако документы это достаточно старые и касаются других подпунктов 149 статьи НК РФ, а более новых разъяснений пока не появилось. Хотя, на мой взгляд, позиция чиновников правомерна.

ВЫГОДНА ЛИ КОМПАНИИ ЛЬГОТА?

Чтобы принять решение, отказываться компании от освобождения от НДС или нет по какому-то виду деятельности, нужно принять во внимание следующие факторы.
Налоговый учет в компании, осуществляющей как льготируемую, так и облагаемую НДС деятельность, ведется раздельно (п. 4 ст. 170 НК РФ). Если выгода, получаемая компанией от применения льготы, незначительна, компании целесообразно отказаться на нее, чтобы снизить нагрузку на бухгалтерию. Это будет выгодно как в плане снижения налоговых рисков (проверяющие обнаружат меньше ошибок в учете, а также возникнет меньше споров по поводу разделения налоговой базы), так и в финансовом плане (возможно, потребуется меньше работников). На практике именно этой причиной объясняется большинство отказов от льгот.

Кроме того, стоит принять во внимание не только выгоды в виде экономии на НДС, которые компания может получить от применения льготы, но и суммы НДС по основным средствам, используемым в льготируемой деятельности, ранее принятые к учету. Кроме того, налогоплательщику придется разделить между видами деятельности суммы НДС по общехозяйственным расходам – часть из них также нельзя будет принять к вычету. Возможно, чтобы избежать подобных проблем, для компании будет выгоднее выделить льготируемую деятельность в отдельную фирму.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, не всегда в приведенных ситуациях отказ от применения льгот имеет смысл. Например, неизвестно, что выгоднее экспортеру: купить товар по 100 руб. плюс НДС 18 руб., и годами добиваться права на применение ставки НДС 0 процентов, или сразу купить товар у льготника по 100 руб., не связываясь с проблемой подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.

Источники

Отказ налоговой льготы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here