Отмена инвестиционной налоговой льготы сдвинет кривую

Сегодня предлагаем статью: "Отмена инвестиционной налоговой льготы сдвинет кривую", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Правительство предложило бизнесу инвестиционную льготу

Правительство предлагает ввести общую инвестиционную льготу для всех компаний, вкладывающих в модернизацию. Об этом сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев в Госдуме. Такие компании смогут рассчитывать на сокращение налога на прибыль до 5% (сейчас общая ставка – 20%). Чтобы получить ее, компании должны направлять деньги на реконструкцию, модернизацию производства, высокотехнологичное оборудование, перечислил премьер. По его словам, эта тема уже обсуждалась с президентом.

Оборонные предприятия поддержат налогами

Бизнес начал просить о налоговых льготах для инвестиций сразу после отмены инвестиционной льготы в 2002 г. Ее механизм отличался от того, что предлагает правительство сейчас, компании получали вычет из налоговой базы на часть суммы капитальных вложений. Тогда правительство обосновало ее отмену тем, что было решено снижать ставку налога на прибыль – с 35% сначала до 24%, а затем и до 20%. Льгота увеличит ликвидность для инвестиций, говорит топ-менеджер крупной российской компании, стимулирует модернизацию производства.

В 2015 г. президент Владимир Путин уже поручал по итогам Петербургского экономического форума проработать вопрос о налоговой льготе промышленным предприятиям – на сумму капитальных вложений в модернизацию. Он поручал правительству сначала разрешить давать льготу регионам, а затем сделать ее федеральной, введя поправки в Налоговый кодекс. Но поручение так и не было выполнено. Против был Минфин.

Сейчас льготы по налогу на прибыль предусмотрены только для региональных инвестиционных проектов, а также резидентов территорий опережающего развития – они на пять лет освобождены от выплаты федеральной части налога на прибыль, а региональная часть налога снижена до 5%. Участники региональных инвестпроектов не платят налог в федеральный бюджет 10 лет вообще, а региональная часть для них снижена до 10% на пять лет. Регионы по своему усмотрению могут снижать ставку вплоть до нуля.

Проблема отмены инвестиционных и социальных льгот по налогу на прибыль.

Налог на прибыль является основным в налоговой системе РФ. Соответствующим образом сформированная система налоговых льгот позволяет государству обеспечить наиболее благоприятные условия для развития приоритетных отраслей производства (причем для регионов эти приоритеты могут быть различны). Предоставление льгот также способствует осуществлению инвестиционной политики. В связи с этим в законодательстве о налоге на прибыль льготам отведено одно из основных мест.

Налоговые льготы представляют собой систему мер налогового регулирования, направленную на полное или частичное уменьшение налоговых обязательств плательщиков в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, скидок и кредитов.

Льготами по налогам в соответствии с первой частью НК РФ (ст. 56) признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.

Экономистами признано, что именно прямые налоги, а среди них налог на прибыль, содержат наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности. В сочетании с амортизационной политикой налог на прибыль определяет размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего роста, и в конечном счете формирует существенную часть инвестиционного потенциала, необходимого для развития экономики.

Совет Федерации проголосовал за принятие закона, в котором предусмотрено полное прекращение с 1 января 2004 года действия льгот по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты. Льготы устанавливались законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления.

Ставка налога на прибыль снижается для всех, а инвестиционной льготой пользовались только некоторые. Значит, и выгоды от предпринятого обмена «ставка на льготы» получат не все, а только те, кто …не инвестирует.

Упраздняя инвестиционную льготу по налогу на прибыль, власти пошли на резкое снижение ставки налога на прибыль и введение новой амортизационной политики в целях налогообложения.
Льготы, предназначенные изначально для стимулирования развития территорий, создавали благоприятные условия для ухода от налогов, ведомственных злоупотреблений, стимулировали недобросовестную конкуренцию среди регионов по “перетягиванию” налоговой базы.

Отмена инвестиционной льготы ухудшила материальное положение налогоплательщика, что нарушает один из главных принципов налогового права.

Таким образом, обсуждаемые новшества по налогу на прибыль, скорее всего, увеличат налоговую нагрузку на промышленные предприятия и могут даже привести к снижению инвестиционной активности субъектов экономики. В то же время у предприятий остается достаточно много возможностей для налогового планирования, прежде всего в части выработки новых эффективных мероприятий в области амортизационной политики, а также в части формирования финансовых затрат производства. Все это в совокупности вряд ли приведет к кардинальному решению проблемы экономической политики правительства — выводу в исторически короткий срок российских предпринимателей из теневого сектора.

В борьбе с налоговыми махинациями на почве инвалидных льгот законодатели к сегодняшнему моменту добились довольно значительных результатов. В частности, одной из самых действенных мер по нейтрализации «инвалидных» схем принято считать поправки в главу 25 Налогового Кодекса РФ, принятые в этом году. Эти поправки серьезно ограничили возможности предприятий, учредителями которых являются общественные организации инвалидов, по минимизации налога на прибыль. По новым правилам, оптимизировать выплаты по налогу позволяют только подпункты 38 и 39 пункта 1 статьи 264 НК. В соответствии с ними, предприятия, в которых более половины сотрудников являются инвалидами и при этом их зарплата составляет не менее четверти всего фонда оплаты труда компании, имеют единственную возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль, за счет расходов на социальную защиту инвалидов.

Сравнительный анализ суммарных величин амортизации и чистой прибыли в случаях применения и неприменения амортизационной премии показал, что в конечном счете каких-либо существенных преимуществ применение такой премии не даст. Эффект в случае ее применения проявляется только в первый год использования основных средств, который в последующие годы нейтрализуется увеличением налога на прибыль, вызванного уменьшением амортизации. Амортизационную премию следует рассматривать в качестве налогового инструмента стимулирования инвестиционной активности в основном тех хозяйствующих субъектов, которые воспользовались банковским кредитом и, вернув с первой же выручки от реализации товаров (работ, услуг) средства в размере не более 10% осуществленных капитальных вложений, получают возможность направить их на погашение кредита.

Следует отметить, что в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ существуют и иные новации, направленные на стимулирование инвестиций.

Читайте так же:  Как узнать какая накопительная часть пенсии

Первая — проценты по долговым обязательствам инвестиционного (капитального) характера стали учитываться в составе внереализационных расходов текущего периода (т. е. проценты не капитализируются). Вторая — учет убытков от реализации объектов амортизируемого имущества. Действовавший до 1 января 2002 г. порядок исчисления налога на прибыль предприятий и организаций не предусматривал уменьшение налоговой базы на суммы убытка от реализации основных средств и иного имущества (кроме ценных бумаг). С 1 января ситуация изменилась. Третья — освобождение от налогообложения прямых иностранных инвестиций на финансирование капитальных вложений. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, являются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В целях привлечения инвестиций в экономику отдельных регионов и высокотехнологичных отраслей, портового и туристско-рекреационного хозяйства власти предусмотрели введение налогового стимулирования деятельности резидентов (участников) в особых экономических зонах. На сегодня законодательно регулируется деятельность резидентов особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях; таких зон промышленно-производственного типа в г. Елабуга Республики Татарстан, г. Грязи Липецкой области; технико-внедренческого типа в г. Дубна Московской области, Зеленограде, Томске, Санкт-Петербурге; туристско-рекреационного типа в семи субъектах Федерации (7) .

Налоговый механизм привлечения частного капитала в особые экономические зоны различного типа включает: налоговые каникулы для резидентов, в том числе освобождение от уплаты на пятилетний период налога на имущество организаций, земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также транспортного налога в соответствии с законодательством субъекта Федерации; пониженную ставку с регрессивной шкалой (с 26 до 14%) единого социального налога (только для зон технико-внедренческого типа) в соответствии с Налоговым кодексом РФ; пониженную (с 17, 5 до 13, 5%) региональную ставку налога на прибыль в соответствии с законодательством субъекта Федерации.

Анализ выявил неочевидность связи между отменой инвестиционной льготы по налогу на прибыль с 1 января 2002 г. и снижением инвестиционной активности в последующие годы. В 2001 г., предшествующему отмене инвестиционной налоговой льготы, некоторый рост инвестиций в основной капитал был обусловлен фактором «последнего шанса» в использовании льгот по налогу на прибыль (соответствующий закон был принят в июле 2001 г. и подписан Президентом РФ 6 августа 2001 г.).

На современном этапе развития экономики, когда долгосрочные банковские кредиты остаются малодоступными, а самофинансирование выступает одной из важнейших форм обеспечения инвестиций, важно стимулировать налоговыми методами активное использование собственных средств как основных резервов расширенного воспроизводства основного капитала.

Регионы должны активнее предоставлять инвестиционную налоговую льготу

Увеличить долю инвестиций в ВВП до 25% к 2024 г. – одна из ключевых задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным в его майском указе. Успех же его реализации «во многом будет зависеть от скоординированной работы федерального центра и регионов», говорил он в декабре 2018 г. Еще два года назад для стимулирования инвестиций власти придумали инвестиционную налоговую льготу, которую регионы получили право вводить с 2018 г. Но с тех пор воспользовались ею лишь 10 регионов, жаловался Путин на форуме «Деловой России» и поручил регионам активнее предоставлять такие вычеты, чтобы стимулировать инвестиции в модернизацию производства. Такое поручение было опубликовано в понедельник. Отчитаться о возможности введения таких льгот регионы должны до 15 июня.

Льгота распространяется на инвестиции в покупку оборудования, модернизацию и реконструкцию производства. В 2017 г. большая часть инвестиций в основной капитал шла на строительство новых объектов (55,7% всех инвестиций), меньше всего на реконструкцию, в том числе модернизацию, следует из данных Росстата. За первое полугодие 2018 г. 35,6% инвестиций были направлены на покупку или обновление оборудования и транспорта и почти 50% – зданий и сооружений.

Льгота позволяет напрямую вычесть расходы на модернизацию из налога на прибыль – до 90% затрат из региональной части налога (17 п. п. из 20%), 10% – из федеральной. Если вычет окажется больше налога, неиспользованную часть льгот можно перенести на следующие годы. Регионы могут ограничить максимальный размер вычета региональной части налога на прибыль, а также выбрать категории оборудования и какие отрасли могут воспользоваться льготой.

Многие из регионов, которые уже ввели вычет, выбрали такие ограничения, что льготой практически никто не может воспользоваться, рассказывает партнер Dentons Василий Марков: например, один промышленный регион на Урале выбрал только отрасли, связанные с туризмом.

Регионы в приоритет ставят не развитие экономики, а выполнение требований Минфина – сокращать долг и дефицит, считает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Минфин всегда внимательно относится к льготам дотационных регионов и может даже уменьшить трансферт, если сочтет их неэффективными, напоминает Марков.

В 2018 г. профицит всех регионов составил 491,5 млрд руб., а с дефицитом год закончили всего 15 регионов (в 2017 г. – 40). Основной вклад в рост доходов – 38% – внес налог на прибыль из-за роста цен на сырье, писали аналитики АКРА. Повлияло и сдерживание роста расходов, считает Редькин. Но сам профицит говорит о том, что возможности предоставлять льготы есть, считает он, вопрос в том, насколько льготы будут эффективными для стимулирования роста.

Регионы же не готовы отказаться от поступлений основного налога – на прибыль, говорит замгубернатора одного из регионов (для некоторых проектов ставка налога снижена до 10–13,5%). С введением льготы предприятие будет негативно влиять на экологию, но ничего не платить в бюджет, а высокотехнологичные компании даже не создадут большого количества рабочих мест, рассказывает он, такое решение бессмысленно. Критикует механизм и сам бизнес, говорит Марков: условия жесткие, кроме того, обычно предприятие в течение первых нескольких лет работает себе в убыток – и обычный механизм амортизации оказывается не менее эффективным, но гораздо проще.

Регионы же считают, что остальных льгот достаточно, считает партнер KPMG Нина Гулис: например, снижение ставки по налогу на прибыль (с 2019 г. регионы лишились такого права, но до 2023 г. действуют льготы, введенные до начала 2018 г. – «Ведомости») или льготы по налогу на имущество. В том или ином виде инвестиционная льгота всегда существовала – предприятия договаривались с региональными властями, что при определенном уровне инвестиций они получат такие льготы, отмечает Редькин. Например, в Республике Коми на отдельные категории имущества для малого и среднего бизнеса установлена нулевая ставка, полностью освобождены от налога на имущество проекты ГЧП, концессионеры, предприятия, реализующие программы газификации, участники специнвестконтрактов, резиденты ТОСЭР, перечисляет министр экономики республики Марина Анисимова: по сути, это и есть инвестиционные налоговые льготы.

Читайте так же:  Оплата проезда в военный санаторий военному пенсионеру

Еще одна причина – временной лаг между принятием льготы на федеральном уровне и ее запуском на региональном – нужно разработать локальное законодательство, бизнесу нужно узнать о ней, оформить заявку, рассуждает Редькин.

Но в перспективе инвестиционный налоговый вычет действительно может стать одной из немногих мер стимулирования инвестиций, когда с 2023 г. регионы не смогут понижать ставки налога на прибыль, считает Гулис. Регионы больше не могут вводить льготы, кроме тех, которые упомянуты в Налоговом кодексе, и инвестиционный вычет – одна из немногих альтернатива старым льготам, согласен Марков.

Сами по себе налоговые льготы не могут стать решающими для инвестора, считает партнер EY Иван Родионов – важнее рынки сбыта, трудовые ресурсы, логистика. Даже если регионы решатся применять инвестиционный вычет, это не даст гарантии роста инвестиций бизнеса, заключает он.

Налоговые льготы новым промпредприятиям установят как для региональных инвестпроектов

На едином портале началось общественное обсуждение текста законопроекта о льготах вновь создаваемым организациям промышленности, осуществляющим капитальные вложения в производственные мощности.

Для таких организаций будет предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а субъекты РФ смогут предусматривать установление пониженной ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в региональные бюджеты. Напомним, что сейчас в общем случае в федеральный бюджет перечисляется 2% налогооблагаемой прибыли, а в региональные бюджеты — 18%. Для участников региональных инвестпроектов предусмотрены аналогичные льготы тем, которые планируется установить для вновь создаваемых организаций промышленности.

«Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного Налоговым кодексом РФ в отношении региональных инвестиционных проектов. . Условия, при соблюдении которых вновь создаваемым предприятиям промышленности может быть предоставлено право воспользоваться данной льготой, а также особенности проведения налогового контроля и раскрытия информации устанавливается по аналогии с порядком, установленным для участников региональных инвестиционных проектов», — говорится в пояснительной записке.

В отличие от региональных инвестпроектов, льготы вновь создаваемым и инвестирующим в производство промпредприятиям будут действовать на всей территории страны. При этом пониженные ставки налога на прибыль для новых промпредприятий не устанавливаются жестко, как для региональных инвестпроектов. Общий объем льгот, полученных с момента появления первых доходов от реализации нарастающим итогом, для новых промпредприятий будет равен сумме капвложений. Для этого будет исчисляться разница между расчетной величиной налога, исчисленной по ставке 20%, и суммой налога с учетом пониженных ставок. Как только эта разница достигнет объема капвложений, предоставление льгот (как в части федерального бюджета, так и регионального) будет прекращаться.

При этом «размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижен до десяти процентов» (в отличие от этого, для региональных инвестпроектов размер такой ставки не может превышать 10%).

Для того, чтобы получить льготы, согласно законопроекту, инвестиционная декларация должна предусматривать объем капвложений от 50 до 500 млн рублей в течение не более трех лет или свыше 500 млн рублей в течение не более 5 лет. Аналогичные условия установлены и для региональных проектов.

Отмена инвестиционной налоговой льготы сдвинет кривую

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Льготы по налогу на имущество организаций.

Региональным законодательством в отношении участников СПИК могут предусматриваться льготы по налогу на имущество. Например, в Пермском крае обнулена ставка налога на имущество организаций на срок действия СПИК начиная с налогового периода, в течение которого заключен СПИК. При выбытии объектов основных средств в течение трех лет со дня применения по отношению к ним налоговой ставки 0 % налог подлежит уплате в общеустановленном порядке (см. Закон Пермского края от 08.10.2015 № 549-ПК).

Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так, в Тюменской области на 2020 год продлено действие ставки налога на имущество в размере 0 % в отношении имущества, созданного или модернизированного в рамках реализации СПИК (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 05.11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков»).

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Читайте так же:  Выход на пенсию по вредности по новому

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности[6].

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2006 г. N А11-890/2006-К2-24/51 Ввиду неисследованности нижестоящей инстанцией вопросов о том, не превышает ли срок применения льгот по налогу на имущество срок окупаемости инвестиционного проекта, а размер льгот — объем инвестиций, направленных на реализацию этого проекта, окружной суд отменил обжалуемый судебный акт и направил дело на новое рассмотрение (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 16 ноября 2006 г. N А11-890/2006-К2-24/51
(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту — ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области (далее по тексту — Инспекция, налоговый орган) от 27.01.2006 N 08-13/128 в части начисления авансового платежа по налогу на имущество в сумме 10 856 598 рублей и пеней в сумме 500 620 рублей 39 копеек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Владимирской области (далее по тексту — Администрация).

Решением суда от 30.05.2006 заявленное требование удовлетворено.

Видео (кликните для воспроизведения).

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

ООО и Администрация в отзывах на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразили, считают решение суда законным и обоснованным.

Представители налогового органа, Общества и Администрации доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, поддержали в судебных заседаниях.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 13 часов 30 минут 04.10.2006 до 16 часов 11.10.2006.

Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение суда от 11.10.2006).

Законность принятого Арбитражным судом Владимирской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274 , 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного ООО расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за девять месяцев 2005 года и установила неуплату налога в сумме 10 856 598 рублей вследствие неправомерного применения льготы, предусмотренной в пункте 7 Закона Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области».

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова: «предусмотренной в пункте 7 Закона Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ» следует читать: «предусмотренной в статье 7 Закона Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ»

Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя Инспекции вынес решение от 27.01.2006 N 08-13/128, в котором предложил Обществу уплатить в бюджет доначисленный авансовый платеж по налогу на имущество в указанной сумме, а также пени за несвоевременную уплату этого налога в размере 500 620 рублей 39 копеек.

ООО не согласилось с решением налогового органа в данной части и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта частично недействительным.

Руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 , пунктом 1 статьи 56 , статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации; статьями 7 , 14 Закона Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области», Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о соблюдении Обществом условий для получения права на налоговую льготу по налогу на имущество и удовлетворил заявленное требование.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — Кодекс) налогоплательщик имеет право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В статье 372 Кодекса предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Законом Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» установлены налоговые льготы для участников инвестиционной деятельности.

Читайте так же:  Единовременное пособие при рождении ребенкаг

В статье 7 названного Закона предусмотрено, что льготы по налогу на имущество организаций предоставляются в виде уменьшения налогооблагаемой базы на среднегодовую стоимость имущества, созданного или приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта, в течение срока окупаемости инвестиций. Налоговые льготы предоставляются на период, не превышающий срок окупаемости инвестиционного проекта. Размер налоговых льгот, предоставленных получателю, не может превышать объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционного проекта. Налоговые льготы предоставляются при наличии раздельного учета льготируемого объекта налогообложения. Суммы средств, высвободившихся в результате предоставления льгот, направляются на пополнение оборотных средств, развитие и совершенствование производства.

В случае, если получатель, в отношении которого установлен льготный режим налогообложения, не выполнил условия предоставления налоговых льгот, не уплаченные в связи с этим суммы налогов за весь период льготного налогообложения подлежат уплате в областной бюджет согласно действующему законодательству.

Таким образом, для применения указанной льготы по налогу на имущество необходимо соблюдение следующих условий: наличие и реализация налогоплательщиком инвестиционного проекта; ведение раздельного учета льготируемого объекта налогообложения; срок применения льгот не должен превышать срок окупаемости инвестиционного проекта, а размер льгот — объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционного проекта. При этом суммы средств, высвободившиеся в результате предоставления льгот, должны направляться на пополнение оборотных средств, развитие и совершенствование производства.

Согласно статье 14 названного Закона инвестиционные проекты подлежат обязательной экспертизе, а инвестиционным проектам, прошедшим экспертизу, присваивается определенная категория.

В соответствии со статьей 21 Закона с лицом, реализующим одобренный инвестиционный проект, администрация Владимирской области заключает договор об условиях реализации инвестиционного проекта.

Арбитражный суд Владимирской области, оценив представленные в дело доказательства, установил, что в соответствии с протоколом об условиях осуществления инвестиций в строительство стекольного завода во Владимирской области от 28.06.2001 N 55 администрация Владимирской области и компания Anadolu Cam Sanayii A. S. (инвестор) пришли к соглашению об учреждении инвестором в Гороховецком районе предприятия с иностранными инвестициями — общества с ограниченной ответственностью, которое осуществляет строительство предприятия стекольного производства. При строительстве инвестор обеспечивает финансовое освоение инвестиций объемом около 40 000 000 долларов США. Администрация в свою очередь рассматривает технико-экономические показатели инвестиционного проекта и оказывает необходимое содействие по предоставлению льгот в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно протоколу заседания постоянной комиссии по развитию проектного финансирования на территории Владимирской области от января 2003 года N 1 заявка Общества на получение государственной поддержки инвестиционного проекта утверждена. 06.02.2003 между администрацией Владимирской области и Обществом заключен договор N 8 об условиях реализации инвестиционного проекта, в соответствии с которым инвестору при реализации им инвестиционного проекта предоставляется льгота по налогу на имущество в части, зачисляемой в областной бюджет, в виде уменьшения налогооблагаемой базы на среднегодовую стоимость имущества, созданного либо приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта (пункт 3.1.2 договора). Как следует из пункта 2.1 договора, инвестиционный проект инвестора прошел в установленном порядке экспертизу, получил положительное заключение и одобрен. Новым производством, выделенным в обособленное структурное подразделение, является весь стекольный завод в городе Гороховце Владимирской области. Проекту присвоена первая категория.

В рамках указанного инвестиционного проекта введены в эксплуатацию три печи, на каждую из которых имеется технико-экономическое обоснование, прошедшее экспертизу и одобренное в установленном Законом порядке (протоколы от 25.11.2005 N 4 и от 27.07.2005 N 7).

Общество осуществляет строительство только названного объекта, то есть все имущество стекольного завода является льготируемым объектом налогообложения и раздельного учета по каждому наименованию имущества не требуется.

Суд также установил, что суммы средств, высвободившиеся в результате предоставления налоговых льгот, направляются на пополнение оборотных средств, развитие и совершенствование производства.

Таким образом, суд первой инстанции проверил соблюдение Обществом следующих условий для применения налоговой льготы: о наличии и реализации налогоплательщиком инвестиционного проекта, ведении раздельного учета льготируемого объекта налогообложения и направлении средств, высвободившиеся в результате предоставления льгот, на пополнение оборотных средств, развитие и совершенствование производства.

Вместе с тем суд не исследовал вопросы о том, не превышает ли срок применения льгот срок окупаемости инвестиционного проекта, а размер льгот — объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционного проекта. Без проверки соблюдения налогоплательщиком данных условий невозможно сделать вывод о правомерном либо неправомерном применении Обществом налоговой льготы, предусмотренной в статье 7 Закона Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области», и, соответственно, об обоснованном либо необоснованном доначислении налоговым органом Обществу налога на имущество и пеней.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Владимирской области по настоящему делу подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287 , частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2006 по делу N А11-890/2006-К2-24/51 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

С 2020 года участники специальных инвестиционных контрактов приобретают статус самостоятельной категории налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Одновременно изменена содержательная часть системы налогового поощрения. Например, снят ряд ограничений, что делает этот способ инвестирования более выгодным и доступным. Грядущие изменения дают весомый повод заострить внимание на особенностях налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ)[1].

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Читайте так же:  Досрочная пенсия многодетным матерям с 3 детьми

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].

Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

участником консолидированной группы налогоплательщиков;

резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Ускоренный порядок начисления амортизации.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ разрешено применение специального коэффициента, но не выше 2 к норме амортизации в отношении основных средств, включенных в первую – седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Правила отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями СПИК утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 484.

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.

[2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.

[3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.

[4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410).

[5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

Источники

Отмена инвестиционной налоговой льготы сдвинет кривую
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here