Содержание
- 1 Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения
- 2 1.Понятие принципов права социального обеспечения
- 3 Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика
- 4 Электронная библиотека
- 5 20.2. Принципы права социального обеспечения
- 6 Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения
- 7 Основные принципы права социального обеспечения
Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения
Систему принципов права социального обеспечения составляют:
а) всеобщность социального обеспечения;
б) финансирование социального обеспечения за счет страховых взносов и государственного бюджета;
в) дифференциация условий и уровня социального обеспечения;
г) универсальность и комплексность при предоставлении социального обеспечения.
Кроме общих отраслевых принципов существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они применимы к отдельным организационно-правовым формам социального обеспечения.
3. Содержание принципов права социального обеспечения
Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Временно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане также имеют право на социальное обеспечение, но основанием для этого являются соответствующие международные договоры. Беженцам предоставляются те виды социального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федерации при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам»).
Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они предоставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом возраста и наличия трудового стажа установленной продолжительности.
Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюджета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услуги в централизованных внебюджетных фондах социального назначения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «внебюджетными».
Денежные средства фондов формируются, как уже было сказано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды пополняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фонды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физических и юридических лиц.
Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.
Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые договоры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.
В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачиваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболевания или по случаю потери кормильца, а также выполняет другие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.
Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным и др.
Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, государственных и общественных организаций, личные средства граждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохранения направляются для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здравоохранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного медицинского страхования за счет отчислений страхователей в территориальные фонды ОМС.
Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рож-
Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступлении всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудового увечья, потери кормильца, накопления определенного трудового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуждаемости и т. д.
Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государственные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подобные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
1.Понятие принципов права социального обеспечения
Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.
Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др.
По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.
Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.
Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.
Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения ( Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М., 1987. С.60-73; Егоров А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. М., 1984. С.68-73; Зайкин А.Д. (ред.). Советское право социального обеспечения. Учебник. М., 1982. С.54-66.).
В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М:Волтерс Клувер, 2004. С.114-126; Филиппова М.В.(ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: «Юристъ», 2006. С.88-111.; Гусов К.Н. (отв. ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М: ООО «Издательство Проспект», 2007. С.79-97 и др.).
Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:
— всеобщность социального обеспечения;
— дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
— гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
— ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни (Приложение. Рис.7.).
Рисунок 7. Принципы права социального обеспечения
Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.
Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.
Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика
Понятие принципов права социального обеспечения
Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».
Отличие принципов права от правовых норм:
- принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
- с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
- определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.
В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.
Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.
Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.
Отраслевые принципы права
К отраслевым принципам права социального обеспечения следует относить:
- связующую нить с рабочей деятельностью;
- универсальность общественного снабжения;
- первостепенность снабжения определенных групп лиц;
- снабжения всей семьи, а не отдельных членов;
- рассчитывание объемов социального обеспечения;
- эпизодичность индексации основных форм общественного обеспечения.
Рассмотрим каждый из представленных принципов более детально.
Первый из них гласит, что от количества отработанных лет зависит право на множество из видов социального обеспечения.
Например, для выплаты страховой пенсии при наступлении пожилого возраста обязательное условие более 15 лет трудовой деятельности.
Сумма выплаты прямо пропорциональна количеству трудовых лет, т.е. размер обеспечения тем больше, чем больше трудовой стаж. Но бывают случаи, когда данные выплаты предоставляются независимо от существования стажа и его количество лет. Допустим, помощь в сфере медицины оказывается каждой личности.
Следующий принцип всеобщности заключается в финансовом обеспечении разных граждан несмотря на половую принадлежность, языковой барьер, происхождение, финансовое положение, статуса в обществе, религиозных убеждений и иных обстоятельств.
- Во-первых, принцип первоочередного обеспечения определенных групп лиц означает, что жители РФ для получения выплат собирают гораздо меньше документов в отличие от зарубежных граждан или вовсе без гражданства, которым необходимо в дополнении еще подтвердить факт постоянной прописки в России.
- Это объясняется тем, что материальные средства государства не бесконечны, и в дополнении, государство должно сохранять рациональный баланс национальных и зарубежных трудовых ресурсов.
- Во-вторых, определенные группы людей должны подлежать более детальной охране со стороны государства в связи:
- с существованием у них особых успехов и отличий перед Отечеством (ветераны войн, нобелиаты государственных премий, призеры Олимпийских и Паралимпийских игр и др.);
- претерпеванием лиц утрат (обитатель Ленинграда в период блокады, бывшие заключенные нацизма, подвергшиеся репрессиям, жертвы от радиационных влияний и др.);
- положением самочувствия гражданина (инвалиды, нетрудоспособные и др.);
- произведением работы в условиях, не относящихся к нормальным;
- возрастом (ребенок, старики и др.);
- особенной социальной значимостью (женщины в положении, семьи с детьми и др.).
- финансовым состоянием граждан (малоимущие).
Четвертый принцип означает, что в случае утраты одного члена, его семья имеет право на требования многих видов выплат (пенсия в связи с потерей кормильца, деньги на проведение похорон и др.).
Порядок рассчитывания сумм социальных выплат позволяет обеспечивать нормальный уровень жизни. Целевое применение данного положения в России пока не находится на должном уровне, но в последнее время правительство принимает некоторые меры, направленные на то, чтобы сумма финансовых выплат тем гражданам, которые в них нуждаются, была выше размера прожиточного минимума, прописанного для данной группы людей.
Последний принцип гласит, что правительственные выплаты семьям с одним ребенком, повышаются в объеме и временные рамки, предусмотренные законом об общегосударственном расчете на данный финансовый год исходя из планируемой ступени прироста.
Что касается трудовых страховых обеспечений, то размер закрепленной суммы к страховой пенсии проходит ежегодную переиндексацию с 1 февраля на коэффициент увеличения покупательских цен за прошедший период в один год. Более того, Государство РФ имеет право каждый год с 1 апреля на заключение о дополнительном подъеме прописанной доплаты к страховой пенсии лицам, имеющим ребенка.
Общие принципы права
Положения права разделяются на:
- общеправовые – характерные праву в общем;
- отраслевые – свойственные конкретному разделу;
- межотраслевые – присущие нескольким близким отраслям.
В основные положения права можно включить следующие понятия:
- объективность;
- легальность;
- первостепенность прав и свободы гражданина;
- господство Конституции РФ.
Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
- общеправовые (свойственные всем отраслям права);
- межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
- отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
- внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.
Общеправовые принципы:
- признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
- неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
- признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
- равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
- право каждого на объединение для защиты своих интересов;
- гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Межотраслевые принципы:
Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:
- обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- запрещение принудительного труда и др.
Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.
Внутриотраслевые принципы:
В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
Отраслевые принципы
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.
- всеобщность;
- финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
- дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
- универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
- осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
- дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
- обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
- гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
- многообразие видов социального обеспечения;
- участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Электронная библиотека
Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания. До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения, не существовало. Принципы отражены, например, в постановлении Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 с последующими изменениями, одобрившем Программу Пенсионной реформы в Российской Федерации, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и в ряде других.
Принципы права социального обеспечения по сфере действия классифицируются следующим образом:
· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права;
· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права;
· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права. Касательно права социального обеспечения к ним следует отнести всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и ряд других;
· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права. В праве социального обеспечения выделяют принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и некоторые другие.
Общеправовые принципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.). К ним относятся такие следующие принципы:
· человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
· признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;
· признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
· принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчуждаемость;
· права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
· равенство всех перед законом и судом;
· равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
· право каждого на жизнь;
· гарантированность каждому судебной защиты прав и свобод;
· право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
К общим принципам права обычно относят также принципы:
· законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;
· связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
· единства юридических прав и обязанностей;
Будучи общими, перечисленные принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права.
Наряду с общими принципами выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.
К межотраслевым принципам относятся:
· право на защиту от безработицы;
· право на охрану здоровья;
· государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
· право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;
· право на защиту от бедности.
Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся, прежде всего, трудовое право и право социального обеспечения.
Следующий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.
Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы – это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка.
· всеобщности социального обеспечения;
· обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения;
· социального обеспечения за счет уплаты единого социального налога (взноса);
· соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом;
· дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств.
Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при наступлении определенных обстоятельств получить установленные социальные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ (например, иностранцы, лица без гражданства и некоторые другие).
Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, все необходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.
Принцип социального обеспечения за счет уплаты единого социального налога (взноса). Социального обеспечения осуществляется за счет уплаты единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), за счет государственного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 второй части Налогового кодекса РФ установлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого социального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.
Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ, а также для определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплату по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются исходя из заработка работника, его страхового стажа, характера и условий труда.
Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения – принципы, касающиеся его отдельных институтов. Например, такому институту права социального обеспечения, как «пенсионное обеспечение», присущи следующие принципы:
· каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);
· каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
· каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком работника;
· средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.
Институт отрасли права «Социальное обслуживание» характеризуют следующие принципы:
· приоритетность предоставления социальных услуг.
Основными видами социального обеспечения выступают: пенсии, пособия, услуги (рисунок 4.5).
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
20.2. Принципы права социального обеспечения
Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность и доступность социального обеспечения;
2) многообразие форм и видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;
4) единство и дифференциация социального обеспечения;
5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;
6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;
7) охрана права граждан на социальное обеспечение.
По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).
Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).
Система социального обеспечения характеризуется не только огромными масштабами, но и универсальностью. В ней представлены все формы и виды социального обеспечения, предусмотрен-
ные Международной организацией труда (МОТ) в конвенциях и рекомендациях по социальному обеспечению.
Социальное обеспечение осуществляется за счет социальных фондов. Все виды пенсий и пособий выдаются гражданам, как правило, бесплатно, безвозмездно, безэквивалентно, то есть взамен их гражданин не должен производить со своей стороны никаких ответных действий с целью их получения. Однако, социальное обеспечение граждан осуществляется различно, в зависимости от стажа, от условий труда, от причины утраты трудоспособности, от наличия иждивенцев и т.д.
Государство проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения. Так, с учетом инфляции осуществляется пересмотр пенсий, вводятся надбавки к ним. То же самое можно сказать и о пособиях на детей, размер которых привязан к минимальному размеру заработной платы, изменяющемуся с учетом инфляции.
Важную роль в области социального обеспечения играют органы государственной власти и управления. Органы государственного управления привлекают к своей деятельности граждан, которые работают в этих органах на общественных началах.
Большая роль в деле социального обеспечения принадлежит профессиональным органам. Они совместно с администрацией предприятий, учреждений, организаций представляют работников к назначению пенсий и подготавливают необходимые для этого документы. Представители профсоюзных органов входят в состав комиссий по назначению пенсий, медико-социальных экспертных комиссий.
Существует целая система гарантий, посредством которых возможно осуществление и восстановление нарушенных прав граждан в области социального обеспечения. Гарантии по своему содержанию носят различный характер: политический, идеологический, экономический и правовой. Важную роль в охране права граждан на социальное обеспечение принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении государственного и общественного контроля за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения, а также возможности судебной защиты нарушенных прав.
Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
- общеправовые (свойственные всем отраслям права);
- межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
- отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
- внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.
Общеправовые принципы:
- признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
- неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
- признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
- равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
- право каждого на объединение для защиты своих интересов;
- гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Межотраслевые принципы:
Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:
- обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- запрещение принудительного труда и др.
Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.
Внутриотраслевые принципы:
В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10464 —
Основные принципы права социального обеспечения
Положения права занимают первостепенное место в законодательном регламентировании:
- во-первых, они предстают в роли центральных идей для государственных лиц, указывая направления модернизации юридических положений;
- во-вторых, органы управления и руководящие личности пользуются положениями права при утверждении частных постановлений;
- в-третьих, при упущении в законах положения возможно применять в виде правового принципа при разрешении спорной ситуации о праве;
- в-четвертых, положения права оказывают помощь в истинном объяснении правовых норм.
Определение 1
Принципы права – это центральные понятия, описывающие назначение права, его смысл и функции в группе людей.
Институциональные принципы права социального обеспечения
Положения обязательного общественного страхования:
- устойчивость материальной системы обязательного социального страхования, гарантируемая на основе равнозначности страховых выплачиваемых средств;
- общий основной вид общественного страхования, открытость для застрахованных субъектов воплощения своих социальных обеспечений;
- правительственная гарантия не нарушения прав застрахованных лиц на охрану от общественных страховых вероятностей и выполнение обязанностей по социальному страхованию вне зависимости от материального состояния человека;
- правительственное регламентирование структуры обязательного общественного страхования;
- важность деятельности представителей субъектов общественного страхования в регулирующей системе страхования;
- необходимость проведением страхователями финансовых пожертвований;
- наказуемость за нецелевое распределение финансов;
- проведения мониторинга;
- независимость денежной системы.
Принципы пенсионного обеспечения:
- принцип определения пенсии не связанной с наличием посторонней финансовой прибыли;
- принцип определения различного количества людей, обладающих правом на пенсию в связи со смертью кормильца;
- определение формы правительственной пенсионной выплаты в фиксированном значении;
- принцип перехода финансовых средств накопительной доли трудовой пенсии.
Принципы предоставления правительственной социальной услуги:
- целенаправленное применение бюджетных финансов;
- понижение степени общественного неравенства;
- увеличение прибыли граждан.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Положения общественного патронажа:
- целенаправленность;
- открытость;
- непринудительность;
- человечность;
- первостепенность оказания общественных услуг детям не достигшим 18 лет или лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
- секретность;
- направленность в области профилактической деятельности.
Источники
- http://studopedia.ru/9_139467_ponyatie-i-obshchaya-harakteristika-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html
- http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/1ponyatie-printsipov-prava-sotsialnogo-21588.html
- http://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya-ponyatie-klassifikatsiya-i-obschaya-charakteristika
- http://libraryno.ru/4-2-4-klassifikaciya-principov-prava-social-nogo-obespecheniya-prav_ob_sr/
- http://lawbook.online/prava-pravovedenie-osnovyi/202-printsipyi-prava-sotsialnogo-41182.html
- http://studopedia.ru/10_213567_klassifikatsiya-i-obshchaya-harakteristika-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html
- http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/osnovnye-printsipy-prava-sotsobespechenija/
20 лет стажа в юридической области.