Право человека на социальное обеспечение закреплено

Сегодня предлагаем статью: "Право человека на социальное обеспечение закреплено", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ»

1. Общие положения социальной защиты инвалидов.

2. Понятие о «Социальном обеспечении» инвалидов

3. Понятия о «Социальной защите» инвалидов

4. Предмет права социального обеспечения

Понятие о социальном обеспечении

Всеобщая декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а так же право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Законом устанавливаются государственные пенсии, социальные пособия. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость) состояние здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнение либо не возможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть представлено и в других случаях, установленных законом. Например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком и др.

Термин «социальное обеспечение» в специальной литературе употребляется в различных смыслах:

— как особая форма распределительных отношений;

— как функция государства;

— как правовая категория, которая, в свою очередь, может выступать в значении субъективного права граждан;

— как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца и нетрудоспособности и в других случаях;

— как отрасль права.

Таким образом, социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ иных категорий граждан, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника денежных средств необходимо различать два вида социального обеспечения:

1. Государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

2. Негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических или физических лиц.

В зависимости от порядка формирования денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1. Государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов в размерах и порядке определенных законодательством РФ;

2. Государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам и инвалидам.

Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

1. Денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь);

2. Натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов — слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.);

3. Услуги и льготы (содержание в домах-интернатах, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.).

В федеральном законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (по состоянию на 1 апреля 2007г.) — социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды, в том числе и дети-инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, передвижению, осуществляемое в государственном или негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Государство гарантирует данным категориям граждан возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

-соблюдения прав человека и гражданина;

— предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

— обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

-преемственности всех видов социального обслуживания;

-ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов.

В ст. 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения – о государственных пенсиях и социальных пособиях. Кроме денежных выплат социальное обеспечение может осуществляться и в натуральных формах: содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.

Читайте так же:  Расчет индексации пенсии

Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

1) Социальное обслуживание на дому – является основной формой социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания в привычной им социальной среде, в целях поддержания социального статуса, а также на защиту их прав и интересов.

2) Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания.

3) Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

4) Срочное социальное обслуживание.

5) Социально-консультативная помощь.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам социальное обслуживание может осуществляться на постоянной или временной основе.

Часть 2 ст.39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение. Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах нашей страны. В РФ права человека в области социального обеспечения закреплены в конституции. В соответствии с конституцией российской федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и тд.

В соответствии с международными актами, каждый член общества имеет полное право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности, прав в экономической, социальной и культурной области в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход, необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного обстоятельства, утраты средств к существованию по независящим от него причинам.

Процессы формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходят на основе учета указанных основных положений международных норм. В 1993 году конституция РФ провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, лечение, различные льготы для определенных категорий граждан. В понятие социальное обеспечение не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связано социальное обеспечение.

Функции социального обеспечения.

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях:

— Экономическая функция — оказание материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

— Политическая функция — сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

-Демографическая функция — стимулирование роста народонаселения страны, воспроизводства здорового населения, роста продолжительности жизни граждан и тд.

— Социально-реабилитационная функция — удовлетворение специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

— Защитная функция — защита граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и тд.).

Социальное обеспечение и социальная защита.

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усиления расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить её в рамках одной отрасли право социального обеспечения не возможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право- это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего дня и времени рабочего отдыха, охраны труда, гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантии работникам при рассмотрении трудовых споров.

Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального и частного предпринимательства и т.д.

Жилищное право — вопросы связанные с обеспечением жильем, улучшений жилищных условий.

Семейное право — вопросы государственной поддержки институтов брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов.

Экологическое право — это проблемы связанные с созданием благоприятной экологической среды нормальной жизнедеятельности членов общества.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Читайте так же:  Берутся ли алименты с пенсии по инвалидности

Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятий «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9153 —

| 7769 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_191430_lektsiya-.html

Право человека на социальное обеспечение

Одним из первых актов России, в котором права и свободы человека провозглашает высшей ценностью общества и государства, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация провозглашает принадлежность прав и свобод человеку от рождения, а также преимущество общепринятых международных норм, относящихся к правам человека перед законами РФ, непосредственно порождающих права и обязанности граждан. Декларация провозглашает развитие государственной системы социального страхования и обеспечения право граждан на различные виды социального обеспечения, гарантированность государством провозглашенных социальных прав. Эта гарантированность обеспечивается путем проведения государством соответствующей социальной политики.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. закрепляет право на социальное обеспечение граждан, провозгласив, что РФ «является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В ней также закреплен правовой статус граждан в сфере социального обеспечения, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; право на защиту от безработицы; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; материнство и детство, семья находится под защитой государства. Государство играет важнейшую роль в обеспечении беспрепятственного осуществление каждым конституционного права на социальное обеспечение.

Основным направлением его социальной политики в данной сфере являются: установление правовых основ, организация и обеспечение финансирования общефедеральной системы обеспечения, гарантированность ее бесперебойного функционирования.

Российское государство обязано гарантировать нормальное функционирование общественных отношений в социальной сфере. Главной гарантией является экономика страны, основная функция которой состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей.

Распределение материальных благ осуществляется через систему государственного социального страхования посредствам создания соответствующих целевых финансовых источников — страховых внебюджетных кредитно-финансовых систем федерального значения — Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования. Средства этих фондов создаются за счет отчислений работодателей, несущих основное бремя социального обеспечения застрахованных лиц. Государство также обеспечивает социальную помощь и поддержку нуждающимся категориям граждан, чей доход ниже установленного законом прожиточного минимума, за счет средств государственного бюджета.

На современном этапе роль российского государства в реализации социальных прав граждан находится не на должном уровне. Об этом свидетельствует крайне низкий уровень социального обеспечения граждан, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предусмотрено Конституцией страны.

Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 4821 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

http://studopedia.org/14-37759.html

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

http://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201369

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Читайте так же:  Отмена льготы по налогу на имущество организаций

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам мвд закон

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/10_237284_ponyatie-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Международные акты о праве человека на социальное обеспечение

Понятие, предмет, система права социального обеспечения.

Право социального обеспечения

Благодир Алла Леонтьевна

(читает лекции и принимает зачет/экзамен)

Учебная литература: Право социального обеспечения под редакцией Тучковой и Захарова (общая часть вполне адекватна существующей ситуации); Право социального обеспечения под редакцией Гусова.

«О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении» Носить на Лекции!

Лекция №1 06.09.2012

Социальное обеспечение как социально-экономическая категория служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не является неравенством производительности труда и эффективности производства. В XX веке получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой и является социальное обеспечение.

Каким образом происходит перераспределение совокупного общественного продукта в рамках социально-экономической системы социально-экономического обеспечения? Эта система многоаспектная.

1) Экономический аспект выражается в способах финансирования социального обеспечения;

2) Финансово-правовой аспект. Государство с помощью норм права устанавливает финансирование;

3) Административно-правовой аспект – организация, управление социальным обеспечением осуществляется через нормы права;

4) Перераспределяя совокупный общественный продукт, государство предоставляет конкретные виды социального обеспечения гражданам, и данное материальное обеспечение граждан объективно требует законодательного закрепления.

Впервые право человека на социальное обеспечение было провозглашено в 1789г. на лозунгах первой Французской революции (право на труд, право на социальное обеспечение).

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1948г. признает право социального обеспечения за каждым гражданином, а не только за работающим. Декларация конкретизирует систему социального обеспечения, где гарантируется достойный уровень жизни. В декларации раскрывается понятие достойного уровня жизни – это возможность человека удовлетворять такие потребности, как потребность в одежде, пище, жилище и услугах, которые гарантировали бы человеку здоровье. Декларация четко закрепляет классические социальные риски, когда у человека возникает право, а государство обязано предоставить социальное обеспечение. К социальным рискам относят:

1) нетрудоспособность. Как временную, так и постоянную;

5) другие случаи, когда по независящим от человека обстоятельствам он лишен возможности собственными усилиями приобретать источник средств к существованию.

В декларации выделен такой социальной фактор как материнство, вдовство, детство.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека. Он устанавливает социальный минимальный уровень, который включает все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи.

Конвенции международной организации труда.

Конвенция №102 1952г. «О минимальных нормах социального обеспечения» Закрепляет, что размер пособия не может быть меньше 40% заработка, конвенция дифференцирует минимальные размеры выплат в зависимости от количества иждивенцев, периодов уплаты страховых взносов. Конвенция НЕ ратифицирована.

Европейский кодекс социального обеспечения. Составлен на основе 102 Конвенции. Развивает и конкретизирует нормы Конвенции.

Конвенция №127 1967г. «О пособиях по старости, инвалидности и в случаях потери кормильца». Данная конвенция предусматривает право на социальное обеспечение абсолютно всем гражданам. Конвенция НЕ ратифицирована.

Конвенция 1989г. «О правах ребенка». Ратифицирована Россией в 1999г . Охватывает весь комплекс прав ребенка как гражданских, так и социально-экономических.

Конвенция №165 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями. Ратифицирована в России в 1999г . Она определяет необходимость развития государственных или частных служб быта, таких как учреждения и службы по уходу за детьми и оказания помощи семье, которые могли бы оказывать такую помощь как бесплатно, так и за умеренную плату, в зависимости от платежеспособности трудящихся.

Европейская социальная хартия принята 1961г., пересмотрена 1996г. Ратифицирована Россией 20 мая 2009г . Провозгласила следующие социальные права: право на охрану здоровья, социальное обеспечение, получение социальной и медицинской помощи, особая защита внетрудовых отношений, прав трудящихся мигрантов и членов их семей, матерей, детей, инвалидов, молодежи и престарелых.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9117 —

| 7351 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_60941_mezhdunarodnie-akti-o-prave-cheloveka-na-sotsialnoe-obespechenie.html

Вопрос №1 Право человека на социальное обеспечение в международных актах

Рассматривая международные акты в области социального обеспечения, следует остановиться на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948.

каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.

право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., являющийся продолжением Всеобщей декларации прав человека

право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование

предусматривается широкая охрана и помощь семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании

признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства обязаны принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

Читайте так же:  Компенсационные выплаты пенсионерам старше 80 лет

Наиболее полно право на социальное обеспечение закреплено актами, принимаемыми Международной организацией труда

Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики»

всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня населения в качестве основной цели при планировании экономического развития.

На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода».

В данном документе отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода с тем, чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу либо по причине смерти кормильца.

Рекомендуется также организация обязательного социального страхования.

Обеспечение определенных категорий лиц, в особенности детей, находящихся на иждивении, и нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов — должны иметь право на пособия в приемлемых размерах.

Вопрос №2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.

Под воздействием мировых тенденций и международного права, оперяющего и устанавливающего стандарты, задачи и цели в сфере социального обеспечения граждан и интеграции Российской Федерации в международное, в частности европейское пространство для соответствия его современным требованиям в РФ принято значительное количество НПА, направленных на обеспечение и реализацию прав граждан на социальное обеспечение.

Формирование пенсионной системы:

1. Основу пенсионной системы, составляет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» изменяющий кардинально изменяющий пенсионную систему и все что с условиями назначения и расчета будущей пенсии в сравнении с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

2. Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах ВД, и их семей» (лицам, указанным в законе, предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов).

Аналогичная система пенсионного обеспечения введена для государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности, депутатов (для судей установлено не облагаемое налогом пожизненное денежное содержание, выплачиваемое в период пребывания в отставке).

Указами Президента в отдельных случаях стало устанавливаться пожизненное содержание дополнительно к государственной пенсии (до 10 МРОТ).

Формирование систем иных денежных выплат гражданам в порядке их социального обеспечения:

ФЗ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

Регулирующего отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Устанавливающего правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим ФЗ случаях

ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения, медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности, медицинских работников и фармацевтических работников, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Устанавливающий правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан.

пособие по беременности и родам — ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

пособие по безработице — Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

ритуальное пособие — ФЗ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

единовременное пособие гражданам, получившим статус беженца — ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»

Негативные тенденции в сфере пенсионного обеспечения:

— Переход на принудительную накопительную систему (будущая пенсия гражданина практически полностью зависит от успешности ПФР и управляющих компаний в инвестировании изъятых у работающего населения и нынешних пенсионеров пенсионных накоплений);

— Возложение на систему обязательного пенсионного страхования излишних функций и расходов (доставка пенсий, оплата труда работников ПФР, содержание пенсионеров в домах престарелых, оплата их медицинской помощи);

— 3-х уровневая пенсионная система:

1) социальная пенсия (предоставляется после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии и не имеют никаких источников средств существования);

2) страховая часть (основной уровень составляет трудовая (страховая) пенсия – условия ее назначения и размеры зависят от продолжительности участия в страховании);

3) накопительная часть (определяется в зависимости от размера индивидуальных сбережений на именном накопительном счете и начисленной инвестиционной прибыли).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/6703979/

Право человека на социальное обеспечение закреплено
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here