Право социального обеспечения краткий курс

Сегодня предлагаем статью: "Право социального обеспечения краткий курс", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Условия формирования специфических способностей

— осуществление особой социально-культурной среды

— невозможность овладения некоторыми предметами на основе природных задатков

— необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей

— существование рядом с человеком других людей, обладающих сформировавшимися способностями и умеющими их передать в результате обучения/воспитания

— мин. количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых стр-р, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания

— общие и специальные

Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности (умственные способности)

Специальные предназначены для успешного освоения отдельных видов деятельности.

— теоретические и практические

Теоретические отражают умение абстрактно рассуждать (логические умозаключения)

Практические предопределяют успешность выполнения конкретных практических действий

— учебные и творческие

Учебные проявляются при овладении ЗУН и формировании личностных качеств

Творческие проявляются при создании новых предметов материальной/духовной культуры.

— способности к общению и предметно-познавательные способности

Предметно-познавательные – успешность освоения различной информации

Понятие «способности» невозможно раскрыть без понятия «задатки». Задатки – предпосылки для развития способности. Формирование способностей обусловлено многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и окружающей средой. Задатки предопределяются свойствами нервной системы. «Задатки образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и труднее другие»

Социально-культурные факторы оказывают влияние на формирование способностей сильнее, чем биологические факторы.

Стадии формирования способностей:

  • подготовка анатомо-физиологической базы
  • формирование задатков небиологического плана
  • достижение способностью необходимого уровня развития

Основные требования для развития способностей:

  • формирование творческого характера деятельности
  • уровень трудности задания должен бать оптимальным
  • создание мотивации
  • положительно эмоциональное подкрепление

Составлен Кораблиной Ю.В.

Содержание:

Раздел I.

Общая часть:

Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………. 2

Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5

Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10

Раздел II.

Особенная часть:

Трудовой стаж:

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11

Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и специального стажа…………………………………………………………………………… 14

Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими показаниями…………………………………………………………………………………….19

Трудовые пенсии:

Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22

Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25

Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29

Государственное пенсионное обеспечение:

Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34

Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36

Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42

Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43

Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой. Общие правила выплаты пенсий:

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………. 49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Пособия и компенсационные выплаты:

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………. 64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………. 66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения……..70

Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективы развития в области социального обеспечения:

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Раздел III.

Специальная часть:

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения…………….88

Рекомендуемые нормативно-правовые акты……………………………………………102

Раздел I.

Общая часть:

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 291 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………. 2

Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5

Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11

Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и специального стажа…………………………………………………………………………… 14

Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими показаниями…………………………………………………………………………………….19

Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22

Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25

Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29

Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34

Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36

Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42

Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………. 49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………. 64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………. 66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения……..70

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения…………….88

Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Читайте так же:  Форма справки о неполучении единовременного пособия

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

Фонд социального страхования РФ,

Пенсионный фонд РФ,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

Тема 3. Принципы права социальной защиты.

Принципамиправа социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.

Принципы права социальной защиты в общем виде не сформулированы ни в Конституции РФ, ни в законодательстве права социальной защиты. Они могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права социальной защиты:

1. Всеобщность– право на социальное обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.

2. Всесторонность– необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (например: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).

3. Доступность– этот принцип реализуется в двух аспектах:

Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).

4. Принцип различия условий и уровня социального обеспеченияв зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);

5. Многообразие видов социального обеспечения:

материальная помощьсоциальное обслуживание

оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки

выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде

положительных действий со стороны

государственных органов или общест-

венных организаций в пользу обеспечи-

Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пособия– это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Социальное обслуживание включает в себя:

Предоставление средств передвижения инвалидам;

Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов;

Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;

Санаторно-курортное лечение и т.д.

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения по социальному обеспечениюпредставляют собой возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами.

Юридический факт– это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.

Совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

Правоотношения по социальному обеспечению, как правило, возникают из сложных юридических составов. Так, например, для возникновения правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Правоотношения по социальному обеспечению принято классифицироватьпо следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).

Читайте так же:  Источники выплаты пособий по временной нетрудоспособности

Исходя из характера и целей правоотношений,все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:

1. основные материальные правоотношенияпо выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3. процессуальныеправоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Правоотношения состоят из трех элементов:

Объект– то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.д.

Субъекты– это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Со стороны государствамогут выступать следующие государственные органы:

Министерство труда и социального развития РФ;

Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

Окружные управления социальной защиты населения

Районные управления социальной защиты населения;

Предприятия, учреждения, организации;

Семья как участник правоотношенийпо социальному обеспечению может выступать в двух случаях:

В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;

В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:

Обязанность гражданинапредоставить соответствующие документы, необходимые для назначения пенсии иправо на назначение соответствующей пенсии;

Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение– назначить пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов,право– требовать их предоставления.

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Составлен Кораблиной Ю.В.

Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………. 2

Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5

Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11

Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и специального стажа…………………………………………………………………………… 14

Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими показаниями…………………………………………………………………………………….19

Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22

Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25

Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29

Государственное пенсионное обеспечение:

Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34

Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36

Видео (кликните для воспроизведения).

Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42

Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43

Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой. Общие правила выплаты пенсий:

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………. 49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Пособия и компенсационные выплаты:

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………. 64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………. 66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения……..70

Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективы развития в области социального обеспечения:

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения…………….88

Рекомендуемые нормативно-правовые акты……………………………………………102

Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

Фонд социального страхования РФ,

Пенсионный фонд РФ,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

Читайте так же:  Какое зрение должно быть для получения инвалидности

Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

Краткий сборник семинаров и лекций по праву социального обеспечения Текст

  • Объем: 90 стр.
  • Жанр:г ражданское право, п равоведение, у чебные программы, ю риспруденция
  • Теги:к урс лекций, п раво социального обеспечения, у чебный материалРедактировать

© Е. А. Иванова, 2018

Видео (кликните для воспроизведения).

© Оформление. ООО «Бук», 2018

Онлайн просмотр документа «ref-18177»

Раздел 1. План семинаров по праву социального обеспечения

Тема 1. Понятие социального обеспечения и социальной защиты населения

1. Право человека на социальное обеспечение. Роль государства в реализации этого права.

2. Понятие и виды социальных рисков. Отличие социального риска от случая (страхового случая).

3. Понятие и признаки социального обеспечения.

4. Понятие социальной защиты населения. Социальная защита населения и социальное обеспечение: соотношение понятий.

5. Функции социального обеспечения.

Тема 2. Система и формы социального обеспечения

1. Понятие государственной системы социального обеспечения.

2. Понятие и виды форм социального обеспечения.

3. Обязательное социальное страхование.

4. Государственное социальное обеспечение.

5. Государственная социальная помощь.

Тема 3. Финансовая основа социального обеспечения

1. Общее понятие финансовой основы социального обеспечения и её правовое регулирование.

2. Общий порядок уплаты страховых взносов лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

3. Общий порядок уплаты страховых взносов лицами, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Тема 4. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении

1. Возникновение государственного социального обеспечения в России.

2. Социальное обеспечение в России с 1917 по 1941 гг.

3. Социальное обеспечение после Великой Отечественной войны до 90-х годов ХХ века.

4. Пенсионная реформа 1990 года.

5. Становление современной системы социального обеспечения в постсоветский период.

Тема 5. Понятие права социального обеспечения

1. Понятие, предмет и правовая природа права социального обеспечения как отрасли права.

2. Место права социального обеспечения в системе права РФ.

3. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

4. Метод права социального обеспечения как отрасли права.

5. Функции права социального обеспечения как отрасли права.

6. Право социального обеспечения как наука и учебный курс.

7. Система права социального обеспечения.

Тема 6. Принципы права социального обеспечения

1. Понятие и виды принципов права социального обеспечения.

2. Общеправовые принципы права социального обеспечения.

3. Межотраслевые принципы права социального обеспечения.

4. Отраслевые принципы права социального обеспечения.

5. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения.

Тема 7. Источники права социального обеспечения

1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения.

2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

3. Конституция РФ как источник права социального обеспечения.

4. Законы и подзаконные акты как источники права социального обеспечения.

5. Действие источников права социального обеспечения в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Тема 8. Правоотношения по социальному обеспечению

1. Понятие, классификация и структура правоотношений по социальному обеспечению.

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению.

4. Содержание правоотношений по социальному обеспечению.

5. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан.

6. Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

Тема 9. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения

1. Понятие, виды и закрепление юридической ответственности в социальном обеспечении.

2. Правовосстановительные санкции в праве социального обеспечения.

3. Правоограничительные санкции в праве социального обеспечения.

4. Ответственность субъектов, осуществляющих социальные предоставления.

Тема 10. Понятие и виды стажа (трудового стажа)

1. Понятие, значение и виды стажа.

2. Общий трудовой стаж.

3. Страховой стаж.

4. Специальный (профессиональный) стаж.

6. Порядок исчисления и подсчёта стажа. Подтверждение стажа.

Тема 11. Общая характеристика государственной системы пенсионного обеспечения в РФ

1. Понятие пенсий и их классификация. Понятие государственной системы пенсионного обеспечения в РФ.

2. Обязательное пенсионное страхование. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования.

3. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования.

4. Индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования.

5. Права и обязанности субъектов правоотношений в области индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Тема 12. Понятие и виды страховых пенсий

1. Понятие и виды страховых пенсий. Круг лиц, имеющих право на страховые пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия назначения страховых пенсий.

3. Исчисление и назначение страховой пенсии по старости.

4. Досрочное пенсионное обеспечение по старости.

5. Исчисление и назначение страховой пенсии по инвалидности.

6. Исчисление и назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Тема 13. Накопительные пенсии

1. Понятие накопительной пенсии и лица, имеющие право на неё.

2. Условия назначения, размер и сроки назначения накопительной пенсии.

3. Приостановление, возобновление, прекращение и возобновление выплаты накопительной пенсии.

Тема 14. Пенсии по закону о государственном пенсионном обеспечении в РФ

1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Круг лиц, имеющих право на пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия назначения и размер пенсии федеральным государственным гражданским служащим.

3. Условия назначения и размер пенсии гражданам из числа космонавтов и членов их семей.

4. Условия назначения и размер пенсии гражданам из числа работников лётно-испытательного состава.

5. Условия назначения и размер пенсии военнослужащим и членам их семей.

6. Условия назначения и размер пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

7. Условия назначения и размер пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

8. Условия назначения и размер социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

9. Порядок назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Тема 15. Пенсии по закону о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним категорий

1. Понятие и виды пенсий по закону о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним категорий. Круг лиц, имеющих право на пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии за выслугу лет.

3. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии по инвалидности.

4. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии по случаю потери кормильца.

ref-18177 (Краткий курс лекций по праву социального обеспечения), страница 2

Описание файла

Документ из архива «Краткий курс лекций по праву социального обеспечения», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «право» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «право» в общих файлах.

Текст 2 страницы из документа «ref-18177»

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

трудовые пенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

— социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Тема 3. Принципы права социальной защиты.

Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.

Принципы права социальной защиты в общем виде не сформулированы ни в Конституции РФ, ни в законодательстве права социальной защиты. Они могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права социальной защиты:

1. Всеобщность – право на социальное обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.

2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (например: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).

3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:

Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).

4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);

Источники

Поделитесь ссылкой пожалуйста:
Читайте так же:  Размер индексации пенсий с 1 апреля
Право социального обеспечения краткий курс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here