Право социального обеспечения принципы и методы

Сегодня предлагаем статью: "Право социального обеспечения принципы и методы", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Читайте так же:  Нпф согласие накопительная часть пенсии

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Понятие, предмет, метод и система ПСО

1. Предмет ПСО составляют несколько групп общественных отношений:

— материальные правоотношения – возникают по поводу предоставления гражданам определенных материальных благ в виде пособий, пенсий, компенсирующих выплат.

— Процедурные правоотношения – по назначению конкретных видов социального обеспечения, а также по установлению юридических фактов, имеющих значение для возникновения основных (материальных) правоотношений.

— Процессуальные правоотношения – возникают в связи с разрешением спора о праве на определенный вид социального обеспечения.

Если орган, осуществляющий назначение пенсий либо ее перерасчет отказал гражданам в назначении конкретного вида пенсий или в ее перерасчете, то его решение может быть обжаловано в вышестоящем органе социальной защиты, а в случае несогласия с решением этого органа спор разрешается в судебном порядке.

Предмет ПСО образуют имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы по предоставлению денежных выплат, медицинских, социальных и санаторно-курортных услуг, льгот, другой медицинской поддержки лиц, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законодательстве, а также процедурные отношения по их назначению. Комплекс отношений в сфере ПСО не является однородным.

Читайте так же:  Опекун имеет право на досрочную пенсию

В нем можно выделить:

1) отношения по пенсионному обеспечению по достижению пенсионного возраста, в связи с наступлением инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой, социальная пенсия.

2) отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей.

3) отношения по оказанию денежной и натуральной помощи малообеспеченным гражданам.

4) отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, сирот, бездомных, малообеспеченных граждан, безработных лиц, безнадзорных; лиц вернувшихся из мест лишения свободы; лиц, страдающих токсикоманией, наркоманией, алкоголизмом, престарелые.

5) отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению, а также санаторно-курортному лечению.

6) отношения по установлению и предоставлению льгот в сфере социального обеспечения отдельным категориям граждан.

2. Методы:

— Дозволение – дозволяя гражданам при наступлении социально-значимых обстоятельств вступают в конкретные отношения по поводу тех или иных видов социального обеспечения, государство предписывает органам осуществляющих социальное обеспечение объем и меру должного поведения;

— Предписание – для органов;

— Запрет – путем установления запретов государство устанавливает круг действий недозволительных со стороны граждан и органов социального обеспечения
Характерно преобладание дозволения над предписанием и запретом.

При регулировании отношений, входящих в предмет ПСО применяются 2 приема:

— Диспозитивный – метод юридического равенства.

Субъектами социального обеспечения выступают с одной стороны государственные органы, с другой – гражданин, при этом государственный орган является обязанной стороной при наличии у граждан оснований на конкретный вид социального обеспечения, а граждане при наличии установленных законом условий являются управомоченой стороной.

3. Совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, объединенных в единое целое, образуют соответствующие правовые институты.

В системе ПСО выделяют следующие правовые институты:

1) институт правового регулирования материального обеспечения граждан в старости и при нетрудоспособности.

2) институт правового регулирования обеспечения граждан бесплатным медицинским и санаторно-курортным лечением и обслуживанием.

3) институт правового регулирования предоставления гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый правовой институт регулирует лишь одно типичное правоотношение: одни нормы регулируют общие положения, другие – часть этих отношений.

В соответствии с этим выделяют:

1) основные и генерируемые правовые институты, отрасли ПСО (совокупность их норм объединяет в единое целое с целью регулирования общественных отношений по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности).

2) функциональные и предметные (совокупность норм непосредственно регулирующих поведение субъектов правоотношений по поводу каждого вида и размера социального обеспечения, устанавливает основания их возникновения, изменения и прекращения).

3) процессуально-предметные (совокупность их норм регулирует порядок обращения граждан за назначением пособий, пенсий, других видов социального обеспечения, их назначение и выплаты).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8713 —

| 8262 — или читать все.

Предмет, принципы, задачи права социального обеспечения

Как предмет и метод правового регулирования, принципы также относятся к числу важнейших отраслеобразующих свойств права социального обеспечения.

Одно из важнейших философских определений принципа сводится к тому, что принципесть центральное понятие, основание системы, обобщающее положение, распространяемое на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован (См.: Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М., 1987. С. 382.). Другими словами, принцип – это теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает самую суть явления.

Опираясь на философские определения понятия “принцип”, правоведы довольно неоднозначно определяют понятие “принцип права”.

Результаты дискуссии по проблеме формы существования принципа права и наметившаяся неоднозначность в использовании термина “правовой принцип” приводят к мысли о том, что правовой принцип – это категория правового сознания и что правовые принципы предшествуют созданию системы права. А когда такая система уже бывает создана, тогда правовые принципы становятся принципами права, т.е. его нормами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принцип права существует только в форме нормы права. Принципы же других правовых явлений (правовые принципы) существуют в иных формах: принципы правосознания – в форме идей, обычаев, доктрин и положений, выводимых из норм; принципы юридической науки – в форме идей.

Следовательно, принцип права социального обеспечения– это закрепленное в Конституции РФ или федеральном законе руководящее положение, которое непосредственно регулирует сферу социально-обеспечительных правовых отношений.

Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с системой принципов права, в основе которой лежит родовидовая классификация. Основаниями классификации принципов права являются: содержание общественных отношений (предмет), метод правового регулирования, цели и задачи, стоящие перед соответствующими отраслями и институтами права.

В юридической литературе нет единства относительно классификации принципов права. Чаще других можно встретить разделение всех принципов права на три вида: общие, межотраслевые и отраслевые.

Как общие, так и отраслевые и другие принципы права имеют самостоятельное значение. При этом отраслевые принципы являются своеобразным преломлением общеправовых через предмет и метод регулирования данной отрасли права.

Общие, межотраслевые, отраслевые и подотраслевые (институционные) принципы соотносятся между собой как диалектические категории общего, особенного и единичного. Это означает, что если какой-либо принцип относится к общеправовым, то он действует во всех (или почти во всех) отраслях права (например, принцип законности), однако в каждой группе отраслей права и в каждой конкретной отрасли права этот принцип проявляется по-своему. Своеобразие его проявления определяется спецификой предмета и метода регулирования каждой отрасли права, а следовательно, спецификой выполняемых ею задач и функций.

Читайте так же:  Пособие по безработице в чехии

Поэтому, когда идет речь о системе принципов права социального обеспечения, то вполне обоснованно можно включить в нее общие принципы права. Таким образом, указанная система должна включать в себя две подсистемы: 1) общие и межотраслевые принципы права в праве социального обеспечения и 2) принципы собственно права социального обеспечения.

Общие принципы права– это руководящие, отправные идеи и положения, закрепленные в нормативных актах высшей юридической силы и отражающие сущность, содержание и особенности права как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

Набор общих принципов права составляют следующие принципы: законности (ч. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ); равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ); справедливости (ст. 297 УПК РФ); гуманизма (ст. 6, 7 УК РФ); презумпции добропорядочности субъекта права (ст. 49 Конституции РФ); необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54 Конституции РФ).

Указанные принципы нашли отражение и в международных правовых документах. Так, принцип законности закреплен во Всеобщей декларации прав человека (преамбула) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4); принципы гуманизма, справедливости, презумпции добропорядочности субъекта и равенства – в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 10, п. 1 и 2 ст. 14, ст. 26).

Реализация общеправовых принципов в сфере социального обеспечения – одна из острейших социальных проблем, требующих незамедлительного решения путем как принятия соответствующих экономических мер, так и их правового опосредования в нормах соответствующих социально-обеспечительных законов.

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, а базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики конкретных отраслей права.

Межотраслевые принципы– это такие нормы права, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей (двух или более) права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право).

К межотраслевым принципам, которые имеют регулирующее значение и для социально-обеспечительных отношений, относятся такие, как: защита прав безработных; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право ветеранов, пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на достойное существование.

Непосредственно к принципам права социального обеспечения относятся отраслевые и подотраслевые (институционные).

Третий уровень принципов права – это отраслевые принципы.Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей, правовых принципах. Вместе они образуют фундамент, на котором создается и функционирует данная отрасль права. На отраслевых принципах создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Пока нет единого акта, который в достаточно полном объеме специально регулировал бы социальное обеспечение человека и провозглашал его принципы, их выделяет наука права социального обеспечения.

Подотраслевые (институционные) принципынаиболее динамичны и могут изменяться при изменении соответствующего законодательства, в котором они сформулированы. Подотраслевые принципы закреплены в соответствующих федеральных законах. Так, принципы обязательного социального страхования сформулированы в ст. 4 ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”. К их числу данный Закон относит: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования и др.

Принципы социального обслуживания как подотрасли права социального обеспечения закреплены в ст. 5 Закона об основах социального обслуживания. Согласно данной статье оно основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

На другие подотрасли социального обеспечения – государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку и социальную помощь – можно и необходимо экстраполировать отдельные принципы обязательного социального страхования и социального обслуживания населения.

“Собственные” принципы имеет также ряд институтов права социального обеспечения. Так, основными принципами института охраны здоровья граждан, провозглашенными Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее – Основы от 22 июля 1993 г.), являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Основой для выделения современных принципов права социального обеспечения стали разработанные философами и юристами признаки принципа права.Среди них:

1) сформулированностъ принципа в нормативном правовом акте соответствующей юридической силы. Такими источниками являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

2) предметная определенность. Она означает, что объективным критерием для определения принципа права социального обеспечения (отраслевого, подотраслевого, институционного) служит специфика предмета правового регулирования – социально-обеспечительные и в какой-то части распределительные общественные отношения;

3) целевая направленность. Этот признак дает возможность выделить принципы права социального обеспечения по направлениям и желаемым результатам в области правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Признак целенаправленности означает, что правообеспечительный принцип должен выражать сущность определенной совокупности норм права не только в статике, но и в динамике, в направлении достижения целей социального обеспечения;

4) нормативность. Как признак она сводится к указанию на то, что в общем случае может человек как субъект права социального обеспечения и что обязаны и не могут государство и другие лица по отношению к нему как субъекту этого права. Нормативность принципов – это более высокая ступень обобществления по сравнению с нормативностью конкретных норм права. Принципы не содержат гипотезы, диспозиции, санкции. Тем не менее в отдельных случаях при опоре на них можно урегулировать конкретное социально-обеспечительное отношение;

Читайте так же:  Можно ли получить инвалидность по слуху

5) выражение внутреннего единства совокупности правовых норм отрасли (подотрасли, института). Принцип права социального обеспечения вносит единообразие во всю систему юридических норм отрасли и придает глубокое единство правовому регулированию социально-обеспечительных отношений, цементирует все элементы механизма социального обеспечения;

6) стабильность. Этот признак означает, что принцип права социального обеспечения действует в течение определенного, относительно длительного отрезка времени. Он не может быть изменчив в такой же мере, как правовые нормы, потому что принцип в данном случае предстает как устойчивое знание и правопони-мание, утвердившееся на данном этапе в качестве не только нормы права, но и в качестве научной истины, которой в процессе дальнейшего развития теории права и правовой действительности предстоит постоянно обобщаться и уточняться за счет установления новых норм, отражающих неизвестные или новые правовые явления;

7) универсальность. Данный признак является ведущим при выделении принципа из норм права социального обеспечения. Универсальность принципа базируется на его общезначимости, общеобязательности, высшей императивности и прямом действии;

8) истинность. Принципом может быть только такое положение, которое не противоречит иным принципам права социального обеспечения и юридической практике;

9) взаимосвязь и взаимообусловленность принципов права социального обеспечения. Взаимосвязь принципов предполагает их взаимное воздействие. Характер связи может быть различным: содержание, причина, следствие; прямая, косвенная, непосредственная. Связь принципов определяется единой целью, и чтобы достичь этой цели, они должны взаимодействовать.

Перечисленные выше признаки, наполненные специфическим содержанием, позволяют вычленить из множества нормативно-руководящих положений только те нормы законов, которые являются принципамиименно права социального обеспечения.К их числу следует отнести: 1) принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение; 2) принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; 3) принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств; 4) принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; 5) принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

4.2. Содержание принципов права социального обеспечения

К основным отраслевым принципам российского права социального обеспечения относятся:

♦ многообразие видов социального обеспечения;

♦ всеобщность социального обеспечения;

♦ охрана уровня жизни, здоровья граждан;

♦ справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан.

Многообразие видов социального обеспечения (как отраслевой принцип) предполагает учет существующих форм социального обеспечения (как способ удовлетворения потребностей человека) в денежном и натуральном выражении. Так, пенсии, пособия, компенсационные выплаты должны выдаваться их получателям только в денежном эквиваленте. Натуральные выдачи могут предоставляться гражданам в следующих видах социального обеспечения: различные социальные услуги, оказываемые в различных учреждениях социального обслуживания; медицинская помощь и лечение; санаторно-курортное лечение; лечебное и диетическое питание; оздоровление детей в летний период и пр.

Всеобщность социального обеспечения (как принцип) находит свое конкретное выражение в ч. I ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. Следовательно, ни один человек не должен находиться вне сферы социального обеспечения. Вместе с тем нельзя понимать проявление данного принципа в реальной жизни буквально, что человек имеет право на все существующие виды социального обеспечения. Объем конкретных прав на тот или иной вид социального обеспечения зависит от разных обстоятельств, установленных законодательством.

Принцип солидарности проявляется через солидарность поколений, регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса. Когда речь идет о солидарности поколений, то имеется в виду, что работающие граждане путем отчислений из своих трудовых доходов (в виде страховых платежей, налогов) содержат неработающие поколения. Солидарность российских регионов и отраслей хозяйственного комплекса означает, что нуждающимся выделяются соответствующие дотации и субвенции из государственного бюджета.

Принцип охраны уровня жизни, здоровья граждан реализуется в различных видах социального обеспечения, условиях и размерах их предоставления, гарантированности бесплатной медицинской помощи, в проведении оздоровительно-профилактических и других мероприятий.

Для неработающих лиц различные виды государственной социальной помощи из средств, предназначаемых на социальное обеспечение, зачастую являются единственным источником средств к существованию. Полная реализация данного принципа в жизни граждан произойдет лишь тогда, когда минимальные размеры основных видов социального обеспечения, например трудовых пенсий, будут отвечать уровню достойной жизни.

Говоря о справедливости при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан, необходимо отметить, что понятие справедливости, само по себе достаточно емкое и сложное по своему содержанию, имеет ряд элементов. Основным из них считается оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. Под ним понимается максимально возможное удовлетворение позитивных интересов личности, не наносящее ущерба интересам общества и государства.

Следует отметить, что критерии такой дифференциации могут носить объективный характер. Например, условия труда, существующие на отдельных производствах, не зависят или мало зависят от работников предприятия. Критерием вышеназванной дифференциации может являться и субъективный фактор, т. е. субъективные качества участников правоотношений, например физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Причины, вызывавшие нуждаемость лица в материальном обеспечении, по большому счету не имеют значения. Ведь обязанность государства заключается в том, чтобы каждому гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Данное обязательство вытекает из международных актов в области социального обеспечения, из Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина, действующего законодательства.

Читайте так же:  Мачульская и добромыслов право социального обеспечения

Дифференциация в социальном обеспечении зависит также от ряда социально значимых обстоятельств, влияющих на содержание прав гражданина в сфере социального обеспечения. К ним относят: возраст и состояние здоровья, семейное положение и многодетность, наличие иждивенцев, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание) и т. д.

Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета и его проведение в жизнь позволяет создавать условия для реализации прав граждан на социальное обеспечение. Как известно, существующие две основные организационно-правовые формы социального обеспечения – обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований и их соответствующие виды обеспечения – предполагают наличие «своих» финансовых средств.

Государственная система социального страхования включает в себя обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В основе каждого вида страхования лежит определенный вид социального риска, каждый из названных видов страхования обеспечивает защиту застрахованным лицам и членам их семей от риска. Застрахованными считаются работники и члены их семей, а также иные категории граждан, на которых распространяется социальное страхование. Данное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности государства предоставления соответствующих видов социального обеспечения. Наличие такого страхования означает также обязательность фактического внесения страховых платежей. Поэтому оно называется обязательным социальным страхованием.

Финансовые средства, формируемые за счет фактически поступающих страховых взносов (как обязательного страхового платежа в установленном законом порядке), для определенных групп плательщиков являются гарантией в деле реализации прав застрахованных лиц на социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования.

В процесс формирования финансовых средств обязательного социального страхования все больше вовлекаются отчисления из заработков работающих граждан. В перспективе не исключается возможность введения обязательных платежей (отчисления с заработка или трудового дохода работника и самостоятельно обеспечивающих себя работой граждан) в виде страховых взносов в соответствующих размерах по всем видам обязательного социального страхования, наподобие того, как сейчас, например, напрямую вносятся платежи в ПФР.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества вне связи с его трудовой деятельностью. К таковым относятся, например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в соответствующих учреждениях, социальная реабилитация (профессиональное обучение и трудоустройство) инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспорта, протезно-ортопедическая помощь и т. п.

Большинство получателей данных видов социального обеспечения, как правило, являются нетрудоспособными. В силу различных причин они не подлежали обязательному социальному страхованию и, следовательно, не имеют права на обеспечение по системе обязательного социального страхования в момент получения этих благ. Поэтому наряду с системой обязательного социального страхования существует социальное обеспечение, финансируемое за счет средств бюджетов всех уровней (по вертикали бюджетной иерархии).

В основе финансирования таких расходов лежит также нуждаемость в тех или иных видах социального обеспечения или трудная жизненная ситуация, когда лицо самостоятельно не может ее преодолеть. Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные юридические последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Поэтому государственная социальная помощь оказывается тогда, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. п. Именно таким образом государство выполняет по отношению к указанным категориям граждан свою социальную функцию, закрепленную в Конституции Российской Федерации.

Кроме отраслевых принципов в настоящее время получили свое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения. На наш взгляд, их формирование и распределение по отраслевым институтам может также зависеть от существующих организационно-правовых форм социального обеспечения. Иными словами, способы финансирования социального обеспечения, виды конкретного социального риска и другие признаки могут являться основой для более дробной классификации внутриотраслевых принципов. Как правило, многие такие принципы закреплены в действующем законодательстве и регулируют наиболее частные блоки общественных отношений по социальному обеспечению. Хотя так бывает не всегда. Примером может служить принятый в 2001 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отсутствие в нем четко определенных целей и принципов привело на практике к смешению и подмене многих понятий, принципов. В результате этого появилось множество пробелов и коллизий в правовом регулировании пенсионных отношений.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Причем они закрепляются как в комплексных правовых актах, так и в актах, непосредственно относящихся к праву социального обеспечения. Кратко рассмотрим такие принципы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внутриотраслевые принципы (назовем их принципами институтов) могут дифференцироваться в зависимости от вида социального обеспечения. Данные принципы могут содержаться непосредственно в законодательных актах. Так, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность и пр. К сожалению, не все законодательные акты определяют эти принципы. Например, как отмечалось выше, Закон 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит даже упоминания о них.

Источники

Право социального обеспечения принципы и методы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here