Право социального обеспечения виды социальной помощи

Сегодня предлагаем статью: "Право социального обеспечения виды социальной помощи", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

74. Понятие, цели и виды гос. Социальной помощи

75. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде набора социальных услуг.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи в настоящее время установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Цели (и принципы заодно):

— поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

— общественно приемлемое качество услуг,

— снижение соц. неравенства,

— повышение доходов населения.

Особенность социальной помощи состоит в том, что она оказывается вне зависимости от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства государственных бюджетов: федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Таким образом, в отличие от пенсий, пособий и других видов обеспечения по обязательному социальному страхованию, выплата которых производится из социальных внебюджетных фондов, финансирование государственной социальной помощи происходит только за счет бюджетных источников.

Получателями государственной социальной помощи могут быть:

во-первых, граждане, имеющие заслуги перед обществом, а также лица, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья (они имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг);

малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации (они имеют право на получение помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи).

Таким образом, оказание государственной социальной помощи может осуществляться в следующих видах:

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты 2 );

— натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты и т.п.).

Помощь в виде набора услуг

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники ВОВ; ветераны боевых действий; блокадники;

3) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий,

4) инвалиды; дети-инвалиды.

имеют право обратиться также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

В состав предоставляемых указанным категориям граждан социальных услуг включаются две социальные услуги:

дополнительная бесплатная медицинская помощь,

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Гражданин, имеющий право на получение в соответствии с законом социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФР, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

Осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Данный регистр ведется Пенсионным фондом РФ.

Все подробности установлены приказами Минздравсоцразвития.

с 1 апреля 2015 года на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 930 рублей 12 копеек в месяц, в том числе:

обеспечение необходимыми медикаментами – 716 рублей 40 копеек;

предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний – 110 рублей 83 копейки;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 102 рубля 89 копеек.

Понятие социального обеспечения

Право на социальное обеспечение – одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года 1 , в ст.11 Международного акта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах. Термин «социальное обеспечение может употребляться в различных смыслах: во-первых, под социальным обеспечением понимается особая форма распределительных отношений; во-вторых – как функция государства; в-третьих – как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца, нетрудоспособности и в других случаях; в-четвертых – как отрасль права; в-пятых, как право граждан 2 .

На наш взгляд, социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ не за труд. В социальном обеспечении материальные блага распределяются нетрудоспособным членам общества за счет государства и специальных фондов в случаях и на условиях, установленных в социальных нормах. В то же время, социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию потерянной заработной платы, как источника средств существования вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств социально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника денежных средств можно различить два вида социального обеспечения:

— государственное социальное обеспечение, которое осуществляется за чет государственного и местного бюджетов;

— негосударственное социальное обеспечение, которое осуществляется за счет средств юридических и физических лиц – вкладчиков пенсионных фондов.

Виды соц. обеспечения

Важно иметь в виду, что граждане РФ в случае наступления болезни, старости, частичной или полной утраты трудоспособности, а также при достижении пенсионного возраста, необходимости в помощи в воспитании ребенка или нескольких детей, надобности санаторно-курортного или медицинского лечения и обслуживания, так или иначе, обеспечиваются различными разновидностями социального обеспечения посредством названных организационно-правовых форм. Рассмотрим их подробнее. В настоящее время система соц. обеспечения состоит из следующих выплат:

Читайте так же:  Пенсии по поводу потери кормильца
  • Пенсии, а также доплаты к ним и всевозможные надбавки.
  • Льготы.
  • Пособия.
  • Услуги бесплатного характера.
  • Материальные блага в натуральном виде.

Виды социального обеспечения

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

— единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

2) Негосударственное (за счет средств юридических и физических лиц).

Один из элементов системы социальной защиты населения — госу­дар­ст­венное социальное страхование, осуществляемое на основании законодательства в целях защиты граждан от нега­тивного изменения их социального (в том числе материального) положения по независящим от них обстоятельствам.

В Российской Федерации существует четыре вида обяза­тельного социального страхования: 1) пенсионное; 2) медицинское; 3) социальное на случай временной нетрудоспособности; 4) социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Участниками правоотношений по обязательному социаль­ному страхованию выступают: страхователи; застрахованные лица; страховщики; иные органы, организации и граждане, определяемые на основании законодательства.

В целях осуществления обязательного социального страхо­вания страховщикам необходимо уплачивать страховые взносы, или обязательные платежи на соци­аль­ное страхование в соот­ветствии с установленными тарифами, т.е. ставками обяза­тель­ного платежа, определяемыми для каждого вида социального страхования.

Граждане, застрахованные по программе обязательного со­циального стра­хо­ва­ния, ощущают себя более уверенно при возникновении социальных рисков, т.е. пред­­полагаемых собы­тий, которые влекут за собой изменение их социального (в том числе материального) положения.

Социальный страховой риск возникает при наступлении страхового случая, т.е. события, в связи с которым страховщик обязан обеспечить застрахованное лицо, а последнее имеет право на данное обеспечение. Согласно ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» существуют следующие виды соци­альных страховых рисков:

— необходимость получения медицинской помощи;

— трудовое увечье или профессиональное заболевание;

— смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах обязатель­ного социального страхования» каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховое обеспечение по отдельным видам обя­зательного социального страхования:

— оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

— пенсия по старости;

— пенсия по инвалидности;

— пенсия по случаю потери кормильца;

— пособие по временной нетрудоспособности;

пособие в связи с трудовым увечьем или профессиональ­ным заболеванием;

пособие по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет;

пособие по безработице;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

пособие на санаторно-курортное лечение;

социальное пособие на погребение;

оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздо­ровление работников и членов их семей.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах обязатель­ного социального страхования» существуют следующие основ­ные принципы осуществления обязательного социального страхования:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквива­лентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— всеобщий обязательный характер социального страхова­ния, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполне­ние обязательств по обязательному социальному страхова­нию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

— паритетность участия представителей субъектов обяза­тельного социального страхования в органах управления системы обязательного страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взно­сов и (или) налогов;

— ответственность за целевое использование средств обя­зательного социаль­но­го страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного соци­ального страхования.

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семь­ям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств бюд­жетов социальных пособий, суб­сидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие — это безвозмездное предоставление гражданам опреде­лен­ной денежной суммы за счет средств бюджета.

Субсидия это оплата предоставляемых гражданам благ и услуг, имеющая целевое назначение.

Компенсация — это возмещение гражданам произведенных ими расходов.

Социальная помощь оказывается определенным группам граждан, которые имеют доход ниже величины прожиточно­го минимума.

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потре­бительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина — это минимальный набор про­дуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необ­ходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Понятие и виды социального обеспечения

Видео (кликните для воспроизведения).

Право социального обеспечения сегодня является одной из самых молодых сфер российского права. Оно представляет собой совокупность нормативов, которые регулируют правовое, экономическое и другое обеспечение физических лиц, испытывающих нужду в социальной защите. В данной статье рассмотрим понятие, виды соц. обеспечения, а также другие немаловажные аспекты темы.

Читайте так же:  Льготы ветеранам вов

Современное понятие категории социального обеспечения

Если коснуться общего определения изучаемой категории, то под социальным обеспечением следует понимать форму выражения государственной социальной политики, которая в первую очередь направлена на обеспечение некоторых категорий граждан в материальном плане из денежных средств государственного бюджета. Немаловажную роль здесь играют и внебюджетные фонды государственного значения. Как правило, использование данных средств связано с наступлением социальных рисков, которые признаются государством на конкретном этапе его развития значимыми в социальном ключе.

Пенсии

По решению Департамента соц. обеспечения основную долю в социальном обеспечении на территории РФ занимают пенсии. В юридической литературе можно отыскать разные трактовки пенсии. Стоит отметить, что пристальное внимание в процессе определения данного понятия авторы уделяют тому, что пенсия – это материальное обеспечение нуждающихся граждан по возрасту, при потере кормильца, по инвалидности или за выслугу лет в виде денежных выплат в определенных размерах ежемесячно. Названная категория выплат соц. обеспечения основной целью преследует обеспечение нетрудоспособных и престарелых.

Некоторыми авторами пенсия определяется как денежное содержание людей при наступлении стойкой или постоянной нетрудоспособности. Назначается оно за их труд в прошлом. Так как в юридической литературе все мнения касательно представленного понятия исследованы обстоятельным образом, не смысла анализировать их. Важно лишь выделить основные признаки, которые присущи пенсионной категории:

  • Выплаты денежного характера.
  • Ежемесячное начисление.
  • Алиментарный характер.
  • Выплаты за счет средств государственного бюджета, а также денег некоторых разновидностей структур.
  • Выплаты при старости, потере кормильца, инвалидности или за выслугу лет.
  • Так или иначе, выплаты обусловлены конкретной продолжительностью трудового стажа.
  • Суммы состоят в зависимости от заработной платы в прошлом.

Следует иметь в виду, что все названные признаки изучаемой категории соц. обеспечения и соц. защиты позволяют полноценным образом раскрыть понятие пенсии, назначаемой и выплачиваемой в систематической порядке.

Услуги населению

Важно учитывать, что гражданам Российской Федерации сегодня предоставляется целый ряд услуг, которые также служит разновидностью социального обеспечения. Под услугой следует понимать некую потребительскую стоимость, которую доставляет труд человека подобно иному товару. Особая потребительская стоимость данного труда и называется услугами. Необходимо знать, что в отношении всего ряда услуг, которыми обеспечиваются люди и их семьи в соответствии с социальным обеспечением, общим является следующее:

  • Предоставляются как разновидность соц. обеспечения со стороны государства, а также предприятий разных видов.
  • Формируются за счет средств государственного бюджета или предприятий.
  • Носят алиментарный характер.

Функции социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в следующих функциях:

Экономическая функция социального обеспечения заключается в том, что она замещает зарплату или иной доход, утраченный в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, или в оказании помощи малоимущим.

Политическая функция социального обеспечения заключается в поддержании социальной стабильности и ослаблении социальной напряженности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Социальная функция социального обеспечения заключается в поддержке социально незащищенных, наиболее нуждающихся категорий граждан путем выделения им дополнительных средств.

Трудовая функция социального обеспечения выражается в том, что источником средств для всех видов социального обеспечения являются трудовые отношения в данном обществе. От их уровня развития зависят все звенья системы социального обеспечения

Реабилитационная функция социального обеспечения заключается в создании нормальных условий для восстановления общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами общества.

Демографическая функция социального обеспечения направлена на стимулирование воспроизводства народонаселения страны, что необходимо для нормального развития государства.

Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения по поводу обеспечения граждан пенсиями, пособиями, компенсациями, а также оказанием услуг процедурного и правозащитного характера. Они включают в себя:

— общественные отношения по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, компенсациями;

— общественные отношения по предоставлению помощи в натуральной форме, т.е. обеспечение конкретными товарами, услугами, предоставляемыми бесплатно или по льготным ценам;

— общественные отношения процедурного или процессуального характера.

Отношения в сфере социального обеспечения по своей экономической сути являются отношениями распределительными. Принято выделять 5 способов распределения;

— бесплатный, на началах равного доступа для каждого гражданина к распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным) потребностям и экономическим возможностям общества в пределах установленного государством социального норматива (стандарта). Например, при предоставлении медицинских услуг, при выплате компенсаций в зависимости от подушевого дохода семьи, но в любом случае вне связи с результатами трудовой деятельности или уплатой пенсионных взносов;

— безэквивалентно, но нормировано, с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности. Например, при назначении трудовых пенсий, адресной помощи безработным, пособий по временной нетрудоспособности;

— на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно. Например, обеспечение лекарственными препаратами со скидкой, путевками на санаторно-курортное лечение и пр.;

— по труду в соответствии с его количеством и качеством. Как видим, отношения эти очень разнородны и требуют различных методов правового регулирования. Отношения, основанные на принципе платного предоставления услуг, составляют сферу регулирования гражданского права. К ним же относятся распределительные отношения и третьего способа, но лишь в той части, которая базируется на возмездности. Распределительные отношения пятого вида относятся к сфере трудового права. Распределительные отношения первых трех способов относятся, в основном, к праву социального обеспечения.

Читайте так же:  Порядок выплаты пособия на погребение пенсионера

Долгое время эти отношения развивались в рамках трудового, административного, финансового права. Но с течением времени по мере развития законодательного материала, развития самого права социального обеспечения и его особенностей, право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль права.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются, как указывалось выше, пенсионные отношения.

Пенсионные правоотношения возникают в связи с выплатой:

• пенсий по старости;

• пенсий по инвалидности;

• пенсий за выслугу лет;

Правоотношения по поводу пособий возникают в связи с выплатой пособий:

• по временной нетрудоспособности;

• по беременности и родам;

• в связи с возмещением ущерба здоровью работникам в результате несчастного случая или профессионального заболевания;

• адресной социальной помощи безработным;

• единовременного пособия в связи с рождением ребенка.

Правоотношения по поводу компенсаций возникают в связи с выплатой компенсаций:

• трудоспособным гражданам, ухаживающим за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, лицом старше 80 лет;

Правоотношения в связи с оказанием помощи в натуральной форме в связи с предоставлением:

— товаров или услуг льготно или бесплатно;

— содержания детей в детских учреждениях;

— транспортных средств инвалидам;

— профессионального обучения и переподготовки;

Правоотношения процедурного характера возникают в связи с совершением юридически значимых действий:

1. установление юридических фактов, без которых не может возникнуть материальное отношение (например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.);

2. в связи с реализацией права на социальное обеспечение, т.е. при назначении любого вида социального обеспечения;

Правоотношения процессуального характера связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области и обжалованием решений должностных лиц или государственного органа в административном или судебном порядке. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или при определении его размера в денежной форме, установлении причин или группы инвалидности, определении права на льготы и т.д.

Кроме основных, пенсионных отношений, в предмете социального обеспечения можно выделить некоторые производные, процедурные отношения. К ним относятся отношения по формированию и использованию Пенсионного фонда, отношения по выплате различных пособий, медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию граждан, предоставление льгот и преимуществ ветеранам войны и труда за счет государственных источников.

Все эти правоотношения в совокупности и составляют предмет социального обеспечения.

Соответствующими видами социального обеспечения являются:

1. пенсии, пособия, компенсации;

2. помощь в натуральной форме;

3. помощь процедурного или процессуального характера.

Виды социального обеспечения.

Вид социального обеспечения – это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Пенсии – это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.

Буквальный перевод слова «pension» – платеж. Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой группы, ребенком-инвалидов, престарелым и т.д.).

Важными чертами пенсии является ее связь с бывшей трудовой деятельностью пенсионера и с размером получаемой ранее заработной платы, ее обязательный характер. Цель пенсии – материальное обеспечение граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию. Существует точка зрения, что пенсия – отложенное на время вознаграждение за труд.

Таким образом, пенсия – это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.

Этот вид социального обеспечения не является монолитным, он подвергается дифференциации, в основе которой лежат нормативные правовые акты – закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пенсии иногда сопровождаются другим видом обеспечения – социальным обслуживанием, т.е. предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Цель – оказать нуждающимся дополнительную помощь в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание, как вид социального обеспечения, включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах-интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, некоторые услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию детей в дошкольных и внешкольных и учреждениях.

Следующим видом социального обеспечения, имеющим большое распространение, являются пособия – это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Первый вид данной группы составляют так называемые трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования.

Читайте так же:  Сколько оформляется пенсия по потере кормильца

Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий – полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т.е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.

К числу трудовых пособий относятся, например, пособия по беременности и родам.

Вторая группа – социальные пособия. Они отличаются от первой группы тем, что не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель – предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой группы, инвалиды 1-ой и 2-ой групп), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии.

Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно-необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств к существованию. Их установление следует рассматривать как проявление гуманизма общества. Источник выплаты данных пособий – государственный бюджет. Таким образом, социальные пособия – это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленных законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий).

К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано сложившейся мировой законной практикой.

Третья группа – семейные пособия. Субъектом их получения является семья. Основное социальное назначение семейных пособий – оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. Они выплачиваются в качестве дополнительной помощи независимо от других доходов семьи из государственного бюджета в размерах, определяемых исходя из суммы минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством.

К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т.д.

Следующий вид обеспечения – предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т.е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с нормативно правовыми актами, принятыми как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

3. Виды социального обеспечения

Право социального обеспечения — одна из самых молодых отраслей российского права, представляющая собой совокуп­ность норм, регулирующих экономическое, правовое и иное обеспечение граждан, нуждающихся в социальной защите. В зависимости от источника денежных средств различают два вида соци­аль­ного обеспечения: 1) государственное: а) государственное социальное страхование (за счет страховых взносов);

б) государственная социальная помощь (за счет бюджетов разных уровней).

Первостепенной задачей государства является уменьшение риска и неопре­деленности, связанных с экономической деятельностью. Эту задачу обеспечивает экономический рост. Необходимо создать разумные меры государственного контроля и организации, находящиеся в области между индивидом и современным государством. При разумном регулировании капитализм может стать более эффек­тивным в достижении экономических и иных целей, чем любая другая мыслимая система, но как таковой он имеет много отталкивающих черт. Государственный социализм более привлекателен, но в чистом виде губит личную инициативу. В то же время деятельность государства должна быть направлена на разумное перерас­пределение доходов с целью повышения платежеспособного спроса населения.

Уменьшение заработной платы и доходов (гибкая политика номинальной заработной платы) является плохим лекарством от кризиса, да и может быть в резких формах проведена без социального взрыва только в условиях сильной авторитарной власти, что несовместимо с демократическим устройством. Наоборот, увеличение эффективного спроса через увеличение денежной массы выражается четко пропорционально росту занятости. Таким образом, масштабная безработица является не результатом рыночной экономики, а последствием ошибочной экономической политики государства.

Прогресс покоится на экономическом росте и на выделении внутри государ­ства полуавтономных органов, каждый из которых действует в своей области, ру­ко­водствуясь исключительно своим пониманием общественного блага. Это пред­полагает корпоративную автономию, в рамках которой согласовывались бы инте­ре­сы определенных групп, классов, профессий. Эти автономии имеют рамки, но все они в конечном счете подчиняются демократии в лице парламента. Данная си­туация возможна только при расширении функций государства как регулятора со­ци­ально-экономических отношений. Такое расширение видится единственно воз­можным средством избежать полного разрушения нынешних экономических ин­сти­тутов и условием плодотворного осуществления индивидуальной инициативы.

Пособия

Действующим законодательством Российской Федерации предусматривается обеспечение граждан, а также их семей многими разновидностями пособий, связанных с социальным обеспечением. Анализ актуальных признаков понятия позволяет выделить черты, которые помогают разграничить пособия и иные категории социального характера:

  • Выплаты денежного характера, которые назначаются отделом соц. обеспечения.
  • Ежемесячные или разовые выплаты.
  • За счет государственного бюджета, денежных средств предприятий, которые аккумулированы в ФСЗН и иных фондах.
  • Алиментарный характер.
  • По решению Департамента соц. обеспечения выплачиваются людям и их семьям в случаях, предусмотренных законодательством. Цели выплат: возмещение или восполнение утраченного заработка по причине беременности, болезни; покрытие расходов дополнительного характера, которые вызваны смертью, рождением ребенка, необходимостью лечения; оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям, женам военнослужащих, одиноким матерям в воспитании детей.
  • Суммы в некоторых случаях зависят от прошлого заработка, в остальных – в твердом размере.
Читайте так же:  Льготы пенсионерам ленинградской области

Отрасль науки и учебная дисциплина

Если рассматривать категорию с точки зрения научной отрасли, то соц. обеспечение – это наука не только непосредственно об обеспечении, но и о его организационно-правовых формах, предмете, разновидностях реализации. Сюда же целесообразно отнести методики и правовую систему социального обеспечения, источники и актуальные на сегодняшний день проблемы теории, решению которых посвящаются громоздкие труды как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Изучим категорию также с точки зрения учебной дисциплины. Соц. обеспечение – это комплекс положений теоретического характера и фактической информации касательно отношений, связанных с социальным обеспечением граждан, которое урегулировано нормативами ПСО и утверждено типовыми или базовыми учебными программами на основе определенного учебного плана.

Принципы социального обеспечения

Организация соц. обеспечения строится на определенных принципах. Они закреплены Всеобщей декларацией свобод и прав человека 1948 года. Сюда целесообразно отнести право каждого человека на социальное обеспечение и поддержание нужных условий для свободного и достойного развития личности в социальном, экономическом и культурном плане. Сегодня на территории Российской Федерации каждый гражданин наделен правом такого уровня жизни, который включает одежду, пищу, жилище, а также медицинское обслуживание, необходимое для поддержания благосостояния и здоровья как его самого, так и его семьи. Помимо этого, актуальным является право на определенные виды соц. обеспечения в случае инвалидности, безработицы, болезни, наступления старости, вдовства или других ситуаций, связанных с утратой денежных и иных средств для существования по обстоятельствам, которые не зависят от человека.

Льготы

Под понятием льгот в категории социального обеспечения следует понимать социально-экономические мероприятия, которые проводятся государством, структурами всех видов за счет собственных средств. Основной целью в данном случае служит облегчение материального положения людей, которые не в состоянии нести полноценные расходы, связанные с удовлетворением бытовых и иных нужд, по причине инвалидности, старости, особого семейного положения и так далее. Важнейшими льготами на настоящий момент являются:

  • Льготы, относящиеся к приобретению лекарственных средств.
  • Льготы, связанные с оплатой расходов на содержание детей в сельских школах, а также школах-интернатах.
  • Льготы, относящиеся к оплате расходов по отдыху в пионерских лагерях.
  • Льготы, связанные с частичной оплатой путевок в санаторно-курортные учреждения.
  • Льготы по оплате изделий протезно-ортопедического плана, если в этом есть необходимость.
  • Льготы в использовании общественного транспорта и так далее.

Конституционная база

Для начала следует отметить, что права граждан в области социального обеспечения устанавливается именно конституцией. В соответствии с положениями действующей на территории РФ Конституции государство является ответственным за существование общества; каждый индивид несет определенные обязанности перед другими лицами и социумом в целом; полагается обеспечение гражданам достойной жизнедеятельности посредством гарантии каждому конкретного размера прожиточного минимума. Так, правила соц. обеспечения и соц. защиты предполагают, что абсолютно каждый житель России наделен правом достойного уровня жизни, куда входит соответствующее питание, жилье, одежда, а также непрерывное улучшение условий, необходимых ему. Государством должны создаваться условия для полноценной занятости населения. Если же то или иное лицо не имеет занятия по причинам, которые от его не зависят, так или иначе данному гражданину гарантируется обучение новым для него специальностям и повышение квалификации. При этом обязательно учитываются потребности общества, а также пособия, которые выдаются по причине безработицы.

Правовая отрасль

Далее целесообразно рассмотреть обеспечение с точки зрения правовой отрасли. Так, понятие соц. обеспечения предполагает совокупность правовых нормативов и институтов, посредством которых осуществляется регулирование комплекса общественных отношений специфическим методом. Стоит отметить, что данные отношения возникают, как правило, при реализации государством за счет денежных средств государственного бюджета, а также организации всех организационно-правовых нормативов и форм владения, гражданских и социально-экономических мероприятий, связанных с:

  • Обеспечением нетрудоспособного и престарелого населения натуральными и денежными благами.
  • Предоставлением людям услуг медицинского, санаторно-курортного плана, а также социального обслуживания.
  • Содержанием инвалидов и престарелых в специальных интернатах.
  • Регулированием общественных отношений вспомогательного характера, связанных с процессом осуществления и оформления права на ключевые виды соц. обеспечения.

Натуральные блага

Видео (кликните для воспроизведения).

И наконец, рассмотрим заключительную категорию социального обеспечения, функционирующую на территории Российской Федерации. Под материальными благами натурального происхождения принято понимать предоставление определенных вещей со стороны государства или предприятий, среди которых слуховые аппараты, ортопедическая обувь, протезно-ортопедические и иные восстановительные механизмы, инвалидные коляски, автомобили с функцией ручного управления и так далее. Кроме того, в случае санаторно-курортного лечения или отдыха гражданам, которым необходимо социальное обеспечение, предоставляются спальные принадлежности и питание.

Источники

Право социального обеспечения виды социальной помощи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here