Право социального обеспечения женщин

Сегодня предлагаем статью: "Право социального обеспечения женщин", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Шпаргалка по праву социального обеспечения

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Праву социального обеспечения, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера!

Анна Анатольевна Рождествина
Шпаргалка по праву социального обеспечения

6. Система отношений по социальному обеспечению граждан

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает в себя: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РФ» КАК ИСТОЧНИК ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:

– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;

– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).

Глава 1 «Общие положения»:

1) определяет предмет регулирования закона;

2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

– Конституции Российской Федерации;

– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) дает основные понятия, используемые в законе.

Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Право социального обеспечения женщин

В соответствии с российским законодательством, женщины имеют равные с мужчинами права на социальное обеспечение, а также ряд дополнительных льгот и выплат, в т. ч. связанных с рождением ребенка и уходом за детьми.

При этом в последние 10 лет право на социальную поддержку в Российской Федерации нарушалось систематически и в массовых масштабах. Причем, в силу целого комплекса причин, включая дискриминацию женщин на рынке труда и тот факт, что они несут на себе основную нагрузку по уходу за детьми, именно женщины выступают здесь как более уязвимая категория населения. Некоторое улучшение ситуации в последние 2-3 года не изменило положения кардинально. На сегодняшний день выполнение государством социальных гарантий стоит на первом месте среди проблем, волнующих российских женщин . 146

Нарушение права на получение пенсии
В целом, по оценкам женщин — участниц фокус-групп, оформление пенсии — это утомительная процедура, сопряженная со всевозможными бюрократическими препонами и волокитой. При этом, по данным женских организаций Иркутской области, размер пенсии у женщин в среднем на 30-40 % меньше, чем у мужчин, что является следствием меньшей заработной платы и стажа работы (в большинстве своем обусловленного перерывами в работе в связи с рождением детей и уходом за детьми). Спорные вопросы, возникающие при начислении пенсий, часто связаны с неправильным учетом (или не учетом) тех лет стажа, которые дают те или иные льготы будущему пенсионеру:

«…У нас на заводе, где вредное производство, женщины уходят на пенсию с 45 лет. Но когда я пошла на пенсию, в собесе выяснилось, что у меня исчез год работы во вредных условиях труда Завод считался в это время не работающим, был общий приказ по заводу. Я доказывала, что все это время я работала, я «не сидела» ни дня без содержания. Никому ничего я не смогла доказать» . 147

Характерно, что многие участницы фокус-групп уверены в том, что закон о пенсионном обеспечении составлен так, что позволяет трактовать по-разному одни и те же факты, и, соответственно, варьировать сумму выплат. В этой ситуации часты жалобы на злоупотребления со стороны госслужащих, начисляющих пенсию:

«Беспокоит и неоднозначность пенсионного закона, который при назначении пенсии трактуется как угодно» . 148

Читайте так же:  Положена ли индексация пенсии неработающим пенсионерам

Как отмечается в региональном докладе по Ставропольскому краю, женщины чаще всего жалуются на маленькую пенсию и на высокие тарифы коммунальных служб. Чтобы обеспечить свои потребности, многие женщины продолжают работать довольно длительное время после выхода на пенсию.

Нарушение права на социальное обеспечение в случае необходимого ухода за ребенком
Значительное число женщин сегодня в России работают или без оформления трудовых отношений, или по трудовым договорам, где указывается номинальная заработная плата (зачастую равняющаяся минимальной), которая значительно меньше фактической 149 . В первом случае женщины не получают никаких пособий по болезни, беременности, уходу за ребенком, во втором — социальные выплаты, исчисляемые от номинальной заработной платы, составляют мизерные суммы.

В новом Трудовом кодексе увеличилось количество трудовых льгот для выполнения не только материнской, но и отцовской социальной роли по воспитанию детей, что способствует утверждению гендерного равенства. Так, ст. 256 Трудового кодекса признает, что «отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком».

Однако доля отцов, пользующихся этими правами, пока незначительна и составляет, например, в Иркутской области около 1%.

Закрепленные в законодательстве социальных пособий и льгот не способны не только кардинально изменить материальную ситуацию получателя, но даже помочь ему в поддержании минимального жизненного уровня. В результате те, кто оказывается в сложной ситуации без средств к существованию, чаще других сталкиваются с проблемами получения социальных пособий. Чаще всего это касается матерей, которые самостоятельно воспитывают детей.

«А я согласна с тем, что государство ущемляет права женщин. Во-первых, пособия на детей… когда есть матери-одиночки… составляет 200 рублей, ну это смешно. Разве можно ребенка поднять на 200 рублей? Это хорошо, когда есть возможность, когда идет приработок какой-то или там родители помогают…» 150

«…женщина, которая одинока, просто не в состоянии самостоятельно поднять ребенка» . 151

«Я одна воспитываю дочь; на женщину, которая одна воспитывает ребенка, смотрят как на человека второго сорта, нужно каждый день доказывать свое право на место под солнцем, добывать кучу справок для оформления пособия, постановки на учет по жилью Пособие по безработице мизерное, а у меня больная мать, ведь еще надо покупать лекарства. Хорошо, хоть она получает регулярно пенсию, на эту пенсию и живем» . 152

«На ребенка выплачивается ежемесячное пособие 70 рублей. Что на них можно купить? У меня двое детей, получаю на них 140 рублей. Родителей у меня нет, воспитывалась в детском доме. Работаю в домоуправлении. Все знают, что там мало платят. Поэтому приходится все время работать на двух работах» . 153

При том, что размер детского пособия, установленного федеральным законодательством, невелик, некоторые сообщали о случаях его незаконного уменьшенеия:

«- Понятно, что инженер с высшим образованием — низкооплачиваемый специалист. Но закон есть закон, против него не пойдешь. А ведь потом ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет для всех одинаковое — 550 рублей.

— У нас на заводе 200 рублей.

— Почему 200 рублей?

— Потому что это из федерального бюджета платят 550 рублей, а завод платит 200 рублей. Я это знаю, потому что у нашей сотрудницы дочь родила, и был такой разговор.

— А кто тогда нарушает федеральный закон?

Нарушение права на получение льгот и пособий (отказ в выплате, задержки выплаты)
Многие женщины — участницы фокус-групп жалуются на то, что положенные социальные пособия задерживаются или не выплачиваются вовсе.

«…даже те социальные пособия, которые называются детские, вовремя не выплачиваются…» 155 .

«Льготы есть по детским пособиям, но, во-первых, их не выплачивают, во-вторых, на эти деньги ничего не купишь, так их мало» 156 .

«Мой сынишка 1996 года рождения, а детского пособия я в глаза не видела с 1997 года. Малыш мечтает: «Мама, вот соберем все денежки за пособия и купим большой цветной телевизор». Я, разумеется, киваю: купим, сынок, купим, а сама думаю, какой телевизор, тут бы как-нибудь прожить-прокормиться» 157 .

По сообщению женских организаций Пензенской области, долги по детским пособиям в 2001-2002 годах в области погашались, но при этом имели место различные виды взаимозачетов: получателям в счет долга выдавались канцтовары, обувь, продукты питания, мебель и т. д.

В некоторых случаях женщины добивались получения положенных по закону пособий через суд:

«Через суд я судилась, мне выплатили» 158 .

Но это скорее исключение из правил. В подавляющем большинстве случаев женщина, столкнувшаяся с практикой злоупотреблений при выплате пособий, не отстаивает свои права:

«А если не получаешь, деньги ведь все равно куда-то перечисляются, я так думаю, потому что на всех детей составляются списки. Я два года не получала, потом пришла. Я знаю, что там, на депозитном, сколько-то времени лежит, если не получаешь. Я попросила выдать за последние 3 месяца. Трудная ситуация была. А мне говорят: «За вас тут все получено». Вот даже такая ситуация была. Многие махнули на это рукой» 159 .

Некоторые из опрошенных в ходе фокус-групп отмечают улучшение ситуации с выплатой пособий. И хотя сумма выплат, как правило, никого не устраивает, сам факт их существования оценивается как положительный момент:

«Если говорить о правах, которые мало-мальски реализуются, то можно вспомнить о пособиях на ребенка, которые стали выплачиваться. Пособия очень маленькие, но они все-таки выплачиваются» 160 .

Однако те женщины, которые на момент опроса получали или имели право на получение пособия, настроены менее оптимистично:

«Да, я получаю пособие на ребенка, но это ничто, 70 рублей из федерального бюджета да это смешно, какая поддержка власти, что можно купить ребенку на 70 рублей? Питание в школах, конечно, платное, но малообеспеченные, многодетные семьи, неполные семьи, дети на попечении и другие категории различные льготы имеют и питаются такие детки бесплатно…» 161

Сложности с оформлением пособий
Большинство опрошенных в ходе мониторинга недовольны тем, что социальная помощь в стране носит заявительный характер. Вследствие этого, если женщина вовремя не была информирована о предоставляемых ей льготах и субсидиях и подала документы через какое-то время после того, как у нее появилось право на их получение, то «пропущенные» выплаты она уже не получит. Кроме того, получение социальной помощи сопряжено со сбором большого количества документов. Некоторые женщины воспринимают процедуру оформления пособия как унизительную:

Читайте так же:  Установление трудового стажа по свидетельским показаниям

«Столько нужно формальностей, справок, доказательств, что тебе нужна помощь. А потом тебя будут перекидывать из кабинета в кабинет, пока не махнешь рукой» 162 .

«При этом мы никогда не получали пособия по уходу за детьми. Почему? Могу объяснить, ненавижу социальную сферу нашу… Сама там не была, но то, что я слышала от женщин, для меня это крайне унизительно. Я считаю, что если женщина родила ребенка, она не обязана ходить в те социальные среды, где все это оформляют, получают. Вот на ребенка нужно получить пособие. Вот положено ребенку, от такого возраста — столько, а от такого — столько… Он учится в школе, списки в школе есть. Дети в школы ходят, элементарно. Я не говорю о яслях и детских садах, куда можно ходить, можно не ходить, если ребенок пошел в школу, нельзя чтобы родители бегали в соцстрах обивать пороги и собирали справки. Ребенок родился, значит, он есть, на него положено пособие по закону, значит, будьте добры, выплатите его. Вот сам факт этих социальных льгот, помощи людям и женщинам, в частности, — они только на бумагах, и когда наши социальные работники начинают выступать по телевидению, что они много помогают, я выключаю это. Это копейки, но такие унижения» 163 .

По мнению других женщин — участниц фокус-групп, из-за сложной процедуры оформления пособий и незначительной суммы выплат за ними обращаются только самые нуждающиеся:

«Сколько здесь девушек, у которых есть дети? А теперь кто получает пособие? Ежемесячное пособие 84 рубля. Я первый год получала. Потом, наверное, только самые нуждающиеся за них бьются» 164 .

«Я говорю, мы даже не ходим за пособиями, большинство. Поэтому нам часто ни до чего нет дела. Редко кто из нас идет за пособиями. Некогда. Мы работаем по 12-14 часов на улице, по полгода без единого выходного» 165 .

«Первого ребенка я родила в советские времена, и мне все оплатили, а со вторым я не работала и, естественно, мне ничего не оплатили, и я жила только за счет мужа. До сих пор я ни пособия, ничего не получила, там нужно собрать столько документов и из тех организаций, которые уже развалились, отстоять столько очередей, что овчинка выделки не стоит.

Но ведь то, что мы получаем, это же смешные суммы, может, это действительно зависит от того, где женщина работает, какой оклад она имеет, за это бороться даже не стоит — детские 100 рублей, что можно купить за 100 рублей» 166 .

Отсутствие поддержки со стороны государства многие женщины оценивают как планомерную политику:

«Государство очень много говорит о демографической проблеме, а размер детского пособия, которое к тому же не платят, говорит о том, что дети никому не нужны в нашем государстве, кроме родителей» 167 .

«Меня, как молодую маму, больше всего беспокоит отсутствие поддержки со стороны государства женщинам, находящимся в декретном отпуске. Пособия просто смехотворные, разве женщины будут рожать детей, если на их содержание выделяется 50 рублей в месяц» 168 .

«В основном люди идут за материальной поддержкой. И только на мизер они могут рассчитывать. В Думе находится проект закона для помощи многодетным матерям. Так вот, по тому закону предполагается выделить на ребенка в квартал 100 руб. У коллеги по работе четверо детей, один из которых инвалид. Она обратилась за помощью в Администрацию. Я не помню, сколько конкретно денег ей удалось выбить, но то, что это был мизер — это точно» 169 .

«Меня больше всего беспокоит положение молодых семей, детей. А детские пособия? Государству, наверное, просто стыдно говорить об этом — раз оно молчит. О пенсиях говорят много, а вот о детских пособиях…» 170

«Единственное, что можно изменить, это социальную поддержку. Но в нашей стране я [в это. — Сост.] не верю» 171 .

В результате женщины больше надеются на адресную помощь нуждающимся со стороны предприятий и отдельных предпринимателей, чем на гарантированную помощь государства.

Так, к примеру, участницы фокус-группы, проведенной в Саратовской области делают вывод, что «если сравнивать помощь государства и спонсоров, то спонсорская помощь очень ощутима. Предприятия сами не очень богатые, но они откликаются и в силу своих экономических возможностей нам помогают: продуктами, какими-то предметами или своей продукцией. Так, например, швейная фабрика обеспечила несколько одиноких, малообеспеченных бабушек верхней одеждой. Помогают и некоторые депутаты Саратовской областной Думы. Они нам дали для наших подопечных продуктовые наборы» 172 .

Право социального обеспечения женщин

Особый объект социально-экономической помощи государства – 90 тысяч женщин -военнослужащих. В связи с этим необходимо учитывать специфику и социальные проблемы данной социальной группы. Денежное довольствие в системе социальной защиты женщин -военнослужащих должно индексироваться с учетом инфляции.

Основными видами социального обеспечения являются страхование жизни и здоровья и пенсии (за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Приоритетными направлениями социального обеспечения и защиты женщин – военнослужащих являются:

– Обеспечение правомерной регистрации документов на получение детских пособий, выплата детских пособий, виды детских пособий;

– Организация, развитие и внедрение общественных женских объединений, отстаивающих законные права, льготы и привилегии женщин- военнослужащих;

– Налаживание юридического консультирования женщин, информирование их о современных социальных программах поддержки женщин – военнослужащих, о льготах и пособиях, социальных услугах, установленных российским и международным законодательством;

– Реализация права на обеспечение жилыми помещениями (заключается в сохранении жилплощади (жилых помещений) и праве на нее; в сохранении права на дополнительную жилплощадь; в содействии индивидуальному жилищному строительству).

Женщины-военнослужащие во время беременности и в связи с рождением ребенка имеют право на получение государственных пособий.

Читайте так же:  Лишение свободы входит в трудовой стаж

Также на женщин – военнослужащих распространяется льготное обеспечение в области здравоохранения (бесплатный отпуск лекарств или их продажа по сниженным ценам, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно и некоторые другие преимущества).

Женщины- военнослужащие имеют право на льготное получение образования (охватывает преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них и т.д).

Право социального обеспечения. Шпаргалка

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.

Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей иособенной.

Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:

трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.

Источники: нормы международных актов, Конституция РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты! (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), муниципальные и локальные нормативные акты.

Михаил Белоусов
Право социального обеспечения. Шпаргалка

3 СТРАХОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНОЕ, МЕДИЦИНСКОЕ И ПЕНСИОННОЕ. СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с положениями, закрепленными в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Пенсионный фонд РФ признан страховщиком, который осуществляет обязательное пенсионное страхование. В Пенсионный фонд РФ страховые взносы работодателей зачисляются как суммы единого социального налога.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:

1) выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, которые на день смерти не работали, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

Читайте так же:  Государственная мвд россии

2) доставку пенсий, которые выплачиваются за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) управляет средствами государственного социального страхования РФ и представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ.

Обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда являются:

1) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

1. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД

Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:

– стажа работы или выслуги лет;

– потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность социального обеспечения;

2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

2 НОРМЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ

Норма права социального обеспечения – это определенное общеобязательное, санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее отношения, возникающие по поводу материального обеспечения и социального обслуживания социально незащищенных слоев населения.

Структуру данной нормы составляют:

Особенность структуры норм права социального обеспечения заключается в том, что зачастую в одной норме встречаются только гипотеза и диспозиция, санкция же содержится в другой норме либо в другом нормативно-правовом акте.

Классификация данных норм проводится по различным основаниям: 1) по содержанию:

а) материальные нормы, которые закрепляют фактическое содержание юридических прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению;

б) процессуальные нормы, выражающиеся в непосредственной юридической регламентации реализации прав и обязанностей в сфере социального обеспечения и процессуальных форм судебной защиты этих прав;

2) по характеру воздействия на субъектов правоотношений:

а) обязывающие нормы, которые в категоричной форме устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия;

б) запрещающие нормы, т. е. устанавливающие обязанность лица воздерживаться от совершения определенных действий;

в) управомочивающие нормы, закрепляющие возможность участников правоотношений действовать в рамках требований нормы права социального обеспечения;

3) в зависимости от методов правового регулирования:

а) императивные нормы (обязательные правила поведения, поддерживаемые мерами государственного принуждения);

б) диспозитивные нормы (возможность выбора);

в) поощрительные нормы (стимулирующие социально полезное поведение);

г) рекомендательные нормы (наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

4) в зависимости от объема действия:

а) общие нормы (распространяются на несколько категорий отношений по социальному обеспечению);

б) специальные нормы (распространяются на одну категорию правоотношений по социальному обеспечению);

5) в зависимости от времени действия различают:

а) постоянные нормы;

б) временные нормы.

4 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность не только трудовой, но и иной общественно полезной деятельности (как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, причем независимо от того, где и когда она протекала и имелись ли в ней перерывы), а также других периодов, указанных в законе.

Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

Выделяют несколько видов трудового стажа:

1) общий трудовой стаж;

2) страховой стаж:

а) смешанный страховой стаж;

б) специальный страховой стаж;

3) специальный трудовой стаж;

4) непрерывный трудовой стаж. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится календарно. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица страховой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Читайте так же:  Льготная пенсия для многодетных матерей

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором.

Право социального обеспечения. Шпаргалки (2 стр.)

В период образования СССР (1922 г.) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права. В 50-х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников – в рамках предмета колхозного права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

8. Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Одной из особенностей метода права социального обеспечения является сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов . Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

7. Система отношений в сфере социальных услуг

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях, обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортом), включаются в социальное обслуживание в качестве самостоятельного вида. Отношения по предоставлению инвалидам протезно-ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов; таким образом, они также включаются в систему правоотношений по социальному обслуживанию.

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях.

В систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

9. Специфические способы определения содержания правоотношений

Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений. Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

В коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), а также закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т. д.).

Источники

Право социального обеспечения женщин
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here