Правовой статус молодежи в праве социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Правовой статус молодежи в праве социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Статья 7. Правовой статус молодежи

Статья 7. Правовой статус молодежи

Молодые граждане области обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Права молодых граждан осуществляются ими непосредственно и в полном объеме, за исключением случаев ограничения дееспособности по основаниям и в порядке, установленном федеральными законами.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав и свобод (дискриминация) молодых граждан по возрасту, кроме предусмотренных законом, влекут за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

Равно не допускается и возложение на молодых граждан каких-либо дополнительных обязанностей по сравнению с обязанностями, установленными для остальных граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Права молодых граждан гарантируются государством, а в случаях нарушения защита их прав осуществляется в установленном порядке.

Принудительные меры, в том числе воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, осуществляются в строго установленном законом порядке.

>
Правовое положение молодежных и детских объединений
Содержание
Закон Тюменской области от 6 февраля 1997 г. N 72 «О молодежной политике в Тюменской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации Шашенков Андрей Алексеевич

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шашенков Андрей Алексеевич. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-12/1331

Содержание к диссертации

Глава I. Международные и внутригосударственные —правовые стандарты обеспечения прав молодежи

L Понятие «молодежь» и его толкование в праве — 13 —

2. Конституционно-правовое положение человека и гражданина: молодежный аспект

3, Личные конституционные права молодежи — 48 —

4, Экономические, политические и культурные конституционные права молодежи

5, Международные стандарты обеспечения прав молодежи

Глава II. Правовое регулирование государственной -молодежной политики

1. Основные этапы становления государственной молодежной политики

2. Федеральное законодательство в сфере государственной молодежной политики

3. Законодательство субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики

Список использованных нормативных правовых актов и научной литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации (ст. 2) гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение н защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» 1 . Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Следовательно, реализация данного положения Конституции требует планомерного усиления правовой защиты человека и гражданина, создания гарантий обеспечивающих равные возможности по реализации прав и свобод для всех категорий населения и исключающих дискриминацию любого рода, в том числе по мотивам возраста.

Организация Объединенных Наций также предусматривает обязанность государства поощрять и защищать права человека и основные свободы и обеспечивать молодежи возможность пользоваться ими в полной мере, прилагать все возможные усилия для выработки молодежной политики, учитывать законные интересы молодежи во всех процессах планирования и принятия государственных решений . Российская Федерация, как член ООН, обязана выполнять международные обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этой организацией, внедрять международные стандарты обеспечения прав молодежи в России.

Сегодня молодежь составляет значительную часть всего трудоспособного населения страны и принимает активное участие в государственном строительстве. Ее численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года составила более 36,0 млн. человек, а ее доля от общей численности населения — свыше 25% . ООН признает, что молодежь

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — № 237.

2 См.: Резолюция 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. — 26 января 2004 года. —
A/RES/58/133. — Original: English. — С, 1

3 См.: Итоги Всероссийской переписи населения // Российская газета. — 2004. — № 65
(3442).

является как одним из основных людских ресурсов, необходимых для целей развития, так и одним из главных проводников социальных преобразований, экономического развития и технического прогресса.

Проведенный диссертантом анализ состояния нормативной правовой базы Российской Федерации, определяющий конституционно-правовое положение молодежи, рассмотрение ее конституционных прав подтверждает необходимость совершенствования законодательства в данной сфере- Назрела потребность в усилении правового обеспече?тия государственной молодежной политики, усовершенствовании механизма ее реализации, а также изучение и анализ международно-правовых стандартов и механизмов обеспечения прав молодежи. Требуют серьезной научной проработки вопросы закрепления в законодательстве юридических гарантий по обеспечению прав молодежи, особенно в сфере образования, занятости, участия в управлении делами государства, защиты жизни и здоровья, обеспечения жилищных прав, прав молодых родителей, исполнения конституционной обязанности по защите Отечества, Нуждаются в научном осмыслении комплекс новых для юридической науки проблем, связанных с определением положения представителей молодежи в системе прав и свобод человека и гражданина, а также такие понятия, как «молодежь» и «государственная молодежная политика».

Степень научной разработанности темы. Настоящее исследование выполнено на основе изучения научно-монографического материала советских и российских авторов, среди которых СВ. Алсщенок, В.Н. Бо-ряза, КХЕ. Булатецкий, ЮТ. Волков, С.Н. Иконников, И.М. Ильинский, В.К. Криворученко, Н.М, Курилин, В.А. Луков, А.Н. Нечаева, В.В- Нехаев, ТТ. Нехаева, В.М. Оробец, Л.М. Прозументов, В,А. Родионов, Е.Г, Слуцкий, О-В. Татаринова, А.А. Яшин и др., а также работ зарубежных ученых. В этих научных трудах исследованы вопросы защиты прав отдельных категорий молодежи (студентов, инвалидов и т.д.); правового положения несовершеннолетних (применительно к гражданскому зако-

нодательству); преступности среди несовершеннолетних, ее причин и путей преодоления; конституционно-правового регулирования труда молодежи в условиях формирования рыночных отношений; социальной защиты молодежи; государственной молодежной политики; охраны прав несовершеннолетних; возрастных ограничений в российском законодатель-стве, а также формирования ювенального права в российской системе права.

Проведенному в исследовании анализу и полученным выводам способствовали труды таких специалистов в области конституционного права, как СА. Авакьян, М.В. Баглай, И.Н. Барциц, Н.Е. Борисова, Б.А-Булаевский, A3. Васильев, Л.Д. Воеводин, СВ. Вышкина, ПЛ Глушенко, Ю.А. Дмитриев, Н.Ю. Евилова, СВ. Захаров, СП, Иваненков, В.Г Игнатов, Э.Ш. Камалдинова, JLC Каневская, Б.И. Карилбаев, Н.И. Крюков, MP. Кулиев, А.Ж, Кусжанова, СЕ. Кутафин, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Г.Н. Манов, Ж.Х. Македонская, Т.Д. Матвеева, А.А. Мерцалов, Л.Н. Мигунов, Е.Н. Микитова, Н.А. Морозова, ИЛ. Мосякин, В.С Нер-сесянц, В.В. Павловский, О А. Слипченко, К.Б, Толкачев и др.

Несмотря на значительный круг авторов, посвятивших свои исследования вопросам конституционно-правового положения человека и гражданина, и отдельным вопросам правового положения молодежи, комплексные исследования конституционно-правового положения молодежи не проводились.

Читайте так же:  Куда обращаться за выплатой детям войны

Цель работы — комплексное исследование конституционно-правового положения молодежи, вопросов защиты и обеспечения ее прав, а также реальных возможностей для практического использования конституционных прав представителями молодежи.

анализ нормативных правовых актов, регламентирующих конституционно-правовое положение молодежи;

исследование конституционных прав молодежи;

выделение ключевых прав и сфер жизнедеятельности молодежи;

анализ международно-правовых стандартов обеспечения прав молодежи;

выявление необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего конституционно-правовое положение молодежи;

— анализ правовых основ государственной молодежной политики
в Российской Федерации;

внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики.

Объект диссертационного исследования — общественные отношения в сфере установления и регулирования конституционно-правового положения молодежи.

Предметом диссертационного исследования являются нормы права, регламентирующие конституционно-правовое положение молодежи, степень их разработанности, состояние и пути развития.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет системный подход к анализу различных аспектов конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации. Данный подход применялся с учетом особенностей личности, характерных для молодежного возраста.

Системный подход обусловил использование различных методов:

интегральный метод призван представить теоретико-правовое понимание особенностей конституционно-правового положения молодежи в Российской Федерации;

нормативный метод применяется для определения основ конституционно-правового положения молодежи в Российской Федерации;

— теоретико-практический метод применялся при исследовании международных и внутригосударственных гарантий обеспечения прав молодежи.

Вместе с перечисленными выше методами в исследовании применялись такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, статистический и другие. Сочетание приведенных методов предопределило обращение не только к сложным вопросам конституционного права Российской Федерации, но и к актуальным взаимоотношениям государства и личности. Это позволило обосновать теоретическое понимание особенностей конституционно-правового положения молодежи, проанализировать международные и внутригосударственные стандарты обеспечения прав молодежи.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации; международные договоры, участником которых является Российская Федерация, в частности Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; законы субъектов Российской Федерации; Указы Президента Российской Федерации; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1015 Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Статус правовой молодежи

Статус правовой молодежи — положение молодежи в обществе, закрепленное нормами права. Хотя статус правовой молодежи связан с юридической категорией правового статуса, его отнесение к сфере права дискуссионно, поскольку субъектом данного правоотношения выступает юридически неопределенное лицо. В российской правовой системе нет однозначного понятия «молодежь» и, соответственно, с ним не связаны нормы, которыми необходимо руководствоваться в правоприменении. В актах законодательства правовая трактовка молодежи ведется через определение соответствующих атрибутов молодого человека (как физического лица), иначе говоря, молодежь как коллективный субъект права в российском законодательстве не фигурирует, даже когда в ряде законов субъектов РФ декларируется установление статуса правового молодежи. Таким образом, статус правовой молодежи — не правовой, а социологический термин, в юридическом контексте возможно говорить о правовом статусе молодого человека (гражданина), правовом статусе молодежного общественного объединения и т. д.

Проблемы статуса правового молодежи в аспекте социологии молодежи исследовали И. М. Ильинский, В. А. Луков, Г. М. Миньковский, Д. Р. Поллыева, В. А. Родионов, Е. Г. Слуцкий, В. И. Чупров и др. Тематика статуса правового молодежи отражена в государственных докладах о положении молодежи.

Лит.: Чупров, В. И., Соловьев, М. В. (1992) Положение молодежи России в структуре власти. М. 68 с.; Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год (2003) / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Логос. 144 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. Л., Певцова, Е. А. (2009) Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации. Сравнительный социолого-правовой анализ. М. : Русское слово. 176 с.; Певцова, Е. А. (2012) Правовое регулирование труда и занятости молодежи. М. : Academia. 224 с.

Молодежь как субъект правовых отношений

Дата публикации: 16.10.2017 2017-10-16

Статья просмотрена: 946 раз

Библиографическое описание:

Шайхетдинов М. А. Молодежь как субъект правовых отношений // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/archive/175/45985/ (дата обращения: 06.03.2020).

За все время существования человеческого социума молодежь всегда выделялась как обособленная часть общества, обладающая рядом присущих только ей характеристик. Молодежь как социальная группа является субъектом общественных отношений, а следовательно, и правовых.

Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в последующие десятилетия количество молодежи в мире сократится. В некоторых регионах и странах не будет хватать людей, вступающих в пору зрелости. По данным Росстата, молодежь сегодня составляет 23.3 % от общей численности населения страны [4, с. 8–9], в то время как в 2002 г. на нее приходилось 24 %. Эти данные позволяют говорить, что с учетом Всероссийской переписи населения 2010 г. количество молодежи в России уменьшилось как абсолютно, так и в процентном отношении к общему количеству населения нашей страны. Тем не менее молодые граждане составляют значительную часть населения России.

Молодежь — это ресурс и потенциал социально-экономического развития любой территории, поэтому одной из основных задач государственной политики Российской Федерации должно являться создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества.

Правовое государство призвано обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, особенно молодой, формирующейся, личности, оптимизировать ее созидательные мотивы, гармонизировать ее общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости.

Значительные проблемы для формирования теории правового регулирования государственной молодежной политики и развития российского законодательства создает отсутствие в действующей Конституции Российской Федерации термина «молодежь» и образованных на его основе словосочетаний.

Говоря о молодежи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, однако понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, даже при попытке определить возрастные рамки молодежи возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества.

Для определения понятия «молодежь» необходимо проанализировать понятия, данные в различных теориях.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [7, с. 32]. С позиции современной социологии, данное определение неточно в том отношении, что процесс социализации проходит в течение всей жизни человека и особенно интенсивно — в раннем детстве. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств».

Читайте так же:  Пенсионер мвд льготы по налогам

На Западе придерживаются в основном психологического подхода к пониманию молодежи [2, с. 4]. Английский ученый Саймон Фрис в работе «Социология молодежи» выделяет два критерия этого понятия: первый — переход от детства к взрослости и второй — переход от безответственности к ответственности в поведении. Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, лежат в интервале от 13–14 до 25–35 лет. При этом различные страны используют разные концепции и подходы: в Англии и Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0–25 лет. Такой подход имеет как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, обеспечивается тесное взаимодействие детской и молодежной политики; с другой стороны, появляется возможность неравномерного распределения усилий между этими сферами.

В юридической литературе обсуждается вопрос о том, что молодежь — это категория населения от 14 до 30 лет, обладающим конституционно-правовым статусом.

Правоведами различаются несколько видов правового статуса личности, но наиболее существенное значение имеют следующие виды: а) общий (конституционный); б) индивидуальный статус; в) специальный (родовой).

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией Российской Федерации, является единым и одинаковым для всех. Его особенности выражаются в следующих элементах: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) гражданство; г) юридическая ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейный статус, работа). Данный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (депутатов, учителей, рабочих, пенсионеров, студентов и пр.). По мнению Н. В. Бутусовой, роль данной классификации очевидна — способствовать уяснению особенностей правовых статусов различных категорий лиц в целях создания системы гарантий их реализации [1, с. 56].

Специальный, родовой статус личности следует рассматривать через особенности положения отдельной категории населения — молодежи, которая обладает основным отличительным признаком — возрастом от 14 до 30 лет.

Различные авторы дают свои границы молодежному возрасту: по возрастной классификации, представленной В. В. Павловским, выделяются 4 группы: 14–16 лет — подростки (характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития); 17–19 лет — юношество, начинается процесс социализации, расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20–24 года — молодежь, студенты и молодые, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25–30 лет — старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни [5, с. 34].

Выделение категории «молодежи» по признаку возраста в целом направлено на компенсацию возрастного неравенства молодежи путем предоставления ей государственной поддержки в ряде сфер общественной жизни.

От отрезка жизненного времени, который охватывает понятием возрастной группы «молодежь», зависит выбор путей во взрослой жизни, с его учетом человек формирует свое положение во всех сообществах социума, гражданского общества и политической системы. Он оказывает влияние на выбор профессионального, семейного, социального, духовного положения личности, на формирование принципов и устоев ее морали, нравственности.

Возрастные границы устанавливают размеры дееспособности гражданина, моменты появления у молодого человека обязательства нести юридическую ответственность и помимо этого способности понимать значение своих собственных поступков и давать им оценку.

В законодательстве Российской Федерации понятие «молодежь» закреплено в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г».. В соответствии с ним, молодежь — это «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, — до 35 и более лет» [6].

Определение молодежи и ее возраста формулируется федеральным и региональным законодательством в целях предоставления конкретных мер поддержки на основании целевых программ, причем такие программы могут быть ориентированы как на всех лиц в возрасте от 14 до 30 лет (например, программы поддержки молодых семей в жилищной сфере), так и на конкретную часть молодежи (несовершеннолетние, выпускники, молодые специалисты). Последнее обстоятельство не может автоматически рассматриваться как дискриминация тех групп молодежи, возраст которых не соответствует возрасту участия в программе.

С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что статус молодежи — это особое правовое состояние отдельной категории физических лиц, характеризующихся следующими признаками: возрастом; формирующимся организмом; совпадением основных конституционных обязанностей с другими категориями граждан; дополнительными гарантиями в трудовой, жилищной и медицинской сфере; ограничением прав молодежи в гражданских и семейных правоотношениях; смягчением уголовной ответственности.

  1. Бутусова Н. В. Конституционно-правовой статус российского государства. — М.: Изд-во Московского гос. ун-та; Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. — 376 с.
  2. Жирнов А. А. Молодость как социокультурный феномен: Автореферат дис. … канд. культурологии. — Шуя, 2011. — 24 с.
  3. Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  4. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: Статистика России, 2010. — 166 с.
  5. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. — М.: Академический проект, 2001. — 304 с.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. (ред. 26.01.2017 г.) № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 50. — Ст. 7185.
  7. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996 — С. — 460 с.

Нормативно-правовая база социального обслуживания молодежи

Благополучие России в XXI веке во многом будет зависеть от способностей молодежи, которая сегодня должна рассматриваться в качестве главного субъекта социального обновления, инновационного ресурса общества, государства, региона, муниципального образования. Поэтому главная задача органов государственной власти – создать такие условия на территории государства, при которых молодые люди, получили бы возможность для беспрепятственного развития своих дарований в интересах общества и государства. Выполнение этой задачи должно предусматривать создание эффективной системы работы с молодыми гражданами и надежного механизма ее нормативно-правового обеспечения на всех уровнях управления – федеральном, региональном и местном.

Истоком правовых основ учреждения, последующего формирования и законодательного оформления государственной молодежной политики являться Конституция Российской Федерации.

Государственная молодежная политика должна рассматриваться как объект конституционно-правового регулирования, поскольку:

Читайте так же:  Сколько будет составлять социальная пенсия

1) статья 7 Конституции РФ устанавливает, что Россия есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а молодежная политика, как известно, рассматривается как неотъемлемая часть такой политики;

2) зафиксированные в первом разделе Конституции РФ права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами, в том числе с молодежью, и должны находить отражение в законах и иных нормативных правовых актах;

3) становление местного самоуправления как конституционно-правового института требует участия его органов в разработке и реализации молодежной политики, так как именно на уровне муниципального образования решается большинство социальных проблем молодых людей.

Условно нормативную правовую базу в сфере молодежной политики можно разделить на две части: акты, непосредственно касающиеся реализации молодежной политики, и акты, регламентирующие различные сферы общественной жизни и ориентированные прежде всего на молодежь.

Большое значение для развития правовых основ социальной работы с молодежью имеет ряд действующих в России кодексов. Гражданский кодекс РФ определяет такие важные понятия как правоспособность, дееспособность и эмансипация. В Семейном кодексе РФ перечислены многие права несовершеннолетних. Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности правового регулирования труда молодых лиц, не достигших 18 лет. Кроме того, он содержит важное положение об обязательности включения в коллективный договор вопросов улучшения условий и охраны труда молодежи. Cогласно статье 70 Трудового кодекса Российской Федерации испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, а также лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности.

Социальная работа с молодежью в нашей стране является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 – 90 годов на основе закона СССР « Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16 апреля 1991 года. Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основными целями государственной молодежной политики являются:

1) содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

2) недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин

3) Создание условий для более полного участия молодежи в социально- экономической, политической и культурной жизни общества;

4) Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

5) Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития самой молодежи.

Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих важнейших направлениях:

– обеспечение соблюдение прав молодежи;

– содействие гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

– содействие предпринимательской деятельности молодежи;

– государственная поддержка молодых семей;

– гарантированное предоставление социальных услуг;

– поддержка талантливой молодежи;

– формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи;

– поддержка деятельности молодежных и детстких объединений;

– содействие международным молодежным обменам.

Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодежь России» ( Указ Президента России от 15 сентября 1994 года № 1922; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года № 1279), цель которой — формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации « О программе социальных реформ в РФ на период 1996 – 2000 годов» от 26 февраля 1997 года №222 и в целях дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу « Молодежь России (1998-2000годы) (Постановление Правительства РФ от 18 июня 1997 г. № 746). Основная цель программы – дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

Важную роль в осуществлении социальной работы с молодежью сыграли указы Президента Российской Федерации, в которых рассматриваются конкретные вопросы социальной защиты этой категории населения.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 « О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» проблема выживания детей призвана приоритетной, а Правительству Российской федерации поручено разработать и утвердить научно обоснованный перечень обязательных бесплатных социальных учреждений для женщин и детей, предоставление которых должно быть гарантировано государством.

Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 года « О профилактике безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, защите их прав» установил, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, защиты их прав должны составлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, служба занятости населения, а также другие органы и учреждения, осуществляющие в своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

Постановление Правительства РФ от 18 января 1992 года № 33 « О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» ( с изменениями от 5 июня 1994 года, 4 августа 2005 года) в целях дополнительной социальной защиты студентов высших и средних специальных учебных заведений определяет выделение дополнительных бюджетных ассигнований на оказание помощи нуждающимся студентам, предусматривать выделение высшим и средним специальным учебным заведениям дополнительных средств в объеме месячного стипендиального фонда соответствующего учебного заведения для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха студентов.

Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (с изменениями от 12 апреля 1999 г.) в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества предусматривает признание осуществления целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

В качестве первоочередных задач, требующих решения, рассматриваемым Указом Президента Российской Федерации были выделены:

— обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

— создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

— осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

— содействие международным молодежным обменам.

Об усилении внимания со стороны государственных структур к молодежи и ее проблемах свидетельствует и принятие закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), в котором наряду с адресностью, доступностью, добровольностью и гуманностью приоритет отдается оказанию социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В сферу законодательно – нормативного обеспечения государственной молодежной политики входят также Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» от 28 июня 1995 года. Настоящий Федеральный закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий, стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Читайте так же:  Социальная стипендия в башкирии

Сегодня действует немалое количество ведомственных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Это постановление Министерства труда РФ от 24 апреля 1996 года № 24 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных организаций Комитета Российской Федерации по делам молодежи» и распоряжение Комитета РФ по делам молодежи от 26 февраля 1996 г. № 17 «О порядке формирования Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой». Целый блок ведомственных правовых актов в отношении несовершеннолетних и борьбы с правонарушениями в молодежной среде, их профилактики имеется у Министерства внутренних дел РФ. Действуют приказы и иные правовые акты, касающиеся молодежи и организации работы с ней, изданные другими федеральными органами исполнительной власти. Постепенно развивается ведомственная нормативно-правовая база, касающаяся мер по регулированию работы с молодыми специалистами, стимулирующая их приток и закрепление в различных отраслях народного хозяйства РФ.

Кроме законов субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики действуют другие региональные нормативные правовые акты. Как правило, ими осуществляется специальная правовая регламентация вопросов, недостаточно отработанных в федеральном законодательстве. К ним относятся вопросы: развития системы социальных служб для молодежи; определения правового статуса молодежных коммерческих организаций (молодежных предприятий); конкретизации мер государственной поддержки программ и проектов молодежных и детских общественных объединений; развития молодежного парламентаризма; профилактики молодежной наркомании и других форм девиантного поведения молодых граждан; подготовки допризывной молодежи к военной службе; развития детско-юношеского и молодежного спорта; работы с детьми и молодежью по месту жительства; организации досуга и занятости молодежи и др.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что процесс формирования правовых основ работы с молодежью постепенно набирает ход, особенно в регионах России. Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997–2000 годах» (подраздел 7.12 «Государственная молодежная политика»), утвержденная постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360, предусматривала в период 1997–2000 гг. завершить формирование законодательно-нормативной базы государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Сегодня уже 2006 год, но ни о каком завершении пока речи быть не может.

Эффективность правовых основ социальной работы с молодежью в значительной мере связана с перспективами российского законодательства о государственной молодежной политике, т.е. взглядами в его будущее, выработкой соответствующей стратегии его развития. Сегодня нужна четкая и нормативным правовым образом закрепленная стратегия развития законодательства РФ о государственной молодежной политике, позволяющая определить направления деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по разработке и претворению в жизнь системы нормативных правовых актов.

Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал молодежную политику важнейшим направлением деятельности государства, приоритетная задача которой – «дать возможность молодым людям реализовать себя, найти свое призвание и место в жизни». Эффективное решение данной задачи невозможно без соответствующего законодательства.

Молодежь должна иметь надежный правовой фундамент для реализации своих прав и законных интересов. Социальная работа с молодежью может быть социально и организационно эффективной лишь тогда, когда решение проблем молодых граждан находит отражение в законодательстве страны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Метод права социального обеспечения: черты, правовой статус, функции

Метод регулирования правового характера является одним из самых важных дифференцирующих критериев обособления отрасли правовой направленности. Данный метод представляет собой определенную совокупность конкретных приемов юридического воздействия на поведение.

Стоит отметить, что важнейшие черты метода права социального обеспечения, как и какой-либо другой основной отрасли, выражаются в специальном правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах, которые в свое помогают определить содержание правоотношений, а также способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Правовой статус

Правовой статус субъектов в праве социального обеспечения порядка характеризуется такими чертами. Граждане в нем выступают в роли носителей правомочий, которые имеют связь с применением материальных благ, а также услуг из фондов, которые являются федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальной направленности, частной собственностью лиц юридического характера. Поэтому, в данном случае по существу нет определенного равенства сторон (граждан, и органов, предоставляющих обеспечение), которое в свое время давало бы им возможность своим положением определять объем их прав. Тем не менее мы не видим в данных отношениях правового характера и подчиненности граждан по отношению к органам социальной защиты населения. Помимо этого, их положение по отношению к последним можно считать активным. Далее, какой-либо свободой распоряжения правами обладают только граждане, в то время как имущественные обязанности в большинстве случаев, возлагаются на органы социальной защиты населения. Для положения органов защиты социальной направленности населения считается характерным также определенное ограничение диспозитивности, а также усмотрения.

Отсюда можно сделать вывод, что есть все необходимые основания для того чтобы можно было говорить о специфическом правовом статусе субъектов в праве социального обеспечения — о главной черте метода отрасли в целом. Такая черта выражается в отсутствии как равенства, так и подчиненности между ними.

Функцию фактов юридической направленности в праве обеспечения социального характера исполняют такие жизненные обстоятельства и состояния, как достижения возраста, когда начинается получение пенсии, наличие определенного трудового стажа конкретной продолжительности, наступление постоянной или же временной потери трудоспособности, беременность, роды, рождение ребенка.

Отношения правовой направленности по соц обеспечению в своей основе появляются во время наличия специальной совокупности юридических фактов (а точнее фактического состава). При этом наступлению каких-то отдельных обстоятельств в жизни, имеющих юридическое значение, сопутствуют определенные специфические последствия: утрата дохода или же заработка, расходы, которые можно считать повышенными, понижение способности к труду за который собственно происходит оплата.

Волеизъявление граждан

Активное положение граждан, о котором говорилось ранее, влечет за собой такой факт юридической направленности, как волеизъявление граждан. Такое волеизъявление людей сочетается в данном случае с документами органов, предоставляющих обеспечение.

Для формирования определенных отношений правовой направленности по социальному обеспечению характерно также и то, что состав фактов юридического характера и время появления правоотношений, чаще всего, не могут определяться по соглашению сторон. Что же касается правоотношений по предоставлению конкретных видов обеспечения в связи с волеизъявлением граждан, они прекращаются, а также появляются в конкретно установленный нормами правового характера срок.

Читайте так же:  Суммирование стажа для досрочной пенсии

Правовому методу обеспечения присущи специальные специфические способы определения содержания каких-либо правоотношений. Обязанности и права субъектов в данной отрасли, зачастую, устанавливаются непосредственно именно нормами права, а не соглашением сторон.

Помимо этого, содержание отношений правового характера в большинстве ситуаций не может измениться по соглашению их участников.

Способы охраны прав субъективного порядка и обеспечения исполнения обязанностей в праве социального обеспечения обычно характеризуется следующими особенностями.

Взыскания имущественного характера в социальном праве обеспечения может быть обращено только на самих людей, которые в результате своей вины получили больше денег, чем им положено. Что же касается органов, которые занимаются предоставлением обеспечения, если происходит невыплата по их вине каких-либо денежных сумм гражданам, то процесс восстановления прав граждан производится путем выплаты причитающихся им средств. Данную выплату принудительного характера нельзя считать санкцией, так как орган соц. защиты населения не несет никакого материального ущерба, а только исполняет обязанности, которые на него возложены.

Санкции

В праве социального обеспечения существует два вида санкций. В ситуации, когда происходит невыполнением получателями пенсий и пособий возложенных на них обязанностей в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по какому-либо определенному случаю, например, потери кормильца, то виновные лица обязаны полностью возвратить полученные ими средства, на которые они не имеют права. Но также стоит отметить, что несмотря на причиненный имущественный вред, виновные лица не несут никакого материального ущерба.

Поэтому из вышесказанного можно подвести итог, что санкции данного вида относятся к числу правовосстановительных, а не штрафных.

Санкции второго вида используются в специальной области предоставления пособий по временной нетрудоспособности. Лицам, которые нарушили конкретный режим, установленный для них врачом, или не являющимся без определенных уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр, или на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, происходит снижение пособия с того момента, как было допущено одно из нарушений. В данной ситуации, нет вреда имущественной направленности, что означает, и нет обязанности загладить этот вред. Тем не менее в показанных случаях виновные получатели пособий несут имущественный ущерб в результате применения к ним каких-либо санкций.

В случае же, предоставления других , кроме пенсий, пособий, видов обеспечения, происходит применение специфических для каждого из них санкций. Например, к гражданам, которые достаточно часто нарушают правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, может быть применена такая мера, как выписка из данного учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода контроля правовой направленности является определенный порядок разрешения споров. В праве соц. обеспечения есть два основных порядка по решению споров — судебный, а также внесудебный. Поэтому, по вопросам назначения, выплаты и исчисления пенсий споры разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения, а при несогласии одной или обеих сторон уже судебным органом.

В самих судах происходит процесс решения споров между гражданами и органами, которые предоставляют обеспечение, об установлении фактов, которые имеют определенное юридическое значение для разрешения вопрос обеспечения социальной направленности, о причинении ущерба материального характера и о праве на какие-либо отдельные виды обеспечения.

У основных элементов есть своя определенная специфика отраслевого метода, которая находит свое выражение в специальных приемах и способах правового контролирования.

В праве обеспечения социальной направленности имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования отношений общественного характера: муниципально (на уровне образования муниципальной направленности), централизованного (федерального), локального (на уровне каких-либо организаций), региональное (на уровне субъектов Российской Федерации).

Стоит отметить, что преобладающим способом контролирования в праве соц. Обеспечения является дозволением, а основным видом норм — нормы управомочивающего порядка, которые в свое время содержат в своих диспозициях правомочия граждан на получение различных видов обеспечения во время наличия предусмотренных в гипотезах норм условий.

Чаще всего, диспозиции данных норм определенны и не предусматривают никакой возможности изменения условия возникновения прав и обязанностей сторон. Такими являются нормы о возрасте для назначения пенсии, стажа работы, размера пособия и пенсии. Но при этом у дозволительных норм, диспозиции от части считаются определенными. К их числу можно отнести такие нормы, которые имеют в себе определенные возможности для граждан выбирать наиболее оптимальный вариант обеспечения: какой-то один вид пенсий из нескольких, заработок среднемесячного характера для исчисления пенсии за период, когда он был наиболее высоким. В тоже время вышеперечисленные нормы носят специальный обязывающий характер для иных участников правоотношений — органов, предоставляющих обеспечение.

Особенность правовых норм

Особенность правовых норм содержания социального обеспечения кроется в том, что их подавляющее большинство содержит в себе только правомочия граждан на получение обеспечения, а также подразумевает определенные обязанности соответствующих органов предоставить данное обеспечение. Число же норм, которые предусматривают обязанности граждан в каких-либо правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это нормы о выплате различных видов обеспечения и нормы, которые включают в себя конкретные правила поведения лиц, находящихся в учреждениях соц. защиты населения.

Но сказанное не означает, что в праве соц. обеспечения нет норм, которые содержали бы какие-либо правомочия иной стороны органов, предоставляющих обеспечение. Активные правомочия такие органы имеют во время решения вопросов так называемого факультативного обеспечения (что означает определенную материальную помощь, какое-либо помещение в домах-интернатах, помощь за счет средств организаций).

По форме выражения содержащихся в них правил нормы права соц. обеспечения в большинстве своем являются категорическими. Гражданские права на отдельные виды обеспечения реализуются императивно, их ограничение волей участников правоотношений, как правило не допускается.

Определенные рекомендательные нормы содержатся в составе права социального обеспечения. Их назначение служебной направленности заключается в предложении субъектам, а также органам, которые предоставляют обеспечение, наиболее целесообразного с точки зрения государства варианта поведения (то есть каких-либо доплат, компенсаций).

Среди норм права управомочивающего характера соц. Обеспечения достаточно таких, чьи диспозиции содержат льготный режим обеспечения. Такие нормы об обеспечении инвалидов и участников ВОВ, лиц, которые пострадали от радиационных воздействий, реабилитированных, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми трудовыми условиями. В роли льгот тут выступает определенное снижение пенсионного возраста, а также повышение размера самой пенсии.

В праве социального обеспечения регулирование имеет достаточно важное место, так как именно при помощи такого способа происходит своего рода воздействие на поведения людей, как позитивное обязывание. В нормах такой отрасли есть обязывания, которые в свое время адресованы именно органам, предоставляющим обеспечение. Из-за этого способ запрещения в данной ситуации применяется очень редко, а число норм запрещающего характера ограничено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опираясь на эту информацию, можно выделить следующие черты метода права обеспечения социальной направленности.

Источники

Правовой статус молодежи в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here