Процессуальные отношения в праве социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Процессуальные отношения в праве социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Правоотношения по социальному обеспечению

Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли.

Все правоотношения по социальному обеспечению — это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.

Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер , когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения:

  • процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
  • основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
  • процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
  • для назначения вида обеспечения;
  • для получения вида обеспечения;
  • для рассмотрения спора о социальном обеспечении;

2. по видам социального обеспечения:

  • пенсионные;
  • по поводу пособий и иных социальных выплат;
  • по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  • по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

3. по срокам правоотношений:

  • длящиеся постоянно;
  • до конкретного определенного срока (т.е. периодические);
  • разовые (единовременные);

4. по формам социального обеспечения:

  • государственное социальное страхование;
  • социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;
  • дополнительные виды добровольного страхования.

Общая характеристика процедурных и процессуальных правоотношений по социальному обеспечению

Общая характеристика процессуальных правоотношений по социальному обеспечению

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

  1. правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты , которому обжалуются действия нижестоящего органа;
  2. правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд .

При рассмотрении спора вышестоящим органом государственного управления (например, органом социальной защиты или органом здравоохранения) возникают административно-процессуальные, а при рассмотрении спора судом – гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.

Процедурные и процессуальные правоотношения носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования основных — материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридических фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о применении (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином действительного или предполагаемого права на социальное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение государственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, граждане, а с другой стороны не только государственные органы, но и другие, например, администрация организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экспертный орган, в чью компетенцию входит установление инвалидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

§ 7. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан

Нормы права социального обеспечения регулируют отношения не только имущественного (материального) характера, объектом которых является определенное материальное благо, но и другие, вспомогательные отношения, объективно необходимые для функционирования материальных отношений.

Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессуальные.

Процедурные правоотношения — это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъявления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение в установленные законом сроки о применении нормы права.

Процедурные правоотношения всегда предшествуют материальному правоотношению, а иногда могут и сопутствовать ему.

Читайте так же:  За стаж пересчитывается пенсия

Единого процедурного правоотношения, как и единого имущественного отношения, по социальному обеспечению не существует. К процедурным относятся правоотношения по установлению юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, о чем выше уже говорилось. Данное правоотношение может предшествовать другому, также процедурному правоотношению, возникающему в связи с реализацией материального права на конкретный вид социального обеспечения.

Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь, социальную услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмотрены различные процедуры его реализации.

По сроку действия процедурные правоотношения — это всегда правоотношения с определенным сроком действия, причем он не должен быть более того, который предусмотрен законом для принятия соответствующего решения органом, осуществляющим социальное обеспечение. Так, орган, назначающий пенсию, в связи с волеизъявлением гражданина обязан в десятидневный срок рассмотреть представленные документы, проверить юридические факты и принять решение (положительное или отрицательное) о применении нормы права о назначении пенсии.

Круг субъектов процедурных правоотношений в основном тот же, что и в материальных правоотношениях, если речь идет о гражданах. Что же касается второго субъекта, обязанного принять решение о применении нормы права, то он не всегда совпадает с кругом субъектов, осуществляющих социальное обеспечение. Так, юридические факты могут устанавливаться органами, на которые не возложены функции по осуществлению социального обеспечения (факт инвалидности вправе установить только орган медико-социальной экспертизы; факт иждивенчества устанавливается, в частности, судом и т. д.).

Не всегда совпадает и субъект процедурного правоотношения, принимающий решение о применении нормы права, с субъектом, непосредственно предоставляющим тот или иной вид социального обеспечения (например, решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное обслуживание принимает орган социальной защиты, а обслуживание предоставляет соответствующее учреждение социального обслуживания).

Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда является волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения. В литературе высказана точка зрения, в силу которой под объектом процедурного правоотношения понимается именно результат определенных законом действий обязанного субъекта [122] .

Какой же должна быть последовательность действий органа, применяющего норму права? В научных работах, посвященных проблемам применения норм права, обосновывается наличие следующих основных стадий правоприменения: а) установление и анализ фактических обстоятельств дела; б) отыскание и анализ правовых норм, подлежащих применению; в) принятие решения и издание акта, закрепляющего это решение [123] .

Таким образом, объектом процедурного правоотношения является юридическое действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.

Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанности их субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совершения определенного юридического действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установленном законом порядке (установить юридический факт, рассмотреть заявление и представленные документы, определить на основе их оценки право на тот или иной вид социального обеспечения, принять решение о его предоставлении).

В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица).

Специфика данных отношений заключается в том, что они регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, а нормами гражданского процессуального и административного права.

Круг субъектов из числа граждан такой же, как в материальных правоотношениях (о них шла речь в предыдущих параграфах). Что же касается других субъектов, то это органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам социального обеспечения.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин может реализовать свое право на судебную защиту. Поэтому право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий. В связи с этим ст. 129 Закона 1990 г., предусматривающая досудебную процедуру рассмотрения спора как обязательную, противоречит ст. 46 Конституции. Такая процедура желательна, но не обязательна.

Специфика процессуальных правоотношений в случае судебной защиты гражданином нарушенного права обусловлена тем, какой формой защиты он хочет воспользоваться: в виде искового требования к ответчику или в форме судебного обжалования действий, нарушивших его права. В первом случае рассмотрение спора регулируется нормами гражданского процессуального права, а во втором — нормами Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободу граждан» [124] .

Решение по жалобе в пользу заявителя, как правило, влечет отмену или изменение обжалованного действия (решения).

Процессуальное правоотношение возникает в связи с обжалованием решений органов (должностных лиц), осуществляющих социальное обеспечение, также в административном порядке. К сожалению, такой порядок обжалования действий и решений определен лишь в самой общей форме до сих пор продолжающим действовать Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» [125] .

Что касается общих правил административного производства по жалобам, то они следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы. Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. При необходимости дополнительной проверки сведений, содержащихся в жалобе, срок ее рассмотрения в порядке исключения может быть продлен до двух месяцев.

Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение — обоснованным, а исполнение решения — организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган, либо в суд. В связи с таким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.

Читайте так же:  Льготы направленные на сокращение налоговой базы

8. Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.

Принципы (текстуально не закреплены в законе, так как нет единого кодифицированного акта) — это основополагающие идеи, которые, с одной стороны, характеризуют сущность отрасли ПСО, а с другой стороны – указывают основные тенденции её дальнейшего развития. На формирование принципов ПСО оказала Ленинская страховая программа (1912 г. на 6 Пражской Всероссийской Конференции РСДРП).

Учёные доказывают необходимость выделения внутриотраслевых принципов (пример — ФЗ «Об основах соц-го обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 года указаны принципы института Социального обслуживания: Адресность. Доступность. Добровольность. Гуманность. Конфиденциальность. Приоритетность предоставления услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации).

Отраслевые принципы: (много трактовок, но наиболее удачная у Тучковой Э.Г.)

1. Принцип всеобщности СО. Наиболее полно этот принцип воплощён в пенсионном обеспечении. Так, граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, имеют право получать социальную пенсию.

2. Осуществление СО за счёт страховых взносов и средств бюджета.

3. Принцип гарантированности СО (принцип универсальности социального обеспечения).

4. Многообразие видов и оснований социального обеспечения.

5. Принцип дифференциации условий и норм СО.

6. Участие общ-х объединений, представляющих интересы гр-н в разработке и принятии решений по вопросам СО и защиты их прав.

9. Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению.

Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающее на основе юридических фактов отношение по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по независящим от них обстоятельствам, в котором граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, страхового возмещения, пособия, компенсации, субсидии либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несёт юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Социальные правоотношения являются по своей природе, по своей сущности распределительными, так как должны удовлетворять потребности определённой части членов общества путём их материального обеспечения.

Отношения являются относительным, поскольку все участники таких отношений чётко определены законом.

Носят волевой характер, так как связаны с государственной волей, выраженной в праве, и с индивидуальной волей, которая реализуется по волей участника правоотношения.

Специфической особенностью правоотношений по социальному обеспечению является отсутствие единого правообеспечительного правоотношения, в котором гражданин реализует все свои права на социальное обеспечение.

Таким образом, характеристика: распределительные, относительные, волевые, отсутствие единого правообеспечительного правоотношения.

Общая характеристика процедурных правоотношений по социальному обеспечению

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов , наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процедурные правоотношения являются правоприменительными , связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

10. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.

Практически все ученые видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении. Однако многие авторы категорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимся к предмету права социального обеспечения, а органично включенными в соответствующие отрасли права — гражданско — процессуальное и административное. Другие ученые констатируют, что эти отношения регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, но в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают их особенности, которые, безусловно, имеются. Возможно, в будущем эти отношения будут регулироваться разрабатываемым в настоящее время Трудовым (или Социальным) процессуальным кодексом.

Процедурно — процессуальные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на :

1) процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т.д.);

2) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;

3) процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения как в административном, так и в судебном порядке.

Без процедурно — процессуальных отношений материальные отношения невозможны.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико — социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико — экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и проч.

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом, от которого гражданин ожидает юридических действий, будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главные бюро медико — социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.

Читайте так же:  Право инвалидов на жилое помещение

В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначению пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установление права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.

В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права..

Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере со­циального обеспечения носят вспомогательный характер и объек­тивно необходимы для нормального функционирования основ­ных — материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридиче­ских фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о примене­нии (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гра­жданином действительного или предполагаемого права на соци­альное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение го­сударственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотноше­ний заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотноше­ниях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, админи­страция организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экс­пертный орган, в чью компетенцию входит установление инва­лидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не матери­альное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

Содержание процедурных и процессуальных действий состав­ляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей та­кого органа по принятию такого решения.

Леукция 4. СТРАХОВОЙ (ТРУДОВОЙ) СТАЖ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9839 —

| 7651 — или читать все.

Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  3. процедурные и процессуальные отношения , связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • по случаю рождения ребенка;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • на детей до 16 лет;
  • по безработице;
  • на погребение;
  • женам военнослужащих, а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает:

  • компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80- летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе;
  • компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;
  • компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят:

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).
Читайте так же:  Какие дополнительные выплаты относятся к компенсационным

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Процессуальные отношения в праве социального обеспечения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Курганский филиал РАНХиГС

Кафедра социального права

«Право социального обеспечения»

Вороновского Антона Валерьевича

Студента курса Ю-331, группы Ю-331

кандидат юридических наук,

Процессуальные отношения в праве социального обеспечения — это:

а) отношения по материальному обеспечению престарелых, нетрудоспособных граждан, инвалидов и т.д.;

б) отношения по установлению юридических фактов;

в) отношения по защите прав и законных интересов сторон.

2. Предмет права социального обеспечения — это:

а) отношения по установлению юридических фактов;

б) отношения по материальному обеспечению престарелых, нетрудоспособных граждан;

в) отношения по защите прав сторон;

г) все перечисленные отношения.

3. Субъектами социального обеспечения являются:

а) граждане (члены их семей);

в) органы государственной власти;

г) органы местного самоуправления;

4. Объектом процедурных правоотношений в ПСО выступает:

а) материальное благо — пенсия, пособия, компенсационная выплата;

б) действие — решение уполномоченного органа о назначении конкретного вида социального обеспечения;

в) восстановление нарушенного права.

5. Вопросы социального обеспечения относятся:

а) к предметам ведения Российской Федерации;

б) к предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов РФ;

в) к предметам ведения субъектов РФ.

К системе социального обеспечения относятся:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие при рождении ребенка;

3) пособие по временной нетрудоспособности.

Объект материальных правоотношений — это конкретное благо в виде денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и пр.), услуг или льгот.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Пенсия — это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств, в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, — трудовые (страховые) пенсии по старости и социальные пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Компенсация — денежная выплата, имеющая целью возмещение расходов, связанных с реализацией гражданами права на социальное обслуживание (например; неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом первой группы, либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшем 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет; работникам, находящимся в отпусках без сохранения средней заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации; лицам, пострадавшим от радиационных воздействий; пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги; в некоторых других случаях).

Право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п. 19 ст. 27 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Определяем расчетный размер пенсии (РП):

РП = ЗР x СК= 3 400х0,55= 1 870

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 — 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности.

Для оценки пенсионных прав на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (ПК) необходимо: из полученного расчетного размера пенсии (РП) вычесть размер базовой части на 1 января 2002 года в размере 450 рублей и умножить на соответствующий период выплаты пенсии (Т). То есть провести расчет по формуле:

ПК = (РП — БЧ) х Т=(1 870-450) х 216=306720

Т — это количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, которое зависит от года назначения пенсии. Так, если пенсия назначена в 2010 году, Т равно 192 месяца, если в 2011 году — 204 месяца, если в 2012 году — 216 месяцев. Итак, расчетный пенсионный капитал (ПК) равен:

(1 870-450) х 216=306 720

Теперь определяем расчетный пенсионный капитал (ПК) с учетом индексации и страховых взносов на дату наступления права на пенсию (на 3 мая 2011 года). То есть расчетный пенсионный капитал надо проиндексировать, исходя из роста среднемесячной заработной платы в стране и доходов ПФР в расчете на одного пенсионера (коэффициенты узнаем в Пенсионном фонде РФ):

306 720 х 1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,16 x 1,204 х 1,269 х 1,427 = 1498212,1

А размер страховой части (СЧ) буден равен сумме расчетного пенсионного капитала, поделенной на период выплаты пенсии (Т). То есть:

1498212,1: 216 = 6 936,1 р.

К полученному результату прибавляем сумму страховых взносов учтенных на индивидуальном лицевом счете, на дату назначения, по данным индивидуального учета ПФР.

Итак: 6936,1+ 34 462,1=41 398,2 рубля. Делим результат на ожидаемый период выплаты:

Читайте так же:  Право на пенсию по педагогическому стажу

41 398,2: 216 = 191,6 рубля

Подведем итог: страховая часть пенсии равна 191,6 рубля К ней прибавляем общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б), который на 1 февраля 2012 года составляет 2 562 рубля в месяц.

191,6 + 2 562 = 2 753,6 рубля.

Теперь учтем валоризацию (переоценка пенсионных прав), которая проведена с 1 января 2010 года. По закону, валоризации (повышению) подлежит расчетный пенсионный капитал.

Сумма валоризации (СВ) составляет 10 процентов величины ПК, и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала прибавляется за каждый полный год общего трудового стажа, отработанного до 1 января 1991 года.

Сначала определяем стаж до 1991 года, он равен 5 годам (если считать с 2012 г.)

СВ = 1498212,1 х [0,1 + (0,01 х 5)] = 224731,815 рубля.

Эту сумму нужно разделить на число Т (216 месяца). Получаем: 1040,4 рубля в месяц.

Итак, пенсия с учетом валоризации:

2753,6 + 1040,4 = 3 794 рубля.

С 1 февраля 2011 года трудовые пенсии были проиндексированы на 8,8%. Итого: 3794 + 431,16= 4 225,16 рубля.

Вопрос 14. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.

Нормы права соц. обеспечения регулируют отношения не только имущественного характера, объектом кот. является определенное материальное благо, но и др., вспомогательные отношения, объективно необходимые для функционирования материальных отношений: процедурные и процессуальные.

Процедурные – отношения по поводу установления юр. фактов либо реализации права на тот или иной вид соц. обеспечения на основании волеизъявления гражданина, кот. вправе требовать, а компетентные орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение о применении нормы права в установленные законом сроки.

Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения кот. они возникли: — по поводу установления юр. фактов, необходимых для возникновения мат. правоотношения по соц. обеспечению; — по поводу реализации права на тот или иной вид соц. обеспечения; — в связи с рассмотрением жалоб и споров по вопросам, связанным с соц. обеспечением граждан.

Юр. факты: правообразующие (достижение соответствующего возраста, инвалидность, рождение ребенка), правоизменяющие (изменение группы инвалидности, волеизъявление о переходе на др. вид пенсии и др.), правопрекращающие (восстановление трудоспособности, трудоустройство безработного и др.).

По характеру действия юр. факты: — однократного действия (рождение ребенка, вынужденное переселение и др.); — факты-состояния (инвалидность, временная нетрудоспособность и др.).

Юр. факты: — юр. действия; — юр. события. События могут быть абсолютными и относительными.

В ПСО основная масса юр. фактов – абсолютные события, не связанные с волей данного человека либо др. лиц.

Для возникновения правоотношения в сфере соц. обеспечения необходимо несколько юр. фактов (юр. состав).

Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, мед. помощь и лечение, лекарственную помощь, соц. услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмотрены различные процедуры его реализации.

Процедурные отношения могут: предшествовать материальным отношениям (напр., по установлению юр. фактов); — существовать одновременно с ними (напр., по изменению группы инвалидности); — приходить на смену одним и порождать другие (напр., при переходе с одной пенсии на другую).

По сроку действия процедурные правоотношения – правоотношения с определенным сроком действия, причем он не должен быть более того, кот. предусмотрен законом для принятия соответствующего решения органом, осуществляющим соц. обеспечение.

Субъекты: — граждане (гражданин, лицо без гражданства, иностр. гражданин); — гос. орган или по поручению гос-ва иной орган (уполномоченное лицо), также органы, на кот. не возложены функции по осуществлению соц. обеспечения (напр., факт инвалидности – медико-соц. экспертиза, факт иждивения – суд).

Основание возникновения процедурных правоотношений — всегда волеизъявление гражданина.

Объект: юр. действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.

Содержание: права и обязанности субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совершения определенного юр. действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установленном законом порядке.

В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица). Они регулируются, как правило, не нормами ПСО, а нормами ГПП и АПП.

Субъекты: — гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин; — органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам соц. обеспечения.

Ст. 46 Конституции: каждый может реализовать свое право на судебную защиту. Т.е. право на соц. обеспечение может защищаться по всем видам соц. обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий.

Специфика процессуальных правоотношений в случае судебной защиты гражданином нарушенного права обусловлена тем, какой формой защиты он хочет воспользоваться: в виде искового требования к ответчику или в форме судебного обжалования действий, нарушивших его права.

Решение по жалобе в пользу заявителя, как правило, влечет отмену или изменение обжалованного действия (решения).

Процессуальное правоотношение возникает также в административном порядке. Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению кот. относится разрешение вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему должностного лица или органа. Если жалоба поступила в орган, некомпетентный разрешить ее, он обязан направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина. Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в установленный срок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение – обоснованным, а исполнение решения – организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган либо в суд. В связи с таким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.

Источники

Процессуальные отношения в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here