Психолог медико социальной экспертизы

Сегодня предлагаем статью: "Психолог медико социальной экспертизы", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Система МСЭ в России: требуется перезагрузка

Фото: Элина Гаревская / Фотобанк Лори

На систему медико-социальной экспертизы возложена важнейшая задача – обеспечение социальной защиты людей с инвалидностью. Однако ее эффективность оставляет желать лучшего. Со многими задачами она не справляется или же решает их крайне неэффективно. Подтверждением тому является проверка Счетной палаты РФ, которая выявила многочисленные недостатки в работе системы МСЭ в России.

Счетная палата РФ провела проверку эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на реализацию мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы. О ее результатах на Коллегии Счетной палаты РФ рассказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Как показали результаты проверки, система медико-социальной экспертизы в России работает недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия. В ходе проверки были выявлены многочисленные случаи несогласия пациентов с решениями бюро МСЭ, проблемы в правовом регулировании работы системы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности детям, отсутствие единых требований к деятельности учреждений МСЭ. Аудиторы также указали на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы в региональных бюро МСЭ, труднодоступность услуг для инвалидов из-за отсутствия безбарьерной среды, неудовлетворительное оснащение учреждений МСЭ диагностическим оборудованием.

Правовое регулирование

В настоящее время в России насчитывается более 12 млн человек с инвалидностью. Почти треть из них – 3,5 млн человек – являются гражданами трудоспособного возраста. Еще 672 тысячи – это дети-инвалиды. Именно для этих категорий населения – трудоспособных инвалидов и детей-инвалидов – имеет важнейшее значение качество оказания медико-социальной экспертизы и ее доступность. «Минтруд должен обеспечить надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере, однако, как показала наша проверка, пока этого не происходит», – заявила Светлана Орлова.

Одной из наиболее значимых проблем, по мнению аудиторов Счетной палаты, является отсутствие классификаций и критериев установления инвалидности детям, которые до сих пор не утверждены Минтрудом. В результате этого в настоящее время при установлении инвалидности детям используются общие критерии без учета специфики заболеваний в детском возрасте.

Не менее значимо проблемой является отсутствие актуальных документов, регулирующих установление профессиональной инвалидности. В настоящее время учреждения МСЭ используют при определении профинвалидности временные критерии, которые были установлены еще в 2001 году.

«Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», – считает Орлова.

Регламентация работа учреждений МСЭ

В России до сих пор отсутствуют единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В регионах РФ в настоящее время функционируют бюро МСЭ и экспертные составы общего, смешанного или специализированного профиля. Однако нет нормативных актов, регламентирующих их работу. Более того, даже эти термины не раскрываются существующими нормативными актами. Отсутствуют и документы, которые бы регламентировали состав и количество специалистов в бюро МСЭ и экспертных советах.

На Коллегии Счетной палаты в качестве примера была описана ситуация с работой некоторых бюро МСЭ в Московской области. На сегодняшний день в регионе не созданы специализированные бюро МСЭ для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате этого все пациенты проходят освидетельствование в одном бюро – и дети, и взрослые, и больные туберкулезом, и ВИЧ-инфицированные. Для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, это создает дополнительные риски, связанные с возможностью заражения опасными заболеваниями.

Кадровые проблемы

Практически во всех регионах России отмечается дефицит кадров, особенно врачей. Эту проблему называют одной из самых острых и актуальных в системе медико-социальной экспертизы. Ее причина все та же – правовая неурегулированность. Так, к примеру, только в Подмосковье с начала этого года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро МСЭ из 73.

Формально врачи МСЭ являются такими же медицинскими работниками, как и сотрудники лечебных учреждений, однако фактически находятся с ними в неравных условиях. К примеру, врач МСЭ не может досрочно выйти на пенсию, на него не распространяются нормативные правила, устанавливающие сокращенную продолжительность рабочего дня. Многие врачи и медицинские работники среднего звена просто увольняются и переходят на работу в лечебные учреждения.

Нехватка врачей приводит к тому, что существенно возрастает нагрузка на работающих сотрудников МСЭ, а это, в свою очередь, снижает качество медико-социальной экспертизы и доступность этих услуг для населения. «В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению, – говорит Светлана Орлова, – соответственно, говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно».

Качество экспертизы

Очень многие люди жалуются на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы. Жалобы поступают президенту России, в Минтруд, прокуратуру, об этом много пишут в средствах массовой информации.Об этом свидетельствуют и статистические данные. Подчеркнем, это данные официальной статистики, каковы реальные цифры, неизвестно.

По данным статистики, в 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8%. Их общее число составило 52,4 тыс. человек. При этом остаются крайне низкие показатели случаев, когда решение бюро МСЭ было пересмотрено. В 2018 году было пересмотрено лишь 12,2% заключений медико-социальной экспертизы. По регионам РФ этот показатель составляет около 20%, в некоторых случаях больше. Наибольшее число таких случаевотмечено в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений.

«За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», – отметиа Светлана Орлова.

Доступность учреждений МСЭ

Получить услугу по проведению медико-социальной экспертизы многие люди не могут по совершенно банальной причине – из-за недоступности зданий, где располагаются бюро МСЭ, для людей с инвалидностью, прежде всего, инвалидов-колясочников. Многие здания не имеют пандусов и подъемников на входе, а нередко учреждение МСЭ находится на втором этаже здания и выше, поэтому попасть в него многие люди не могут.

Читайте так же:  Возмещение региональный материнский капитал

Нередки случаи, когда для получения заключения медэкспертов человеку надо проехать несколько сотен километров. К примеру, в некоторых случаях для получения решения МСЭ необходимо пройти определенные диагностические процедуры, а необходимое оборудование есть только в главном бюро МСЭ, которое находится в областном или краевом центре. Так, в Ставропольском крае расстояние от города Нефтекумск до главного бюро, которое находится в краевом центре, более 300 километров.

Аудиторы Счетной палаты РФ отмечают, что в программе «Доступная среда» есть показатель «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ». Они считают, что в таких условиях исполнение в 2018 году этого показателя на уровне 90%, как это указано в отчетах Минтруда, выглядит неубедительно. «Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», – констатировала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Напомним, ранее мы сообщали, что Минтруд упростил порядок подготовки документов для получения инвалидности. «Теперь гражданин будет направляться на медико-социальную экспертизу с его письменного согласия. Такое согласие будет браться у гражданина сразу в медицинской организации, – пояснил глава Минтруда России, – при этом направление на медико-социальную экспертизу с этим согласием, как и ранее, будет передаваться медицинской организацией в бюро МСЭ». Полученного направления будет достаточно для проведения медико-социальной экспертизы. Дополнительного заявления о ее проведении от гражданина не потребуется.

Мы также писали о том, что правительство России приняло постановление №339 от 29.03.2018, в котором определены случаи, когда инвалидность может быть установлена бессрочно уже при первичном обращении, а также при заочном освидетельствовании. Кроме того, в новых правилах предусмотрена возможность внесения изменений в ИПРА без пересмотра группы инвалидности или срока, на который она установлена.

О том, как не допустить ошибок при подготовке к медико-социальной экспертизе инвалидов, мы писали в материале «Страсти вокруг МСЭ накаляются».

http://dislife.ru/materials/2543

Работа психолога учреждений медико-социальной экспертизы

Основные цели и задачи психолога бюро медико-социальной экспертизы. Анализ структуры первичной инвалидности по данным бюро медико-социальной экспертизы №40 за 2009-2011 годы работы. Экспертно-реабилитационная работа и психологическая реабилитация.

Рубрика Психология
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 10.09.2014
Размер файла 112,5 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Рассмотрение особенностей использования психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии. Общая характеристика комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Анализ основных прав и обязанностей эксперта-психолога.

реферат [122,6 K], добавлен 22.11.2013

Специфика работы психолога в учреждении социального обслуживания. Структурные подразделения центра социальной помощи семье и детям Михайловского района. Профессиональные функции психолога. Проведение тренинга личностного роста для подростков «Пойми себя».

отчет по практике [49,1 K], добавлен 22.10.2009

Краткая характеристика предприятия. Психология как основа работы с персоналом. Участие психолога в решении вопросов научной, социальной и производственной жизни. Должностная инструкция психолога. Положение о психологической службе ОАО «ФСК ЕЭС».

отчет по практике [27,1 K], добавлен 12.07.2011

Направления работы психолога в МОУ СОШ №172. Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности. Определение уровня умственного развития учащихся по методике Э.Ф. Замбицявичене. Коррекционная, развивающая работа психолога.

отчет по практике [105,3 K], добавлен 22.07.2010

Основні аспекти медико-психологічної діяльності, консультування та корекційна робота. Особливості організації психотерапевтичної діяльності при різних захворюваннях. Оцінка та анамнез проблем пацієнтів з депресивними станами і методика їх діагностики.

дипломная работа [126,0 K], добавлен 16.09.2010

Консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая и реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития личности детей. Требования к личности психолога.

отчет по практике [22,5 K], добавлен 20.10.2014

Социально-психологические проблемы образования и реабилитации инвалидов. Формы и методы сопровождения семей с инвалидами. Социально-психологические особенности слабовидящих людей — клиентов Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению.

курсовая работа [86,7 K], добавлен 02.12.2014

Психолого-педагогический анализ понятия «трудный класс». Изучение основных направлений работы школьного психолога в учебном заведении. Работа школьного психолога с «трудным классом». Разработка программы для работы школьного психолога с «трудным классом».

дипломная работа [1,1 M], добавлен 22.08.2010

Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.

отчет по практике [106,9 K], добавлен 27.02.2007

Проблема конфликтных отношений в группе в социальной отечественной и зарубежной психологической науке. Психологическая профилактика конфликтов на производстве. Исследование особенностей деятельности психолога в разрешении конфликтов в организации.

дипломная работа [92,7 K], добавлен 02.03.2009

http://revolution.allbest.ru/psychology/c00456861.html

Наши статьи и публикации

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Читайте так же:  Ограничение прав инвалидов

Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).

http://www.psychopro.ru/index.php?section_id=2&id=415

Психолог медико социальной экспертизы

melissa » Пт дек 16, 2011 10:59 pm

galinaa » Сб дек 17, 2011 10:02 am

rigidus » Сб дек 17, 2011 10:19 am

melissa » Сб дек 17, 2011 10:38 am

galinaa » Сб дек 17, 2011 10:51 am

melissa » Сб дек 17, 2011 11:12 am

galinaa » Сб дек 17, 2011 1:05 pm

galinaa » Сб дек 17, 2011 1:10 pm

melissa » Сб дек 17, 2011 6:50 pm

melissa » Сб дек 17, 2011 6:54 pm

http://dislife.ru/forum/viewtopic.php?t=2384

Роль психологического исследования при медико-социальной экспертизе (МСЭ).

Медико-социальная экспертиза

МСЭ

Медико-социальная экспертиза

— отдельный вид медицинской экспертизы (раньше называлась — Врачебно-трудовая экспертная комиссия, ВТЭК).

Но дело не только в смене названия: была Врачебно-трудовая экспертная комиссия, стала Медико-социальная экспертиза. У МСЭ более широкое поле деятельности, более широкий круг вопросов, которые приходится решать.

Читайте так же:  Индексация пенсии по 2 групп

Если ВТЭК устанавливала наличие, причины и степень инвалидности, постоянную или временную потерю трудоспособности, то в деятельности МСЭ, помимо этого, больше внимания стало уделяться реабилитации инвалидов. Специалисты МСЭ теперь занимаются и вопросами социальной составляющей жизни инвалида: каково благосостояние, в каких жилищных условиях проживает, сколько человек на иждивении, какова возможность выполнения той или иной работы, трудоустройства и т.д.

Если раньше освидетельствование проводили врачи-эксперты: хирург, невропатолог и терапевт (в случаях с детьми еще и педиатр), то теперь к ним добавился еще и реабилитолог. Помимо этого в штате МЭС появились психолог и специалист по социальной работе. Они как раз и принимают участие в работе комиссии с целью определения психо-эмоционального состояния человека, и социальных условий, в которых он находится.

Конкретно указывается, как и кем можно трудоустроиться, какие специальности не противопоказаны, указываются лекарственные средства и вспомогательные средства адаптации: протезы, костыли, трости и т.д.

Кроме того, специалисты МСЭ изучают уровень и причины инвалидности населения, постоянно контролируют и по необходимости проверяют жилищные условия и условия труда инвалидов.

Медико-социальная экспертиза

осуществляется с целью определения потребностей человека в мерах социальной защиты и реабилитации, при оценке ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций организма.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Значение психологического аспекта психологической трудовой экспертизы постоянно возрастает.

Ø Во-первых, в связи с увеличением числа лиц, проходящих этот вид экспертизы, из-за продолжающегося ухудшения социально-экономического положения и экологической обстановки в стране и,

Ø во-вторых, в связи с пониманием этого вида экспертизы как одного из основных звеньев и этапов социально-трудовой реабилитации.

Психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике.

Помимо этого психолог определяет, например, отклонения в психической сфере вследствие ДЦП, черепно-мозговых травм, инсульта, а врач-реабилитолог разрабатывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР) или программу реабилитации пострадавшего (ПРП).

При МСЭ наиболее важным аспектом деятельности клинического психолога является:

ü получение объективных данных для функционального диагноза, составляющего основу экспертного заключения.

ü определение профессиональных возможностей и рациональное трудоустройство, адекватно ориентированное профессиональное обучение, являющееся существенными факторами восстановления.

Как и в других случаях функциональной диагностики, психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохранные функции в той или иной трудовой деятельности.

Важную роль играет:

Ø оценка выносливости в труде, быстроты и характера утомляемости, лабильности волевого усилия.

Ø изучение социально-трудовых установок больного, индивидуальных склонностей.,

Ø учет отношения больного к своему заболеванию,

Ø субъективная оценка им степени своих трудовых возможностей,

Ø отношения больного к известным ему профессиям,

Ситуация врачебно-трудовой экспертизы в психологическом плане значительно отличается от обычной лечебно-диагностической ситуации «врач — больной», обращают внимание на следующие ее особенности:

1) установку индивида, проходящего экспертизу;

2) установку самого эксперта;

3) особенности контакта в процессе экспертизы при вынесении экспертного заключения и даче трудовых рекомендаций.

Поскольку экспертиза трудоспособности, помимо медицинской, всегда имеет и психосоциальную направленность, то отношение к ней и установки не только свидетельствуемого, но и эксперта имеют также выраженный социальный характер.

Установки свидетельствуемого могут быть направлены не только на улучшение своего физического состояния, но и на повышение социально-психологического статуса (признание инвалидом войны или установление связи инвалидности с трудовым увечьем).

С другой стороны, признание (или непризнание) свидетельствуемого инвалидом влечет за собой комплекс психологических стрессовых факторов, которые могут приводить его к состоянию фрустрации, потере перспективы, изменению самооценки и уровня притязаний личности.

Психолог — эксперт должен особенно подчеркнуть социально-психологические последствия установления группы инвалидности. Это может иметь значение на дальнейших этапах социально-трудовой реабилитации.

Особую роль, играет психотерапевтический подход и психологический контакт с освидетельствуемым при вынесении экспертного заключения и трудовых рекомендаций.

Тщательный анализ ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения, личностных особенностей человека, проходящего экспертизу, позволяет вскрыть –

Ø неосознаваемое, недостаточно осознаваемое, например, при «бегстве в болезнь» пациента с неврозом или

Ø вполне осознаваемое установочное поведение: аггравация, симуляция, диссимуляция).

Психолог должен помочь так провести экспертизу, чтобы, с одной стороны, соблюдались права, гарантированные больным и инвалидам со снижением трудоспособности Законодательством, но, вместе с тем, чтобы удовлетворение интересов больного не осуществлялось за счет общества.

Заключение психолога, участвующего в экспертизе трудоспособности, должно содержать данные о нарушенных и сохранных функциях, с точки зрения возможностей компенсации дефекта в условиях выполнения прежней работы (с определенными проф. рекомендациями или при переобучении).

Учитывая значимость результатов патопсихологического исследования, психолог должен быть чрезвычайно осторожен и объективен, подкрепляя все свои выводы надежными экспериментальными фактами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Теоретически и практически, психологическая трудовая экспертиза выходит за рамки клинической психологии, являясь разделом самостоятельной отрасли психологии — психологии труда.

Существует и другая тенденция — сузить понятие врачебно-трудовой экспертизы. Так, медицинскую проф. консультацию не считают частью врачебно-трудовой экспертизы, хотя и признают ее большое значение и связь с психологией труда.

http://helpiks.org/5-66641.html

Организация медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза – служба, осуществляющая комплексную оценку состояния здоровья инвалидов.

Медико-социальная экспертиза устанавливает:

ü причину и группу инвалидности;

ü степень утраты трудоспособности;

ü определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты;

ü дает рекомендации по трудовому устройству инвалида.

На МСЭ направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности, трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите:

1) при очевидном неблагоприятном прогнозе независимо от сроков временной нетрудоспособности;

2) при решении вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности;

3) работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

Читайте так же:  Исчисление пособия по временной нетрудоспособности

Для проведения МСЭ необходимы:

1. письменное заявление пациента;

2. данные результатов его клинического обследования, подписанные лечащим врачом, заместителем главного врача по МСЭ и заверенные печатью ЛПУ.

МСЭ включает в себя несколько этапов:

I этап – установление врачами МСЭ наличия и степени выраженности нарушений основных функций организма освидетельствуемого, т.е. проводится клинико-функциональная диагностика (КФД):

а) психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышл-ия, речи, эмоций,

б) сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

в) стато-динамической функции;

г) функций висцеральных органов (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ, внутренней секреции).

II этап – определение категорий и степени выраженности ограничений жизнедеятельности у освидетельствуемого, к которым приводят выявленные на 1-ом этапе функциональные нарушения организма. Выделяют следующие категории жизнедеятельности:

ü способность к самостоятельному передвижению;

ü способность к ориентации;

ü способность к общению;

ü способность контроля своего поведения;

ü способность к обучению;

ü способность к самообслуживанию;

ü способность к трудовой деятельности.

III этап – выявление реабилитационных возможностей инвалидов относительно восстановления конкретных видов жизнедеятельности.

Данный этап базируется на результатах двух предыдущих этапов и на результатах реабилитационно-экспертной диагностики, включающей оценку реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.

К учреждениям МСЭ относятся бюро медико-социальной экспертизы и Главное бюро медико-социальной экспертизы.

Бюро медико-социальной экспертизы.

Задачами бюро являются:

ü определение группы инвалидности;

ü разработка индивидуальных программ по реабилитации инвалидов;

ü содействие в реализации мероприятий по социальной защите инвалидов;

ü оценка эффективности реабилитационных мероприятий;

ü учет инвалидности;

ü участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

В состав бюро МСЭ входят три врача различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, психолог.

В состав Главного бюро входят четыре врача-специалиста и несколько специалистов по социальной работе и реабилитации.

В случае признания лица инвалидом специалистами бюро в месячный срок разрабатывается ИПР. Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт инвалидности и ИПР.

В случае несогласия больного с экспертным решением можно обжаловать это решение, подав заявление в бюро МСЭ, в Главное бюро или в соответствующий орган соцзащиты. Бюро, проводившее освидетельствование, в 3-х дневный срок со дня получения заявления направляет его в Главное бюро МСЭ, которое не позднее 1 месяца со дня получения заявления проводит МСЭ и на основании полученных результатов выносит решение. Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в органе соцзащиты населения субъекта РФ.

В целях реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ приняло постановление № 965 от 13.08.96 г. «О порядке признания граждан инвалидами». Этим постановлением утверждены:

а) «Положение о признании лица инвалидом»;

б) «Примерное положение об учреждениях государственной экспертизы».

Учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об учреждениях.

Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии:

1) с органами социальной защиты населения;

2) с учреждениями здравоохранения;

3) со службой занятости;

4) другими учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов;

5) с представителями общественных организаций инвалидов.

Лицо без определенного места жительства принимается на МСЭ по направлению органа соцзащиты населения. Орган соцзащиты населения может направлять на МСЭ лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в соцзащите при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами.

В случае отказа учреждения здравоохранения или органов соцзащиты населения в направлении на МСЭ лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

Среди документов МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) важнейшими являются:

1. «Акт освидетельствования», который заполняется одновременно со статистическим талоном;

2. «Заключение» – для лечебно-профилактического учреждения;

3. «Извещение» – для предприятия;

4. Направление в отдел социального обеспечения;

5. «Справка о решении комиссии» – для выдачи на руки больному.

Медицинские услуги, необходимые для проведения МСЭ, включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан РФ.

http://helpiks.org/6-82338.html

Должностные обязанности специалистов бюро медико-социальной экспертизы

Должностные обязанности специалистов вытекают из задач бюро медико-социальной экспертизы.

Руководитель филиала (первичного бюро)

выполняет в первую очередь функции организатора деятельности экспертов и представляет бюро в отношениях с другими учреждения­ми и с гражданами, проходящими освидетельствование (или их законными представителями) при обсуждении возникающих по ходу освидетельствования проблем.

Ру­ководитель ведет обсуждение полученных результатов, принимает решение, вносит решение в медицинские до­кументы. Руководитель бюро может по совместительству выполнять функции врача-эксперта по одной из специ­альностей, включенной в состав бюро.

Традиционно в состав врачей-экспертов входят тера­певт, невропатолог и хирург. Среди них и распределяют­ся обязанности по освидетельствованию граждан с раз­личной патологией. Как правило, это соответствует клас­сификации болезней, принятой в практической медици­не: нервные болезни и неврологические состояния вхо­дят в компетенцию невропатолога; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы — в компетенцию хирурга; внутренние болезни — в компе­тенцию терапевта.

Врачи-эксперты имеют равные права и обязанности, а их деятельность отличается только по виду болезни кли­ента

.

Это разделение связано с так называемой «инвалидизирующей болезнью», т. е. заболеванием, последствия­ми травм, дефектов развития, которые признаются (или выбраны клиентом вместе со своим лечащим врачом) глав­ными в возникновении ограничений функций организма.

В обязанности врача-эксперта входит:

· изучить медицин­ские документы, представленные освидетельствуемым гражданином,

· собрать анамнез больного (собственная ха­рактеристика состояния клиента),

· провести личный ос­мотр,

· доложить результаты на обсуждении членов экс­пертной комиссии,

· сделать необходимые записи в меди­цинских документах комиссии.

При необходимости врач-эксперт может запросить дополнительные сведения или направить клиента (освидетельствуемого) на дополнитель­ное обследование в другие учреждения.

В обязанности эксперта входит также сбор и оформле­ние статистических сведений о гражданах, прошедших освидетельствование в бюро.

Врач-эксперт обязан поддерживать на высоком уров­не свою квалификацию, заниматься профессиональной самоподготовкой и самообразованием. С точки зрения профессиональной деятельности врачи-эксперты принци­пиально должны занимать иную позицию в работе с кли­ентами, чем врачи лечащие, т. е. врачи системы здраво­охранения. Их усилия направлены не столько на выяв­ление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стой­кости его патологических отклонений, ограничивающих жизнедеятельность.

Читайте так же:  Лицо мвд россии

Врач-эксперт не устанавливает ме­тоды лечения, он рассматривает патологическое состоя­ние гражданина и на основании своих наблюдений опре­деляет степень тяжести и стойкость нарушения функ­ций.

В экспертный состав кроме специалистов-врачей, при­нимающих экспертное решение, входят специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог.

Это — но­вые для экспертных комиссий специалисты, поэтому их Функции и должностные обязанности еще не устоялись. Более того, появились объективные противоречия между старыми и новыми специальностями в рамках одной экс­пертной комиссии. Они вытекают из того, что в прежних врачебно-трудовых экспертных комиссиях роль исследователя социальных проблем освидетельствуемого граж­данина выполняли врачи-эксперты, поэтому с введением новых должностей замещающие их специалисты как бы вторглись в старую сферу деятельности экспертов. По-видимому, со временем распределение функций станет более определенным, и каждый специалист в рамках бюро займет только ему отведенное место.

Некоторыми учеными обязанности и технологии рабо­ты специалистов бюро видятся следующим образом.

Задачи специалиста по реабилитации:

· проводить социальную диагностику — оценку про­фессионально-трудового статуса (нарушен, не нару­шен, трудовая деятельность невозможна, возможна со снижением интенсивности, возможна в другой про­фессии, возможна в специально созданных услови­ях); образовательного (нарушен, не нарушен, обра­зование возможно в обычных или в специально со­зданных условиях), социально-бытового (самообс­луживание не утрачено, частично утрачено, полнос­тью утрачено; социальные навыки не утрачены, час­тично утрачены, полностью утрачены, персональная сохранность не утрачена, частично утрачена, полнос­тью утрачена) и социально-средового статусов (нару­шен, не нарушен, социальная независимость не ут­рачена, частично утрачена, полностью утрачена, со­циальное общение не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено, возможность решения круга личных проблем не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься спортом утрачена, частично утрачена, не утрачена), возмож­ность заниматься культурно-досуговой деятельностью (не утрачена, частично утрачена, полностью утраче­на, возможность заниматься общественной деятель­ностью не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена);

· проводить оценку реабилитационного потенциала и ре­абилитационного прогноза;

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности;

· определять потребность лица в реабилитации.

Задачи специалиста по социальной работе:

· проводить социальную диагностику,

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,

· принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· определять потребность лица в мерах социальной за­щиты, включая реабилитацию;

· определять возможность проведения реабилитацион­ных мероприятий ИПР;

· устанавливать условия предоставления реабилитаци­онных услуг;

· определять круг учреждений для реализации ИПР;

· определять место и условия приобретения техничес­ких средств реабилитации.

Его технологии — определение ряда социальных ха­рактеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семей­ного положения, роли семьи в помощи инвалиду, нали­чие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.

Специалист по социальной работе

должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности, включая:

· оценку возможности обеспечения персонального ухода;

· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);

· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки бе­лья, посещения магазинов и пр.);

· оценку возможности обеспечения социальной незави­симости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения от­ветственности, участия в общественной деятельности), — оценку возможности социального общения;

· оценку возможности решения личных проблем (конт­роль рождений, контроль отношений полов).

· психодиагностика умственного развития;

· определение структуры и степени выраженности на­рушений высших психических функций;

· оценка профессионально значимых психических функ­ций, обучаемости, эмоционально-волевой сферы, лич­ностных и социально-психологических особенностей и возможностей коррекции деформаций личности;

· оценка социальной адаптации;

· проведение оценки социально-психологического, со­циально-бытового и др. статусов;

· проведение оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· проведение оценки структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалида;

· осуществление психологического сопровождения про­цедуры освидетельствования, разработки ИПР и ее реализации, определение мер психологической реаби­литации.

К этому распределению обязанностей можно добавить следующий комментарий. Психолог является ведущим при определении реабилитационного прогноза для данного ин­валида, поскольку от желания гражданина и его готовнос­ти приложить усилия для привлечения своего потенциала зависит реабилитационный эффект.

Надо сказать, что ра­бота психолога в бюро медико-социальной экспертизы боль­ше всего нацелена именно на установление тех качеств личности клиента, которые будут способствовать его реа­билитации. При этом другие стороны личности освидетельствуемого приходится оставлять без внимания. Может быть, выводы психолога в небольшой степени могут вли­ять на факт признания его инвалидом и устанавливаемую ему группу, однако это не должно снимать его ответствен­ности за принимаемое коллегиальное решение.

Специалист по социальной работе должен со време­нем стать ключевой фигурой в процессе медико-социальной экспертизы, так как даже в законодательстве подчер­кивается, что конечной целью экспертизы является ока­зание гражданину, обратившемуся в бюро, социальной помощи.

В самом общем виде решение бюро распадается на два блока:

1. признание гражданина инвалидом и установле­ние ему группы инвалидности;

2. определение реабилитационного потенциала и раз­работка мер реабилитации (индивидуальная программа).

С первым блоком решения лучше справляются врачи-эксперты, определяющие степень ог­раничения жизнедеятельности, при содействии специа­листа по социальной работе, который определяет степень социальной недостаточности.

Но второй блок решения более квалифицированно может быть исполнен усилия­ми реабилитолога, психолога и специалиста по социаль­ной работе. При этом главная и очень важная роль психо­лога — установить, а может быть, и сформировать у инва­лида психологическую готовность к осуществлению реа­билитации.

Роль остальных сотрудников бюро медико-социальной экспертизы сводится к созданию необходимых условий деятельности экспертов:

медсестра

— обеспечивает материально-техническую основу экспертной процедуры;

медрегистратор

— оформляет всю необходимую доку­ментацию, ведет протоколы заседаний комиссии, вы­писывает соответствующие справки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/12_106787_III-dolzhnostnie-obyazannosti.html

Психолог медико социальной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here