Развитие медико социальной экспертизы

Сегодня предлагаем статью: "Развитие медико социальной экспертизы", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Медико — социальная экспертиза

В настоящее время в Российской Федерации создана 3-уровневая система медико-социальной экспертизы.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее – Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее – главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее – бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н.

Проведение медико-социальной экспертизы в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы осуществляется экспертными составами общего, смешанного и специализированного профиля.

Осуществление медико-социальной экспертизы возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации статьей 60 закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Базовым законодательным актом, раскрывающим основные понятия и определения социальной защиты инвалидов и уровень её предоставления, а так же определяющим понятие медико-социальной экспертизы, является Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 7 которого медико-социальная экспертиза это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 8 вышеуказанного закона на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

«Правила признания лица инвалидом», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, регламентируют порядок осуществления медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 24 «Правил признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

В соответствии с п. 5 «Правил признания лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Согласно п. 6, наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих «Правил» условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

При соблюдении вышеуказанных условий проводится освидетельствование для установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 № 1013н.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (п.1. приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н).

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (п.2 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н).

В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №17 утверждено Разъяснение №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».

Гражданину, признанному инвалидом, выдается индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определение порядка возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору определены Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Читайте так же:  Пособие по безработице для иностранных граждан

Освидетельствование гражданина осуществляется в соответствии с «Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 №789 с использованием временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001 №56.

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и оформляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Более подробно с нормативно-правовым регулированием осуществления медико-социальной экспертизы и предоставления мер социальной защиты, включая реабилитацию, Вы сможете ознакомиться на странице нормативные документы.

http://old.fbmse.ru/strukturnye-podrazdeleniya/mediko_socialnaja_ekspertiza

Об учреждении

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Современная история учреждений медико-социальной экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда Народный Комиссариат общественного презрения был преобразован в Комиссариат социального обеспечения, и началось формирование врачебно-трудовых комиссий предшественников современных учреждений медико-социальной экспертизы. Пройденный медико-социальной экспертизой путь развития, начиная с врачебно-трудовой экспертизы, создания, становления и развития медико-социальной экспертизы на всей территории России и Тамбовской области можно подразделить на ряд этапов определяемых особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

История развития

В процессе развития и создания медико-социальной экспертизы в России можно выделить этапы, определяемые особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

1-й этап — до 1918 года

Практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила свое начало в царствование Ивана IV Грозного. В его Указе «О милостыне» в качестве неотложных мер ставилась задача «выявить во всех городах престарелых и прокаженных, построить для них богадельни, обеспечить едой «Указом от 03.05.1720 года Петр I повелел всех офицеров и нижних чинов, которые по удостоверению Военной коллегии «окажутся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание». Екатеринбургская Городская Дума вверила «дело местного общественного призрения» Городскому Попечительству о бедных Думской комиссии. Члены комиссии произвели деление города на участки, во главе которых стояли члены Комиссии. Каждый участок формировался путем созыва собраний из лиц, проживающих в этом округе и желающих помогать бедным. Таким образом организовывались Участковые Попечительства, они «рассматривали все случаи проявления нужды, изыскивали способы ее удовлетворения».

2-й этап — 1918 — 1940 годы.

22 декабря 1917 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет «О страховании на случай болезни», который послужил основой для разработки вопросов экспертизы трудоспособности в общегосударственном масштабе.

31 октября 1918 г. было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», согласно которому наличие инвалидности и ее степень устанавливались медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе.

В 1918 г. были организованы первые бюро врачебной экспертизы, в состав которых входили три врача основных специальностей (терапевт, невропатолог и хирург), представители страховой кассы и профсоюзной организации.

3 —й этап — 1941 — 1945 годы

Во время Великой Отечественной Войны объем экспертной деятельности увеличился. Общее число ВТЭК в России увеличилось с 1211 в 1940г. до 2776 в 1944г. Число освидетельствований возросло в 5 раз по сравнению с довоенным периодом. В этот период трудовое устройство инвалидов приобретает особое значение.

В годы войны развертывается сеть курсов для профессиональной подготовки инвалидов. В госпиталях, наряду с лечением и протезированием, проводилось профессиональное обучение и переобучение инвалидов. В 1943г. вводятся выездные заседания ВТЭК. В 1945 г. в Центральном институте усовершенствования врачей на базе ЦИЭТИНа была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы.

4-й этап — 1946 −1990 годы.

На этом длительном этапе создавалось и совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы. В 1948г. состоялся первый съезд врачей-экспертов. В этот период ВТЭ находятся в ведении Управления социального обеспечения. На экспертизу трудоспособности граждане направлялись отделами соц. обеспечения старше 16 лет и не достигшие пенсионного возраста, при наличии трудового стажа. С 1971г. образованы специализированные ВТЭК травматологическое, офтальмологическое, фтизиатрическое, с 1978 психиатрическое ВТЭ. С 1963 г. принято положение об улучшении профилактики инвалидности. Вводится должность Главного эксперта.

В 1984г. утверждено Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), а также ряд нормативных документов, определяющих место ВТЭК в складывающейся в России системе социально-трудовой реабилитации инвалидов. Основными функциями ВТЭК становятся экспертиза трудоспособности, профессиональной ориентации инвалидов, формирование трудовых рекомендаций и рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению, оценка его соответствия трудовым рекомендациям.

5-й этап — 1991 — 2004 годы.

К началу 90-х годов в Российской Федерации сложилась устойчивая система экспертизы стойкой утраты трудоспособности, однако имел место односторонний подход к понятию инвалидности, сводившийся к оценке состояния трудоспособности.

Определяющее значение для реализации этих позиций социальной политики имел Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ. В указанном Законе была дана новая трактовка понятия «инвалид», закреплены на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалида», «медико-социальная экспертиза», «реабилитация инвалидов», регламентировано создание принципиально новой службы, осуществляющей экспертизу инвалидности, — Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения, определены ее основные функции. Впервые закреплены обязанности за соответствующими органами разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу реабилитации инвалидов; определены разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, важнейшее место среди которых занимает обеспечение занятости инвалидов, их обучение и переобучение, воспитание, материальное обеспечение, обеспечение жильем, техническими средствами и приспособлениями, протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, к информации и т.д.

Читайте так же:  Мвд таджикистана

В течение 1996 года врачебно-трудовые экспертные комиссии упразднены, началось создание государственной службы медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ.

Вышли в свет новые законодательные документы, определявшие в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом порядок и условия признания лица инвалидом и возлагавшие функции установления инвалидности и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов только на учреждения медико-социальной экспертизы: Постановление Правительства РФ от 13.08.1996г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, а несколько позже «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы», утвержденные постановлением Министерства труда и социальной развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997г. № 1/30.

6-й этап — 2004 год — по настоящее время

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов государственной власти», Постановлением Правительства РФ от 2.06.2008г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министр иностранных дел С.В.Лавров от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции. «Конвенция о правах инвалидов — первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека, — сказал Лавров журналистам. — В России с повышенным вниманием относятся к обеспечению прав инвалидов, в этой области нам еще немало предстоит сделать».

http://www.09.gbmse.ru/about/etapy-razvitiya/

Что такое медико-социальная экспертиза?

Определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Для проведения освидетельствования гражданин должен обратиться в бюро МСЭ по месту жительства.

На федеральные учреждения медико- социальной экспертизы возлагаются:

  1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  2. разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
  3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  4. участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
  7. выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  8. обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

http://www.33.gbmse.ru/mse/

История ФГБУ ФБ МСЭ

В своем развитии медико-социальная экспертиза прошла ряд этапов и в настоящее время сформировалась в особую отрасль научных знаний и систему практической деятельности. По мере становления и развития социального страхования, социального обеспечения и здравоохранения совершенствовалась и система медико-социальной экспертизы, укреплялась ее научная база.

В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 28 сентября 1929 года в стране начали создавать специальные научно-исследовательские учреждения для комплексного решения проблем врачебно-трудовой экспертизы и трудоустройства инвалидов.

Так, в 1930 году в Москве на базе областной больницы имени Бабухина создается Научный Центр экспертизы трудоспособности (ЦИЭТ). До 1933 года он относился к системе столичного облздравотдела, имел штат всего 17 человек. Осенью 1933 года Институт перешел в ведение ВЦСПС, получил статус Центрального и к 1936 году насчитывал штат уже 100 научных сотрудников, в числе которых было 8 профессоров и 6 доцентов.

В 1937 году Центральный институт экспертизы трудоспособности (ЦИЭТ) был объединен с Институтом трудоустройства инвалидов (ЦИТИН). Тем самым было создано новое научно-исследовательское учреждение – Центральный НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН).

Основной задачей Института в первые годы его существования являлось изучение общих и частных вопросов экспертизы трудоспособности, в том числе: формирование принципов оценки временной и стойкой утраты трудоспособности, разработка показаний к профессиональной деятельности инвалидов; внедрение результатов научных исследований в практику органов врачебно-трудовой экспертизы и лечебных учреждений.

В предвоенные годы в ЦИЭТИНе были разработаны теоретические и организационно-методические принципы трудоустройства инвалидов, а также определены медицинские показания и противопоказания для их профессионального обучения и переобучения. Институт проделал значительную работу по повышению квалификации врачей в области врачебно-трудовой экспертизы. Превращение экспертизы из узко врачебной во врачебно-трудовую способствовало возвращению к трудовой деятельности многих тысяч инвалидов.

В период Великой Отечественной войны ЦИЭТИН принимал самое непосредственное и активное участие в разработке дифференцированного экспертного подхода к оценке трудоспособности лиц с анатомическими дефектами; в изыскании и обосновании новых методов диагностики.

Читайте так же:  Как проверить стаж в пенсионном фонде

В 1967 году ЦИЭТИН стал головной научно-исследовательской организацией в стране по проблеме «Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация инвалидов». Проводимые в Институте в этот период научные исследования были направлены на изучение теоретических и организационно-методических проблем врачебно-трудовой экспертизы и трудоустройства инвалидов; на создание научно обоснованных критериев врачебно-трудовой экспертизы при различных заболеваниях, последствиях травм и анатомических дефектах; на определение причин инвалидности, связи заболеваний с последствиями ранений, контузий на фронте. По результатам этих исследований было опубликовано свыше 22 тысяч научных работ.

Научно-исследовательская деятельность института способствовала значительному повышению уровня врачебно-трудовой экспертизы.

В 1980 году в связи с 50-летием ЦИЭТИН за успешную научную деятельность был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1990-2000 годы работы ученых ЦИЭТИНа (Д.И.Лавровой, Л.Н.Чикиновой, Е.С.Либман, Н.Д.Талалаевой, Л.П.Гришиной, Т.А.Сивухи, Г.П.Киндрас, С.Н.Пузина, Л.Е.Кузьмишина, М.М.Косичкина, О.С.Андреевой, Н.Ф.Дементьевой, Н.Б.Шабалиной и др.) явились основой для создания современной концепции инвалидности и трансформации врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу, а так же для создания в России службы медико-социальной реабилитации.

Видео (кликните для воспроизведения).

За многолетний период своего существования ЦИЭТИНом руководили такие известные ученые, как Грицкевич Дмитрий Иванович (1958 – 1971 гг.), Белов Виктор Петрович (1971 – 1977 гг.), Удинцов Евгений Иванович (1977 – 1987 гг.), Демидов Николай Александрович (1987 – 1989 гг.), Лаврова Джульетта Ивановна (1989 – 1999 гг.).

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 274-р от 22 февраля 2000 года на базе реорганизуемых Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) и Центрального научно-исследовательского института протезирования и протезостроения (ЦНИИПП) был создан «Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» (ФЦЭРИ).

ФЦЭРИ осуществлял свою работу в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов, престарелых и других социально уязвимых групп населения. В задачи Центра входили разработка и внедрение в практику методических, правовых и организационных основ функционирования государственной службы медико-социальной экспертизы, службы медико-социальной реабилитации и реабилитационной индустрии.

В 2001-2004 годы сотрудниками ФЦЭРИ было опубликовано 15 монографий и 23 методических рекомендаций, более 500 научных работ, посвященных проблемам медико-социальной экспертизы, реабилитации, реабилитационной индустрии, получено 9 патентов на изобретения по новым видам протезно-ортопедических изделий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1646-р от 16 декабря 2004 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов” (ФЦЭРИ) было реорганизовано в Федеральное государственное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы».

Согласно Приказу ФМБА России от 30.05.2011г. № 277у Федеральное государственное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» было переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы».

На основании постановлений Правительства Российской Федерации № 535 от 31 мая 2012 года «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» и № 610 от 19 июня 2012 года «Об утверждении положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», а так же в соответствии с приказом Минтруда России № 153 от 31 августа 2012 года, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» было переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России).

http://old.fbmse.ru/istoriya-fgu-fb-mse

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.

МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Учреждения государственной службы МСЭ: структура,организация деятельности

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:

установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;

— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;

— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;

— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;

— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;

— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:

—направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;

Читайте так же:  Какой период трудового стажа не будет учитываться

— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;

— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.

Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.

Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.

Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.

Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.

Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.

Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.

Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.

Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.

МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.

Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.

Читайте так же:  Можно ли работать получая социальную стипендию

По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.

Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/9_131850_mediko-sotsialnaya-ekspertiza.html

Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов

Признание человека инвалидом возможно только при проведе­нии медико-социальной экспертизы, которую осуществляют специаль­ные учреждения — Бюро медико-социальной экспертизы, работающую в системе органов социальной защиты населения РФ. Медико-социальная экспертизаэто определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, не основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя их ком­плексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц. На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

· определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребность инвалида в различных видах
социальной защиты;

· разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

· изучение уровня и причин инвалидности населения;

· участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты
инвалидов;

· определение степени утраты профессиональной трудоспособ­ности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболе­вание;

· определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Таким образом, одним из разделов деятельности службы меди­ко-социальной экспертизы является разработка индивидуальных про­грамм реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидовэто процесс и система медицин­ских, психологических, педагогических, социально-экономических меро­приятий, направленных на устранение или возможно более полную ком­пенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитационный потенциалэто комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социалъно-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Реабилитационный прогнозпредполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала. Специально созданные ус­ловия трудовой, бытовой, и общественной деятельности — специфиче­ские санитарно-гигиенические, организационные, технические, техно­логические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, по­зволяющие инвалидам осуществлять трудовую, бытовую и обществен­ную деятельность в соответствии с их реабилитационным потенциалом. Выделяют следующие основные виды реабилитации инвалидов.

Медицинская реабилитацияэто вид реабилитации, направ­ленный на восстановление нарушенных функции или на проведение раз­личных лечебных и корректирующих мероприятий, приспосабливающих инвалида к жизни и общественно-полезной деятельности. К мероприя­тиям медицинской реабилитации относятся:

· консервативное и оперативное лечение;

· грязелечение и бальнеолечение;

· общеукрепляющее и специальное санаторно-курортное лече­ние;

Психологическая реабилитацияэто вид реабилитации, на­правленный на выработку активной жизненной позиции и положитель­ной трудовой установки у инвалида, в основном за счет средств психо­терапии.

Профессиональная реабилитация включает комплекс меро­приятий по профессиональной ориентации, профессиональной подго­товке и переподготовке, подбору соответствующей профессии, обес­печению условий труда, отвечающих состоянию здоровья, приспособ­лению рабочего места к имеющемуся дефекту и т.д.

Социальная реабилитация инвалидовэто система и про­цесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Социально-средовая ориентация представляет собой индивидуальный подбор дос­тупных видов общественной и семейно-бытовой деятельности, а соци­ально-бытовая адаптация бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним инвалида.

Перечень реабилитационных мероприятий, направленных не восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязания, психофизиоло­гической выносливости, социального статуса и реальных возможно­стей социально-средовой инфраструктуры, называется индивидуаль­ным планом реабилитации (ИПР).

В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых реабилита­ционных мероприятий, их объем, сроки проведения и исполнители. Раз­работка ИПР включает:

· проведение реабилитационно-экспертной диагностики;

· оценку реабилитационного потенциала;

· определение мероприятий, технических средств и услуг, позво­ляющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, уч­реждения независимо от организационно-правовых форм и форм собст­венности, учреждения государственной службы реабилитации инвали­дов, негосударственные реабилитационные учреждения, образователь­ные учреждения. При реализации ИПР обеспечиваются последователь­ность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитаци­онных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффек­тивностью проведенных мероприятий. Оценка результатов осуществля­ется специальными учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения.

Как следует из определения, установление инвалидности требу­ет осуществления социальной защиты инвалида.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8713 —

| 8262 — или читать все.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/1_75868_mediko-sotsialnaya-ekspertiza-i-reabilitatsiya-invalidov.html

Развитие медико социальной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here