Реализация социальных гарантий

Сегодня предлагаем статью: "Реализация социальных гарантий", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Глава V. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование (ст.ст. 50 — 56)

Глава V. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование

  • Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
  • Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников
  • Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
  • Статья 52.1. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
  • Статья 52.2. Компенсация за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
  • Статья 53. Занятие педагогической деятельностью
  • Статья 54. Оплата труда работников образовательных учреждений
  • Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки
  • Статья 56. Трудовые отношения в системе образования
>
Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
Содержание
Закон «Об образовании»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/10164235/c74d6d7c95e27021146be056ebac8f37/

Глава VI. Социальные гарантии и компенсации (ст.ст. 27 — 37.1)

Глава VI. Социальные гарантии и компенсации

>
(утратила силу)
Содержание
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/10164333/2cb9bddea07f9dfceecebba9d5bb6391/

Раздел IV. Реализация социальных гарантий и поддержки населения области

Раздел IV. Реализация социальных гарантий и поддержки населения области

Организуют реализацию приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования и жилья.

Обеспечивают соблюдение законодательно установленных прав граждан на социальную защиту, доступность гарантируемого объема социальных услуг для населения области, сохранение уровня социальных гарантий работающим гражданам.

4.1. Проводят разработку и реализацию областных целевых программ и мероприятий, направленных на сокращение бедного населения области, улучшение медицинского обслуживания населения, развитие культуры и образования, оздоровление работников и их детей.

4.2. Сохраняют объемы оздоровительного отдыха детей в летние периоды не ниже количественных показателей 2005 года, проводят работу по развитию и укреплению материально-технической базы летних оздоровительных лагерей.

Вносят в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании летнего отдыха детей из федерального бюджета.

4.3. Обеспечивают долевое финансирование проведения спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, спартакиад, турниров согласно годовым календарным планам областного, городских и районных спорткомитетов, отраслевых комитетов профсоюзов и организаций области.

4.4. Расширяют охват работников санаторно-курортным лечением. Эффективно используют средства фонда социального страхования, бюджетные средства, средства организаций и профсоюзов на организацию отдыха и лечение работников, членов их семей, отдыха и оздоровления детей в соответствии с действующим законодательством.

4.5. Проводят работу по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению.

4.6. Анализируют социальные последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства и продолжают совершенствовать систему оказания адресной финансовой помощи малоимущим гражданам.

4.7. Обеспечивают проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации аудита экономической и технологической деятельности поставщиков услуг при увеличении тарифа на их услуги с обязательным опубликованием результатов в средствах массовой информации.

4.8. Осуществляет формирование социальных статей областного бюджета с учетом мнения профсоюзов и работодателей.

Предусматривает средства при формировании областного бюджета на 2006 год:

— для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе молодежи, работникам бюджетной сферы — 50,0 млн. рублей;

— на финансирование мероприятий по реализации областной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области — 2141,9 млн. рублей;

— на санаторно-курортное лечение работников образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания — 10,0 млн. рублей;

— на социальную поддержку отдельных категорий граждан для проезда пассажирским транспортом общего пользования — 181,5 млн. рублей;

— на льготный проезд по области студентов, проживающих в Томской области, не менее 1,0 млн. рублей;

— на социальную поддержку отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством — 792,0 млн. рублей;

— для выплаты через органы социальной защиты населения ежемесячных пособий на детей в соответствии с действующим законодательством — 166,0 млн. рублей;

— на организацию летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 7,037 млн. рублей;

— на капитальный ремонт санатория-профилактория «Учитель» — 4,149 млн.рублей.

4.9. Обеспечивает на территории области реализацию федеральной целевой программы «Дети России».

4.10. Разрабатывает и утверждает с участием профсоюзной стороны в 2006 году «Стратегию государственной молодежной политики в Томской области».

4.11. Разрабатывает с участием профсоюзной стороны и вносит в Государственную Думу Томской области проект Закона Томской области «О культуре в Томской области».

4.12. Обеспечивает участие в реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

4.13. Реализует областную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы». Предусматривает ее финансирование в 2006г. в сумме не менее 10,0 млн. рублей.

Читайте так же:  Срок дожития при досрочном выходе на пенсию

4.14. Продолжает государственную поддержку по обеспечению жильем на селе специалистов, в том числе молодых, в виде предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилья, в 2006 году в сумме не менее 6,0 млн. рублей.

4.15. Способствует улучшению жилищных условий государственных гражданских служащих и работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета в соответствии с Законом Томской области «Об улучшении жилищных условий работников областных бюджетных учреждений и государственных гражданских служащих Томской области».

4.16. Устанавливает региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Не допускает превышения темпов роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению при их пересмотре над темпами роста денежных доходов населения, изменения их чаще одного раза в год.

Организует проведение публичных слушаний при установлении регулируемых цен, тарифов и надбавок на товары и услуги организаций жилищно-коммунальной сферы, информирует население области об экономически обоснованном изменении регулируемых цен (тарифов) в средствах массовой информации.

4.17. Обеспечивает реализацию мероприятий в области культуры, предусматривает на их проведение средства в областном бюджете в 2006г. — 3,0 млн. рублей.

4.18. Обеспечивает совместно с органами местного самоуправления и органами государственного надзора и контроля, действующими на территории Томской области, защиту прав потребителей на качественные безопасные товары и услуги.

4.19. Реализует пилотный проект «Модернизация системы здравоохранения Томской области», информирует один раз в полугодие стороны социального партнерства о ходе его реализации.

4.20. Рекомендует главам муниципальных образований области:

— сохранять практику невзыскания с нанимателей и собственников жилья пеней по платежам за жилье и коммунальные услуги за период задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий по безработице;

— предусматривать в бюджетах компенсацию расходов на питание учащихся образовательных учреждений области;

— предусматривать в бюджетах выделение средств для частичной компенсации расходов на содержание стационарных детских оздоровительных лагерей.

4.21. Рекомендует главам муниципальных образований и работодателям оказывать содействие управлениям (отделам) Пенсионного фонда РФ в районах и городах Томской области в реализации пенсионной реформы, включая ведение информационно-разъяснительной работы и создание консультационных пунктов для оказания помощи гражданам в подготовке документов для назначения (перерасчета) пенсий и информирования их о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета.

4.22. Решают вопросы о включении в коллективные договоры положений, предусматривающих дополнительные к установленным законодательством трудовые и социальные льготы для работников с учетом финансово-экономического состояния организаций:

4.22.1. о выделении средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей в размере не менее 1,5% фонда заработной платы. Предоставляют льготные путевки на санаторно-курортное лечение работников организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций;

4.22.2. о выделении средств на дополнительные льготы и гарантии молодым работникам в возрасте до 30 лет;

4.22.3. о проведении мероприятий по социальной поддержке пенсионеров;

4.22.4. о проведении мероприятий по улучшению жилищных условий работников, в том числе молодых специалистов, с использованием долевого участия в жилищном строительстве, финансированием части расходов работников по приобретению или строительству жилья, погашением процентной ставки по кредитам работников на приобретение или строительство жилья.

4.23. Ежеквартально перечисляют средства профсоюзным организациям на проведение культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в размерах, определяемых коллективным договором, но не менее 0,15% от фонда заработной платы.

4.24. Способствуют участию молодежи в повышении эффективности деятельности организаций, содействуют профсоюзным комитетам в создании комиссий по работе с молодежью.

4.25. Своевременно и в полном объеме уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, представляют в управления (отделы) Пенсионного фонда РФ в районах и городах Томской области документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и перерасчета пенсий.

Обеспечивают правильность оформления документов о трудовой деятельности работников.

В целях обеспечения своевременного назначения пенсий совместно с управлениями (отделами) Пенсионного фонда РФ в районах и городах Томской области проводят заблаговременную работу по подготовке документов граждан, необходимых для установления им пенсий.

Оказывают содействие органам Пенсионного фонда РФ в районах и городах Томской области в организации работы консультационных пунктов (прежде всего на крупных предприятиях) для ведения информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации пенсионного законодательства и оказания гражданам практической помощи в подготовке документов для назначения и перерасчета пенсий.

4.26. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации организации — архивным органам.

4.27. Осуществляют контроль за соблюдением в организациях области трудового и жилищного законодательства, за выплатой пособий семьям с детьми и пособий по государственному социальному страхованию. Создают в организациях комиссии по социальному страхованию и комиссии, занимающиеся решением вопросов, связанных с пенсионным страхованием, организуют их работу.

4.28. Осуществляют контроль за своевременным предоставлением работодателями в управления (отделы) Пенсионного фонда РФ документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе при ликвидации и снятии с учета в качестве страхователей.

4.29. Добиваются включения в коллективные договоры конкретных мер по предоставлению дополнительных по сравнению с действующим законодательством социально-бытовых гарантий для работающих, членов их семей и ветеранов труда.

4.30. Разрабатывают проект закона Томской области «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» и инициируют его принятие в Государственной Думе Томской области.

4.31. Установить следующие критерии оценки выполнения сторонами данного раздела Соглашения:

Читайте так же:  Будет ли повышение пенсии работающим пенсионерам

а) в среднем по области:

— прирост удельного веса расходов консолидированного бюджета области на образование, здравоохранение и культуру, (%);

— доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %;

— доля расходов на ЖКУ в потребительских расходах населения, %;

б) для объединений работодателей (организаций):

— численность работников, получивших жилье и улучшивших жилищные условия за счет средств, выделенных организацией;

— численность работников, получивших путевки в санатории, профилактории, дома отдыха за счет средств организации;

— объем выделенных организацией средств на медицинское обслуживание в расчете на одного работающего, руб.

4.32. Предоставлять по запросу Сторон необходимые сведения о выполнении обязательств по разделу «Реализация социальных гарантий и поддержки населения области».

>
Охрана труда и окружающей среды
Содержание
Соглашение о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/7757999/bab98b384321e6e745a56f88cbbe0486/

Социальные гарантии

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Гарантия

Социальные гарантии — это обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

В литературе выделяют следующие конструктивные элементы системы социальных гарантий:

1) гарантии формирования, поддержания и развития способностей, в первую очередь к труду (гарантии равного доступа к социально приоритетным благам);
2) гарантии реализации способностей в процессе трудовой деятельности (гарантии занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности и др.);
3) гарантии доступа работника к процессам принятия управленческих решений (в процессе производства, в масштабах решений общесоциального и общегосударственного порядка);
4) гарантии распределения по труду, получения доходов на основе разнообразных общественно приемлемых способов и источников их формирования;
5) гарантии в сфере реализации обмена (гарантии товарного покрытия денежных доходов, равного доступа к рынкам товаров и услуг);
6) гарантии в сфере потребления (гарантии свободного выбора направления, форм и способов использования доходов, гарантии общественного контроля качества и безопасности для здоровья реализуемых товаров и предоставляемых услуг, гарантии минимального уровня удовлетворения первичных жизненных потребностей);
7) гарантии обеспечения экологической безопасности для нормального воспроизводства жизни членов общества;
8) гарантии защиты гражданских свобод каждой личности, возможностей использования прав и выполнения обязанностей.

Российские экономисты выделяют следующие социальные гарантии, предоставляемые населению:

1) минимальная оплата труда;
2) пенсии;
3) пособия на детей;
4) стипендии;
5) индексация доходов в условиях инфляции;
6) компенсация потерь от стихийных бедствий;
7) пособия по безработице;
8)медицинское страхование;
9) защита условий труда;
10) социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов.

Элементы системы социальных гарантий находятся в единстве, взаимосвязи и охватывают почти все сферы общественной жизни: подготовку граждан к трудовой деятельности, производство, распределение, обмен, потребление, сферы социальных прав и обязанностей, экологии. Гарантии занятости, например, характеризуют степень использования трудовых ресурсов в общественном производстве, соотношение трудового населения и рабочих мест.

Считалось, что в бывшем СССР в начале 30-х гг. обеспечивалась полная занятость всего трудоспособного населения, безработица официально отрицалась. Теперь, когда безработица стала очевидным фактом, появилась необходимость серьезно заняться управлением занятости трудовых ресурсов: изучать потребность в кадрах рабочих и специалистов, проводить профориентацию, учет занятых в общественном производстве и свободных рабочих мест, переподготовку кадров. Появилась также биржа труда — организованная форма обеспечения занятости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается гарантий в потреблении, то оно, как заключительная стадия воспроизводства, показывает, насколько нужной и полезной оказалась работа на производстве при распределении и обмене. Предположим, в стране хорошо раскупаются последние модели компьютеров. Потребители ими очень довольны, о чем сообщают производителям компьютерной техники своими покупками. Потребление помогает оценивать работу не только отдельных видов производства, но и целых отраслей.

Для нормального удовлетворения потребностей населения необходимо обеспечить следующие научно обоснованные нормы потребления: мясо и мясопродукты — 82 кг, молоко и молочные продукты — 405 кг, яйцо — 292 шт., рыба и рыбные продукты — 18 кг, сахар — 40, растительное масло — 9, овощи — 146, фрукты и ягоды — 114, картофель — 97, хлеб и хлебные продукты — 110 кг.

В настоящее время трудно представить жизнь человека без ежедневного расширения интеллектуального и эмоционального кругозора с помощью учебы, книг, радио, телевизора и компьютера. Чем больше образован и информирован человек, тем богаче и насыщеннее его жизнь.

Если материально-вещественное потребление в большей мере обеспечивает существование людей, то духовное в основном связано с их развитием и изменяется более быстрыми темпами по сравнению с вещественным потреблением. В нем возрастают потребности, направленные на повышение образования и расширение кругозора.

Особенность духовных потребностей в том, что их невозможно удовлетворить полностью, они не имеют предела. Поставленная и достигнутая цель приводит к тому, что духовные потребности становятся сложнее и поэтому их необходимо снова и снова удовлетворять. Например, человек сначала читает сказки, затем детские рассказы, потом приключения, фантастику, исторические повести, романы и т.д. Появляются все новые и новые произведения литературы, искусства, которые нормально развитому человеку хочется прочитать, увидеть, усвоить, и этот процесс бесконечен.

Потребление бывает полезным и вредным. Полезное — приносящее пользу человеку, а вредное — вред, причем не только самому потребителю, но и людям, окружающим его (алкоголь, табак, наркотики). Врачами установлено, что потребление табака забирает у человека 8 лет жизни, алкоголя— 15 лет, а наркотиков — всю жизнь.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности в феврале

Различают насыщаемое и не насыщаемое потребление. Насыщаемое потребление — потребление, имеющее предел, после достижения которого оно теряет свою значимость и ценность для потребителя (потребность в определенных продуктах питания, в конкретных видах одежды и моделях обуви, предметах быта). Не насыщаемое потребление — потребление, которое никогда не теряет своей значимости и ценности для потребителя, все более и более дополняется и углубляется: невозможно насытиться знаниями, образованием, музыкой, чтением книг, созерцанием прекрасного, общением с людьми и другими духовными ценностями.

В условиях рынка широко используется такое понятие, как суверенитет потребителя, т.е. положение, при котором потребители определяют поведение товаропроизводителей. Каждый производитель стремится продать больше товаров, так как от этого зависит его прибыль. Приобретает же товары потребитель. По его действиям производитель узнает о своей работе, ее качестве и необходимости. Потребитель — высшая инстанция для производителя. Суверенитет потребителя проявляется через покупку или отказ от покупки товара, созданного производителем.

Для того чтобы потребитель мог соблюдать свой суверенитет, он должен иметь свободу выбора — положение, при котором только деньги ограничивают приобретение товаров и услуг.

Формирование потребностей предполагает:

• нахождение социально оправданного соотношения между материальными и духовными началами в потребностях и образе жизни людей;
• формирование нравственно оправданных потребностей, т.е. включение морального мотива во все виды потребностей и жизнедеятельности;
• определение и выбор объективных критериев разумности тех или иных потребностей.

В условиях перехода к рыночной экономике очень важно осознавать степень зависимости удовлетворения личных потребностей от эффективности и качества трудовой деятельности, а также то, что новые, более высокие потребности могут быть удовлетворены только в результате более производительного труда.

Воспитание потребностей предполагает выработку у каждого человека умения анализировать и правильно оценивать объективные условия, соотносить свои потребности, желания с возможностями их удовлетворения. Особое внимание уделяется структуре и качеству питания в соответствии с научно обоснованными нормами, особенно за счет повышения доли белков животного происхождения. Повсеместный переход к физиологически обоснованному набору продуктов, позволяющих полностью удовлетворить потребности человека в витаминах, аминокислотах и других полезных веществах, при одновременном употреблении жиров и углеводов будет практически означать укрепление здорового образа жизни, возможность активной и действенной работы и долголетия человека.

Таким образом, в современных условиях речь должна идти не только об удовлетворении фактически сложившихся потребностей, но и о постоянном их развитии, углублении. Формирование новых потребностей требует глубокого изучения и развития, обоснованного установления приоритетов, моделирования образа жизни. В процессе воспитания необходимо не только подчеркивать необходимость ограничения каких-то завышенных потребностей, разъяснять нереальность их удовлетворения, но и стимулировать недостаточно развитые, но весьма необходимые для совершенствования личности потребности.

С увеличением семейных доходов, возрастанием потребностей важное значение приобретает воспитание культуры потребления. Это, во-первых, привитие каждому потребителю уважительного отношения к труду тех, кто создает материальные и духовные блага. За каждой вещью потребитель должен видеть труд непосредственных производителей и относиться бережно к результату труда каждого труженика — создателя материальных ценностей.

Во-вторых, культура потребления предполагает воспитание в каждом человеке чувства подлинного хозяина всего, что создано трудом людей. Ежегодно весь цивилизованный мир отмечает День защиты потребительских прав. В свое время американский президент Дж. Кеннеди провозгласил основные права потребителей: право знать, право на безопасность, право выбирать, право быть услышанным.

Особое значение приобретают гарантии обеспечения экологической безопасности. Углубление научно-технического прогресса, рост масштабов вовлекаемых в оборот природных ресурсов, создание новых технологий при пренебрежении к природоохранным мерам нередко ведут к загрязнению атмосферного воздуха и почвы, рек, озер и морей, к большим потерям в растительном и животном мире, к ухудшению условий жизни людей. В связи с этим от государств, независимо от их принадлежности к общественно-экономической системе, требуется координировать экологические меры, объединять усилия в деле охраны окружающей среды.

Катастрофа на ЧАЭС обострила проблемы выработки международных стандартов безопасности, обусловила строгий подход к использованию атомной энергии, активизировала научные изыскания в области альтернативных видов энергии.

В немалой степени оказывают пагубное влияние на экологию и такие традиционные энергопроизводители, как тепло- и гидростанции:

— первые — своими выбросами в атмосферу;
— вторые — грубым вмешательством в естественную миграцию рыбы, затопление или обезвоживание бассейнов рек и т.д.

Окружающая среда в значительной мере оказывает влияние на состояние здоровья людей: в загрязненной среде заболеваемость выше. По имеющимся данным, здоровье на 30 % зависит от состояния окружающей среды, а на экологически неблагополучных территориях — на 40—50 %. Примерно две трети всей дозы облучения человек получает от радиоактивных веществ, поступающих с пищей.

Для решения экологической проблемы в мире принимаются действенные меры. В этом плане показателен опыт США, где разработана крупномасштабная экологическая программа. В ней, в частности, предусматривается полное запрещение использования аэрозолей, применения бензина в машинах для стрижки газонов, перевод всего автотранспорта на экологически чистое топливо (типа метанола) или на электричество, введение ужесточенных санитарно-гигиенических норм на питьевую воду.

Состав и механизм реализации социальных гарантий меняются под влиянием объективных и субъективных факторов. Теряют силу старые механизмы социального воздействия на поведение экономических субъектов в связи с необходимостью охраны интересов общества в целом и отдельных его слоев, появляются новые гарантии, соответствующие новым условиям развития общества и каждой личности в отдельности.

При рассмотрении вопроса о социальной защищенности и социальных гарантиях следует иметь в виду, что они ни в коей мере не должны ослаблять принцип материальной заинтересованности работников в повышении эффективности труда, вести к уравнительности, препятствовать дифференциации доходов, объективно обусловленной различиями в труде.

Читайте так же:  Оплата пенсии по потере кормильца

Гарантийное письмо
Качество продукции
Сделка
Публичное право
Управление качеством

http://center-yf.ru/data/Yuristu/socialnye-garantii.php

Система социальных гарантий и механизм их реализации

В обществе рыночных отношений главную функцию социаль­ной защиты берет на себя государство как главный субъект соци­альной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федера­ции охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гаран­тированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Социальные гарантии это механизм долговременного дей­ствия, предусмотренные законом обязательства государства, на­правленные на реализацию конституционных прав граждан. Ос­новой государственных социальных гарантий должны стать ми­нимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты это установленные за­конодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опус­каться нельзя. Систему государственных минимальных стандар­тов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

2) пенсионного обеспечения;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в Законе «О государственных минимальных стан­дартах» самый необходимый минимум социальных стандартов,государство делает обязательным их обеспечение для исполни­тельной власти на всех уровнях, а также для работодателей и пред­принимателей всех видов собственности, а не только государст­венной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверж­даются и другими законодательными актами, в том числе Граж­данским и Трудовым кодексами, Законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в обла­сти оплаты труда устанавливаются:

минимальный размер оплаты труда;

Единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджет­ной сферы (ETC).

Минимальная заработная плата уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспе­чить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавли­вается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

ТК РФ (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претен­довать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. Величина ми­нимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответство­вать ему. Если такого соответствия нет, это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершен­стве существующей системы распределения, так как минималь­ная заработная плата одна из составных минимальных гаран­тий государства.

В Законе РФ «О минимальном размере оплаты труда» было установлено соотношение минимальной оплаты труда и стипен­дий студентам и аспирантам, а также «соответствующие пособия и другие социальные выплаты. »: процентное соотношение меж­ду минимальной оплатой труда и минимальной трудовой пенсией, детскими пособиями, пособиями по безработице, минимуме не облагаемой подоходным налогом оплаты труда, штрафами за нарушение правил дорожного движения и т. д.

Следует отметить, что в последние годы минимальная зара­ботная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума.

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и раз­мером минимальной заработной платы должно происходить по­этапно, по мере стабилизации экономики. Правительство будет индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню про­житочного минимума.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гаран­тий является гарантия защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка с другой.

По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в сис­теме денежной помощи безработным и определяются Законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редакции (1996 г.).

Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработ­ка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в тече­ние 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продол­жительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

выплату пособий по безработице;

выплату стипендий в период профессиональной подготов­ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудоустройства по предложению органов служ­бы занятости;

оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода;

временной нетрудоспособности в течение не более 12 ме­сяцев.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Концепция реформы системы пенси­онного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 г., нацелена на введение пенсионной системы России в русло обще­принятых мировых стандартов.

Читайте так же:  Как самозанятому ип получить надбавку к пенсии

Государственное регулирование сохраняется в важнейших эле­ментах пенсионной системы, связанных с обеспечением необхо­димых государственных гарантий.

Государственные стандарты в области образования предпо­лагают:

набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различ­ных уровней;

нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях и обеспеченности населения общедоступными и бес­платными услугами;

нормы и нормативы социально-экономической поддерж­ки обучающихся;

норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных за­ведениях и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или уста­навливаются Правительством РФ.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные соци­альные гарантии в области здравоохранения. Для оценки мини­мально допустимого уровня удовлетворения потребностей в ме­дицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждения­ми на 1000 жителей в регионах.

Государственные гарантии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены законами «Об основах социаль­ного обслуживания населения в РФ», «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содер­жание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.

Все минимальные государственные гарантии должны опреде­ляться государственным стандартом уровня жизни населения. По­нятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворения мате­риальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комп­лексов потребностей и средств их удовлетворения.

В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия прожиточный минимум. Прожиточный минимум понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабо­чей силы и развития личности. Это показатель объема и структу­ры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержа­ния активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Для установления стоимостного показателя прожиточного ми­нимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимост­ную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть исполь­зованы:

в качестве базы для адресной социальной поддержки;

в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

для оценки материальных и финансовых ресурсов, необхо­димых для реализации перспективных и текущих социштьных про­грамм, оказания целевой натуральной помощи малообеспечен­ным слоям населения;

для обоснования размеров минимальной оплаты труда и’ трудовой пенсии по старости;

в качестве одного из критериев малообеспеченное™, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перс­пективе на субсидирование бедности.

Методика определения бюджета прожиточного минимума к сослав товаров и услуг, которые в него входят, утверждены Ми­нистерством труда РФ 10 ноября 1992 г. и рассчитываются по его ведомственной инструкции. В субъектах РФ и ее регионах бюджет прожиточного минимума рассчитывается по методике, основа­нием которой является трехстороннее соглашение между Пра­вительством (Администрацией) субъекта Федерации (региона), профсоюзами и предпринимателями.

В проекте Программы социальных реформ в Российской Фе­дерации на период 19962000 гг. предусматривается законода­тельное закрепление порядка определения и использования ве­личины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольст­венные и непродовольственные товары, жилищно-коммуналь­ные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги.

В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, ус­тановленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Феде­рации предполагается развивать и совершенствовать систему де­нежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного ми­нимума, демографической ситуации и экономических возможно­стей региона.

Бюджет прожиточного минимума рассчитывается не только в среднем надушу населения, но и отдельно для трудоспособных граждан (мужчин, женщин), пенсионеров, подростков 715 лет, детей до 6 лет. Такие расчеты позволяют формировать прожиточ­ный минимум практически для любых по составу семей: с детьми и без детей, многодетных или неполных семей и т. д.

В практике социальной работы в регионах бюджет прожиточ­ного минимума рассчитывается в такой последовательности:

определяется потребление продуктов питания в среднем на одного члена семьи с учетом половозрастной структуры населения;

рассчитывается общий объем минимально необходимых рас­ходов на приобретение продуктов питания на одного члена семьи;

составляется стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума в регионе. Семьи, имеющие душевой доход ниже бюд­жета прожиточного минимума в среднем по региону прожива­ния, относятся к малообеспеченным и могут претендовать на по­лучение адресной социальной помощи.

Количество наборов прожиточного минимума, которое сред­ний человек может купить на свой душевой доход, т. е. покупатель­ная способность дохода, это главный показатель уровня жизни и состояния экономики.

Видео (кликните для воспроизведения).

От величины прожиточного минимума в процентном отно­шении должен устанавливаться размер минимальной заработной платы, размер трудовых пенсий, пособий и стипендий. Его вели­чина является основой для установления минимальных расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях и т. п. В этом смысле прожиточный минимум должен выступать в качестве важ­нейшей социальной гарантии государственно-регулируемого ме­ханизма.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных от­ношений. Они устанавливаются государством в соответствии с за­конодательством и возможностями их финансового обеспечения.


http://magref.ru/sistema-sotsialnyih-garantiy-i-mehanizm-ih-realizatsii/
Реализация социальных гарантий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here