Служба ранней помощи детям инвалидам

Сегодня предлагаем статью: "Служба ранней помощи детям инвалидам", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Во Владимирской области начинает работу центр ранней помощи детям

По данным областного департамента соцзащиты населения, система ранней помощи детям с ограничениями жизнедеятельности будет создаваться в несколько этапов.

В рамках подготовительного этапа, в первом квартале 2020 года начнет работу единый региональный информационно-методический центр ранней помощи, а также будет сформирован реестр поставщиков услуг ранней помощи и регистр нуждающихся в ней детей.

Непосредственно оказание услуг ранней помощи начнётся со второго квартала 2020 года. Для предоставления комплексной помощи будут сформированы команды из врачей, реабилитологов, психологов, дефектологов, логопедов, специалистов по социальной работе.

Вся информация будет размещена на официальном сайте департамента социальной защиты населения.

Служба ранней помощи детям инвалидам

Итоговые предложения по развитию системы ранней помощи

Тезисы к заседанию Совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ
Клочко Елена Юрьевна

специальный представитель в Москве и Московской области Межрегиональной общественной

организации «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями

в психическом и физическом развитии»
Москва, 28.02.2014

Основания для разработки системы ранней помощи

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»

«создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе»

Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Поручение Президента РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года

е) представить в установленном порядке предложения: «…о внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам…»

Система организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям, этапы

I этап: выявление детей, нуждающихся в ранней помощи (скрининг развития):

— выявление проблем,
— направление в службу ранней помощи

II этап: создание и реализация программ ранней помощи:

— точная междисциплинарная оценка развития
— определение причин проблем,
— работа с ребенком по индивидуальным программам,
— работа с семьей
— обеспечение перехода ребенка из программ службы ранней помощи в образовательные программы других учреждений.

III Этап перехода ребенка в другие программы (в дошкольных и других учреждениях):

— организация необходимого сопровождения ребенка при переходе в дошкольное учреждение

Система может быть организована только на основе межведомственного сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Это необходимо для своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, организации непрерывного междисциплинарное сопровождения ребенка и семьи, обеспечения возможности для интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и развития в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.

Основы межведомственного взаимодействия

здравоохранение

Для обеспечения наиболее полного и своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, в здравоохранении должна быть создана единая, доступная и обязательная система скрининга физического и психического здоровья, уровня развития детей младенческого и раннего возраста, критерии и порядок направления ребенка и семьи в службы ранней помощи.

Здравоохранение — единственная система «в поле зрения» которой попадает каждый новорожденный ребенок.

— необходимо разработать и утвердить единую процедуру скрининга, включая пренатальный, ранний в роддомах, детских поликлиниках и пр.
— разработать и внедрить эффективные протоколы для выявления, мониторинга, оценки нарушений развития
— создать нормативную базу на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, организовать обучение специалистов, для проведения скрининга развития, разработать порядок и процедуру направления ребенка в службу ранней помощи
— обеспечить статистику и учет детей группы риска для целей дальнейшего мониторинга

Основы межведомственного взаимодействия

социальное обслуживание

В сфере социального обслуживания:

— необходимо, чтобы услуга по оказанию ранней помощи была закреплена нормативным актом, в частности планируемым постановлением Правительства Российской Федерации об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, а также нашла отражение на региональном уровне при утверждении новых региональных стандартов и порядков оказания новых видов услуг;
— необходимо внесение изменений в структуры государственных и муниципальных учреждений;
— необходимо изменение штатных расписаний и должностных обязанности специалистов, работающих в новых службах или оказывающих социальные услуги на основе технологии раннего вмешательства.

Основы межведомственного взаимодействия

образование

— интеграция создающейся системы ранней помощи в имеющуюся систему регионального и муниципального образования
— привлечение к работе служб ранней помощи ППМС-центров, создание лекотек, групп кратковременного пребывания, деятельное участие ПМПК в подготовке и организации перехода ребенка в соответствующие дошкольные учреждения
— обеспечение вариативности форм психолого-педагогического сопровождения. профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, групповые и индивидуальные занятия и пр.
— оценка необходимости инновационных услуг в области ранней помощи, создание новых видов образовательных услуг, связанных с оказанием ранней помощи и др.
— подготовка кадров, обладающих широким спектром медико-психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни, разработка программ повышения квалификации
— создание научно-методической базы для работы специалистов системы ранней помощи с ребенком и семьей

Читайте так же:  Донорские дни в стаж для пенсии

Служба ранней помощи

Служба ранней помощи – это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте и их семьям.

Междисциплинарная команда специалистов — это группа специалистов различных специальностей: неврологов, педиатров, травматологов-ортопедов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и т.д., работающих в Службе ранней помощи и оказывающих помощь конкретному ребенку и членам его семьи.

— Служба ранней помощи может создаваться как структурное подразделение учреждений системы здравоохранения, образования или социальной защиты населения.
— Служба ранней помощи может создаваться как самостоятельное учреждение в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, как муниципальное учреждение или негосударственная организация.
— Важно сохранение этапности, обеспечение преемственности между службой ранней помощи и учреждениями системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Задачи службы ранней помощи

— Наиболее раннее выявление отставания и нарушений в развитии
— Информационная и эмоциональная поддержка семьи, нормализация ее жизни
— Систематический мониторинг уровня развития ребенка
— Обеспечение пролонгированной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, направленной на формирование функциональных способностей у ребенка, максимальное развитие новых навыков в различных областях развития, его дальнейшую социализацию
— Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальной программы помощи ребенку
— Координация и взаимодействие с другими службами, обеспечивающими услуги для ребенка и семьи
— Сохранение кровной семьи для ребенка с нарушениями развития и инвалидностью.
Система ранней помощи остро востребована родительским сообществом.

Предложения по итогам заседания

Создать межведомственную группу с участием Министерства труда и социального обслуживания населения, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки РФ с участием членов Совета, экспертов.

Цель создания —
Разработать с использованием представленных в ходе заседания материалов:

— Федеральное (типовое) положение о службе ранней помощи и пакет нормативных документов по ее функционированию на основе комплексного мультидисциплинарного подхода с привлечением специалистов здравоохранения, социальной и образовательной сфер (справочно – во многих странах принят Закон о ранней помощи).
— стандарты ранней помощи;
— рекомендации по организации межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения, социального обслуживания и образования на региональном и муниципальном уровне.
— включить услугу ранней помощи в примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемый Постановлением Правительства.

Предложения по итогам заседания

— юридически закрепить междисциплинарный подход в деятельности создаваемых служб ранней помощи, а именно: обеспечить права, льготы и гарантии специалистов разных профессий (медиков, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе), совместно работающих в службе ранней помощи;
— определить на федеральном уровне нормативы затрат на раннюю помощь ребенку с ОВЗ и инвалидностью, а также источники финансирования ранней помощи (из федерального и регионального бюджетов, из средств обязательного или добровольного страхования);
— разработать и принять стандарты подготовки специалистов в области ранней помощи, переподготовки, лицензирования и повышения квалификации в области ранней помощи;
— при создании системы ранней помощи предусмотреть ее семейно-центрированную ориентированность в естественном для развития ребенка окружении: в семье (в том числе с использованием домашних визитов), в среде сверстников (в детских дошкольных учреждениях в группах интеграции и программах социального участия), в сообществе во взаимодействии с ближайшим социальным окружением ребенка, его семьей.

Основной тезис

Создание системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и ОВЗ — необходимое

условие профилактики социального сиротства.

Минтруд представил концепцию ранней помощи детям с инвалидностью

Концепция развития ранней помощи детям-инвалидам, детям из группы риска и имеющим генетические нарушения, была представлена на заседании Общественного совета при министерстве труда и социальной защиты РФ. Проект планируется рассмотреть на заседании российского правительства, сообщили в Минтруде.

Особое внимание в документе уделено сопровождению семьи, где воспитывается ребенок с нарушениями развития, передает ТАСС.

«Мы исходим из того, что такая работа позволит организовать раннее выявление детей со стойкими нарушениями развития. Что в свою очередь позволит содействовать их оптимальному развитию и включению в среду сверстников. Мы закладываем в концепцию сопровождение семьи, и считаем, что это позволит повысить компетентность родителей. Это также является неотъемлемым компонентом ранней помощи», — сообщила директор департамента по делам инвалидов Минтруда России Анна Гусенкова.

По ее словам, концепция предусматривает введение должностей специалистов-координаторов, в функции которых будет снабжение каждой семьи необходимой информацией. «Разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения такого ребенка. Она позволит спланировать вид и сроки всех необходимых услуг, сориентировать семью, где именно можно получить такие услуги, исходя из возможностей региона», — пояснила директор департамента. По ее словам, проект ориентирован на оказание услуг семьям с детьми до 3 лет, однако, существует возможность продления срока работы с ними до достижения детьми 8-летнего возраста.

В числе задач, на решение которых ориентирован проект — оказание ранней помощи детям, находящимся в группе риска развития стойких нарушений функций организма, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, помещенным в образовательные, медицинские и социальные организации, а также детям из семей, находящихся в социально-опасном положении.

По сведениям Минздрава, в 2014 году в России насчитывалось 540,8 тысячи детей-инвалидов (около 2% российских детей в соответствии с данными Росстата). В числе причин инвалидности психические расстройства и расстройства поведения занимают 22,8%, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения — 20,6%, болезни нервной системы — 20%. В таких случаях «раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии, включая успешную социализацию ребенка, и включению его в образовательную среду», говорится в проекте концепции.

Работа по подготовке концепции развития ранней помощи разрабатывалась с ноября 2014 года межведомственной рабочей группой, с участием представителей Минтруда, Минздрава и общественных организаций. В 2016 году планируется подготовка ее нормативной базы, а в 2017 году — запуск пилотных проектов, передает РИА АМИ.

Читайте так же:  Инструкция мвд россии

Методические рекомендации по организации ранней помощи

а) ведение базы данных детей, получающих услуги ранней помощи и взаимодействие с базами данных системы образования с целью перспективного планирования потребности в специальных образовательных условиях для таких детей;

б) обеспечение организаций и учреждений, оказывающих услуги ранней помощи информацией об актуальных методических материалах (диагностических, развивающих и др. программах), организация мероприятий по обмену опытом между специалистами различных учреждений и организаций, информационная поддержка специалистов и руководителей, обобщение лучших практик различных учреждений в сфере оказания ранней помощи;

в) сбор, обработка, анализ статистической и иной информации о деятельности ранней помощи в регионе, подготовка рекомендаций для высшего органа исполнительной власти по дальнейшему развитию ранней помощи;

г) проведение обучения специалистов ранней помощи;

д) ведение реестра организаций и специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи.

  1. Ресурсно-методический центр ранней помощи может быть создан на базе организации любой ведомственной принадлежности и организационно правовой формы собственности, включая негосударственные организации, по выбору региона.
  2. Деятельность по предоставлению услуг ранней помощи реализуется в организациях любой ведомственной принадлежности, в которых создаются структурные подразделения (центры) ранней помощи.
  3. При организации ранней помощи рекомендуется использовать примерные документы в соответствие с приложениями:
  • примерный порядок направления детей для получения услуг ранней помощи (приложение 1);
  • примерный стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям (приложение 2);
  • примерный порядок оказания услуг ранней помощи детям и их семьям (приложение 3);
  • примерное положение о структурном подразделении организации, оказывающей услуги ранней помощи (Центре ранней помощи) (приложение 4);
  • примерный порядок организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи детям и их семьям (приложение 5);
  • примерная методика оценки качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям (приложение 6).

Служба ранней помощи

С сентября 2016 года в МБДОУ КВ «Детский сад №9 «Созвездие» функционирует Консультативный пункт и Служба ранней помощи для детей с ОВЗ.

Руководитель Консультативного пункта и Службы ранней помощи — Березнякова Любовь Сергеевна.

педагог-психолог — Хромова Ирина Николаевна,

педагог-психолог Новикова Алла Растямовна

социальный педагог — Свеженцева Жанна Викторовна,

учитель-дефектолог, тифлопедагог — Сафронова Елена Николаевна,

инструктор по физической культуре — Васильева Оксана Анатольевна,

учитель-логопед — Левадняя Любовь Алексеевна

Для посещения необходима предварительная запись по телефону.

Контактный телефон: 8(495)550-10-79, 8(495)550-23-91, 8(495)550-40-02

Служба ранней помощи

Служба ранней помощи ГБУ ВО «ЦППиСП»

Во исполнение приказа департамента образования администрации Владимирской области от 14.09.2018 №888 «Об определении базового учреждения и создании Консультационного центра» государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки» (далее – Центр) определено базовым учреждением по оказанию услуг ранней помощи.

В Центре создан консультационный центр методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (включая службу ранней коррекционной помощи) образовательным организациям и родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся (в возрасте от двух месяцев до семи лет), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Получателями услуг Консультационного центра являются:

— дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды;

— педагоги дошкольных образовательных организаций, обучающие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

— родители (законные представители) детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;

— родители (законные представители) детей раннего и дошкольного возраста, не получающих услуги дошкольного образования в образовательной организации;

— родители (законные представители) детей раннего и дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования в образовательной организации;

— родители (законные представители) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Услуги Консультационного центра:

— коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, получающим дошкольное образование в форме семейного образования;

— методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям (законным представителям), направленная на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для его гармоничного психического и социального развития;

— индивидуальная диагностика ребенка с целью определение актуального уровня его развития, его соответствия нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития;

— психолого-педагогическое обследование детско-родительского взаимодействия;

— методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь дошкольным образовательным организациям, обучающим детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Предоставление услуг Консультационного центра осуществляется бесплатно на основе договора, заключаемого между Центром и родителем (законным представителем) ребенка или Центром и дошкольной образовательной организацией.

Помощь оказывают специалисты Центра:

Помощь организуется в помещениях Центра, на базе дошкольных образовательных учреждений, в отдельных случаях по месту проживания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида.

Адрес: г. Владимир, ул. Летне-Перевозинская, д. 5

Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями заработает в апреле

Видео (кликните для воспроизведения).

Во Владимирской области оказание услуг ранней помощи детям начнется только со 2 квартала 2020 года.

Формирование системы ранней помощи детям с ограничениями жизнедеятельности (или риском их развития) и их семьям продолжается, сообщает департамент социальной защиты. В нее войдут 11 учреждений региона различной ведомственной принадлежности: 6 – социального обслуживания населения, 4 – здравоохранения и 1 – образования (с тремя филиалами).

В первом квартале 2020 будет сознан единый региональный информационно-методический центр, сформированы реестр поставщиков услуг и регистр детей, нуждающихся в оказании такой помощи.

Служба ранней помощи

Служба ранней помощи — это взаимодействие учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания семьи и детей в целях профилактики инвалидности детей в раннем возрасте, оказании полноценной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим отклонения в развитии и здоровье.

Читайте так же:  Льготный стаж пенсионного возраста

Ранняя помощь включает систему различных мероприятий, направленных на содействие оптимальному развитию детей в возрасте от 0 до 7 лет, имеющих нарушения развития или риск появления таких нарушений, ориентированных на поддержку родителей.

Целями Службы является:

своевременное выявление семей с детьми, нуждающихся в ранней помощи;

разработка программ ранней помощи ребенку, имеющему нарушения в развитии или риск появления таких нарушений.

Задачи Службы:

Своевременное выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, сенсорном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений

  • Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи:
    • раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с нарушениями в здоровье;
    • консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
    • предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.
  • Комплексная оценка основных сфер развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, сенсорной, двигательной, речевой, сферы самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи

    Основные направления деятельности:

    Диагностическое — комплексное углубленное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе развития.

    Разработка и реализация программ ранней помощи, составленных на основе результатов комплексной диагностики.

    Консультативное — оказание помощи родителям (законным представителям), медицинским, педагогическим и работникам учреждений социального обслуживания в вопросах развития детей от 0 до 7 лет.

    Программа ранней помощи включает:

    мероприятия, проводимые учреждениями здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи, осуществлению динамического наблюдения, проведению медицинской реабилитации с целью коррекции нарушений развития ребенка (при необходимости);

    мероприятия, проводимые учреждениями образования по психолого-педагогическому обследованию детей, оказанию комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением развития (риском нарушения), подготовке перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение, формирование у них предпосылок учебной деятельности, включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания ребенка;

    мероприятия по консультированию родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, информационной и социально-психологической поддержке родителей, оказанию помощи семьям в активизации внутренних ресурсов семьи и ее ближайшего окружения в оказании помощи ребенку в его развитии, вовлечению детей и родителей в различную совместную деятельность с целью развития детско-родительского взаимодействия и расширения их социальных контактов.

    Формы работы в службе:

    Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.

    Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.

    Консультирование родителей (индивидуальное или коллегиальное):

    информационная помощь семье;

    психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

    педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

    Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

    Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

    Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

    Домашнее визитирование – психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.

    Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

    Отделение ранней помощи

    Отделение ранней помощи, как структурное подразделение ГАУ СО НСО РЦ функционирует с 2017 года. Специалисты отделения оказывают комплекс услуг ранней помощи детям в возрасте от 1 года до 4 лет с нарушениями развития или высоким риском появления нарушения и их семьям на междисциплинарной основе.

    Возглавляет отделение заведующая — Малышева Татьяна Витальевна , учитель-логопед высшей категории.

    Цель Отделения:

    Оказание ранней междисциплинарной семейно-центрированной помощи детям с нарушениями в развитии и детям из группы риска, что позволяет более эффективно компенсировать отклонения в развитии, смягчить вторичные отклонения, максимально реализовать потенциал развития ребёнка и социализировать в обществе.

    Задачи Отделения:

    Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

    Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

    Развитие ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

    Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»

    Распоряжение Правительства РФ № 2723-р от 17 декабря 2016 г. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»

    Информационные материалы по раннему выявлению признаков расстройства аутистического спектра

    Информационные материалы по раннему выявлению признаков нарушения здоровья детей с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности

    Методические рекомендации по созданию программ и плана развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации

    Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении ими услуг ранней помощи

    Методические рекомендации по организации ранней помощи

    Что такое ранняя помощь и кому ее нужно оказывать – понимают не все

    Когда и где семьи начнут получать раннюю помощь? Кому эта помощь положена? Как будет работать механизм? И что это такое?

    Концепцию развития ранней помощи правительство утвердило еще в августе 2016 года. Что происходит сейчас, и можно ли уже где-то эту помощь получить? Кто расскажет родителям особенного ребенка, куда им обратиться? Эксперты, представители исполнительной власти и общественных организаций обсудили в Общественной палате РФ вопросы, связанные с развитием ранней помощи.

    Читайте так же:  Как рассчитывается пенсия ип на енвд

    Когда и кто выявляет необходимость ранней помощи

    Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ. Фото с сайта ria.ru

    В 80% случаев ребенка с нарушениями развития, нуждающегося в ранней помощи, выявляет система здравоохранения. «Где это может происходить? Начиная от роддома, где выявляются самые заметные нарушения, до поликлиник, которые проводят профилактические осмотры», – сказала Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ.

    В некоторых клиниках делают пренатальный скрининг, а также аудиологический и неонатальный скрининг. Если патологию обнаружат во время беременности, то семье должна оказываться пренатальная помощь – не только медицинская, но и социальная, психологическая. Например, такая помощь необходима будущей матери ребенка с синдромом Дауна.

    Бывает, что нарушения в развитии ребенка может заметить не врач, а, например, логопед, дефектолог, социальный работник.

    Ранняя помощь положена детям в возрасте от 0 до 3 лет с серьезными заболеваниями или с рисками их развития, а также детям, которые остались без попечения родителей, пояснила заместитель директора департамента по делам инвалидов Минтруда Кира Афонина. Критерии «нуждаемости» уже сформулированы специалистами и переданы в министерство.

    О таком ребенке положено сообщить в службу ранней помощи, причем сделать это могут либо специалисты сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, либо сами родители. Затем для семьи должны составить индивидуальный план ранней помощи, а направлять и организовывать весь процесс будет особый сотрудник – куратор случая.

    Кира Афонина, заместитель директора департамента по делам инвалидов Минтруда Фото с сайта mgpu.ru

    Как смотрят на раннюю помощь три министерства

    Координирующим органом, который занимается реализацией Концепции, является Минтруда. Именно это ведомство и представило Концепцию в свое время на рассмотрение правительства и общественности. При нем действует рабочая группа, создан блок документов методического характера. Вскоре в субъекты федерации будут направлены методические материалы по созданию индивидуальных планов ранней помощи.

    Ответные предложения регионов планируется суммировать к 1 мая. До конца сентября субъекты федерации должны представить информацию о численности детей, которые нуждаются в ранней помощи, сообщила Кира Афонина.

    С точки зрения Минздрава, ранняя помощь – это чисто медицинское понятие. На схеме, представленной этим ведомством на конференции в Общественной палате, ранняя помощь состоит из ранней диагностики, начиная от пренатальной; «трехуровневой маршрутизации больных» (здесь ведомство видит свою задачу в совершенствовании врачебной помощи и медицинской реабилитации детей-инвалидов); работы с субъектами федерации, которая заключается в мониторинге результатов пренатальной диагностики, неонатального и аудиологического скрининга и т.д.

    Особое внимание ведомство уделяет развитию таких направлений, как выхаживание детей с экстремально низкой массой тела, неонатальная хирургия (чаще всего это необходимо новорожденным с тяжелыми пороками сердца), другая высокотехнологичная помощь детям.

    Руководитель Федерального бюро медико-социальной экспертизы Михаил Дымочка тоже считает, что центральную роль в системе ранней помощи должен играть врач. Взаимодействие ребенка и матери крайне важно, но есть большая категория детей с тяжелыми заболеваниями, для которых это невозможно. Именно медики с помощью специальных методик помогают им «встать на ноги и сделать первые шаги», сказал он.

    По его словам, система ранней помощи должна ориентироваться на структуру заболеваемости и инвалидности. Так, например, на первом месте по численности среди детей-инвалидов находятся дети с нарушением психического здоровья и поведения, на втором – с врожденной патологией и пороками развития, на третьем – с патологией центральной нервной системой. Поскольку дети-инвалиды из этих трех групп составляют подавляющее большинство, то и система ранней помощи должна ориентироваться прежде всего на них, сказал Дымочка.

    С точки зрения Минобрнауки, раннюю помощь следует оказывать на базе образовательных организаций, тогда она будет наиболее эффективна. Эти учреждения уже сейчас имеют право организовывать и психолого-педагогическую, и медико-социальную помощь детям, сказала Ирина Терехина, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

    Она сослалась при этом на федеральный закон «Об образовании» и федеральный государственный стандарт дошкольного образования. «Мы разработали девять примерных адаптированных программ, под каждую категорию детей с ограничениями возможностей здоровья, эти проекты дорабатываются», – сообщила она. Дошкольные учреждения смогут использовать эти программы, предназначенные для детей с двухмесячного возраста, уже в следующем учебном году.

    Проблема лишь в том, что детские сады не готовы заниматься ранней помощью. Для этого им не хватает квалифицированных педагогических работников. К 2020-2021 учебному году потребность в таких специалистах будет закрыта лишь на 10%, признала Терехина.

    Где и какие службы ранней помощи уже действуют

    Концепция развития ранней помощи еще только начала реализовываться. До конца 2017 года должны быть разработаны стандарты и типовые программы ранней помощи, регламенты межведомственного взаимодействия и рекомендации регионам. В 2018 году система пройдет апробацию в Свердловской области и Пермском крае. И только в 2019-2020 гг. службы ранней помощи начнут создаваться по всей стране и соответствующие изменения будут внесены в законодательство.

    По данным Минтруда, уже сейчас ранняя помощь успешно организована в республиках Бурятия и Татарстан, а также в Воронежской и Новосибирской областях. Однако в большинстве регионов ранняя помощь оказывается «фрагментарно», и от момента выявления проблемы до предоставления семье необходимого комплекса услуг проходит много времени, отметила Кира Афонина.

    Читайте так же:  Заявление в налоговую на льготы предпенсионерам

    То есть медики лечат детей раннего возраста, органы соцзащиты предоставляют семьям сопровождение, педагоги умеют таких детей учить, но комплекса услуг и понятного маршрута, как их получить, пока нет.

    В некоторых регионах программу по развитию системы ранней помощи реализует Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это республика Алтай, Ханты-Мансийский автономный округ, Астраханская, Владимирская, Костромская, Омская, Курская, Тверская области и город Санкт-Петербург, рассказала Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Что именно делается? В Курской области, например, создано отделение развития и реабилитации детей раннего дошкольного возраста с нарушениями в развитии и инвалидностью, называется оно «От колыбели до школы». В составе отделения есть Центр раннего вмешательства, лекотека, группа кратковременного пребывания, два консультативных пункта и три филиала с кабинетами и центрами раннего вмешательства.

    На данный момент во многих регионах руководствуются собственным опытом работы с тяжелобольными детьми раннего возраста, а вовсе не Концепцией. Например, такой опыт есть в Туле, о нем рассказала Светлана Гусева, председатель правления некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития «Содействие». Базовыми учреждениями здесь являются ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» и МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения». По словам Гусевой, тульские наработки требуют «модификации» и переосмысления, их не стоит «переоценивать».

    Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» занимается сопровождением семей, где есть дети с синдромом Дауна. Помощь детям с 0 до 3 лет и их родителям включает как визиты специалистов на дом, так и консультирование на территории Центра сопровождения семьи, созданного фондом.

    Куда направят ребенка

    К сожалению, в настоящее время ранняя помощь, если и оказывается, то «стихийно». «Выявленные дети у нас сейчас практически никуда не попадают, – сказала Елена Клочко. – Либо родители берут руки в ноги и ищут какие-то центры. Как правило, эти центры собственно раннюю помощь не оказывают. Потому что ранняя помощь – это услуга для семьи, а не только для ребенка. Когда рождается ребенок с нарушением развития, родитель теряется, он не знает, что делать, ему самому нужна помощь. Кроме того, ему важно знать, что может быть с ребенком, если приложить определенные усилия. Это дает силы жить дальше», – продолжила она.

    Со временем в каждом регионе должна быть создана своя региональная программа ранней помощи и единый координационный центр, куда попадают сведения о детях, которым она требуется. «Мы рассчитываем, что будет выработана простая система по направлению в службу ранней помощи», – добавила Клочко.

    Физически центры ранней помощи могут находиться в самых разных организациях – в детских садах, поликлиниках, домах ребенка, социальных центрах. «Главное, что междисциплинарный набор специалистов должен быть одинаковый, набор знаний у них должен быть одинаковый, качество услуг должно быть одинаковым, и функционал должен быть одинаковым», – пояснила Клочко.

    Что такое «ранняя помощь» на самом деле

    Лариса Самарина, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства

    Чем отличается ранняя помощь, предусмотренная Концепцией, от других практик? О ее основных принципах напомнила Лариса Самарина, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Вот некоторые из них.

    – Это интегрированный набор услуг, направленный на развитие навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни. Например, если ребенок испытывает трудности с кормлением, то логопед должен учить его общаться во время еды, брать еду в рот, жевать и глотать, а физический терапевт – сидеть и использовать руки для еды. Набор специалистов, помогающих семье, должен определяться ее потребностями.

    – Реабилитационная работа должна разворачиваться вокруг активности самого ребенка. В отличие от взрослых, малыш не может целенаправленно тренироваться. Поэтому его повседневная жизнь должна быть устроена так, чтобы навыки, которые необходимо освоить, естественным образом в нее включались.

    – Помощь оказывается параллельно и ребенку, и его семье. Ребенок осваивает новые навыки, а родители осваивают, как эти навыки закреплять в повседневной жизни. Не исключено, что ребенок с тяжелыми нарушениями не достигнет заметных результатов, зато результаты, которых достигнет семья, могут быть очень значительными. Семья преодолеет первоначальный стресс и научится создавать условия для развития такого ребенка.

    – Помощь должна быть «ранней» не на словах, а на деле, и реализовываться она должна длительно и непрерывно.

    – Ранняя помощь оказывается по стандартной технологии «управление случаем» (case management).

    По словам Елены Клочко, далеко не все ведомства и специалисты полностью понимают, что такое ранняя помощь.

    Многое из того, что учреждения образования, здравоохранения и соцзащиты называют ранней помощью, на самом деле является частью их повседневной деятельности, которой они занимались всегда и должны заниматься впредь. Внести ясность в ситуацию может только профессиональное сообщество. Именно оно должно вырабатывать правила оказания ранней помощи, готовить учебники и методические материалы, анализировать статистические данные.

    Немного статистики

    Анна Битова, директор РБОО «Центр лечебной педагогики». Фото: facebook.com

    В развитых странах 75% детей получают раннюю помощь. Состояние четверти из них к моменту поступления в образовательное учреждение оценивается как норма.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    По мнению Анны Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», система ранней помощи поможет частично решить проблему отказа от детей с нарушениями развития. Сейчас в домах ребенка 51% детей от 0 до 4 лет помещены туда родителями по заявлению. При этом большинство таких родителей утверждают, что оставить ребенка в учреждении их уговорили. По мнению Битовой, если бы на местах оказывались услуги ранней помощи, детей перестали бы отдавать так легко.

    Источники

    Служба ранней помощи детям инвалидам
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here