Содержание
- 1 Гарантии законности: понятие и виды
- 2 Муниципальное право России
- 3 Специальные юридические гарантии
- 4 Вопрос 69 Понятие гарантий местного самоуправления. Общие и специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
- 5 Гарантии законности: понятие и виды
- 6 Специальные (юридические) гарантии.
- 7 Конституционное право России
- 8 Принято выделять общие и специальные гарантии
- 9 Специальные конституционные гарантии прав и свобод (гарантии правосудия)
- 10 Какие гарантии и компенсации работникам предоставляются?
Гарантии законности: понятие и виды
Гарантии законности — это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Они носят комплексный характер, связаны со многими явлениями и процессами социальной жизни и могут быть эффективными лишь в своей совокупности, в тесном переплетении объективных и субъективных условий и предпосылок социальной жизни со специальными юридическими и организационными средствами, направленными на обеспечение режима законности.
Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).
Среди общих условий общественной жизни, создающих благоприятную среду эффективного правового регулирования, можно выделить следующие:
1) экономические гарантии. Они коренятся в самом социально-экономическом строе общества, характере собственности, организации системы хозяйствования, возможностях частнопредпринимательской и иной хозяйственной деятельности и являются основной, отправной базой для всех других гарантий. Экономические факторы во многом предопределяют стабильность социально-политической обстановки в стране, эффективность законодательства и деятельности всего аппарата государства по реализации правовых норм. В число экономических гарантий входят обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции и фактов несвоевременности выплаты зарплаты и пенсий ослабляется режим полноценного действия юридических норм, дезорганизуются социальные связи, повышается уровень преступности, причем не только в хозяйственной сфере.
2) политические гарантии — это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного парламентаризма и т.д.
3) идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на его высоком авторитете, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умения использовать правовые нормы в повседневной жизни. Повышение уровня моральных установок личности, их общей культуры, формирование черт законопослушания, преклонения перед законом, активной жизненной позиции — важные идеологические предпосылки укрепления законности. Недостатки системы воспитания, а тем более его разрушение создают благоприятные условия для ослабления дисциплины, организованности, роста преступности.
К числу идеологических условий относится также уровень развития правовой науки, полнота воплощения в теоретических исследованиях демократических, гуманистических идей и концепций (теория правового государства, обеспечение и охрана прав личности, парламентаризм и т.д.), обоснование их внедрения в правотворческую и правоприменительную практику.
4) социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности, уверенность граждан в завтрашнем дне) также оказывают существенное влияние на уровень законности. Рост безработицы, задержки в выплате зарплаты, пенсий и других социальных выплат, повышение стоимости жизни создают питательную среду для незаконного обогащения, игнорирования юридических норм, социальных, национальных и бытовых конфликтов.
5) общественные гарантии — это активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.
Специальные юридические гарантии — это совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. К такого рода гарантиям относятся:
1) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации. Пробелы в праве, недостаточно четкое, неполное, противоречивое регулирование способно породить хаос в общественной жизни, факты произвола и их усмотрения в деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц;
2) улучшение качества законодательства, его совершенствование. Законы должны соответствовать реальным условиям жизни, нормам общечеловеческой морали, отражать тенденции общественного развития, быть четкими и доступными. Необходимы постоянное обновление законодательства, отмена или изменение устаревших норм, систематизация нормативных актов, их эффективный учет;
3) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.), тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел;
4) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;
5) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: суда, прокуратуры, милиции, специальных инспекций, направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;
6) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда, иных судебных, а также прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, совершенствование юридической службы государственных и иных учреждений и организаций.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Муниципальное право России
Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
Под специальными (юридическими, правовыми) гарантиями местного самоуправления можно понимать «систему правовых средств, установленных Конституцией РФ. федеральными и региональными законами, уставами муниципальных образований для обеспечения надлежащего осуществления местного самоуправления, соблюдения и защиты прав граждан на его осуществление».

Прежде всего, необходимо сказать о юридических гарантиях местного самоуправления, содержащихся в Конституции РФ 1993 г.:
- организационная, территориальная и финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст. 130—132);
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133);
- запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133);
- судебная защита местного самоуправления (ст. 133).
Уже сам факт закрепления в тексте Конституции РФ местного самоуправления (глава 8) служит важнейшей гарантией местного самоуправления.
Рассмотрим некоторые правовые гарантии, содержащиеся в федеральных законодательных актах.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. содержит, в частности, следующие гарантии.
- Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления населением (ч. 1 ст. 2, ч. 7 ст. 22, ст. 23, 24 и др.) и решений органов и должностных лиц местного самоуправления (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 7 и др.). Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных решений влечет ответственность в соответствии с законом.
- Широкие возможности для непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (глава 5).
- Учет мнения населения при изменении границ муниципальных образований и преобразовании муниципальных образований (ст. 12, 13).
- Учет мнения населения при принятии управленческих решений органами местного самоуправления (ст. 31).
В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 1999 г. сказано, что представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. закреплены гарантии прав граждан при проведении местного референдума и муниципальных выборов.
К компетенции субъектов РФ относятся установление и закрепление в законодательных актах дополнительных гарантий реализации местного самоуправления, которые дополняют систему гарантий, созданную федеральными нормативными правовыми актами.
На местном уровне гарантирование реализации местного самоуправления происходит в муниципальных правовых актах и носит характер конкретизации и практической реализации федерального и регионального законодательных массивов.
К юридическим гарантиям местного самоуправления необходимо также отнести совокупность государственных (федеральных и региональных) и муниципальных институтов, органов и учреждений институтов общественного контроля и общественных организации, обеспечивающих и осуществляющих защиту прав и свобод личности, в том числе право на осуществление местного самоуправления.
Эту группу юридических гарантий будем называть институциональными гарантиями.
Соответственно, указанные органы и институты в качестве своей основной деятельности или попутно со своей основной деятельностью осуществляют обеспечение должной реализации местного самоуправления.
Специальные юридические гарантии
– закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.
Виды специальных юридических гарантий:
1) нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;
2) ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
3) наличие юридических процедур;
4) право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;
5) право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;
6) контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;
Вопрос 69 Понятие гарантий местного самоуправления. Общие и специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
Гарантии местного самоуправления — это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.
Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.
2. Система гарантий местного самоуправления.
ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
— совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию
прав местного самоуправления и их правовую защиту
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 519 ;
Гарантии законности: понятие и виды
Гарантии законности — объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.
Виды гарантий законности:
1) общие:
2) специальные, или юридические:
-
- прокурорский надзор,
- правосудие,
- контрольная деятельность органов власти и управления,
- юридическая ответственность,
- институт жалоб и заявлений граждан и др.
Специальные, или юридические, гарантии
Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.
Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость.
Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов. Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.
Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.
Специальные (юридические) гарантии.
Специальные (юридические) гарантии —
это система правовых средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту прав и свобод личности. Юридические гарантии подразделяются на внутригосударственные и международные.
Внутригосударственные гарантии.
1.Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции).
2.Равенство всех перед законом (ст. 19 Конституции).
3.Получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции).
4.Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции).
5.Доступ потерпевших к правосудию и компенсация причинённого ущерба (ст. 52 Конституции).
6.Недопустимость обратной силы закона, устанавливающего или отменяющего ответственность (ст. 54 Конституции).
7.Запрещение издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55 Конституции).
Защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется ст. 45 Конституции РФ. Существует судебная и внесудебная формы защиты прав и свобод.
Судебная форма защиты —
это высшая конституционная форма, посредством которой можно защитить практически все права и свободы граждан. Судебная форма реализуется путём обращения в соответствующие суды.
Средствами защиты в суде служат исковое заявление и жалоба.
Иск —
это заявление, с которым лицо (истец) обращается к суду с требованием защитить нарушенные права.
Жалоба —
это средство, позволяющее добиться пересмотра решения, вынесенного с нарушением закона (например, жалоба в краевой суд на решение районного суда).
Внесудебная форма защиты —
производится как уполномоченными органами и организациями, так и гражданами самостоятельно (самозащита).
Защиту прав и свобод человека и гражданина осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления, милиции, безопасности, а также прокуратура, нотариат, общественные объединения (общество потребителей и др.), каждый в пределах своих полномочий. Особая роль принадлежит здесь Уполномоченному по правам человека.
Средства внесудебной защиты граждан — это предложения, заявления и жалобы.
Предложение —
обращение гражданина по вопросам совершенствования работы государственных органов, органов местного самоуправления, об устранении недостатков в их деятельности.
Заявление —
обращение граждан о признании и удовлетворении их прав (например, на жилую площадь, открывшееся наследство и др.).
Жалоба —
обращение граждан в государственные органы, органы местного самоуправления в связи с нарушениями их прав (например, по поводу административного взыскания). Жалоба подаётся в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
Международно-правовые гарантии.
В межгосударственные органы по защите прав и свобод человека каждый вправе обращаться, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
Международная защита прав человека осуществляется в следующих учреждениях ООН: Комитете по правам человека, Комитете по ликвидации расовой дискриминации, международном суде ООН, международной Лиге по правам человека и др.
С вступлением нашей страны в Совет Европы у россиян возникла возможность обращаться за защитой своих прав в Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека, а также Комитет министров Совета Европы.
Защиту прав человека осуществляют международные правозащитные организации, движения — международная неправительственная Ассоциация “Дорога свободы”, движения, выступающие за отмену смертной казни всеми государствами и др.
Конституционное право России

Юридические гарантии конституционных прав и свобод
Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии — условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл. 2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно, согласно ст. 64, неотъемлемой частью основ правового положения личности. Это дает дополнительные аргументы в пользу высказываемой точки зрения о роли гарантий как одного из элементов правового положения личности. Отсутствие гарантий превращает формально провозглашаемые права и свободы в бумажную фикцию.
Юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой, имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Условно можно выделить две группы конституционных гарантий — общие и специальные:
Общие конституционные гарантии. Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ — актом высшей юридической силы. Высший ранг норм федеральной Конституции и вытекающие из него требования неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и Местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Еще одна общая гарантия — незыблемость основ конституционного строя. Провозглашенные в Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой. При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ. Это содержание в большей или меньшей степени может касаться конституционного статуса человека и гражданина.
Основополагающее значение для личности имеет конституционный принцип «человек, его права и свободы — высшая ценность» (ст. 2). «Высшая ценность» для других лиц, общества и государства. Конкретизируя данный принцип, Конституция РФ предписывает индивиду, что осуществление им прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
Будучи непосредственно действующими, права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Тем самым подчеркивается, что человек, его права и свободы есть высшая ценность и цель для государства.
Закрепление в качестве основополагающего конституционного принципа положения о том, что Российская Федерация является демократическим государством, означает признание и обеспечение Основным Законом свободы личности, народовластия, идеологического и политического многообразия, других квалифицирующих элементов демократии.
Определенное юридическое значение имеют и некоторые иные конституционные положения, играющие роль общих конституционных гарантий. Например, согласно ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а в соответствии с ч. 2 ст. 80 Президент РФ выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Очевидно, упомянутые конституционные гарантии прав и свобод носят концептуально-декларативный характер, подчеркивая нацеленность государства на обеспечение интересов личности и особое положение главы государства в системе органов государственной власти. Вместе с тем они создают конституционные условия для формирования системы конкретных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Специальные конституционные гарантии. Их можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии. Вот содержащиеся в Конституции РФ специальные гарантии внесудебного характера.
1. Запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).
2. Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45), т.е. защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны.
3. Предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами.
4. Запрет на издание законов,, отменяющих или. умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).
5. Установление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
В развитие данной гарантии ст. 56 Конституции РФ уточняет: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и основ конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; при этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), 21 (неприкосновенность достоинства личности), 23 (ч. 1) и 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (свобода совести), 34 (ч. 1) (свобода экономической деятельности), 40 (ч. 1) (право на жилище), 46—54 (судебные или процессуальные права).
В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 г. отводит особое место судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия). По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридическим средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности. Этому способствуют общедоступность судов, всесторонность и профессионализм в оценке ситуации, государственно- властный (обязывающий от имени государства) характер решений суда, общепризнанные демократические принципы осуществления правосудия.
Посредством обращения в суд не только обеспечивается защита прав и свобод личности от посягательств других лиц, но и возможно обжалование решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).
Правосудие в России осуществляется лишь судом, при исключении создания чрезвычайных судов. Формы судопроизводства — конституционное, гражданское, административное и уголовное (ст. 118). Повышению эффективности судебной защиты прав и свобод личности служат конституционные гарантии правосудия. Они выступают одновременно в качестве основных начал, принципов правосудия, определяющих права и свободы личности. В их числе:
1. Равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
2. Соблюдение подсудности, т.е. рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47).
3. Гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47).
4. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48).
5. Обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст. 49).
6. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50)7
7. Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).
8. Гарантия предоставления каждому осужденному за совершение преступления возможности для пересмотра приговора вышестоящим судом, а также подачи просьбы Президенту РФ о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).
9. Недопустимость принуждения кого бы то ни было к свидетельствованию против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч. 1 ст. 51).
10. Государственное обеспечение прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений, включая обеспечение свободного доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52), в том числе вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
11. Гарантия неприкосновенности личности и ее достоинства, неприкосновенности частной жизни и жилища (ст. 21—25). Конкретизируя гарантию свободы и неприкосновенности личности, Конституция РФ предельно четко устанавливает, что арест, заключение под стражу
И содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч (ч. 2 ст. 22).
12. Запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст: 54), т.е. никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Принято выделять общие и специальные гарантии
К общим гарантиям относятся, объективные условия жизни общества, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные и др.). При этом обычно учитываются условия и средства, способствующие благоприятному развитию законности и правопорядка, например, степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения, сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой населения и обеспечивающая стабильное развитие общества, слаженно действующая культурно-просветительская, воспитательная, образовательная работа государственных и общественных организаций, СМИ и т. д.
К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:
– состояние законодательства, в том числе его полнота и беспробельность, стабильность, высокий уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;
– средства предупреждения, обнаружения, пресечения правонарушений;
– эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод личности;
– качественная работа правоохранительных органов, в том числе органов судебной защиты;
– высокий уровень контроля и надзора за реализацией нормативных правовых актов, а также за законностью деятельности государственных органов;
– развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом.
Важно иметь ввиду следующие обстоятельства:
— во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
— во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
— конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которая, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств.
Роль законности и правопорядка может быть с точки зрения интересов государства и личности. Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11138 —


Специальные конституционные гарантии прав и свобод (гарантии правосудия)
1. Гарантии подсудности. В соотв. с ч. 1 ст. 47 «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных. (ч.2 ст. 47).
2. Право на юридическую помощь. В соотв. со ст. 48 «каждому гарантируется право на получение юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно заключения под стражу или предъявления обвинения».
3. Презумпция невиновности. Согласно статье 49 «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и дознавателе. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».
4. Запрет повторного осуждения. Ст. 50 ч. 1 «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинению можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.
5. Недействительность незаконно полученных доказательств. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Т. е. не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т. д. Таким образом, не признаются в качестве доказательств сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.
6. Право на пересмотр приговора. Конституция России в части 3 ст. 50 закрепляет правило: «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания». В идеале судебный процесс должен проходить с соблюдением всех установленных Конституцией и другими федеральными законами гарантий прав и свобод человека и гражданина, а судебные постановления основываться строго на законе. Пересмотр приговора — необходимая гарантия против судебных ошибок.
Помилование — это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту России. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.
7. Гарантия от самообвинения. Согласно статье 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». УПК включает в их число: родителей, детей, родных братьев, сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга. Причем, лицо вправе не давать показаний против себя самого, в каком бы правовом положении оно ни находилось (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т. д.), что особенно важно в уголовном судопроизводстве.
Федеральным законом могут быть установлены иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
8. Запрет обратной силы закона. В соответствии со ст. 54 «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
9. Охрана прав потерпевших. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом — устанавливает Российская Конституция (ст. 52). Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано государство.
Какие гарантии и компенсации работникам предоставляются?

При оформлении трудового договора сотрудник официально получает не просто рабочее место, но и определенные права в сфере данных отношений. Существуют конкретные гарантии и компенсации работникам, которые обязан предоставлять любой работодатель.
Общие гарантии
К общим относят те гарантии, которые присуще всем людям вне зависимости от выбранной должности, места работы, специфики деятельности и прочих факторов. Это, по сути, конституционные права, которые вправе использовать любой человек.
К ним относят гарантии, в соответствии с которыми гражданин имеет право:
- трудиться, то есть никто не вправе лишать человека возможности устроиться куда-то на работу;
- получить должность, которая подходит ему по специальности, квалификационной степени, размеру заработной платы;
- не подлежать дискриминации при приеме на работу, а также в процессе осуществления трудовой деятельности;
- иметь возможность свободно выбирать тип работы, профессию;
- оформлять трудовой договор для официального трудоустройства и отчислений в ПФ РФ, ФОМС, ФСС;
- трудиться в условиях, не несущих опасность для здоровья;
- получать своевременно заработную плату и в том объеме, в котором обговорено в трудовом соглашении;
- получать помощь от центра занятости по подбору подходящей работы, выплате пособия по безработице, прохождения обучения;
- требовать в судебном порядке восстановления нарушенных трудовых прав.
Данный перечень характерен для всех трудящихся. Если указанные права нарушаются работодателями, всегда можно добиться своего через судебные инстанции.
Что подразумевают под гарантиями и компенсациями?

Перед тем, как разбирать, какие гарантии и компенсации имеются у работников, оформленных официально, следует понять, а что вообще подразумевается под этими понятиями?
Гарантии представляют собой определенные средства и условия, благодаря которым работники осуществляют свои права в сфере социально-трудовых отношений.
Компенсации – это материальные выплаты, которые предназначены для возмещения расходов, связанных с исполнением должностных обязанностей.
Законодательство разделяет все гарантии на общие и специальные. Последние дополняют общие или в некоторых ситуациях вовсе заменяют их.
Общие гарантии законности
Экономические гарантии
Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере.
Политические гарантии
Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть — важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.
Идеологические гарантии
Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.
Общественные гарантии
Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.
Организационные гарантии
Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.
Специальные виды гарантий
Специальные гарантии и компенсации работникам предоставляются не всегда, а только в определенных случаях.
При отправке в служебные поездки

Командировка – это поездка, связанная с выполнением должностных обязанностей вне постоянного рабочего места и совершаемая по требованию руководителя. Период пребывания в ней также определяется начальником.
Сотрудник, ездящий в командировки, имеет следующие гарантии:
- Сохранение рабочего места.
- Сохранение той же заработной платы.
- Возмещение денежных трат, связанных с поездкой, к примеру, на покупку билетов, на бронирование номера в гостинице, на питание.
Порядок предоставления средств устанавливается локальным актом компании или коллективным соглашением.
Если выданная работодателем сумма оказалась недостаточной для пребывания в командировке, он должен доплатить. Но для этого важно представить документы, подтверждающие расходы, связанные исключительно с осуществлением трудовой деятельности в командировке.
При переезде
Если гражданин нашел работу вне места своего постоянного проживания, работодатель должен обеспечить ему переезд в другой населенный пункт. В связи с этим, начальство возмещает расходы, возникшие на:
- приобретение билетов;
- перевоз имущества;
- обустройство в новом жилье.
Возможно возмещение трат на переезд членов семьи сотрудника. Но оно выплачивается при условии, что они переедут в течение года со дня прибытия самого работника.
Если работодатель самостоятельно предлагает предоставить транспортное средство для переезда, то компенсацию по расходам на проезд и перевозку вещей он платить не обязан.
При прохождении обучения совместно с работой
Работодатели позволяют проходить обучение, совмещая его с учебой, если:
- учеба проходит в учреждении, получившем государственную аккредитацию;
- у работника нет долгов перед образовательным учреждением;
- сотрудник получает диплом первый раз.
Начальник обязан дать гражданину дополнительные отпуска для прохождения обучения. При этом они должны быть оплачиваемые, а не за свой счет.
Если учеба проходит сразу в нескольких образовательных организациях, то гарантии предоставляются только по одному месту на усмотрение сотрудника.
При воинской обязанности

Работодатель обязан освободить гражданина от работы и выплатить заработную плату на время:
- прохождения медицинского освидетельствования для постановки на военный учет;
- обязательной подготовки к службе в ВС РФ;
- призыва на службу;
- поездки на военные сборы;
- выполнения иных обязанностей, которые связаны с воинским учетом.
Таким работникам обязательно компенсируются материальные траты, возникшие в связи со съемом жилого помещения, проездом и прочим расходам в поездке.
При осуществлении воинских обязанностей сотрудникам сохраняется их рабочее место и уровень заработной платы.
При задержке выдачи трудовой книжки или заработка
Если работодатель нарушает сроки выдачи книжки или заработной платы, то он обязан выплатить компенсацию в размере среднего заработка. Причем выплата осуществляется за каждый день просрочки. Также сотрудники вправе потребовать через суд возмещения морального ущерба.
При увольнении
В случае увольнения руководитель обязан выплатить выходное пособие. Оно платится в размере среднего заработка за 2 недели, если договор был расторгнут по следующим причинам:
- несоответствие занимаемой должности;
- по состоянию здоровья;
- отказ от перевода на другое рабочее место;
- призыв на службу в ВС РФ;
- восстановление на рабочем месте работника, который ранее занимал данную должность.
Пособие выплачивается в месячном размере заработной платы, если причиной увольнения стала:
- ликвидация компании;
- сокращение персонала;
- нарушение норм, определяемых трудовым законодательством.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, гарантии и компенсации работникам бывают общие и специальные. Все они предусмотрены трудовым законодательством и должны соблюдаться работодателями. В противном случае их действия можно обжаловать в судебной инстанции.
Источники
- http://studopedia.ru/4_58007_garantii-zakonnosti-ponyatie-i-vidi.html
- http://isfic.info/munici/prudn55.htm
- http://lawbook.online/administrativnoe-pravo-rossii-kniga/spetsialnyie-yuridicheskie-garantii-55178.html
- http://studopedia.net/8_42544_vopros—ponyatie-garantiy-mestnogo-samoupravleniya-obshchie-i-spetsialnie-yuridicheskie-garantii-mestnogo-samoupravleniya.html
- http://jurkom74.ru/ucheba/garantii-zakonnosti-ponyatie-i-vidi
- http://helpiks.org/2-26832.html
- http://isfic.info/konst/kokot33.htm
- http://studopedia.ru/6_108008_prinyato-videlyat-obshchie-i-spetsialnie-garantii.html
- http://sdalna10.com/28095111
- http://yur-pomoshch.info/pravo/kakie-garantii-i-kompensatsii-rabotnikam-predostavlyayutsya

20 лет стажа в юридической области.