Субъектами правоотношений в праве социального обеспечения являются

Сегодня предлагаем статью: "Субъектами правоотношений в праве социального обеспечения являются", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная , а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению , например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечени я, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение .
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Читайте так же:  Условия получения материальной помощи ребенку инвалиду

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Правоотношения по социальному обеспечению

Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли.

Все правоотношения по социальному обеспечению — это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.

Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер , когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения:

  • процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
  • основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
  • процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
  • для назначения вида обеспечения;
  • для получения вида обеспечения;
  • для рассмотрения спора о социальном обеспечении;

2. по видам социального обеспечения:

  • пенсионные;
  • по поводу пособий и иных социальных выплат;
  • по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  • по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

3. по срокам правоотношений:

  • длящиеся постоянно;
  • до конкретного определенного срока (т.е. периодические);
  • разовые (единовременные);

4. по формам социального обеспечения:

  • государственное социальное страхование;
  • социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;
  • дополнительные виды добровольного страхования.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Субъектом правоотношений по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Субъекты – это участники правоотношений, наделенные субъективными правами и несущие обязанность.

В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных компетентных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Субъекты материальных социально-обеспечительных правоотношений по социальному обеспечению в силу распределительного характера складывающихся отношений делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

1) лица – получатели благ по социальному обеспечению,

2) лица – представители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц — это граждане – физические лица, по общему правилу как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Никакие юридические лица получать блага по социальному обеспечению не имеют право.

Чтобы стать участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемой законом способности иметь права и обязанности), дееспособности (признаваемой законом способности своими действиями реализовывать права и обязанности), деликтоспособности (признаваемой законом способности нести ответственность за правонарушения в сфере социального обеспечения). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь прав на социальные услуги, пособия, пенсии, но они недееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению выступают их законные представители, а при их отсутствии государственные или муниципальные органы.

Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и самообладание. Ведь субъект может не стать субъектом определённого правоотношения в сфере права социального обеспечения, и реального правообладания не возникает.

Обыкновенно выделяется общая, отраслевая и специальная правосубъектность. То есть субъект, обладая соответствующей правосубъектностью, может стадийно становиться субъектом права вообще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкретных видовых правоотношений.

Очевидно, что формулировка ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспечение и медицинскую помощь имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обуславливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками.

Но, так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм, можно выделить такую же, как и отраслевую, широкую, всеохватывающую суботраслевую правосубъектность в отношениях по вспомоществованию любому члену общества, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наемных работников и их семей.

То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному социальному страхованию.

Некоторые ученые связывают возникновение правоотношений по выплате страховых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и иных выплат по обязательному социальному страхованию исключительно с заключением индивидуального трудового договора. Имеется в виду, что правоотношения по поводу этих выплат возникают не при наступлении страхового случая и дополнительных юридических фактов, а одновременно с возникновением трудовых отношений. Выпячивание связи некоторых отношений по социальному обеспечению с трудовыми не оправдывает указанное предположение о моменте начала отношений, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию.

Здесь происходит подмена понятий субъективного права на пособие и специальной праводееспособности гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, а у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Но имеется в виду финансовый аспект отношений по социальному страхованию.

Читайте так же:  Субсидия на строительство жилья

Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет специальную правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид пособия и прекращается вместе с окончанием этого права.

Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:

— в случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;

— в случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

Вторым субъектом — представителем благ по социальному обеспечению является, как правило, государство (в лице своих уполномоченных органов и организаций), а также в случае делегирования или разрешения с его стороны иные лица – муниципальные образования, работодатели, соответствующие образовательные учреждения, учреждения социального и медицинского обслуживания.

Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:

— Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

— Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

— Окружные управления социальной защиты населения

— Районные управления социальной защиты населения;

— Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;

— Учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения;

— Пенсионные службы силовых министерств и ведомств;

— Предприятия, учреждения, организации;

— Органы службы занятости;

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности ит.д.); клинико-экспертные комиссии; лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности); администрации организаций, помогающие в сборе доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения, а также компетентный орган, управомоченный выносить решение о предоставлении этого вида социального обеспечения и в его отказе.

В процессуальных отношениях участвуют следующие субъекты:

— вышестоящий орган в отношении органа, принявшего спорное решение (например, областной Пенсионный фонд РФ, главное бюро медико-социальной экспертизы), и гражданин оспаривающий это решение (административный порядок разрешения спора),

— гражданин, оспаривающий решение компетентного органа, сам компетентный орган, суд общей юрисдикции, а в некоторых случаях прокуратура (судебный порядок разрешения спора).

Момент возникновения у компетентного органа (второго субъекта) его правосубъетности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем ит.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечении являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров они являются юрисдикционными правоохранительными, правовостановительными органами.

Объект – это конкретное материальное благо или действие, по поводу которого, возникают конкретные правоотношения.

В процедурных правоотношениях объектом выступают юридические действия по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта – сбор доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения; вынесение компетентным органом решения о предоставлении этого вида социального обеспечения или решения об отказе.

В основных материальных социально-обеспечительных отношениях объектом выступает реализация права на данный вид социального обеспечения, те есть получение его деньгами или в натуральном виде (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание).

В процессуальных отношениях объектом выступает юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности ( признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности ( признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения). Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводеликтоспособность субъектов трудового права). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии — соответствующий государственный или муниципальный орган.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения ( инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

Видео (кликните для воспроизведения).

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого ( инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Читайте так же:  Имеет ли право работодатель уволить инвалида

Субъекты права социального обеспечения — это участники ( субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения [54] .

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16- летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения. В правоотношениях по пенсиям военнослужащим по Закону Российской Федерации 1993 пив процедурных, и в пенсионных правоотношениях второй субъект один и тот же — пенсионный отдел Министерства обороны (МВД и ФСБ соответственно).

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные ( или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости ( по пособиям по безработице); органы здравоохранения ( по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств ( обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти ( по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов ( по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия ( МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектно-сти в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановитель-ными органами.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечениюяв­ляется его участник, обладающий субъективными правами и обя­занностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспе­чению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонаруше­ния в области социального обеспечения).

Эти три способности гра­жданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводееделиктоспособность субъектов трудового права).

Так, ребенок или инва­лид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они недееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению выступают их законные представители, а при их отсутствии — соот­ветствующий государственный или муниципальный орган.

Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и само обладание. Ведь субъект может не стать субъектом определённого правоотношения в сфере права социаль­ного обеспечения, и реального правообладания не возникнет.

Обыкновенно выделяется общая, отраслевая и специальная пра­восубъектность. То есть субъект, обладая соответствующей право­субъектностью, может стадийно становиться субъектом права вооб­ще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкрет­ных видовых правоотношений.

Очевидно, что формулировки ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспе­чение и медицинскую помощь имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обуславливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками.

Но так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм (обязательное соци­альное страхование и вспомоществование без учета трудового вклада человеку как члену общества), можно выделить такую же, как и от­раслевую, широкую, всеохватывающую, суботраслевую правосубъ­ектность в отношениях по вспомоществованию любому члену обще­ства, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъ­ектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наёмных работников и их семей.

То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахо­ванного).

Но имеется в виду финансовый аспект отноше­ний по социальному страхованию. Интересующие нас отношения по социальному обеспечению возникнут все-таки именно при обраще­нии лица (процедурные правоотношения), наличии полного факти­ческого состава (материальные правоотношения). То есть в таких ситуациях при заключении трудового договора возникает соответст­вующая суботраслевая (специальная) правосубъектность в качестве одной из предпосылок для возможного возникновения в будущем конкретного видового правоотношения, в процессе которого будет реализовано субъективное право на страховую выплату.

Однако, надо различать гражданина как субъекта права социаль­ного обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так, гражданин, достигший пенсионного возраста и имеющий право на пенсию по старости, является субъек­том права социального обеспечения. В то же время пока он не про­явит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не бу­дет субъектом пенсионного правоотношения по старости. И это вре­мя может длиться годами, пока он не подаст заявление о назначении ему такой пенсии.

Начало возникновения правосубъектности граждан в области со­циального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Граж­данин может иметь одновременно несколько видов основных право­отношений по социальному обеспечению, например быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъек­том правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет специальную правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и прекращается вместе с оконча­нием этого права.

Читайте так же:  Стаж работников мвд

Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу рас­пределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотно­шения группы:

1) лица — получатели благ по социальному обеспечению;

2) лица — представители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц — это граждане-физические лица, по об­щему правилу как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.Никакие юридические лица получать бла­га по социальному обеспечению не имеют права. Конечно, граждане должны отвечать установленным юридическими нормами требова­ниям для притязаний на соответствующие блага.

Как правило, в учебной литературе в дополнение к гражданам как получателям благ по социальному обеспечению выделяют се­мью в качестве особого субъекта. При очевидной сложности опреде­ления состава семьи в российском семейном законодательстве именно в праве социального обеспечения предприняты попытки раскрыть этот термин, правда, применительно к отдельным правоот­ношениям. Например, Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчета среднедушевого до­хода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для при­знания их малоимущими и оказания им государственной социаль­ной помощи» в ст. 13 указывает, что в состав малоимущей семьи при расчёте среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживаю­щие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчери­цы.

Как видно, предложенное определение имеет прикладной харак­тер для отдельного вида социального обеспечения и не позволяет абсолютно точно говорить о сложившемся термине «семья» в каче­стве субъекта права социального обеспечения.

Тем не менее семью как субъект права социального обеспечения часто упоминают мно­гие международные акты, в том числе Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах 1966 г. и т.д. Поэтому можно говорить о правомерном отнесении семьи к коллективным субъектам право­отношений по социальному обеспечению (получателям благ), хотя, к сожалению, российское социальное законодательство недостаточ­но отражает стремление мирового сообщества оказать именно семье особую поддержку со стороны государства.

К числу наиболее типичных получателей благ по социальному обеспечению можно отнести: престарелых, инвалидов, детей, семьи с детьми, безработных, временно нетрудоспособных работников, лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, се­мьи, потерявшие кормильца, больных определёнными болезнями (ВИЧ-инфекция, туберкулез и т. д.), беженцев и вынужденных пе­реселенцев, лиц, имеющих длительный профессиональный стаж (выслугу лет), и т. д.

Вторым субъектом — представителем благ по социальному обеспечению является, как правило, государство(в лице своих уполномоченных органов и организаций), а также в случаях деле­гирования или разрешения с его стороны иные лица — муници­пальные образования, работодатели, соответствующие образователь­ные учреждения, учреждения социального и медицинского обслу­живания и т. д.

Обращает на себя внимание то, что государство, как указано, мо­жет «скидывать», делегировать полномочия по непосредственному участию в отношениях по социальному обеспечению, например, ра­ботодателю — по назначению и выплате пособий по временной не­трудоспособности, пособий по беременности и родам, при рождении ребёнка, а органам местной власти — по содержанию детей в дошко­льных учреждениях и т. д. В данных ситуациях обязывание ниже­стоящих субъектов преследует цель создания удобства для конечно­го потребителя блага, а иногда и сбрасывание бремени несения рас­ходов на социальное обеспечение (например, введенная оплата за счет работодателя, а не ФСС первых двух дней получения пособия по временной нетрудоспособности).

Но помимо связывания государство дозволяет(нормами муни­ципального права, трудового права и т. д.) всем указанным субъек­там предоставлять блага социального обеспечения дополнительно к уже установленным государством. Это позволяет, например, тем же работодателям в порядке социально-партнерского регулирова­ния или локального нормотворчества вводить дополнительные виды социального обеспечения (пособия семьям работников с школь­никами к Дню знаний, оплату детского оздоровительного отдыха и т.д.), увеличивать объём предоставляемых государством благ (доп­лачивать к государственному пособию по беременности и родам свыше установленного максимального размера и т. д.), иным обра­зом улучшать правовой статус получателей благ по социальному обеспечению.

В силу значительно большего объёма распределяемых государст­венных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлечённости населения именно в государственную систему социального обеспечения следует особо подчеркнуть разно­образие государственных органов, которые участвуют в отношени­ях по социальному обеспечению населения России. Это государст­венные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС), пенсионные службы силовых министерств и ведомств, органы службы занято­сти, региональные органы социальной защиты населения и т. д.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие спе­цифические для данной отрасли права субъекты, как бюро меди­ко-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, при­чин инвалидности и т. д.), клинико-экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а так­же суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахож­дения на иждивении и т. д.) и проч.

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом, от которого гражданин ожидает юридических действий, будут высту­пать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главные бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его право­субъектности в сфере социального обеспечения определяется нор­мативным актом о его создании и компетенции (его уставом, поло­жением о нем и т. д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспече­нию являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о со­циальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохра­нительными, правовосстановительными органами.

Правоотношения по социальному обеспечению (понятие, виды, содержание)

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права соц. обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи

Субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения1 — обязан обеспечить эту реализацию.

Все соц. обеспеч-е граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юр. связи) с органами соц. обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида соц. обеспечения, а другой субъект — орган соц. обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа соц. обеспечения.

Читайте так же:  Заключение трудового стажа

Под органом соц. обеспечения здесь и далее имеются в виду все разнообразные органы, призванные законом обеспечивать реализацию права граждан на разные виды социального обеспечения. По отдельным видам они будут указаны конкретно.

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1) по характеруправоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2) по видамсоц. обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, соц. компенсаций и соц. услуг, являющихся объектом правоотношений);

3) по срокамправоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные).

Можно также классифицировать их и по формамсоциального обеспечения: a) государственное социальное страхование; b) социальное обеспечение из гос. и муниципального бюджета; c) дополнительные виды добровольного страхования (доп. пенсии, услуги, пособия).

Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основныематериальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, соц. компенсаций и оказанию соц. услуг действиями в натур. виде;

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:

1) пенсионные; 2) по выплате пособий, социальных компенсаций; 3) по предоставлению социальных услуг.

Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального, обеспечения.

Так, существуют пенсионные правоотношенияпо выплате назначенной пенсии:

а) по старости; б) за выслугу лет или военной службы; в) по инвалидности; г) по случаю потери кормильца; д) социальной.

2) предшествующие, как правило, основным процедурныеправоотношения по установлению юр. фактов, их составов для права на определенный вид соц. обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем; (процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по соц. обеспечению, существуют для их установления или изменения)

3) процессуальныеправоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении. Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом соц. защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

б) правоотнош-е гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судеб. защите своего права на соц. обеспеч-е.

Все правоотнош-я по выплате пособий и соц. компенсаций можно классиф-ть по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты так:

единовременного характера по выплате:

1) пособия при рождении ребенка; 2) пособия на погребение (ритуальное); 3) пособия нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения; 4) пособия беременной женщине, вставшей в ранние сроки беременности на учет в женской консультации;

периодические по выплате:

1) пособия по берем. и родам; 2) пособия по врем. нетрудоспос-ти; ежемес. по выплате; 3) пособия пострадавшим от радиации; 4) пособий семьям на детей до 16-летнего возраста; 5) ежемес. пособия за отпуск по уходу за реб. до 1.5-годичного возраста; 6) пособий по безраб. и др.

Правоотношения по выплате разовых или ежемес. соц. компенсацийнуждающимся в них могут быть классифицированы на следующие виды:

а) по выплате работнику компенсаций за время вынужденного неоплачиваемого отпуска; б) по компенсации за неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3- летнего возраста; в) по выплате компенсаций беженцам и вынужденным переселенцам; г) по выплате компенсаций лицам (семьям), пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЭС и др.

Правоотношения по предоставлению социальных услуг также классифицируются по видам предоставляемых услуг.

Субъекты права соц. обеспечения— это участники правоотношений по соц. обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения. Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Вторым субъектом каждого социально-беспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и огранич-ся теми целями и задачами в соц. обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов соц обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: гос., муницип. органы соц. защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении к-рых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнит. органы муницип. власти; органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям доп. помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

Объектом правоотношения по соц. обеспечению является конкретное соц. благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юр. связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юр. связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага. * В процедурных правоотношенияхпо назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юр. факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности). * В основных материальныхправоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде. * В процессуальных правоотношенияхобъектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на соц. обеспечение.

Содержание правоотношения по каждому виду соц. обеспечения определяется нормами права соц. обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами адм.-процессуального или гражданско-процессуального права.

* Содержанием основного материального правоотношенияявляются субъективное право гражданина (семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере (объеме) пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — предоставить данный вид обеспечения в установленном размере (объеме).

* Содержанием процедурного правоотношенияявляются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юр. фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом

* Содержанием процессуального правоотношенияявляются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 401 ;

Источники

Субъектами правоотношений в праве социального обеспечения являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here