Судебное признание малоимущими

Сегодня предлагаем статью: "Судебное признание малоимущими", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Решение

Дата опубликования: 11 января 2011 г.

Верховный Суд Республики Коми

Судья: Москвичева Л.П. Дело № 33-8243/10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего: Сажина А.В.,

судей: Тебеньковой Л.Г., Харманюк Н.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 20 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе АМО ГО «Инта» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2010 года, по которому

признан отказ администрации МО ГО «Инта» о признании Ануфриевой Г.Е. нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным.

На администрацию МОГО «Инта» возложена обязанность принять Ануфриеву Г.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека по дате подачи заявления в администрацию МОГО «Инта»,

заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Ануфриева Г.Е. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании включить ее в очередь на получение жилого помещения как нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека, признании незаконным отказа о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признала.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик с иском не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая спор и удовлетворяя требования заявительницы, суд исходил из того, что согласно имеющимся в деле документам, истица является нуждающейся в жилых помещениях, так как она и члены ее семьи не работают, не имеют доходов, не пользуются социальными льготами, т.е. являются малоимущими, размер общей площади, приходящейся на одного члена семьи менее учетной нормы. В связи с чем отказ в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях является незаконным.

По мнению судебной коллегии, данный вывод суда является преждевременным.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом доходов, приходящихся на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Постановлением Администрации МО ГО «Инта» от 11 марта 2010г. № 3809 установлен размер стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и членов их семьи для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории МОГО «Инта» в сумме, не превышающей 119140 рублей.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Коми от 10.11.05г. № 119-РЗ, определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденным Порядком. Статьей 7 данного Закона предусмотрено, что в составе семьи гражданина при определении среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества учитываются проживающие совместно супруги, их дети, родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане учитываются в составе семьи гражданина, если они были вселены в жилое помещение, в котором они проживают совместно с гражданином в качестве членов семьи гражданина.

Наряду с этим, на федеральном уровне имеются утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17 Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, которые регламентируют порядок расчета дохода семьи заявителя в случае отсутствия доходов у кого-либо из членов семьи.

В соответствии с пунктом 6.4 Методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, предусматривать положения, согласно которым граждан, признанных не имеющих доходов в течение расчетного периода, необходимо исключать из общего состава членов семьи гражданина-заявителя при исчислении среднедушевого дохода семьи.

В этом случае среднемесячный совокупный доход семьи рекомендуется делить не на общее число членов семьи, а на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в расчетном периоде, что позволяет как защитить публичный интерес стимулирования совершеннолетних трудоспособных граждан к трудовой деятельности, так и позволяет гражданам, являющимся малоимущими, реализовать гарантированное им федеральным законом право на постановку на учет для получения жилья самостоятельно, без учета трудоспособных неработающих членов семьи.

Согласно ст.8 Закона Республики Коми от 10.11.05 г. № 119-РЗ совершеннолетние трудоспособные граждане, не имеющие дохода от трудовой, индивидуальной и предпринимательской или иной деятельности в течение всего расчетного периода, исключаются из общего числа членов семьи гражданина при расчете среднедушевого дохода семьи для признания граждан малоимущими.

В этом случае при расчете среднедушевого дохода семьи среднемесячный совокупный доход семьи делится на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в течение всего расчетного периода.

Данная норма подразумевает определение реального материального положения граждан и направлена на установление конкретного, наличествующего дохода с целью выявления малоимущих граждан и постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, истица не работает . , А. уволен . , в службу занятости населения не обращались, на учете в ГУ РК «ЦЗН города Инты» не состоят.

Читайте так же:  Учеба входящая в трудовой стаж

Приведенное выше суждение суда о неправомерности действий Администрации МО ГО «Инта», отказавшей заявительнице в признании нуждающейся в жилых помещениях, сделано без учета того, что заявитель желающий и имеющий право быть признанным малоимущим обязан подтвердить своё право на признание таковым, в том числе, предоставляя документы о том, что он не имел дохода по независящим от него причинам.

Ануфриева Г.А. обратилась в администрацию МО ГО «Инта» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ею были предоставлены необходимые документы. Однако, в связи с тем, что сведения о доходах истицы и третьего лица за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления не были предоставлены, Администрация МО ГО «Инта» . отказала истице в принятии на учет.

Законом Республики Коми № 119-РЗ « О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми» статьей 2 определен перечень документов, необходимых для предъявления в орган местного самоуправления по месту жительства с целью признания семьи малоимущей, пунктом 5 которой предусмотрено представление документов, подтверждающих доходы гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.

Само по себе отсутствие доходов у трудоспособных граждан не свидетельствует о том, что они должны быть признаны в безусловном порядке малоимущими, юридически значимым для дела обстоятельством в данном случае являются доказательства отсутствия у гражданина дохода, либо наличие недостаточного дохода по уважительной причине.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение, при котором суду следует проверить обоснованность принятого Администрацией МО ГО «Инта» решения с учетом всех имеющихся в деле доказательств и приведенных норм закона.

Руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2010 года отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

​Малоимущий в России: докажи и получи поддержку государства

Малоимущими могут назвать себя граждане России, которые получают доходы в размере меньшем, чем прожиточный минимум. В каждом регионе страны цифра своя, так же, как и законы, регламентирующие процедуру присвоения официального статуса.

Статус необходим, если человек хочет получить поддержку от государства, хотя сбор документов для проведения процедуры может быть нелегким и долгим. Но есть причины, по которым попытаться все же стоит.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Права и обязанности малоимущих граждан

    Признанные малоимущими граждане имеют некоторые особенные права и обязанности, установленные нормативно-правовыми актами различного уровня, могут получать помощь муниципального, регионального и федерального уровней.

    Среди прочих видов социальной поддержки им предоставляются:

    • субсидии, денежные пособия, налоговые льготы и стипендии, единовременные выплаты.
    • получение квартиры по договору социального найма.
    • лекарства, предметы гардероба, топливо, еда.
    • услуги, в том числе путевки в различные учреждения для лечения и отдыха, медицинское обслуживание, помощь юридического характера, льготы в процессе получения образования.

    Для них каждый субъект Российской Федерации может разработать свои учетные нормы. Стоит знать, что семья признается нуждающейся в жилье в общепринятом формате, а именно если на каждого из ее членов приходится меньший размер жилплощади, нежели минимум квадратных метров помещения жилья, рассчитанного на одного проживающего.

    Требования к потенциальным владельцам социального жилья устанавливаются редакцией ЖК РФ от первого марта 2005 года.

    Среди обязательств малоимущих граждан — необходимость в течение 14-ти дней с момента изменения положения дел семьи сообщать об этом ответственным органам, если данные изменения могут стать основанием для отказа или, наоборот, продления господдержки. В числе прочего к таким моментам относится изменения состава семьи, доходов и другое.

    Как определить, является ли человек малоимущим?

    На разных территориях страны могут работать местные законы, которые устанавливают свои правила определения человека либо семьи малоимущей. Например, могут различаться финансовые пороги, за пределами которых начинается бедность. Основные критерии, по которым человека относят к категории малоимущих, все-таки совпадают.

    Среди них:

    • имущественная обеспеченность (С) семьи,
    • стоимость необходимой для проживания семьи жилплощади.

    Имущественная обеспеченность состоит из совокупного дохода членов семьи (Дсем), а также полной стоимости имущества, подлежащего налогообложению (И). Полная стоимость исключает только стоимость жилья и сочетается из кадастровой стоимости земли и рыночной стоимости транспортных средств, гаражей, акций предприятий, накоплений и прочего.

    Из списка учитываемых денежных поступлений в разных муниципалитетах могут быть исключены выплаты социального характера, в том числе льготы.

    Денежный доход семьи вычисляется по формуле:

    (Дсем.сов / Тдох – Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т

    Установлены такие коэффициенты трудовой участи: Петров П.О. — 0,25. Романов П.Л. — 1,5. Махорин С.П. — 0,75.

    Здесь:

    • Дсем.сов — это совокупный доход каждого, кто является частью семьи. Учитываются за два календарных года, предваряющих год оформления заявления на признание малоимущим;
    • Тдох — период учета доходов претендентов на статус малоимущего в месяцах (24);
    • Числ.чл.сем — число членов семьи: супруги, несовершеннолетние, совместно проживающие люди;
    • Пр.мин — прожиточный минимум на душу населения, утвержденный на и действующий на территории в момент обращения заявителя;
    • Т — расчетный период в месяцах устанавливается в муниципалитетах исходя из темпов обеспечения жильем соцнайма жителей территории.

    Основание для признания всегда одно — материальная несостоятельность человека или семьи, что еще необходимо доказать, собрав большой пакет документов.

    Порядок присвоения статуса малоимущего регулируют местные органы самоуправления, что в каждом отдельном субъекте РФ регламентируется специальным законом.

    По общим, усредненным правилам, статус малоимущего может получить одиноко проживающий гражданин или семья, когда доход каждого представителя ниже установленного прожиточного минимума.

    Рассчитывается среднедушевой доход по формуле: сначала необходимо разделить на три сумму общих доходов всех работающих членов семьи, полученную в предыдущие три месяца, а затем получившееся число поделить на цифру — количество представителей семьи. Данные вычисления установлены ФЗ № 44 от пятого апреля 2003 года.

    Читайте так же:  Как рассчитывается льготная пенсия для педагогов

    Все взрослые обязаны либо получать образование, либо официально трудоустроиться, либо отметиться в службе занятости в качестве соискателя.

    В отдельных случаях государство выделяет жилье для переселенцев и беженцев.

    Хотите снять квартиру через агентство, чтобы сэкономит время? Узнайте, как это сделать правильно, прочитав нашу статью.

    Рассчитать кадастровую стоимость квартиры сможет даже обычный человек. Подробная инструкция есть здесь.

    Порядок признания гражданина малоимущим

    Чтобы началась процедура признания нового статуса, необходимо:

    Собрать документы, подтверждающие право на статус

    Среди них:

    • удостоверение личности, гражданства с подтверждением места жительства,
    • ИНН,
    • бумаги, свидетельствующие о составе семьи,
    • справки о получаемых каждом участником семьи доходах за два предшествующих года,
    • свидетельствующие о стоимости движимого и недвижимого имущества справки.

    Сдать достоверный документный пакет в жилищный отдел местной администрации

    Там же может выясниться необходимость добавить недостающие справки, бумаги — в разных муниципальных образованиях набор может отличаться.

    Дождаться решения жилищной комиссии

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Она даст свое заключение только через месяц, после чего на заявителя будет отправлено почтовое уведомление с результатом рассмотрения запроса.

    О формах поддержки люди и семьи, признанные малообеспеченными, должны узнавать в органах местного самоуправления, так как помощь различается в зависимости от условий проживания, прожиточного минимума, законодательных актов, действующих на территории, состава семей и других обстоятельств.

    Таким образом, несмотря на непростой процесс оформления статуса малоимущего, людям, которые считают себя таковыми попытаться оформить его официально следует.

    Это и льготы, и социальные выплаты, и помощь юридического характера. О том, что именно необходимо делать для приобретения статуса, полноценную и актуальную информацию можно получить в администрации муниципалитета, являющегося местом проживания гражданина. Только там смогут ответить на частные вопросы, касающиеся местных норм права, регулирующих социальную сферу.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

    Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.

    В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

    Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

    Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

    Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

    Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

    Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

    Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

    Читайте так же:  Льготная медицинская пенсия

    В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

    Решение суда о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи № 2а-2764/2017

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Центральный районный суд г. Кемерово

    в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

    при секретаре Георгиевой Ю.И.

    Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово

    административное дело по административному исковому заявлению Алпамышовой А. к администрации г.Кемерово об оспаривании решения Отдела социальных выплат управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово от 07.03.2017 г. об отказе в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи,

    Административный истец Алпамышовой А. А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением и просит суд признать незаконным решение Отдела социальных выплат управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово от 07.03.2017 г. об отказе в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи.

    Свои требования мотивируют тем, что решением от 07.03.2017 г. Отдела социальных выплат управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово административному истцу отказано в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи. С вынесенным решением не согласна по следующим причинам:

    В своем решении административный орган сослался на ст. 7 Федерального закона от 17 июня 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и на преамбулу Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Административный орган ссылаясь на вышеуказанные законы считает, что ребенок административного истца не может получать пособие, так как не является гражданином Российской Федерации. Однако в статье 1 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 года данный закон распространяется также и на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев.

    Административный истец в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, о причинах неявки суду не сообщила.

    Представитель административного ответчика Белая В.И., действующая на основании доверенности от 22.12.2016 г., в судебном заседании заявленные требования не признала, предоставила возражения на административное исковое заявление в письменном виде.

    При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

    Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление Алпамышовой А. А. не подлежит удовлетворению.

    В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

    1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Алпамышовой А. обратилась в Кировский отдел социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г.Кемерово за справкой о признании семьи малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи в виде молочного питания для Алпамышовой А., **.**.****.р.

    Решением от 07.03.2017 г. Отдела социальных выплат управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово административному истцу отказано в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи, в связи с тем, что заявитель не является гражданином Российской Федерации.

    При этом, суд считает оспариваемое решение Отдела социальных выплат управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово от 07.03.2017 г. об отказе в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи законным и обоснованным.

    Так, статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-Фз «О государственной социальной помощи (далее — Федеральный закон № 178-ФЗ) установлено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона № 178-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Читайте так же:  Справка для оформления инвалидности образец

    Ст.1 Закона Кемеровской области от 08.12.2005 №140-03 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам», принятого на основании Федерального закона №178-ФЗ, устанавливает, что в целях указанного закона используются понятия, определенные федеральными законами «О государственной социальной помощи», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

    Федеральный закон от 24.10.1997 №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

    Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, права на получение государственной социальной помощи на основании вышеуказанных нормативных правовых актов не имеют, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения Отдела социальных выплат управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово от 07.03.2017 г. об отказе в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи, указанное решение принято правомерно, в пределах полномочий административного ответчика, права и свободы административного истца указанным решением не были нарушены.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

    Требования Алпамышова А. к администрации г.Кемерово об оспаривании решения Отдела социальных выплат управления социальной защиты населения Администрации г. Кемерово от 07.03.2017 г. об отказе в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи, — оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

    Судья: Е.А. Лебедева

    Решение в мотивированной форме 07.07.2017 г.

    РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

    Административный истец Крайнова Т.К. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением и просит суд признать незаконным и отменить решение № 2 ИФНС России по г. Кемерово от 27.01.2017 года о привлечении административного истца — нот.

    Истец Ращук Р.А. обратился в суд с иском к ответчику ООО СК «СДС» о защите прав потребителей.Свои требования мотивирует тем, что **.**.**** по адресу: . Антонов М.А. управляя автомобилем ВАЗ 21074 г/н ###, при возникновении опасности для движен.

    Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

    Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

    ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

    Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

    Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

    Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

    Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

    Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

    Читайте так же:  Перерасчет пенсии работающим инвалидам

    Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

    • подача заявления о снятии с учета;
    • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
    • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
    • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
    • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
    • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

    Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

    Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

    Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

    Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

    Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

    Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

    Источники

    Судебное признание малоимущими
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here