Уход за детьми учебное пособие

Сегодня предлагаем статью: "Уход за детьми учебное пособие", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Мазурин А.В., Запруднов А.М., Григорьев К.И.. Общий уход за детьми: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина,1998. — 296 с.. 1998

Третье издание учебного пособия (первое вышло в 1989 г., второе — в 1994 г.) расширено и дополнено главами, в которых освещаются особенности ухода за детьми с эндокринными заболеваниями, острыми кишечными инфекциями, неотложными состояниями. С учетом последних достижений педиатрии изложены вопросы ухода за детьми грудного возраста. По наиболее важным разделам общего ухода за больными детьми приводятся ситуационные задачи.

http://zakon.today/pediatriya_1043/obschiy-uhod-detmi-uchebnoe-posobie-izd.html

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Общий уход за детьми», предназначенное для студентов педиатрических факультетов высших учебных медицинских заведений, состоит из трех частей: «Организация работы детского лечебно-профилактического учреждения», «Уход и наблюдение за больным ребенком», «Техника медицинских манипуляций». Все части пособия взаимосвязаны, так как на практических занятиях в различных отделениях клиник, в том числе специализированных (пульмонологических, гастроэнтерологических, нефрологических и др.), студенты должны постепенно «входить» в педиатрию, осуществлять уход, наблюдение за детьми разных возрастов, обучаться выполнению некоторых сестринских манипуляций, помогать сестрам, изучать и осваивать обязанности медицинского персонала, медицинскую этику и деонтологию, основы воспитания детей и т.п.

Именно с этих первых шагов и начинается становление будущего врача-педиатра, вне зависимости от того, какую в дальнейшем он выберет специализацию: врач широкого профиля (семейный врач), гематолог, невропатолог, окулист и др. Но, даже став узким специалистом, врач всегда должен учитывать анатомо-физиологические особенности детей, уметь расположить к себе ребенка, находить общий язык с родителями, быть корректным. Врач-педиатр на протяжении всей своей профессиональной деятельности обязан совершенствовать знания и умения, необходимые для оказания высокоспециализированной медицинской помощи детям. И началом этого непрекращающегося процесса является его работа в клинике, больнице, поликлинике, контакты с ребенком, его родителями, медицинским персоналом.

Первая часть пособия «Организация работы детского лечебно-профилактического учреждения» содержит 11 глав.

В первой главе пособия освещаются особенности лечебно-профилактической помощи детскому населению, начиная с периода новорожденности до юношеского возраста, поскольку под наблюдением педиатров в настоящее время находятся лица, достигшие 18-летнего возраста. Важно отметить профилактическую направленность отечественной педиатрии, основные принципы которой были заимствованы и внедрены в практику здравоохранения многих стран мира.

Не нуждается в доказательствах утверждение, что организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни, существенным образом отличается от организма взрослого человека (2 глава). Знание анатомо-физиологических особенностей детского организма — это не только основа ухода и воспитания ребенка, но и главное условие при выполнении диагностических

и лечебных мероприятий у больного. То, что может преодолеть взрослый, например неприятные ощущения, боль и др., абсолютно недопустимо по отношению к детям. Не случайно в педиатрии разработаны и существуют только свойственные педиатрическим специальностям диагностические методы (приемы), инструментарий, способы назначения и употребления лекарственных средств и многое другое.

В 3-й и 4-й главах излагаются основы сестринского дела в педиатрии, обязанности младшего и среднего медицинского персонала. После третьего курса обучения студенты проходят так называемую сестринскую практику, работая в различных по профилю детских больницах. Для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей студент, будущий врач-педиатр, обязан неукоснительно овладеть всеми приемами и действиями по оказанию медицинской помощи детям. В дальнейшем врач будет помогать молодым специалистам, пришедшим на работу после обучения в медицинских училищах и колледжах.

Исключительное значение для любого медицинского работника имеет следование принципам медицинской этики и деонтологии. Несоблюдение этих принципов полностью исключает для специалиста возможность осуществлять сестринскую или врачебную деятельность, несмотря на его высокий профессиональный уровень (глава 5). Такой человек не может быть членом медицинского коллектива, то есть штатной единицей персонала лечебного учреждения (поликлиники, больницы, санатория).

Главы 6-8 посвящены санитарно-противоэпидемическому режиму в детской больнице, личной гигиене ребенка, питанию детей, находящихся в больнице. Строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил является основой предупреждения вспышек инфекций в больнице и других лечебно-профилактических учреждениях, где находятся больные дети. Высокие требования к личной гигиене медицинского и обслуживающего персонала являются своего рода аксиомой. В такой же, если не в большей степени должны соблюдаться правила гигиены ребенка. Следует учесть, что некоторые дети раннего возраста (до 3 лет) не всегда умеют пользоваться предметами личной гигиены. В определенной степени это может быть обусловлено особенностями воспитания в семье, в других случаях — тяжелым состоянием больного.

Находясь в больнице, дети получают лечебное питание, назначаемое ребенку в соответствии с характером, течением болезни, наличием осложнений и др. Вместе с тем, пищевые продукты, приготовление из них пищи, ее прием существенно разнятся у новорожденных, детей первых 2-3 лет, школьников. Сбалансированное, одновременно лечебное питание, или диетотерапия, является составляющей частью лечебных мероприятий, а при некоторых наследственно обусловленных заболеваниях (глютеновая

энтеропатия, когда ребенок не переносит хлеб и другие пищевые продукты из злаковых) — и жизненной необходимостью.

Медицинский персонал осуществляет не только уход за детьми грудного возраста, но и их воспитание (главы 9-10). Кроме вскармливания, необходимо строго выполнять такие мероприятия, как купание, правильное пеленание (для новорожденных и детей первых 2-4 мес. жизни), подбор одежды (ползунки, рубашки, боди и др.), массаж и т.п. В более старшем возрасте дети обучаются гимнастике, им проводятся различные виды закаливания. Большое значение для обучения и воспитания имеют игрушки, соответствующие возрасту ребенка, а также его участие в играх.

Одним из важных направлений в снижении заболеваемости и детской смертности является иммунопрофилактика (глава 11). Значение вакцинации в борьбе со многими инфекционными заболеваниями, включая такие социально значимые, как туберкулез, не подлежит сомнению. В проведении вакцинации самое активное участие, помимо врача, принимает медицинская сестра. Правильное с технической точки зрения введение вакцины у некоторых детей может обусловить поствакцинальные реакции и даже поствакцинальные осложнения. Самым грозным и жизненно опасным является анафилактический шок, требующий выполнения экстренных действий. Каждый медицинский работник должен в полном объеме владеть всеми мероприятиями, направленными на предупреждение и борьбу с возможными неблагоприятными последствиями вакцинации.

Читайте так же:  Детская пенсия по инвалидности

Вторая часть пособия посвящена уходу и наблюдению за детьми с различными заболеваниями: органов дыхания, пищеварения, почек и мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Внимание уделяется больным с высокой температурой тела, так как дети в силу физиологических особенностей весьма чувствительны к гипертермии. К тому же повышение температуры тела часто сопутствует многим болезням, поэтому наблюдение за лихорадящими детьми и оказание в экстренных случаях (t 40-41 °С) медицинской помощи является необходимым стандартным мероприятием. В полной мере это касается больных с острыми кишечными инфекциями (ОКИ), поскольку значительная потеря массы тела (более 10% от первоначальной) в совокупности с гипертермическим кризом (t тела 42-43 °С и выше) приводит к смертности. Именно ОКИ занимают первое место среди причин детской смертности во многих странах мира.

Большое значение придается мероприятиям по оказанию неотложной помощи детям при состояниях, требующих экстренных действий, без осуществления которых больной может погибнуть: круп, попадание инородного предмета в дыхательные пути, обморок, коллапс. Опасными являются любые виды кровотечений: из полости носа, рта, слухового прохода. Чрезвычайная ситуация возникает при легочном, желудочно-

кишечном, почечном, у девочек — маточном кровотечениях. Во всех этих эксквизитных случаях правильно оказанная доврачебная помощь может спасти жизнь больного ребенка.

Умение оказать неотложную доврачебную помощь детям при несчастных случаях и отравлениях является неотъемлемой частью профессиональной деятельности медицинского работника. Этому посвящена 21 глава, в которой излагаются основные мероприятия при отравлениях (лекарственные средства, алкогольсодержащие напитки, органические и неорганические соединения), обморожениях, ударах электрическим током, поражениях молнией, укусах животных и насекомых.

В третьей части пособия рассматриваются способы и методы выполнения медицинских манипуляций, которые осуществляются по назначению врача. Без теоретического осмысления техники медицинских манипуляций невозможно их правильное выполнение. Но даже, казалось бы, простая раздача лекарств может быть важным делом. Необходимо проследить, как ребенок принимает препарат, запивает ли его водой или другой жидкостью, убедиться, не возникает ли при этом осложнений и т.п. Нелишне подчеркнуть, что нежелательные побочные реакции после приема лекарственных средств могут возникнуть через несколько минут и часов.

Ситуационные задачи и тесты для контроля и самоконтроля по основным разделам учебного пособия предназначены для самостоятельной работы. Кроме того, в приложении представлены Этический кодекс медицинской сестры Российской Федерации, сестринская карта наблюдения стационарного больного, руководство ВОЗ по гигиене рук при оказании медико-санитарной помощи.

Теоретический материал, изложенный в пособии, а также практические рекомендации по уходу за детьми предваряют углубленное изучение теоретических и практических основ педиатрии, начинающихся с изучения пропедевтики детских болезней.

Предлагаемое учебное пособие соответствует программе предмета «Общий уход за детьми» для студентов второго курса педиатрических факультетов и программе прохождения сестринской практики в педиатрических лечебно-профилактических учреждениях для студентов третьего курса. Книга может быть также использована как руководство для студентов 4-6 курсов, совмещающих работу в качестве среднего медицинского персонала с учебой в медицинской академии или университете, как дополнительная учебная литература для учащихся медицинских училищ и колледжей.

http://vmede.org/index.php?board=407.0

obschi_uhod_za_detmi

А.М. Запруднов К.И. Григорьев

ОБЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ

ЧЕТВЕРТОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Министерство образования и науки РФ

Рекомендовано ГОУ ВПО «Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова» в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся

по специальности 060103.65 «Педиатрия» по дисциплине «Общий уход за детьми»

Регистрационный номер рецензии 104 от 24.04.2009 г. ФГУ «Федеральный институт развития образования»

УДК 616-053.2-083 ББК 53.5

Запруднов А. М., Григорьев К. И.

З-30 Общий уход за детьми : учебн. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. —

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 416 с. : ил. ISBN 978-5-9704-1929-8

Четвертое издание учебного пособия (первое с участием чл.-кор. РАМН А.В. Мазурина вышло в 1989 г.) дополнено главами «Иммунопрофилактика», «Основы сестринского дела в педиатрии», «Техника простейших физиотерапевтических процедур». Значительно расширено содержание глав по особенностям ухода за детьми с эндокринными заболеваниями, болезнями органов пищеварения, неотложными состояниями. Улучшен и дополнен иллюстративный материал. С учетом последних достижений педиатрии изложены вопросы ухода за детьми грудного возраста и воспитания детей раннего возраста. По наиболее важным разделам общего ухода за больными детьми приводятся ситуационные задачи. В приложениях представлен полный текст «Этического кодекса медицинской сестры РФ» и международного «Этического кодекса медицинских сестер».

Учебное пособие предназначено студентам медицинских вузов. Оно может быть полезно медицинским сестрам и врачам-педиатрам.

УДК 616-053.2-083 ББК 53.5

Права на данное издание принадлежат ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа».

© Запруднов А.М., Григорьев К.И., 2009

© ООО Издательская группа «ГЭОТАР-

© ООО Издательская группа «ГЭОТАР-

Медиа», оформление, 2011

Организация работы детского лечебнопрофилактического учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Лечебно-профилактическая помощь детям в России. . . . . . . . . . .

Значение анатомо-физиологических особенностей

детского организма при организации ухода за детьми . . . . . . . . .

Сестринское дело в педиатрии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Обязанности младшего и среднего медицинского персонала . . .

Этика и деонтология медицинского работника при уходе за детьми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

Глава 6. Санитарно-противоэпидемический режим

в детской больнице . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

Особенности ухода за новорожденными и детьми

Основы воспитания детей раннего возраста. . . . . . . . . . .

Иммунопрофилактика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190

Уход и наблюдение

Уход и наблюдение за больным с высокой

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями кожи . . . . . . . . .

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226

Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями почек

Уход и наблюдение за детьми с повышенной

кровоточивостью и заболеваниями крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Уход за детьми при инфекционных заболеваниях . . . . . . . . . . . . 257 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273

Уход и наблюдение за детьми с эндокринными

Первая доврачебная помощь при несчастных случаях

Техника медицинских манипуляций. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ежедневные обязательные (простые) манипуляци. . . . . . . . . . .

Техника выполнения процедур, воздействующих

Техника выполнения простейших физиотерапевтических процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316

Техника выполнения лечебных манипуляций. . . . . . . . . . . . . . . . 328

Техника введения лекарственных средств . . . . . . . . . . .

Техника парентерального введения

Техника взятия материала для лабораторных

Подготовка ребенка к рентгенологическому

и интраскопическому обследованиям . . . . . . . . . . . . . . . .

Ситуационные задачи для контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392

Этический кодекс ICN для медицинских сестер . . . . . . . . . . . . . 398

Читайте так же:  Постановление правительства о социальных гарантиях сотрудников полиции

Этический кодекс медицинской сестры Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400

Руководство ВОЗ по гигиене рук при оказании медико-санитарной помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409

Сестринская карта наблюдения стационарного больного . . . . . 414

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В РОССИИ

Государственная система лечебно-профилактической помощи детям, принятая в нашей стране, состоит из трех основных функционально связанных между собой звеньев: детская поликлиника — детская больница — детский санаторий.

Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ): детская больница (стационар), детская поликлиника, детский санаторий. Помимо этого, медицинская помощь может быть оказана детям в специализированных отделениях больниц и поликлиник для взрослых, детских отделениях родильных домов, перинатальных центрах, консультативно-диагностических центрах, центрах и отделениях восстановительного лечения и т.д. Для помощи детям, попавшим в ургентную ситуацию, функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Лечебно-профилактическая помощь, в основном профилактическая, оказывается также в учебно-воспитательных учреждениях, таких как дом ребенка, комплекс ясли-сад, школа, оздоровительный лагерь (в том числе санаторного типа) и др.

Знание специфики работы и предназначения каждого учреждения необходимо для будущего педиатра. В системе детских лечебно-про- филактических учреждений детская больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высококвалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка медицинских кадров.

Детская больница — лечебно-профилактическое учреждение для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном (стационарном) врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи. Существуют различные типы детских больниц. По профилю они делятся на многопрофильные и специализированные, по системе организации — на объединенные с поликлиникой и необъединенные, по объему деятельности — на больницы той или иной категории, определяемой мощностью

14 Часть I. Организация работы детского лечебно-профилактического.

(количеством коек). Кроме того, в зависимости от административного деления различают районные, городские, клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследова- тельского института), областные, республиканские детские больницы.

Основная цель деятельности современной детской больницы — восстановление здоровья больного ребенка. Для достижения данной цели персонал медицинского учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно: осуществить диагностику заболевания, провести неотложную терапию, основной курс лечения и восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи).

На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными из которых являются следующие:

– оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи;

– внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики;

– консультативная и методическая работа.

В каждой детской больнице имеются приемное отделение (приемный покой), стационар (лечебные отделения), лечебно-диагностичес- кое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории, патологоанатомическое отделение (морг), вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).

Развитие стационарной медицинской помощи детям в настоящее время имеет тенденцию к централизации отдельных больничных служб. Создаются лечебно-диагностические, консультативные центры, центры высоких технологий, патологоанатомические, стерилизационные отделения и другие службы, обеспечивающие работу нескольких больниц города, области.

Штатное расписание детской больницы включает должности главного врача, заместителя главного врача по лечебной части, заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом, заместителя главного врача по хозяйственной части, заведующих отделениями, врачей (ординаторов), старших медицинских сестер, медицинских сестер, младших медицинских сестер, в обязанности которых входит обеспечение высококвалифицированной медицинской помощи и ухода за больными детьми. В крупных детских больницах предусмотрена должность педагога, проводящего воспитательную работу с детьми. Выделяются штаты по отдельным хозяйственным и техническим специальностям (повара, инженеры, слесари, бухгалтеры и др.).

Глава 1. Лечебно-профилактическая помощь детям в России

Работа приемного отделения (покоя). Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная его задача — организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.

Приемное отделение состоит из вестибюля-ожидальни, приемносмотровых боксов, изоляционных боксов на 1–2 койки, санитарного пропускника, кабинета врача, процедурной-перевязочной, лаборатории для срочных анализов, комнаты для медицинского персонала, туалета и других помещений. Число приемно-смотровых боксов должно составлять 3% от количества коек в больнице.

Работники приемного отделения ведут учет движения больных (регистрация поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших), проводят врачебный осмотр больного, оказывают экстренную медицинскую помощь, осуществляют направление в соответствующее отделение, санитарную обработку, изоляцию инфекционных больных. В этом же отделении имеется справочная.

Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет отдельно вести прием терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и новорожденных.

Реанимационное отделение располагают обычно рядом с приемным отделением, поэтому при поступлении больного в крайне тяжелом состоянии его сразу же помещают в отделение реанимации, по существу, минуя приемный покой. Вся необходимая документация оформляется «по ходу» проведения необходимой интенсивной терапии. Неотложная помощь ребенку, кроме того, может быть оказана в палате интенсивной терапии, которая размещается при приемном отделении.

Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без направления («самотеком»). Помимо талона (направления) на госпитализацию, представляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными больными по дому от участкового педиатра и, если ребенок «организованный», то от врача школьно-дошкольного

http://studfile.net/preview/1779993/

Запруднов, Григорьев: Общий уход за детьми. Руководство к практическим занятиям и сестринской практике

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Аннотация к книге «Общий уход за детьми. Руководство к практическим занятиям и сестринской практике»

Видео (кликните для воспроизведения).

В учебном пособии освещены вопросы организации сестринского дела, ухода за детьми разного возраста с различными заболеваниями в больнице и в домашних условиях, принципы оказания первой помощи при несчастных случаях и отравлениях. Даны характеристики основных сестринских манипуляций.
Особое внимание уделено работе процедурной сестры, а также последним достижениям педиатрии в уходе за новорожденными и детьми грудного возраста. В каждую главу I и II части включены контрольные вопросы для самопроверки усвоения материала. По наиболее важным разделам общего ухода за больными детьми приведены ситуационные задачи. В приложении представлен полный текст «Этического кодекса медицинской сестры Российской Федерации».
Предназначено студентам педиатрических факультетов медицинских вузов, может быть полезно медицинским сестрам и врачам-педиатрам.

Читайте так же:  Приставы снимают детское пособие

http://www.labirint.ru/books/650380/

Запруднов, Григорьев: Общий уход за детьми. Учебное пособие

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Аннотация к книге «Общий уход за детьми. Учебное пособие»

Четвертое издание учебного пособия (первое с участием чл.-кор. РАМН А.В. Мазурина вышло в 1989 г.) дополнено главами «Иммунопрофилактика», «Основы сестринского дела в педиатрии», «Техника простейших физиотерапевтических процедур». Значительно расширено содержание глав по особенностям ухода за детьми с эндокринными заболеваниями, болезнями органов пищеварения, неотложными состояниями. Улучшен и дополнен иллюстративный материал. С учетом последних достижений педиатрии изложены вопросы ухода за детьми грудного возраста и воспитания детей раннего возраста. По наиболее важным разделам общего ухода за больными детьми приводятся ситуационные задачи. В приложениях представлен полный текст «Этического кодекса медицинской сестры РФ» и международного «Этического кодекса медицинских сестер». Учебное пособие предназначено студентам медицинских вузов. Оно может быть полезно медицинским сестрам и врачам-педиатрам.
4-е издание, переработанное и дополненное.

http://www.labirint.ru/books/332736/

Мазурин А.В., Запруднов А.М., Григорьев К.И.. Общий уход за детьми: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина,1998. — 296 с.. 1998

Третье издание учебного пособия (первое вышло в 1989 г., второе — в 1994 г.) расширено и дополнено главами, в которых освещаются особенности ухода за детьми с эндокринными заболеваниями, острыми кишечными инфекциями, неотложными состояниями. С учетом последних достижений педиатрии изложены вопросы ухода за детьми грудного возраста. По наиболее важным разделам общего ухода за больными детьми приводятся ситуационные задачи.

http://zakon.today/pediatriya_1043/obschiy-uhod-detmi-uchebnoe-posobie-izd.html

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Общий уход за детьми», предназначенное для студентов педиатрических факультетов высших учебных медицинских заведений, состоит из трех частей: «Организация работы детского лечебно-профилактического учреждения», «Уход и наблюдение за больным ребенком», «Техника медицинских манипуляций». Все части пособия взаимосвязаны, так как на практических занятиях в различных отделениях клиник, в том числе специализированных (пульмонологических, гастроэнтерологических, нефрологических и др.), студенты должны постепенно «входить» в педиатрию, осуществлять уход, наблюдение за детьми разных возрастов, обучаться выполнению некоторых сестринских манипуляций, помогать сестрам, изучать и осваивать обязанности медицинского персонала, медицинскую этику и деонтологию, основы воспитания детей и т.п.

Именно с этих первых шагов и начинается становление будущего врача-педиатра, вне зависимости от того, какую в дальнейшем он выберет специализацию: врач широкого профиля (семейный врач), гематолог, невропатолог, окулист и др. Но, даже став узким специалистом, врач всегда должен учитывать анатомо-физиологические особенности детей, уметь расположить к себе ребенка, находить общий язык с родителями, быть корректным. Врач-педиатр на протяжении всей своей профессиональной деятельности обязан совершенствовать знания и умения, необходимые для оказания высокоспециализированной медицинской помощи детям. И началом этого непрекращающегося процесса является его работа в клинике, больнице, поликлинике, контакты с ребенком, его родителями, медицинским персоналом.

Первая часть пособия «Организация работы детского лечебно-профилактического учреждения» содержит 11 глав.

В первой главе пособия освещаются особенности лечебно-профилактической помощи детскому населению, начиная с периода новорожденности до юношеского возраста, поскольку под наблюдением педиатров в настоящее время находятся лица, достигшие 18-летнего возраста. Важно отметить профилактическую направленность отечественной педиатрии, основные принципы которой были заимствованы и внедрены в практику здравоохранения многих стран мира.

Не нуждается в доказательствах утверждение, что организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни, существенным образом отличается от организма взрослого человека (2 глава). Знание анатомо-физиологических особенностей детского организма — это не только основа ухода и воспитания ребенка, но и главное условие при выполнении диагностических

и лечебных мероприятий у больного. То, что может преодолеть взрослый, например неприятные ощущения, боль и др., абсолютно недопустимо по отношению к детям. Не случайно в педиатрии разработаны и существуют только свойственные педиатрическим специальностям диагностические методы (приемы), инструментарий, способы назначения и употребления лекарственных средств и многое другое.

В 3-й и 4-й главах излагаются основы сестринского дела в педиатрии, обязанности младшего и среднего медицинского персонала. После третьего курса обучения студенты проходят так называемую сестринскую практику, работая в различных по профилю детских больницах. Для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей студент, будущий врач-педиатр, обязан неукоснительно овладеть всеми приемами и действиями по оказанию медицинской помощи детям. В дальнейшем врач будет помогать молодым специалистам, пришедшим на работу после обучения в медицинских училищах и колледжах.

Исключительное значение для любого медицинского работника имеет следование принципам медицинской этики и деонтологии. Несоблюдение этих принципов полностью исключает для специалиста возможность осуществлять сестринскую или врачебную деятельность, несмотря на его высокий профессиональный уровень (глава 5). Такой человек не может быть членом медицинского коллектива, то есть штатной единицей персонала лечебного учреждения (поликлиники, больницы, санатория).

Главы 6-8 посвящены санитарно-противоэпидемическому режиму в детской больнице, личной гигиене ребенка, питанию детей, находящихся в больнице. Строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил является основой предупреждения вспышек инфекций в больнице и других лечебно-профилактических учреждениях, где находятся больные дети. Высокие требования к личной гигиене медицинского и обслуживающего персонала являются своего рода аксиомой. В такой же, если не в большей степени должны соблюдаться правила гигиены ребенка. Следует учесть, что некоторые дети раннего возраста (до 3 лет) не всегда умеют пользоваться предметами личной гигиены. В определенной степени это может быть обусловлено особенностями воспитания в семье, в других случаях — тяжелым состоянием больного.

Находясь в больнице, дети получают лечебное питание, назначаемое ребенку в соответствии с характером, течением болезни, наличием осложнений и др. Вместе с тем, пищевые продукты, приготовление из них пищи, ее прием существенно разнятся у новорожденных, детей первых 2-3 лет, школьников. Сбалансированное, одновременно лечебное питание, или диетотерапия, является составляющей частью лечебных мероприятий, а при некоторых наследственно обусловленных заболеваниях (глютеновая

энтеропатия, когда ребенок не переносит хлеб и другие пищевые продукты из злаковых) — и жизненной необходимостью.

Медицинский персонал осуществляет не только уход за детьми грудного возраста, но и их воспитание (главы 9-10). Кроме вскармливания, необходимо строго выполнять такие мероприятия, как купание, правильное пеленание (для новорожденных и детей первых 2-4 мес. жизни), подбор одежды (ползунки, рубашки, боди и др.), массаж и т.п. В более старшем возрасте дети обучаются гимнастике, им проводятся различные виды закаливания. Большое значение для обучения и воспитания имеют игрушки, соответствующие возрасту ребенка, а также его участие в играх.

Читайте так же:  Какая будет социальная пенсия

Одним из важных направлений в снижении заболеваемости и детской смертности является иммунопрофилактика (глава 11). Значение вакцинации в борьбе со многими инфекционными заболеваниями, включая такие социально значимые, как туберкулез, не подлежит сомнению. В проведении вакцинации самое активное участие, помимо врача, принимает медицинская сестра. Правильное с технической точки зрения введение вакцины у некоторых детей может обусловить поствакцинальные реакции и даже поствакцинальные осложнения. Самым грозным и жизненно опасным является анафилактический шок, требующий выполнения экстренных действий. Каждый медицинский работник должен в полном объеме владеть всеми мероприятиями, направленными на предупреждение и борьбу с возможными неблагоприятными последствиями вакцинации.

Вторая часть пособия посвящена уходу и наблюдению за детьми с различными заболеваниями: органов дыхания, пищеварения, почек и мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Внимание уделяется больным с высокой температурой тела, так как дети в силу физиологических особенностей весьма чувствительны к гипертермии. К тому же повышение температуры тела часто сопутствует многим болезням, поэтому наблюдение за лихорадящими детьми и оказание в экстренных случаях (t 40-41 °С) медицинской помощи является необходимым стандартным мероприятием. В полной мере это касается больных с острыми кишечными инфекциями (ОКИ), поскольку значительная потеря массы тела (более 10% от первоначальной) в совокупности с гипертермическим кризом (t тела 42-43 °С и выше) приводит к смертности. Именно ОКИ занимают первое место среди причин детской смертности во многих странах мира.

Большое значение придается мероприятиям по оказанию неотложной помощи детям при состояниях, требующих экстренных действий, без осуществления которых больной может погибнуть: круп, попадание инородного предмета в дыхательные пути, обморок, коллапс. Опасными являются любые виды кровотечений: из полости носа, рта, слухового прохода. Чрезвычайная ситуация возникает при легочном, желудочно-

кишечном, почечном, у девочек — маточном кровотечениях. Во всех этих эксквизитных случаях правильно оказанная доврачебная помощь может спасти жизнь больного ребенка.

Умение оказать неотложную доврачебную помощь детям при несчастных случаях и отравлениях является неотъемлемой частью профессиональной деятельности медицинского работника. Этому посвящена 21 глава, в которой излагаются основные мероприятия при отравлениях (лекарственные средства, алкогольсодержащие напитки, органические и неорганические соединения), обморожениях, ударах электрическим током, поражениях молнией, укусах животных и насекомых.

В третьей части пособия рассматриваются способы и методы выполнения медицинских манипуляций, которые осуществляются по назначению врача. Без теоретического осмысления техники медицинских манипуляций невозможно их правильное выполнение. Но даже, казалось бы, простая раздача лекарств может быть важным делом. Необходимо проследить, как ребенок принимает препарат, запивает ли его водой или другой жидкостью, убедиться, не возникает ли при этом осложнений и т.п. Нелишне подчеркнуть, что нежелательные побочные реакции после приема лекарственных средств могут возникнуть через несколько минут и часов.

Ситуационные задачи и тесты для контроля и самоконтроля по основным разделам учебного пособия предназначены для самостоятельной работы. Кроме того, в приложении представлены Этический кодекс медицинской сестры Российской Федерации, сестринская карта наблюдения стационарного больного, руководство ВОЗ по гигиене рук при оказании медико-санитарной помощи.

Теоретический материал, изложенный в пособии, а также практические рекомендации по уходу за детьми предваряют углубленное изучение теоретических и практических основ педиатрии, начинающихся с изучения пропедевтики детских болезней.

Предлагаемое учебное пособие соответствует программе предмета «Общий уход за детьми» для студентов второго курса педиатрических факультетов и программе прохождения сестринской практики в педиатрических лечебно-профилактических учреждениях для студентов третьего курса. Книга может быть также использована как руководство для студентов 4-6 курсов, совмещающих работу в качестве среднего медицинского персонала с учебой в медицинской академии или университете, как дополнительная учебная литература для учащихся медицинских училищ и колледжей.

http://vmede.org/index.php?board=407.0

obschi_uhod_za_detmi

А.М. Запруднов К.И. Григорьев

ОБЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ

ЧЕТВЕРТОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Министерство образования и науки РФ

Рекомендовано ГОУ ВПО «Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова» в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся

по специальности 060103.65 «Педиатрия» по дисциплине «Общий уход за детьми»

Регистрационный номер рецензии 104 от 24.04.2009 г. ФГУ «Федеральный институт развития образования»

УДК 616-053.2-083 ББК 53.5

Запруднов А. М., Григорьев К. И.

З-30 Общий уход за детьми : учебн. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. —

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 416 с. : ил. ISBN 978-5-9704-1929-8

Четвертое издание учебного пособия (первое с участием чл.-кор. РАМН А.В. Мазурина вышло в 1989 г.) дополнено главами «Иммунопрофилактика», «Основы сестринского дела в педиатрии», «Техника простейших физиотерапевтических процедур». Значительно расширено содержание глав по особенностям ухода за детьми с эндокринными заболеваниями, болезнями органов пищеварения, неотложными состояниями. Улучшен и дополнен иллюстративный материал. С учетом последних достижений педиатрии изложены вопросы ухода за детьми грудного возраста и воспитания детей раннего возраста. По наиболее важным разделам общего ухода за больными детьми приводятся ситуационные задачи. В приложениях представлен полный текст «Этического кодекса медицинской сестры РФ» и международного «Этического кодекса медицинских сестер».

Учебное пособие предназначено студентам медицинских вузов. Оно может быть полезно медицинским сестрам и врачам-педиатрам.

УДК 616-053.2-083 ББК 53.5

Права на данное издание принадлежат ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа».

© Запруднов А.М., Григорьев К.И., 2009

© ООО Издательская группа «ГЭОТАР-

© ООО Издательская группа «ГЭОТАР-

Медиа», оформление, 2011

Организация работы детского лечебнопрофилактического учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Лечебно-профилактическая помощь детям в России. . . . . . . . . . .

Значение анатомо-физиологических особенностей

детского организма при организации ухода за детьми . . . . . . . . .

Сестринское дело в педиатрии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Обязанности младшего и среднего медицинского персонала . . .

Этика и деонтология медицинского работника при уходе за детьми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

Глава 6. Санитарно-противоэпидемический режим

в детской больнице . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

Особенности ухода за новорожденными и детьми

Основы воспитания детей раннего возраста. . . . . . . . . . .

Иммунопрофилактика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190

Уход и наблюдение

Уход и наблюдение за больным с высокой

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями кожи . . . . . . . . .

Читайте так же:  Индексация государственной пенсии

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226

Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями

Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями почек

Уход и наблюдение за детьми с повышенной

кровоточивостью и заболеваниями крови . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Уход за детьми при инфекционных заболеваниях . . . . . . . . . . . . 257 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273

Уход и наблюдение за детьми с эндокринными

Первая доврачебная помощь при несчастных случаях

Техника медицинских манипуляций. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ежедневные обязательные (простые) манипуляци. . . . . . . . . . .

Техника выполнения процедур, воздействующих

Техника выполнения простейших физиотерапевтических процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316

Техника выполнения лечебных манипуляций. . . . . . . . . . . . . . . . 328

Техника введения лекарственных средств . . . . . . . . . . .

Техника парентерального введения

Техника взятия материала для лабораторных

Подготовка ребенка к рентгенологическому

и интраскопическому обследованиям . . . . . . . . . . . . . . . .

Ситуационные задачи для контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392

Этический кодекс ICN для медицинских сестер . . . . . . . . . . . . . 398

Этический кодекс медицинской сестры Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400

Руководство ВОЗ по гигиене рук при оказании медико-санитарной помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409

Сестринская карта наблюдения стационарного больного . . . . . 414

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В РОССИИ

Государственная система лечебно-профилактической помощи детям, принятая в нашей стране, состоит из трех основных функционально связанных между собой звеньев: детская поликлиника — детская больница — детский санаторий.

Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ): детская больница (стационар), детская поликлиника, детский санаторий. Помимо этого, медицинская помощь может быть оказана детям в специализированных отделениях больниц и поликлиник для взрослых, детских отделениях родильных домов, перинатальных центрах, консультативно-диагностических центрах, центрах и отделениях восстановительного лечения и т.д. Для помощи детям, попавшим в ургентную ситуацию, функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Лечебно-профилактическая помощь, в основном профилактическая, оказывается также в учебно-воспитательных учреждениях, таких как дом ребенка, комплекс ясли-сад, школа, оздоровительный лагерь (в том числе санаторного типа) и др.

Знание специфики работы и предназначения каждого учреждения необходимо для будущего педиатра. В системе детских лечебно-про- филактических учреждений детская больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высококвалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка медицинских кадров.

Детская больница — лечебно-профилактическое учреждение для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном (стационарном) врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи. Существуют различные типы детских больниц. По профилю они делятся на многопрофильные и специализированные, по системе организации — на объединенные с поликлиникой и необъединенные, по объему деятельности — на больницы той или иной категории, определяемой мощностью

14 Часть I. Организация работы детского лечебно-профилактического.

(количеством коек). Кроме того, в зависимости от административного деления различают районные, городские, клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследова- тельского института), областные, республиканские детские больницы.

Основная цель деятельности современной детской больницы — восстановление здоровья больного ребенка. Для достижения данной цели персонал медицинского учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно: осуществить диагностику заболевания, провести неотложную терапию, основной курс лечения и восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи).

На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными из которых являются следующие:

– оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи;

– внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики;

– консультативная и методическая работа.

В каждой детской больнице имеются приемное отделение (приемный покой), стационар (лечебные отделения), лечебно-диагностичес- кое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории, патологоанатомическое отделение (морг), вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).

Развитие стационарной медицинской помощи детям в настоящее время имеет тенденцию к централизации отдельных больничных служб. Создаются лечебно-диагностические, консультативные центры, центры высоких технологий, патологоанатомические, стерилизационные отделения и другие службы, обеспечивающие работу нескольких больниц города, области.

Штатное расписание детской больницы включает должности главного врача, заместителя главного врача по лечебной части, заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом, заместителя главного врача по хозяйственной части, заведующих отделениями, врачей (ординаторов), старших медицинских сестер, медицинских сестер, младших медицинских сестер, в обязанности которых входит обеспечение высококвалифицированной медицинской помощи и ухода за больными детьми. В крупных детских больницах предусмотрена должность педагога, проводящего воспитательную работу с детьми. Выделяются штаты по отдельным хозяйственным и техническим специальностям (повара, инженеры, слесари, бухгалтеры и др.).

Глава 1. Лечебно-профилактическая помощь детям в России

Работа приемного отделения (покоя). Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная его задача — организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.

Приемное отделение состоит из вестибюля-ожидальни, приемносмотровых боксов, изоляционных боксов на 1–2 койки, санитарного пропускника, кабинета врача, процедурной-перевязочной, лаборатории для срочных анализов, комнаты для медицинского персонала, туалета и других помещений. Число приемно-смотровых боксов должно составлять 3% от количества коек в больнице.

Работники приемного отделения ведут учет движения больных (регистрация поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших), проводят врачебный осмотр больного, оказывают экстренную медицинскую помощь, осуществляют направление в соответствующее отделение, санитарную обработку, изоляцию инфекционных больных. В этом же отделении имеется справочная.

Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет отдельно вести прием терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и новорожденных.

Реанимационное отделение располагают обычно рядом с приемным отделением, поэтому при поступлении больного в крайне тяжелом состоянии его сразу же помещают в отделение реанимации, по существу, минуя приемный покой. Вся необходимая документация оформляется «по ходу» проведения необходимой интенсивной терапии. Неотложная помощь ребенку, кроме того, может быть оказана в палате интенсивной терапии, которая размещается при приемном отделении.

Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без направления («самотеком»). Помимо талона (направления) на госпитализацию, представляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными больными по дому от участкового педиатра и, если ребенок «организованный», то от врача школьно-дошкольного

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/1779993/

Уход за детьми учебное пособие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here