Юридические факты в праве социального обеспечения

Сегодня предлагаем статью: "Юридические факты в праве социального обеспечения", в которой собрана информация из авторитетных источников. Уточнить актуальность данных на 2020 год, а также задать любой интересующий вопрос можно онлайн-консультанту.

Юридические факты в социальном обеспечении.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т. е. их комплекс).

Из общей теории права известно, что юридические факты — это жизненные обстоятельства или жизненные факты (события), с которыми право связы­вает возникновение или прекращение правоотношений либо наступление иных правовых

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юр. факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по соц. обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по соц. обеспечению.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом — правоизменяющим, а в третьем — правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом — правопрекращающим фактом. (Напр., смерть кормильца — пенсионера по старости является основным право-образующим юр. фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юр. фактом (уже не основным, а юридически значимым).)

Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения

В сложном юридическом составе принято выделять соб­ственно юридический факт (например, рождение ребенка), а также юридически значимые обстоятельства и предпо­сылки (достижение определенного возраста является пред­посылкой для получения пенсии). Основанием возникнове­ния правоотношения служит юридический состав в целом. Отсутствие в нем хотя бы одного из перечисленных эле­ментов не порождает юридически значимых последствий.

Следовательно, можно выделить два вида юридических фактов:

• совокупность юридических фактов — юридический состав (например, при назначении пенсии по инвалидности устанавливаются личность инвалида (или профессиональ­ная принадлежность), группа инвалидности и ее причина);

• единичные юридические факты.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом — правоизменяющим, а в третьем — правопрекращающим. Например, смерть кормильца — пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.

Юридические факты в праве социального обеспечения

Процедуры установления юридических фактов, значение их в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Получение гражданином государственной помощи, установление инвалидности, назначение пенсии на случай потери кормильца.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 31.05.2014

Проанализированы разновидности фактических составов, а также юридические последствия, порождаемые незавершенными составами в праве социального обеспечения. Фактическим составом является система юридических фактов, в совокупности влекущих юридические последствия, которые выражаются в обеспечении динамики правового отношения (его возникновении, изменении, прекращении). В праве социального обеспечения, фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение.

Рассмотрены различные классификации юридических фактов в праве социального обеспечения и фактических составов.

Классификацию юридических фактов нельзя абсолютизировать — она не единственное и не исключительное средство познания. Вместе с тем при надлежащем использовании она способна быть эффективным средством научного анализа, помогать проникновению в существо юридически значимых фактов. В зависимости от вида юридических последствий юридические факты в праве социального обеспечения принято делить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Рассмотрены основные этапы процедуры установления инвалидности (направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ), собственно обследование и оформление его результатов).

По нашему мнению, для полноценного медико-социального обследования отводимых для него 20-30 минут явно недостаточно, для выяснения социально-бытовых, профессиональных возможностей и ограничений может потребоваться значительно больше времени. Сегодня решение о признании человека инвалидом принимают фактически только врачи исходя из состояния здоровья, для выяснения которого обычно много времени не требуется. В этой связи, на наш взгляд, акт МСЭ должен состоять из трех самостоятельных разделов, которые готовятся врачами, специалистами по социальной работе и реабилитации, специалистами из других областей знаний (профориентации, функциональной диагностике, физиологии труда и др.). Если какой-либо специалист придерживается особого мнения, то его следует изложить в письменной форме и приложить к акту МСЭ.

Таким образом, можно отметить, что юридические факты в праве социального обеспечения направлены исключительно на приобретение и реализации правовых аспектов граждан, реализации их прав и улучшении жизненной ситуации.

Список нормативных актов и литературы

Читайте так же:  Сумма пенсии без трудового стажа

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.//Российская газета.

2. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации » от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // «Российская газета», № 243, 19.12.1995.

3. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации» от 2.08.1995 г. № 122-ФЗ // «Российская газета», № 150, 04.08.1995 г.

4. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181 СПС «КонсультантПлюс».

5. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ СПС «КонсультантПлюс».

Комментарии к нормативным актам

6. Батяев А.А. «Комментарий к Федеральному Закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»» 2013 г.

Учебная и научная литература

7. Абрамов С.Н. Судебное установление юридических фактов. — М.: 2013 г.

8. Алексеев С.С. Общая теория права — М.: 2011 г.

9. Беляев В.П. «Право социального обеспечения» — М.: «Проспект», 2013 г.

10. Буянова М.О. «Право социального обеспечения России». 2-ое изд., испр. и перераб. — М.: «изд-во БЕК» 2011 г.

11. Волосов М. Е «Большой юридический словарь» — М.: ИНФРА-М, 2012 г.

12. Долженкова Г.Д. «Право социального обеспечения» — М.: Юрайт-Издат, 2013 г.

13. Кошелев Н.С. «Социальное обслуживание и права населения» — М.: ГроссМедиа, 2012 г.

14. Кузнецова О.В. «Социальная защита инвалидов»: права, льготы, компенсации. — М.: Эксмо, 2013 г.

15. Никонов Д.А. «Право социального обеспечения» — М.: «Просвещение», 2011 г.

16. Павленюк П.Д. Основы социальной работы. — М.: Инфра, 2012 г.

17. Сулейманова Г.В. «Право социального обеспечения» — М.: Феникс, 2012 г.

18. Ткач М.И. «Популярный юридический энциклопедический словарь» — М.: Феникс, 2011 г.

19. Фогель Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. — М.: Юстицинформ, 2013 г.

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы

Руководителю Филиала ФГУ ГБ МСЭ по субъекту Федерации от (указать фамилию, имя, отчество заявителя)______ проживающего: __________(указать место проживания)

Прошу Вас провести мне (лицу, законным представителем которого я являюсь): (указать ф.и.о. представляемого и степень родства)

Документ, удостоверяющий личность: _________________

1. медико-социальную экспертизу;

2. разработать/скорректировать индивидуальную программу реабилитации.

Дата «__» __________ 20__ г.

правовой помощь инвалидность пенсия

______________________________________________________________ (наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации)

Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты

__________________________________________________________________(Фамилия, имя, отчество)

1. Принадлежность к гражданству:

гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без

гражданства (нужное подчеркнуть)

2. Адрес места жительства:

(указывается почтовый адрес места жительства, места пребывания,

Дата выдачи документа удостоверяющего личность

Номер документа ____________________Дата______________________

Место рождения _______________________

3. Сведения о законном представителе несовершеннолетнего или недееспособного лица:

(Фамилия, имя, отчество)

(почтовый адрес места жительства, места пребывания, фактического проживания, телефон)

Дата выдачи документа, удостоверяющего личность законного представителя _____________________________

Номер документа ____________________Дата______________________

Место рождения _______________________

Кем выдан __________________________________________________

В том случае, если законным представителем является юридическое лицо, то дополнительно указываются банковские реквизиты учреждения:

4. Прошу назначить мне ежемесячную денежную выплату:

4.1. по категории _____________________________________________

(указать категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату)

_____________________________________________________________В соответствии с Федеральным законом:____________________________

(указываются статьи, дата и N соответствующего Федерального закона)

4.2. по категории ___________________________________________

(указать категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату)

Дата_________________ Подпись заявителя__________

Данные, указанные в заявлении, Подпись специалиста________

Соответствуют документу, удостоверяющему личность

К заявлению прилагаю следующие документы:

1. ________________________________________________________ шт.

2. ________________________________________________________ шт.

3. ________________________________________________________ шт.

5. Обязуюсь сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Заявление и документы

Дата приема заявления

Подпись специалиста _______

(наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации)

об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги)

Наименование документа, удостоверяющего личность

получающий(ая) государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг на основании статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Представитель гражданина или законный представитель несовершеннолетнего или недееспособного лица

Фамилия, имя, отчество

Полный адрес места жительства, места пребывания (нужное подчеркнуть), телефон

Наименование документа, удостоверяющего личность представителя гражданина или законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица

Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина или законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица

Прошу учесть мой отказ от получения:

— набора социальных услуг, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

— социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

— социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и прекратить его (ее) оплату за счет части суммы (суммы) ежемесячной денежной выплаты (нужное подчеркнуть).

Мною получены разъяснения о правах на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и я предупрежден(а) о прекращении предоставления тех социальных услуг, от которых отказываюсь.

Отметка о регистрации заявления

Данные, указанные в заявлении, соответствуют представленному документу, удостоверяющему личность.

Гражданину разъяснены его права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленные главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Регистрационный номер заявления

Дата приема заявления

Подпись работника (расшифровка подписи)

Регистрационный номер заявления

Дата приема заявления

Подпись работника (расшифровка подписи)

Подобные документы

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие, значение и виды трудового стажа, его юридическое значение. Понятие пенсии как вида социального обеспечения. Пенсии по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социально-обеспечительные компенсации и льготы.

курсовая работа [49,1 K], добавлен 26.09.2011

Понятие юридических фактов в гражданском праве. Функции юридических фактов. История представлений о юридических фактах. Виды юридических фактов и их классификация в гражданском праве. Юридические факты – действия, события. Комбинации юридических фактов.

Читайте так же:  Справка о потере трудоспособности

дипломная работа [93,5 K], добавлен 24.07.2010

Развитие институтов юридических фактов. Правоотношение как основа взаимодействия субъектов общества. Классификация юридических фактов. Анализ механизма правового регулирования общественных отношений. Пути совершенствования института юридических фактов.

курсовая работа [50,4 K], добавлен 17.12.2015

Общее назначение юридических фактов. Основания гражданских правоотношений. Виды юридических фактов. Судебный акт как юридический факт. Основания прекращения обязательств. Установление и доказывание юридических фактов.

дипломная работа [68,8 K], добавлен 25.08.2005

Порядок назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет пенсий и установление группы инвалидности. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию. Усыновленные дети и их право на пенсию по случаю потери кормильца.

контрольная работа [17,0 K], добавлен 02.05.2012

Понятие юридического факта. Функции юридических фактов. Классификация юридических фактов. Сложные юридические факты. Фактические составы. Установление и доказывание юридических фактов. Фиксация и удостоверение юридических фактов.

курсовая работа [31,5 K], добавлен 12.05.2007

Законодательство в области пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие техногенных катастроф. Правила установления причинно–следственной связи инвалидности с чернобыльской катастрофой. Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 06.01.2015

Определение юридического факта, его основные характеристики, классификация, место в механизме правового регулирования. Фиксация, удостоверение и доказывание юридического факта, условия его дефектности. Проблемы юридических фактов в российском праве.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 28.10.2014

Юридические факты в гражданском праве. Понятие юридических фактов и их классификация. Характеристика основных гражданско-правовых юридических фактов. Сделка и судебный акт как юридический факт. Понятие и виды юридических презумпций. Юридические фикции.

дипломная работа [139,5 K], добавлен 12.05.2009

История возникновения пенсии. Законодательная база пенсионного обеспечения. Размеры социальной пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца. Порядок ее назначения, перерасчета, индексации и выплаты. Лица, имеющие право на ее получение.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 11.12.2014

Курсовая работа на тему: Понятие , виды и значение юридических фактов в праве социального обеспечения в Российской Федерации 13091

Уважаемый студент!

Представленная ниже работа ранее уже была оценена преподавателем нашего клиента на положительную оценку. Вы можете использовать данный материал в качестве основы при написании собственного проекта, что значительно ускорит процесс Вашей подготовки к нему. Можете быть уверены, что эту работу предлагаем только мы, и в открытом доступе в интернете она не имеется!


Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты юридических фактов 5
1.1. Понятие и характерные особенности юридических фактов 5
1.2. Особенности признаков юридических фактов 8
2. Характерные черты классификации юридических фактов 17
2.1. Критерии классификации юридических фактов 17
2.2. Проблема классификации юридических фактов в современной теории права 22
2.3. Юридические факты в праве социального обеспечения в Российской Федерации 26
Заключение 29
Список литературы 31

Уважаемый студент, если тема Вашей работы полностью соответствует вышеуказанной, не стоит сомневаться, Вы останетесь довольны выбором.

Но если же данный вариант Вам не совсем подходит, мы поможем Вам с написанием новой работы. Оценить работу у нас можно бесплатно.

Вы можете обратиться к нам с любыми проблемами в учебе! Кроме того, если Вам интересно разобраться в предмете, мы научим Вас самостоятельно решать задачи, подготавливать рефераты, курсовые, дипломы и т.д.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СОСТАВЫ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Нормы права не создают правоотношений, а лишь указывают на должное поведение их предполагаемых участников. Для возникновения правоотношений по социальному обеспечению требуется юридический факт или группа фактов — юридический состав, с наступлением которого право граждан на соответствующие виды социального обеспечения и исполнение обязанностей органами, их назначающими, приводится в действие.

Юридические факты — действия или события, которым нормы права о социальном обеспечении придают юридическое значение. При этом события, в отличие от действий, не зависят от воли и сознания людей. К числу событий относят рождение, смерть, достижение пенсионного возраста, к числу действий — трудовой стаж, выслугу лет, установление лицу группы инвалидности, подачу заявления или решение органа социальной защиты о назначении конкретного вида социального обеспечения гражданину.

Однако во многих случаях для возникновения правоотношений в сфере социального обеспечения недостаточно наступления единичного юридического факта, а нужна их совокупность — юридический состав.

К числу частных предпосылок возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения относятся юридические факты образует юридический состав. Так, для возникновения пенсионного правоотношения по возрасту необходимо достижение лицом определенного возраста (60 лет — мужчинам, 55 — женщинам), наличие трудового стажа соответственно 25 и 20 лет, а также факт выплаты обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством об обязательном государственном социальном страховании не менее 5 лет. При отсутствии предпосылок или юридически значимых обстоятельств наличие только юридического факта не может порождать правоотношений по социальному обеспечению.

Задачи для самостоятельного решения

I.У гражданина В. П. Шестипко в 1993 года умерла жена, и он остался с дочкой 5 лет и сыном 7 лет. Младшая дочь — инвалид с детства, которую он воспитывал один. Он имеет общий трудовой стаж 28 лет. В 2000 году ему исполнилось 50 лет.

Имел ли В. П. Шестипко в 2000 году право на пенсию по возрасту?

II.Гражданка С. М. Жданович работала на Минском трак­торном заводе 26 лет уборщицей в литейном цеху.

Имеет ли С. М. Жданович право на льготные условия пенсионного обеспечения?

III.Гражданин А. А. Ивановский, 1995 года рождения, является инвалидом с детства.

Имеет ли А. А. Ивановский право на пенсионное обеспе­чение?

МОДУЛЬ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9116 —

| 7351 — или читать все.

7. Юридические факты в социальном обеспечении.

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.). Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Читайте так же:  Размер социальной пенсии ребенку по потере кормильца

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юр. факты — это жизненные обстоятельства, факты, закрепленные законом как имеющие определенное правовое последствие.

Юр. факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о соц.обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юр. фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.).

Юр. факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по соц. обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по соц. обеспечению.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом — правоизменяющим, а в третьем — правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом — правопрекращающим фактом. (Напр., смерть кормильца — пенсионера по старости является основным право-образующим юр. фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юр. фактом (уже не основным, а юридически значимым).)

Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения

10. Условия, определяющие право работника на пособие по временной нетрудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности — это денежная выплата за счет средств гос. ФСС, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам.

Пособия по временной нетрудоспособности являются основными по системе соц. обеспечения. Они назначаются всем работающим по найму (т.е. на основе труд. договора) независимо от места работы, ее характера, системы, порядка оплаты труда, а также иным лицам (напр., адвокатам, старателям, членам кооперативов, включая членов колхозов, лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров и др.), если они в период работы подлежали обязательному гос. соц. страхованию.

Условия возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности:

В случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения.

Пособие лицам, заболевшим после увольнения, выдается в порядке исключения, если: а) временная нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения; б) нетрудоспособность продолжалась свыше месяца; в) работник был уволен по уважительной причине. Начисление и выплата пособия производятся по месту последней работы, исходя из заработка перед увольнением.

При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе со дня вынесения решения о восстановлении.

В случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком.

Б/листок, выданный в установленном порядке, является единств. документом, на основании которого выплачивается пособие. Справки, выданные в установленных законодательством случаях и удостоверяющие факт нетрудоспособности, права на выплату пособия не дают. В случае утраты больничного листка выдается его дубликат.

Не имеют право на пособие по временной нетрудоспособности лица:

а) умышленно причинившие вред своему здоровью с целью уклонения от работы или др. обязанностей либо притворившиеся больными;

б) временно утратившие трудоспособность от заболевания или травм, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением, а также вследствие злоупотребления алкоголем;

в) временная нетрудоспособность у которых наступила вследствие травм, полученных при совершении ими преступлений (кроме лиц, осужденных к исправительным работам);

г) проходящие принудительное лечение по определению суда (кроме психически больных);

д) находящиеся под арестом и проходящие судебно-медицинскую экспертизу.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается:

в случае болезни самого работника; в случае его санаторно-курортного лечения;

при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним; при карантине;

при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профзаболеванием;

при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

Сроки выплаты пособия дифференцированы. По общему правилу, пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или установления инвалидности, даже если в это время работник был уволен.

Законом РФ «О занятости населения в РФ» в редакции от 20 апреля 1996 г. (ст. 28) было предусмотрено особое правило об обеспечении пособием по временной нетрудоспособности граждан, признанных безработными. Оплата периода временной нетрудоспособности безработного производилась органами службы занятости в размере установленного ему пособия по безработице, исходя из фактического

количества дней нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней за весь период безработицы. Период временной нетрудоспособности безработных граждан продлевает общий период выплаты пособия по безработице. Период временной нетрудоспособности оплачивается не всем безработным, а только тем, кто потерял работу и заработок (доход), т.е. уволенным с предприятий по любым основаниям. Поэтому органы службы занятости не осуществляют оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам из числа впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва. Листок нетрудоспособности, предъявленный безработным гражданином в территориальные органы Министерства труда и соц. развития РФ по вопросам занятости населения, хранится в личном деле безработного и изъятию не подлежит.

При временной нетрудоспособности работника, возникшей в период ежегодного (основного или дополнительного) отпуска, пособие выплачивается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листком, и отпуск продлевается на число дней нетрудоспособности. Однако, если в период отпуска у работника заболел член семьи или ребенок, то пособие не выдается.

Читайте так же:  Предмет права социального обеспечения это сложный комплекс

П

ри наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы пособие не выдается. Если нетрудоспособность продолжается и после окончания отпуска, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе.

Если временная нетрудоспособность наступила в период временной приостановки работы предприятия, его подразделения или в период вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, то пособие за время приостановки не выдается. Однако исполнительные органы Фонда с учетом фактических обстоятельств и материального положения застрахованного лица могут в виде исключения в таких случаях принимать решения по выплате пособия по временной нетрудоспособности длительно болеющим.

Понятие, виды и значение юридических фактов в праве социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблема юридических фактов, их правовой природы, разновидностей получила довольно обстоятельное отражение в литературе по общей теории права. В то же время в отраслевых юридических науках юридические факты рассматриваются уже применительно к потребностям соответствующей науки и практики. Указанные научные исследования, выполняемые «на стыке» общей теории права и отраслевой науки, имеют важное значение, поскольку именно они позволяют связать абстрактные теоретические положения с конкретной правовой реальностью.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения»
Понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения РФ
Понятие, виды и юридическое значение фактических составов
Глава 2. Классификация и генезис юридических фактов в праве социального обеспечения
2.1. Виды юридических фактов в праве социального обеспечения
2.2. Основания и условия предоставления социального обеспечения как виды социально-обеспечительных юридических фактов
2.3. Материальные и процедурные юридические факты в праве социального обеспечения
Глава 3. Процедура установления социалыю-обеспечительпых юридических фактов
3.1. Понятие и значение процедуры установления социально-обеспечительных юридических фактов
3.2. Процедура установления социально-обеспечительного стажа и инвалидности
3.3. Установление иных видов социально-обеспечительных юридических фактов
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

8. Юридическая ответственность в социальном обеспечении.

9. Круг лиц, обеспечиваемых за счет средств социального страхования и бюджетных ассигнований.

БЭК.docx

по праву социального обеспечения на тему:

«Понятие, виды и значение юридических фактов в праве социального обеспечения»

Глава 1. Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения»

    1. Понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения РФ
    2. Понятие, виды и юридическое значение фактических составов

Глава 2. Классификация и генезис юридических фактов в праве социального обеспечения

2.1. Виды юридических фактов в праве социального обеспечения

2.2. Основания и условия предоставления социального обеспечения как виды социально-обеспечительных юридических фактов

2.3. Материальные и процедурные юридические факты в праве социального обеспечения

Глава 3. Процедура установления социалыю-обеспечительпых юридических фактов

3.1. Понятие и значение процедуры установления социально- обеспечительных юридических фактов

3.2. Процедура установления социально-обеспечительного стажа и инвалидности

3.3. Установление иных видов социально-обеспечительных юридических фактов

Список использованной литературы

Актуальность нашей курсовой работы обусловлена тем, что правоотношения в праве социального обеспечения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые в теории права именуются юридическими фактами. К юридическим фактам относятся лишь те жизненные обстоятельства, которые признаны нормами права. Юридическими фактами признаются факты реальной действительности, с которыми действующие законы и правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений 1 .

Корни понятия «юридический факт» уходят вглубь истории юридической науки. В римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. Общее понятие юридического факта римские юристы не сформулировали. Создание этой категории связано с последующей переработкой, осмыслением и систематизацией римского права его позднейшими исследователями.

Фридрих Карл фон Савиньи — немецкий правовед и историк, знаменитый юрист, основатель исторической школы права впервые ввёл понятие юридический факт. В работе «Система современного римского права» Савиньи называл события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами. Первоначальное развитие юридических фактов было связано с гражданским правом и развито такими учёными как Г. Дернбург, Р.Зом, Г.Пухта, А.Тон, Е. Цительман, Д. Эннекцерус.

Что же касается социального обеспечения, то Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение. Кроме того, юридические факты позволяют судить о политике, проводимой государством в сфере социального обеспечения, ее особенностях и тенденциях, поскольку в них всегда отражается позиция законодателя по тем или иным ключевым вопросам.

В праве социального обеспечения на сегодняшний день отсутствуют самостоятельные комплексные исследования, характеризующие общеотраслевую специфику юридических фактов в сфере социального обеспечения. С учетом значимости права социального обеспечения для современного государства, его всевозрастающей роли в поддержке нуждающихся граждан, а также принимая во внимание сложность, противоречивость и значительный объем социально-обеспечительного законодательства, потребность в исследовании проблемы юридических фактов в праве социального обеспечения и выработке практических рекомендаций по совершенствованию законодательства не вызывает сомнений.

Проблема юридических фактов, их правовой природы, разновидностей получила довольно обстоятельное отражение в литературе по общей теории права. В то же время в отраслевых юридических науках юридические факты рассматриваются уже применительно к потребностям соответствующей науки и практики. Указанные научные исследования, выполняемые «на стыке» общей теории права и отраслевой науки, имеют важное значение, поскольку именно они позволяют связать абстрактные теоретические положения с конкретной правовой реальностью. Однако нужно заметить, что еще далеко не все отраслевые юридические науки отличаются подробным исследованием своих специфических юридических фактов. К числу таковых следует отнести и право социального обеспечения, где вопросы юридических фактов еще не получили должного освещения. Настоящая работа призвана восполнить этот пробел.

Цель исследования заключается в системном изучении сущности и специфики обстоятельств, порождающих правовые последствия в праве социального обеспечения России, внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Объектом исследования являются социально-обеспечительные общественные отношения, возникающие при предоставлении нуждающимся гражданам помощи либо содержания за счет общественных или обобществленных средств. Предметом являются юридические факты в праве социального обеспечения, их составы, виды, процедуры установления и значение в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений.

Читайте так же:  Когда предполагается индексация пенсий работающим пенсионерам

Методологическая основу составили логический, сравнительный, системный методы, а также метод сравнительного правоведения.

Теоретическую базу курсовой работы составили труды общетеоретического и отраслевого характера, в частности работы С.С. Алексеева, B.K. Бабаева, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова и A.B. Малысо и других авторов.

Глава 1. Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения»

    1. Понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения РФ

Юридический факт представляет собой частную предпосылку участия субъекта в тех мерах и мероприятиях алиментарного характера, которые именуются социальным обеспечением. Юридические факты воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования социально-обеспечительных отношений.

Будучи материально-идеальным явлением, юридический факт в праве социального обеспечения характеризуется следующими признаками: 1) это обстоятельство, определенным образом выраженное вовне (юридическими фактами не могут быть мысли, намерения, желания и прочие, хотя нередко законодатель придает правовое значение субъективной стороне тех или иных действий, например при наступлении инвалидности вследствие совершения умышленного преступления); 2) юридические факты выражаются в наличии или отсутствии явлений материального мира, то есть правовые последствия могут быть связаны не только с наличием определенных обстоятельств, но также с их отсутствием (отсутствие работы у лица, осуществляющего уход за членами семьи умершего кормильца); 3) юридические факты отражают своеобразие основных направлений и способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; 4) юридические факты прямо или косвенно предусмотрены правовыми нормами и влекут предусмотренные ими юридические последствия; 5) как правило, юридические факты в праве социального обеспечения нуждаются в фиксации в письменной форме (в виде акта, свидетельства, справки и так далее), хотя в ряде случаев отсутствие письменной формы можно восполнить показаниями свидетелей (подтверждение стажа).

С другой стороны, социально-обеспечительные факты могут быть связаны и с иными отраслями права. Например, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа государственной службы (ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), а категории граждан, относящихся к государственным служащим, порядок прохождения государственной службы и ряд других отношений регулируются нормами административного права (ст. 8-11, 21-41, 45-59 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»). С этой точки зрения понятие «социально-обеспечительный юридический факт» является более широким, поскольку простирается за пределы отрасли права социального обеспечения. В данном случае используется несколько иной по отношению к терминам «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» подход: во внимание принимается взаимосвязь права социального обеспечения с другими отраслями и более широким по объему признается то понятие, которое выходит за пределы права социального обеспечения.

Социально-обеспечительные факты отражают в себе исключительно позитивные качества человеческого сообщества, чем объясняется тесная взаимосвязь норм права социального обеспечения с правилами морали. Безусловно, предоставление содержания престарелым, инвалидам, лицам, лишившимся кормильца, помощь семьям, имеющим детей, временно нетрудоспособным гражданам и другие мероприятия заслуживают только положительной оценки и служат проявлением «человечности», социальной справедливости общества. С этих позиций особенность юридического факта в праве социального обеспечения заключается в том, что это объективное, учтенное государством в нормах законодательства препятствие для естественного жизнесуществования человека, в связи с чем, он признается нуждающимся в оказании государственной поддержки или содержания. Это препятствие может выражаться в потребности лечения, отсутствии заработка или иного дохода, нетрудоспособности, дополнительных материальных затратах и прочие.

    1. Понятие, виды и юридическое значение фактических составов

Для возникновения подавляющего большинства социально-обеспечительных правоотношений требуется несколько взаимосвязанных юридических фактов (фактический состав). Проанализированы разновидности фактических составов, а также юридические последствия, порождаемые незавершенными составами в праве социального обеспечения.

Фактическим составом является система юридических фактов, в совокупности влекущих юридические последствия, которые выражаются в обеспечении динамики правового отношения (его возникновении, изменении, прекращении). В праве социального обеспечения фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение. Исходя из предоставительно-обязывающего характера норм права социального обеспечения, все юридические факты по их месту в фактическом составе можно разделить на две группы.

Во-первых, это объективные основания социальной алиментации, то есть такие факты, которые обусловливают необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения; другими словами, жизненные обстоятельства, вызывающие потребность доставления благ и услуг на алиментарных началах, а не по труду. К числу подобных фактов следует отнести достижение определенного возраста, болезнь, утрату заработка, страховой стаж необходимой продолжительности и т. д. Именно эти факты порождают необходимость в социальном обеспечении и служат критерием классификации социального обеспечения на отдельные виды (пенсии, пособия, социальные и медицинские услуги, льготы и компенсации, предоставление предметов первой необходимости). Эти факты как раз и являются социально-обеспечительными фактами.

Во-вторых, для предоставления социального обеспечения также необходимы и обязательны такие процедурные юридические факты, как обращение нуждающегося субъекта и решение органа социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существование фактических составов объясняется сложностью самих общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. По справедливому замечанию С.С. Алексеева, сама природа пенсионного обеспечения такова, что для наступления правовых последствий требуется наличие разнообразных обстоятельств, свидетельствующих о нетрудоспособности лица или о его пожилом возрасте, а также о мере его участия в общественном производстве (стаж). Кроме того, для получения права на тот или иной вид социального обеспечения необходимы не только объективные основания социальной алиментации, свидетельствующие о нуждаемости лица в помощи или содержании со стороны государства, но и желание лица (то есть его волеизъявление) получить эту помощь или содержание. Наконец, нужен также властный акт уполномоченного органа, подтверждающий наличие у данного лица права на тог или иной вид социального обеспечения.

Источники

Юридические факты в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here